Реферат Курсовая Конспект
ИСТОРИЯ РИСУНКА - раздел Философия, Самоанализ и познание внутреннего мира История Рисунка Начинается С Примитивных Отображений Дикарями Какой-То Инфор...
|
История рисунка начинается с примитивных отображений дикарями какой-то информации, нацарапанной веткой на земле, с наскальных изображений древних. Можно смело сказать, что рисунок — отображение пройденного человеком пути, полученного опыта...
Сначала у людей возникли знаки. Например, изображение стрелы с оперением означало: «Иди туда». До того как придумали знак стрелы, на землю клалась настоящая стрела острием в нужном направлении. Затем ее заменили рисунком, что было более целесообразно. Обычай «класть стрелы» существует и сейчас. В кинотеатрах или в других публичных местах Вы можете видеть стрелы, указывающие направление. Стрела — прямая линия — символ ума, указывает, куда надо приложить действие. Затем стали обозначать конкретнее «Двое наших пошли за зебрами» (рис. 13).
Я задаю Вам вопрос на эрудицию, что такое пиктограмма? И Вы мне, дорогой Читатель, жизнерадостно отвечаете: «Это информация, переданная с помощью рисунка». То, что мы с Вами изобразили на предыдущих рисунках, — пиктограммы. Наша задача, чтобы рисунки, которые мы будем анализировать, стали для нас пиктограммами. Правда, в строгом смысле слова пиктограмма — это, как правило, одно предложение: «Двое наших пошли за зебрами на запад». Мы же должны сделать свою особую пиктограмму, которая передаст нам столько информации, сколько мы сможем взять.
Существуют шесть видов пиктограмм: любовные послания; охотничьи сообщения; магические формулы; военные сообщения; надписи на могилах; политические и социальные — петиции, договоры, предупреждения.
Пиктограмма — это вообще начало письма. Многие знаки и символы, составляющие пиктограмму, вышли из определенного жеста. Например, перст указывающий — туда! Или большой палец вверх — хорошо! Или палец к губам — молчи! Часто жесты были заимствованы из магии. Поэтому такой рисунок, который Вы запомните как термин «идеограмма», часто используется для магических целей. Чаще всего это религиозная символика. Со временем те же знаки заменили звуком. Так появилось звуковое считывание информации.
В любом виде рисунка просматривается индивидуальный стиль того, кто рисует. Почему? Потому что каждый рисунок выполняется по закону личной жизни, существующему в человеке, который в данном случае можно назвать стилем рисунка.
Рисунок дает больше информации о человеке, чем почерк, так как у рисунка нет тех ограничений по правилу написания, которые обычно имеет почерк. Что такое рисунок? Это изображение, выполненное от руки с помощью пишущего средства. После эпохи Возрождения живопись и графика начали выделяться в два самостоятельных направления. Графика — линейные соотношения, воспроизведение формы предметов, их освещенности.
Живопись — соотношения красок, выражение через цвет существа предметов. Импрессионисты завершили этот процесс разделения. В их работах все линейное второстепенно, главное — цвет. И вот живопись стала независимой от рисунка, который раньше был в ее центре.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РИСУНОЧНЫХ ТЕСТОВ ДЛЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
Рисунок содержит не логические выводы, а смысл изображенного, отношение к миру самого рисовавшего, его логический опыт и переживания.
Используя рисунок, мы сможем определенным способом выделить 8 основных типов людей (а опытные профессионалы — еще 63 подтипа). Тип определяет характеристику человека, например, тип лидера или тип подчиненного и т. д. Наши знания уже позволяют нам сказать, что тип указывает на преобладание того или иного инстинкта, темперамента, модальности...
Графолог Энн Махони первой предложила разложить по предпочтительности следующие символы: круг, квадрат, треугольник. Она и явилась родоначальником аналогичных тестов в науке. Справедливости ради надо отметить, что подобные исследования были давно проведены во многих околонаучных философских школах.
Так что же все-таки значат символы, названные Энн Махони фигурами?
Круг — символ одобрения, чувственности, дружественности, игривости, радости; это фигура обтекаемая, мягкая, связанная с женским началом.
Прямоугольник — символ безопасности, говорит о преобладании в характере логики, практицизма, желания стабильности и прочности; мужское и женское начало в нем могут быть уравновешены.
Треугольник — символ агрессии, резкого проникновения в идею, говорит о преобладании в характере честолюбия, может быть, чрезмерного. В мире людей треугольник — фигура «наступательная», связанная с резко выраженным мужским началом.
Рассматривая рисунок, состоящий из этих символов, психолог может определенным способом его интерпретировать. Давайте и мы поучимся это делать.
Рисуночный тест «Человечек из десяти геометрических фигур»
Цель теста: Выявление индивидуальных особенностей человека.
Задание:
Нарисуйте человека из десяти геометрических фигур: треугольников, кругов и прямоугольников (квадратов). Геометрические элементы могут быть разной длины, накладываться друг на друга и т. д. Главное, чтобы их было десять, не больше и не меньше.
Для выполнения задания используйте три листа бумаги размером 10 X 10 сантиметров. На первом листе выполните пробный рисунок и посмотрите, как получился человечек, сосчитайте количество геометрических фигур. Затем сделайте рисунок на втором листе, что-то подправьте на нем, и выполните окончательный рисунок на третьем листе.
Обработка данных:
Подсчитайте по каждому рисунку количество использованных треугольников, кругов и прямоугольников. Запишите результаты в виде трехзначного числа, в котором первая цифра обозначает количество треугольников, вторая — количество кругов, третья — прямоугольников. Например, Ваше число в этом тесте 424. Далее надо определить, какие свойства человека закодированы этим числом. Для этого проработайте несколько описаний типов личности, раскрывающих интерпретацию рисунка. Учтите, все приведенные качества особенно явственно проявляются при высоком уровне сознания. При низком они могут быть выражены слабо или проявляться лишь ситуативно.
Тип 1. Руководитель
Описывается числами 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640.
Жесткий руководитель обычно выражен числами 901, 910, 802, 811, 820.
Ситуативный руководитель — числами 703, 712, 721, 730.
Преподавательское руководство представляют числа 604, 613, 622, 631, 640.
Человек первого типа — наглядный пример доминирования лидерского или исследовательского инстинкта, чаще всего представитель холерического темперамента. Свою деятельность направляет на наиболее важные социальные задачи. Может быть хорошим рассказчиком, или лектором, или преподавателем, при этом склонным к руководящей и организаторской работе. В социальной среде обычно хорошо адаптирован. В своей руководящей роли придерживается границ благоразумия. Любит зеленый цвет (этот человек — «дерево», по китайской системе «у-син»). Часто любимое время года у него — весна.
Тип 2. Сознательный исполнитель
Характеризуется числами 505, 514, 523, 532, 541, 550.
Часто похож на руководителя (тип 1), но при принятии решения часто колеблется. Более ориентирован на профессионализм, чем на руководство. Очень ответственен, требователен к себе и другим, правдив. Доминирующий инстинкт — свободы, или сохранения достоинства, или альтруизма. Такие люди часто слишком много работают, изводя себя до изнеможения, а потому психосоматические заболевания — их частые спутники.
Тип 3. Тревожно-мнительный
Ему свойственны числа 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460. Причем 415 часто обладает поэтическим талантом.
Этот тревожно-мнительный тип принадлежит одаренным и способным людям. Они не умеют сконцентрировать свои способности на чем-то одном и рассеивают их по множеству направлений. Поэтому им мало одной профессии, и они пробуют себя в нескольких, иногда совершенно противоположных по сути.
Например, «технарь» начинает заниматься психологией. Иногда они имеют какое-то увлечение, типа хобби, которое может перерасти во вторую профессию. У них часто преобладает визуальная модальность.
Физически не переносят беспорядка и грязи, могут конфликтовать из-за этого с другими. Ранимы. Часто сомневаются в своих возможностях, нуждаются в мягком, осторожном поощрении, подбадривании — это их стимулирует и укрепляет.
Число 424 принадлежит особенно добросовестным и аккуратным работникам, которые не умеют плохо работать и не любят этого в других.
Тип 4. Ученый
Представлен числами 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370.
Люди этого типа имеют склонность к анализу. Пытаются объяснять окружающий мир с точки зрения определенной модели, на все явления жизни имеют свои теории. У них проявляется яркое доминирование исследовательского инстинкта.
Обладают душевным равновесием, их поведение рационально и продумано. Номер 316 имеет особенную склонность к созданию глобальных теорий, а также может проводить сложную координационную работу.
Число 325 свойственно человеку, крайне увлеченному познанием социальной жизни, вопросами здоровья, биологией, медициной.
Тип 5. Интуитивный
Характеризуется числами 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280.
Очень восприимчивый правополушарный тип, обладающий хорошим воображением и большой чувствительностью, обостренной нервной системой. Разумеется, подобная чувствительность имеет высокую истощаемость.
Чтобы не доходить до этой грани, им лучше почаще переключаться от одной деятельности к другой. Очень развит инстинкт альтруизма, поэтому они часто помогают неудачникам, хлопочут об отверженных, вообще заботятся о людях. Имеют собственную мораль. Прекрасно чувствуют новизну. Хорошо работают головой и руками. Любят техническое творчество.
Вырабатывают в себе умение самоконтроля. Не любят посягательств на свою свободу.
Число 235 часто принадлежит профессиональным психологам или интересующимся психологией.
Число 244 свойственно писателям или имеющим склонность к литературному творчеству.
Число 217 говорит о приверженности человека к изобретательской деятельности.
Число 226 представляет тип человека, у которого существует большая потребность в новизне. Такие люди ставят перед собой чересчур завышенные цели — это от излишней самоуверенности или от некоторой беспощадности к себе.
Тип 6. Интеллектуальный
Представлен числами 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046.
Чаще всего это прирожденные «технари», обладающие богатым воображением. Но среди них есть и творческие интеллектуалы, художники и философы.
Люди подобного типа чаще сориентированы на внутренний мир. Живут собственной моралью, эмоциональны, богемны.
Не любят ограничений извне, но допускают самоограничения. Имеют собственные идеи по поводу любых явлений и увлечены этими идеями.
Число 019 встречается у тех, кто хорошо владеет аудиторией.
Число 118 свойственно способному изобретателю или конструктору.
Тип 7. Сопереживающий
Характеризуется числами 550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091.
Этот тип представляют люди повышенного эмоционального интереса к другим. Они сочувствуют и сопереживают людям, нередко плачут в кино или театре. Их надолго может вывести из равновесия чья-нибудь несправедливость или жестокость. Чувствуют чужую боль, как свою собственную. На сопереживание тратят много собственной энергии. Такая несколько излишняя ориентация на других отвлекает их от собственных проблем, которые часто остаются нерешенными. Это слабые руководители, так как, вникая в личные дела подчиненных, они оставляют невыполненными производственные задания.
Тип 8. Несопереживающий
Представлен числами 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109 (если какое-нибудь число уже использовалось, то одно из его значений рассматривайте как дополнительное).
Такие люди не чувствуют переживаний других или не обращают на это внимания. Наоборот, могут даже усиливать давление на попавшего в беду. При развитом сознании — это хороший руководитель, подчиняющий коллектив своей воле. Если он еще и хороший специалист, то его коллектив очень продуктивен. Но может быть чрезмерно черствым, если что-то выбивает его из колеи, способен потерять контроль над собой. При неразвитом сознании и ущербных духовных качествах это тип жесткого, часто несправедливого руководителя.
Приведенный самоанализ, как и любой другой, не отражает полностью природу человека, поэтому могут быть разные исключения. Тест хорош как одна из граней познания себя или других, обратите внимание — лишь одна из граней.
Дополнительные вопросы
В зависимости от того что выделяется на рисунке, задайте тому, кому Вы предложили тест, следующие вопросы (на которые обычно следуют утвердительные ответы):
на теле человечка изображена шея — «Вы ранимый человек?» (Бьют всегда по шее... В этой области находится центр «накопленной вины» человека);
на рисунке прорисованы лишь одни глаза — «У Вас доминирует визуальная модальность?» Если отвечающий — представитель нашей школы «Единство», то скажет, что да, визуальная; если нет, спросит: «А что это такое?». Тогда задайте ему вопрос по-другому: «Вы любите живопись?».
на рисунке прорисованы лишь одни уши — «У Вас доминирует аудиальная модальность?» Или: «Считают ли Вас человеком умеющим слушать? Любите ли Вы музыку?»
на рисунке прорисован лишь один рот — «Вы любите поговорить?»
на теле человечка прорисован кармашек — «У Вас есть дети?»
на теле человечка изображен треугольник — «Вы кем-то командуете (руководите)?»
на теле человечка нарисован кружочек — «На Вас лежит серьезная забота о старшем родственнике?»
Рассмотрим рис. 14. Здесь представлены четыре рисунка. Число 334 характеризует типично «ученый тип». Умеет делать анализ и обобщение, отделять главное от второстепенного, объяснить любую ситуацию с точки зрения какой-то определенной теории. Часто это человек, «отъехавший» в логику. Любит театр, хорошее кино, концерты. У него явно присутствуют артистические способности, на что указывает наличие шеи. Но прежде всего это ученый. Людей он не видит и не слышит, на что указывают непрорисованные глаза, нос и рот. Зато у него хорошо работает голова. Недостаток эмоций восполняет шея, которая является противовесом холодной голове. Шея акцентирована штриховкой, то есть этот человек раним. Нарисованные руки говорят о его графических способностях. Рисунок значительного размера, что свидетельствует о нормальном физическом состоянии человека и отсутствии утомляемости. Обратите внимание на три других рисунка и попытайтесь по ним определить тип изображенных людей сами.
Домашнее задание
1. Сделайте рисунок человечка, сосчитайте количество геометрических фигур, определите свой тип личности.
2. Попросите нарисовать такой рисунок и всех своих домашних.
3. Общение с каждым собеседником по возможности заканчивайте просьбой сделать рисунок человечка. Таким путем Вы «набьете себе руку» и будете практически мгновенно определять типовую принадлежность Вашего собеседника.
А вот другой не менее интересный тест
Рисуночный тест «Дерево»
Дерево... древо... древо жизни... древо познания добра и зла. Я думаю, в этом символе, именуемом древом, заключен смысл всей человеческой жизни и вселенной, его окружающей.
Дерево прежде всего символ роста и символ человека по аналогии со стоящей статуей. Такой глубокий смысл — для мудрецов, мы же будем смотреть на явление более прозаически, ища прикладное, подобно тому, что требует от нас обычная жизнь в социуме...
В начале нашего века первым среди ученых догадался использовать рисунок дерева для изучения человека швейцарец Э. Жюккерт. Он понял, что, рисуя дерево, мы с помощью символов изображаем свои проблемы и желания. В рисунке дерева просматриваются все основные черты характера человека, даже его этническая принадлежность. Так, мусульмане обычно изображают на рисунке корни, что является показателем большой привязанности к своей среде.
Цель теста: Выявление типа личности человека.
Задание:
Возьмите лист бумаги размером 15 X 10 сантиметров, ручку или карандаш. Выполните на нем рисунок любого дерева. Затем повторите его и, наконец, нарисуйте в третий раз. Причина такой методики объясняется просто: первый рисунок — это реакция испытуемого на незнакомую обстановку, говорит о его самоконтроле; второй — более соответствует его обычному психологическому состоянию; третий — полностью позволяет слиться с привычной обстановкой и обстоятельно выполнить задание. Поэтому анализировать будем третий рисунок.
Все возможные рисунки представляют собой ряд типов личности:
Тип 1. Организаторский
Изобразивший ель проявляет склонность к организаторской деятельности.
Тип 2. Философский
Для такого типа характерно отсутствие деталей, дерево изображается как упрощенная схема. Встречается у людей, склонных к философствованию.
Тип 3. Педант
Этот тип личности противоположен типу 2. Отличается педантичностью. На дереве множество различных деталей. Как правило, нарисовавшие его — бухгалтеры, экономисты.
Тип 4. Детский
Характерно изображение голых веток. Нарисовавший имеет черты детской непосредственности.
Тип 5. Интуитивный
Нарисовавший подчеркивает пышность кроны дерева. Такому человеку свойственна развитая интуиция.
Тип 6. Эстетический
Характерно для художников или любителей, передает настроение нарисовавшего дерево.
Тип 7. Экзотический
Часто это пальма или что-нибудь в этом роде. Встречается у лиц, склонных к экстравагантности в суждениях, поступках, одежде.
Тип 8. Самобытный
Обладает некоторой вычурностью. На дереве возможны экзотические цветы или плоды. Встречается у очень неординарных и самобытных людей.
Тип 9. Сюжетный
Для данного типа характерно обдумывание сюжета. Обычно его дерево изображается на склоне оврага, под солнцем, луной, с птицами на ветвях.
Поясним, что предполагает размер рисунка.
Если изображаемое дерево символизирует личность тестируемого, то пространство листа — его жизненное пространство, подчиненное тем законам, о которых я скажу чуть позже. Величина рисунка по отношению к размеру листа говорит о предположении собственной значимости и о значении переживаемых эмоций по сравнению с внешними явлениями. Часто большие рисунки выражают экспансивность и агрессивность, маленькие — чувство собственной неполноценности .
Характерные детали для анализа
Еще точнее помогут Вам сделать анализ (или самоанализ) те характерные для рисунка детали, о которых сейчас расскажу.
Сильная штриховка на дереве свидетельствует о внутреннем напряжении человека.
Изображение гнезда свойственно тем, кто склонен ухаживать за животными.
Наличие плодов характерно для стремящихся к результативной деятельности.
Дупло может свидетельствовать о перенесенном заболевании либо операции.
Вместо дерева рисуется пень — характерно для человека, склонного отвечать на призыв противоположным действием.
Вершина дерева не завершена, обычно рисуются крупные ветви, часто дупло — так и у человека большие незавершенные планы.
Слишком мелкое изображение говорит о невозможности проявить себя.
Слишком большие размеры рисунка свидетельствуют о внутренней свободе человека.
Дерево, раздвоенное от ствола, присутствует обычно в рисунках близнецов или тех, у кого родственные связи с братьями и сестрами очень сильны.
Сломанное дерево означает, что человек пережил сильное потрясение.
Ветка вместо дерева говорит об инфантильности рисовавшего.
Обозначение места, на котором стоит дерево, характерно для людей, нуждающихся в укреплении своего места в жизни.
Все, что мы сейчас разобрали, — лишь начало интерпретации теста. А теперь сделаем анализ рисунка, исходя в основном из исследований французского психолога Рене Стора, включив туда же некоторые разработки преподавателей школы «Единство». Анализировать будем только третий рисунок. Внимательно взгляните на него, как бы прощаясь. Такого изображения Вам никогда больше не удастся создать.
Дерево — символ жизни и символ человека, его духа, мыслей и чувств. Рассматривая элементы символа, посмотрим, о чем наши думы и стремления.
Анализ рисуночного теста
Анализ пространства рисунка
Предположение, что пространство, осваиваемое человеком, бесконечно и является прообразом Великого Ничто, — заблуждение. Любое пространство, которое осваивает человек, — конечно и подчиняется законам иерархичности, цикличности, образования схем и прочим духовным законам. В нашем трехмерном мире пространство разбивается на четыре зоны, получаемые при вписывании в него повернутого креста, обладающие определенным символическим значением '(рис. 15). Верх А, Б — зона духа, интеллекта, развития, связей с окружающими. Центр — это «Я» человека, сознательная жизнь, которая всегда в центре всего. Низ Е, Д — бессознательное, материальное, инстинктивное, сексуальное, коллективное. Левая сторона И, К — связь с самим собой, с прошлым, репродуцирует женские энергии, эгоизм. Правая сторона В, Г —связь с другими людьми, репродуцирует мужские энергии, альтруизм. Проведите диагонали по кресту и обратите внимание на новые свойства пространства, где происходит акт запечатления (рисование или акт любого общения). Зоны, о которых мы только что говорили, вносят в любые отношения свои коррективы: нападение и протест (между зонами Б и В), упорство и преданность (между Г и Д), захват (между Е и Я), сдержанность и осторожность (между зонами К и А).
Анализ рисунка
На разлинованном листе бумаги нарисуйте дерево (рис. 16). Начнем анализ.
О чем говорит расположение рисунка на странице
Расположение в левой части — привязанность к прошлому, к матери.
Расположение в правой части — потребность опереться на чей-либо авторитет.
Левая позиция с тенденцией смещения рисунка к центру — желание обрести покровителя, с одной стороны, и быть от него независимым — с другой.
Расположение в центре со смещением вправо — желание найти согласие между собой и другими. Если при этом дерево наклонено вправо — человек ориентирован к внешнему миру или к своему будущему.
Расположение строго центральное — потребность в систематизации своего жизненного опыта.
Правое расположение с тенденцией смещения рисунка к центру — поиск согласия с внешним миром.
Расположение целиком в верхней четверти — автор подвержен депрессиям, которые он пытается прервать активными действиями. Он может быть неустойчивым в жизни, ищет способы самообладания. Иногда прорисовываются амбиции, желание навязать себя и свои проблемы другим.
Расположение рисунка в нижней половине — автор чувствует себя покинутым, прорисовываются чувство депрессии и самобичевания.
Выявление нестандартности поведения рисовавшего.
Сделав общий анализ человека, изобразившего дерево, отметим его некоторые индивидуальные черты.
Если рисовавший повернул лист бумаги по горизонтали, это говорит о независимом уме или о значительной рассудительности.
Вокруг дерева прорисован пейзаж — свидетельство развития астрального тела, чувствительности.
Дополнительные объекты на рисунке свидетельствуют о хорошем воображении, эмоциональности.
Нарисованы два дерева — этот символ говорит: «Я и окружающие меня люди». Хорошо видно ваше отношение к окружающему миру — в этом просматривается жизненная позиция рисовавшего.
Нарисовано множество деревьев, не связанных почвой, — можно делать вывод об инфантильности поведения рисовавшего, из которого вытекает неумение или нежелание подчиняться общепринятым нормам.
О чем говорит изображение основания дерева
Основание, на котором стоит дерево, часто повествует о духовной платформе тестируемого, о его социальных и психологических притязаниях.
Если основание прорисовывается одной чертой, значит, автор рисунка может сосредоточиваться на одной цели, независимо от того, личная ли его эта цель, или отданная в виде приказа.
Разные основания в виде линий разнообразной формы говорят о том, что у человека сильная потребность в идеале: он ищет достойный пример, навязывая себе правила жизни, делающие его похожим на свой идеал.
Несколько линий, идущих до края листа, свидетельствуют об импульсивности рисовавшего, некоторой капризности, возможности идти на неожиданные контакты.
Подъем основания в правый верхний угол говорит об энтузиазме и увлеченности человека.
Опускание основания вниз показывает подавленность человека, его нежелание проявлять рвение.
О чем говорит изображение корней
Корни говорят не только о среде, из которой вышел человек, но и о самом примитивном, что есть в личности. Корни часто встречаются в рисунках детей. Если же они нарисованы взрослым, это может означать, что тестируемый ищет в жизни опору. Правда, часто это — свидетельство его импульсивной жизни или интереса к тайнам (к тому, что скрыто), в частности, длинные корни говорят о его непомерном любопытстве.
О чем говорит крест на рисунке
Символ креста означает наличие какого-то подспудного (или явного) страдания либо нравственного конфликта. Крестообразные формы могут быть прорисованы в корнях, на стволе, на листве, обозначая страдания в той области жизни, которая символизируется этими частями дерева.
О чем говорит изображение листвы
Листва для дерева — то же самое, что легкие для человека, символ обмена с внешним миром. Если листва развернута широким веером, значит, взаимодействие с окружающей средой значительное. Такой человек ориентирован на контакты, его можно приглашать на должность менеджера — не ошибетесь. Если листва скудная, чахлая, тонкая — контакты с внешним миром слабые.
Высота листвы зависит от интеллектуального развития и интересов в сфере идей. Когда листва занимает почти всю страницу бумаги — это правополушарный «отъезд» в мечты. Если же она равна 5/8 высоты листа бумаги — интенсивная интеллектуальная жизнь, может быть «отъезд в логику»; 3/з — хороший контроль над собой; 1/8 — недостаток контроля, что нормально для ребенка 3—4 лет, но не для взрослого.
Ширина листвы в первом верхнем квадрате (страница разделена по ширине на четыре квадрата) символизирует степень сомнения в своем интеллекте и своих силах или говорит о том, что тестируемый напряженно защищается от чего-то или кого-то.
Ширина листвы во втором квадрате показывает степень убежденности автора рисунка в своей малой значимости.
Ширина листвы в третьем квадрате свидетельствует об убежденности человека в своем хорошем интеллекте, однако есть проблемы с умением объяснить или убедить кого-то, отсюда же вытекают сложности во взаимоотношениях с другими людьми.
Ширина листвы в четвертом квадрате показывает степень проявления желания быть на виду, выступать перед людьми.
Изображены два дерева. Листва первого дерева широкая, второго — узкая: это означает, что для человека сложна проблема выбора (амбивалентность). Он имеет скрытую потребность зависеть от других, тем не менее относится к ним недоверчиво.
Теперь наоборот — листва первого дерева узкая, второго — широкая: автор рисунка упрямец, склонен прятаться за показной силой, на самом деле ее не имеет, от этого испытывает сильное внутреннее напряжение.
Очень острая листва означает стремление человека защититься от опасности — явной или подозреваемой.
Форма листвы тоже может рассказать о многом: маленькие букетики с кругами в 1/3 высоты ствола или без кругов свидетельствуют о нежности, эмоциональности. Круги в листве можно рассматривать и как поиск ободрения, и как говорливость. Падающие или упавшие листья показывают нам разочарованность человека, его покинутость.
Листья вверх — энтузиазм, стремление к лидерству, наличие цели.
Листья во все стороны — рисовавший человек распыляется, очень общителен.
Открытая листва, не замкнутая кривой линией, — чувствителен к среде, неспособен серьезно сопротивляться ей.
Нитевидная листва, похожая на запутанную нить, — ловкость при решении проблем, умение избегнуть нежелаемого.
Разные части листвы ограничиваются кривыми линиями — принятие мира, открытость ему, умение принять человека.
Закрытая и открытая листва — может получать и отдавать. Иногда поиск правды (инстинкт свободы).
Листва полностью ограничена кривой линией — сохранение своего «Я» способом впадания в детство, ребячество (ПЗ).
Пустая закрытая листва (пустой круг) — непроявленная агрессивность.
Однообразные детали на рисунке — привычка к стандартным решениям. И наоборот, разнообразные детали — стремление к нестандартным решениям, получению разнообразных знаний, хорошая память.
Дерево, крона которого подстрижена «шапкой», — потребность в поддержке.
Листва в виде гирлянд — человек находится в глубокой обороне, но остается корректным, даже будучи загнанным в угол.
Петлевидная листва — использование своего обаяния для достижения цели.
Листва с прогрессирующим расширением вверх — поиск лучших вариантов.
Небольшие группки листочков, очерченные контуром, повторяющиеся на всем дереве, — захватывающая беспокойная мысль.
Листва, подобная вышивке, — женское начало, обаяние.
Переделанная листва — стремление скрыть свои ошибки.
Листва с цветами — мягкость, сентиментальность, нежность.
Листва, смещенная вправо, — желание прочной поддержки и поиск ее.
Листва, направленная влево, — возврат к прошлым опытам.
Листва без четко выраженной ориентации — у человека затруднения во всем, что касается выбора.
О чем говорит изображение ветвей
Ветви выражают способ, которым человек сумел реализовать свои возможности, формы его защиты и атаки внешнего мира.
Ветви, прорисованные одной линией, — побег от неприятной жизненной реальности, например, в мечту, в детство, иногда в ПЗ, приукрашивание этой неприятной реальности, попытка переделать ситуацию.
Ветви из одной и двух линий — поиск точного решения вопроса.
Ветви из двух линий — умение анализировать жизнь.
Обрезанная ветвь — аффективная травма (психосоматическое заболевание из-за длительного непринятия решения) .
Ветви из одной или двух линий, нарисованных в виде ромба плюс круги из листьев, — человек отличает желаемое от действительного, но это-умение забирает так много душевных сил, что для их компенсации необходима забота и нежность другого человека.
Не нарисованы ветви на стволе — трудности в установлении контактов.
Утолщенные замкнутые ветви — внезапные гневные реакции, ставшие для человека обычными.
Плакучая ива — отсутствие смелости, иногда отчаяние.
Симметрия ветвей. Прямолинейная симметрия — ветви образуют прямой угол со стволом и расположены напротив друг друга. Подобное изображение говорит, что автор рисунка старается хотя бы казаться в согласии с окружающим миром.
Прямоугольная, с чередованием, — ветви образуют со стволом прямой угол и прорисованы поочередно с обеих сторон. .В этом случае рисовавшему грозит (или уже наступила) потеря контроля над собой (аффект), кроме того, он не может принять решение (амбивалентность), а состояние непринятия решения болезненно.
Многоугольная, с чередованием, — говорит о моральных проблемах автора рисунка.
О чем говорит изображение ствола
Что за символ — ствол? Это «Я» индивида, зона идей.
Если высота ствола больше высоты кроны — у человека преобладает интерес к конкретным вещам, он умеет жить в настоящем моменте.
Если величина ствола больше величины кроны в два-три раза, значит, тестируемый зависит от окружения, при этом он может агрессивно ему противостоять, он возбудим и импульсивен.
Ствол, равный по высоте кроне, говорит о поиске согласия с окружающими.
Крона больше ствола — у автора рисунка хороший самоконтроль.
Если крона намного больше высоты ствола — это признак художественных интересов и высокого интеллектуального уровня. Иногда это бегство в магию...
Если на стволе прорисованы детали — этот человек помнит о мелочах в повседневной жизни.
Изолированная ветвь на стволе слева говорит о стремлении человека быть похожим на мать.
Изолированная ветвь на стволе справа выдает желание автора рисунка быть похожим на "отца, сравняться с ним в силе.
Шрам на стволе запечатлевает память о прошлых неудачах человека (это шрам в психике, на стволе он прорисован в виде символа вторгшейся агрессивной энергии).
Ствол, отделенный от листвы чертой, — человек находится под воспитательным давлением.
Ствол в форме конуса — противодействие чему-то или кому-то с демонстрацией своей силы.
Ствол прерывается листвой в виде вогнутой кривой — человек пассивен, мягок, все принимает как должное.
Ствол в виде одной линии — нежелание видеть реальность.
Обычный стандартный открытый ствол — нормальное развитие человека.
Ствол, входящий в листву, — желание сохранить имеющееся, а также (второе значение) беспокойство по сексуальным мотивам.
Ствол, отделенный от почвы чертой, — человек чувствует себя одиноким и несчастным.
Ствол с наклоном влево — рисовавший человек пасует перед агрессией, с наклоном вправо — ищет поддержки.
Ствол с разными наклонами по высоте — автор рисунка обуреваем сомнениями.
Ствол, расширяющийся книзу, — поиск устойчивости к жизни.
Ствол растет из круга — человек чувствует себя защищенным только в своем окружении, своем кругу — на работе ли, дома ли.
Ствол, суженный у основания, — рисовавший человек испытывает чувство опасности в своем окружении.
Если высота ствола умещается в первом нижнем квадрате — это говорит об уязвимости, зависимости, неверии в себя, ребячливости.
Если высота ствола соразмерна с высотой второго квадрата — зависимость и робость менее выражены, чем в предыдущем случае.
Высота ствола соизмерима с высотой третьего квадрата — у человека хорошая адаптация к среде.
Высота в четвертом квадрате — человек стремится быть на виду, хочет реализовать себя в своих далеко идущих планах.
Прорисованы разные по высоте деревья — амбивалентность в чувствах: остаться незаметным в жизни или дерзать.
О чем говорит штриховка
Зачернение, чиркание по листве, стволу, корням —.признак тревоги в той области, где они изображены.
Повторное интенсивное зачернение ствола — напряженные отношения с родителями.
Однородная, не слишком интенсивная штриховка — повышенные чувствительность, мечтательность.
Штриховка, похожая на лассо, — инфантильность, покорность, граничащая с трусостью, детское поведение, иногда отчаяние.
Прямолинейная штриховка — стремление все планировать.
«Судорожная» штриховка — напряженное беспокойство, способное привести к нервному срыву.
«Круговая» штриховка или заштрихованные окружности — неудовлетворенность из-за невозможности удерживать ситуацию под контролем, проблемы с правильным питанием, переедание.
О чем говорит нарушение симметрии
Если крона дерева выступает за общий контур влево — это говорит о привязанности человека к матери и одновременно о жестком противодействии ей.
То же, но крона выступает вправо — стремление повлиять на кого-то, а также выражение атаки на кого-то или защиты, говорит об избирательности контактов.
Крона выступает вверх — гложущее чувство собственной неполноценности заставляет автора рисунка искать удовлетворенности в какой-либо власти (денег или силы, связях, интеллекта...).
Ствол, продолженный до нижнего края сетки, свидетельствует об одиночестве, активном поиске ухода от него, чувстве покинутости, желании стабильности (в браке, на работе, регулярной зарплате), потребности в нежности.
Два дерева: одно большое, с выступающим вверху страницы стволом, другое маленькое в 1/2 клетки — такой рисунок говорит, что в человеке живет чувство униженности, которое он страстно желает чем-то компенсировать из внешнего мира.
Расширяющиеся линии в листве — свидетельствуют об агрессивности человека в словах, но не в действиях.
То же, но на стволе или почве — возможна назревающая агрессия или уже пережитая.
Заостренные линии в листве — приверженность автора рисунка резкой критике, может быть, и испытываемая вина по направлению заострений листьев (например, по направлению своих корней, то есть семьи), все заострения — это явная или скрытая агрессивность.
То же, но на стволе или почве — говорит о разочаровании в жизни.
Жирные линии на стволе — человек поддается влиянию среды либо слабо сопротивляется ее влиянию; если эти линии еще и в листве, какие-то впечатления мешают деятельности человека.
Если, наоборот, линии ствола легковесные, робкие, то это означает, что человек боится добиваться самоутверждения; если эти линии еще и в листве, то человек чувствителен, легко поддается влиянию.
Если ствол очерчен прямыми, четкими линиями — автор рисунка решителен и активен; если линии с нажимом — активное самоутверждение.
Кривые поспешные линии ствола говорят о ловкости и находчивости, о том, что человек не зацикливается на печалящем его; если же линии кривые и медленные, то наоборот, — человек обладает замедленной активностью.
Плохо выполненные исправления ствола, листвы и корней говорят о мазохистских желаниях быть наказанным, об амбивалентности, самоунижении.
Если исправления выполнены хорошо, то виден поиск совершенствования себя, нормальное стремление показаться с хорошей стороны.
Когда ствол очерчен изломанной линией, явно присутствует страх перед какой-то реальной действительностью, которая буквально парализует автора рисунка.
Линии ствола разной толщины свидетельствуют о внутренних противоречиях человека.
Прочерченные дуги в листве говорят о скрытности и недоверчивости рисовавшего.
Если на стволе или листве прорисованы какие-то геометрические фигуры или символы, у человека наблюдается стремление к систематизации своей деятельности или ее одухотворении (в тех местах, где прорисованы фигуры).
Особые признаки
Иногда человек изображает на стволе семь кружочков, из которых одни могут быть светлые, а другие затемнены, порой это могут быть крестики. Возможно, так прорисовываются биоэнергетические центры, угадывается, какие из них доминируют более, а какие менее.
Тень от дерева... Такой рисунок заставляет задуматься. Посмотрите внимательно, что изображает тень. Скорее всего, это скрытая причина какой-то серьезной проблемы.
В изображенном на рисунке дупле на стволе видны, например, птицы, значит, из перенесенного заболевания человек вышел духовно окрепшим. Если птицы нарисованы с острыми клювами, скажем, дятел, это означает, что болезнь протекала с острыми болями или что сделанные выводы для автора рисунка болезненны, неприятны, но он их все же принимает. Если тестируемый нарисовал например, сову или белку, то есть существо с плавными обводами, — болезнь была продолжительной, по иньскому признаку, либо сделанные выводы согласуются с мироощущением автора рисунка.
Разновидности теста «Дерево»
Дерево мечты
Нарисуйте «дерево своей мечты». Этого дерева может не существовать в природе, оно живет лишь в Вашем воображении. Прервите сейчас чтение и сделайте рисунок... Сделали?
При анализе этого рисунка можно увидеть, как выявляются Ваши неудовлетворенные желания; взаимодействие желаемого и действительного; прослеживается путь удовлетворения желаемого. Проводите анализ с помощью приведенных ранее рекомендаций.
Домашнее задание
1. Предлагайте людям делать рисунки и производите психоанализ по их работам, тогда Вы приобретете нужный опыт. Начинайте с теста «Человечек из десяти геометрических фигур» и заканчивайте тестом «Дерево». Подходите к работе творчески, и Вы о многом догадаетесь сами. Только не обижайте людей скороспелыми выводами, навязчивыми суждениями и ярлыками. Иначе зачем тогда вообще вся учеба и вся наша школа, если полученные знания кого-то могут обидеть?
2. Проанализируйте изображение дерева на рис. 16.
3. Произведите проверку физического состояния.
Один из оригинальных и доступных способов проверки своего физического состояния выполняется с помощью упражнений для брюшного пресса. Лягте на пол на спину, закрепите пальцы ног, например под шкафом, руки скрестите на груди. Делайте наклоны вперед, стараясь сложенными руками прикоснуться к ногам. Продолжительность упражнения — одна минута. Постарайтесь поработать это время в хорошем темпе. Посчитайте, сколько Вы сделали наклонов, и сравните результаты по следующей схеме оптимального числа наклонов в зависимости от возраста.
Годы жизни Число наклонов
20 45—50
30 40—45
40 35—40
50 25—30
60 15—20
Я дал Вам очень полезный материал для самоанализа. Если Вы уяснили смысл методики, то можете использовать ее в любом решаемом вопросе. Только надо будет определить, что же в этом деле ветви, а что вершина, корни... Недаром говорят: «Где же корень этой беды?», или так: «Я узнаю, откуда у этого слуха ноги растут». Так человек работает с информацией, придавая ей вид «человечка». Если внимательно поищете, найдете в жизни, в любом деле свои «деревья» и своих «рисованных человечков». Обычно, что ищем, то и находим. Шекспир сказал: «Весь мир — театр...», так же можно сказать: «Весь мир — рисованное дерево». Это будет способ, каким Вы его сможете проанализировать. Успехов Вам в этом интересном труде! Пусть в нашем Зале мечты вырастет прекрасное гармоничное дерево истины, которую мы все ищем и, я надеюсь, обязательно найдем!
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
На сайте allrefs.net читайте: Самоанализ и познание внутреннего мира...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ИСТОРИЯ РИСУНКА
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов