Функции культуры - раздел Философия, Культурология. Учебно-методическое пособие по курсу «культурология» Основной, Фундаментальной Функцией Культуры Является Человекотворч...
Основной, фундаментальной функцией культуры является человекотворческая, гуманитарная функция. Она коррелирует со сверхзадачей культуры – расширенное воспроизводство человека как вида.
Выполнение этого обеспечивают следующие функции культуры.
Функция трансляции, передачи социального опыта, информативная функция. Эта функция обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического процесса. Эта функция проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и передачи информации, ведь не случайно культура считается коллективной памятью человечества. Она опредмечена в знаковых системах (памятников литературы, искусства, религии и т.п.)
Познавательная (гносеологическая) функция культуры связана с возможностью человека освоить накопленный социальный опыт множества поколений людей. Потребность этой функции заключается в стремлении человека создать собственную картину мира. Познание является необходимым элементом жизнедеятельности человека. "Она (культура) осуществляет лишь истину в познании, в философских и научных книгах: добро - в нравах, бытии и общественных установлениях; красоту - в книгах, стихах и картинах, в статуях и архитектурных памятниках, в концертах и театральных представлениях... "[Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990. С.164.]
Знаковая, или семиотическая, функция культуры представляет собой определенную знаковую систему культуры, предполагает ее знание. Без знания определенных знаковых систем невозможно постичь все многообразие культуры.
Нормативная (регулятивная) функция культуры связана с регулированием различных сторон общественной и личной деятельности человека. Обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в обществе, приводить в соответствие с общественными интересами и нормами действие отдельных социальных групп и индивидуумов. Эта функция предназначена для обеспечения определенности, понятности, предсказуемости поведения. Это - технические, юридические, этические и др. нормы, которые так или иначе заложены в культуре общества.
Защитная функция культуры является следствием необходимости сбалансированного отношения человека и окружающей его среды (в том числе и природной). Расширение поля деятельности человека влечет за собой все новые и новые опасности, что требует создания культурой неких защитных механизмов (медицина, экологические службы, технические и технологические достижения и т.д.).
Коммуникативная функция культуры способствует общению людей друг с другом, обмену достижениями культуры. Основные каналы коммуникации - зрительный, осязательный, речевой.
Ценностная (аксиологическая) функция культуры отражает качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству, как правило, судят об уровне развития человека и общества.
Культуры субъект(от лат. subjectus — лежащий внизу, находящийся в основе) — конкретный индивид (или социальная группа), созидающий культурные ценности, нормы, цели, правила, обычаи, социальные стандарты и т.д., а также потребляющий, и личностно усваивающий объекты культуры. Формирование К. с. определяется воздействием не какого-либо одного фактора (идеологического, политического, экономического, эстетического и т. д.), но целостностью влияния различных культурных форм и образов сознания. К. с. конкретно-исторически обусловлен, но одновременно обладает способностью творить новое, выходя за рамки существующей культуры. В культурологической мысли XX века возникла тенденция умаления возможностей К. с. в роли источника упорядочивающей творческой деятельности, проявившаяся в учениях структурализма (человек детерминирован миром структур, в котором он живет — Ж. Лакан, М. Фуко), постструктурализма (идеология, “ложное сознание” довлеет над индивидом — М. Фуко, Р. Барт), в концепции массовой культуры (подверженность сознания человека воздействию специальных манипу-лятивных механизмов — X. Ортега-и-Гассет).
Культурогенез(от лат. cultura и греч. genesis — возникновение): 1) возникновение культуры как таковой;
2) один из видов социокультурной динамики, заключающийся в постоянном самообновлении культуры как путем трансформации уже существующих систем и форм, так и в процессе создания новых артефактов, не существовавших в культуре ранее. К.-г. не следует представлять как только начало становления общества и человека, это непрерывные процессы постоянной адаптации человеческих сообществ к меняющимся условиям их существования путем выработки новых форм деятельности и социального взаимодействия. Генезис культурных форм проходит несколько этапов: осознание необходимости появления нового (знаний, социальных структур, механизмов социализации и коммуникации), создание новых культурных форм и их внедрение в социальную практику. К.-г.есть единый процесс обновления и преемственности. Сотворение новых культурных форм должно служить развитию человеческого в человеке. В противном случае возможно появление таких форм организации культурной жизни, которые служат не обновлению культуры, а прямо противоположны ей, как напр., китайский вариант “культурной революции”, когда представителей творческой и художественной интеллигенции отправили в поля на сельхозработы; изгнание творческой интеллигенции из России после 1917 г. (“философский пароход”); практика “Пролеткульта” и т. д. Все это проявления агрессивного антикультурного псевдогенеза.
Все темы данного раздела:
Тематический план лекций.
№№
П / п
Тема
Объем в часах
Историческое изменение понятий о культуре. Структура и состав
Тематический план семинаров.
№№
П / п
Тема
Объем в часах
Культура как предмет культурологии. Теоретические концепции к
Планы семинарских занятий по курсу культурологии.
Тема 1. Культура как предмет культурологии. Теоретические концепции культуры.
1. Понятие и сущность культуры. Структура и состав современного культурологического зн
Доклад 2. Психоаналитическая концепция культуры. З.Фрейда и К-Г. Юнга.
План доклада:
Привести краткие сведения о З. Фрейде как учёном. После этого следует подробно осветить его взгляды на бессознательное, человека и культуру. При этом нужно
Доклад 3. Игровая концепция культуры И. Хейзинги
План доклада:
1. Почему Й. Хейзинга считает, что человеческая культура не может существовать без определенного игрового содержания?
2. Что такое игра в его поним
Доклад 4. Ценности как основополагющий принцип культуры. Концепция П.А. Сорокина.
План доклада:
Привести краткие сведения о П. Сорокине как учёном. Затем следует раскрыть его теорию социокультурной динамики. При этом необходимо последовательно объяснить, что и
Доклад 5. Концепция осевого времеии в развитии мировой культуры К.C.Ясперса: происхождение личности, философии и религии.
План доклада:
Привести краткие сведения о научной деятельности К. Ясперса.
Раскрыть его теорию «осевого времени».Развитие культуры, по мнению философа, не цикличн
Тотемизм как характерная черта мифа. Образы животных в мифах
План доклада:
определение тотемизма, социо-культурная функция тотемизма,мифы о животных-первопредках, образы животных в религиях, зооморфизм богов как пережиток тотемизма, пережи
Доклад 4. Античная мифология
(мифы Древней Греции и Древнего Рима)
План доклада:
переход от хаоса к космосу, пантеон олимпийских богов; Аполонновское и дионисийское в античной культ
Доклад 6. Особенности современного мифотворчества
План доклада:
мифы массового сознания, мифы политические, научные; гендерная мифология; мифы о лекарствах и способах лечения в обыденном массовом сознании; новые мифологические г
Роль науки и техники в развитии человечества
План доклада:
становление и развитие науки и техники в разные культурно-исторические эпохи; научные революции как смена парадигм научного мышления; особенности современной науки
Доклад 1. Крещение Руси и язычество. Ситуация «двоеверия», ее отражение в культуре. Анимистическая концепция болезни.
План доклада:
1. Краткая характеристика верований древних славян. Основные божества и культы.Определение термина «язычество».
2. Какова была истор
Доклад 4. Русский национальный характер и русская культура
План доклада:
определение национального характера; Н. А. Бердяев о противоречивости русского характера; отражение черт национального характера в фольклоре, художественном творчес
Доклад 6. Советская цивилизация и советский человек
План доклада:
основные черты и общие характеристики культуры советской эпохи; герои советской эпохи; менталитет советского человека;теория и практика культурной революции; советс
Доклад 1. Культура постмодернизма.
План доклада:
1. Что такое «постмодерн» и почему он возник в ХХ веке
2. Что критикует и на что ориентируется постмодерн
3. Определите главные цен
Доклад 3. Кино - искусство XX века.
План доклада:
Основатели кино и основатели стилей: линия Люмьеров и линия Мельеса;
возникновение первых киностудий. Голливуд – «фабрика звезд»;
си
Доклад 2. Взаимосвязь этики и культуры поведения
План доклада:
позиции соблюдения этических норм: честность и порядочность, бесконфликтность общения, справедливость и т.д.
Литература к докладу:
1. Аасамаа
Доклад 4. Современный этикет
План доклада:
(этические основания современного этикета; принципы общегражданского и делового этикета; требования национального, дипломатического, повседневного и застольного эт
Доклад 1. Понятие контркультуры и субкультуры. Молодежные субкультуры: поиск идентичности.
План доклада:
1. Понятие «субкультуры», «контркультуры»
2. Влияние западных молодежных субкультурных феноменов
3. Российская специфика молодежных
Доклад 2. Массовая культура как феномен культуры ХХ века.
План доклада:
1. Понятие «элитарной культуры, понятие «массовой культуры», «массовое общество»
2. Основные отличия массовой и немассовой культуры
Доклад 1. Мировая культура как результат диалога национальных культур. Национальные менталитеты.
План доклада:
1. Дать краткое определение понятий «менталитет», «национальная культура», «этническая культура».
2. Рассказ об особенностях одной национальной куль
Доклад 2. Восток как культурологическое понятие.
План доклада:
1. Неоднозначное толкование понятия Восток в культурологии. Приметы типов восточных культур: арабо-мусульманский тип культуры, конфуциано-даосистский тип культуры,
Доклад 3. Запад как культурологическое понятие.
План доклада:
1. Понятие «западной» культуры.
2. Исторические особенности развития западной (европейской культуры)
a. Античная культуры. кратко её
Обязательный понятийный минимум
Адаптация культурная – приспособление человеческих сообществ, социальных групп и
отдельных индивидуумов к меняющимся природно-географическим и историческим (социальным) ус
История культурологи как научной дисциплины
Европейская культурология как наука “вторичная” формировалась, выходя из-под родительской опеки философии и опираясь на ряд наук, выступивших по отношению к ней в роли “эмпирических доноров”. Сре
Културология и история культуры
И. к.есть неотъемлемая часть системы культурологических знаний. Формирование культуры протекает в рамках общего исторического процесса, подчинено его фундаментальным законам; однако история культу
Культурология и культурная антропология
Культурантропология — одно из направлений в западной антропологии как науки гуманитарной. Под антропологией понимается вся совокупность знаний о человеке, включая физическую антропологию, палеоа
Культурология теоретическая и прикладная
Как теоретическая дисциплина К. изучает культуру во всей полноте ее проявлений и в ее сущности, во всем многообразии ее исторических формообразований и принципов современного функционирования. И
Культура.
Слово (лексема), термин и понятие К. многозначны. Этимологически восходит к латинскому термину “cultura” (возделывание, обрабатывание), В теологическом толковании его соотносят с “культом”, верой
Динамика и статика культуры
противоречивое единство сохранения, воспроизводства и обновления, развития её элементов, свойств и отношений. Состояние неизменности культуры выражается понятием “статика”; те изменения, которые
Цивилизация
(от лат. civis — гражданин, что указывает на принадлежность к городской жизни). Слово и понятие Ц. столь же многозначны, как и “куль тура”. Зачастую лексемы “цивилизация” и “культура” толкуются
Методы Культурологии
- совокупность аналитических приемов, операций и процедур, используемых в анализе культуры и, в опр. степени, конструирующих предмет культурологич. изучения. Поскольку культурология - интегративная
Архетип
Мироощущение, мировосприятие, формирующиеся на глубоком психическом уровне индивидуального или коллективного сознания; совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной
Трансцендентный
(лат. transcendens - перешагивающий, выходящий за пределы). Философский термин, означающий, в противоположность имманентному, то, что запредельно по отношению к миру явлений и недоступно теоретичес
Четыре благородные истины Будды
Существует страдание.
Существует причина страдания.
Существует возможность освобождения от страдания.
Существует путь, ведущий к освоб
Сансара
Санскр., прохождение через что-либо, перерождение - одна из основных концепций индийской философии и религии.
Концепция сансары заключает в себе идею родственности всего живого и перехода
Новый Завет
Вторая часть христианской Библии — Новый завет, — собрание из 27 христианских книг (включающее 4 Евангелия, послания Апостолов и книгу Откровение Иоанна Богослова), написанных в I в. н. э. и дошедш
Столпы ислама
Пророк Мухаммад говорил, что ислам покоится на пяти столпах:
Шахада (свидетельство): Нет иного божества, кроме Аллаха (Единого и Единственного Творца Вселенной) (Ля иляhа илля Ллаhу) и Мух
Реализм.
лат.Rеalis - действительный . Реализм - в широком смысле - свойство искусства воспроизводить истину действительности путем воссоздания чувственных форм, в которых идея существует в реальности.
Мультимедиа
Multimedia- совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококаче
Постмодернизм.
(англ. postmodernism), постмодерн — термин, обозначающий сходные явления в общественной жизни и культуре современных развитых стран, художественное движение, объединяющее ряд художественных
Футуризм
(лат. futurum - будущее) – авангардистское течение в европейском искусстве 10 – 20-х гг. ХХ в., характеризуется отрицанием традиций в культуре, устремлённостью в будущее, в котором якобы будут прео
Культуры субъект
(от лат. subjectus — лежащий внизу, находящийся в основе) — конкретный индивид (или социальная группа), созидающий культурные ценности, нормы, цели, правила, обычаи, социальные стандарты и т.д.,
Культура и личность
— проблема взаимоотношения К. и Л., определяющая, как и почему К. и Л. неразрывно связаны друг с другом. Имеет два аспекта: 1) в К. 'формируется определенный тип Л. Общее историческое прошлое, ко
Межкультурная коммуникация
Общение, осуществляемое представителями различных культур, в котором происходит активный обмен информацией
Межкультурное общение – процесс взаимной связи представителей различных культур.
Эмпатия
(от греч. empatheia — сопереживание) — категория, означающая способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уро
C, 2b,3a); 14.4.
Некоторые вопросы из Интернет-тестирования:
1. Культурология своим появлением в современной системе наук:
а) завершила «большую тройку» наук об антропо-соц
Новости и инфо для студентов