Реферат Курсовая Конспект
Сущность эклектики и её значение в развитии архитектурных стилей. Эклектизм и стилизаторство - раздел Философия, РАЗДЕЛ: АРХИТЕКТУРА СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ В ЭПОХУ ПРОМЫШЛЕННОГО КАПИТАЛИЗМА (СЕРЕДИНА 19 – НАЧАЛО 20 В.) Первые Признаки Эклектики, Кроме Копирования Античности В Собственно Архитект...
|
Первые признаки эклектики, кроме копирования античности в собственно архитектуре классицизма, проявились ещё во второй половине 18 в. в увлечении английской «готикой». Но наследие прошлого было известно ещё очень слабо и его изучение носило поверхностный характер. Поэтому в подражании стилям прошлого архитекторы делали акцент на имитации характерных декоративных орнаментальных деталей, а не на конструкцию и цельный образ, при этом композиция зданий оставалась традиционной – основанной на принципах симметрии архитектуры классицизма.
Постепенно широко распространяется приём максимального использования архитектурных элементов из различных исторических эпох. Красивое теперь отождествляется с богато украшенным, и наоборот («всего должно быть как можно больше, даже много»). Чем дальше к концу столетия, тем очевиднее становится преобладание одного приёма – механического объединения декоративных деталей, которые с максимальной плотностью насыщают отведённые им поверхности стен.
«Эклектика» (от греческого эклектикос – выбирающий, синонимы – «историзм», «ретроспективизм») – это художественный стиль, основанный на сочетании разнородных стилевых элементов или произвольном выборе стилистического оформления для зданий и изделий, имеющее качественно иные смысл и назначение чем взятые за основу прототипы. Термин введен в искусствоведческий лексикон в 1830-гг.
Эклектика (историзм) проявилась в двух ипостасях – эклектизм и стилизаторство. Эклектизм – сочетание в одном здании, изделии различных форм заимствованных из различных стилей. Стилизаторство, наоборот – предполагает верность формам определённого стиля в пределах одного элемента (фасада, интерьера). Стилизаторство – такое же характерное проявление эклектики, как и эклектизм. Если один фасад дома выдержан в «готическом» стиле, то другой может быть «мавританским», «китайским», «венецианским» – любым. Стилизаторство получило распространение преимущественно в строительстве уникальных зданий – дворцов, музеев, театров, храмов, банков и т.д. Эклектизм господствует в области строительства массового назначения – доходные дома, больницы, школы, магазины, частично – вокзалы. Стилизаторство особенно распространено в 1830-1850-е гг., с приближением к концу века укореняется эклектизм.
Эклектика проявилась в заинтересованности историзмом, архитектурной архаикой и экзотикой (турецкой, китайской), классикой, ренессансом, готикой, национальными архитектурными традициями, а также углублением в архитектурную утопию, идеализацию, символизм, аллегоризм. Гибкость, движимость форм и образов нового стиля виделась современникам завоеванием архитектуры, которая противопоставлялась существующим канонам классицистической красоты.
Но нужно отметить, что эклектизм – это не спонтанный коллаж форм, а творческий метод, основанный на сознательном отборе исходных исторических структур, свободной их интерпретации. Именно историзм содействовал освоению всего разнообразного исторического наследия, сконцентрированного в старых стилях огромного опыта развития культуры. Архитекторы перенимают из опыта прошлого всё то, что объективно соответствует запросам времени и проходит через «решето» общественных требований.
Эклектика становится универсальным стилем буржуазии, средствами которого решалась значительная по масштабам не только строительная, но и художественно-эстетическая программа. Аристократия в эклектике видела средство отхода в другое, для неё более красивое прошлое, а буржуазия, еще не создав своего стиля, пыталась не уступать аристократии в художественных склонностях, а также при помощи «историзма» оправдать свой экономический взлет. Все они стремились найти опору своей жизненной идеологии в области духовной и художественной культуры идеализированного прошлого. В своих творениях архитекторы не только отражали историю, сколько конструировали её в соответствии с существующими общественно-экономическими идеалами. Обращение к архитектурным формам минувших эпох было также проявлением возрастающего национального самосознания: новое масштабное историческое мышление заставляло осознавать себя не только в историческом времени, но и в пространстве (через архитектуру).
В это время реформируется и вся система архитектурно-строительного образования. В нём всё больше устанавливалась позиция антиакадемического обучения, отрицания бесспорного классицизма и напротив – правильной считалась заинтересованность всеми различиями художественного наследия. Готовился архитектор широко подготовленный на истории культуры и искусства, тонкий архитектор-художник.
Эклектика оторвала архитекторов середины 19 в. от привычного круга форм и композиционных приемов классицизма, «расшатала» вкусы архитекторов, заказчиков и потребителей; она резко расширила географию использовавшихся архитектурных форм (Востока на Западе и наоборот). В этом было одно из самых важных значений эклектики: она помогла преодолеть традиционные каноны и всю систему образного мышления, которые были свойственны классицизму. Это облегчило возникновение в конце 19 в. нового стиля – модерна.
Вместе с тем, характерное для эклектики и возведенное в ранг профессионального мастерства умение приспосабливать композиционные приемы и формы почти любого стиля прошлого к функционально-конструктивной основе современного здания сказалось на самом методе работы архитекторов. Так, например, в рассматриваемый период стиль и национальные особенности часто понимались архитекторами не как объективные результаты сложных процессов развития архитектуры, а как цель, которую может и должен ставить перед собой архитектор. Подготовленный романтизмом интерес к национальной истории и самобытности подтолкнул начало поисков «национального стиля» и попытки создания современных «национальных особенностей» в архитектуре. При этом большая часть архитекторов видела возможности создания «национального стиля» в замене одних чисто внешних стилистических атрибутов, другими. Те, кто пытались идти от новой функционально-конструктивной основы зданий были в явном меньшинстве.
К середине 19 в. эклектика и стилизаторство господствовали уже во всей Европе. При этом в них проявились два основных течения: национальное и интернациональное. Первое было обусловлено пробуждением национальной жизни и национальных движений, борьбой против всякого национального гнёта, созданием национальных государств. Второе – развитием и учащением различных контактов между нациями, ломкой национальных перегородок, созданием интернационального единства капитала и экономической жизни вообще, а также политики, науки. Обе тенденции отражают сущность мирового закона развития капитализма, при этом первая преобладает на ранних стадиях развития, вторая на более поздних.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Согласовать текст лекцій і названія вопросов на экзамен в т ч про новейшіе конструкціі і матеріалы... Больш дакладна вызначыць сутнасць мадэрна а таксама прычыны знікнення і... больш зразумела выдзяліць прынцыпы дэкора мадэрне аддзяліць іх ад уласна массы ад канкрэтных прыклада...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сущность эклектики и её значение в развитии архитектурных стилей. Эклектизм и стилизаторство
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов