Реферат Курсовая Конспект
Тема 3. Личность. Мотивационно-потребностная сфера личности. - раздел Философия, Основы психологии и педагогики: учебное пособие План 1. Понятие Личности. Индивид, Индивидуальность,...
|
План
1. Понятие личности. Индивид, индивидуальность, личность.
2. Факторы развития личности. Теории развития личности.
3. Структура личности. Типологии личности.
4. Понятие потребностей личности. Подходы к классификации.
5. Мотивы и мотивация. Структура мотива. Мотивация и личность.
1. Термин «личность» используется в психологии как в широком, так и в узком смысле. В первом случае под личностью имеется в виду «...совокупность психологических качеств, которые характеризуют каждого отдельного человека. ... В этом широком смысле термин «личность» включает в себя такие понятия, как характер, темперамент и способности, соответствующие трем ее частным аспектам. Приведем еще несколько определений: термин «личность» охватывает, таким образом, ансамбль психической организации человеческого индивида; личность — интегрированная организация всех познавательных, аффективных и физических характеристик индивида, отличающих его от других людей. Предельно широко и определение личности как воедино связанной совокупности внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.
В узком смысле под личностью понимают то, что в наибольшей степени определяет психологическую сущность человека или природу человеческой психики, трактуемую по-разному в разных подходах. Можно указать лишь несколько общих положений о личности, которые принимаются почти всеми авторами. «Одно из них состоит в том, что личность представляет собой некое неповторимое единство, некую целостность. Другое положение заключается в признании за личностью роли высшей интегрирующей инстанции». Цементирующее эту целостность начало в разных подходах определяется по-разному. Выделим среди них четыре основные направления.
1. В психологических подходах, берущих свое начало в марксистской философии, французской социологической школе и в некоторых других, под личностью имеют в виду некоторое социальное качество индивида, «индивидуальную форму существования и развития социальных связей и отношений»; «определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении». Хотя указанные подходы могут существенно различаться между собой прежде всего трактовкой роли активности самого субъекта общественных отношений в процессах формирования его личности, на первый план неизбежно выступает общественно-историческая детерминация этих процессов.
2. Если личность рассматривать прежде всего как продукт включения человека в общественные отношения и приобщения его к культурным нормам и ценностям, то без ответа остается вопрос об источниках самой культуры и общественного развития. Человек не только черпает из общества и культуры, но и сам делает в них вклады. Эти вклады тем крупнее и значительнее, чем значительнее личность человека. Поэтому, в ряде философских и психологических направлений (персонализм, гуманистическая психология, экзистенциализм и др.) на первое место среди конституирующих личность свойств выдвигают творческое, порождающее начало, хотя природа этого начала трактуется в разных подходах весьма различно. Но, создавая нечто значимое для других, человек создает значимое для самого себя, изменяет себя, творит свою личность. Можно сказать, несколько перефразируя С.Л.Рубинштейна, что личность есть форма непрерывного выхода человека
за пределы самого себя.
3. Многие авторы в определении личности на первое место ставят ее индивидуальную неповторимость и уникальность. (Дж.Гилфорд: личность индивида есть специфическое созвездие черт). Этот подход часто тесно переплетается с пониманием личности как источника творчества, ибо именно уникальность и неповторимость личности делают ее носителем уникального опыта и потенциальным творцом нового, оригинального в культуре.
4. И.Кант утверждал, что человек становится личностью благодаря самосознанию, позволяющему ему подчинить свое «Я» нравственному закону. В центр многих психологических подходов ставится изучение самосознания и «Я» как формы переживания человеком своей личности. У-Джемс задал традицию выделения двух аспектов «Я» — «Я» познающее (чистое эго) и «Я» познаваемое, которое он назвал эмпирической личностью. В последней выделяется физическая или материальная личность, социальная и духовная личности.
В каждом из обозначенных четырех подходов можно выделить бесчисленное множество конкретных вариантов понимания личности, часто противостоящих друг другу в ключевых моментах. «В психологии столько определений личности, сколько психологов занимается ее изучением». Поэтому необходимо помнить, что ни одно определение личности не может считаться исчерпывающим или хотя бы фиксирующим главные, существенные особенности такого сложного и многопланового образования, каким выступает личность в психологии. В зависимости от решаемых исследовательских или прикладных задач и используемых при этом средств на первый план неизбежно будут выступать разные аспекты понятия личность.
Животное и новорожденный младенец представляют собой высоко интегрированные, неделимые системы, обладающие телесной и психологической целостностью, неповторимым единством физиологических и психических качеств. Эту целостность называют обычно индивидом (в случае животного — особью). Многие «индивидные» (в терминологии Б.Г.Ананьева) свойства являются генетически заданными, другие формируются прижизненно под влиянием наследственных и средовых факторов и являются результатом активной жизнедеятельности индивида.
Указанные свойства имеют иерархическое, уровневое строение. На каждом уровне организации индивида (физическом, биохимическом, соматическом, индивидном и т.д.), формируется своя целостная система, отвечающая за его устойчивое, сбалансированное функционирование. Совокупность взаимосвязанных уровней, обеспечивающих все стороны функционирования индивида как целого, В.С.Мерлин предложил назвать «интегральной индивидуальностью». Личность может рассматриваться как один из высших уровней интегральной индивидуальности.
На каждом уровне действуют свои закономерности (физические, химические, биологические и т.д.), но при этом высшие уровни располагают определенными возможностями для подчинения низших уровней, вернее включения их в решение задач, возникающих на высших уровнях. Возможны и обратные отношения. Функция интегральной индивидуальности как целого и заключается в поддержании устойчивого динамического равновесия между разными уровнями.
2. Факторы развития личности – это движущие силы, причины процесса изменения, становления сущности явления. В развитии личности существенными причинами процесса ее становления выступают такие исходные, как генотип (наследственность), индивидуальная активность человека, среда и воспитание.
В рамках различных теорий развития личности на первый план выдвигаются различные ведущие факторы. В соответствии с этим можно рассмотреть следующие теории развития личности:
1) психоаналитическая теория (З.Фрейд, Э.Эриксон). Ведущие факторы развития личности: эмоции, межчеловеческие отношения, удовлетворение желаний социально приемлемыми способами;
2) когнитивная теория (Ж.Пиаже, Л.Колберг). Ведущие факторы развития личности: мышление, познание, развитие интеллекта и нравственных норм поведения в процессе усвоения знаний;
3) бихевиористская теория (Д.Локк, Б.Скиннер, А.Бандура). Ведущие факторы развития личности: среда, обучение путем наблюдения и подражания образцам, упражнения, выполнение заданий с позитивным подкреплением, поощрение социально приемлемого поведения;
4) генетическая теория (К.Лоренс, М.Клаус). Ведущие факторы развития личности: генетически запрограммированное подражание «импринтинг» (впечатанное в поведение по образцу), накопление опыта по генетическим программам на критических этапах естественного становления;
5) социоэнергетическая (культурно-родовая) теория. Ведущие факторы развития личности: наследственность, пол, время появления на Земле данного представителя конкретного рода в единстве с именем, данным при рождении;
6) гуманистическая теория (Ж.Ж.Руссо, А.Маслоу, Ш.А.Амонашвили). Ведущие факторы развития личности: ребенок как активно мыслящий субъект, самостоятельно ориентирующийся в социальном мире, уникальная личность с индивидуальным восприятием, способностями, потребностями в безопасности и самореализации.
Фрейдизм и неофрейдизм
Ни одно направление не приобрело столь громкую известность за пределами психологии, как фрейдизм, его идеи влияли на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком. Названо это направление по имени Зигмунда Фрейда (1856—1939). На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика, личность человека состоит из трех компонентов, уровней: «ОНО», «Я», «СВЕРХ-Я». «ОНО» — бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожденных инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. «ОНО» насыщено сексуальной энергией — «либидо». Человек есть замкнутая энергетическая система, количество энергии у каждого человека — постоянная величина. Будучи бессознательным и иррациональным, «ОНО» подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека. Второй принцип поведения — гомеостаз— тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия. Уровень «Я» сознания находится в состоянии постоянного конфликта с «ОНО», подавляет сексуальные влечения. На «Я» воздействуют три силы: «ОНО», «СВЕРХ-Я» и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. «Я» старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу «реальности». «СВЕРХ-Я» служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «ОНО», но в противовес «СВЕРХ-Я», то испытывает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести. «СВЕРХ-Я» не пускает инстинкты в «Я», и тогда энергия этих инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека (творчество, искусство, общественная активность, трудовая активность, в формах поведения: в снах, описках, обмолвках, шутках, каламбурах, в свободных ассоциациях, в особенностях забывания). Если энергия «либидо» не находит выхода, то будут у человека психические болезни, неврозы, истерики, тоска. Для спасения от конфликта между «Я» и «ОНО» применяются средства психологической защиты: вытеснение, подавление — непроизвольное устранение из сознания недозволенных мыслей, чувств, желаний в бессознательное «ОНО»; проекция — бессознательная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее другому лицу; рационализация— бессознательная попытка рационализировать, обосновать абсурдную идею.
Гуманистическая теория развития личности
Если фрейдизм изучает невротическую личность, желания, поступки и слова, которые расходятся между собой, суждения о самом себе и о других людях часто диаметрально противоположны («Обычно люди неискренни», «Я обычно искренен»), т. е. противоречивую, нецелостную, несовершенную личность, которой чего-то не хватает, то гуманистическая психология, напротив, изучает здоровые, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации». Такие «самоактуализирующие» личности, к сожалению, составляют лишь 1—4% от общего количества людей, а остальные находятся на той или иной ступени развития.
А. Маслоу, один из ведущих психологов в области исследования мотивации в США, разработал «иерархию потребностей». Она состоит из следующих ступеней: ступень 1 — физиологические потребности — это низшие, управляемые органами тела потребности, как дыхание, пищевая, сексуальная, потребности в самозащите. Ступень 2 — потребность в надежности — стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению по старости и т. п. Ступень 3 — социальные потребности. Удовлетворение этой потребности необъективно и трудноописуемо. Одного человека удовлетворяют очень немногие контакты с другими людьми, в другом человеке эта потребность в общении выражается очень сильно. Ступень 4 — потребность в уважении, осознании собственного достоинства — здесь идет речь об уважении, пристиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы. Ступень 5 — потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.
Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека: 1) мотивы имеют иерархическую структуру; 2) чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности: тем дольше можно задержать их реализацию; 3) пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными. С момента выполнения низшие потребности перестают быть потребностями, т. е. они теряют мотивирующую силу; 4) с повышением потребностей повышается готовность к большей активности. Таким образом, возможность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших.
Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека ведущими («Человек может жить хлебом единым, когда не хватает хлеба»). Но если базовые первичные потребности удовлетворены, то у человека могут проявляться высшие потребности, метамотивация (потребности к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску смысла своей жизни). Многим людям присущи так называемые «неврозы существования», когда человек не понимает, зачем живет, и страдает от этого.
Если человек стремится понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно переходит на высшую ступень личностного саморазвития.
3. Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, называемые «чертами личности». Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, то есть индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Последующим уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения и имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера и самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания и отражает идеологию социума, в который человек включен.
Типологии личности:
Сенсорная типология: Можно заметить, что люди думают по-разному, и различия соответствуют трем основным сферам сенсорного опыта— визуальной, аудиальной и кинестетической.
Визуальный тип. Вся воспринимаемая информация представляется этому типу людей в виде ярких картин, зрительных образов, рассказывая что-то, эти люди часто жестикулируют, как бы рисуя в воздухе представляемые образы. В разговоре часто пользуются фразами: «Вот, посмотрите...», «Давайте представим...», «Я ясно вижу, что...», «Решение уже вырисовывается...» В момент вспоминания эти люди смотрят как бы прямо перед собой, вверх, влево вверх или вправо вверх.
Аудиальный тип. Эти люди употребляют в основном аудиальные слова: «Я слышу, что вы говорите», «Тогда прозвучал звонок», «Мне созвучно это», «Вот послушайте...», «Это звучит так...» и пр. То, что человек этого типа вспоминает, как бы наговаривается ему его внутренним голосом или он слышит речь, слова другого. При воспоминании взор обращен вправо, влево или влево вниз.
Кинестетический тип. Эти люди хорошо запоминают ощущения, движения. Вспоминая, эти люди как бы сначала воссоздают, повторяют движения и ощущения тела. Вспоминая, они смотрят вниз или вправо вниз. В разговоре в основном используют кинестетические слова: «взять, схватить, ощутить, тяжелый», «Я чувствую, что...», «Мне тяжело», «Не могу ухватить мысль...» и т. п.
Естественно, каждый человек владеет всеми видами вспоминания, но одна из трех систем предоставления сознанию информации обычно развита лучше других. При вспоминании образов из менее развитой системы человек обычно опирается на более развитую, ведущую. Если у вас, скажем, лучше работает зрительное (визуальное) представление, то звук шума моря вы сможете воссоздать у себя формированием зрительного образа морского берега, т. е. развитая система становится как бы поисковой. Запоминая важную информацию, переведите ее вначале в ведущую систему, а затем во все остальные, например тем, у кого визуальный тип, номер телефона лучше представить написанным, затем его проговорить и мысленно написать рукой.
Ведущая сенсорная система человека оказывает свое влияние на совместимость и эффективность общения с другими людьми. Определить ведущую сенсорную систему другого человека можно, обращая внимание на слова, обозначающие процессы (глаголы, наречия и прилагательные), которые другой человек использует, чтобы описать свой внутренний опыт. Если вы хотите установить хороший контакт с человеком, вы можете использовать те же самые процессуальные слова, что и он. Если вы хотите установить дистанцию, то можете намеренно употреблять слова из другой системы представлений, отличной от системы собеседника. Но в жизни мы часто плохо понимаем друг друга, в частности оттого, что не совпадают наши ведущие сенсорные системы.
Ярко выраженные визуалисты, кинестетики, аудиалисты имеют свои специфические особенности в поведении, типе тела и движениях, в речи, дыхании и пр.
Психогеометрическая типология: Психогеометрия как система сложилась в США. Автор этой системы Сьюзен Деллингер — специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров. Психогеометрия— система анализа типологии личности на основе наблюдения за поведением человека и предпочитаемого выбора человеком какой-либо геометрической фигуры.
Расположив представленные геометрические фигуры в порядке их предпочтительности, по фигуре, помещенной на первое место, можно определить основные доминирующие особенности личности и поведения.
Каковы же основные психологические характеристики поведения?
Квадрат: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение правил, инструкций, аналитичность мышления, внимательность к детям, ориентация на факты, пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность, практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие, профессиональная эрудиция, слабый политик, узкий круг друзей и знакомых.
Треугольник: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу, прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность, импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску, высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость, великолепный политик, остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.
Прямоугольник: изменчивость, непоследовательность неопределенность, возбужденность, любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость, нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность, новые друзья, имитация поведения других людей («примеривание ролей»), тенденция к простудам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям.
Круг: высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом, щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция, спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность, доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность, слабый политик, болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому, склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.
Зигзаг: жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция, одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее, позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность, непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения, стремление работать в одиночку, отвращение к «бумажной» работе, душа компании, остроумие, безалаберность в финансовых вопросах.
4. Потребность - это объективная, испытываемая индивидом нужда в чем-либо, которая субъективно является источником активности действий, развития личности и социальной общности.
Потребности человека весьма разнообразны и проявляются в диапазоне от элементарных органических до весьма сложных нравственных. Взаимодействуя, они образуют основу мотивационной сферы личности. Разобраться в волевом поведении индивидуума можно только изучив совокупность потребностей, имеющихся у него, и их взаимовлияние.
В психологии различают нужду и потребность. Нужда – это объективная необходимость в чем-то, которую сам человек может не переживать и не осознавать. Потребность – это субъективное психическое состояние индивида, выражающееся в переживании и осознании человеком нужды в том, что необходимо для поддержания его организма и развития его личности.
Потребности классифицируют по различным основаниям:
По происхождению потребности делят на естественные и культурные. Естественные (органические) потребности – это потребности, обусловленные биологической природой человека, они отражают нужды организма для поддержания его существования. Культурные (социальные) потребности отражают зависимость человека от продуктов человеческой деятельности и общения.
По предмету потребности делятся на материальные и духовные. Материальные – отражают зависимость человека от предметов материальной культуры. Духовные – от продуктов общественного сознания.
В развитии индивида главную роль играет стремление к удовлетворению естественных органических потребностей. В развитии личности – стремление к удовлетворению культурных потребностей. Особую роль в развитии личности играют духовные потребности.
Потребности актуализируют как сильную, нравственно воспитанную волю, так и «злую» волю или слабоволие.
Обладающий воспитанной волей человек, правильно осознающий свое социальное предназначение, со здоровыми, социально не осуждаемыми потребностями, отличается тем, что его действия не наносят вреда другим людям и обществу.
Слабовольные люди, как правило, ориентируются на мотивы, которые не отвечают задачам предстоящей деятельности, или же их предпочтение отдается мотиву «хочется», а не мотиву «надо». Такие индивиды в своих действиях руководствуются мимолетными импульсами и настроениями.
При формировании системы потребностей большинство людей исходит из принципов необходимости и целесообразности.
Противоречия нередко возникают вследствие того, что воспитуемый стремится реализовать свои желания в основном по принципу «хочу», без учета имеющихся у него возможностей. Воспитатели стремятся помочь ему добиться желаемого, но по принципу «если хочешь, то для этого надо». Так, если стремишься к служебному росту или к более высокой заработной плате, то совершенствуй, повышай свое профессиональное мастерство и т.п. Человек с нравственно воспитанной волей свое «хочу» стремится удовлетворить только через выполнение «надо». Если индивид не приучен удовлетворять свои потребности через «надо», то о нем говорят, что это своевольный человек. Иногда такие люди вступают в конфликтную ситуацию с административными и правоохранительными органами.
Потребности формируются в онтогенезе. Если их формирование происходит стихийно, под влиянием случайных жизненных обстоятельств или общественно не одобряемых стимулов, то у таких людей могут закрепиться стойкие отрицательные потребности, определяющие цели их волевых действий. В итоге эти потребности оказывают негативное влияние на волю людей, препятствуют правильному направлению в развитии волевых действий и поведения.
У личности, обладающей высшими формами отражения объективного мира, объекты и явления, побуждающие к действиям, могут быть отражены в форме сознательного образа или понятия, а также в форме идеи или нравственного идеала.
Неволевые действия совершаются без контроля со стороны индивида и не нуждаются в постоянно осознанном регулировании. К числу таких действий относят: автоматические и инстинктивные акты; действия, связанные с элементарными чувствами удовольствия или неудовольствия, когда проявляются естественные стремления сохранить чувство удовольствия, а полярное ему чувство сопровождается стремлением избавиться от его источника. В таких актах активности индивида значительное место занимают его влечения, которые являются исходными психическими состояниями, ведущими к развитию осознанных и мотивационно-волевых действий.
Волевые мотивированные действия носят сознательный характер, а проявляемая воля фактически является силой, необходимой для достижения индивидом соответствующих целей. К волевым действиям относится активность индивида, связанная с идеальными устремлениями, понятием о долге, жизненно необходимыми потребностями и др. Такие действия субъективно переживаются индивидом в форме желания или стремления.
5. Мотив — это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.
Термином «мотивация» в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т. е. система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
В современной психологической литературе существуют несколько концепций взаимосвязи мотивации деятельности (общения, поведения). Одна из них — теория каузальной атрибуции.
Под каузальной атрибуцией понимается истолкование субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей и развитие на этой основе способности предсказывать их будущее поведение. Экспериментальные исследования каузальной атрибуции показали следующее: а) человек объясняет свое поведение не так, как он объясняет поведение других людей; б) процессы каузальной атрибуции не подчиняются логическим нормам; в) человек склонен объяснять неудачные результаты своей деятельности внешними, а удачные— внутренними факторами.
Теория мотивации достижения успехов и избегания неудач в различных видах деятельности. Зависимость между мотивацией и достижением успехов в деятельности не
носит линейного характера, что особенно ярко проявляется в связи мотивации достижения успехов и качества работы. Такое качество является наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшается при слишком низком или слишком высоком.
Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертам прежде всего можно отнести мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи, а также определенный локус контроля, самооценку, уровень притязаний.
Мотив достижения успеха — стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения. Мотив избегания неудачи — относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения. Локус контроля — характеристика локализации причин, исходя из которых человек объясняет свое поведение и ответственность, как и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей. Интернальный (внутренний) локус контроля — поиск причин поведения и ответственности в самом человеке, в себе; экстернальный (внешний) локус контроля — локализация таких причин и ответственности вне человека, в окружающей его среде, судьбе. Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей. Уровень притязаний (в нашем случае)— желаемый уровень самооценки личности (уровень «Я»), максимальный успех в том или ином виде деятельности (общения), которого рассчитывает добиться человек.
Личность характеризуют и такие мотивационные образования, как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность. Это мотивы, имеющие большое социальное значение, так как они определяют отношение личности к людям. Аффилиация — стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально-положительные добрые взаимоотношения. Антиподом мотиву аффилиации выступает мотив отвергания,который проявляется в боязни быть отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми. Мотив власти — стремление человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и распоряжаться ими. Альтруизм — стремление человека бескорыстно оказывать помощь людям, антипод — эгоизм как стремление удовлетворять своекорыстные личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам других людей и социальных групп. Агрессивность— стремление человека нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям, причинить им неприятность. Наряду с тенденцией агрессивности у человека есть и тенденция ее торможения, мотив торможения агрессивных действий, связанный с оценкой собственных таких действия как нежелательных и неприятных, вызывающих сожаление и угрызения совести.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ... ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ... ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема 3. Личность. Мотивационно-потребностная сфера личности.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов