рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Историческое развитие теории познания

Историческое развитие теории познания - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ   В Повседневных Делах Люди, Занимаясь Познанием, Редко Задумыв...

 

В повседневных делах люди, занимаясь познанием, редко задумываются над тем, как оно происходит, каковы его предпосылки, условия, формы, закономерности. Познание самого познания – предмет философских размышлений. Раздел философии, занимающийся исследованием, изучением общих принципов, форм и методов человеческого познания, называется ГНОСЕОЛОГИЕЙ (теорией познания). Она рассматривает:

– взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности;

– отношение знания к действительности;

– возможность познания мира человеком;

– критерии истинности и достоверности знания.

В философии сформировались различные подходы к объяснению познавательного процесса. Главное различие между ними обусловлено толкованием отношения между знанием и действительностью.

Знание – элемент человеческого сознания. Оно имеет идеальный характер. Но знание – всегда знание о чем-то, то есть оно предполагает существование какой-то реальности, лежащей вне его. В зависимости от понимания этой реальности все варианты теории познания прежде всего делятся на две основные гносеологические позиции в философии. Согласно идеализму познаваемая реальность, как и знание о ней, является духовной, идеальной и входит в состав знания (человеческого или сверхчеловеческого). Познание при этом представляется как чисто духовный процесс, целиком протекающий внутри мира сознания. Платон думал, что знания появляются благодаря тому, что душа человека "припоминает" мир идей, в котором она пребывала до своего вселения в тело.

В учении Э.Гуссерля (1859-1932) познание трактуется как умозрительное, интуитивное, "непосредственное созерцание" содержащихся в нашем сознании феноменов. Согласно неотомизму основой познания является "божественное откровение", посредством которого Бог делает доступными для человека "высшие истины". Все эти теории (воспоминания, непосредственного созерцания, божественного откровения) объявляют подлинным предметом знания идеи, духовные сущности, а не чувственно воспринимаемый, реальный, окружающий человека мир, который идеалисты считают лишь "внешней оболочкой" идей; поэтому и знание о мире расценивается как несовершенное, неистинное.

Материализм, в противоположность идеализму, утверждает существование материи, то есть реальности, лежащей за пределами сознания и независимой от него. В процессе познания эта объективная реальность отражается в сознании человека и, таким образом, у него формируются знания о ней. Поэтому материалистическую теорию познания называют теорией отражения.

Метафизический материализм рассматривал субъект и объект познания как две природные системы, одна из которых пассивно воспринимает воздействие второй. Субъект познания при этом – одиночка, гносеологичекий "Робинзон". Сознание каждого индивида подобно чистой доске, на которой воздействия внешних объектов оставляют следы. Следы, накапливаясь в течение жизни, образуют знания данного индивида. Источник знаний – ощущения, вызванные воздействием объекта на органы чувств субъекта. Из этих ощущений формируются чувственные образы. В результате мысленной обработки этих образов создаются абстракции, с помощью которых люди выделяют общие и существенные признаки объектов и строят на них логические выводы.

Диалектический материализм вносит в эти представления о познании существенные изменения:

1. Субъект познания (человек) всегда выступает как член общества, то есть не просто как природное, но как социальное существо. Познание – социальный процесс. Поэтому познавательная деятельность человека никогда не начинается с нуля. Человек с момента рождения включен в социальную среду, в культуру, которая формирует его сознание. Это значит, что вся его познавательная деятельность протекает в формах, заданных обществом. Из культуры он получает ЯЗЫК и др. знаковые системы, с их помощью кодируя, сохраняя, обрабатывая и распространяя полученную им при отражении действительности информацию.

Усваивая культуру, он тем самым приобретает знания, добытые другими людьми, и использует их как основу для своей самостоятельной познавательной деятельности. Индивидуальный процесс познания всегда опирается на предварительные знания. Человек опирается на накопленный в культуре опыт и пользуется выработанными обществом средствами познания (приборами и инструментами, приемами и методами). Человеческое познание – социально-исторический процесс, в котором люди действуют сообща, передавая друг другу знания и накапливая их в социальной памяти.

2. Диалектический материализм сочетает принцип отражения с принципом деятельности. Отражение действительности в процессе познания не может быть сведено к физическому воздействию объекта на органы чувств человека и пассивному восприятию этого воздействия.

Человек отражает в сознании внешние объекты не как зеркало. Его отражение имеет деятельный активный характер, оно регулируется и направляется его потребностями и желаниями, эмоциями и интересами, социокультурными установками и ценностными ориентациями. Отражая действительность, человек не просто создает в сознании ее "мысленную копию", а разнообразными способами перерабатывает информацию, поступающую из внешнего мира: отвлекается от одного, выделяет что-то другое, оценивает, обобщает, систематизирует, фантазирует... Все это ведет к тому, что знания приобретают сложную внутреннюю структуру, они могут отрываться от действительности, включать в себя элементы вымысла и заблуждения. Создается сложный мир субъективных образов, который с развитием человечества становится все богаче и разнообразнее. Этот мир наряду с внешним материальным миром тоже становится предметом человеческого познания.

Таким образом, наши знания включают в себя не только представления о том, что есть в действительности, но и предвидение того, что будет, и предположения о том, что может быть, и проектирование того, что мы желаем осуществить.

3. Согласно диалектическому материализму основой познания является практика:

а) познавательная деятельность рождается в ходе практической деятельности людей, она возникает как средство достижения практических целей. Средство, оборачиваясь в цель, превращает познание в самостоятельную сферу человеческой деятельности.

Познание постоянно опирается на практику: потребность практики является движущей силой познания, стимулом, побуждающим людей к нему;

б) развитие практики определяет пути и возможности развития человеческих знаний. В практике создаются условия и средства познания;

в) практика выступает как способ проверки и обоснования знаний, как критерий истины.

- знания фрагмент бытия,

 

- язык СУБЪЕКТ <- -> практика < – -> ОБЪЕКТ

 

- средства оказавшийся в

фокусе ищущей

познания мысли

базис познания

 

 

материальный мир

 

С точки зрения диалектического материализма познавательное соотношение субъекта и объекта складывается исторически и обладает сложной структурой. В этой структуре важнейшую роль играет активная деятельность субъекта, под которым понимается человек как социальное существо. Субъект может быть индивидуальным и коллективным (КБ, НИИ, общество в целом).

Объекты познания не даны в готовом виде, человек сам вычленяет в окружающем мире отдельные объекты в соответствии с общественно выработанными способами своей деятельности, своего видения и понимания действительности. Для этого человек использует язык, знания, средства познания, уже имеющиеся в культуре.

Общественно-историческая практика служит основой, на которой человек выделяет из окружающего мира объекты познания и вступает с ними во взаимодействие. Но для того, чтобы субъект мог взаимодействовать с объектом, нужны определенные материальные условия (лупа, батискаф, луноход). Совокупность материальных условий, в которых осуществляется познание, составляет базис познания. В самом общем случае базисом познания является земной, макроскопический мир. К нему принадлежит и сам человек, что существенно сказывается на всех человеческих знаниях (живя в микромире, мы бы с трудом могли познавать космос).

Знания человека, как земного существа, геоцентричны. Лишь в результате долгого развития науки мы постепенно преодолеваем влияние геоцентризма на всю картину природы, которая рисуется нам с нашей земной точки зрения (естественно-научный и повседневный геоцентризм). Ныне в связи с выходом человека в космос, созданием электронных микроскопов и т.п. базис человеческого познания расширился. Однако как бы ни увеличивался базис познания, он всегда ограничен и его воздействие на наши знания не может быть сброшено со счетов. Материальные объекты становятся доступными для человеческого познания, когда базис познания обеспечивает возможность практического взаимодействия с ними. Но принципиально недоступных для познания материальных объектов не существует, так как все они принадлежат к тому же самому материальному миру, что и человек (с его постоянно расширяющимся базисом познания).

Непознанное – не есть непознаваемое!

Предположение, что существует какой-то материальный объект, который принципиально не может вступить в контакт с базисом человеческого познания, по сути, означает, что какой-то объект никак не проявляет своего присутствия в мире, что равносильно несуществованию.

Следовательно, принципиально непознаваемое = несуществующее.

Точка зрения, согласно которой познать мир полностью или даже частично невозможно, получила название агностицизма. Например, Кант полагал, что вне нашего сознания существует нечто такое, что порождает у нас ощущения. Этот источник ощущений он называет "вещью в себе". Наши ощущения ничего не говорят нам об этих "вещах в себе", они отражают лишь "вещи для нас", то есть в том виде, в каком они нам представляются. Вопреки мнению агностиков, диалектический материализм не признает существования в окружающем нас мире принципиально непознаваемых объектов. Агностицизм – гипертрофированная форма скептицизма, ведь скептицизм, признавая принципиальную познаваемость мира, выражает сомнения в достоверности знания (Зенон).

Как познавательный прием скептицизм полезен, он выступает в форме сомнения, что является шагом к истине, необходимым компонентом развивающейся науки. Только вера не терпит сомнения.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ

СИБИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Историческое развитие теории познания

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ФИЛОСОФИЯ
  Курс лекций для слушателей факультета заочного обучения     Красноярск 2001   ББК87 К

Сущность философии
  Попытаемся ответить на вопросы: – Что представляет собою философия, каковы ее специфика и предмет? – Почему в течение множества веков великие умы человечества обра

Специфика философии
Чтобы выяснить специфику философии, сравним ее с другими сферами духовной деятельности людей – с наукой, искусством, религией. Философия родилась в единстве с наукой и на протяжении

Функции философии
Вопрос о функциях философии – это вопрос о том, какую роль она играет в жизни людей, как и для чего используется ими философское значение. Рассмотрим основные функции.   1. М

Состав философского знания
В ходе развития философии в ней исторически складываются различные сферы исследований, каждая из которых охватывает определенную совокупность взаимосвязанных проблем. Со временем эти сферы исследов

Бытие и сознание
  Какую бы философскую проблему мы не решали, рано или поздно наталкиваемся на вопрос, который считается в философии основным. Ф. Энгельс: "Великий основной вопрос всей.

Философские направления
Для наименования различных форм выражения философских взглядов применяются термины: учение, теория, концепция, система, школа, течение, направление. Хотя строгие границы между значениями эти

Истоки и исторические формы идеализма
Идеализм – основное философское направление, утверждающее первичность сознания, мышления, духовного, идеального и вторичность, зависимость материи, природы, мира. Философский термин "идеализм&

Исторические формы материализма
Всех материалистов объединяет решение основного вопроса философии: бытие определяет сознание. Такое решение означает, что они иначе, чем идеалисты, понимают БЫТИЕ. Идеалисты пытаются стере

Материальное единство многообразного мира
  В древней и метафизической формах материализма материя понималась как некоторая субстанция, из которой рождаются конкретные вещи. Диалектический материализм развивает иное представл

Движение
Диалектический материализм, как и все современные науки о природе и обществе, считает, что в основе всего многообразия существующих явлений и процессов лежит движение единой материи. Вопро

Информационная организация материи
Признавая рациональное зерно в учении Спинозы о сознании как атрибуте (необъемлемой характеристике) природы, Энгельс настаивал на неизбежности порождения материей сознания: "...материя во всех

Пространство и время
Понятия пространства и времени возникли уже на ранних этапах развития человеческого сознания. Первоначальные представления о пространстве и времени в процессе развития познания и практики постепенн

Диалектика как теория развития
  Идея развития складывалась в человеческом сознании на протяжении веков. Древние диалектики, рассматривая космос как связное целое, интересовались процессом возникновения и превращен

Принцип системности
Первоначально в диалектике считалось, что понять сущность предмета – значит узнать, из чего он состоит, из каких простых частей состоит более сложное целое. Целое рассматривалось как резул

Принцип детерминизма
Принцип детерминизма (лат. determinare – "определять") решает философский вопрос о том, является ли мир в своем существовании, развитии упорядоченным Космосом или беспорядочным Хао

Диалектические законы и принцип развития
Основные законы диалектики с трех сторон характеризуют развитие: 1. Закон единства и борьбы противоположности дает ответ на вопрос: почему совершается развитие, каков источник, импу

ТЕМА 5. Проблема человека в философии
1. Что такое человек?   Познание человека – центральная проблема философии. Уже в словах Сократа "Познай самого себя" ставится этот вопрос. Стремле

Общественное животное
Человек – часть природы, биосферы, космоса. Он принадлежит к одному из 1500000 видов живых организмов, населяющих Землю – виду homо sаpiеns, отряду приматов, классу млекопитающих. В отличие от друг

Деятельностное существо
Родоначальник немецкой классической философии И.Кант совершил "коперниканский переворот" во взглядах на человека: в то время философам человек представлялся "рабом Божьим" или,

Основные виды деятельности
Единой и общепризнанной классификации видов деятельности нет. Основные виды: труд, учеба, игра. Эти виды сопровождают человека всю жизнь, но их роль в различные периоды неодинакова: в дошкол

Человек как индивид и как личность
  Человек – наиболее общее, родовое понятие высшей ступени развития организмов на Земле. Человек – сложнейшая целостная биопсихосоциальная система. Индивид –

Проблема свободы личности
В ряду сущностных сил человека особое место занимает СВОБОДА, ибо без нее человек не может практически реализовать намеченные цели, развиваться как личность. Потребность в свободе глубоко заложена

Социализация личности и социальные роли
Человек становится личностью благодаря тому, что живет в обществе и во взаимодействии с другими людьми развивает те возможности, которые заложены в его биологической природе. ЛИЧНОСТЬ – категория с

Смысл жизни и смерти
Почему перед человеком встают вопросы о жизни и смерти, о том, что есть человек и зачем он в этом мире? Появляемся мы здесь случайно, не по своей воле, нас могло бы и не быть, мы "заб

Эволюция форм отражения
  Проблема сознания является комплексной, в ее решении вместе с философией участвуют многие специальные науки: психология, физиология высшей нервной деятельности, кибернетика, антропо

Формирование человеческого сознания
Какие же причины обусловили переход от психики животных к человеческому сознанию? 1. Фундамент антропогенеза составляют природные факторы. Из обширной совокупности п

Психофизическая проблема
Психофизическая проблема в широком смысле: каким образом физические явления материального мира воздействуют на психические духовные процессы и, наоборот, как психические процессы могут оказывать вл

Сущность и свойства сознания
Материальная система, являющаяся носителем сознания, выступает как субъект, который выделяет себя из окружающей среды, противопоставляя себя материальным объектам. В своем сознании субъект отражает

Функции и состав индивидуального сознания
C помощью своего сознания человек решает различные задачи, то есть сознание имеет несколько функций. Условно выделяют: 1) познавательную функцию, с помощью которой человек отражает

Бессознательное
О том, что человек осознает не все, что содержится в его душе, говорил еще Платон. На существование в человеческом сознании не только сознательно формулируемого, но и неосознаваемого, бессознательн

Проблема истины в философии
В процессе познания человек не только формирует знание, но и оценивает его. Знание может оцениваться с позиции его применимости, полезности, важности, актуальности и т.д. Но центральным среди разны

Практика как критерий истины
Чтобы устанавливать истинность знаний, необходимо иметь критерий истины – способ ее проверки и обоснования. Критерий истины не может быть найден внутри самого знания (его логическая непрот

Чувственное и рациональное
Каждый индивид в течение жизни приобретает знания об окружающем мире: от людей – через общение, слушание, чтение; самостоятельно (хотя знания могут быть известны обществу). В конечном счете все чел

Интуиция и искусственный интеллект
Яркое и удивительное проявление взаимодействия чувственного и рационального познания – интуиция (созерцание, видение, прозрение). Что же такое интуиция? Приведем лишь несколько определений:

Специфика социального познания
  Вступая в III тысячелетие, человечество может поставить себе в заслугу многие достижения в области науки, техники, культуры. Компьютеры и лазеры, космос и атомная энергия, сверхзвук

Что такое общество
На первый взгляд общество – это совокупность людей. А история общества? Совокупность историй жизней отдельных лиц? Но тогда мы не увидим главного в истории – процессов изменения общества, то

Динамика общества
В отличие от природы, где действуют силы, лишенные разума и сознательной воли, общество – арена деятельности разумных существ, сознательно стремящихся к определенным целям. Взаимодействие стихийных

Общественное сознание
Общественное бытие – это объективная реальность, материальная сторона жизни общества. Бытие людей – реальный процесс их жизни, в отличие от их мыслей об этой жизни. Эта реальность существует

Формы общественного сознания
Многообразие видов общественно-практической деятельности людей порождает многообразие форм общественного сознания. Формы общественного сознания – различные способы духовного освоени

Смысл человеческой истории
  Человечество оказалось на поворотном пункте – никогда еще так остро не ощущался драматизм исторической ситуации. Проблемы состояния экологии и демографической ситуации, войны и мира

Направленность исторического процесса
Существует ли какая-либо направленность в человеческой истории? На этот вопрос отвечали по разному. 1. Идея исторического регресса. Многие утверждали, что прошлое всегда лучше насто

Возможности предвидения будущего
Современное развитие общества невозможно без планирования, а следовательно и прогнозирования. Минимум прогнозирования для нормального развития – 15 лет. Сегодня сложились два названия науки о будущ

Пути социально-экономического прогресса
  Общественный прогресс многопланов, он складывается из неравномерно протекающих и взаимно воздействующих друг на друга потоков, захватывающих различные сферы общественной жизни.

Информатизация общества
В основе НТП лежит принципиально новая, информационная технология, радикально отличающаяся от всех предшествующих. Ее специфика в том, что с помощью объединяемых ею аппаратных и программных средств

Перспективы и последствия НТП
Кроме информатизации, выделяют еще несколько направлений НТП: а) комплексная автоматизация и роботизация производства, вплоть до полной замены человека в сфере материального производства.

Духовный прогресс
Социально-экономический прогресс ведет к исчезновению нужды, росту благосостояния всех членов общества, расширению демократических прав и свобод, созданию условий для беспрепятственного развития лю

Значение философии права
  Хотя в ходе лекции осмысливаться будут политико-правовые явления, было бы неверно утверждать, что именно право станет объектом нашего философского изучения. Не предваряя выводов, ко

Специфика научного и философского познания права
Философия претендует на самостоятельность в изучении правовых явлений. Поэтому нужно определить статус философии права и, в частности, отграничить ее от общей теории права, также претендующей на ра

Этическая модель
Право – это прежде всего закон, содержащий в себе требования должного. Право имеет ту же онтологическую основу, что и нравственность, они в равной степени свойственны человеческой цивилизации. Поск

Игровая модель права
Право – это условность, игра. "Любая игра, – как пишет об этом Й.Хейзинга, – может быть состязанием, представлением либо совмещать в себе черты того и другого" (например, конкурс красоты)

Мифологическая модель права
Право – это ритуал. Осуществление права представляет собою ритуальное действие, смысл которого превосходит поставленные перед ним практические цели. Ритуал существует внутри мифологическог

Рациональная модель права
Право служит средством достижения целей, которые человек ставит перед собой. В юридической литературе большее внимание уделяется именно этой модели права, поскольку ее исследование дает политическо

Ценность права
Современная юридическая литература не испытывает недостатка в утверждениях о необходимости ценностного отношения к праву, без чего невозможно становление гражданского общества и уважения к личности

Тема 13. Право в человеческом измерении
1. Права человека: философский, политический и юридический смысл   В основе признания неотъемлемых прав личности лежит философская идея абсолютной ценно

Проблема гуманизма в праве
Человек – существо духовное, способное к трансцендентному. Он постоянно ведет борьбу с ситуацией, которая ограничивает его бытие. Чтобы сохранить конечное, он вынужден стремиться к бесконечному. Чт

Преступление и наказание
Чтобы осуществить исправительно-воспитательное воздействие на личность человека, надо прежде всего отказаться от ярлыка общественно опасной личности. В рамках карательных отношений это невозможно.

Специфика российского правопонимания
Усиливающиеся в последние годы попытки найти новую политико-правовую идеологию, которая бы послужила консолидации общества, свидетельствуют о состоянии "вненаходимости" России. Она – нигд

Тема № 1. Философия, ее предмет и предназначение
  1. Кувакин В.А. Что такое философия. – М., 1989. 2. Любутин К.А., Пивоваров Д.В. Проблемы научности философии и "контрфилософия" // Философские науки. – 1989. – №

Тема №3. Философская картина мира
  1. Ахундов Р.Ф. Концепции пространства и времени. – М., 1982. 2. Гумницкий Г.Н. О двух подходах к раскрытию содержания понятия "материя", "сознание" //

Тема №7. Сознание как философская проблема
1. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. – М., 1988. 2. Велихов Е.К., Зинченко В.П., Лекторский В.А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода // Вопросы философии. – 1988.

Тема №13. Право в человеческом измерении
1. Кузнецов Э.В. Философия права в России. – М., 1989. 2. Молчанов А.А. Правовая культура в социальной жизни: вопросы методологии // Правоведение. – 1991. – №1. – С.69-73. 3. Нено

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги