Конкретность истины. Критика релятивизма и догматизма в познании. - раздел Философия, Философия, ее предмет и метод Истина И Заблуждение. Критика Догматизма И Релятивизма В Познании...
Истина и заблуждение. Критика догматизма и релятивизма в познании
Истине, как конкретному выражению имеющегося тождества знания и действительности, противоположно заблуждение.
Заблуждение — это неправомерное превращение отдельных моментов развивающейся истины во все целое, во всю истину или произвольное завершение процесса развития знания его отдельным результатом, т.е. это либо неправомерное превращение относительной истины в истину абсолютную, либо абсолютизация отдельных моментов истинного знания или его результатов.
Например: что такое слива? Если взять отдельные моменты того, что может характеризовать «дерево сливы» и затем рассматривать каждый отдельный момент как все целое, то это будет заблуждение. Дерево сливы — это и корни, и ствол, и ветви, и почка, и цветок, и плод не в отдельности, а как развивающееся целое.
Догматизм метафизически противопоставляет истину и заблуждение. Для догматика истина и заблуждение абсолютно несовместимы и исключают друг друга. Согласно этому взгляду, в истине не может быть ни грамма заблуждения. С другой стороны, и в заблуждении не может быть ничего от истины, т.е. истина понимается здесь как абсолютное соответствие знания объекту, а заблуждение — это абсолютное их несоответствие. Таким образом, догматик признает абсолютность истины, но отрицает ее относительность.
Для релятивизма, напротив, характерна абсолютизация моментов относительности истины. Поэтому релятивист отрицает абсолютную истину, а вместе с ней объективность истины. Всякая истина для релятивиста относительна и в этой своей относительности субъективна.
Конкретность истины
Конкретность в познании реализуется как движение восхождения исследующей мысли от неполного, неточного, несовершенного выражения какого-либо результата познания к более полному, более точному и многостороннему его выражению. Именно поэтому истинное знание, выраженное в отдельных результатах познания и общественной практики, не только всегда исторически обусловлено и ограничено, но и исторически конкретно.
Согласно диалектическим представлениям, каждый данный момент, сторона предмета как целого еще не есть все целое. Точно так же и вся совокупность отдельных моментов и сторон целого не представляет еще самого целого. Но она становится таковой, если мы не рассматриваем совокупную связь этих отдельных сторон и частей целого в процессе развития. Только в этом случае каждая отдельная сторона выступает как относительный и преходящий через один из своих оттенков момент целостности и обусловливаемого ею развития данного конкретного содержания предмета.
Отсюда общее методологическое положение конкретности можно сформулировать следующим образом: каждое отдельное положение истинной системы знания, точно так же как и соответствующий момент его практической реализации, истинен на своем месте, в свое время, в данных условиях, и должен рассматриваться лишь как момент в поступательном развитии предмета. И наоборот — каждое положение той или иной системы знания неистинно, если его изымать из того поступательного движения (развития), необходимым моментом которого он является. Именно в этом смысле действительно положение: абстрактной истины нет — истина всегда конкретна. Или абстрактная истина, как нечто оторванное от своей реальной почвы, от жизни — это уже не истина, а истина, включающая в себя момент заблуждения.
Едва ли не самое сложное — оценить конкретное в его конкретности, то есть в многообразии всех действительных связей и отношений предмета в данных условиях его существования, применительно к индивидуальным особенностям того или иного исторического события, явления. Конкретно — значит исходя из своеобразия самого предмета, из того, что отличает данное явление, историческое событие от других, ему аналогичных.
Принцип конкретности исключает любое произвольное принятие или выбор предпосылок познания. Действительные предпосылки познания, если они истинны, должны заключать в себе возможность своего осуществления, т.е. они всегда должны быть адекватным выражением конкретной связи определенного содержания теории со столь же определенной действительностью. Это и есть момент конкретности истины. Мы, например, знаем, что плоды бывают только после посева. Потому сначала сеятель приходит, чтобы сделать свою работу. Но приходит он в определенное время, и делает именно то и так, что и как нужно делать в это время. Когда посеянное зерно принесет плоды, и плоды созреют, приходит жнец. Но и он тоже приходит в определенное время и делает то, что можно сделать в это самой природой определенное время. Если плодов нет — нет надобности и в работе жнеца. Истинно знающий знает предмет во всех его существенных отношениях, знает сроки каждого отношения, поэтому он знает конкретно: а именно — что, где, когда и как нужно делать.
Таким образом, с точки зрения диалектики не в отдельном моменте (пусть даже существенном) истина. Каждый отдельный момент истинен не сам по себе, а лишь в своей конкретной связи с другими моментами, на своем месте, в свое время. Именно эта связь отдельных моментов предметной сущности в ее развитии может дать нам истину конкретного целого.
Все темы данного раздела:
Философия, ее предмет и метод.
Термин философия по преданию древних ввел Пифагор (VII в. до н. э.). Слово образовано путем сочетания двух греческих слов (филиа) – любовь, (софия) – мудрость. Т.е. философия е
Вопрос о природе абсолютного и его значение для философии.
Исторический анализ показывает, что философия возникает как предельно общее теоретическое мировоззрение, центральным вопросом которого является вопрос о природе Абсолютного и отношении к
Основной вопрос философии и две его стороны.
Основной вопрос философии. Основной вопрос философии является конкретизацией более фундаментального вопроса, а именно: вопроса о природе всего, что существует, т.е. о природе
Общая характеристика
Древнеиндийская философия представляет собой исторически первую форму философского мировоззрения Востока.
Термином «древнеиндийская философия» принято обозначать философские воззрения арий
Основные философские идеи Вед
Как полагают исследователи, в содержании Вед неизменно присутствуют три главные темы и, соответственно, три ряда взаимосвязанных представлений:
1) относящееся к абсолютному («обожес
Основные идеи и школы
Наиболее значительными идеями древнекитайской философии являются:
1. Идея космического дуализма и взаимодействия противоположных начал Инь-Янь (школа Инь-Янь
Даосизм
Основоположником даосизма является китайский мудрец Лао Цзы (примерно VI в. до н. э.). С его именем связывают авторство известного трактата «Дао дэ цзын», в котором нашли свое первое выражение осно
Особенности философского мировоззрения Древнего Запада
1. Основная ориентация - направленность на объект. Западная философия обращена больше к внешнему (т.е. видимому) миру. То, что дано как объект оказывается здесь более значимым.
Основные этапы развития, течения и школы
Выделяют три основных этапа развития античной философии:
I. Ранний (или досократический).
II. Классический (или период расцвета).
III. Период эллинизма.
Философские учения и школы
· Пифагорейская школа
· Милетская школа
· Школа античной диалектики
· Диалектика Гераклита
·
Философские учения и школы
· Эмпедокл и Анаксагор: плюрализм начал бытия
Школа античных софистов(Протагор (481-411 гг. до н.э.), Горгий (ок. 483-373 гг. до н. э.). Основное полож
Диалектика Гераклита
Философия Гераклита(540-480 гг. до Р. X.) связанна с пифагорейцами и милетской школой. Основные положения: все произошло из огня, который един и не создан никем и
Элейская школа
Основателем этой школы является Парменид (540-470 гг. до н. э.), современник Гераклита. Основные положения: мыслить и быть — одно и то же, поэтому – лишь бытие существует, а небытия вовсе не
Философское учение Демокрита.
Философское учение Демокрита. Демокрит (460-370 гг. до н.э.) является основоположником атомизма как философского мировоззрения, которое в значительной мере повлияло не только н
Философское учение Платона.
Философия Платона
В лице Платона (427-347 гг. до н.э.) идеализм впервые выступает в форме мировоззрения, которое прямо противопоставляет себя материализму.
Скептицизм
Скептицизм, как явление культуры, выражает определенное умонастроение. Суть этого умонастроения в том, чтобы выработать правильное отношение к вещам и к жизни, исходя из того, что мы не знае
Философия Эпикура.
По свидетельству Диогена Лаэртского Эпикур обратился к философии в 14 лет, пока ему не попались книги Демокрита. Эти книги, полагают, и обратили его к философии. Философию стал преподавать в 32 год
Отличительные черты философии средневековья
Западноевропейская средневековая философия характеризуется следующими основными особенностями.
1. С точки зрения своего содержания философское мировоззрение средневековья представляет собо
Реализм и номинализм в средневековой философии.
Немаловажной проблемой философии средневековья был вопрос о природе общих понятий («универсалий»), или, в более широком контексте, – проблема соотношения общего и единичного (отдельного).
Особенности философского мировоззрения
Существует точка зрения, что в эпоху Возрождения никакой особой философии не было, что философия Возрождения это всего лишь поздняя средневековая философия. Следовательно, она лишена
Возрождение ценностей античной культуры
В философии это нашло выражение в переоценке значения философских идей античности и восстановлении былого значения некоторых форм его философского мировоззрения. В это время получили распространени
Пантеизм
Натурфилософия Возрождения характеризуется тем, что ее главной тенденцией является пантеизм: Бог сближается и в дальнейшем отождествляется с природой, а природа обожествляется. По сущ
Учение о материи
В философии Нового времени мы встречаем модифицированный вариант субстратного понимания материи, продолжающий традицию античных атомистов.
Материя с этой точки зрения есть субстр
Учение о движении
Решение проблемы движения в философии Нового времени определялось уровнем достижений естественных наук XVII–XVIII вв.
Законами механики устанавливалось, что для приведения покоящегося тела
Проблема субстанции в философии Нового времени.
Согласно Р. Декарту, субстанция есть то, что существует независимо от чего бы то ни было («вещь, которая существует, совершенно не нуждаясь для своего бытия в другой вещи»). В дальнейшем гол
Субъективный идеализм Дж. Беркли
Философия Дж. Беркли (1685–1753 гг.) имеет своим исходным пунктом критику непоследовательности сенсуализма Дж. Локка. В частности, его концепцию первичных и вторичных качеств.
Философское учение И.Канта.
Основоположником классической немецкой философии является И.Кант (1724-1804)
Общий характер философии Канта вытекает из триединой задачи, которую Кант сам определил в виде следующих основн
Формирование и развитие марксистской философии.
Марксистская философия возникает как прямое продолжение традиции материалистической философии XVIII–XIX вв. и положительной диалектики, идейно связанной с философией Г. Гегеля. Основоположниками эт
Традиции и особенности русской философии XIX-XX века.
Общая характеристика
Русская философия обладает историческим и идейным своеобразием. Становление русской философии тесно связано с принятием христианства. Именно христианское вер
Онтологизм
Онтологизм русской философии понимают не как первичность материального бытия над познанием, а как «включенность познания в наше отношение к миру, в наше "действование" в нем» Поскольку на
Идея синтеза знания, чувства и воли
Представление о том, что истинное знание есть знание целостное, или, точнее, единоцелокупное, исходит из того, что истина одна. Поэтому присущее философии и естественным наукам «стремление к
Антропологизм
Проблема человека занимает центральное место в русской философии. Славянофилы (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин) и западники (П.Я. Чаадаев, Н.В. Станкевич, В.Г. Белинский,
Философское учение о бытии. Формы бытия.
Категория бытия и мышления, материи и сознания – ключевые философские понятия. От того, какой смысл в них вкладывают, зависит общая мировоззренческая ориентация того или иного философа, школы и цел
Учение о материи в современной философии.
Материя – первое, исходное и основное понятие материалистического мировоззрения, в котором наиболее отчетливо фиксируется материалистическое (если это философский материализм) решение вопрос
Философское учение о движении.
Для того чтобы правильно понять существо современного философского подхода к осмыслению проблемы движения необходимо дать ответ на три вопроса:
1. Какова связь материи и движения? (или бол
Пространство и время.
С пространством и временем связано наше понимание природы и материи. Что такое пространство и время? Реальны ли они сами по себе или они всего лишь свойства материальных вещей? Можно
Пространство
Пространство есть, прежде всего, протяженность, которая рассматривается как его всеобщее свойство (атрибут). Нет протяженности, нет и пространства. Протяженность пространства имеет свою р
Философское учение о сознании.
С точки зрения современных представлений сущность сознания раскрывается в четырех его различных отношениях.
Первое отношение. Это отношение сознания вообще (во всех его форма
Философское учение о связи
Весь чувственно воспринимаемый мир представляет собой некоторую совокупную, единую и универсальную связь вещей явлений и процессов. Все вещи и явления воздействуют друг на друга и тем самым находят
Философское учение о развитии
Диалектика определяется также и как учение о развитии в его всеобщих и необходимых формах. Что такое развитие? Какой философский смысл заключает в себе понятие «развитие»?
Прежде
Понятие закона. Законы диалектики.
Категория - это наиболее общее понятие, в котором фиксируются, отражаются наиболее общие и существенные свойства, связи отношения природы, общества и мышления.
Категория диалектики - наибо
Единичное, особенное и всеобщее.
Все, существующие в мире вещи, явления, процессы, существуют как нечто относительно самостоятельное, пространственно разделенное и обособленное, имеющее определенные временн
Часть и целое.
Содержание, взятое в единстве всех своих сторон, в единстве своих элементов и структуры выступает как нечто в самом себе завершенное, т.е. как целое. Оно является таковым по отношению
Сущность и явление.
Категории сущности и явления отражают устойчивость основного содержания предмета в различных формах его существования через диалектику внутреннего и внешнего в развитии предмета.
Су
Причина и следствие. Закон причинности.
Категории причины и следствия отражают сущностные отношения между явлениями, необходимую форму которых выражает закон причинности.
Причина есть сущность в качестве действу
Необходимость и случайность.
В истории философии (начиная с Демокрита) встречается сведение необходимости к причинной обусловленности явлений, т.е. простому непосредственному отношению явлений, из которых одно – причина, а дру
Возможность и действительность. Вероятность.
Раскрытие внутренней природы (содержания) и закономерностей процесса развития требует исследования различных тенденций, путей и форм его реализации. Реализация того или
Закон противоречия.
Закон противоречия занимает центральное место в системе законов диалектики. Это место закона и его значение обусловлены, во-первых, тем, что он выражает основное содержание (сущность)
Закон меры.
Каждое явление, предмет, процесс и т.д. имеют свою качественную и количественную стороны, которые находятся в единстве.
Качество можно охарактеризовать как такую определенность ве
Закон отрицания отрицания.
Место закона отрицания, или двойного отрицания («отрицания отрицания»), как его еще называют, в системе законов диалектики определяется: 1) отношением отрицания к качественной определенности; 2) о
Познание как отражение действительности. Практика как основа познания и критерий истинности знания. Виды практики.
Основной вопрос гносеологии — это вопрос об источнике познания, а именно: каково происхождение наших знаний, и насколько они достоверны? Поэтому первая посылка современной материалистическо
Субъект и объект познания
Познавательная деятельность, взятая в целом, представляет собой субъектно-объектное отношение, где субъектом выступает человек (человечество, общество, личность) в конкретных социаль
Научное познание, его уровни, методы и формы.
Метод познания — это способ исследования, который естественно определяется характером и особенностями самого исследуемого предмета. Поэтому в пределах каждой науки соответственно различию и
Человек как философская проблема. Проблема смысла человеческого бытия.
Понятие «человек»
Человек рассматривается в философии как существо, наделенное разумом и свободной волей. Это то, чем по преимуществу отличается каждый ч
Индивид
Человек как отдельный представитель человеческого рода есть индивид. Индивид – материальная основа личности.
Человеческий индивид характеризуется следующими особенностями:
Индивидуальность
Каждый человек обладает не только всеобщими (разум, воля, чувства, способность к труду), но и индивидуальными, только ему присущими (личностными) социальными ка
Личность
Если в понятии “индивид” отражаются все (не только социальные, но и биологические – антропологические, физиологические и т.п.) особенности данного конкретного человека, то понятие личност
Понятие общества
Всякое общество состоит из живых человеческих индивидов. Это значит, что определенная совокупность индивидов является предпосылкой существования общества. Однако, как бы это ни казало
Новости и инфо для студентов