рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Концепции власти

Концепции власти - раздел Философия, Фундаментальные проблемы античной философии. Предпосылки возникновения науки.............. 4 1. Теологическая- Власть Реализует Стремление Индивида, Груп...

1. теологическая- власть реализует стремление индивида, группы людей достичь в жизни определенных целей.

2.бихевиористская- законом поведения людей явл то, что одни из них призваны повелевать, руководить, а др склонны подчиняться.

3.христианская- в послании Святого Апостола Павла содержатся непреложные требов:всякая душа да будут покорна высшим властям, ибо нет власти не от бога; “посему противящийся власти противится Богу”; “ибо начальник есть божий слуга, тебе на добро” и потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.

4.психологическая- она связыв то с волевым началом, то с сублимацией (возносить), переключением психической энергии людей на более высокие цели властвования, то с преодолением комплексов неполноценности, то с харизматическими явлениями.

5.марксистская- власть выражает интересы господств класса, отделяется от общества и становится над ним в качестве орудия подавления трудящихся в антагонистич формациях. В будущем государств власть отомрет, уступив место коммунистическому общественному самоуправлению.

6.социологические- делают упор на то, ч она- функция, необход элемент жизнедеятельности соц системы. Указывается на потенциал возможность одних людей принять решения, способн влиять на поведение др (Вебер, Парсонс).

7.экзистенциональная-вл противопостав чел как надличностная, чужд ему сила(Камю).

8.структурно- функциональная – вл- неотъемлемое свойство всякой развитой общественной организации, способ самоорганизации соц систем.

9.реляционистские- власть представляется как отношения субъекта и объекта, из кот один направляет и контролирует действия другого.

Кант утверж, ч необход строгое раздел власти. В каждом разумно устроенном госуд действуют три ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная. Деспотизм появляется там, где не обеспечена достат независимость одной ветви власти от др-х. Классич теорией по поводу раздел-я властей считается теория Монтескье. Наиболее предпочтит гармония между всеми тремя ветвями власти, но гармония предпол и противоречие, и борьбу. Гл цель законодат деятельности- обеспечить своему народу нормал, спокойную, в меру возможности соц справедл жизнь. Законодат власть явл выражением общей воли государства, исполнит- механизм реализации этой воли. Исполнит власть д/б в руках одного или немногих, т/к эта сторона правления почти всегда треб быстрого исполнения. Судебная власть не д/б связана ни с известным положением, ни с какой- либо партией: она д/б невидимой для народа. В идеале между тремя ветвями власти мыслится установление такой гармонии, что правопорядок явил бы собой свое высшее совершенство.

Ведущим звеном в системе политических отношений общ является государство. Это не случайно, так как главное в политических отношениях --- вопрос о власти, прежде всего государственной. Заслуга внедрения в литературный оборот термина “государства” принадлежит Макиавелли, Этот термин озн общее понятие государства независимо от конкретных форм государственного устройства; оно призвано характеризовать политическое состояние общества, его политическую организацию. Государство- это система органов общества, которая обеспечивает организационную внутреннюю правовую жизнь народа как единого целого, защищает права своих граждан, осуществляет нормальное функционирование институтов власти- законодательной, исполнительной и судебной, контролирует свою территорию, защищает народ перед внешней угрозой, гарантирует выполнение обязательств перед другими государствами, сохраняет природную среду и культурные ценности, способствуя выживанию общества и его прогрессу. Гегельуподоблял государство живому организму с присущими ему “государственными” органами: они- члены целого, кот нельзя отколоться, не подвергая государство в болезнь. Государство- это общественный организм с определенной структурой. В государстве действует административно-управленческий аппарат, законодательные и исполнительные органы. Как показывает опыт всемирной истории, самое прочное основание всех государств заключается в материальном и нравственном благополучии народа.

Основные признаки государства - наличие публичной власти; определенной территории и территориального деления населения, приспособленного для удобства управления; права. Государство осуществляет внутренние и внешние функции.

Государство существовало не всегда. Оно- результат историч развития общества, его закономерной дифференциации на различные соц группы, результат прогрессирующего развития производит сил, сопровождавшегося выделением различных видов труда и образованием института собственности. Дифференциация и связанное с ней усложнение общественной жизни с необходимостью требовали особого органа, который бы полномочно осуществлял регулирование и управление многообр функциями обществ целого. Предпосылки образования государства уже существовали в виде верхушки родовой знати. В разросшемся обществе, основу кот составляла экономическая дифференциация, оказалось расхождение интересов у разных групп людей. Но общество должно функционировать как единое целое; необходим был орган, реализующий управление обществом, т.е. функции власти. Функции гос внутренние и внешние. Внутренние - защита существующего способа производства, экономического и социального устройства; охрана общ порядка и поддержание дисциплины; регулирование соц отношений, обеспечение соц защиты населения. егулирование нац отношений, функция развития духовной культуры, идеологическая, хозяйственно-организаторская. Внешние - защита интересов данного гос на международной арене, обеспечение обороноспособности страны, развитие нормальных отношений с др гос, развитие взаим сотрудничества на принципах мирного сосуществования.

Тип гос определяется, какому классу оно служит, то есть, в конечном счете, экономическим базисом. Основные типы гос совпадают с о-э формациями, на этапах перехода сущ переходные гос. При респ власти - народное большинство. Важное значение есть в различении г с точки зрения сущ в них политического режима.

Под формой государства понимают:

1) формы правления, устройство основных институтов политической власти. Они различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним и тем же лицом или официально принадлежит выборному органу. Монархия- государство, главой кот явл монарх; здесь существует самодержавная или ограниченная власть одного чел (короля, царя, императора), кот обычно передается по наследству и рождение определяет, кому быть правителем. Республика- форма правления, осуществляемого выборными органами, т.е. по закону источником власти выступает народное большинство. Республика предполагает правой порядок, гласность и разделение властей.

С точки зрения гос устройства подразделяется на унитарные (единое гос образование), федерации (союз юридически относительно самостоятельных гос образований, кантонов, земель, штатов, республик), конфедерации (государственно-правовые объединения). Члены федерации, будучи составными частями федерального государства и подчинясь решениям его высших органов, вместе с тем имеют и свои органы власти, управления и свое законодательство, судебную систему, т.е. юридически являются относительно самостоятельным государственным образованием.

2) политический режим- методы осуществ государ руководства обществом. Государство может осущ свою власть и демократич методами парламентаризма, и антидемократическими методами тоталитаризма в его наиболее откровенной форме.

Используя рычаги власти, органы гос могут воздействовать на все звенья политической системы общества. Главными средствами оказываются политика, административные акты, правовые нормы. Гос власть доминирует в общ и может добиваться своих целей разными средствами - идеологическим воздействием, экономическим стимулированием, другими косв способами, но только она обладает монополией на принуждение с помощью спец аппарата. Связана с отношениями субординации, иерархии. Современная динамика соц процессов связана с процессом бюрократизации, кот подчиняет людей безличным правилам, с целью приспособления их к заданным функциям и предполагает наличие санкций за уклонение от правил. В классово-антагонистических обществах гос находится в руках господствующего класса и используется для подавления своих соц противников.

Особое значение придается формированию правового гос. В нем особое значение приобретает принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. разделение полномочий и функций властей разного уровня. Правовое гос есть правовая форма организации и деятельности публичной политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как с субъектами права. Сам термин утвердился во второй половине 19 в. уже античными мыслителями был разработан ряд правил и положений, значимых для последующих представлений о прав гос. В новое время формирование понятий о правовом гос шло в русле утверждения доктрины естественного права, идеальном, вытекающем из природы человека (истоки еще от Платона). Здесь же возникли и социальные утопии. В новое время возникновение и укрепление светского юридического мировоззрения, критика феодального произвола, абсолютистских и полицейских порядков, признание свободы и равенства всех людей:, неотчуждаемых прав человека, поисков различных государственно-правовых форм, средств и механизмов противодействия монополизации политический власти в руках отдельных лиц, слоев и организаций, становление концепции разделения (их взаимодействия, взаимных сдержек и противовесов) власти на законодательную, исполнительную и судебную, развитие теории и практики конституционализма. Спиноза, Локк, Монтескье, Адамс. Философское обоснование прав гос дано Кантом, в учении которого требование категорического императива в политической форме предстает как республика - правовая форма организации государственности с разделением власти. Республике Кант противопоставлял деспотизм, где отсутствует право и разделение властей. Систематическая фил гос как правовой организации разработана Гегелем. Гос как идея и система права, царство реализованной свободы. Отличительные признаки прав гос: верховенство правового закона, реальность прав и свобод личности, организация и функционирование суверенной гос власти на основе конституционно-правовой регламентации принципа разделения властей, правовая форма взаимоотношений инд, общ и гос.

Государство изменяется тремя путями: государственный строй обновляется, реформируется; оно разлагается; оно коренным образом преобразуется в ходе социальной революции, когда изменяются уже сами принципы данного государства. Революционаризм - политическое течение, выражающее совокупность объективных условий, отражающих экономический и политический кризис данного общественного строя и определяющее возможность социальной революции. Реформизм - отрицание политической борьбы, способной привести к обвалу системы, проповедует сотрудничество классов.

Оба подхода имеют преимущества и недостатки. Революционаризм разрешает противоречия быстро но зачастую этот путь сопровождается большими человеческими жертвами. Реформизм действует аккуратно и осторожно но часто слишком долго. Нормальный способ существования государства это, очевидно, реформизм т.е. граждане государства развиваются не антагонистически. Но если скорость разрешения противоречий уж очень низка возможен переход к революционному развитию. Таким образом реформизм содержит в себе революционализм и наоборот. Несколько слов о менталитете. Как следует из предыдущих рассуждений политический менталитет это осознание массами того как надо вести жизнь в обществе. Грубо говоря это обоснованное понимание пути развития общества.

Возможности научного подхода к политике в социальных отношениях

Характерной чертой нынешнего этапа явл-ся потребность в усовершенствовании соц. технологий. Можно выделить 3 группы соц. инноваций:

1 Экономические реформы.

2 Изменение в политич. сфере (формир-е демокр. структур власти).

3 Преобразование социально-психологических отношений в обществе.

Соц. технологии переводят систему из одного состояния в другое. Любая технология должна соответствовать традициям, ментальности государства. Внедрение соц. технологий всегда очень болезненно, т. к. затрагивает сложившиеся соц. структуры, консервативность психологии. Широкое развитие соц. инновац. процессов обусловлено оформлением сферы соц. технологий — процедура, содержащая описание организационных нововведений, направленных на решение соц. проблем. Соц. технологии — деятельность, в рез-те которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности. Необходима четкая последовательность операций достижения цели, четкая конечная цель.

С позиции системного подхода в структуре соц. технологий выделяются 3 процесса:

1 Технологические процессы — отбор и переработка материально-вещественных и информационных потоков.

2 Технол. процессы, которые являются специфич. действиями данной технологии с точки зрения ее назначения (технология образования, обучения).

3 Технол. процессы, связанные с дальнейшим продвижением полученного результата.

Технологии характеризуются масштабностью систем, в которых реализуются эти технологии и разделяются на макротехнологии и микротехнологии.

В зависимости от поставленной цели технологии могут быть:

1 Технологии, которые поддерживают стабилизацию систем.

2 Переводят систему из одного состояния в другое.

3 Повышают надежность системы.

Ставится проблема социального эксперимента.



27. Природа человека как проблема. Место человека в Космосе


Антропология (греч) - учение о чел-ке. Ч-к - это индивид. Сущность ч-ка связана с обществ. условиями его функционирования и развития, с деят-стью, в ходе кот. он оказывается и предпосылкой, и продуктом истории. Ч-к - совокупность всех обществ. отношений. 1) Идеалистич. и религиозно-мистич. понимание ч. 2) Натуралистич. (биологич.) понимание ч. 3) Сущностное понимание ч. 4) Целостное понимание ч. - развитая индивидуальность -многообразие соц. качеств.

Проблема природы человека – боисоциальная (дуальная)

Человек- часть природы и он характеризуется рядом биологических признаков:

а) Анатомические особенности как биологического вида: – Прямая походка: позволяет человеку охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождает передние конечности; – Цепкие руки позволяют выполнять сложные и тонкие функции; – Взгляд, позволяющий видеть в 3-х измерениях; – Большой мозг и сложная нервная система; – Сложный механизм голосовых связок, строение гортани, губ, способ речи, языка; – Длительная зависимость детей от родителей; – Пластичность врожденных импульсов и потребностей, возможность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения.

Б) Жизнь человека подчиняется биологическим законам

С другой стороны, человек – социальное существо. Человек обладает качественными надбиологическими образованьями, которые формируют социальную характеристику человека. К ним относят: труд, мышление, сознание, эмоции, воля. На проявление многих биологических параметров могут влиять и социальные параметры, например продолжительность жизни.

Включенность человека сразу в 2 мира – в мир общества и в мир органической природы – порождает немало проблем, как касающихся актуального существования людей, так и связанных с объяснением самой природы человека. Ключевая проблема природы человека: Какое из этих начал является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств, поведения, действий и как осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке (еще Аристотель называл человека “политическим животным”, подчеркивая тем самым наличие в человеке двух начал: животного (биологического) и политического (социального)). В ходе дискуссии о соотношении биологического и социального в человеке высказывается широкий спектр мнений, заключенный между 2 полюсами:

биологизаторские (натуралистические) концепции человека, сторонники которых абсолютизируют роль естественных, биологических начал в человеке (например расизм – в главном природа человека определяется расовой принадлежностью, одна раса изначально превосходит другую на уровне генотипа социал-дарвинизм – попытка объяснить явления социальной жизни, опираясь на учение Дарвина).

Социологизаторские концепции, в которых человек представлен как всего лишь слепок с окружающих его социальных отношений, их пассивное порождение. Социологизаторские концепции рассматривают биологическое как нечто второстепенное, от чего возможно абстрагироваться при изучении человека, и более того, как сырой материал, которым можно бесконечно манипулировать во имя достижения того или иного социального идеала. Характерное для социологизаторских трактовок пренебрежение к биологическому в человеке отчасти коренится в христианской традиции, в которой духовное резко противопоставляется телесному, плотскому, как возвышенное - низменному.

Позиция марксизма в вопросе о соотношении социального и биологического следующая: Маркс подчеркивал, что определяющим в человеке является социальное. Человек и общество неразрывны: только в обществе он реализуется как человек. Сознание и мышление человека возникают как общественный продукт и следовательно оказываются вторичным по отношению к общественному бытию. Но решающее влияние социального фактора на развитие человека не ведет к исчезновению в нем природного. Они находятся в диалектическом единстве и взаимодействии. Под воздействием человеческой деятельности, биологическое, в значительной мере (но не полностью) претерпело модификацию и достигло в ряде отношений более высокого уровня развития нежели у других представителей животного мира, то есть “очеловечилось”. Хотя биологические структуры и функции человеческого организма обнаруживают общее с высшими животными, в них содержится и существенно новое, сформировавшееся в результате трудовой деятельности человека. Преимущество человека перед животными в том, что научился производить не только для удовлетворения собственных нужд (физиологических потребностей), но и для других людей. Именно поэтому произведенный человеком продукт приобретает общественно значимые свойства, а потребности и чувственность все более развиваются. Поэтому биологическое в человеке - это не только то, что генетически сближает и роднит человека с животным предком, но и то новое (обусловленное морфофизиологическими особенностями организма), чем он отличается от животного. Уникальность человека обусловлена тем, что в отличие от животных, он наряду с генетической программой имеет возможность благодаря наличию сознания путем воспитания передавать опыт предыдущих поколений каждому следующему поколению.

Теория о совместной геннокультурной эволюции --- задача современной социобиологии. Она пытается перенести этологию на анализ человека. У человека не может быть трансцендентальных целей, возникших вне его биологической природы. Социальная деятельность определяется целиком биологией. Но контрпример --- маугли. Дети не становятся людьми вне общества, а звери в основном сохраняют все свои качества (хотя высшие животные уже не все), что говорит о качественном отличии.

Осн воззрения на природу чел:

Ф. Древн. Востока. На основе мифологического понимания мира. Индия - нравственность человека, пути освобождения его от мира объектов и страстей. Путь самосовершенствования души и тела, достижение нирваны. Бесконечная цепь перерождений и совершенствования душиЧеловек мыслится как часть мировой души со стремлением к свободе. Китай. Конфуций (551-479 до н.э.) судьбу человека определил “небом”, а деление людей на благородных и низших неизменно. Конфуций призывал к тому, что каждый человек должен учиться и нравственно воспитываться. Человек наделен небом этическими качествами, должен поступать в согласии с моральным законом - дао и совершенствовать эти качества. Цель - достижение идеального человека, благородного мужа. Центральная концепция - человечность, гуманность, любовь, не делай людям то, что не пожелаешь себе. Восточной фил свойственна ориентация на совершенствование внутреннего мира человека, изменение его, а не внешнего мира и обстоятельств. Человек сам является своим спасителем и богом. Он связан с трансцендентальным бытием и миром.

Античность, особ натурфилософы, рассм чел как образ космоса, “малый мир”, микрокосмос, в своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу – судьбе. Человек есть органическая часть космоса, он есть его образ, микрокосм и микротеос. Даже боги есть просто реальные действ лица. Демокрит: Человек состоит из атомов, из атомов же состоит и душа человека. Со смертью тела исчезает и душа. При этом цель жизни - счастье, но оно не сводится к телесным наслаждениям и эгоизму. Счастье- радостное расположение духа, причем важное его условие есть мера, соблюсти которую помогает разум. Мужественный человек сильнее своих страстей.

Софисты. Протагор характеризовал человека как меру всех вещей, три момента :1) их релятивизм и субъективизм в понимании блага, добродетели, справедливости; 2) вводят человека в бытие как главное действующее лицо; 3) процесс познания наполняют экзистенциальным смыслом и обосновываю экз характер истины.

Начиная с Сократа ф антич считали чел двойственным существом, состоящим из тела и души. Сократ сч., что ч-к более всего нуждается в познании самого себя и своих дел, определении программы и цели своей деятельности, ясном осознании того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истины и заблуждения. Для С. смысл чел. жизни заключается в философствовании, в пост. самопознании, вечном поиске самого себя путем испытания. Он считал, что поступки человека определяются степенью его осведомленности. Основной интерес представляет внутренний мир человека, его добродетели. Платон соотн душу с идеей. Антропологический дуализм души и тела. Душа делает человека человеком, а тело - враждебная ей материя. От качества души зависит и общая характеристика чел, его предназначение и соц статус. на 1 месте - душа фил, наиболее мудрая и восприимчивая к знанию, что является главным в сущности чел и отличает его от животных, на последнем месте - душа тирана. В единстве и противоположности духа и тела и состоит трагизм человеческого сущ, Аристотель. Чел рассматривается как существо природное, социальное и государственное. Тот, кто не способен вступать в общение или, считая себя сущ-вом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемент государства, становясь либо животным, либо божеством. Отлич признаки чел - его социальность и разумность. Чел есть единство души и тела. Добродетельная жизнь человека имеет проявление в деятельности, это единственная возможность самореализации личности. Иначе добрые качества вообще не могут быть замечены. Признает приоритет социального целого над индивидуумом. При этом выступает за экономический индивидуализм(частная собственность) и этический индивидуализм (следует любить больше всех самого себя), что не исключает идей самопожертвования. Разумный эгоизм.

В христианствеглав размежевание проходит не столько между телом и душой, ск между “плотским чел” и “духовным чел”. Природа чел поним как трехчастная: тело- душа- дух. В системе христианского мировоззрения он стал существом, в котором неразрывно и противоречиво связаны два начала: душа и тело, а также человек и Бл. Августин представлял душу как независимую от тела и именно ее отождествлял с человеком, а Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души, как существо промежуточное между животными и ангелами. Развитая в средневек ф позиция наход свое продолжение в православ, католич, и протестантской концеп человека, т.е. в рамках основ вероисповеданий христианства.

Ф стиль православия восходит к Платону и Плотину, в нем много интуитивно- чувственного, подчеркивания единства истины, красоты, добра, без установления в этом триединстве, равно как в триединстве Бога-отца, Бога-сына и Бога – Святого духа, каких-либо приоритетов. Человек есть часть порядка, установленного богом. Он есть его образ и подобие. Внутренне раздвоен в рез грехопадения, есть единство божественной и чел природы, причем каждый имеет возможность приобщения к бож благодати и “обожение”.

Ф стиль католицизма восходит к Аристотелю, Августину и Фоме Аквинскому. Здесь больше рационального, человек понимается как субъект воли. В социальном плане чел есть ничтожество и винтик , его задача приобщиться к богу и найти спасение. Драма чел жизни - грехопадение -искупление. Три составл внутреннего мира разум-сердце-воля. Средневековая философия – человек как образ и подобие Бога. В то же время сохраняется взгляд, что человек - разумное животное. В человеке усматривалась трагическая расколотость. Он владеет божественным даром - свободной волей и одновременно опускается ниже любого скота, находится в рабстве у своих страстей и влечений. Человек выше космоса и должен быть господином природы, но из-за своего грехопадения он не властен даже над собой и полностью зависит от божественного милосердия. Человек в посюстороннем мире рассматривается не в своей реальности, а как момент движения к Богу.Ф стиль протестантизма основывается на нововременной ф с ее выделением личностного начала (М. Лютер).

Важнейшей отличительной чертой мировоззренческой эпохи Возрождения является ориентация на человека. Человек не только природное существо, но и творец самого себя. ослабевает убеждение в греховности челка и испорченности чел. природы, а в результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. Изначально в нем заложено стремление к добру, Вера в безграничные силы человека и его возможности. Свобода воли и выбора, свобода творчества, причем каждый волен либо возвыситься, либо упасть до животного состояния.

Маккиавели сч., что желания ч-ка ненасытны, и т.к. природа наделила человека способностью все мочь и ко всему стремится, а фортуна позволяет ему достигать лишь немногого, то следствием оказывается постоянная духовная неудовлетворенность и пресыщенность людей тем, чем они владеют. Именно это заставляет их хулить современность, хвалить прошлое и жадно стремится к будущему даже тогда, когда у них нет для этого разумного основания.

Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех достижений на Земле, разумным центром Вселенной. Паскаль - величие и достоинство человека в его способности мыслить.

В новое время XVII внимание обратилось внутрь челка. Человек, оторванный от Бога, сам стал вещью, оперирующей мат и идеальными предметами. Ф-фы нового времени пытались раскрыть природно-биологич основы человека. Локк придавал важную роль формированию гармонич. духа и физического начал личности (здоровый дух в здоровом теле). Французские материалисты 18 в. также стремились преодолеть дуалистическое противопоставление тела и духа, но допускали при этом упрощение. Гольбах, исходя из утверждения, что наши души подчинены тем же физич. законам, что и материальные тела, отрицает свободу воли в действиях людей, склоняясь к фатализму.

Новое время специфика чел усматрив в разуме, мышлении, рациональности– “человек разумный”. Декарт- Мышление есть единственно достоверное доказательство чел существования, антропологический дуализм души и тела, две разнокачественные субстанции. Тело есть своего рода машина, а сознание - его руль.Тело простирается, душа мыслит. Механистический взгляд получил большое распространение.

Гегель. Рационализм, чел есть выражение познающего абс духа, отличие от друг сущ - его разумность. Личность начинается с осознавания себя как сущ бесконечного, всеобщего и свободного. Свою духовную сущность человек реализует, преодолевая природность, через включение в многообразие отношений общ. жизни.

Кант: Антропологический дуализм, нравственно-природный. Человек принадлежит с одной стороны, миру природной необходимости, с другой, нравственной свободе и абс ценностям. Как часть чувственного мира явл, он подчинен строгой необх, как носитель духовности - свободен. человек есть законодатель своей теоретической и практической деятельности. Исходный принцип поведения чел - нравственный категорический императив, всякая личность должна быть самоцелью и самодостаточностью. Человек по природе зол, но обладает зачатками добра. Цель воспитания состоит в том, чтобы добрые задатки одержали верх над злом, у всех есть чувство вины. Человек со спокойной совестью не может быть моральным. Кант провозглашал параллельное существование человека в несводимых реальностях "мира природы" (в ней человек живет как существо материальное) и "мире свободы" (здесь человек как существо идеальное обладает абсолютной свободой выбора и за этот выбор несет полную ответственность.

Фейербах - сущность человека в значительной мере определяется его телом, а сам человек обладает разумом, сердцем и волей, способными к любви

Концепция “хомо фабер” (человек деятельный). Осн представ данной теории – Маркс. Основное в понятии чел - трудовая деятельность. Общ сознание определяет сознание чел, а общ детерминирует свойства чел. М и Э развили общематериалистическую идею детерминации человека объективной природой и соц. реальностью. Человек - это высший уровень организации материи, осознающей саму себя. Способность производить орудия труда является видовым отличием человека от животного. Именно трудовая деятельность лежит в основе сущности человека, при этом занимаясь трудовой деят, чел не может не вступать прямо или опосредовано в общ отношения, совокупность которых и образует общество. С развитием общ произ развиваются и общ отношения. Собственное развитие индивида происходит по мере того, как он аккумулирует, осваивает и реализует всю совокупность общ отношений (материальных и духовных, идеологических, настоящих и прошлых). То есть понимать человека надо диалектически, его нельзя сводить лишь к человеку разумному, экономическому или играющему. он есть существо и производящее, и разумное, и культурное, и нравственное, и политическое одновременно. Аккумулирует весь спектр общ отношений и выражает этим свою соц сущность. Кроме того, чел - дитя истории, он не взялся ниоткуда, а есть результат развития всего человеческого рода, частью которого он является. Социально-деятельная сущность человека - вне соц отношения и общения как формы их реализации чел не может стать чел.

Философия жизни - сверхчеловек Ницше. Специфика человека в феномене жизни, который сильно сближает с органич, биологическим, либо истолковывается в культурно-историческом плане. В фил жизни на перв план выдвигаются внемыслительные способности человека: чувство, воля или интуиция. Сознанию противопоставляется бессознательное, глубинный источник человеческого поведения.

Феноменолог Гуссерль провозглашает подлин природой чел опыт его сознания- образование эйдосов, понимание в соответствии с ними мира предметов, жизни. Пытается преодолеть замкнутость личности, поэтому переживание считает интенсиональным, изначально направленным на внешний мир. Человек не просто сущ, а сущ в мире.

Герменевты считают, ч истинность чел реализуется в его существовании в мире, понимании мира, преодолении потаенности вещи, слияние ее границ с границами чел, каковы его временность, забота, страх и активность.

Ф-ая антропология. Ставится задача на основе частных наук о человеке, биология, психология, социология, воссоздать целостное понятие о чел.

Ф-фы- аналитики видят в чел существо, активно реализ свои языковые способности. В сфере языка чел решает ч, почему и как следует делать.

Неокантианская трактовка: человек как “символическое животное”.

Экзистенциальная трактовка: экзистенция, человек как “проект”. Обеспокоен подлинностью индивидуального чел существования. Ищет свободу как от природного, так и от других безличностных сил. В очередной раз отвергается диктат объективного идеализма, сциентизма, материализма. На первый план выдвигается не просто чувства, а процесс чувствования, переживания, вместо кратковременных чувств - долговременные. Конечность существования задана первоначально. В существовании живут вместе, но умирают в одиночку. Инд и общ рассматриваются как противопол образования, наход в конфликте. Подлинное существование - индивидуальное бытие личности, ее свобода. Неподлинное бытие - бытие в обществе.

Психоаналитическая трактовка: структуры “Я”, “ОНО”, “Сверх-Я”

Структуралистское понимание человека: тезис о “смерти человека”.

Сог постмодернистам, чел существо, бунтующее в поисках возвышенного и избавления от удушающих объятий однообразного, скучного, коллективного, тоталитарного. Чел может понять существующие общест нормы лишь в том случае, если он постоян от них отдвигается, деконструирует их.

В русской ф выдел два основ подхода к пробл чел:

а) материалист учения революц-демократов – судьба субъекта, индивидуума, личности важнее судеб всего мира; чел высшее существо прир (Белинский, Герцен,Чернышевский). Достижение свободы и независимости личности связывает с соц преобразованиями. Критика кап и религии, утопич соц. Герцен - идея русского соц как освобождение мужика. Его антропология рационалистична: чел вышел из животного сна благодаря разуму. Чем больше соответствия между разумом и действительностью, тем более чел свободен. Формирование личности состоит в ее взаимодействии со средой. Чернышевский - природно-монистическая сущность человека. Вводит социальные аспекты сущ чел, связывает проблему чел и ее решение с соц преобразованием общ. Натуралистическая трактовка духовной жизнедеятельности.По его мнению, фил должна видеть в чел то, что и медицина, физиология, химия.

б) концеп религиозной ф- вопрос о природе чел. реш на пути дуализма души и тела, свободы и необходимости, добра и зла, божествен и земного. Достоевский. Человек, его предназначение и судьба, Что есть свобода чел? Он в глубине содержит два начала - бога и дьявола, добра и зла. Проявляются они, когда чел на свободе. Соловьев. Человек совмещает в себе всевозможные противоположности, которые все сводятся к одной великой противоположности между безусловным и условным, абс и вечной сущностью и преходящим явлением. Чел есть и божество, и ничтожество. Бердяев. Человек есть микрокосм и микротеос, по подобию Бога, потому он существо беспредельное, свободное и творческое. В то же время он сущ-во природное и ограниченное.Ч-к - пересечение высшего и низшего мира. Отсюда отличие личность есть категория духовно-религиозная, индивид - натуралистически- биологическая, часть природы и общ . Становл. ч-ка Б. поним. как прибл. к богочеловеку, единение с Богом. Весь трагизм состоит в столкновении конечного и бесконечного, временного и вечного, от несоответствия чел как дух сущ и чел как природного сущ. В русской рел фил сущность состоит в том, чтобы соед чел богом, причем у Ницше -человекобог, у русск - богочеловек. Сугубо гуманистич характер.

Итог в современном понимании

1. Человек и уникален, и универсален. Человек - венец природы, которому нет равных, он обладает уникальными способностями. Но он и универсален, ему ничего не чуждо - ни космос, ни грубые инстинкты, ни утонченная, возвышенная деятельность.

2. Человек есть соотношение внутреннего и внешнего, интерналистского и экстерналистского. Дух мир человека - это его внутренняя доминанта, она символизируется в различных формах его деятельности, в игре, труде, худ творчестве. В итоге он оказывается сущ социальным, общественным.

3. Человек есть единство , но он еще состоит и из частей. Человек биологический, действующий, разумный, чувственный, рациональный, этический - все это объединено в каждой конкретной личности.

4. Человек - существо историческое, и в качестве такового он стремится энергично внедрится в будущее. Чел обеспокоен своим будущим, ибо его везде ожидают кризисы, он и есть сущво кризисное.

5. Человеку не избежать бремени ответственности пред самим собой. Понимая это, он видит выход из ситуации в синтезе гуманистических подходов и идеалов, равно как и в их обновлении.

Актуальные на сегод проблемы ф человека:

1.Проблема антропогенеза. Суть проб антропогенеза- исторически формировался чел как существо биосоциальное. Марксизм: Становление чел и общества_ это взаимосвязанный процесс, процесс антропосоциогенеза, и важн роль в нем принадлежит трудовой деятельности. На рубеже 20в. появляется мутационная теория эволюции де Фриза, согласно кот виды возникают скачкообразно, в рез крупных единичных мутаций в генном наследств аппарате(геноме). В 40 гг. шир распространение получила синтетическая теория эволюции, согл этой конц глав явл не особь, а популяция. В последние десятил ведется критика синтетической теории эволюции, она связ с появл в биологии сальтационистских концепций, утверждающих скачкообразный характер развития жизни. Антропогенез не следует рассматр как линейный процесс.

2.Проблема сущности человека находится в центре ф учения о чел. Субстанцией, лежащей в основе бытия чел и составляющей его сущности, явл трудовая деятельность, осуществляемая в рамках обществен производства. В той степени, в какой индивид осваивает и реализует всю совокупность общест отнош, происходит его собств развитие. В чел реализуется тождество субъекта и объекта. Вне деятельности соц отнош и общения чел не может стать человеком. Если сущность чел- общая характеристика рода человек, то существование кажд индивида всегда индивидуально в своем конкретно- эмпирическом выражении и не исчерпывается сущностью. Существование- бытие индивида как целостного существа в своем многообр форм, видов и свойств проявления. Эта целостность выражается в том, ч чел есть единство трех основных начал- биологич, соц и психич, т.о, это биопсихосоциальныйфеномен

3.Биологич и соц-е в чел. По своей сути человек существо соц-ое, в то же время он дитя природы и не может функционир безотносительно к своей собств биологич природе. Биологич в чел выражается в генах, морфофизиологических, электрохимических и др. процессах. Соц и биол находятся в неразрывном единстве, сторонами кот явл личность как его “соц качество”и организм, кот составляет его природ основу.

4. Бессознательное и сознательное. Долгое время чел, его бытие рассматр только как проявление сознат жизни. Этот взгляд нашел воплощение в картезианском тезисе “cogito ergo sum”. Но, начиная с Нового времени. в ф антропологии все б место занимает проблема бессознательного, влияние на разраб данной пробл ок З.Фрейд, открывший целое направление в ф антропологии и утвердивший бессознательное как важнейший фактор чел измерения и существования. Он представлял бессознат как могущсилу, кот противостоит сознанию. психика сост из трех пластов: нижний слой- “ОНО” находится за пределами сознания(биологические влечения и страсти); средний слой- “Я” человека; верхний слой- “СВЕХ-Я” (идеалы, нормы общества). К.Юнг выступил против трактовки чел как существа эротического. По Юнгу сущностное ядро личности составляет единство индивидуал и коллективного бессознательного. Чел существо архетипное. Разработка конц бессознат внесла вклад в иссл структуры индивид и обществ сознания.

5. Индивид и личность. Чел рассм как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Персонифицированный индивид есть личность. Соц индивидуальность делает чел личностью. Природная индивидуальность так же оказ влияние на развитие личности. Деят-сть челявл основой, благ кот проис развитие личности и выполнение ею различных соц ролей.

6. Смысл и цель жизни. Ф экзистенцион направ- воп о смысле жизни превращается в вопрос о Боге. В атеистическом экзист-ме –бога нет, поэтому жизнь превращается в абсурд. Обосновать теоретически смысл жизни, видимо, нельзя. В общем плане: смысл жизни состоит в развитии чел как самоцели, его всесторон совершенствов. А поскольку чел по своей сути существо общест, то смысл жизни его м/б найден только на пути сопряжения интер и целей общества и личности. Определить личност смысл жизни- значить осмыслить жизнь во всей ее сути в большом плане, объяснить, ч в ней подлинное, а ч мнимое, опред не только основные зад и цели жизни, но и реальн средства их осущест.

Место человека в космосе

Если ежемоментное функционирование живых систем не может быть отделено от постоянно взаимодействующего излучения, идущего из Космоса, то человек и космическое существо тоже. Земля возникла под действием космических процессов. Идеи Циолковского, Вернадского, о том, что мы со всех сторон окружены потоками космической энергии, которые поступают к нам, преодолевая огромные расстояния, от Солнца, звезд. По мысли Чижевского, солнечная энергия не является единственным созидателем сферы живого на Земле. Все космические тела, их системы, так или иначе постоянно влияют на все органическое и неорганическое на Земле, в том числе и на человека. Вернадский ввел термин “ноосфера”, обозначающий сферу живого и разумного на нашей планете. Жизнь и разум, возможно, есть и в иных мирах, так что человек как частица ноосферы – это социально-планетарно-космическое существо.

Космизм – прежде всего уч о неразрывности чел и космоса, о космической природе чел и безграничных возможностях по освоению космоса. Космические идеи восходят к глубокой древности, претворяясь в различных умозрительных построениях космологической культуры. Культурно-исторические корни космизма обнаруживаются в мифологическом сознании, в истоках мировых религий, в философских идеях древневосточных и античных мыслителей. Космизм как мировосприятие, мироощущение имеет довольно длительную традицию, находит отражение в концептуальных построениях разных эпох. Интенсивное развитие получают космистские идеи в философских концепциях западных мыслителей XVIII-XIX столетий — Вико, Руссо, Гердера Шеллинга, Гегеля и др. Образцом традиции космизма в мировой культуре выступает русский космизм.

Космос в представлении русских космистов предстает Реальностью — светоносной, прекрасной, творчески созидательной. Русские философы-космисты обращают внимание на размерность, гармоничность, разумность устроения космоса. Для них важна тема ответственности человека за природу, осмысление особой роли человека в этом мире, имеющей непосредственное отношение к судьбам природного бытия. Философы-космисты последовательно проводят мысль о неразрывной взаимосвязи человека и космоса, соразмерности природного и человеческого бытия. “Человек и природа, — замечает Флоренский, — взаимно подобны и внутренне едины. Человек и природа равномощны, при этом человек представлен как “сумма мира, сокращенный конспект его”, а Мир как, “раскрытие человека, проекция его”. Человеку предстоит познать самого себя, свою сущность, и это познание возможно через познание бесконечного космоса. Насилие над средой жизни, считает Флоренский, есть насилие человека над самим собой. Поэтому задача человека, его назначение на Земле — раскрыть и утвердить космичность природного бытия, освободить его от царящего в мире зла. Флоренский высказывает мысль о существовании в биосфере особой духовной оболочки, “вовлеченной в круговорот культуры”. Эту оболочку он называет пневматосферой.

Соловьев указывает на то, что человек вводится в самую сердцевину природного мира с одной задачей — оберегать этот мир от разрушения. Человек, по его утверждению, “не только участвует в действии космических начал, но способен знать цель этого действия и, следовательно, трудиться над ее достижением осмысленно и свободно”. Человеку следует улучшить природу, как самого себя.

В экзистенциальном плане развивает космические идеи Бердяев. Для него человек есть центр Вселенной, ее духовное средоточие, поэтому человек в ответе за весь тварный мир. Ощущение родства с природой, обретение космического сознания — в этом его задача. “Человеческая личность есть существо социальное н космическое, т. е. имеет социальную и космическую сторону, социальный и космический состав, но именно потому человеческую личность нельзя мыслить как часть в отношении к общественному и космическому целому. Человек есть микрокосм...”. Судьба человека, по утверждению Бердяева, зависит от судьбы природы, космоса, он не может отделить себя от них, вместе с тем на нем лежит вся ответственность за весь строй природы, за все, что в нем совершается. Лишь человек, занявший уготованное ему Творцом место в космосе, способен преобразить космос в “новое небо” и “новую землю”.

Согласно философско-религиозной традиции русское космизма, разрешение социальных и социоприродных противоречий возможно на пути природного и духовного преображения человека, приближения его к Абсолюту Требуется активная работа для преодоления современной “промежуточности” человека, его несовершенства, усиления его творческого, созидательного начала.

Моисеев. В результате развития Вселенной в ней возникло живое существо. А на его основе возникает и Разум и Человек, как его носитель. Суперсистема, называемая Вселенной, обрела в человеке, с помощью человека, способность познавать самою себя, законы собств. развития, ставить цели этому развитию. Возникла Воля, способная вмешиваться в процесс самоорганизации и направлять его в русло тех целей, которые способен ставить Разум. По мнению Моисеева, Вселенная эволюционирует так, что постепенно в ней возникают очаги Разума, т. е. очаги направляемого развития. Эволюция человека шла по пути замены индивидуального развития эволюцией общ. организацией. Т. о. структуры, способные осуществлять направляемое развитие фрагментов макрокосма, соединяют в себе 3 начала: 1. разум, т. е. способность мозга делать логические выводы 2. память - негенетическая 3. общественная организация носителей памяти и разума. Духовная жизнь человека - это единый клубок сознания, подсознания, природных факторов и всего того, что связано с общественным окружением. В настоящее время происходит рождение коллективного общепланетарного мозга, нейронами в котором явл-ся люди. Необходимое русло эволюц. процесса способно обеспечить только триединство интеллекта, памяти и духовного начала.

Федоров. (осн. труд "Философия общего дела"). Предпринял попытку объединить 2 направления философского поиска: антропологическое и бытийно-космическое. Вся его ф концентрируется вокруг глав идеи – победы над смертью. Высший смысл сущего – жизнь, высшая нравственность- деятельность во имя жизни! Несправедливо ограничение жизни временными рамками. Главн цель – борьба за чел бессмертие. Согласно Федорову, в человеке природа начинает не только осознавать себя, но и управлять собой. Только дело, замечает Федоров, соразмерное с космосом, способно преодолеть нечеловеческое в человеке, захватить всю его душу, реализуя полностью, без остатка. И этим делом, считает он, должно быть управление силами природы, овладение стихийными, слепыми силами вне и внутри себя, выход в космос для его активного освоения и преображения, обретение бессмертия человечества — для всех живших и ныне живущих поколений. Познание, опыт и труд, по мнению мыслителя, способны привести к преобразованию физической природы человека, к бесконечному творчеству бессмертной жизни во Вселенной. Федоров выступает с обличением варварской, хищнической цивилизации, называет ее обреченной Цивилизацию не восстанавливающую, а только эксплуатирующую не может ждать что-либо кроме ускоренного конца. Вместе с тем данный конец Федоров не считает фатальным, он убежден, что людей ждет преображение — это новая Вселенная, в которой человек, преодолевший силою знаний и могуществом техники смерть, воскресит всех умерших, выступит небывалым прежде фактором развития. Нравственный долг – воскресить поколения на плечах кот стоят нынешние поколения. Для достижения таких идей надо решить ряд задач:

изменить небратское отношение людей друг к другу (т.к. этому мешают природные силы через инстинкт самосохранения, т.о. надо сознательно управлять эволюцией природы); победив природу человек б/в состоянии победить смерть. Науке принадлежит огромная роль. Влияние науки сможет продлить жизнь, а затем сделать организм бессмертным.

Надо дать людям место для нормального существования: переселить на другие планеты для освоения нов мест обитания, т.о. наука дол помочь людям овлад космосом. Земля – не граница для чел. Ее нужно считать только исходным материалом, пунктом, а мироздание поприщем нашей деятельности. Для продвижения в космос надо освоить электромагнитное его движение в пространстве. И превратить Землю в космический корабль.

Человек обрел в его косморегулятивном проекте невиданно широкое поле для самореализации, становится гарантом сохранения и увековечения жизни. В религии он видел высшую санкцию миропорядка, основу его незыблемости и общезначимости. Бог понимается не как потусторонняя всемирная сила, творящая все из нечего, а как имманентный бытию верховный разум, всеобщая мирообъединяющая любовь. Он действует через волю и разум людей. Всеобщая регуляция - это процесс, имеющий внутрение и внешние аспекты. Внутренняя регуляция предусматривает управление слепой силой в нас самих. Внешняя регуляция развертывается от единой Земли к целостному миру и охватывает следующие ступени: 1. метеорическая регуляция, объектом которой явл-ся Земля как целое 2. планетарная астрорегуляция, объектом которой явл-ся Солнечная система 3. всеобщая космическая регуляция, объектом которой явл-ся бесконечная вселенная В ходе дальнейшего развития регуляции вся природа станет сферой чел. обитания, объектом разума и труда, единой космо-хозяйственной системой. Человек, проникнув в звездные пределы, объединит в конечном счете все миры вселенной.

Впервые слово “ноосфера” ввел Леруа. При этом соавтором ноосферной концепции был объявлен его друг и единомышленник Тейяр де Шарден (1881-1955), палеонтолог и философ. Основными критическими точками процесса развития мира, космогенеза выступают у Т. следующие этапы: 1. неорганическая природа - преджизнь 2. органическая материя - жизнь 3. духовный мир - мысль, ногосфера 4. Бог - точка Омега. Решающее значение Т. придает 3 этапу, связанному со становлением и развитием человечества. Человек - есть звено биолог. эволюции, связанное с предшествующими этапами. Однако он занимает совершенно исключительное место в мироздании, потому что на этом этапе возникает высшая форма в развитии мира - мысль, сознание, духовность. Человек через свою деятельность постоянно осуществляет высший синтез всего существующего, создает новую сферу - сферу духа. Эту сферу Т. называет Ноосферой - мыслящим пластом Земли. Он представляет ноосферу в качестве продукта процесса гоминизации - фантастическое зрелище коллективной рефлексии. Свое завершение ноосфера находит в некоем синтезе центров чел. сознания, духовном центре универсума - точке Омеге - Боге. Омега - органический центр Вселенной, ее перводвигатель и целевая причина. Т де Шардена считал, что ноосфера - это особый этап эволюции планеты, на котором человеческий разум, слившийся с биосферой в единое целое, породит особое эмерджентное качество - сверхразум планеты, что знаменует собой “прорыв” в самоосознание планетой себя как личности.

НООСФЕРА - это сфера разума ("ноос" - разум в переводе с греческого). Понятие "ноосфера" шире понятия "биосфера", поскольку оно рассматривает в качестве единой системы Планету Земля, и обозримую для человека часть Космоса, основываясь на нравственно-этических началах Духа и Разума. Неизбежность вхождения планеты Земля в новую эпоху - НООСФЕРУ - предсказал великий русский ученый Вернадский. Он доказал, что человеческая деятельность становится ныне основным геообразующим фактором. Отсюда вытекает необходимость совместного изучения общества и биосферы, подчинения их единой цели сохранения и развития человечества. Осуществить ее можно лишь при условии, если основные процессы биосферы будут управляться Разумом.

Циолковский обосновал возможность выхода человека в космос, на основе которого предложил социологические проекты космических поселений. Составной частью взглядов Ц. явл-ся "космическая этика", базирующаяся на его натурфилософии и включающая выработку этических основ контакта с инопланетянами, признания необходимости совместного труда для преобразования космоса и т. д. Наличное состояние космоса свидетельствует, по Ц., о торжестве творческих, антиэнтропийных сил жизни и разума над уравнительными энтропийными тенденциями и над тягой материи к абс. организации, что означало бы "конец мира". С этой точки зрения космологический процесс предстает как ряд циклических усовершенствований бытия. Разумные существа, населяющие вселенную давно наладили ход космической эволюции, а Землю оставили как своего рода заповедник для естественного обновления жизненных форм, и участь Земли исключительна. Ц. был идеологом космич. расселения чел-ва в Солнечной системе и др. звездных мирах. В отдаленном будущем предполагается превращение обитателей Земли в "животно-растения", непосредственно перерабатывающие солн. энергию, т. о. носители разума в будущем максимально эмансипируются от среды обитания.



28. Проблема человека в русской философии ХХ в. (на примере персоналий по выбору)


Важнейш харак рус ф явл: принципы цельности; положительного всеединства; этического персонализма; соборности; реальной интуиции; истины-справедливости; космизма.

В русской рел фил сущность состоит в том, чтобы соед чел с Богом, причем у Ницше -человекобог, у русск - богочеловек. Сугубо гуманистич характер.

Бердяев (1874 - 1948) - русский философ - идеалист. Философия Бердяева впитала в себя множество разнообразных источников. В различные периоды его вдохновляли Кант, Маркс, Шопенгауэр, Ницше. Из русских мыслителей заметное влияние оказали Михайловский, Достоевский, Соловьев и другие. В начале своего творчества прим к “легальному марксизму”,позже стал активн противником уч Маркса. В Париже основал и редактировал религиозно-фил журнал “Путь”. Осн. работы: "Смысл творчества", "Смысл истории", "Дух и реальность", "Философия свободы", "Философия свободного духа", "О назначении человека". Человекесть микрокосм и микротеос, по подобию Бога, потому он существо беспредельное, свободное и творческое. В то же время он сущ-во природное и ограниченное.Ч-к - пересечение высшего и низшего мира. Отсюда отличие личность есть категория духовно-религиозная, индивид - натуралистически- биологическая, часть природы и общ . Становл. ч-ка Б. поним. как прибл. к богочеловеку, единение с Богом. Весь трагизм состоит в столкновении конечного и бесконечного, временного и вечного, от несоответствия чел как дух сущ и чел как природного сущ.

С начала ХХ в. был одним из главных идеологов богоискательства. Ранний Бердяев пытался сочетать гуманизм Маркса с антропологическим социализмом Михайловского и метафизикой неокантианства. Зрелые философские воззрения Бердяева представляют собой одну из первых в Европе разновидностей христианского экзистенциализма. Философия Бердяева - это ф-я личности, свободы, творчества.. Человек изначально свободен. Зло - роковая необходимость несвободы, она царит в природе. Грех также проявляется больше в природе, а не в человеве. Большое место в экзистенциализме занимает проблема свободы, определяемая как выбор человеком самого себя: человек таков, каким он себя свободно выбирает. “Чувство вины за все совершающееся вокруг него - чувство свободного человека” (Бердяев). Узник или раб тоже может быть “свободен “, говорит Бердяев, соответствующим образом самоопределяя свое отношение к своему положению. Отсюда вывод: задача человека заключается не в том, чтобы изменить мир, а том чтобы изменить свое отношение к нему.

Философия Бердяева антропоцентрична - проблема духовности, свободы и творчества, судьбы, смысла жизни и смерти всегда были в центре его философских размышлений. По Бердяеву “личность вообще первичнее бытия”, бытие - воплощение причинности, необходимости, пассивности, духовное начало свободное, активное, творческое. Понятие объективного мира Бердяев заменяет термином “объективированный мир”, интерпретируя его как “объективацию реальности”, порожденную субъективным духом. Частично признавая социальную обособленность бытия личности, он вместе с тем считает главным в человеке то, что определяется его внутренним миром, а не внешним окружением. Личность, по Бердяеву прежде всего категория религиозного сознания, и поэтому проявление человеческой сущности, ее уникальности и неповторимости может быть понято лишь в ее отношении к богу. Бердяев рассматривая три типа времени (космическое, историческое и экзистенциальное или мета историческое), он главным образом озабочен предсказанием того, как “мета история входит в историю”, обоснованием приближения конца истории. Эти мотивы особенно сильно проявились в его последних работах. Бердяев считал, что философия хочет не только познания мира но и улучшения его. Мораль и нравственность Бердяев строит на христианских заповедях. Пример: Даже если вы вегетарианец вы в ответе за всех тех кто употребляет мясо. Если вы гражданин воюющего государства вы в ответе за тех кого убили солдаты вашего государства. В экзистенциальном плане развивает космические идеи Бердяев. Для него человек есть центр Вселенной, ее духовное средоточие, поэтому человек в ответе за весь тварный мир. Ощущение родства с природой, обретение космического сознания — в этом его задача. “Человеческая личность есть существо социальное н космическое, т. е. имеет социальную и космическую сторону, социальный и космический состав, но именно потому человеческую личность нельзя мыслить как часть в отношении к общественному и космическому целому. Человек есть микрокосм...”. Судьба человека, по утверждению Бердяева, зависит от судьбы природы, космоса, он не может отделить себя от них, вместе с тем на нем лежит вся ответственность за весь строй природы, за все, что в нем совершается. Лишь человек, занявший уготованное ему Творцом место в космосе, способен преобразить космос в “новое небо” и “новую землю”.

Основные 4 понятия философии Б. : 1. личность - свободное духовное творческое начало 2. дух - начало свободы 3. свобода 4. творчество Личность - не часть космоса, космос - часть чел. личности. Личность - не субстанция, это творческий акт. Интересы личности превыше интересов об-ва, но в то же время "Я" находит себя через "Ты". Познание духа достигается посредством опыта. Бог есть дух. Он реально присутствует в жизни людей высокой духовной жизни и в человеческой творческой деятельности. Духовное бытие человека тесно связано с божественной духовностью. Б. выделяет 3 вида свободы: 1. первичная рациональная свобода, т. е. произвольность 2. рациональная свобода, т. е. исполнение морального долга 3. свобода, т. е. проникнутая любовью бога. Б. отвергает всемогущество бога. Бог не творит воли существ вселенной, а просо помогает тому, чтобы воля становилась добром. Творчество - цель жизни человека на земле. Бог создал человека для творческого процесса. Грехопадение человека не отнимает его способности к творчеству. В "Русской идее" Б. высказал веру в особое религиозное историч. предназначение России. Рус. народ - религиозный тип. Конец мира означает осуществление царского мира на земле.

Соловьев(1853-1900)- перв рус ф-ф, кот приобрел мировую известность, именно как ф-ф. Его ф – ф всеединства; он тяжело переживал разорванность рус общества, мировой цивилизации, считал, ч Россия явл частью европейской культуры. Общественно-историч зад Рос - спасти падшего чел и человечество. Свою ф строит как нравственную ф. “Я стыжусь, следовательно, я существую”. В обной из основ работ – “Оправдание добра” нашла отражение идея всеединства – учении о положительном синтезе, о мудрости, которая явл его онтологией всеединства. Всеединсто – есть синтез истины, добра и красоты. Цель историч процесса – приблизить реальность к божественному миру. Его м/назвать идеалистом, но он признавал материальность мира. Мир – хаос, но не всегда. Чел – центр мира, д/стать источником гармонии мира, посредник между природой и Богом д/изменить природу до ее одухотворенности. Нравствен смысл чел личности реализуется непосредственно в акте любви к др. чел и к Богу. Истинный источник и предмет чел любви - это понятие вечной женственности, сопоставимое с понятием Софии (мировой душой, смыслонаполненности вещей). В социальном плане – идея всеединства – богочеловеческий союз всех людей, вселенская церковь, кот объединяет все религии. Залог такого единства – объединение католической и православной цервкей. Ввел в оборот понятие “русской идеи” - определяя ее как историч роль Росс в создании историч троицы – единения церкви, государства и общества (на равных правах).

По учению Соловьева: низшие и высшие уровни бытия взаимосвязаны, так как низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее “вбирает в себя” низшее. Онтологической основой всеединства выступает божественная Троица в ее связи со всеми божественными творениями и главное с человеком. Основной принцип всеединства: “Все едино в боге”. Всеединство - единство творца и творения. Бог у Соловьева - “космический разум”, “существо сверхличное”, “особая организующая сила, действующая в мире”. Для того, чтобы обосновать непрерывную динамику бытия он вводит понятие “мировая душа”, которая является непосредственным субъектом всех изменений в мире. Бог дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму всей ее деятельности. Человек совмещает в себе всевозможные противоположности, которые все сводятся к одной великой противоположности между безусловным и условным, абс и вечной сущностью и преходящим явлением. Чел есть и божество, и ничтожество.

Эта вечная божественная идея в системе Соловьева получила название Софии - мудрости. Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывается в философском учении Соловьева через концепцию богочеловечества. Воплощением богочеловечества выступает Иисус Христос. Его образ служит не только идеалом, но и высшей целью развития всего исторического процесса - соединение человека с богом. Безусловное “всеединство” постигается по С., лишь “цельным ” знанием, которое представляет собой соединение мистического (религиозного), рационального (философского) и эмпирического (научного) знания. Причем основу составляет знание мистическое: вера в безусловное существование предмета познания. Соловьев выражал в русской религиозной философии интеллектуальную тенденцию. Он стремился поставить разум на службу вере.

Человеку следует улучшить природу, как самого себя. Перед человеком стоит задача осуществления нравственной организации материальной жизни, что возможно лишь на основе любви к природе. Выделяет три типа отношения человека к природе: 1) традиционно восточный — “страдательное подчинение ей”; 2) классический западный — отрицательно-деятельное отношение, пользование природой как безразличным орудием; 3) положительно-деятельное отношение — “утверждение ее идеального состояния — того, чем она должна стать через человека”. В итоговом, новом типе отношения должно осуществиться Воскрешение природы

Флоренский (1882-1937) Религиозн ф-ф, ученый энциклопедист. Осн. работы "Столп и утверждение истины", "Смысл идеализма". Обладал блестящ дарованиями и изумит ученостью в разн областях. Зак Московский университет и духовную семинарию, читал ле

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Фундаментальные проблемы античной философии. Предпосылки возникновения науки.............. 4

Фундаментальные проблемы античной философии Предпосылки возникновения науки... Патристика Философские проблемы Ветхого и Нового... Диалог веры и знания в философии средневековья Синтез схоластики в философии Фомы...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Концепции власти

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Антропологический (2-ая пол. 5 в. до нэ – кон. 5 в. до н.э.) – делает главным предметом своего исследования человека, пытаясь определить его сущность
· Софисты(человек и сознание, “человек-мера всех вещей). Происходит переворот в философии: переход от природы к человеку. Победа демократии в большенстве древнегреческих полисов со

Религиозный (1 в. нэ- 6 в. нэ) – выделяет в качестве главного объекта философии познание Божественного.Отношение Бога и человека.
· Неоплатонизм (иррационализм, отвращение ко всему телесному, упор на аскетизм, учение об экстазе при слиянии души с единым). Плотин (205-270 гнэ), Порфири

Материалистическое понимание истории.
Исторический материализм. История рассматривается М. как процесс взаимодействия человека и природы. Субстанцией исторических изменений выступает способ производства материальных благ, а в ка

Марксистская философия в России.
– Ортодоксальный марксизм (Плеханов) - материальное понимание общества; ² К вопросу о монистическом понимании истории². Г.В.Плеханов: в философии марксизма социализм - на

Хайдеггер, Шелер
Философия жизни Направление возникшее в к. 19 в. с ф. Ницше. Центральное понятие – “жизнь” (первичная реальность, понимаемая как целостный процесс, непрерывное твор

Источники сознания.
1. внешний предметный и духовный мир; природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов. 2. социокультурная среда, общие поня

Бытие человека
а) бытие человека в мире вещей (человек рассматривается как часть природы, как вещь. При этом биология человека - относительно самостоятельное бытие. Функционирование тела связано с работой мозга и

Б. социального
а) бытие человека. б) бытие человека в обществе. Возникновение той или иной формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Какие бы формы Б. мы не рассматривали все

История развития понятия бытия
Первую концепцию бытия выдвинули досократики, для которых бытие совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом. Одни из них рассматривали бытие как неизменное, единое, неподвижное, с

Философия русского космизма
Космизм – прежде всего уч о неразрывности чел и космоса, о космической природе чел и безграничных возможностях по освоению космоса. В этом направлении отразились идеи единства чело

Особенности глобальных проблем.
1) Имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех народов мира. 2) Угрожают деградацией и гибелью всему человечеству. 3) Нуждаются в неотложных и эффективных р

Марксизм. – Плеханов, Ленин
Естествознание Геометрия Лобачевского (1792-1856). Среди открытий в химии важнейшее место занимает открытие периодического закона химическ

Вернадский, Павлов
37. Наука в современном мире. Социальная функция науки. Этика науки Наука – это исторически сложившаяся форма человеческой

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги