Проблема метода в философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм. В философии нового времени остро встает проблема получения истинных знаний. - раздел Философия, Мировоззрение. Место философии во внутреннем мире человека Появилось 2 Течения:
1.эмпиризм – Подход, Который Чувственное Познан...
Появилось 2 течения:
1.Эмпиризм – подход, который чувственное познание ставит выше рассудочного. Опыт-главный источник познания.
Представители эмпиризма: Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли, Юм.
Френсис Бэкон – «знание - сила». Науку надо понимать не как простое любопытство, а как производственную силу. Цель – это польза.
Методы: тождества; различия; соединенный; сопутствующих изменений; метод остатков.
Бэкон выводит препятствия познанию- это идолы (ложные Боги):
1. Идол пещер (наши индивидные способности);
2. Идол театра (вера в авторитеты);
3. Идол площади (шумы коммуникации-помехи);
4. Идол рода (род не может претендовать на полноту представления).
Бэкон сторонник теории 2ой истины, поскольку очень религиозен, 2 виды знания-1) Божественное проведение, 2)чувства.
Науки делятся на: 1) Светоносные – фундаментальные;
2) Плодоносные – прикладные.
Пути, ведущие к знанию – наблюдение, эксперимент, сравнение, анализ.
Представители эмпиризма: Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли, Юм.
2. Рационализм – подход, в основе которогоразум«разум в основе познания».
Представители: Декатр, Спиноза, Лейбниц.
1) Рене Декарт (1596-1650)- «сомнение»-основа.
- Продолжает Платоновскую интерпретацию идей. В мозге чел-ка естьврожденные идеи.
- Основа достоверного знания – деятельность разума. Но есть и понятие «сомнения». «Можно сомневаться во всем, кроме того, что я сомневаюсь».
- Существование человека Декарт выводил из мышления. «я мыслю, значит я существую».
- Высшая субстанция – Бог. Она создаетдуховную и материальнуюсубстанции существующие //и независимо др.от др.
2) Барух Спиноза (Бенедикт Спиноза.
- Есть 2класса идей: 1)Возникающие в нашем сознании под действием чувств; 2) Другие являются врожденными.
Первые – констатируют факт предмета. Вторые постигают его сущность.
- Спиноза различает 3 рода познания: 1) чувственное; 2) рассудочное; 3) интуитивное.
- В основе всего одна субстанция – в отличии от Декарта- «Бог-Природа» Утверждает, что есть только одна субстанция – Бог, понимаемый как природа.
Свобода – это осознанная необходимость. Недостаток определения:
1. свобода вторична по отношению к необходимости
2. это определение скорее благоразумия, чем свободы.
3) Готфрид Вильгельм Лейбниц
-Субстанций множество– монады. Субстанции едины, неделимы, бестелесны, они не взаимодействуют друг с другом. Они обладают иерархией – монады минералов, растений, животных, Бог. Мы живем в наилучшем из возможных миров.
Мир состоит из мельчайших элементовов – монад-духовных элементов Бытия. Они способныны к страданию, восприятию, сознанию.
Есть несколько уровней монад: 1) Неорганика и растения, 2)Животные (чувства), 3) Человек с сознанием.
Признавая и активность монад и Бога –творца, Лейбниц через теологию подходит к диалектике. Учение об индивидуальной монаде, как концентрируемом мире, как зеркале единой, бесконечной Вселенной. Лейбниц-один из зачинателей современной символической и математической логики.
Все темы данного раздела:
Мировоззрение. Место философии во внутреннем мире человека.
Мировоззрение – это система взглядов человека на мир и на своё место в нём.
Виды мировоззрений:
1. Научное и ненаучное;
2. Прогрессивное и реакционное;
Происхождение философии. Философия и мифология. Философия и религия. Философия и наука.
Слово «философия» в переводе с древнегреческого языка означает «любовь к мудрости». Впервые этот термин использовал древнегреческий ученый Пифагор (около 580-500 гг. до н.э.). Однак
Эволюция взглядов на предмет философии. Основные философские проблемы.
Цель древней философии - дать людям счастье. Человек был как абстракция, все люди были одинаковы, поэтому понятия философии давали мало конкретному человеку. В средние века философи
Структура и функции философского знания.
Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: • онтология (учение о бытии); • гносеология (учение о познании); • человек
Древнеиндийская философия и ее основные школы.
Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы.
Ортодоксальные философские школы 1. Веданта (IV-II в.в.до н
Особенности древнекитайской философии (конфуцианство, даосизм).
Даосизм.
Основателем даосизма является Лао-Цзы (в переводе с китайского языка означает «старый учитель» или «седой ребёнок»), родившийся в 604-ом году до нашей эры. Центральное понятие уче
Проблема первоначала в милетской школе. Пифагор и ранний пифагореизм.
Фалес
Основой всего сущего Фалес считал воду. Эта мысль, как говорилось ранее, появляется уже в до-философской космогонии. Однако подход Фалеса полностью от
Ахиллес и черепаха.
Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в т
Дихотомия
Допустим, тело должно переместиться из точки А в точку В. Чтобы преодолеть этот путь, сначала оно должно преодолеть половину пути, а перед этим — четверть. Прежде, чем пройти четверт
Летящая стрела
Летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она покоится, а поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится всегда.
Аристотел
Античный атомизм (Демокрит, Эпикур)
Уже в период Античной философии (VI в. до н.э. -V в. н.э.) многих философов интересовали проблемы строения вещества. Они пытались ответить на вопросы строения, изменения и наличия тех или иных свой
Существование атомов и пустоты
Аристотель пишет:
Многие античные философы считали первоначалами две противоположности, но называли их разными именами:
Левкипп - "...существующее и несуществующее... бытие и
Делимость атома
В переводе с Древнегреческого языка "атом" обозначает "неделимый".
Аристотель: "Демокрит не говорил, что эти видимые через окно, поднятые (ветром с земли) пылинки
Столкновение атомов. Причина их движения
Демокрит считал атомы точкамии не допускал возможности их столкновения.
Филонон: "Последователи Демокрита употребляли выражение "касание" не в прямом смысле. Точка не касает
Аристотель. Аристотель о материи и форме. Учение о возможном и действительном бытии.
Аристотель признавал объективное существование материи. Он считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего. Не может, так же, увеличиться или у
Биография
Достижения средневековой схоластической мысли обобщил в своих сочинениях «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» теолог и философ Фома Аквинский (1225/1226 – 1274)
Натурфилософия эпохи Возрождения. Дж.Бруно.
В эпоху Возрождения, однако, не остается без внимания, особенно
в XVI в., природа. Понимание природы имеет новую специфику: христианский Бог здесь утрачивает свой трансцендентный потусторо
Н. МАКИАВЕЛЛИ
О средствах достижения социально-политических идеалов в эпоху Возрождения дает яркое представление политическая философия Николо Макиавелли (1469 – 1527) – итальянского политическо
Ф. Бэкон. Проект прагматического преобразования науки. Разработка индуктивной методологии науки.
Философия Бэкона исходит из объективных потребностей общества и выражает интересы прогрессивных общественных сил того времени. Основное внимание Бэкон уделял проблематике науки, знания и познания.
Рене Декарт. Как создатель аналитической геометрии, он внес большой
Первую и исходную определенность всякой философии Декарт видит в определенности сознания — мышления. «Требование, что должно исходить лишь из мышления как такового, Декарт выражает словами: "D
Б. Спиноза. Пантеизм Спинозы. Бог, природа, субстанция. Метод построения системы.
Пантеизм Спинозы является важным понятием, которое завершает его учение о единой субстанции. Под Богом Спиноза понимает субстанцию с ее бесконечными атрибутами; мир, напротив, состоит из модусов бе
Г. Ф. Лейбниц. Простая субстанция как монада. Основные характеристики монады. Учение о возможных мирах.
Готфрид Лейбниц-немецкий философ нового времени.Лейбниц принадлежал к философскому направлению рационализма. В сфере его исследования основными являлись проблемы:
• субстанции;
•
Новости и инфо для студентов