рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

II. Специфика философской рациональности

II. Специфика философской рациональности - раздел Философия, Философия Нового времени   Средние Века Новое Время ...

 

Средние века Новое время
Теоцентризм Антропоцентризм
Отрицание телесности→аскетизм Воспевание телесности
Догматизм Антидогматизм
Авторитарность сознания Антиавторитарность
Наука развивается по аналогии Наука обращается к логике, к опыту, к эмпирически доказуемым фактам
НКМ - Геоцентризм НКМ – гелеоцентризм
Схоластичность (школьность знания) Антисхоластичность (отрицание школьного знания)
Эсхатологичность Ориентация на «золотой век сейчас»

 

Т.е. характерными чертами новоевропейской философии и культуры:

ü Рационализм в самом широком понимании. Культура НВ ставит РАЗУМ исключительно высоко. Выдвигается своеобразный КУЛЬТ РАЗУМА – уверенность в безграничных возможностях науки. Для разума нет никаких ограничений (в ср.в. – есть!).

Основой этого понимания является уверенность в рациональности всего сущего – всей вселенной и каждой отельной ее части. В основе всего сущего (Универсума) лежат разумные НЕИЗМЕННЫЕ принципы. И хотя мир изменчив и многообразен, в этом можно усмотреть нечто неизменное и универсальное.

Помимо принципов наиболее общего характера есть еще и принципы частные→ это то, что называется научными законами. → исходя из этого постулата определяется

ü Научность -Методологическая обоснованность науки. Наука НВ – феномен особого рода. Гл – вопрос о достоверности знания. Очевидно, что если разум представляется гл инструментом познания реальности, то в основу науки ложиться рациональная достоверность (т.е. то, что может быть помыслимо непротиворечиво, обладает большей степенью достоверности.)

ü Своеобразное понимание культуры. – характерно понимание культура как «2й природы». Культура понимается как построение новой природы, сделанной самим человеком.

v Созидательный принцип новой культуры

v Ориентация на все новое, на накопление мат и дух продуктов сверх необходимого; на технические нововведения.

v Ориентация на переделку природы и создание на этой основе особого мира – продукта человеческого творчества.

v Ориентация на активность человека, его созидательной мощи по отношению к миру.

ü Критическое отношение к предшествующим эпохам, а именно средневековья- оно рассматривается как эпоха мрака и суеверия. Однако это не означало, что достижения ср. веков выпадали из Новоевропейской культуры. Кроме того, КОозначало еще и самокритику.

ü Тесная связь с Просвещением. Просвещение –особое идейное и культурное течение , оформившееся в Зап Евр в к.17-18вв.его крупнейшими представителями принято называть Дж. Локка, Ш-Л Монтескье, Д. Дидро, Вольтера, Ж-Ж- Руссо, Гольбах, Гердер и др. Просветители видели радикальное средство совершенствования общества и человека и распространении знаний, науки, в просвещении и правильном воспитании человека. В основе их мировоззрения лежала убежденность в разумности мироздания, а сл-но – в возможности построения общества в соответствии с разумными принципами воспитания «разумного» человека.

v Для них характерно представление о «радикальном добре» в человеческй природе – т.е. человек по своей природе добр, а его пороки связаны исключительно с несовершенством общества, неблагоприятным воздействием общественной среды или недостатками воспитания.

v В основе просветительской парадигмы – разделение всего общества на:

1) просвещенную элиту и

2). Непросвещенную массу, народ, которому они сочувствовали и направляли свои усилия на его воспитание и просвещение.

v Характерна установка на преобразование общества согласно научно-обоснованному проекту.

v И хотя «поздние просветители» убеждались в том, что общество, народ, плохо поддаются просветительскому и воспитательному воздействию, они допускали применения насилия в целях улучшения общественной жизни.

v Безусловной заслугой просветителей является как никогда высоко поднятый престиж науки и образования .

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия Нового времени

I Предпосылки формирования философии НВ Западноевропейская схоластика вв эпоха и феномен...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: II. Специфика философской рациональности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

I. Предпосылки формирования философии НВ.
17 век открывает новый этап философствования, который, однако, не мыслиться без той предыстории, которая имело место быть на предыдущих этапах. Т.е. на философию НВ особое влияние оказали:

III. Основные направления в философии НВ.
1. Рационализм и эмпиризм. Теория познания или гносеология рассматривает вопросы: "Может ли человек что-либо познавать?", "Что он может познавать?", &quo

Социальная философия Французского просвещения.
(Вольтер, Руссо, Гольбах) Наиболее глубокий след в распространении идей просвещения оставили Вольтер, Руссо и французские материалисты. В течение многих десятилетий Вольте

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги