рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ЛЕКЦИЯ 9. СОЗНАНИЕ: ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ

ЛЕКЦИЯ 9. СОЗНАНИЕ: ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ - Лекция, раздел Философия, КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ Лекция 1. Предмет философии. Место и роль философии в обществе. Античная философия План: 1. Отражение Как Всеобщее Свойство Материи И ...

План:

1. Отражение как всеобщее свойство материи и его эволюция.

2. Происхождение сознания.

3. Сознание и бессознательное.

Ключевые слова и понятия: сознание, отражение, бессознательное, либидо, Оно, Сверх-Я, сознательное Я, архетип, психика, трудовая теория, абиогенез, теория панспермии, коллективное бессознательное.

1. Отражение как всеобщее свойство материи и его эволюция.Споры о сущности сознания длятся уже много веков и не утихаютпо сей день. В идеализме сознание, идеальное истолковывается какпервичная субстанция, будто бы стоящая над материальным миром иего порождающая. Для материалистов сознание – способностьидеального воспроизведения действительности.Материалистическая философия и психология исходят их трехкардинальных принципов: 1) признание сознания функцией мозга; 2)признание сознания как активного отражения внешнего мира в ходе практики; 3) понимание сознания как продукта общественногоразвития.Сознание – это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности в ходе общественнойпрактики. Сознание связано с понятием отражение.Отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся ввоспроизведении в ходе взаимодействия особенностей отражаемогообъекта или процесса. Свойство отражения, характер его проявления зависят от уровня организации материи.

Выделяется три основныхуровня: отражение в неживой природе, на биологическом уровне исоциальное. В неживой природе отражение проявляется виде физико-химических взаимодействий (нагревание проводника, химические реакции). В живой природе оно выступает в формах раздражимости, чувствительности, восприятия представлений. У высокоразвитых животных появляется нервная система, которая регулирует и контролирует все функции организма в его постоянном взаимодействии с внешней средой. Появляются рефлексы – ответные приспособительныереакции организма на внешние воздействия - безусловные и условные (инстинкты – половой, пищевой, оборонный и т.д.). Системы условно-рефлекторных связей, формирующихся в коре больших полушарий головного мозга при поступлении в нее импульсов от внешних и внутренних раздражителей, образует первую сигнальную систему (сами предметы) и вторую – слова-понятия (это уже возникновение сознания). Высшая форма отражения - социальная (сознание). Важнейшими свойствами сознания являются активность и способность к целеполагающей деятельности (а не просто приспособительные реакции как у животных). Активность сознания проявляется в том, что оно:

1) отражает мир целенаправленно и избирательно;

2) конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира;

3) разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов;

4) служит основой преобразовательной деятельности человека.

Структура сознания включает в себя следующие компоненты:

1) телесно-перцептивные способности и получаемые на их основе первичные знания об окружающем мире и о самом себе;

2) логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе; они дают возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов, закономерностей связей между ними;

3) эмоциональные составляющие сознания, они не связаны непосредственным образом с внешним миром; это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т.п.;

4) ценностно-смысловые составляющие содержат в себе высшие мотивы деятельности, ее духовные идеалы, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция.

2. Происхождение сознания.Тайна происхождения сознания есть тайна происхождениячеловека, которая до конца не разгадана. Единства в понимании этоговопроса нет, отсюда множество различных теорий антропогенеза.Представители концепции абиогенеза настаивают на спонтанномвозникновении жизни из неживой природы вследствие разных причин– теплового стресса, сильного геомагнитного излучения и т.д.Сторонники концепции панспермии полагают, что жизньзародилась не на Земле, а привнесена из Космоса – то ли случайно, толи после посещения земли инопланетянами. Продолжаетсуществовать и даже успешно развиваться и теистическая концепцияпроисхождения человека в акте божественного творения.Материалистическая теория происхождения человека –эволюционная. Здесь тоже есть расхождения и деления:

1) трудовая теория (Ч.Дарвин) - важнейшим условием возникновения человека в ходе эволюции явилась совместная орудийная деятельность, опосредованная речью;

2) человек – результат «генетической ошибки», сбоя эволюционной программы развития природы;

3) человек возник в результате бифуркации, мощного качественного скачка в природе, в ходе которого появилось сознание (сразу!) и абсолютно новый вид животного – home sapiens. Согласно, трудовой теории изменение климатических условий на планете (резкое похолодание) привело к необходимости приспособления теплолюбивых и травоядных приматов к новым условиям существования. Произошел переход на мясную пищу, что потребовало от них изготовления и использования орудий труда (и убийства), коллективный характер охоты привел к возникновению системы речевых знаков (сначала в виде жестов и звуков, а потом – к языку). С приматами стали происходить и морфологические изменения: они выпрямились, что позволило освободить передние конечности для более активных действий с предметами; изменилось строения кисти; объем мозга увеличился. Именно трудовая деятельность (орудийная) приводит к качественному изменению приматов. Активно действующая рука учила голову думать, и совершенствующая орудийная деятельность людей вела к совершенствованию их сознания. Для формирования сознания важны два момента, характерные для создания орудий труда:

1) в конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении (в голове) человека, т.е. идеально;

2) регулярное использование орудий труда и с их систематическое изготовление предполагает аккумуляцию (сохранение) опыта, способов их изготовления, работы с ними, и соответственно, передачи этого опыта от поколения к поколению. Т.о., труд, речь, коллективная деятельность приводит к возникновению сознания и человека.

3. Сознание и бессознательное. Понятия «психика» и «сознание» не тождественны. Более широким является понятие «психика» - совокупность ощущений, восприятий, памяти, мышления, внимания, чувств, воли, т.е. совокупность его внутреннего мира, отличного от мира вещей. «Психика» включает в себя и бессознательные явления и процессы. Это сновидения, обмолвки, оговорки, чисто автоматически совершаемые действия, утрата полноты ориентировки во времени и пространстве, некоторые патологические явления (бред, галлюцинации, иллюзии) и т.п. Бессознательное - это низший уровень человеческой психики. Оно - сложный феномен, «другое» сознание (неосознанное, подсознательное, досознательное). Бессознательное - это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияния на поведение человека, но не осознаются им. Бессознательное занимает большое место в его духовной жизни. Фактически все действия людей оказываются соединением сознательного и бессознательного.

К проблеме бессознательного обращались в истории философии Платон, Декарт, Лейбниц, Шеллинг и др. Однако наиболее распространенные и влиятельные концепции бессознательного были созданы в ХХ веке австрийским психологом и психиатром Зигмундом Фрейдом и швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом. Согласно З.Фрейду, бессознательное играет главную роль в человеческой жизни. «Я» не является хозяином в собственном доме». Сознание человека вынуждено довольствоваться жалкими сведениями о том, что происходит в его душевной жизни бессознательно, и то, что в действительности зачастую движет его поступками. Психика, согласно его концепции, имеет следующую структуру:

1) Оно – «кипящий котел страстей», безудержные примитивные телесные инстинкты и влечения (сексуальные и агрессивные); Оно всецело подчинено принципу удовольствия; всей его силой управляет «либидо» - психическая энергия сексуальных влечений, т.е. половый инстинкт.

2) Сознательное Я – посредник между Оно и Сверх-Я, пытающийся удовлетворить потребности Оно и требования Сверх-Я, прийти к необходимому соглашению между ними.

3) Сверх-Я – это система моральных норм и социальных запретов для Оно, выполняющая роль внутреннего цензора. Нежелательное влечение может быть:

1) вытеснено в бессознательное неразряженным, загнано в самые дальние уголки психики, что приводит к скрытой и явной агрессии, депрессиям и неврозам; или

2) сублимировано (сублимация – возвышение) т.е. переключено на цели социально и культурно приемлемые (высшие) и нравственно одобряемые (творчество, занятие наукой, саморазвитие и самосовершенствование человека и т.д.). Т.о. вся жизнь человека по З.Фрейду представляет собой бесконечную борьбу с бессознательными влечениями, а культура человечества - сублимацию либидо (!). Такой подход вызвал бурную реакцию в научном мире.

Последователь и ученик Фрейда К.-Г.Юнг подверг критике пансексуализм своего учителя, доказывая, во-первых, недопустимость анализа всех проявлений бессознательного лишь с точки зрения вытесненной сексуальности и, во-вторых, принципиальную невозможность объяснить происхождение человеческой культуры и творчества только с позиций либидо. Строя свою оригинальную концепцию бессознательного, Юнг исходил из того, что оно:

1) вовсе не является океаном пороков и плотских влечений, вытесненным из сознания в процессе исторического развития человека;

2) вместилище утраченных воспоминаний, а также аппарат интуитивного восприятия, значительно превосходящий возможности сознания;

3) действует отнюдь не во вред человеку, а наоборот, выполняет защитную функцию, одновременно способствуя переходу личности на определенную, более высокую ступень развития.

Одна из самых кардинальных идей Юнга в психологии: кроме индивидуального бессознательного, существует более глубокий пласт внутреннего мира – коллективное бессознательное, которое имеет всеобщую сверличностную природу. Носителей коллективного бессознательного Юнг назвал архетипами (начало, образ). Они присущи от рождения всем людям. Архетипы многообразны, важнейшие из них: Анима (женское начало), Анимус (мужское начало), Тень, Персона, Самость, герой, Спаситель, Чудовище и т.п. Архетипы не могут быть схвачены разумом, это некие «образы-символы», выражающие общечеловеческие потребности, инстинкты, стремления и являющиеся человеку через сны, образы, мифы, фантазии, воображение.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ Лекция 1. Предмет философии. Место и роль философии в обществе. Античная философия

ОГЛАВЛЕНИЕ... РАЗДЕЛ ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ Лекция Предмет философии Место и роль...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЛЕКЦИЯ 9. СОЗНАНИЕ: ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

МЕСТО И РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ОБЩЕСТВЕ
План: 1. Происхождение и предмет философии. 2. Философия и мировоззрение. 3. Философия и наука. 4. Специфические черты философского знания.

ЛЕКЦИЯ 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
План: 1. Античная философия досократовского периода. Поиск первоначала бытия. 2. Классический период античной философии. Софисты. Этический рационализм Сократа.

Философия эпохи эллинизма и Древнего мира. Киники. Учение Эпикура и его жизненные идеалы. Этическая концепция стоиков. Скептицизм.
Киники – название школа получила от насмешливого прозвищаПес, данного одному из ее представителей. Основатель киническойшколы – Антисфен. Согласно философу счастье – цель человечес

Патристика: Августин Блаженный. Схоластика: Фома Аквинский.
Августин Блаженный, IV в. (сильное влияние Платона). Богвысшее Бытие. В Боге пребывают вечные и неизменные истины,определяющие существующий в мире порядок. Бог сотворил мир изничего по своей

И ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
План: 1. Основные проблемы и направления этого периода. 2. Рационализм и его представители. 3. Эмпиризм и его представители. 4. Философия эпохи

МАРКСИЗМ
План: 1. Немецкая классическая философия. Учения И.Канта и Ф.Гегеля. 2. Диалектический и исторический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса. Ключевые

ФИЛОСОФИЯ КОНЦА Х1Х-ХХ вв.
План: 1. Главные черты и направления постклассической философии. 2. Философия жизни: А.Шопенгауэр. Ф.Ницше, А.Бергсон 3. Основные философские направления

ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XI-XX вв.
План: 1. Этапы развития русской философии. Основные темы и проблемы. 2. Основные направления русской философской мысли: краткая характеристика. К

Основные направления русской философской мысли: краткая характеристика.
Илларион, XI в. («Слово о Законе и благодати») – объясняет суть христианского учения; утверждается идея равенства народов перед «благодатью». Эпоха «закона» (до христианства) символизируется

ЛЕКЦИЯ 8. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ
План: 1. Понятие бытия и субстанции. 2. Категория материи. Ее атрибуты и формы. Уровни организации живой и неживой материи. 3. Основные формы движения. П

ПОЗНАНИЕ
План: 1. Познание как процесс. Два уровня познания: эмпирический и рациональный. Формы познания. 2. Проблема познаваемости мира и истины. Диалектика абсолютной и

ОСМЫСЛЕНИЯ
План: 1. Природа и общество: основные этапы развития. 2. Проблемы социальной экологии. Ключевые понятия и слова: природа, ноосфера, экол

ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ
План: 1. Общество как саморазвивающаяся система. Структура общества: четыре подсистемы. 2. Основные подходы в понимании причин развития общества в социальной фило

ЛЕКЦИЯ 13. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
План: 1.Сущность человека. Биологическое и социальное в развитии человека. 2 Смысл и назначение человеческого бытия. 3. Индивид. Индивидуальность. Личнос

ЛЕКЦИЯ 14. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
План: 1. Специфика глобальных проблем человечества. 2. Основные глобальные проблемы современности: экологическая, демографическая, проблема войны и мира.

Основные глобальные проблемы современности: экологическая, демографическая, проблема войны и мира.
Экологические проблемы в настоящее время имеют первостепенное значение для человечества. Деятельность человечества по освоению природы носит в последнее столетие необратимо разрушительный ха

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги