рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Как мыслит ребенок?

Как мыслит ребенок? - раздел Философия, Антропология мифа   В Свое Время Л.с.выготский, Исследуя Закономерности Дет­ского...

 

В свое время Л.С.Выготский, исследуя закономерности дет­ского мышления в период, когда еще не сформировались поня­тийные структуры, определил это мышление как мышление в комплексах и выделил пять основных форм такого мышления. Любопытно, что описание всех пяти форм оказывается чрезвы­чайно близким тому, как историки культуры описывают простран­ство мифологического мышления, и одновременно чрезвычайно точным описанием того, как строит себя творческое мышление.

Уже анализируя феномен детского синкретизма (предшеству­ющего мышлению в комплексах) как стремление сваливать "в кучу" "самые разные и не имеющие внутренней связи элементы, приводя их в нерасчлененный, слитный образ" и, он замечает, что суть этой тенденции ребенка состоит в том, чтобы "замещать недостаток объективных связей переизбытком субъективных свя­зей и принимать связь впечатлений и мыслей за связь вещей" 15. Но тем самым Выготский, между прочим, указывает на то ре­шающее обстоятельство, которое обеспечивает человеческому мышлению потенциал эвристичности: способность замещать не­достаток объективных связей известным переизбытком .субъек­тивных идей и предположений всегда отличала мышление так называемых гениев в науке и культуре.

Похожие вещи просматриваются и в осуществляемом Выгот­ским анализе комплексов: это отнюдь не просто несовершенные ступеньки на пути к строго понятийному мышлению, но и такой этап развития мышления, на котором закладываются фундамен­тальные основания творчески-вариативного отношения к предме­ту. В отличие от синкретов, комплекс уже пытается обобщить и систематизировать окружающий мир с опорой на какие-то объек­тивные связи; однако эти обобщения всякий раз обладают инди­видуальной вариативностью и многозначностью. "Многообразие связей, лежащих в основе комплекса, составляют главнейшую, отличающую его черту от понятия, для которого характерно еди­нообразие лежащих в основе связей. Это значит, что каждый от­дельный предмет, охватываемый обобщенным понятием, вклю­чается в это обобщение совершенно на тождественном основании со всеми другими предметами. (...) В отличие от этого каждый

элемент комплекса может быть связан с целым, выраженным в комплексе, и с отдельными элементами, входящими в его состав, самыми различными связями. В понятии эти связи в основном являются отношением общего к частному и частного к частному через общее. В комплексе эти связи могут быть столь же многооб­разны, как многообразно фактическое соприкосновение и факти­ческое родство самых различных предметов, находящихся в лю­бом конкретном отношении друг к другу" '". А это значит, что именно на этапе комплексного мышления закладываются фунда­ментальные механизмы, позволяющие человеческому существу не просто следовать тем или иным объективным закономерностям, но и вступать с этими закономерностями в вариативно-творческий диалог.

Л.С.Выготский выделяет пять основных форм, в которых осу­ществляется комплексное мышление; и что примечательно, все пять форм указывают на специфические особенности того мыш­ления, которое принято называть творческим или эвристическим. Не удивительно, что при различных способах активизации твор­ческого мышления у взрослых (технологии "мозгового штурма" и т.п.) происходит не что иное, как активизация допонятийных, а именно - комплексных форм мышления.

Первый, выделяемый Выготским комплекс - это ассоциатив­ный комплекс, когда в основу обобщения кладутся произволь­ные ассоциативные связи. "...В его основе лежит любая ассоциа­тивная связь с любым из признаков, замечаемых ребенком в том предмете, который в эксперименте является ядром будущего ком­плекса. Ребенок может вокруг этого ядра построить целый ком­плекс, включая в него самые различные предметы: одни - на ос­новании того, что они имеют тождественный с данным предметом цвет, другие - форму, третьи - размер, четвертые - еще какой-нибудь отличительный признак, бросающийся в глаза ребенку. ЛЮБОЕ конкретное отношение, открываемое ребенком, ЛЮБАЯ ассоциативная связь между ядром и элементом комплекса оказы­вается достаточным поводом для отнесения предмета к подбирае­мой ребенком группе и для обозначения этого предмета общим фамильным именем" ". Разумеется, это глубоко неправильное мышление со строго понятийной точки зрения. Однако нельзя не заметить и того обстоятельства, что способность к продуцирова­нию такого рода "боковых", "неправильных", случайных ассо­циативных связей является важнейшей особенностью тех умов, которые мы называем творческими и которые оставили след в истории культуры.

То же самое можно сказать и про другие вычленяемые Выгот­ским формы комплексного мышления. В частности, таков кол­лекционный комплекс, когда "различные конкретные предметы объединяются на основе взаимного дополнения по какому-либо одному признаку и образуют единое целое, состоящее из разно­родных, взаимодополняющих друг друга частей. Именно разно­родность состава, взаимное дополнение и объединение на основе

коллекции характеризует эту ступень в развитии мышления. В экспериментальных условиях ребенок подбирает к данному об­разцу другие фигуры, которые отличаются от образца по цвету, форме, величине или какому-либо другому признаку. Однако ребенок подбирает их не хаотически и не случайно, а по призна­ку их различия и дополнения к основному признаку, заключен­ному в образце и принятому за основу объединения. Возникаю­щая на основе такого построения коллекция образует собрание различных по цвету и форме предметов, представляя собой на­бор основных цветов или основных форм, встречающихся в экспе­риментальном материале" 1S. He вызывает сомнений, что принцип вариативности и принцип дополнительности, лежащие в основе данного комплекса, являются важнейшими характеристиками феномена творческого мышления.

Следующий, описываемый Выготским комплекс, это цепной комплекс, выстраиваемый на основе динамической, ветвящейся цепи ассоциаций. "Например, ребенок к образцу - желтому тре­угольнику - подбирает несколько фигур с углами, а затем, если последняя из подобранных фигур оказывается синего цвета, ре­бенок подбирает к ней другие фигуры синего цвета, например, полуокружности, круги. Это снова оказывается достаточным для того, чтобы подойти к новому признаку и подобрать дальше пред­меты по признаку округлой формы. В процессе образования ком­плекса совершается переход от одного признака к другому" '9. Таким образом, "в цепном комплексе структурный центр может отсутствовать вовсе. Частные конкретные элементы могут вступать в связь между собой, минуя центральный элемент, или образец, и могут поэтому не иметь с другими элементами ничего общего, но тем не менее принадлежать к одному комплексу, так как они имеют общий признак с каким-нибудь другим элементом, а этот, другой, в свою очередь, связан с третьим и т.д. Первый и третий элементы могут не иметь между собой никакой связи, кроме того, что они оба, каждый по своему признаку, связаны со вторым" . И снова мы имеем дело не с чем иным, как с моделью эвристичес­кого мышления. Специалисты по научной эвристике превосход­но знают, что многие открытия в науке делаются именно по опи­санной модели цепного комплекса, когда переход от одного струк­турно организующего центра мышления к другому совершается по совершенно случайной, вероятностной логике, и именно в точ­ке этого вероятностного перехода (или в серии этих слабомоти­вированных, вероятностных переходов) совершается то, что мы называем научным открытием.

И следующий анализируемый Выготским комплекс - диффуз­ный - абсолютно точно схватывает специфику того, что мы назы­ваем творческим мышлением. Ведь здесь "самый признак, ассо­циативно объединяющий отдельные конкретные элементы и ком­плексы, как бы диффундирует, становится неопределенным, раз­литым, смутным, в результате чего образуется комплекс, объеди­няющий с помощью диффузных, неопределенных связей нагляд-

но-конкретные группы образов или предметов. Ребенок, напри­мер, к заданному образцу - желтому треугольнику - подбирает не только треугольники, но и трапеции, так как они напоминают ему треугольники с отрезанной вершиной. Дальше к трапециям примыкают квадраты, к квадратам - шестиугольники, к шести­угольникам - полуокружности и затем круги. Так же как здесь разливается и становится неопределенной форма, взятая в каче­стве основного признака, так же иногда сливаются цвета, когда в основу комплекса кладется диффузный признак цвета. Ребенок подбирает вслед за желтыми предметами зеленые, к зеленым -синие, к синим - черные" 2). Но ведь способность мыслить в раз­мытых, приблизительных, нечетких очертаниях - это вновь спо­собность, принципиально отличающая эвристическое мышление от мышления, ориентированного на наличные формы знания и понимания! Сам Выготский подчеркивает, что именно в диффуз­ном комплексе открывается такая важнейшая черта детского мыш­ления, как его принципиальная безграничность. "Подобно тому, как древний библейский род, будучи совершенно конкретным фамильным объединением людей, мечтал размножиться и стать неисчислимым, как звезды небесные и как морской песок, так же точно диффузный комплекс в мышлении ребенка представляет собой такое фамильное объединение вещей, которое заключает в себе безграничные возможности расширения и включения в основ­ной род все новых и новых, однако совершенно конкретных пред­метов" 22. "Мы знаем, какие неожиданные сближения, часто не­понятные для взрослого, какие скачки в мышлении, какие рис­кованные обобщения, какие диффузные переходы обнаруживает ребенок, когда он начинает рассуждать или мыслить за предела­ми своего наглядно-предметного мирка и своего практически-дей­ственного опыта. Ребенок вступает в мир диффузных обобще­ний, где признаки скользят и колеблются, незаметно переходя один в другой. Здесь нет твердых очертаний. Здесь господствуют безграничные комплексы, часто поражающие универсальностью объединяемых ими связей" 23. И вновь не трудно заметить, что понятийно вышколенное мышление только в том случае может именоваться творческим, если оно сохраняет эту детскую способ­ность к диффундированию, а, значит, эту удивительную способ­ность к иррациональным скачкам и переходам, хотя и осущест­вляемым на базе и в границах строгой понятийности.

Наконец, пятая форма комплексного мышления, согласно Выготскому, - это псевдопонятие, которое "образуется ребенком всякий раз, когда он подбирает к заданному образцу ряд предме­тов, которые могли бы быть подобраны и объединены друг с дру­гом на основе какого-нибудь отвлеченного понятия. (...) Напри­мер, ребенок к заданному образцу - желтому треугольнику - под­бирает все имеющиеся в экспериментальном материале треуголь­ники. Такая группа могла бы возникнуть и на основе отвлеченно­го мышления (понятия или идеи треугольника). Но на деле, как показывает исследование, ребенок объединил предметы на основе

их конкретных, фактических, наглядных связей, на основе про­стого ассоциирования. Он построил только ограниченный ассоциативный комплекс; он пришел к той же точке, но шел совер­шенно иным путем" 24. Добавлю лишь одно слово: СВОИМ пу­тем. И тот факт, что ребенок формирует псевдопонятийную груп­пу на основе своего, авторского обобщения, а вовсе не на основе универсальной схемы движения от абстрактно-понятийного при­знака, представляется чрезвычайно значимым фактом в плане формирования авторской позиции ребенка в культуре. Осущест­вляемое ребенком авторское движение к псевдопонятию представ­ляется чрезвычайно важным движением, которое обладает вполне самостоятельной ценностью, ничуть не подменяемой и не упразд­няемой понятийным движением от схемы к предмету. Ведь в ре­зультате деятельности по формированию псевдопонятий ребенок "получает продукт, сходный с продуктом взрослых, но добытый с помощью совершенно отличных интеллектуальных операций, выработанный особым способом мышления. (...) Получается по внешнему виду нечто, практически совпадающее с значениями слов для взрослых, но внутренне глубоко отличное от этих зна­чений" ь. Но в том-то и заключается суть дела, что ценностью здесь является не сам понятийный или псевдопонятийный про­дукт, а тот ПУТЬ, который проходит ребенок при получении это­го "продукта". И, похоже, что только в процессе формирования псевдопонятий (в чем и состоит, по-видимому, огромная значи­мость этого процесса) траектория мыслительного движения ре­бенка оказывается абсолютно индивидуальной, прихотливой, СОБСТВЕННОЙ. Прежде чем приступить к деятельности по освоению понятий взрослого мира, ребенок на свой страх и риск эти понятия изобретает, и именно в этом состоит сверхценность псевдопонятийной деятельности ребенка, находящегося на ста­дии допонятийного мышления.

Таким образом, ребенок, находящийся на классической сту­пени комплексного мышления и мыслящий в границах ассоциа­тивного, коллекционного, цепного, диффузного или псевдопоня­тийного комплексов - это ребенок, отваживающийся мыслить на свой страх и риск. Его мышление лишено формально-логической и понятийной стройности, оно еще в значительной степени слу­чайно и вероятностно, но зато это СОБСТВЕННОЕ мышление, имеющее риск осуществляться по траектории заведомо ошибоч­ной и неправильной. И, возможно, это именно тот фундамент самости, без которого и вне которого формальнооперациональное понятийное мышление оказывается в чем-то неполноценным.

Напомню в этой связи, что любое теоретическое мышление, как показали исследования науки уже в XX веке, имеет в своем основании некую образную подкладку - совокупность того, что можно было бы назвать интеллектуальной образностью. Любое подлинное понимание начинается вовсе не на понятийном уров­не, а на уровне интуитивного схватывания образа понимаемого. И только через личностные образные структуры происходит вос-

хождение к сущности собственно понятия. И хотя образ не обла­дает точностью и четкостью понятийных структур, зато он обла­дает огромным потенциалом эвристичности. Образ всегда личен. В нем нет универсальной всеобщности понятия, но есть сверну­тая пружина огромного познавательного интереса. Любое поня­тийное мышление, сколь бы ни было оно развито, имеет в своем основании такого рода образную подкладку, которая всегда глу­боко индивидуальна, личностна и не транслируема другому. Эта образная подкладка функционирует по законам неточного, при­близительного, размытого, неправильного мышления - как раз того типа мышления, которое было охарактеризовано Выготским как мышление в комплексах; а это значит, что. мышление в ком­плексах вовсе не снимается, вовсе не преодолевается более высо­кой, понятийной формой мышления, а сохраняет самостоятель­ную ценность и находится в сложном диалоге с понятийным.

Итак, допонятинное мышление ребенка можно охарактеризо­вать как мышление, в котором закладываются основы иррацио­нально-творческих структур человеческого сознания. И во всяком случае похоже, что анализ этих допонятийных структур мышле­ния позволяет найти ключ к тайне мифологического сознания.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Антропология мифа

Антропология мифа...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Как мыслит ребенок?

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Неправильная книжка
"Это очень, очень своевременная и правильная книжка!" (В.И.Ленин. Фольклор)   Алексей Алексеевич Леонтьев, одним из первых прочитав

Парадокс мифа
  Но самое удивительное заключается в том, что, употребляя слово "миф" в двух указанных и явно противоположных смыс­лах, мы говорим отнюдь не о разных явлениях, а об одном и

Миф, тождественный истине
Первое впечатление от приведенного фрагмента: это первобытное сознание! Как не похоже оно на наше! Но уже следующая, ошеломительная мысль: а разве не точно так же об­стоит дело с сознан

Тайный язык мифа
  Начну с того, что люди, погруженные в один и тот же миф, понимают друг друга с полуслова. Им ничего не кажется стран­ным в тех взглядах, которые они исповедуют - напротив, эти взгля

Культура как знак другого
  Итак, первобытный человек весьма странным образом настаи­вает на том, что его культурно-племенная индивидуальность, от­личающая его от представителей других культурно-племенных общн

Табу на совокупление культур
  Вернемся к тому, что различие между любыми двумя культу­рами настолько же существенно и фундаментально, насколько существенным и фундаментальным является различие между

Непереводимость культуры
  Итак, когда один первобытный человек заявляет, что он суть кенгуру, тогда как представитель соседнего племени заявляет, что он суть крокодил, они тем самым заявляют принципиальную в

Обман, дарующий смысл
Итак, миф есть знак культурной самоидентификации челове­ка в качестве особого культурного вида. Но почему этот знак культурно-видовой самоидентификации оказывается для челове­ка более значим, нежел

Проблема жизни
  Человек - странное существо. Ему мало просто жить. В какой-то момент своего существования он заглядывает за границу соб­ственной жизни, в область смерти и задает себе невозможный во

Искушение культурой
Главная проблема, связанная с феноменом человека, заключа­ется, по-видимому, в том, что помимо видового пространства жизни, в котором он живет как и любое другое живое существо, его окру­жает еще н

Испытание выбором
  Таким образом, пространство культуры оказывается простран­ством, глубоко избыточным по отношению к непосредственным жизненным (биологическим или физиологическим) потребностям челове

Все живое
Животное не выбирает - оно знает априорно. За него выбор уже сделан - на уровне генетической программы. Эта генетичес­кая видовая программа является абсолютной точкой отсчета для всей его жизнедеят

Точки опоры
Что же касается человека, то здесь мы сталкиваемся с фено­меном индивидуально-неодинаковой упорядоченности мира. Казалось бы: все люди представляют один и тот же биологи­ческий вид, а, зна

Инобытие в культуре
Итак, первая фундаментальная функция мифа в культуре за­ключается в том, чтобы спровоцировать интерес человека к миру биологически нейтральных феноменов и предметов - тех феноме­нов и предметов, ко

Невозможное животное
Но благо это или зло - то, что благодаря мифу мир открывает­ся перед человеком как бесконечный и веевозможностный? Ведь бесконечность открывающихся возможностей - это весьма и весь­ма нелегкое испы

Культура как творчество
Итак, поименовывая природный мир, культура в конце кон­цов не просто удваивает природу, а придает каждому предмету природного мира бесконечное измерение. Бесконечное измерение, которое позволяет че

Миф как прообраз культуры
Разумеется, культурное творчество не существует в безвоздуш­ном пространстве, а отталкивается от некоей предметности, кото­рая явлена человеку как природная данность. Культура осущест­вляет свой де

Миф жребия
Каковы конкретные формы тех иллюзорных упорядочений мира, которые предлагает миф и которые спасают человека от потенциального сумасшествия? Как пишет Выготский, человек овладевает буридано

Миф вкуса
  Конечно же, жребий - это чистейшей воды условность, - ну, так ведь в искусственности и условности состоит сама суть фено­мена культуры. И любой миф, даже в самых его интеллектуаль­н

Миф эстетических предпочтений
  Среди различных вкусовых пристрастий, манифестируемых человеческим существом в течение своей жизни, наиболее важ­ными с точки зрения построения диалога со всевозможностным' миром яв

Миф как смысл
Впрочем, эстетическое отношение к действительности как ос­нова априорного упорядочения человеческого выбора во всевозможностном мире культуры отнюдь не является единственной универсальной мифологич

Мифологические координаты рассудка
  Итак, наряду с эстетической размерностью мира человек соз­дает смысловую размерность, и эта смысловая размерность ни­чуть не в меньшей степени является размерностью мифологичес­кой.

Иерархия смыслов
  Впрочем, проблема смысла в культуре имеет гораздо более обыденный характер, нежели экзистенциально-драматическая проблема смысла жизни. Смысл - это то, что принципиально вол­нует че

Кризис смысла
Парадокс, но чаще всего человек осознает то, что в жизни есть или должен быть смысл тогда, когда он его утрачивает. Когда тот предельный смысл, которого он не замечал, но который не­зримо присутств

Плата за свободу
  Подводя итог вышесказанному, можно было бы заключить, что миф - это своеобразная плата, которую всевозможностный мир взимает с человека за право быть свободным. Быть свобод

Свобода как театр
Но вернемся к странной и загадочной судьбе человека, кото­рый, пытаясь быть свободным, вынужден изобретать мифологи­ческий рамку несвободы, порабощает себя мифологической ил­люзорностью, которая

Человек, возделанный мифом
  Итак, миф - это то, что указывает границы человеческой сво­боды, и, тем самым, делает эту свободу впервые возможной. Свобода впервые является человеку в мифе и благодаря мифу. Лишь

Миф как имя сущего
  Выше уже шла речь о том, что миф не тождественен культуре, а лишь является ее фундаментальным основанием и ее мировоз­зренческой рамкой. И, пожалуй, культура первобытного челове­ка

Пространство человеческой субъективности
  Ниже я приведу несколько достаточно ярких характеристик того, что можно было бы назвать пространством архаического мифа. Вместе с тем, хочу обратить внимание на то, что все эти хара

Вероятностный мир
Разумеется, в повседневной, рационально размеренной жизни человека творческое начало не доминирует. И даже у так называ­емых творцов время инсайда, время творческого озарения, время вдохновения - э

Детский взрослый миф
  Итак, существует естественное детское отношение к миру как к вероятностному - как к такому, о котором можно только дога­дываться. И потому это не вышколенное логикой мышление ре­бен

Человек рождающийся
  Чтобы понять природу вероятностного мышления и причины того, почему мышление маленького ребенка формируется на ве­роятностной основе, обратимся к проблеме рождения ребенка в культур

Один на один с семантикой культуры
  Ребенок рождается в мир уже существующего языка и сущест­вующей культуры. Однако и то, и другое ему являются как абсо­лютная загадка, которую он должен суметь расшифровать на свой с

Потребность в языке
  Та потребность в языке, которая возникает у маленького ре­бенка - это вовсе не потребность в сигнальной коммуникации, знакомая любым представителям живого мира. Почему у живот­ных в

Логика имени
  О.М. Фрейденберг так описывает работу мифа в сознании первобытного человека: "Тотемистическое мышление не каузаль­но; оно творит слова не в логической причинной связи с содержа

Проблема диалога
  Итак, ребенок, сталкивающийся с феноменом коммуникации, свойственной взрослому миру, попадает в мир имен, несущих в себе огромное количество тайных, скрытых от него семантичес­ких о

Искусство семантики
  А вот, к примеру, как выглядит "миф происхождения" луны в мифологии маори, коренного народа Новой Зеландии. "Давным-давно, когда дорога в нижний мир еще была

Некоммуникативная природа языка
  Все сказанное позволяет существенно по-новому поставить вопрос о природе языка и о его генетической роли в культуре. Существует широко распространенное (и кажущееся более ч

Ритуал и обряд как способ существования мифа
  Миф нагружает мир смыслами (или, точнее, человек нагру­жает мир мифами) принципиально хаотично, случайно, без вся­кой видимой системы, по принципу "что под руку попадет, то и х

Структуры ритуала
  Итак, ритуал в первобытном обществе - это и есть непосред­ственное бытие мифа. Ритуал - это и есть та структура, посредст­вом которой происходит навязывание избыточных семантических

Тайна ритуала
Как тайна языка - символизация, а не коммуникация, так и тайна ритуала, который до кончиков пальцев существует по по­воду языка, - это все та же символизация. Но если язык в своих генетически исход

Феномен слова
  Итак, жест, ритуал, действо есть генетически исходная форма бытия мифа, совершенно не похожая на поздние формы его бы­тования в виде мифологического повествования. Архаический челов

Мир поименованный
  Само собой разумеется, что за долгие тысячелетия существо­вания первобытного общества каждый предмет окружающего мира нагружается огромным числом семантических полей и смысло­вых ас

Фаллические мотивы культуры
  Итак, миф - это целая Вселенная, которая в своих истоках оказывается тождественна феномену человеческой культуры. И, в частности, миф - это фундаментальный механизм, посредством кот

Загадка обожествленной сексуальности
  Примеры, подобные тем, что приведены выше, можно множить и множить, но суть их сводится к тому, что для всех религий, которые принято называть языческими, характерно священно-религи

Сила фаллоса
  Разумеется, было бы глупо полностью отрицать факт присут­ствия идеи плодородия в древнейших религиозных культах. Однако есть основания полагать, что идея эта возникает доста­точно п

Парадоксы человеческой сексуальности
  Возможно, что одна из самых загадочных особенностей чело­века как биологического существа заключается в характере его сексуальности, абсолютно выделяющей его по отношению к пред­ста

По ту сторону эволюции
Вообще сексуальные инновации, связанные с феноменом че­ловека, приводят в конце концов к тому, что он оказывается как бы "по ту сторону" самой биологической эволюции. Влекомый наркотик

Рождение культуры
  Вернемся к ключевому для понимания феномена человека фактору несостыкованности мужской и женской сексуальной кон­ституции, которую демонстрирует этот вид, т.е. к феномену раз­личных

Фаллическая карта культуры
  В предыдущих главах уже говорилось о том, что миф как бы размечает мир, делает своеобразную карту местности, на которой каждому предмету оказывается поставлена в соответствие некая

Фаллос, творящий Ойкумену
А теперь обратимся к примеру конкретного мифа, в котором действует мифологический фаллос, означивающий пространство первобытной Ойкумены. Речь пойдет о мифе, имеющем широкое распространение среди а

Посвящение в культуру
  А теперь посмотрим, как миф - в частности, конкретный миф о приключениях Ньираны и его пениса Юланы - "работает" в первобытном обществе, выполняя конкретную педагогическую

Обряды, воистину безумные
  По своему внешнему рисунку система инициационных обря­дов заключается в том, что в течение достаточно долгого времени инициируемых мальчиков и девочек подвергают крайне болез­ненным

Фаллические игры на грани фола
  Безусловным центром всей системы инициационных обрядов являются крайне болезненные операции, осуществляемые по от­ношению к половым органам мальчиков и девочек, и прежде все­го - по

Укрощение фаллоса
  Впрочем, главные, центральные инициационные обряды - это обряды обрезания и подрезания. Если в большинстве прочих об­рядов фаллос, скорее, только подразумевается, то в обрядах об­ре

Культура возделанной сексуальности
  Итак, положительный, конструктивный смысл болезненных фаллоцентрических обрядов инициации заключается в том, что у мальчиков формируется способность к пролонгированному кои­тусу и э

Культура, построенная педагогикой
Итак, нельзя сказать, что миф вообще не соответствует реаль­ной действительности. Он безусловно находится в соответствии с реальностью, но - в парадоксальном соответствии. В том соответ­ствии, кото

По ту сторону фаллоса
  В свете сказанного выше становится понятной фаллическая тайна древних религий - тайна того, почему именно фаллос стано­вился здесь предметом культового поклонения и обожествления. Н

Женщина как миф
  Итак, укрощение сексуального есть элементарная клеточка социального. И именно в этой точке обнаруживается исток эсте­тического созерцания. Ведь подросток, чья непосредственная сек­с

Мифологическая память культуры
  Казалось бы, будучи ориентирован не на структуры естест­венного, природного, а на структуры социального, ближайшего к человеку (а, следовательно, на структуры социальной регуляции с

Фаллос как стержень мифологического познания
  Драма инициации, драма обрезания и других сопровождаю­щих его кровавых обрядов - это и есть тот шоковый сценарий, который предопределяет удивительную эффективность взаимо­отношений

Педагогика в гениталъных тонах
  Так или иначе, но наиболее эффективный способ усвоения информации - это способ мифологический. Обрядово-ритуальные инструменты мифологической педагогики позволяют ей до­биваться пор

Информационный Клондайк
Знание, информация - это то, что является условием выжива­ния первобытного человека. Для того, чтобы выжить в условиях джунглей или пустыни с минимальным набором орудий труда и технологических умен

Магические инструменты познания
  Мир мифа - это гигантский склад информации, гигантский мир знаний об окружающем человека мире. Причем мир знаний, нани­зываемых на энергетический стержень укрощенного фаллоса.

Сотворение знания
  Впрочем, остается еще один чрезвычайно важный вопрос, ка­сающийся мифологического знания. Ведь прежде чем складиро­вать какие-то знания, прежде чем начать ими пользоваться, тре­бует

Сила мифа
  Итак, одна из самых удивительных вещей, связанных с ми­фом, заключается в том, что он не только не противоречит миру знаний, но является определенным способом бытия знаний. Более то

У истоков творчества
  Ключ к пониманию того, как организовано мифологическое творчество, дает проанализированный в предшествующих главах принцип наоборотного упорядочения социальной жизни как ос­новной п

Мускулатура мифа
  То, что господствующая в первобытном мифе анархия воз­можностей являет собой прямое отражение открывающихся взо­ру человека предметных возможностей - это, кажется, уже объяс­нено на

Творчество: от абсурда к логике
Итак, с одной стороны миф - это абсолютная фантазия, где все может быть всем. Это фантазия без берегов, фантазия без границ, что делает пространство мифа чрезвычайно напоминаю­щим пространство сна.

Двойной отщеп
  Итак, можно говорить о двухполюсной структуре мифа. С одной стороны - полюс всевозможности, потенцирующий какие угодно функциональные обличья вещи. Этот полюс может быть ан

Загадка древнейшего производства
  Почему первобытный человек производит так называемые "ору­дия труда"? Кто-то пожмет плечами: "Что за странный вопрос! Конечно, потому, что они ему нужны в повседневно

Парадокс хабилиса
  Согласно современным археологическим данным, самые древ­ние предметы, несущие на себе несомненные следы искусствен­ной обработки, - это предметы так называемой "галечной культу

Проблема орудийности
  Традиционное объяснение феномена искусственно сколотых галек - чопперов и других олдувайских камней со следами искус­ственной обработки - состоит в том, что они являлись элементар­н

Орудийный барьер
То, что способность к утилитарному использованию предме­тов - весьма непростая в культурном отношении деятельность, хорошо видно на примере развития ребенка. Любой ребенок про­ходит весьма и весьма

Границы мозга
  Известно, что в 50-60-е гг. XX в. среди антропологов была весьма популярна идея "мозгового рубикона" как некоей прин­ципиальной морфофизиологической границы, отделяющей ро

Опоры выбора
  Но почему даже в условиях искусственной дрессировки, когда дрессировщик создает систему условнорефлекторных подкрепле­ний, не удается сформировать способность к изготовлению про­сте

Странный мир
  Вообще сама по себе галечная культура - это большая загадка. Загадка не только потому, что столь радикальное новообразова­ние как культура изобретается существами, чья морфофизиолог

Культура каменных меток
  Хорошо известно, что внешний вид галечного псевдоорудия принципиально отличается от внешнего вида любых орудий пос­ледующих эпох. Любое галечное псевдоорудие по своему внеш­нему вид

Память в камне
Это чрезвычайно важно, чтобы ситуация, в которой происхо­дит первичный галечный скол, была не просто внешней, но внут­ренней, связанной с каким-то предельным стрессовым (либо пози­тивным, либо нега

Рождение утилитарности
  Итак, нами сформулирована гипотеза, что древнейшая каменная индустрия - это стихийное производство первичных знаковых систем, выступающих материальной основой формирования и существ

Знание на фундаменте мифа
  Итак, если утилитарный интерес к камню может возникнуть только на высокой ступени интеллектуального опосредования и потому никак не может служить объяснительным принципом по отношен

Магия орудийности
  Итак, концепция знакового происхождения каменной инду­стрии позволяет понять феномен орудийности не как исходную ступеньку человеческой культуры, а как результат определенно­го куль

В начале было слово
  Итак, в предыдущих главах была выдвинута принципиальная гипотеза, согласно которой, человеческая культура начинается не как деятельность по изготовлению орудий труда, а как меточ­на

В преддверии языка
  Итак, феномен культуры начинается с того, что некий слу­чайный каменный скол становится носителем информации, - но информации особой, легендарной, мифологической. Мифологи­ческой эт

Явление языка в обряде
  Начнем с того, что эмоционально-субъективное переживание, оказавшееся объективно зашифрованным в каменном сколе, спо­собно спровоцировать в авторе этого скола своеобразную муку немо

Восхождение к образцу
  Идея культурного образца, мультиплицируемого во множест­ве копий, т.е. становящегося основой для многократного воспро­изведения в деятельности различных производителей - это чрез­вы

Прыжок питекантропа
  Полтора миллиона лет продолжается эпоха галечной культу­ры, знающей только одну форму культурной трансляции - куль­товую, обрядово-ритуальную трансляцию персональных меточ­ных камне

Фактор отбора
  Итак, мы пришли к выводу, что именно питекантроп несет всю полноту ответственности за изобретение действительно ути­литарного измерения каменной индустрии. Главным содержани­ем ашел

Принцип мутаций
По видимому, сама суть феномена неандертальца заключает­ся в том, что он вырывается за границы свойственного питекан­тропам производственного культа, вырывается за границы жест­ких обрядовых предпи

Homo sapiens - человек спасенный
Таков очередной фундаментальный археологический парадокс: не кто иной, как неандерталец был изобретателем вариативной культуры, однако отнюдь не ему было суждено создать весь тот огромный культурны

От истории культуры к истории детства
  Изложенная в предшествующих главах гипотеза о происхож­дении человеческой культуры - при всей ее заведомой спорности - позволяет существенно по-новому взглянуть не только на

Миф метки
  Начну с фактов общепринятых и общеизвестных. Ребенок периода младенчества, начиная с ползункового воз­раста, осуществляет чрезвычайно интенсивные манипуляции со всеми попад

Собственно человеческое
  Вопрос о том, когда и каким образом начинается генезис куль­турной позиции ребенка - это вопрос, которому были посвящены в XX веке многие сотни психологических исследований, но во­п

Педагогика ритуала
  Итак, ребенок вступает в этап освоения культурных норм, в этап дешифровки культурной тайнописи предметов, опираясь на то отношение к предметному миру, которое было определено нами к

Мир категорий
  Вообще использование любого предмета в соответствии со встроенной в него культурной схемой - это крайне нелегкое в интеллектуальном отношении занятие. Как уже отмечалось, вплоть до

Магия ритуала
Итак, парадокс освоения ребенком культурно-утилитарного статуса предметов заключается в том, что он осваивает этот ста­тус, вовсе не имея в виду какие-то утилитарные цели. Деятель­ность в соотве

Тайна поэзии
  Любому специалисту по историческим мифологиям понятно, что предложенная в предшествующих главах трактовка мифа как такого фундаментального культурный феномена, который в каком-то см

Миф в зеркале слова
  Есть все основания полагать, что словесная обработка мифов и трансляция их в виде каких-то устных преданий означала не что иное, как подлинную революцию в мировоззрении первобыт­ног

Рождение эпоса
Впрочем, это крайне непростое занятие - вербализация того мифологического содержания, которое в контексте ритуала вы­глядит семантически очевидным. Природой мифологических об­разов вовсе не предпол

Космос эпоса
  Вне всякого сомнения, одно из сущностных звеньев описыва­емой мировоззренческой революции состоит в осознании факто­ра времени как некоей стратегической основы принципиально нового

Тайна жречества
  Напомню, что доповествовательный миф носил, если угодно, характер естественно-сакрального. Он был естественно-эзотеричен: чтобы вызвать к жизни тайную мифологическую семантику, перв

Восстановление целого
  Однако, похоже, что Фрейденберг излишне увлекается. "Не может быть речи о том, что формы, из которых религия строит свою систему, созданы впервые ею. Ее фактура вся сплошь при­

Тайна школы
  Если вернуться к той особой эпохе, когда семантический миф уже обрел свое повествовательное инобытие но еще не пережил процесса ресакрализации, то там всякая повествовательная ин­те

Проблема производства
  Понятно, что было бы большой неосторожностью сводить при­чины происходящих на заре цивилизации культурных изменений исключительно к возникновению феномена повествовательного мифа. С

Производство из мифа
  Напомню один из парадоксальных выводов предшествующего анализа: удивительнейшей особенностью древнейшего палео- логического производства является то, что это производств

Земледелие: детерминация целью
  Итак, сама суть производительной деятельности донеолитического человека, состоит в том, что она является странным обра­зом нецелевой (в отличие от охоты и собирательства, которые не

Феномен труда
  Итак, мировоззренческие последствия возникновения земле­делия носят поистине ошеломительный характер. Но они будут выглядеть еще более значительно, если принять во внимание те жертв

Творение времени
  Впрочем, радикальная новизна земледельческого производст­ва состоит не только в том, что оно становится целесообразным и изнуряюще трудным. Земледелие - это первая форма производи­т

Загадка земледелия
  Итак, подводя итог вышесказанному, мы должны сделать до­статочно однозначный вывод, что распространенное представле­ние о тяжелом повседневном труде как условии выживания пер­вобытн

Злаковые оттенки земледелия
  Чтобы ответить на поставленные выше вопросы, обращу внимание на еще одну странность. Но странность, как покажет дальнейший анализ, ключевую. Дело в том, что базовой земле-

Мировоззрение хлебной лепешки
Таким мощным фактором могло явиться символическое, ми­ровоззренческое значение злаковых. Дело в том, что злаки - это такой природный продукт, кото­рый, прежде чем стать приемлемым для ч

Глиняные маски истории
  Если, таким образом, попробовать расставить какие-то исто­рические вехи, картина получится следующая. Принципиальное использование диких злаков в пищу, судя по всему, уходи

История, выплавленная в тигле
  Мы говорим по привычке: век каменный сменился веком же­лезным, имея в виду, скорее, известные социологические схемы о значении, которое имеет для истории производительность труда. М

Жизнь внутри времени
  Итак, появление огромного количества новых культурных предметов в эпоху неолитической революции приводит к неиз­бежному смещению традиционных обрядово-ритуальных семан­тических акце

Космологическая мифологема мифоведения
Другое общее место, другая фундаментальная мифологема современного мифоведения, самым тесным образом связанная с описанной выше, состоит в том, что первобытная мифология -вся, даже в наиболее ар

Ритуал: между педагогикой и космологией
  Однако все встает на свои места, если мы строго разделяем две исторические формы ритуала: ритуал, поддерживающий се­мантическое пространство культуры, и специфически-религиоз­ный ри

Фактор времени: культура и ребенок
  Итак, специфика мифологии, характеризующей сознание до-неолитического человека, заключается в том, что она позволяет 586 осуществлять синхроническое упорядо

История, сочиняемая ребенком
  Пройдет какое-то время, и уже в возрасте младшего школьни­ка историческое сознание, измерение своей прошлой жизни мер­кой "раньше-позже" станет для того же ребенка чрезвыч

Теогенез истории
  Что такое временная последовательность в теогониях ранних цивилизаций? Это твердое представление о том, какое мифоло­гическое деяние было раньше, а какое - позже. Разумеетс

Мифосемантика древних богов
  Что представляет собой теогоническая последовательность появления богов у разных народов? По внешнему своему рисун­ку теогонический эпос - это генеалогия богов, более или менее подр

Пастбище для небесной коровы
  Представление о том, что миф - это осмысление мира, что с помощью мифа древние люди пытались что-то понять и объяснить в окружающем их мире - это одно из самых давних и устойчивых п

Боги разных земель
  Между прочим, тот факт, что древние боги вовсе не предста­вительствуют предметную реальность (скажем, какие-то природ- ные стихии или силы), а представительствуют что-то

Иллюзии космогенеза
  Я уже писал в предшествующих главах о том, что в современ­ном мифоведении довольно широкое распространение получила тенденция, которую можно было бы назвать тенденцией тоталь­ной ко

Вкус философии
  То, что в результате аллегорического истолкования мифов действительно можно создать ту или иную космогоническую мо­дель вселенной - несомненно. Это видно хотя бы из того, что все др

Между небом, и землей
  Возьмем в качестве примера отмечаемую В.Н.Топоровым "кос­могоническую акцию" по "установлению космического простран­ства", которую он обнаруживает практически во

Порядок богов
  Итак, акция творения всего сущего, т.е. собственно космого­ническая акция в древних теогониях - это лишь повод, позволяю­щий определенным образом выстроить последовательность богов.

Загадка хаоса
  Вообще вопрос о том, что есть начало древних теогонии - во­прос чрезвычайно интересный. Существует убеждение, будто точка начала в разных теогониях принципиально совпадает, и что эт

Рождение богов
Но вот заканчивается время отсутствия и начинается время рождения богов. Скажем, в теогоническом эпосе вавилонской литературы "Энума элиш" драматургия порождения богов выстрое

Возможность и драма образования
Как вообще оказывается возможен в истории культуры выход за границы тех или иных мифологических установок? Ведь без­условным фактом является то, что в ходе человеческой истории происходит измене

Дороги смирения
  Итак, образованный человек - это человек, который так или иначе пережил травму образованием и научился дистанцироваться по отношению к тем знаниям, которые он получил. Ведь образо­в

Протестное пространство личности
И именно здесь находится ключ к тайне образования. Десять или пятнадцать лет существования вне жизни, но внутри некоторого иллюзорного мира, называемого образованием, - это то, благодар

Миф на тропе войны
  По своей сути образование есть не что иное, как выход за пределы всевозможностного сознания, которое в равной степени характеризует позицию первобытного человека и ребенка-дошколь­н

Бес во Христе
  Разумеется, речь не только о древнем греке. Любая древняя цивилизация замешена на точно такой же, кровавой интерпретации закона исключенного третьего. И любая цивилизация о

Время еретичества
  Понятно, что тоталитарный исход культуры, открывшей факт существования различных мифологий и не желающей с этим сми­риться, далеко не самое лучшее ее историческое разрешение. Ведь м

Платформа природы
  Агрессивным богам всемирных религий недоступна идея того, что встречающиеся им необычные культурные миры - это вовсе не явление бесовщины, а просто явление иных природ. Что у каждой

Средневековье образования
Похоже, однако, что структуры европейского образования ока­зались менее всего готовы к встрече с идеей диалога. Открытая новоевропейской философией великая идея природы как предпо- сылк

Образованный миф
Образование в его классических образцах создает лишь воз­можность индивидуально-личностного, протестного мышления. Однако в реальном образовании далеко не каждый человек эту принципиальную возможно

Между образованием и диалогом
Одна из важнейших ценностей, завоеванных культурой XX века - это ценность полимифии как важнейшего условия выжива­ния культуры и цивилизации. Когда миф должен развиваться не за счет драматически

ЧАСТЬ 1. ОЧЕРТАНИЯ МИФА
ИСТОКИ МИФА . Мифологический кентавр ............................ 10 Парадокс мифа ........................................... 11 Миф, тождественный истине .......................

ЧАСТЬ 2. ИСКУШЕНИЯ МИФА
ГЛАВА 1. ФАЛЛОЛОГИЯ МИФА Фаллические мотивы культуры ................... 196 Загадка обожествленной сексуальности ....... 202 Сила фаллоса ...............................

ЧАСТЬ 3. ОСНОВАНИЯ МИФА
ГЛАВА 1.АРХЕОЛОГИЯ МИФА Загадка древнейшего производства .............. 320 Парадокс "хабилиса" .................................. 326 Проблема

ЧАСТЬ 4. ИНОБЫТИЕ МИФА
ГЛАВА 1. ДИАЛОГ С МИФОМ Тайна поэзии .............................................. 483 Пространство прозы .................................... 487 Миф в зеркале слова...

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги