Реферат Курсовая Конспект
Работа сделанна в 2000 году
Критика теории идей Платона - Реферат, раздел Философия, - 2000 год - Аристотель - самая "универсальная голова" среди философов Древней Греции Критика Теории Идей Платона. Критика Теории Идей Хотя Платон И Истина Мне Дор...
|
Критика теории идей Платона. КРИТИКА ТЕОРИИ ИДЕЙ Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит отдать предпочтение истине говорит Аристотель.
Аристотель показывает, что платоновское учение об идеях вырастает из некоторых предшествующих ему философских взглядов как бы естественным образом. В большинстве вопросов Платон примыкал к пифагорейцам.
Для возникновения платонизма имел большое значение и сократовский поиск общих определений. Однако решающий шаг был сделан самим Платоном он и его последователи и ученики - это те, кто делает число самостоятельным, если взять пифагорейцев, то в этом вопросе на них никакой вины нет. Также и Сократ во всяком случае это общее не отделил от единичных вещей, за что Аристотель его одобряет. Решающим для возникновения объективного идеализма Платона было противоречие между двумя его учителями - гераклитовцем Кратилом и Сократом.
Первый учил, что нельзя дать общего определения для какой-нибудь из чувственных вещей, поскольку вещи эти постоянно изменяются, второй же считал, что именно на достижение общих определений должно быть направлено внимание философов. Приняв положение Кратила и усвоив также взгляд Сократа на предмет философии, Платон пришел к мысли, что общие определения имеют своим предметом нечто другое, а не чувственные вещи, и, идя указанным путем, он подобные реальности назвал идеями. Аристотель, прежде всего, критикует платоновское понимание отношения между идеями и вещами.
У Платона все множество вещей существует в силу приобщения к одноименным сущностям, но самое это приобщение или подражание идеям, что оно такое исследование этого вопроса было оставлено в стороне. Аристотель разбирает аргументы академиков в пользу существования идей и находит их несостоятельными и противоречащими друг другу. Согласно доказательствам от наук, идеи будут существовать для всего, что является предметом науки.
Аристотель указывает и на противоречивость самой теории идей согласно духу платонизма, должны быть только идеи сущностей, но на самом деле у Платона получаются и идеи многого другого, например идеи качеств. Но приобщение к таким идеям было бы случайным, ведь качество изменчиво. Таким образом, идеи должны выражать только сущность. Но у сущности одно и то же значение и в здешнем мире, и в тамошнем. Поэтому платоновские идеи ничего не объясняют, в учении Платона происходит лишь удвоение мира. Но ведь покажется, пожалуй, невозможным, чтобы врозь находились сущность и то, чего она есть сущность поэтому как могут идеи, будучи сущностями вещей, существовать отдельно от них задает Аристотель риторический вопрос. Аристотель показывает, что ошибка Платона в том, что он придает самостоятельное существование тому, что самостоятельно не существует позже это стали называть гипостазированием.
Стагирит подверг платонизм критике в основном уже после смерти Платона, когда действовали другие академики Спевсипп, Ксенократ и др. эЭто был поздний платонизм, он сильно отличается от того, что мы находим в известных нам диалогах Платона в конце жизни автор учения склонился от теории идей к теории чисел.
Изложению этого близкого пифагорейскому учения Платона и других академиков Аристотель уделяет много места. Мы узнаем, что Платон ввел единое как сущность и двоицу большое и малое как некое подобие материи, из которой рождаются через приобщение их к единому числа и идеи, которые, в свою очередь, выступают как причины чувственных вещей. Большое и малое Аристотель сравнивает с апейроном пифагорейцев.
При этом единое и идеи, поскольку идеи приобщены к этому единому и участвуют в них причина добра, а материя двоица и идеи, поскольку они приобщены к вещам и участвуют в них причина зла. Все это неразумно и находится в конфликте и само с собой, и с естественным вероятием, и как будто мы здесь имеем ту словесную канитель, о которой говорит Симонид получается словесная канитель, как она бывает у рабов, когда в их словах нет ничего дельного.
И кажется, что самые элементы - большое и малое - кричат громким голосом, словно их тащат насильно они не могут ведь никоим образом породить числа. Аристотель решителен в своей критике. С эйдосами можно распроститься ведь они только пустые звуки сказано у него во Второй аналитике. Он говорит, что предполагать, что общее есть нечто существующее помимо частного, потому что оно означает нечто единое, нет никакой необходимости.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Ф. Энгельс называл Аристотеля самой уникальной головой среди древних, мыслителем, исследовавшим существенные формы диалектического мышления. Аристотель жил в IV в. до н. э. кК этому времени древнегреческая, античная,… Еще в VII в. в Греции не было ни одного философа. Во времена Аристотеля здесь существовало уже несколько философских…
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Критика теории идей Платона
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов