Реферат Курсовая Конспект
ИНТереС, ЖИЗНеННОСТЬ, ВОСПИТатеЛЬНОе И ЭСТеТИЧеСКОе ЗНачеНИе.1 - раздел Философия, Тимофеев Л. И. основы ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ В Зависимости От Своего Исторического Содержания, От Кан Чества Характеров, Т...
|
В зависимости от своего исторического содержания, от кан чества характеров, типичных для данного исторического периода, меняется и сама лирика, сохраняя вместе с тем свою функциональную однородность. Это важно подчеркнуть потому, что у нас зачастую и теперь можно встретить предубеждение относительно лирики, представление о том, что в ней мы имеем дело с самоизоляцией личности, противопоставлением ее обществу и т. д. Это глубоко ошибочна. Здесь черты чисто историче-1 ские ошибочно истолковываются как общие. Отношение личности к обществу есть историческое явление, зависящее от данных общественных условий и создаваемых ими характеров. Для буржуазного общества, угнетающего и принижающего личность, характерна лирика, основанная на противопоставлении коллективу личности. В социалистическом обществе, создающем все условия для расцвета личности в коллективе, качество лирики совершенно иное. Она дает не индивидуалистические переживания замыкающейся в себе личности, а индивидуальное отражение в переживаниях личности общих для нее со всем коллективом настроений, мыслей и т. д. Если лирика в прошлом, в частности, раскрывала антагонизм личности в обществе, то лирика социалистического общества есть раскрытие единства их. Отсюда — расцвет лирики есть необходимое условие и форма развития социалистической литературы.
То обстоятельство, что в лирике мы имеем дело с изображен наем самостоятельных изолированных переживаний приводит к тому, что формы лирического жанра соотносятся уже не по степени развернутости изображаемого характера, как в эпосе, а по содержанию самих переживаний, направленности их в определенные области жизни. Различие форм лирического жанра основано главным образом на тематическом принципе. Такова любовная, философская, политическая лирика и т. д. в зависимости от тех тематических тенденций, которые характерны для данного периода, данного стиля и т. д.
Точной систематизации (как в эпосе) здесь не установлено, да она и не нужна, поскольку лирика не дает сложных композиционных форм, как эпос. Попытки же определения более дробных и точных тематических видов лирики неизбежно упрощают ее содержание, затрагивают лишь внешние стороны ее содержания. Такие виды лирики пытались установить в античности и в эпоху классицизма (XVIII век); так, различали мадригал (шуточное стихотворение), послание (стихотворение, адресованное определенному лицу), эпиграмму (стихотворение, иронизирующее над определенным лицом), эпитафию
, »аписайное по поводу чьей-либо смерти), эпи-(стихотворение на бракосочетание), элегию (стихотворение грустного, печального характера), эклогу (стихотворение на темы из сельской жнзни) и пр
Однако такое дробление лирики слишком узко и поэтому не получило распространения в другие периоды Исторически его возникновение понятно, оно сложилось в такой среде, где поэзия была достоянием немногих и принимала поэтому зачастую яичный характер, стихи писались в связи с определенными событиями, были адресованы к определенным лицам Они сохраняли свое художественное значение тогда, когда перерастали те непосредственные факты, которые вызывали их к жизни, играя роль своеобразных их прототипов? в более же позднее время поэзия уже перерастала такого рода личные рамки и надобность в таком тематическом дроблении лирики отпала.
ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР
/
Наряду с лирическими и эпическими произведениями мы можем наблюдать и произведения, объединяющие в себе особенности лирического и эпического изображения жизни В них, с одной стороны, дано изображение жизни в законченных характерах, В СЮЖЄДР И,.R TQ-Же тфрмя тшлетярт^я и ИЭобраЖРНИР не связанных с готжртпм.-.прр^иняний, которые дают уже субъективированное изображение жизни Так, в «Евгений Онегине» перед нами ряд эпических образов (Онегин, Татьяна), но в некоторых случаях Пушкин обращается к лирической обрисовке той жизни, которую он показывает в романе ^Так, говоря о Татьяне, после того как она послала письмо к Онегину, Пушкин вслед за тем уже не показывает ее поступков, ее душевного состояния, а дает свои переживания, вызванные Татьяной («Ты пьешь волшебный яд желаний, тебя преследуют мечты»), и уже по ним мы представляем себе состояние Татьяны Эта лиричность романа усиливается его стихотворной формой Самое обращение к стиху уже говорит, как мы помним, о том, что перед нами речь эмоционально окрашенная, т е служащая формой конкретизации переживания Уже самое наличие стихотворной формы речи говорит нам о том, что произведение отражает жизнь в лирическом плане, т е через переживания, ею вызванные. Это соединение лирического и эпического начал, выражающееся в переплетении сюжета и стихотворной речи, в отражении жизни и через переживания, и через законченные характеры, придает произведению своеобразный характер, говорит о том, что перед нами несколько особый тип композиционной
организаций, изображения характеров <й через их собственные поступки, n через те переживания, которые они вызывают у повествователя)
, Такого рода произведения относят к лиро-эпическому жанру Самое название его ясно говорит о том, что в нем объединены особенности и лирического, и эпического изображения характера Основные его признаки были уже указаны {двуплановое изображение человека и в его поступках, и в переживаниях, которые им вызваны у повествователя, сюжетность и стихотворная форма, говорящая об особой роли повествователя)
Поскольку в произведениях, относящихся к этому жанру, большую роль играет сюжет, постольку мы встречаемся в нем с произведениями, напоминающими по типу формы эпического жанра
На примере «Онегина» мы можем говорить о романе в стихах Особенности его те Же, что и у романа, но к ним необходимо добавить указание на особую роль повествователя, переживания которого заменяют те или иные сюжетные звенья, те или иные действия персонажей, по которым мы судим о них в эпических произведениях, и т п
П оэ м а, препс.тавлярт гп^пй_^тп^гутттргтну стихотворную повесть, реже — стихотворный расск!їз7~й~ТГТгей в основе лежит сюжет, данный в то же время в единстве с лирическим раскрытием материала поэмы
Краткий гтихптнпрный ряг.ркря пррпгтяилдет гпбой б я д-ладу (например, баллады Жуковского, H Тихонова), в которой обычно излагается тот или иной сюжет, лирически окрашенный благодаря стихотворной форме.
Иной тип рассказа, основанного на иронической, полной скрытых намеков форме речи повествователя. яяр.т басня^ В ней перед нами краткии_сюжет. идложРнный д ^тиуптнпрцо^ форме (вольный стих, благодаря своей разностопности особенно гибко передающий интонацию лукавого, двусмысленного пове ствования) Характеры в ней изображены аллегорически, т е заменяют отношения людей отношениями животных, вещей или сводят их к простейшим или условным формам («Демьянова уха»)
В отличие от иронического стихотворного рассказа (басня) мы отмечаем героический стихотворный рассказ — оду В ней изложение какого-либо необычного события дается через то восторженное переживание, которое оно вызвало у повествователя («Восторг внезапный ум пленил»). Оду обычно считают лирической жанровой формой, но то, что в ней часто встречается элемент сюжетности, делает ее более близкой к лиро-эпическому жанру,
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
ОТ АВТОРА... Настоящая работа представляет собой систематическое изложение понятий теории литературы применительно к изу чению ее в...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ИНТереС, ЖИЗНеННОСТЬ, ВОСПИТатеЛЬНОе И ЭСТеТИЧеСКОе ЗНачеНИе.1
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов