рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Формирование категории материя в Средневековье

Работа сделанна в 1996 году

Формирование категории материя в Средневековье - Курсовая Работа, раздел Философия, - 1996 год - Формирование категории "Материя" Формирование Категории Материя В Средневековье. Свое Дальнейшее Развитие Поня...

Формирование категории материя в Средневековье. Свое дальнейшее развитие понятие материи получило в трудах метафизических материалистов, которые, как и древние материалисты, не могли в достаточной мере сосредоточить внимание на философском аспекте проблемы материи и направляли внимание, главным образом, на выявление ее физических свойств.

Они понимали, что материю нельзя отождествлять с наблюдаемыми в природе конкретными видами вещества. Однако, как и древним материалистам, материя представлялась им первоосновой всех объектов природы. Под материей понимали атом, гипотетическую наименьшую частицу вещества.

К этому времени развивающаяся классическая механика определила ряд физических свойств вещества. Это побудило метафизических материалистов к отождествлению понятия материи с представлениями о веществе и его механическими свойствами. К числу таких свойств материалисты стали относить тяжесть, инерцию, неделимость, непроницаемость, массу и др. Таким образом, метафизические материалисты в разработке понятия материи хотя и пошли дальше древних философов, однако и они понимали материю ограниченно, сводя ее, по существу, только к веществу.

Кроме того, метафизические материалисты понятие материи относили лишь к природе и не распространили на понимание общественных явлений. Философы Возрождения не являются последовательными материалистами, и их взгляды во многом отличаются друг от друга. Однако в одном они едины в оппозиции средневековому методу и вообще аристотелевско-схоластическому мышлению. Они показывают бесплодность и комичность схоластических спекуляций, давая схоластикам совершенно однозначные характеристики.

Бесспорно, высокая оценка эмпирического знания, принципов естественнонаучных исследований и отвращение к схоластике были главными причинами того, что дуализм материи и формы отмирает одновременно со схоластикой. Судьба понятий forma и materia, однако, различна. Идея формы, как некоторого внешнего активного принципа, дающего материи видовое и индивидуальное определение, совершенно отрицает какой-либо опыт и потому исчезает из философского мышления эпохи Возрождения.

Наоборот, понятие materia сохраняет свою жизнеспособность, так как отражает реальную действительность в абстракции. Известное значение для изучаемого нами процесса имела существовавшая в то время дисциплина лабораторно-экспериментального характера алхимия. Общий опыт лабораторной экспериментальной практики алхимии вел к тому, что основная идея алхимиков идея трансмутации металлов постоянно слабела и, наконец, совершенно отпала. Поэтому великие мыслители Возрождения в большинстве случаев отгораживаются от целей средневековой алхимии и связанной с ней практики.

Сами по себе неудачные попытки трансмутации металлов и опыт лабораторной практики привели к знанию того, что материя сама по себе обладает качествами и, следовательно, аристотелевско-схоластическое понятие формы не имеет никакого смысла. Форму начали считать продуктом материи и позже материя перестала мыслиться как спекулятивный парный предмет с формой. Много соображений о материи, часто непосредственно связанных с полемикой против Аристотеля, можно найти у Джордано Бруно в произведении О причине, начале и едином.

Третья и четвертая части этой работы полностью посвящены определению понятия материя. Бруно понимает материю как единую материальную основу всего, как субстанцию в собственном смысле слова. Точка зрения, согласно которой форма создает из материи отдельные предметы, оправдана тогда, говорит он, когда речь идет о работе ремесленника. Природа не творит таким способом.

В жизни природы форма не является по отношению к материи внешним творческим принципом. Следует скорее говорить, что она материя содержит формы и включает их в себе, чем полагать, что она их лишена и исключает. Следовательно, она, развертывающая то, что содержит в себе свернутым, должна быть названа божественной вещью и наилучшей родительницей, породительницей и матерью естественных вещей, а также всей природы в субстанции.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Формирование категории "Материя"

В с т у п л е н и е. Вопрос о материи и ее свойствах, видах и формах бытия является коренным вопросом философии и естествознания на протяжении всей… Понятие материи относится к основным философским категориям и является… История философии свидетельствует о том, что понимание материи в различных философских учениях находится в строгом…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Формирование категории материя в Средневековье

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Категория материя в древнегреческой философии
Категория материя в древнегреческой философии. Философы Древней Греции строили свое учение о материальном мире на базе тех же элементов, которые характерны для индийской философии чарваков то есть

Обоснование и распространение понятия материи в Новое время
Обоснование и распространение понятия материи в Новое время. В XVII веке во всей Европе окончательно было сломлено господство средневековой схоластики и философское мышление уже повсюду стан

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги