рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ

ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ - раздел Философия, Основы Философии   Учение О Форме И Четырех Причинах. Аристотель — Вели­кий Учен...

 

учение о форме и четырех причинах. Аристотель — вели­кий ученик Платона, учившийся у него 20 лет. Накопив огром­ный потенциал, Аристотель развил собственное философское уче­ние.

Выше мы видели, что Платон встретился с большими труд­ностями при осмыслении природы идей. Аристотель стремил­ся разъяснить сложившуюся проблемную ситуацию. Он перенес акцент с идеи на форму.

Аристотель рассматривает отдельные вещи: камень, растение, животное, человека. Всякий раз он выделяет в вещи материю (субстрат) и форму. В бронзовой статуе материя — это бронза, а форма — очертания статуи. Сложнее обстоит дело с отдельным человеком, его материя — это кости и мясо, а форма — душа. Для животного формой является животная душа, для расте­ния — растительная душа. Что важнее — материя или форма? На первый взгляд кажется, что материя важнее формы, но Ари­стотель не согласен с этим. Ведь только благодаря форме ин­дивид становится тем, чем он является. Значит, форма есть глав­ная причина бытия. Всего причин четыре: формальная — сущ­ность вещи; материальная — субстрат вещи; действующая — то, что приводит в движение и обуславливает изменения; целе­вая — во имя чего совершается действие.

Итак, по Аристотелю, единичное бытие есть синтез материи и формы. Материя — это возможность бытия, а форма есть осу­ществление этой возможности, акт. Из меди можно сделать шар, статую, т.е. как материя медь есть возможность шара и статуи. Применительно к отдельному предмету сущностью оказывается форма. Форма выражается понятием. Понятие справедливо и без материи. Так, понятие шара справедливо и тогда, когда из меди еще не сделали шар. Понятие принадле­жит уму человека. Выходит, что форма — это сущность и отдель­ного единичного предмета, и понятия об этом предмете.

Аристотель как первооткрыватель динамизма и телеоло­гии. В своих суждениях о материальных причинах Аристотель во многом повторял Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра, Герак­лита, учивших, что в основе всего находятся материальные субстанции. В учении о форме Аристотель существенно перера­ботал концепцию идей Платона. Еще более оригинален был Ари­стотель в развитых им концепциях динамизма и цели.

Динамизм Аристотеля состоит в том, что он не забывает уде­лять первостепенное внимание динамике процессов, движению, изменению и тому, что за этим стоит, а именно переходу возмож­ности в действительность. Динамизм Аристотеля знаменует собой появление нового образца понимания. Во всех случаях тре­буют уразумения механизмы происходящих изменений и при­чины, обусловившие эти изменения. Надо определить источник движения, его энергетическое начало, те силы, которые обеспе­чили движение.

Аристотель по праву гордился тем, что им была развита, при­чем содержательнейшим образом, проблема цели. Цель — по-гре­чески телеос. Исходя из этого учение о цели называют телеоло­гией. Цель есть, по Аристотелю, наилучшее во всей природе. Гла­венствующая наука та, «которая познает цель, ради которой над­лежит действовать в каждом отдельном случае...». Конечной ин­станцией поступков людей оказываются их цели, целевые при­оритеты. Телеология, развитая Аристотелем, оказывается мощным инструментарием в деле понимания человека, его дея­ний и общества.

Последняя реальность — бог. Для Аристотеля форма в своей динамике выражает иерархичность бытия. Из меди можно изготовить много вещей, но медь остается медью. Намно­го более иерархично ведет себя форма. Сравним: форма нежи­вых предметов — растительная форма — животная форма — фор­ма (душа) человека. Это сравнение поднимает нас по лестнице форм, причем значение материи ослабевает, а формы — возра­стает. А если сделать еще шаг и заявить, что есть чистая фор­ма, освобожденная от материи? Аристотель твердо убежден, что этот шаг, предельный переход, вполне состоятелен и необ­ходим. Почему? Потому что тем самым мы обнаружили перво-двигатель всего, а значит, принципиально объяснили все мно­гообразие фактов движения. Бог, как и все доброе и красивое, притягивает, влечет к себе, это не физическая, а целевая, фи­нальная причина.

Бог Аристотеля — это перводвигатель. Это еще и ум. Поче­му ум? Аристотель рассуждает по аналогии: что главнее всего в ду­ше человека? Ум. Бог же есть сплошное совершенство, потому он тоже есть ум, но более развитой, чем человеческий. Бог не­подвижен. Как источник движения он не имеет причину движе­ния, ибо нам пришлось бы за одной причиной движения откры­вать другую и так далее, без конца. Бог — конечная причина движения; само это утверждение имеет смысл, если считать бога неподвижным. Итак, бог умственно совершенен, он источник всякого движения, неподвижен, не имеет истории, значит, вечен.
Бог Аристотеля бесстрастен, он не принимает участия в делах людей Бог великолепный ум. Если человек по-настоящему возжелает быть похожим на бога, то ему в первую очередь надлежит развивать свой ум.

Аристотель — основатель логики. В трудах Аристотеля высокой степени совершенства достигла логика. По сути, имен­но Аристотель впервые изложил логику систематично, в виде са­мостоятельной дисциплины. Логику обычно понимают как на­уку о законах мышления. Аристотель сумел выделить эти зако­ны в четкой и ясной постановке.

1. Закон исключенного противоречия: невозможно, чтобы про­тиворечащие утверждения были истинными по отношению к од­ному и тому же предмету. Так, по отношению к Сергею не мо­гут быть одновременно истинными два следующих утверждения: «Сергей ниже Татьяны» и «Сергей выше Татьяны».

2. Закон исключенного третьего: отрицание и утверждение не могут быть оба ложными. В нашем примере одно из двух ут­верждений «Сергей и Татьяна одинакового роста» или «Сергей и Татьяна неодинакового роста» должно быть истинным. Если истинно второе утверждение, то можно на предмет истинности проверять новые два высказывания: «Сергей ниже Татьяны» и «Сергей выше Татьяны». Сравнение двух последних высказы­ваний является бессмысленным, если Сергей и Татьяна одина­ковы по росту.

3. Закон тождества: А есть А (Аристотель не приводил та­кую формулировку, но она соответствует его воззрениям). Так, в нашем случае речь идет об одном и том же Сергее и той же са­мой Татьяне, причем в одно и то же время.

Аристотель гордился своим учением о силлогизме (букваль­но: о сосчитывании высказываний). Силлогизм состоит из трех суждений: первое содержит общее правило, второе — особенное, третье — вывод. Силлогизмом является, например, такое рассуж­дение:

(1)Если все люди смертны

(2)И все греки — люди,

(3)То все греки смертны.

Этика Аристотеля. Что такое счастье? Для Аристотеля эти­ка в отличие от физики и математики есть практическая наука.

Последней целью и последним благом является счастье. Но что такое счастье? Счастье для Аристотеля — это не жизнь, растраченная на удовольствия, наслаждения и развлечения, это не почести и успех и не богатство, а совпадение добродетели че­ловека с внешней ситуацией.

Добро связывается с обилием добродетелей, зло с их скудо­стью. Аристотель особенно высоко ценил следующие добродете­ли: разумная мудрость, практическая мудрость, рассудительность, мужество, умеренность, щедрость, правдивость, дружелюбие, любезность.

Превыше всего Аристотель ставил разумную мудрость, ибо это та добродетель, с помощью которой постигается любая реаль­ность, благодаря ей постижим и бог. Гармоническим сочетани­ем всех добродетелей является справедливость.

Добродетелям можно и нужно научиться. Они всегда высту­пают серединой, компромиссом благоразумного человека: «ни­чего слишком...». Великодушие есть середина между тщеслави­ем и малодушием, мужество — середина между безрассудной от­вагой и трусостью, щедрость — середина между расточительно­стью и скупостью и т.д.

Политология Аристотеля. В своих политических воззрени­ях Аристотель во многом повторяет Платона. Формы государ­ственного устройства Аристотель делит на правильные (дости­гается польза для всех) и неправильные (имеется в виду лишь польза для некоторых).

Правилъные формы Число правящих Неправильные формы

Монархия Один Тирания

Аристократия Богатое меньшинство Олигархия

Полития Большинство Демократия

Аристотель критически относился к демократии, ибо счи­тал, что ее принципами являются неоправданная свобода и ни­щета, в том числе духовная. Современному слову «демократия» больше соответствует античный термин «полития».

Аристотель — учитель Александра Македонского. Аристо­тель в течение пяти—шести лет был воспитателем Александра Македонского. Нам не слишком многое известно о их взаимоот­ношениях. Но имеющиеся свидетельства показывают, что отно­шения двух великих строились на искреннем чувстве привязан­ности и дружбы. Из своих походов Александр привозил Аристо­телю в подарок диковинные растения и животных, письменные свидетельства, которые служили Аристотелю в его научной работе. Аристотель никогда не лебезил перед Александром и имел мужество говорить ему правду, не всегда приятную.

Для своего старшего сына Никомаха Аристотель написал спе­циальную книгу «Никомахова этика», которой суждено было стать в веках книгой для многих миллионов.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Основы Философии

На сайте allrefs.net читайте: Основы Философии. Основы Философии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

НАУЧНОСТЬ ФИЛОСОФИИ
Часто спорят о том, является ли философия наукой. Одни настаивают на том, что философия — лучшая из наук, другие наоборот ее противопоставляют науке. Нам придется вклю­читься в этот спор, ибо это п

ЭСТЕТИЧНОСТЬ, ЧУВСТВЕННОСТЬ ФИЛОСОФИИ
Люди, которые считают, что философия отличается от науки, часто называют ее искусством. «...Философия есть искусство, а не наука»,— подчеркивал А. Шопенгауэр. Искусство отличается от науки, это, по

ПРАКТИЧНОСТЬ, ИЛИ МОРАЛЬНОСТЬ ФИЛОСОФИИ
Вступает ли философия в непосредственный контакт с прак­тической деятельностью человека? Старое-престарое убеждение состоит в том, что нет ничего непрактичнее, чем философия. Но так ли это?

ФИЛОСОФИЯ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛНОТЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Мы провели сравнение философии с наукой, искусством, практической деятельностью человека, накопили материал для обобщения. Философия не противостоит ни науке, ни искусству, ни прак­тике. С

ФННКЦИИ (ЗНАЧИМОСТЬ) ФИЛОСОФИИ
В чем состоит значимость философии, какие функции она ре­ализует? Таких функций очень много, мы назовем четыре глав­ные. Мировоззренческая функция философии состоит в ее способ­ности дават

НАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
  Для чего нужна философия?» Послушаем голоса великих. Сократ и Платон считали, что под воздействием философии че­ловек «становится подлинно совершенным». Англичанин Гоббс полагал, чт

МНОГОЕ НЕ СУЩЕСТВУЕТ. СЮРПРИЗЫ ЭЛЕАТОВ
В то время как все вроде бы самые мудрые философы счита­ли, что со многим дело ясное, оно существует, и все свое внима­ние обращали на единое, нашлись философы, среди них мудрей­шие — Парменид и Зе

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. НАТУРФИЛОСОФИЯ
Мы рассмотрели четыре способа атаки на проблему многого и единого. Каковы результаты? Впечатляющие, но не во всем ис­черпывающие.   Проблема Предл

ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА
  Концепция идей. Платон — выдающийся мыслитель антич­ности, ученик Сократа, он развивает его представления. Стра­тегия та же: на первом плане этика, а не натурфилософия. Серд­цевину

АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ ОТКРЫВАЕТ НОВУЮ ЭПОХУ
Древние греки называли себя эллинами, они защищали се­бя и свою культуру от соседних народов. Но завоевания Алек­сандра Македонского резко изменили ситуацию, возникла им­перия, происходило быстрое

ЭПИКУРЕИЗМ: СЧАСТЬЕ — ЭТО УМЕРЕННОЕ НАСЛАЖДЕНИЕ
  Основателем эпикуреизма является Эпикур. Физика. Все состоит из атомов. Атомы могут самопроиз­вольно (случайно) отклоняться от прямолинейных траекторий. Логика. Ми

С КОСМИЧЕСКИМ ЗАКОНОМ
  Основателем стоицизма является Зенон из Кития. Учеников Зенона называли стоиками. Дело в том, что Зенон Китийский фи­лософствовал в портике, который был выстроен на торговой пло­щад

СТОИЦИЗМ: ВОЗДЕРЖИВАЙТЕСЬ ОТ ДОГМ И БУДЬТЕ БЕЗМЯТЕЖНЫМИ
Основателями скептицизма являлись Пиррон Элидский и Секст Эмпирик. Греческое слово скепсис соединяет в себе как бы три смысла — это и рассмотрение, и сомнение, и воздержа­ние (греческое эпохе) от с

НЕОПЛАТОНИЗМ
Если киники, стоики и эпикурейцы основали свою филосо­фию на идеях Сократа, то в поздней античности возрождаются идеи Платона. Так возник новый платонизм, или — неоплато­низм. Виднейшим из

О ЗАПАДНОМ И ВОСТОЧНОМ МИСТИЦИЗМЕ
Мистическое, по определению, это сверхразумное и сверхчув­ственное переживание человека, связывающее его с тем, что для него является более совершенным, чем он сам (чаще всего имеются в виду Бог и

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
1. Античная философия синкретична, это означает, что для нее характерны большая слитность, нерасчлененность проблем, чем для последующей философии. В современной философии проводится обстоятельное

ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ
  Философские идеи в средние века чаще всего были облаче­ны в религиозные одежды. Строго говоря, религия не является философией. Религия — это богопослушание, сверхъестествен­ная связ

ОСНОВНЫЕ БИБЛЕЙСКИЕ ИДЕИ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАЧЕНИЯ
Греческое слово «Библиа* означает «книги», они составля­ют Ветхий и Новый Заветы. Завет — это договор Бога с родом человеческим. В случае, если речь идет о божественной лично­сти, слово бог пишется

СУЩНОСТЬ БОГА
Приведенная ниже информация сообщается читателю не в качестве философских выводов, а для систематизации его представлений о библии, ее содержании. 1. Бог — это одна сущность, представленна

МОЖНО ЛИ ДОКАЗАТЬ СУЩЕСТВОВАНИЕ БОГА?
  Доказать существование Бога нельзя. Существование Бога при­нимается на веру, на основе божественного откровения, интуи­тивно, без доказательства, в силу авторитета библии. В курсах

ДА ИЛИ НЕТ? ВЕРУЮЩИЙ ИЛИ АТЕИСТ?
Многовековая история развития религии и философии пол­на взаимных обвинений, грубых споров, неоправданных крайно­стей, нередко дело доходило до казней. Казнили и за религию, и за философию, от имен

РЕНЕ ДЕКАРТ - ОСНОВАТЕЛЬ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  Выдающийся французский философ Рене Декарт считается основателем нововременной философии. Рассмотрим его филосо­фию. Философское знание должно удовлетворять требованиям ис­

СПОР ОБ ИДЕЯХ. ДЖОН ЛОКК
Против декартовой концепции врожденности ясных мыслей выступил англичанин Джон Локк. Он, как и Декарт, придержи­вался концепции разумного человека. По Локку, нужно четко и ясно показать, каким обра

ГАЛИЛЕЙ И НЬЮТОН - ГЕНИИ МЕХАНИКИ
Новое время — это эпоха, когда превыше всего ценятся рас­судок и его творение, наука. В Новое время наука начинает развиваться столь стремительно, ее успехи столь велики, что да­лее ставится под со

КАК ПОЛУЧАЮТ ИДЕАЛИЗАЦИИ?
  Идеализации, вопреки мнению Декарта, не даются нам от рождения, а, как мы видели, являются научным изобретением. Идеализации, вопреки мнению Локка, невозможно вывести и из экспериме

НОВАЦИИ И. КАНТА
  В центра внимания Канта — человек и вопрос: что я могу знать? Прежде чем рассуждать о других вопросах, считает Кант, надо разобраться с тем, как получается знание, почему вообще оно

КАК НАДО КРИТИКОВАТЬ?
В названиях главных книг, написанных Кантом, присут­ствует слово критика: «Критика чистого разума», «Критика спо­собности суждения». Для Канта критика — это не ругань, не ссо­ра с кем-то, а обнаруж

КОГДА МОЖНО ЛГАТЬ?
По Канту, лгать нельзя ни при каких обстоятельствах. По­чему? Потому что это закон общества, в отсутствие которого об­щество разваливается. Над Кантом посмеивались и развивали Другую точку зрения.

ГЕГЕЛЬ ПРОТИВ КАНТА
Философия Канта во многих отношениях считается образ­цовой, но и она не является окончательной истиной. На этом осо­бенно резко настаивал Георг Гегель, еще один выдающийся не­мецкий философ.

ГЕГЕЛЬ: ФИЛОСОФИЯ ЕСТЬ НАНКА, ЛОГИКА. ДИАЛЕКТИКА
  Гегель писал: «Я взял на себя труд способствовать возвыше­нию философии до уровня науки». С этой целью Гегель строит систему идей, старается вывести из одной идеи следующую (смотрит

КАРЛ МАРКС: НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
  Карл Маркс считал, что у Гегеля «...диалектика стоит на го­лове. Надо поставить ее на ноги...». Идеи надо пересадить в го­лову и считать, что человек приобретает их в процессе своей

НИЦШЕ: ПОСЛЕДНИЙ ВСПЛЕСК ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Фридрих Ницше замыкает своей философией XIX век. Его воз­зрения — яркая реакция на философию Нового времени, преж­де всего на левоцентризм. Сущность вещей, считает Ницше, это не научная или моральн

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ
Философия эпохи Возрождения ВОЗРОЖДЕНИЕ ГУМАНИЗМ АНТРОПОЦЕНТРИЗМ Философия от Декарта до Канта ЯСНЫЕ ИДЕИ РАЦИОНАЛИЗМ АПРИОРНЫЕ ПРИНЦИПЫ С

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
Современная философия представляет собой единое, но раз­нородное целое. Изучающему философию следует ориентиро­ваться в этой разнородности. Недостаточно знать только одно фи­лософское направление,

О ФИЛОСОФСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ
При оценке философской ситуации в России следует иметь в виду три обстоятельства. • Многие философы, ученые и преподаватели, люди, прошед­шие их школу, являются сторонниками, сознательными

КАКУЮ ПРОБЛЕМН СТРЕМИТСЯ РЕШИТЬ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ?
Феномен — это в переводе с греческого то, что является. В на­шем случае речь идет о том, что явилось в сознание человека в его чувственном опыте и далее в процессе его осмысления. Феномен — это и о

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД
Соотносительность субъекта и объекта. Гуссерль недово­лен жестким (как, например, у Канта) противопоставлением субъ­екта объекту. При таком противопоставлении преувеличивают либо значение субъекта

КАК ВЫРАБАТЫВАЮТСЯ ЦЕННОСТИ?
Ценность — это значимость предмета для человека. Так считает феноменолог. Ценность связывает субъект и объект. Применительно к этике это показал немец М. Шелер, а приме­нительно к эстетике француз

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИИ
Основные положения феноменологии достаточно детально рассмотрены в параграфе, посвященном феноменологическому ме­тоду.- Сейчас мы представляем их в более компактном виде, в форме предписаний.

СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ
  Современная герменевтика — это прежде всего реакция на фи­лософию Нового времени с ее культом рациональности и чело­века-одиночки, противопоставляемого внешнему миру. Когда такой сп

КАК МЫ ПОНИМАЕМ?
Выше при определении герменевтики мы использовали цен­тральный для нее термин «понимание». Что такое понимание? Как понимает человек, бытийствующий в мире? Когда человек Может с полным основанием у

ВОПРОС ГАДАМЕРА: КАК МЫ ПОНИМАЕМ ТЕКСТ?
Согласно Хайдеггеру, человек заброшен в мир, он изначаль­но находится среди сущего, он заинтересован им и вместе с тем озабочен, испытывает чувство неопределенности, страха перед не­ведомым, и преж

ГЕРМЕНЕВТИКА А.Ф. ЛОСЕВА
  Для Лосева каждая вещь обладает сущностью. Сущность — это нуждающийся в разгадке икс, который проявляет себя с по­мощью своих энергем. Благодаря этим энергемам сущность яв­ляется в

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЕРМЕНЕВТИКИ
• Соберем воедино главное из предыдущего, перечислим ос­новные положения герменевтики и ее термины: • Бытие человека-в-мире. • Соотносительность человека и мира (вещей).

КОМУ И ЗАЧЕМ НУЖНА ГЕРМЕНЕВТИКА?
  Герменевтика имеет своих сторонников и противников. В на­уке она почти не используется, зато в искусстве к ней обраща­ются очень часто. Герменевты озабочены тем, что в нашем ми­ре в

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПОЧЕМН ВОЗНИКЛА АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ?
Философия наших дней включает в себя не только те направ­ления, которые с некоторым предубеждением относятся к науч­но ориентированной философии, например герменевтику. Гран­диозные успехи науки, о

ОСНОВАТЕЛИ ДВИЖЕНИЯ: ФРЕГЕ, РАССЕЛ, МУР
  Укажем на основные идеи основателей аналитического дви­жения в философии. Фреге и Рассел считали, что здравая философия является логикой, ибо она начинается с объяснения пр

ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ
  Если местом становления аналитического направления в фи­лософии по праву можно считать Англию (Кембридж), где ра­ботали Мур, Рассел и Витгенштейн, то позднее центр движения перемест

ПОСТПОЗИТИВИЗМ
Часть философов сохранили свою приверженность неопози­тивизму по настоящее время. Тем не менее начиная с середины XX века все большее число философских экспертов стали отдавать предпочтение постпоз

ФИЛОСОФИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ЯЗЫКА: ПОЗДНИЙ ВИТГЕНШТЕЙН
В аналитической философии есть два интереса к языку. В од­ном случае речь идет об искусственных языках, т.е. в основном о науке, ибо именно в ней используются искусственные языки. Во втором случае

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ
  Нет сомнений в том, что аналитическая философия в наши дни стала интернациональным явлением. Исторически так слу­чилось, что аналитическая философия на определенном этапе сво­его ра

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
• Язык — граница мышления и действия. Язык дает полней­шую информацию о мышлении и действии. • Язык имеет логическую форму. • Значение слова есть факт, который оно обозначает (ран

ДЕРРИДА: МЕТОД ДЕКОНСТРЭКЦИИ
  Как реализовать призыв постмодернистов? Этого можно до­стичь, считают постмодернисты, в определенном варианте линг­вистической философии. Снова в центр философствования ста­вится яз

ЛИОТАР: ЭТИКА И ЭСТЕТИКА ВОЗВЫШЕННОГО
  Новейшие постмодернисты сближают этику с эстетикой. Их философия ориентирована эстетически. Лиотар, один из лиде­ров постмодернизма, развивает в этой связи своеобразно понятую эстет

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА
  Своеобразие российской философии на нынешнем этапе ее раз­вития во многом определяется двумя обстоятельствами. Во-пер­вых, сохранением идущей от Маркса, Энгельса и Ленина диа-лектик

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
  В нашей книге не ставится задача рассмотреть в деталях ту или иную национальную философию. Это соответствует тому, что в учебниках математики рассматривается не немецкая или фран­цу

ФИЛОСОФИЯ Н.А. БЕРДЯЕВА: ЧЕЛОВЕК - ЭТО ОТКРОВЕНИЕ, СВОБОДА
И ТВОРЧЕСТВО   Центральной темой философии Николая Александровича Бердяева является человек, человек свободный, творческий, а таким он является лишь в свете

О ФИЛОСОФИИ ЗАПАДА И ВОСТОКА
Под восточной философией обычно понимают философию Индии, Китая и Японии. Непредвзятый анализ показывает, что хотя различия между восточной и западной философией суще­ствуют, они не являются чрезме

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  Для индуса характерен интерес как к человеку, так и к це­лостности мира. То и другое выливается в единство, которое луч­ше всего выражается формулой: «Атман есть Брахман».

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Главный интерес китайской философии — это отношения меж­ду обществом и человеком, правителем и его подчиненными. Не те­ория познания, не логика, не эстетика, а этика стоит на первом месте в размышл

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги