рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Особенности и ведущие мотивы русской философии.

Особенности и ведущие мотивы русской философии. - раздел Философия, Возникновение философии. Предмет философии и ее роль в жизни общества. Основные разделы философии Многие Характеристики Религиозной Картины Мира, Которые Осмысляла Русская Фил...

Многие характеристики религиозной картины мира, которые осмысляла русская философия, имели дохристианское происхождение, это были универсалии древнеславянской культуры. Православный принцип соборности, по поводу которого русская философия находила свои собственные смысловые образы, раскрывающиеся в терминах «цельность», «органичность», «надындивидуальная общность» и т.п., наследовал, в свою очередь, укоренившийся в «коллективном бессознательном» древнерусского человека обычай общеплеменных собраний. Они утверждали главенство и охранительное преимущество «со-бытия», т.е. совместного бытия как принципа жизнедеятельности общины. Мифологическая картина мира обнаруживает свою существенную представленность в религиозном сознании. Поэтому встаёт проблема компаративистской рефлексии по поводу архетипических оснований русской религиозно-философской мысли.

В древнеславянском «со-бытийном» и средневековом «соборном» сознании сложились такие антропологические универсалии, которые определённым образом диктовали решение проблем, связанных с индивидуально-личностной сферой. Эта сфера имела периферийное значение и смысл. Особенности язычества древних славян и специфика бытия средневекового человека обусловливали представление о человеке как неотъемлемой, отнюдь не самодовлеющей части общественной, природной или вселенской тотальности. Таким образом складывалась парадигма органической логики мышления. И если в мифологии она имела натуралистическое содержание, толковала и мир, и человека в ряду естественных явлений, то религиозное мироощущение открыло гуманистические интенции человеческого существа, подчинило межчеловеческие отношения сверхъестественному регулятиву – нравственным постулатам.

Русская философия противостояла декартовской концепции индивидуальной мысли, замкнутой на самое себя и удостоверяющей исключительное бытие мыслящего. Радикальной критике подвергалось русскими мыслителями берклианское представление о человеке как о «пучке перцепций». Подобный субъект квалифицировался в русской философии как меон (от древнегреческого me-on, что означает ничто). Понимание субъекта в его гносеологической самодостаточности фальсифицирует, с позиций русской философии, познавательное отношение, которое она трактовала в русле приоритета онтологических принципов. Эти принципы исключали как интеллектуальную, так и сенсуалистическую автономизацию субъекта познания.

Древнеславянские и византийско-христианские синтезы, осуществлявшиеся в православном сознании, вместе с его онтологическими интуициями, мотивировали русскую религиозно-философскую антропологию на особое понимание связи всех индивидуальных душ, при котором они выступают интегральными частями сверхиндивидуального целого, образуя субстанциональное «Мы». Русский мыслитель С. Л. Франк, исходя из социальных архетипов славянской мифологии и средневекового религиозного сознания вводит мотив «со-бытия», «соборности» в определение русской философии как философии-«Мы» или «Мы-философии» (См.: Франк С. Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии // Философские науки. 1990. № 5. С. 89–90). В русской философской традиции, таким образом, человек не мог пониматься в изоляции от мира и от другого человека в своей автономии и автократии. Человек должен выйти из своей субъективности и самообъективировать себя в качестве своеобразного, прибегая к современной терминологии, «сейсмографа». Процедура самообъективации позволит восходящему ко всеобъемлющей истине субъекту уловить ритмы вселенской действительности, частью которой являются социально-исторические обстоятельства.

Русские мыслители рефлексировали по поводу специфики субъекта философии. В их понимании он оказывался совокупным, кумулятивным, сверхличным, надындивидуальным. "Философия отнюдь не есть дело только индивидуальное и личное, – писал В. Ф. Эрн, – философ не только сам философствует, но в нём философствует нечто сверхличное" (Эрн В. Ф. Борьба за Логос. Соч. М., 1991. С. 293). Представления о целостности и синтетичном характере индивидуального мышления имеют своим основанием архетипы органического понимания структуры надындивидуального сознания. Архетипы преимущества вне –и надындивидуальных форм освоения мира складывались в древнеславянском "со-бытийном" сознании и православном "соборном" постижении сокровенной истины. Славянская мифология и православная антроподицея трактовали человека как одно из бесчисленных звеньев – в одном случае родоплеменной, а в другом – богочеловеческой – связи.

Постулаты русской "философии-Мы" находят резонанс в мировоззренческих выводах синергетики об эффектах самоорганизации и взаимосогласованности частей в сложных исторически развивающихся системных объектах. Эти выводы свидетельствуют о неэффективности и опасности стратегий прямого силового воздействия в подобных системных образованиях, о неполноте целерационального проективного мышления, моделирующего социальную перспективу.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Возникновение философии. Предмет философии и ее роль в жизни общества. Основные разделы философии

Возникновение философии это длительный процесс поэтому определить истоки этой науки достаточно трудно Ведь все известные древние ученые или... Разделы философии... Онтология от греч oacute n род падеж oacute ntos сущее и логия раздел философии в котором рассматриваются...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Особенности и ведущие мотивы русской философии.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основные предпосылки возникновения философии
Насчет возникновения этой науки и ее дальнейшего развития и по сегодняшний день ведутся споры, так как каждая группа мыслителей имеет собственное мнение. Считается, что первые философские учения бе

Возникновение философии в древней Греции
Принято считать, что именно древняя Греция была очагом развития философской науки. Хотя на самом деле разные ветви философского учения формировались в древнем Китае, Японии, Египте и других государ

Возникновение философии и ее развитие во всем мире
На самом деле в древние времена философом считал себя любой ученые, стремящийся познать истину. Например, Пифагор был известным математиком и даже основал собственную школу. Его ученики стремились

Назначение философии
В качестве учения о бытии, главных его принципах философия выступает как онтология (греческое он - сущее, логос - учение, понятие, мысль, слово). Выделение различных видов бытия - природы, человека

Практической ориентации философии
Под практикой мы понимаем деятельность человека, направленную на достижение цели. Философ-теоретик стремится к достижению истины и к избавлению от заблуждений. Он по-своему практичен, но лишь в обл

Специфика философских проблем и философского образа мышления. Философия, наука, искусство
Следующая особенность проблем философского мировоззрения (в сравнении с проблемами частных наук) - их "вечность". В частных науках проблема подобна задаче, которая возникает после выполне

ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Всякая философия – это мировоззрение,т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Философия составляет теоретическую основу мировоззрения:

Мир и человек в философии и культуре Древнего Востока. Древнеиндийская философия: веды, упанишады, буддизм.
Середина 1-го тысячелетия до н.э. - тот рубеж в истории развития человечества, на котором в трех очагах древней цивилизации - Китае, Индии и Греции - практический одновременно возникает философия.

Философия Древнего Китая. Даосизм и конфуцианство.
В Китае зародилось три великих учения: конфуцианство, даосизм, китайский буддизм. Возрождение философии началось с книги перемен. Вселенная троична: неб + человек + земля. Под человеко

Место философии в античной культуре. Космоцентрический характер античной натурфилософии
Античная философия – комплекс идей и учений, продуцированных древнегреческими и древнеримскими мыслителями в период с VIII в. до н.э. по VI в. и характеризующихся определенным проблемно-содерж

Древнегреческий атомизм. Демокрит и Эпикур
Наиболее яркими представителями материализма античности были такие философы, как: Левкипп, Демокрит (род. около 47О г.до н.э.), Эпикур (341-27О гг. до н.э.), Тит Лукреций Кар (99-95 гг. до н.э.) и

Элейская философия
Акцент неизменчивости мира стал тревожить многих философов. Абсолютизация привела к тому, что общество перестало видеть ценности(добро, зло и т.д) Само понятие философии–что это такое? Эту проблему

Сущность сократического переворота в философии
Становление классической аттической философии знаменует собой радикальный поворот к логико-гносеологической, социально-политической, нравственно-этической и антропологической проблематике. Определе

Философия Платона и Аристотеля
Большую работу по систематизации всей предшествующей философии проделали Платон (427-347 гг. до н.э.) и Аристотель (384-322 гг. до н.э.). В их системах философское знание той эпохи приобретает наиб

Философия поздней античности. Стоицизм, скептицизм, кинизм, неоплатонизм
Стоицизм В конце IV в. до н. э. в Греции формируется стоицизм, который в эллинистическом, а также в более позднем римском периоде становится одним из самых распространенных философ

Теоцентризм в средневековой философии. Учение Августина Блаженного
Если греческая философия выросла на почве античного рабовладельческого общества, то философская мысль средних веков принадлежит к эпохе феодализма (5-15 века). Однако неверно было бы представлять с

Схоластика и ее роль в философии Средневековья. Фома Аквинский. Реализм и номинализм.
Схоластика – от греческого схоластикос, т.е. школьный, ученый, это тип религиозной философии, характеризующийся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой. Получил

Борьба номинализма и реализма в средневековой философии.
Одной из важнейших проблем, оживлённо обсуждавшийся в средневековой философии, была проблема универсалий. Под термином «универсалии» (от лат. universalis – общий) имелись в виду общие понятия, то е

Философия Высокого Возрождения. Николай Кузанский.
К середине ХV в. философия итальянского Возрождения достигает своего расцвета и приобретает новые своеобраз­ные черты. Она расширяет круг античных источников, ис­пользует наследие Аристотеля, очище

Философские взгляды Николая Кузанского.
Ключевой фигурой философской мысли Возрождения был Николай Кузанский (1401-1464), урожденный Николай Кребс (он приобрел вошедшее в историю философии имя по месту своего рожд

Натурфилософия позднего возрождения
3.1 Джордано Бруно: учение о природе, пантеистические и диалектические идеи. Джордано (Филиппо) Бруно (1548-1600), родился в местечке Нола близ Неаполя (отсюда - Ноланец), в семье обедневш

Социокультурные предпосылки формирования философии нового времени.
Новое время – это время веры в целесообразность, смысл общественного развития, исторического процесса, в объективный закономерный характер общественного развития, подчиненного логической схеме. Осн

Эмпиризм в философии Нового времени (Ф.Бэкон, Т. Гоббс).
Философия Ф. Бэкона (1561-1626) «Новый органон» (метод). Цель – теоретическое обоснование экспериментального пути познания природы и освобождение наук от пережитков схоластики. Природа познавае

Рационализм. Учение декарта.
Философ Рене Декарт (1596–1650) стоял у истоков рационалистической традиции. Декарт получил образование в иезуитской коллегии Ла-флеш. Он рано начал сомневаться в ценности книжной учености, так как

Правила метода Декарта
Декарт хочет предложить, как он сам пишет в «Правилах для руководства ума», «четкие и легкие правила, которые не позволят тому, кто ими будет пользоваться, принять ложное за истинное. 1. «Нико

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
XVII и XVIII века – это время особых исторических изменений в странах Западной Европы. В этот период мы наблюдаем становление и развитие промышленного производства. Все активнее осваиваются в чисто

Соотношение системы и метода в философии Гегеля. Философия Л. Фейербаха.
Соотношение системы и метода в философии Гегеля Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) глубоко и всесторонне переработал идеи своих предшественников и создал целостную систему идеалистической д

Общее понятие философии Л. Фейербаха, ее значение.
Философия Людвига Фейербаха (1804 – 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии, видными представителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистичес

Критика Фейербахом гегелевской философии.
Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической философии, особенно Гегеля. Так, Фейербах: отвергает идею тождества бытия и мышления; не признает наличия абс

Антропология Фейербаха.
В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что: единственно существующими реальностями являются природа и

Проблема Бога в философии Фейербаха.
Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. В отличие от прежних философов-материалистов, искавших компромисс между своими материалистическими взглядами и идей существования Бога, -

Гносеология Фейербаха.
Также Л. Фейербахом были затронуты вопросы познания (гносеология). Фейербах был оппонентом И. Канта, который выдвинул теорию об ограниченных познавательных способностях разума человека и н

Социально-политическая философия.
Социально-политические взгляды Фейербаха были обусловлены его антропологической философией. Суть этих взглядов в следующем: человек – уникальное биологическое существо, наделенное волей, р

Философия маркса. Теория общественно-экономических фармаций маркса и реальное общество.
Марксизм — основанная Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом и развитая их последователями, в частности В. И. Лениным, система философских, экономических и социально-политических взг

Отрицание отрицания
Этот закон показывает направление развития. Каждый новый этап развития характеризуется отрицанием пройденного этапа, но таким отрицанием (диалектическим отрицанием,снятием [нем. Aufheben]), которое

Философские аспекты дискуссии западников и славянофилов.
    Первыми представителями «органической русской философии» были западники и славянофилы. К западникам отно

Философия всеединства соловьева.
В одной из своих первых публичных лекций “ Исторические дела философии” В.С.Соловьев (1853—1900) назвал первоначальной философской интуицией провозглашение “нового, неслыханного слова: все е

Русский космизм как философское направление.
Это философское направление сложилось в конце XIX века и сегодня о космизме говорят как об одной из ведущих традиций самобытной философской мысли России. Основы «русского космизма» заложены в творч

Основные принципы философии прагматизма и его представители.
Прагматизм (гр. pragma—дело, действие) — название философского воззрения, которое видит наиболее яркое проявление человеческой сущности в действии, и ценность или отсутствие ценности

Органическое единство.
В целом структурализм опосредовал познание человека существованием и познанием «языка» и понимается преимущественно как научная методология мировоззренческо-иррационального порядка. Структурная лин

Философская антропология. Философия о сущности человека.
ФА имеет 2 смысла- широкий смысл- раздел фил-фии, изучающий человека. Узкий- вполне опред. фил-кое течение, которое считает человеч. проблему самой главной проблемой. Антропология- спец. отрасль фи

Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества.
Высшей, абсолютной ценностью является человеческая жизнь. Сущность жизни в истории человечества трактовалась по-разному: от борьбы за существование (Ч. Дарвин) и способа существовани

Личность и общество. Философские теории свободы.
Проблема личности и общества, их взаимоотношения — актуальная проблема коммунистического строительства, предмет острой идеологической борьбы. Личность — продукт и субъект общественно-истори

Философия истории
Философия истории представляет собой особую сферу философского знания, в которой речь по преимуществу идет об основоположениях удивительного феномена - человеческой истории. Вопросы, которые в этой

Наука как важнейший вид духовного производства
Под духовным производством обычно понимается производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, которые профессионально заняты квалифицированным у

Уровни, методы, формы научного познания.
Научное познание есть процесс, т.е. целостная развивающаяся система довольно сложной структуры, которая выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы. С точки

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги