Рассуждение о тайцзицюань - раздел Философия, Антология даосской философии
Как Только Начинаешь Двигаться, Все Тело Должно Быть Одухотво...
Как только начинаешь двигаться, все тело должно быть одухотворенно-легким, а движения должны быть как бусы, нанизанные на единую нить. Пусть энергия вскипает привольно, а дух сосредоточен внутри. Ни в чем не должно быть ни недостатка, ни избытка, нигде не должно быть разрывов. Корень — в ступнях, раскрытие — в бедрах, управление — в пояснице, форма — в пальцах. От ступней до бедер и в поясе — все должно быть Единая энергия. Тогда, выступая вперед или отходя назад, всегда сможешь владеть обстановкой и пользоватъся моментом. Если же не сможешь владеть обстановкой и пользоваться моментом, в движениях не будет слаженности. Порок этот надлежит исправлять, обращая внимание на поясницу и бедра.
Вверх и вниз, вперед и назад, влево и вправо — все свершается одним путем. Все это идет от воли, а не от внешнего. Если есть верх — значит есть низ, есть переднее — значит есть заднее, есть левое — значит есть правое. Если хочешь поднять вверх, умей опустить вниз. А посему, если хочешь поднять противника и сокрушить его, стремись к тому, чтобы корень его сам переломился. Тогда сможешь быстро и без помех его одолеть.
Пустое и наполненное необходимо ясно разделять, в каждом месте [тела] должно быть свое пустое и наполненное. Так да будет повсюду. Пусть все тело будет как бы пронизано одной нитью, и не позволяй этой нити прерываться где бы то ни было.
* Перевод В. В. Малявина.
Текст «Рассуждение о тайцзицюань» приписывается Чжан Саньфэну (XIII в.), даосскому наставнику, автору известных трудов по внутренней алхимии, легендарному основателю тайцзицюань.
Все темы данного раздела:
Лао-цзы. Трактат о Пути и Потенции
Первая часть. Путь
Вторая часть. Потенция
Из книги «Чжуан-цзы»
Все — едино?
Высший учитель
Похвала естественности
Как править
Из даосской энциклопедии «Семь книг из облачной библиотеки».
Девять удержаний. Тринадцать видов пустоты и отсутствия
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. МУДРОСТЬ ЛЮБВИ
Разговор о верховном пути Поднебесной
Канон Чистой девы
Гл
СЕРДЦЕ КИТАЙСКОЙ МУДРОСТИ
Эта книга — первый не только в нашей стране, но и в мире опыт издания антологии даосизма. Но что такое даосизм? Вопрос этот с давних пор привлекает внимание исследователей Китая, од
ОТЦЫ ДАОСИЗМА
Наверное, главная особенность даосской мысли состоит в том, что это мысль, во всех своих явлениях обращенная к истокам вещей: истоку времен, сокрытых в незапамятных глубинах истории
Все — едино?
Цзыци из Наньго сидел, облокотившись на столик, и дышал, внимая небесам, словно и не помнил себя. Прислуживавший ему Яньчэн Янь почтительно стоял рядом.
— Что я вижу! — вос
Высший учитель
Знать действие Небесного и действие человеческого — вот вершина знания. Тот, кому ведомо действие Небесного, берет жизнь от Неба. Тот, кому ведомо действие человеческого, употребляе
Похвала естественности
Конь может ступать копытами по инею и снегу, а шкура защищает его от ветра и холода. Он щиплет траву и пьет воду, встает на дыбы и пускается вскачь. Такова настоящая природа коня. И
Как править миром
Цзянь У повстречал безумца Цзе-юя. «Что сказало тебе Полуденное Начало?» — спросил безумец Цзе-юй.
— Оно сказало мне, что государь среди людей сам устанавливает законы, пра
Рассказы о мастерах
Повар Дин разделывал бычьи туши для царя Вэнь-хоя. Взмахнет рукой, навалится плечом, подопрет коленом, притопнет ногой, и вот: «Вжиг! Бах!» — сверкающий нож словно пляшет в воздухе
Рассказы о Чжуан-цзы
Хуэй-цзы сказал Чжуан-цзы: «У меня во дворе есть большое дерево, люди зовут его Древом Небес. Его ствол такой кривой, что к нему не приставишь отвес. Его ветви так извилисты, что к
Истинное дело
Янь Хой пришел к Конфуцию и попросил разрешения уехать.
— Куда же ты направляешься? — спросил Конфуций.
— Я еду в царство Вэй, — ответил Янь Хой.
— А что
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВУ
Быть даосом, приверженцем Дао — значит претворять Путь: неустанно и сознательно идти вперед. И, следовательно, непрестанно совершенствовать себя. Даосизм по сути своей — не учение,
СУЩНОСТЬ ТАИНСТВЕННЫХ ВРАТ
СХЕМА ВЕЛИКОГО ПРЕДЕЛА ТАЙ ЦЗИ
Бесконечность Инь и Ян (в книге рисунок - круг) Безначальность движения и покоя
В буддизме го
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВУ
Сунь Сымяо. О сбережении духа и тренировке энергии *
Тело — это вместилище духа и энергии. Коли дух и энергия пребывают в теле, то здоровье
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВУ
Методы внутреннего созерцания
Согласно «Канону внутреннего созерцания»1: «Высочайший дочтенный правитель сказал: „Путь внутреннего созерцания зак
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВУ
Патриарх Люй. Надпись в сто иероглифов *
Питая дыхание, в забвении слов удерживай1.
Все занимающиеся совершенст
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВУ
Ши Цзюньу. Собрание истинных записей бессмертных с гор Сишань *
ПИТАНИЕ ЖИЗНИ
В «Истинном каноне трех первоначал» говорится, что ч
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВУ
ИЗ ДАОССКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ «СЕМЬ КНИГ ИЗ ОБЛАЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ» *
Девять удержаний1
1. УДЕРЖАНИЕ ГАРМОНИИ
Тринадцать видов пустоты и отсутствия
Лао Цзюнь молвит: «Жизнь происходит из тринадцати видов: пустоты, отсутствия, чистоты, покоя, утончения, одинокости, мягкости, расслабленности, принижения, убавления, времени, гармо
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ МУДРОСТЬ ЛЮБВИ
В христианской цивилизации Запада веками воспитывалось неприязненное или даже откровенно враждебное отношение к сексуальной жизни. Библейская заповедь «живите и размножайтесь» требо
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ МУДРОСТЬ ЛЮБВИ
Разговор о верховном пути Поднебесной*
Желтый владыка спросил у Духа левой руки 1: "Bce органы человеческого тела зарождаются одновременно, почему же д
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ МУДРОСТЬ ЛЮБВИ
Канон Чистой девы (Су-Нюй Цзин) *
Желтый император обратился с вопросом к Чистой деве: «Мое дыхание-ци стало слабым, потеряло гармонию. Нет в сердце радост
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ МУДРОСТЬ ЛЮБВИ
Главные наставления для Нефритовых покоев *
Пэн-цзу сказал: «В искусстве совокупления нет особенных секретов, но нужно уметь, не теряя спокойствия, сообраз
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ МУДРОСТЬ ЛЮБВИ
Хун Цзи. Секреты искусства брачных покоев*
1. РАЗОГРЕВАНИЕ ТИГЛЯ.
Разогревание тигля1 в покое — это способ «восполнения
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. ВОЛШЕБНЫЙ КУЛАК
Наряду с сексуальной практикой даосизма самый пристальный интерес в современном мире вызывают даосские школы кулачного боя, не совсем точно именуемые школами гунфу или ушу (букв, «в
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. ВОЛШЕБНЫЙ КУЛАК
Хуа Байцзя. Пять слов внутренних школ кулачного искусства *
1. Смирение: покой сердца; оберегая свой покой, управляй движениями других.
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. ВОЛШЕБНЫЙ КУЛАК
Канон тайцзицюань *
Великий Предел рождается из Беспредельного, и он есть матерь Инь и Ян. Двигаясь, он разделяет. Пребывая в покое, он сое
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. ВОЛШЕБНЫЙ КУЛАК
Об истинном свершении *
Сознанием веди энергию, опускайся ниже, смыкайся с землей, и тогда энергия сможет войти в кости. Пусть энергия своб
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. ВОЛШЕБНЫЙ КУЛАК
Го Юньшэнь. Ступени и способы совершенствования в школе синъицюань *
ТРИ ИСТИНЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Первая: тренируй
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. ВОЛШЕБНЫЙ КУЛАК
Сунь Лутан Наука школы «Кулак Восьми триграмм» *
I. ФОРМА И СУЩНОСТЬ КУЛАЧНОГО ИСКУССТВА «ВОСЬМИ ТРИГРАММ»
В древн
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. ВОЛШЕБНЫЙ КУЛАК
Избранные наставления старых учителей ушу *
Бай Сиюнь, мастер Синъицюань:
«Путь учащегося в Синъи
Некоторые практические советы
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ЗАНИМАЮЩИМСЯ СИНЬИЦЮАНЬ
Время. Заниматься Синьицюань лучше всего на рассвете и ограничиваться одним часом (не следует заниматься слиш
Избранные изречения мастеров воинского искусства
Заниматься воинским искусством и не заниматься внутренним достижением (гунфу) — значит прожить жизнь впустую.
Найти хорошего учителя нелегко, найти хорошего ученика — еще т
Предания о мастерах воинского искусства
МАСТЕР ЛИ ЛОНЭН
В старину среди мастеров школы Синьицюань больше всех прославился Ли Лонэн. У него еще было прозвище Почтенный Старый Мастер или Старый Земл
РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ ВСЕ РАДОСТИ ЖИЗНИ
Человек, взращенный современной цивилизацией, так долго был занят всякого рода борьбой — за прогресс, за свободу, за свой комфорт, — что, кажется, почти разучился радоваться жизни.
РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ ВСЕ РАДОСТИ ЖИЗНИ
Наставления Сунь Сымяо о здоровой жизни *
ЧЕТЫРЕ ВЕЩИ, КОТОРЫЕ НЕ СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ:
1. Не следует слушать раздражающ
РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ ВСЕ РАДОСТИ ЖИЗНИ
Сунь Сымяо Песнь о сбережении жизни*
Между Небом и Землей человек — вот главная драгоценность.
Голова его подобна Небу, ноги подоб
Изложение ста болезней
Лао Цзюнь молвит: «Если желаешь спастись от катастрофы или разрешить проблему, то лучше всего заранее предотвращать их появление в своей жизни. И тогда не будет трудностей. Для того
Восхваление ста лекарств
Лао-Цзюнь молвит: «С древних времен мудрецы стремились совершать добро и в самых незначительных мелочах. Не было ни малейшего проступка, который бы они не исправляли. Если ведешь се
РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ ВСЕ РАДОСТИ ЖИЗНИ
ИЗ ДАОССКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ «СЕМЬ КНИГ ИЗ ОБЛАЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ» *
Годовой цикл в китайской «Науке Перемен»
Первый меся
ЖИЗНЬ — ТВОРЧЕСТВО
Даосская утопия*
Далеко-далеко на юге, в царстве Юэ, есть местечко, которое зовется уделом Несокрушимой силы. Люди там неучены и безыскусны
КРАСОТА ВЕЩЕЙ
Лю Цзунъюань. О холмике, что лежит к западу от пруда моего **
Лю Цзунъюань (773—819) — известный поэт, прозаик и философ.
Новости и инфо для студентов