рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

От понятия человека к образу личности

От понятия человека к образу личности - раздел Философия, Кальной И. И ФИЛОСОФИЯ Бытует Мнение, Что Проблемы Человека, — Как Объекта Фило- Софского Анализа, —...

Бытует мнение, что проблемы человека, — как объекта фило- софского анализа, — не существует112. Такое мнение имеет под собой определенное, но недостаточное основание. Действитель- но, феномен человека проходит по реестру особой реальности,

 

 

112См.: Мамардашвили М. К. Возможный человек // Человек в зеркале наук.

Л., 1991. С. 6–18.


принципиально отличной от явлений природы. Не случайно че- ловека называют пограничным существом.

При всем многообразии форм проявления природы, сущность ее единая. Как особая реальность в мире, природа на всех уровнях структурной организации подчиняется одним и тем же законам развития, чего не скажешь о человеке.

Пользуясь терминологией Демокрита, человек является микро- космосом макрокосмоса. Но это не просто атом бытия мира, а неповторимый уникальный мир. Уникальность этого мира обус- ловлена тем, что он имеет не одно, а пять онтологических основа- ний: космическое, родовое, природное, духовное и социальное. Наличие пяти начал задает особую эксцентричность человека, где одно из оснований выступает в качестве доминанты. Нет челове- ка вообще, а есть всегда оригинальный и неповторимый мир, пре- бывающий в процессе становления, вечного преодоления себя, в поисках своего «Я». Ибо, как уже отмечалось, человеком не рож- даются, человеком становятся.

Человек в становлении, это скорее человек возможный, чело- век с ориентиром «стать» в отличии от «быть». И, в этом смысле, возможный человек М. К. Мамардашвили напоминает хайдегге- ровского «усредненного человека массового общества»113с его выхолощенной индивидуальностью, того человека, которого нет в действительности, но на которого все равняются.

Ориентир на усредненного человека не приближает к поиску ответа, что есть человек, что он может знать, что должен делать и на что смеет надеяться в этом непростом мире бытия, именуемом обществом XX в., а удаляет от истины, создает предпосылки оче- редного заблуждения.

Стало быть, в поисках ответа на метафизические вопросы сущ- ности и существования человека необходимо отредактировать гносеологический объект рассмотрения человека, двигаясь от по- нятия человека к образу личности, вычленяя в этом образе конк- ретное содержание и ориентируясь на гносеологические принци- пы объективности и конкретности истины.

Такой подход дает возможность на принципиально ином уров- не решать проблему соотношения общего и единичного в поисках особого и неповторимого в пределах заявленной проблемы, ибо

 

113См.: Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993.


он сближает философский и реальный смысл бытия человека, при- ближая его к «узнаванию» через образ личности; снимает сомне- ние относительно возможности и целесообразности рассматривать феномен человека в качестве объекта философского анализа.

Конкретизация ситуации в системе «природа — общество — человек» обеспечивает более глубокое видение места и роли чело- века в современном мире, ибо возникает возможность рассматри- вать человека в качестве субъекта культурно-исторического про- цесса, а не как абстракцию.

Ценность заявленного подхода обусловлена эвристическим потенциалом социально-философской категории «личность». Лич- ность — это сознательно-деятельностное воплощение обществен- ных отношений, субъект и продукт (творец и творение) обществен- ного производства.И в этом смысле, личность прежде всего есть

«понятие отношения», в котором и через которое человек реали- зует свое конкретное существование и осуществление, заявляя о себе как о характерном типе представителя конкретного общества. Феномен личности представляет собой содержание, центр и единство взаимосвязанных актов, нацеленных на другие личнос- ти. Иными словами, личность может осознать себя, свои возмож- ности и дать оценку своим поступкам только через другого, ибо

всякому «Я» принадлежит и противостоит «не-Я».

В процессе своей жизнедеятельности индивид, как действую- щее социальное существо, наделенное волей и сознанием, претен- зиями, правами и обязанностями, настроениями и оценками, фор- мирует психологическую установку и вырабатывает определенную линию поведения.

Жизнедеятельность человека и его поведение в каждом конк- ретном случае обусловлено внешними обстоятельствами и внут- ренними факторами. Внешние обстоятельства заставляют инди- вида соотнести знания о мире и о себе. Проецируя сознание через систему ценностей своего «Я», индивид вырабатывает варианты отношений к конкретному случаю и благодаря избирательной способности, выбирает и реализует только один из возможных, подтверждая свою двойную обусловленность внешними обстоя- тельствами и внутренним фактором.

Поскольку жизнедеятельность человека, его социальная актив- ность наиболее полно проявляется в системе «общество–приро-


да–человек», то, вероятно, уместно рассмотреть движение понятия

«человек» к образу «личности» в условиях конкретного социально- го пространства, именуемого новоевропейской цивилизацией.

Для эпохи Нового времени характерно становление буржуаз- ных общественных отношений на базе капиталистического спо- соба производства. Поскольку философия — это не только «эпо- ха, схваченная в мысли», но и «душа культуры» конкретной эпо- хи, то заявка на рационализм в философии Р. Декарта и доведение его до панрационализма в немецкой классической философии выг- лядит глубоко симптоматично.

В этом философском рационализме должного нашел свое от- ражение формальный рационализм сущего. Формальный рацио- нализм является визитной карточкой всех сфер общественного производства, технологические процессы которого ориентирова- ны на инициирование фетишизации товара, денег и капитала, что, в конечном итоге, приводит к персонификации общественных от- ношений и деперсонификации субъекта производства. В этих ус- ловиях человек труда оказывается в состоянии отчуждения от при- роды, от результатов своей деятельности, от других людей и от своей сущности. Более того, чем выше социальная активность че- ловека, тем сильнее тиски процесса отчуждения человека от всего, всех и самого себя.

Со времен Р. Декарта и Б. Спинозы прошло много времени. Капиталистический способ производства эволюционировал от пещерного образа до современного состояния, но сущность его и на рубеже XXI в. оказалась неизменной, о чем косвенно свидетель- ствуют глобальные проблемы современности.

Неуютно чувствует себя человек как в сфере материального, так и духовного производства, где он востребован только в социаль- ном измерении. Этому способствовал и процесс превращения на- уки в непосредственную производительную силу общества. Для этого процесса характерна тенденция обезличивания труда уче- ного, расщепленность на технологические операции, что ведет к анонимности результата научной деятельности и потере персо- нальной ответственности. В условиях научно-технической рево- люции производительных сил природа превращается в испытатель- ный полигон, а человек зачастую оказывается в качестве экспери- ментального объекта.


Превращение науки в непосредственную производительную силу усиливает возможности материального производства, его экспансию в адрес природы. Природа не только теряет статус объекта поклонения или восхищения, но и теряет свое самостоя- тельное значение. Она становится всего лишь объектом труда, предметом потребления, страдательным началом.

Из этого не следует вывод о том, что превращение науки в не- посредственную производительную силу общества является абсо- лютно отрицательным фактором исторического развития. Для общества и человека этот процесс имел в целом прогрессивное значение. Но за прогресс, за психологический комфорт, за возмож- ность удовлетворения растущих потребностей, нужно платить. Усиление экспансии в адрес природы обернулось усилением про- цесса отчуждения человека. Ибо любые изменения одного из струк- турно-организованных элементов в системе «природа–общество– человек» прямо или опосредованно влияют на систему в целом. Формальная рациональность обретает свою противоположность.

Наиболее рельефно проявляется формальная рациональность в институтах управления обществом, организующих и осуществ- ляющих регламент общественных отношений. Этот тип формаль- ной рациональности не только дополняет первые два: хозяйствен- ный и научный, но и возникает как логическое их развитие.

Формальная рациональность на уровне институтов управления заявляет о себе диктатурой бюрократии, приоритетом закона в условиях декларации, но не осуществления первенства права.

В. И. Даль определяет бюрократию как «управление», где гос- подствует чиноначалие… и бумажное многописание при этом»114. Государство является той питательной средой, где легко и есте- ственно реализуется «чиноначалие и многописание», где испол- нительная власть игнорирует законодательную, а судебная власть инверсирует в средство сомнительных целей.

Рассматривая феномен бюрократизма, следует исходить из те- зиса, что аппарат управления создается изначально в качестве посредника регламента общественных отношений. Но в силу от- носительной самостоятельности и внутренней логики своего раз- вития, аппарат управления стремится из системы обеспечения пре-

 

114Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1981. Т. 1.

С. 158.


вратиться в систему самообеспечения. И этому способствует фор- мальная рациональность.

Анализируя государственный бюрократизм как осуществление бюрократией своих корпоративных интересов, К. Маркс, один из первых, обратил внимание на инверсию аппарата управления, на его формальную рациональность. «Так как бюрократия, — отме- чал он, — делает свои «формальные» цели своим содержанием, то она всюду вступает в конфликт с «реальными» целями. Она вы- нуждена поэтому выдавать формальное за содержание, а содер- жание — за нечто формальное. Государственные задачи превра- щаются в канцелярские задачи, или канцелярские задачи — в го- сударственные»115.

Основные принципы бюрократизма: иерархичность и рутин- ный характер принимаемых решений, слепое подчинение и абсо- лютная исполнительность, безличная деловитость и безответствен- ность, единомыслие и корпоративность.

Формы проявления бюрократизма: бумаготворчество, совеща- тельная суета, многоотчетность, диктат, взаимоисключающие ди- рективы, тотальные контроль и игнорирование обратной связи, сверхсекретность.

Черты бюрократа: чванливость и властолюбие, волюнтаризм и некомпетентность, рвачество и угодливость, трусливость и без- душие. В силу своей сущности, бюрократия ориентирована на формирование корпоративных настроений, создание номенклату- ры, удержание власти и получение привилегий.

Трансформировавшись в бюрократизм, бюрократия формиру- ет все и всех по своим меркам. В бюрократизированном обществе бюрократия выглядит как абсолютная необходимость, без кото- рой человек общества, как конкретная личность, не может суще- ствовать, хотя она преследует свои и только свои интересы, созда- вая обстановку тотального отчуждения людей от управления, от осуществления своих прав.

Осуществление формальной рациональности в условиях мате- риального и духовного производства, а также в пределах инсти- тута управления рождает свою собственную противополож- ность — иррациональность.

 

115Маркс К. К критике гегелевской философии права // Маркс К., Энгель- с Ф. Соч., Т. 1. С. 271.


Иррациональность заявляет о себе реакцией отчужденного че- ловека, переживающего свое состояние в диапазоне от осознания своего бессилия до желания использовать социально неодобряе- мые средства и способы решения своих проблем в отношении с миром.

В обществе формальной рациональности человек-личность выступает в двух ипостасях. Будучи включенным в систему обще- ственного производства, человек реализует себя как личность в социальном измерении, заявляя о себе в качестве общественной функции. Он адаптирует формальную рациональность всех струк- тур общественного производства как внешнюю необходимость. Осваивая эту необходимость как заданные правила игры, чело- век-личность сохраняет свое «Я» и свое состояние свободы, ори- ентированное на оценку противоречия в соотношении общего и единичного и обеспечивающее самосохранение человека и его са- мовыражение.

Во втором случае, человек сегодня, как и в далеком вчера заяв- ляет о себе, что он, и никто другой, является «мерой всех вещей мира», несмотря на то, что общество ему отвечает: «не ты, а я мера всего, включая тебя и твое поведение, твои права и твои свобо- ды». И в этом силовом поле напряжения, между готовностью адап- тировать, принять формальную рациональность как необходи- мость, и желанием отстоять свое «Я» от внешней экспансии, обна- руживается человек как подлинная личность в ее конкретном проявлении.

Если доминирует готовность принять формальную рациональ- ность, то это свидетельствует, что мы имеем дело с конформистс- ким типом личности. Если доминирует желание отстоять свое «Я», то в этом случае возможны два типа личности. Интровертный тип предпочитает уйти в свой собственный духовный мир, избегая участия в избирательной истерии, в кампаниях «массового един- ства и согласия». Экстравертный тип в целях защиты своего «Я» предпочитает активное самовыражение, доводя его до экстремаль- ных сюжетов деструктивной деятельности.

Так на стыке внешней необходимости и внутренней свободы, внешних условий и внутреннего фактора формируется и проявля- ется конформист, изгой или фанатик.

Попытка абсолютизировать внешние условия существования


человека ведет к предельной его социализации при проектирова- нии духовного мира личности, недооценке конкретного содержа- ния его сущностных сил. Абсолютизация внутреннего фактора ведет к предельной психологизации человека при недооценке вне- шних условий его жизнедеятельности.

Можно ли свести все многообразие типологии человека толь- ко к трем заявленным? Разумеется, нет. Во-первых, в чистом виде тот или иной тип человека существует только в теории. На прак- тике он проявляется в рамках конкретной деятельности, которая выступает способом бытия человека.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Кальной И. И ФИЛОСОФИЯ

Ф И Л О С О Ф И Я...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: От понятия человека к образу личности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Кальной И. И.
Философия. Учебное пособие. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2002. – 448 с. ISBN 966-648-030-1 Содержание учебного пособия достаточно полно реализует мировоз- зренческую ориентирован

Ключевые понятия
Мировоззрение — система взглядов на мир и на место человека в нем, на отношение человека к миру и к самому себе. Мифология — сказание о жизни в слове, сама жизнь в ее соци- альном становле

Мировоззрение и его структура
Прежде чем определять мировоззрение, следует развести поня- тия «мировосприятие», «миропонимание» и «мировоззрение», ко- торые подчас употребляются как синонимы. Мировосприятие — эт

Исторические типы мировоззрения
По мере перехода от биологической популяции до социальной общности людей, становления и развития общества сложились три типа фундаментального мировоззрения: миф, религия и философия. Миф — это особ

Философия и ее предназначение
Философия как особый тип мировоззрения ориентирована не на образы страха и не на образы поклонения, а на рождение обра- зов познания и самопознания в системе субъектно-объектного от- ношения3.

Дополнительная
1. Бердяев Н. А. Философия и религия // Бердяев Н. А. Философия сво- боды. Смысл творчества. М., 1989. 2. Лифшиц М. А. Мифология древняя и современная. М., 1980. 3.

Ключевые понятия
Араньяки — тексты основных идей философии брахманизма. Атман — духовная сущность индивида, субстанция человека. Ахимса — отказ от нанесения вреда всему живому; этический принцип древнеинди

Становление философии в Древней Индии
Цивилизация Древней Индии сложилась в результате особого сосуществования культуры коренных этносов и культуры ариев, пришедших с северо-запада в долину Инда и Ганга. Для этой ци- вилизации характер

Специфика формирования философии в Древнем Китае
Протофилософия древнего Китая выросла на корнях традици- онного общества. В этом обществе бал правили традиции и риту- ал. Ритуал имел мировоззренческий характер. Он обеспечивал «ус- тои неба и зем

Зарождение философии в Древней Элладе
Формирование протофилософии древних греков протекает в условиях формирования античного способа производства, где в качестве основной производительной силы выступает раб, где чет- ко п

Ключевые понятия
Бытие — исходная характеристика предельного основания, по- зволяющая сказать, что мир есть и существует независимо от воли и сознания человека. Гармония — это состояние оптимальной взаимос

Натурфилософия античности
Становление античного способа производства вызвало к жиз- ни нестандартные проблемы, не имевшие аналогов своего реше- ния. Активное включение в производство природы обусловило необходимость ее позн

Закат и угасание философии античности
Концепция космоцентризма с ее установкой на образ жизни «здесь и только сейчас» исчерпала себя. Время «детства», которое должно обрести определенные навыки и утвердить их через мно- гократ

Ключевые понятия
Апофатическая теология — богословская концепция о принци- пиальной непознаваемости Бога. Догмат — положение, не подлежащее критике и обязательное для всех верующих. Катафатическая

Философия патристики
Гонимое христианство становится официальной религией, что повлекло за собой теологизацию всех существующих форм обще- ственного сознания, включая философию. Первоначально хрис- тианство упраздняет

Схоластика как рациональное обоснование теологии
Учения Аврелия Августина и Иоанна Дамаскина, а также пере- водческо-комментаторская деятельность Аниция Боэция подгото- вили почву для возникновения схоластической философии. Суть схоласти

Расцвет и закат схоластической философии
XII–XIII вв. характеризуются процессом урбанизации стран Европы. Складываются предпосылки первоначального накопле- ния капитала. Формируется институт гражданского общества. Но роль экономического,

Дополнительная
1. Богословие в культуре средневековья. Киев, 1992. 2. Гуревич А. Я. Средневековый мир. М., 1990. 3. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада. М., 1992.

Ключевые понятия
Антропоцентризм — философское учение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Гилозоизм — философское воззрение, рассматривающее всю ма- терию (природу) в состоянии

Философия гуманизма
Первые страницы философии гуманизма прописал Алигьери Данте (1265–1321 гг.).Итальянский поэт и философ в своей бес- смертной «Комедии», описав состоя

Ф. Петрарка (1304–1374 гг.).
Обращаясь к проблемам человеческого бытия. Ф. Петрарка заявляет, что небожители должны обсуждать небесное, мы же — человеческое. Мыслителя интересует внутренний мир человека, и притом ч

Философия неоплатонизма
В решении онтологических проблем новая философия ориен- тировалась в основном на сочинения Платона. Перед авторите- том схоластического Аристотеля Платон становился символом прогрессивного развития

Натурфилософия Пантеизма
У истоков нового естествознания стоят такие мыслители как Леонардо да Винчи (1452–1519)и Николай Коперник (1473–1543).Феномен Леонардо справедливо ра

О природе вещей согласно ее собственным началам».
Уже в самом названии работы заложена исследовательская про- грамма. Здесь и упоминание о материалистической традиции мыс- лителей античности и заявка на новый метод — изучать природу в соответствии

Социально-политическая философия Возрождения
Гуманистическая мысль эпохи Возрождения многогранна. Ее занимают не только онтологические и гносеологические пробле- мы. Она рассматривает и вопросы космологии, и проблемы чело- веческого бытия.

Основная
1. Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980. 2. Соколов В. В. Очерки философии эпохи Возрождения. М., 1976. 3. Фурман Д. Е. Философия эпохи ранн

Дополнительная
1. Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышле- ния. М., 1978. 2. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальнос- ти. М., 1989. 3.

Ключевые понятия
Агностицизм — учение о принципиальной непознаваемости мира. Гносеология — учение о познании бытия в мире. Дедукция —выведение частного из общего, движение мысли от общего к частно

Эмпиризм новой философии
Если антропоцентризм философии Ренессанса заявил о земном предназначении человека, то философия Нового времени актуа- лизировала вопрос о природе человеческого разума, а также обо- сновала необходи

Рационализм и его развитие
Основными представителями рационализма в философии Но- вого времени были Рене Декарт, Блез Паскаль, Барух Спиноза и Готфрид Лейбниц. Рационализм, в отличие от эмпиризма, более тесно связан

Проблема человека и общества в философии Просвещения
Рационализм философии Нового времени вызвал к жизни фе- номен Просвещения. Суть его заключается в установке изменить жизнь общества, жизнь человека, опираясь на разум. Отсюда сле- дует ставка на пр

Дополнительная
1. Замалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1995. 2. Киреевский И. В. Критика и эстетика (о характере просвещения Евро- пы и его отношении к просвещению Росс

Ключевые понятия
Априори — знание, полученное до и независимо от опыта. Антиномия — положение, тезис и антитезис которого равно до- казуемы. Апостеори — знание, полученное в результате опыта. Кате

Социальные и гносеологические основания немецкой философии
Германия XVIII в. пребывала в состоянии социально-экономи- ческого застоя. Если во Франции революция была подготовлена «под черепом» философа, то в Германии она и осуществилась в голове мы

Критическая философия И. Канта
Традиционно в философии Иммануила Канта (1724—1804)вы- деляют два периода: докритический и критический. К первому периоду относятся работы, посвященные естественнонаучным во

Философия самостановления И. Фихте
Эстафету дальнейшего исследования активности человеческо- го сознания и развития идей диалектики принял И. Фихте (1762– 1814).Философское открытие Фихте заключается в том, ч

Философия тождества Ф. Шеллинга
Фихте волнует дела человеческие, Фридриха Шеллинга (1775— 1854)интересует проблема природы, переход ее от неживого со- стояния к живому, от объективного к субъективному, от

Система объективного идеализма Г. Гегеля
Георга Гегеля (1770—1831)не устраивало решение проблемы тождества субъекта и объекта, когда в одном случае человек по- ступает в соответствии с требованиями чистого ра

Антропологический материализм Л. Фейербаха
Людвиг Фейербах (1804—1872)в молодости —ученик и страст- ный поклонник идей Гегеля. Об

Дополнительная
1. Асмус В. Ф. Иммануил Кант. М., 1973. 2. Быкова М. Ф., Кричевский А. Ф. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля. М., 1993. 3. Гайденко П. П. Пар

Ключевые понятия
Марксизм — философия, ориентированная на создание «чело- веческого общества и формирование общественного человека». Неотомизм — теологическая доктрина католицизма с претен- зией п

Позитивизм и его эволюция
Это направление исходит из того, что подлинное знание может дать только наука. Все остальные формы освоения мира, в том числе и философия, имеют сомнительное право на существование. Основателем это

Деятельностное направление
Это направление в философии XIX–XX вв. представляют мар- ксизм и прагматизм. Марксизм заявил о себе как оригинальная концепция познания общественного развития и разрешения проблем классиче

Антропологическое направление
Это направление оформилось в трех основных школах: фило- софия жизни, экзистенциализм и философская антропология. Методологии классического рационализма оно предпочитает иррационализм. Пос

Философско-теологическое направление
Это направление постклассической философии представлено неотомизмом и персонализмом. Неотомизм— официальная философско-теологическая доктри- на католицизма, провозгласивша

Философия в конце XX века
Наиболее авторитетным направлением постклассической фи- лософии в конце XX в. является постмодернизм. Он не является направлением в привычном смысле этого слова, ибо объединяет философов различных

Дополнительная
1. Андреев Л. Ж.-П. Сартр. Свободное сознание и XX век. М., 1994. 2. Григорьян Б. Т. Философская антропология. М., 1982. 3. Зотов А. Ф., Мельвиль Ю. К. Буржуа

Ключевые понятия
Всеединство — состояние единства мира и человека, воплоща- ющее идеал сродности и соборности на основе «великого синте- за» религии, науки и философии. Ноосфера — сфера взаимодействия в си

Истоки отечественной философии
Предпосылкой становления философии была специфическая «ойкумена»: необъятные просторы богатой земли и люди, адап- тировавшие византийскую и монгольскую (степную) культуры. Особую

Славянофильское учение о самобытности народа и его соборности
На становление славянофильства оказало влияние не только Просвещение, но и отчасти «Философические письма» П. Я. Чаа- даева. Петр Яковлевич Чаадаев (1794 – 1856)в свои

Философия радикализма, ее социокультурная обусловленность
Просвещение вызвало к жизни не только оригинальную кон- цепцию славянофилов о самобытности народа и его соборности, но и инициировало философию радикализма с установкой «сло- во» сделать «делом» об

От философии сродности к философии общего дела, от монолога к диалогу
И философия славянофилов, и философия радикализма оказа- лись всего лишь предпосылочными линиями становления и раз- вития отечественной философии. Эти две линии, несмотря на бо- гатство концепций и

Дополнительная
1. Акулинин В. И. Философия всеединства. От В. С. Соловьева к П. А. Ф- лоренскому. Новосибирск, 1990. 2. Вехи. Из глубины: Сб. статей о русской интеллигенции. М., 1993. 3.

Ключевые понятия
Бытие мира — чистая возможность, обладающая абсолютны- ми характеристиками движения, пространства и времени, сохра- няющая свою неопределенность. Бытие в мире — философская категория для о

Бытие как исходная категория философии
Философская проблема бытия возникает в процессе освоения мира (природы). Мыслители античности ищут то основание, ко- торое высвечивает все многообразие мира, является предпосыл- кой познания конкре

Уровни и формы организации бытия в мире
В отличие от бытия мира бытие в мире структурно организо- ванно. Уровень неживой природы представляют элементарные части- цы, о которых античный мыслитель Анаксагор провидчески за- метил:

Способ существования бытия и формы его проявления
Способом существования бытия является движение. В широком смысле, движение — это любое изменение, способ существования бытия, его атрибут. Положение о движении как способе существ

Бытийная реальность и ее виды
Бытие мира обнаруживает свое многообразие через свою конк- ретизацию, что позволяет выделить его виды: объективная реальность; субъективная реальность; трансцендентная реальность.

Дополнительная
1. Аксенов Г. П. О причине времени // Вопросы философии. 1996. № 1. 2. Аронов Р. А., Терентьев В. В. Существуют ли нефизические формы про- странства и времени? // Вопросы фил

Ключевые понятия
Детерминизм — учение о первоначальной определяемости всех явлений и процессов в мире со стороны Бога (теологический де- терминизм); со стороны человека (антропологический детерми- низм); со стороны

Сущность развития
Уже на уровне повседневности можно заметить непрерывное изменение всего и всех. Изменчивость мира не подлежит сомне- нию и гераклитовское «все течет, все изменяется» по-прежнему остается житейской

Основные принципы и законы развития бытия в мире
Отправной точкой отсчета при рассмотрении развития явля- ются принципы взаимосвязи и взаимодействия. Принцип когерентности (взаимосвязи)является методологичес- ким основан

Закон единства и борьбы (противостояния) противоположнос- тей обеспечивает источник развития.
Еще Гераклит подметил абсолютную изменчивость мира, где все преходяще и имеет свою противоположность, где бал правит борьба противоположностей света и тьмы. Гераклитовская идея борьбы противоположн

Положностей, их противостояние, противоречие.
Тождество — это предельный случай идентичности, отношение вещи к самой себе. Но поскольку любой объект, в силу извечной тенденции к изменению, каждый миг уже другой, то исследова- тел

Развитие и его критерий
Прогресс и регресс — те характеристики процесса развития, которые имеют отчетливо оценочный подтекст. Чаще всего под прогрессом понимают тип направления развития, характеризую- щийся переходом от н

Диалектическая концепция развития
Эта концепция является наиболее серьезной и аргументирован- ной из представленных и опирается на работы Г. Гегеля и К. Мар- кса. Ее можно изобразить в виде системы основополагающих идей и принципов

Эволюционная концепция развития
В основе этой концепции развития лежит гипотеза Ч. Дарвина об эволюции животных и растительных видов. Классический эволюционизм ориентирован на вопросы: Как возникла и развивалась жизнь на

Структуралистическая концепция развития
Главным в этой теории является убеждение, что в основе раз- вития изменяется структура объекта. Под структурой понимают устойчивые элементы и отношения между ними, обеспечивающие целостность и само

Синергетическая концепция развития
Синергетика возникла как попытка найти альтернативы суще- ствующим концепциям развития, которые исчерпали свои возмож- ности в объяснении возникновения и развития сложноорганизо- ванн

Дополнительная
1. Богомолов А. С. Идея развития в буржуазной философии XIX и XX столетий. М., 1989. 2. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. 3. Кевб

Ключевые понятия
Душа — внутренний мир человека, состояние его сущностных сил. Знание — адекватное отражение бытия в мире в форме пред- ставлений, понятий, суждений, гипотез, теорий. Идеальное — б

Проблема сознания в историко-философской традиции
Проблема сознания сложилась в условиях античности. Перво- начально мысль о сознании была облечена в форму размышления о состоянии души. Душа рассматривалась то как воздух, то как огонь, то как движ

Отражение и его эволюция. Психика и сознание
Отражение— есть способность взаимодействующих тел, сис- тем моделировать противодействие силе действия с последующим сохранением или изменением своей структуры или способа пове- де

Структуры психики и структуры сознания
Сознание вырастает из психики, но не порывает с ней, сохра- няя с психикой взаимосвязь и взаимодействие. Психика продол- жает выполнять функцию ориентации в границах жизнедеятель- ности человека, в

Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь
Труд, как первейшее условие удовлетворения витальных потреб- ностей, а также язык, как средство общения, обеспечили не толь- ко становления сознания, но и формирование общественного че- ловека и че

Формы общественного сознания
Вне истории взаимоотношений общественного бытия и обще- ственного сознания практически нельзя уяснить ни общественную природу сознания, ни появление отдельных его форм: религии и философии, морали

Политическое сознание
Среди наличных форм общественного сознания, политическое сознание занимает особое место. Если в условиях античности до- минирующей формой общественного сознания выступала фило- софия, а в условиях

Мораль как форма общественного сознания
Человек приобретает качественную определенность и свой со- циальный статус по мере формирования его отношений с другими людьми общества. В этом процессе общения и жизнедеятельности складывается общ

Искусство как форма общественного сознания
Искусство выступает в различных ипостасях: как социальный институт общества, как специфический вид деятельности, как оп- ределенна форма общественных отношений и, наконец, как осо- ба

Религиозное сознание
По отношению к религии в нашей отечественной литературе сложился негативный стереотип. Религия изначально определя- лась как «опиум для народа». При определенных обстоятельствах религия может быть

Правовое сознание и его специфика
Специфика правосознания Природа правового сознания многоаспектна, а поэтому пра- вовое сознание исследуют историки и культурологи психологи, философы и правоведы. Социально-ф

Ключевые понятия
Адекватность — соответствие образа объекту. Априори — знание, предшествующее опыту, но применимое к опыту. Вера (в гносеологии) — позиция, признающая суждения, истин- ность которы

Гносеологическое отношение и его специфика
Гносеология — учение о познании явлений и процессов бытия в мире. Это познание есть ни что иное как социально опосредо- ванное, исторически развивающееся отношение человека к миру, где человек выст

Чувственный уровень познания
Чувственное познание осуществляется в трех основных формах: ощущение; восприятие; представление. Ощущение — отображение отдельных свойств объекта, возни- кающее при ег

Рациональный уровень познания
Чувственного восприятия объекта и его представления в каче- стве образа внешней формы недостаточно для познания, ибо об- щие закономерные связи объекта не схватываются на чувствен- ном уровне. Это

Практика
Практика— это целенаправленная деятельность людей по ос- воению природных и социальных объектов в границах среды оби- тания. По своему содержанию и способу осуществления п

Истина как цель познания, особенности социального познания
В процессе освоения мира люди ориентируются не только на свой опыт, но принимают во внимание и чужой опыт как чувствен- ного, так и рационального познания бытия в мире. Рассматривая к

Основные принципы гносеологического отношения
Человек не может существовать в мире, не научившись в нем ориентироваться. Ориентация зависит от способности людей адек- ватно постигать мир, соотнося знания о мире и знания о себе. Оптима

Принцип объективности
Этот основополагающий принцип гносеологии утверждает, что объект познания существует вне и независимо от субъекта и само- го процесса познания. Из этого положения следует методологи- ческое требова

Принцип познаваемости
Для субъекта познания не существует барьеров на пути освое- ния объекта, а если и существуют, то только между тем, что по- знано и еще не познано. Но такой оптимизм не разделяется пред- ставителями

Принцип отражения
Принцип отражения ориентирует исследователя на то, что позна- ние объекта есть процесс отражения его возможностями субъекта. Отражение можно рассматривать как отображение оригинала с помощ

Принцип определяющей роли практики в познании
Этот принцип служит отправной точкой отсчета в формирова- нии гносеологического отношения в системе «субъект–объект» познания. Практика — основа познания в том смысле,

Принцип творческой активности субъекта познания
Активность субъекта познания обеспечивает основание гносе- ологического отношения, предопределяет инициативу субъекта. В процессе «превращения» материального в идеальное, объектив- ного в субъектив

Принцип обобщения и абстрагирования
Этот принцип обеспечивает методологический ориентир на получение обобщенного образа объекта различной степени актив- ности. Абстрагирование является мысленным отвлечением от всех признаков

Принцип восхождения от абстрактного к конкретному
Этот принцип характеризует направленность процесса позна- ния, развитие гносеологического отношения от менее содержатель- ного к более содержательному и совершенному знанию. Он ори- ентирует на нео

Принцип конкретности истины
Истинность суждения будет сомнительна, если не будут извест- ны условия места, времени осуществления гносеологического от- ношения в системе «субъект–объект». Суждение, верно отражаю- щее объект в

Анализ и синтез
Первоначально у субъекта познания складывается общая кар- тина исследуемого объекта с нулевым представлением о его внут- ренней структуре, составляющих его элементах и связях между ними. Хотя именн

Ний в единое целое.
Объективной предпосылкой аналитико-синтетической деятель- ности человеческого познания является структурность природы, ее способность к процессам объединения и разъединения, созида- ния и разрушени

Абстрагирование
Абстрагирование — мысленное отвлечение от тех или других сторон, свойств, связей объекта исследования с целью выделения тех существенных признаков, которые интересуют исследователя.

Обобщение — это такой прием познания, в ходе которого уста- навливаются общие свойства и признаки родственных объектов, устанавливается их общность.
Обобщение позволяет осуществить переход от менее общего понятия или суждения к более общему. Расширяя общность в направлении формирования более общих понятий, можно выйти на уровень предел

Аналогия — это такой прием, с помощью которого на основе сход- ства объектов по одним признакам делают вывод об их сходстве и по другим.
При умозаключении по аналогии знание, полученное ранее, переносится на объект, хранящий свою качественную неопреде- ленность. Расшифровка неопределенности объекта познания сред- ствами аналогии нос

Методы (приемы) чувственного (эмпирического) уровня познания
Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность в системе гносеологического отношения «субъект– объект». Основная задача эмпирического познания — собрать, накопить факты, произв

Наблюдение — это прием направленного восприятия объекта по- знания с целью получения информации о его форме, свойствах и отношениях.
Процесс наблюдения не является пассивным созерцанием. Это активная направленная форма гносеологического отношения субъекта к объекту, усиленная дополнительными средствами фик- сации информации и ее

Описание — это прием фиксации информации наблюдения, его завершающий этап.
С помощью описания информация органов чувств переводит- ся на язык знаков, понятий, схем, графиков, обретая форму, удоб- ную для последующей рациональной обработки (систематизации, классификации, о

Измерение — это прием в познании, с помощью которого осуще- ствляется количественное сравнение величин одного и того же ка- чества.
Измерение отнюдь не второстепенный прием, некая система обеспечения познания. На его значимость указал Д. И. Менделе- ев, заметив, что знание меры и веса — это единственный путь к открытию законов.

Уровня познания
Теоретическое знание характеризуется системностью. Если от- дельные эмпирические факты могут быть приняты или опроверг- нуты без изменения всей совокупности эмпирического знания, то в теоретическом

Идеализация — это особое гносеологическое отношение, где субъект мысленно конструирует объект, прообраз которого имеет- ся в реальном мире.
Процесс идеализации характеризуется введением в конструи- руемый объект таких признаков, которые отсутствуют в его ре- альном прообразе. В результате этих операций были выработаны такие понятия, ка

Гипотетико-дедуктивный метод
Гипотетико-дедуктивный метод — это особый прием производ- ства нового, но вероятного знания.Он основан на выведении зак- лючений из гипотез, истинное значение которых сохраняет

Мысленный эксперимент — это система процедур, проводимых над идеализированными объектами.
Построение абстрактных объектов как теоретических образов реальной действительности и оперирование ими с целью изуче- ния существенных характеристик реального объекта познания со- ставляют основную

Единство исторического и логического
Любой процесс действительности распадается на явление и сущ- ность, имеет историю своего становления и основную линию раз- вития. Исторический метод прослеживает историю развития данного

Категории как инструмент гносеологического отношения
Итак, мы располагаем представлением о том, что способом су- ществования бытия является движение, а формами его проявле- ния — пространство и время, что все уровни структурно органи- зованного бытия

Категории определенности
Первое, с чем сталкивается исследователь, — это необходимость отграничить объект исследования, установить его определенность. В мире существует бесконечное многообразие явлений, единич- ных в своем

Категории обусловленности
Блок категорий, обеспечивающих возможность уяснить меха- низм обусловленности наблюдаемого явления, открывается кате- гориями «причинаи следствие». Ставя

Категории целостности
Решив проблему определенности и обусловленности познавае- мого явления, можно просчитать и его перспективу, ориентиру- ясь на философские категории «целогои части».

Ключевые понятия
Биосфера — структурно организованный уровень бытия в мире, охваченный биологической жизнью. Географическая сфера — часть природы, вовлеченная в систе- му общественного производства и соста

Природа как объект философского анализа
Представления о природе первоначально складываются в на- турфилософиии античного мира. В отличие от обыденного созна- ния, натурфилософия ориентирована на поиск первоначала общего и обоснование его

Взаимосвязь и взаимодействие природы и общества
Взаимосвязь общества с природой носит объективный харак- тер. Она имеет статус закона, который отражает не процессы, про- текающие внутри общества, а связи общества с естественными ус- ловиями его

Ключевые понятия
Государство — институт регламента общественной жизни, для которого характерно организованное и легитимное применение власти в целях упорядочения общественных отношений; автори- тет власти.

Общество как объект философского анализа
Феномен общества многоаспектен, а поэтому является объек- том пристального внимания истории и экономической теории, этнографии и демографии, политологии и социологии. Что каса- ется философии, то е

Способ бытия людей
Можно вести речь об особенностях структурной организации общества Красного креста и общества любителей изящного ис- кусства, можно спорить о специфике украинского общества и про- тивопоставлять ему

Социальное пространство
Если деятельность выступает способом существования обще- ства, то формой проявления общества является социальное про- странство. Его истоки составляет ойкумена, как органическое един- ство человече

Социальное время
Формой осуществления общества как конкретного уровня бы- тия в мире является социальное время. Как и время природы социальное время одномерно, асиммет- рично и необратимо. Однонаправленнос

Общественное производство и его основные сферы
Деятельность как способ бытия общества, пространство как форма его проявления и время как форма осуществления социаль- ной жизни предопределяют вывод о том, что общество это не спон- танная совокуп

Смысл истории и ее основные цели
Одна из существенных характеристик общества — его исто- ричность. В отличие от природы, общество развивается во време- ни, имеет свою историю. Факт исторически общественной жизни означает очень мно

Ключевые понятия
Антропогенез — процесс формирования человека. Социогенез — процесс становления общества. Антропосоциогенез — единый процесс становления общества и формирования человека в условиях взаимосв

Феномен человека в истории философии
Специалисту в области философии науки Томасу Куну принад- лежит концепция парадигмального развития науки. Есть некото- рая «дисциплинарная матрица», обеспечивающая успешное реше- ние

Сущность человека
Историко-философский анализ феномена человека позволяет поставить вопрос о сущности человека. Пришло время плодотвор- ного соединения философского и естественнонаучного знания,  

Деятельность как способ бытия человека
Понятие «деятельности» является одной из стержневых катего- рий социальной философии. Оно сродни понятиям «движение», «активность», «поведение». Если движение является абсолютной характери

Ответственность, социальная ориентированность и самоценность человека
В своем развитии человечество прошло долгий путь, отстаивая идеалы и утверждая право рассматривать жизнь в том числе и жизнь человека, как высшую ценность. Но право, не признающее обязанностей, пре

Человек и его духовное измерение
Знакомство с проблемой человека в историко-философской традиции, а также рассмотрение сущности человека позволяет принять вывод о том, что человек существо многоаспектное. Бу- дучи производным пяти

Ключевые понятия
Аксиология — учение о ценностях бытия в мире. Альтруизм — принцип бескорыстного служения, готовности к жертвоприношению. Бессмертие — форма существования человека или его души пос

Смысл жизни человека
Проблема смысла жизни сугубо философская. Она не имеет сво- их аналогов в других формах освоения мира. Эта проблема обре- тает свою актуальность, когда в обществе или в жизни человека возникают нес

Смерть и бессмертие: мифы и реальность
Человек — это существо, ориентированное на поиск смысла жизни, но знающее и переживающее свою летальность. Чаще всего люди радуются жизни и испытывают страх перед смертью. И боятся они не

Свобода как объект философского анализа
В социальной общности, сменившей биологическую популя- цию, нет человека, а есть состояние праобщества, скрепами кото- рого выступают табу и ритуал. Пройдет немало времени, пока человек заявит о св

Права и свободы человека и гражданина
Степень реальной свободы человека проявляется в том, как он может реализовать присущие права и обязанности. Быть челове- ком — значит, среди прочего, обладать неотъемлемыми правами. Впервые о права

Ценностные ориентиры жизнедеятельности человека
Одним из компонентов теоретической философии является ак- сиология. Аксиология (от греческого axios — ценный и logos — учение) — философское учение о природе ценностей и их роли в жизни общества и

Отчуждение человека и феномен
«бегства от свободы» Если деятельность человека является способом его бытия, то отчуждение есть процесс превращения деятельности человека и ее результатов в самостоятельну

Ключевые понятия
Коммунитаризм — направление в социально-политической те- ории, утверждающее, что оптимальными формами позволяющи- ми реализовать идеалы солидарности, справедливости и преодо- леть отчуждение между

Конец XX века как завершение эпохи модерна
Рубеж XX–XXI вв. означает смену не только столетий, но и тысячелетий. Время является одной из существенных онтологи- ческих характеристик бытия общества и бытия человека. Это фор- ма осуществления

Мир перед лицом глобальных проблем
Поводом для «переоценки ценностей» господствующего типа развития послужили не столько политические, социальные и эко- номические противоречия, сколько осознание того факта, что в мире постепенно на

Современное общество в условиях постмодерна
Сказанное выше позволяет заключить, что мировое сообщество в настоящее время переживает переходное состояние. С одной сто- роны оно уже утратило характерные черты модерна, а с другой стороны, в нем

Необходимость новой парадигмы общественного развития в XXI веке
К многообразию цивилизаций можно относиться по разному. Эволюционная теория утверждает, что разнообразие является по- ложительным фактом и благотворно влияет на человечество как единую живую систем

Сведения об авторе
Кальной Игорь Иванович. Родился 12 мая 1941 года. В 1970 году окончил философский факультет Ленинградс- кого госуниверситета. В 1975 году защитил кандидатскую диссертацию по

Им. В. И. Вернадского И. И. Кального
  Прежде всего, обращает на себя внимание широчайший охват материала, который сумел вместить автор в рамки предложенного учебника: от предфилософского мифологического сознания впло

Профессором Кальным И. И.
  Рецензируемый учебник написан в полном соответствии с госу- дарственными требованиями, предъявляемыми к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки, которые должна обес

Им. И. Е. Репина, доктор философских наук, профессор В. А. КАРПУНИН
449Предисловие 1 Глава I 1 И. И. Кальной. Философия Мировоззре

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги