рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Французский материализм XVIII в

Французский материализм XVIII в - раздел Философия, Философия Поль Анри Гольбах (1723-1789) Родился В Семье Богатого Купца, Имевшего Титула...

Поль Анри Гольбах (1723-1789) родился в семье богатого купца, имевшего титула барона. Окончил Лейпцигский университет и в 1750 г. переезжает из Германии в Париж, где быстро сошелся с энциклопедистами Дидро, Ламетри. «Система природы» - его главное сочинение стало программой и основным итогом теоретической деятельности энциклопедистов. На основе законов природы Гольбах в этой работе сформулировал принципиальные положения науки об исправлении отошедшего от «принципов разума» феодального общества Франции. Можно сказать, что в «Системе природы» был перекинут мостик от философии к политике.

Он дает определение материи, по которому «материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства». В этом определении впервые в истории философии содержится указание на противоположность материального и идеального. Однако материальное отождествляется с вещественным, чувственно воспринимаемым и это мешало Гольбаху в полной мере осмыслить и понять философскую специфику материи. Философская картина природы строилась на основе механики твердых тел Ньютона, но при этом совершенно исключалась идея божественного первотолчка. Гольбах видел источник движения природы в ней самой и подчеркивал, что сама сущность природы состоит в постоянном действовании. «Движение, - по Гольбаху, - это способ существования, вытекающий необходимым образом из материи». Но он сводил движение к механическому перемещению и не трактовал движение как всеобщее изменение. Метафизическое понимание движения привело Гольбаха к тезису о том, будто бы в природе нет действительного развития. Все происходящее в природе, по Гольбаху, укладывается в рамки огромных круговоротов, в которых общая сумма веществ и элементов не изменяется. Все относительно новое возникает только в результате мировых катастроф. Атомы, составляющие весь мир, он считал неизменными, а механические законы их движения признавал основными и всеобщими.

Концепция всеобщего механического движения в условиях XVIII в. хорошо действовала против принципа божественного творения, а борьбу с религией Гольбах считал главной задачей и смыслом всей своей жизни. Друзья в шутку называли его личным врагом господа Бога. Факт наличия зла в мире доказывал, по Гольбаху, полное отсутствие божественного провидения и вообще высшего существа. Феодальный абсолютизм – это зло, которое может быть устранено только руками человека. Гольбах считал, что простой народ освобождать от религиозных представлений нежелательно, потому что атеизм якобы может привести к социальному хаосу.

Чтобы просветить жизнь людей социальной теорией, надо сделать ее такой же точной наукой, как физика. Существуют три основных закона жизни людей, которые представляют собой распространение законов Ньютона на ь общественные отношения. Первый закон – это общий принцип эгоизма в жизни человека. В соответствии с законом инерции человек стремится сохранить свое существование. Второй закон гласит: в соответствии с принципом гравитации люди притягиваются к тому, что им полезно, и отталкиваются от того, что им вредно. Согласно третьему закону, всеобщий механический детерминизм движения связывает воедино природу и общество. Поэтому движение даже отдельных атомов сказывается на событиях общественной жизни. На основе натурализации и психологизации социальных законов Гольбах делал вывод о наличии в истории вечной разумной справедливости, которая позволяет безболезненно согласовывать личные и общественные интересы.

 

Клод Адриан Гельвеций (1715-1771) родился в семье придворного врача. Основные работы: «Об уме», «О человеке». Исходным началом всякой истинной философии он считал несотворенную, вечную и бесконечную природу. Материя как таковая, материя «вообще» не существует. Это – только слово, обозначающее свойства, общие для всех тел. Материя не может существовать без движения, а движение нельзя представить без материи. Движение – это способ бытия материи. Движение он понимает как перемещение в пространстве. Развитие Гельвеций представляет только как количественное изменение, без скачков и перерывов постепенности.

Человек – это часть природы. Он подчиняется не сверхъестественным силам, а законам физического мира. Гельвеций рассматривал человека вне конкретно-исторических условий и поэтому люди у него всегда одинаковые и «во все времена у людей были почти одни и те же потребности». Человек рождается наделенным чувством отвращения к неприятным ощущениям и стремлением к ощущениям приятным. Из чувственной природы человека он выводил принцип эгоизма, который провозгласил движущим началом жизни общества. Общественная жизнь подчиняется закону интереса, так как принцип эгоизма присущ не только отдельному человеку, но и целым народам. Уничтожить эгоистические страсти – значит уничтожить самого человека, считал Гельвеций, ибо эгоизм составляет сущность человека.

Гельвеций отстаивает идею становления личности под воздействием внешней среды. По его мнению, «люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть». Достоинства и пороки людей не являются унаследованными качествами. Они есть продукт среды, в которой вырос человек.

Возникновение общества Гельвеций связывал с наличием потребностей у людей. Стремясь избежать голода, люди создают и совершенствуют орудия труда, объединяются в коллективы. Он указывал на огромную роль руки в трудовой деятельности человека: «Если бы природа создала на конце нашей руки не кисть с гибкими пальцами, а лошадиное копыто, тогда, без сомнения, люди не знали бы ни ремесел, ни жилищ, не умели бы защищаться от животных и озабоченные исключительно добыванием пищи и стремлением избежать диких зверей, все еще бродили бы в лесах пугливыми стадами».

Возникновение государства Гельвеций связывал с действием интересов людей, которые устанавливают сотрудничество между собой. Но интерес со временем порождает противоречия и вызывает столкновения между людьми, угрожающие безопасности каждого человека. Чтобы защитить себя, люди заключают соглашение между собой об установлении законов, регулирующих их отношения. Для контроля за соблюдением соглашения выделяются люди, облеченные общим доверием. Заключенный договор и созданные органы власти, по мнению Гельвеция, означает появление государства.

Развитие человечества идет от охотничье-собирательного образа жизни к скотоводству, а потом к земледелию. С возникновением земледелия, по Гельвецию, появляется частная собственность и законы, обеспечивающие ее неприкосновенность. На этой стадии появляется неравенство, с углублением которого Гельвеций связывал эволюцию государственной власти. Увеличение народонаселения, умножение количества законов, их усложнение приводит к обособлению от общества людей, на которых возложено выполнение государственных функций. Они все больше высвобождаются из-под общественного контроля. Государство из «слуги общества», по Гельвецию, превращается в его неограниченного властелина. Возникает деспотическое правление, которое еще больше углубляет неравенство, нищету народа. Общество не должно мириться с деспотизмом, поэтому, считал Гельвеций, «всякий народ, стонущий под игом самовластья, вправе сбросить его».

Устранив находящуюся у власти «шайку воров», народ сможет, по мнению Гельвеция, установить разумный общественный строй с соответствующими природе законами, которые восстановят гармонию между личными интересами и общественной пользой. Будет установлена республика, где общественное благо станет верховным законом, воцарится всеобщее счастье, а накопленное имущество будет приносить людям только благо.

В концепции Гельвеция принципы Просвещения в определенной степени подвергаются отрицанию. Ведь получается, что не само просвещение народа, а только коренное изменение политической среды позволит освободиться от деспотии и создать строй, способный защитить интересы всех граждан.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия

Пензенский государственный педагогический университет... имени В Г Белинского... Философия...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Французский материализм XVIII в

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Лекция 1. Возникновение философии, особенности философского мышления в Древней Индии и в Древнем Китае.
Философия возникает более 2,5 тысяч лет назад в Китае, Индии, античной Греции. Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает любовь к мудрости. Как показывает история философии, сама фи

Понятие «мировоззрение». Типы мировоззрений.
Мы живем в эпоху, когда обострились проблемы, от решения которых зависит ответ на гамлетовский вопрос: быть или не быть человеку и человечеству на Земле. Можно, конечно, попытаться укрытьс

Философия как особый тип мировоззрений и познаний.
Мы уже определили точку отсчета, время рождения философии. С этого времени прошло два с половиной тысячелетия, в течение которых взгляды на содержание и задачи философии развивались. Первоначально

Становление философии на Древнем Востоке.
История Древней Индии делится на два больших периода. Первый связан с хараппской цивилизацией, сложившейся в долине Инда в районе III—II тысячелетия до н. э. Второй период определяют как время индо

Материализм и диалектика досократиков
Античная философия возникла на восточной окраине греческого мира, в основанных греками городах Малой Азии, где была создана более развитая промышленность и духовная культура, чем в самой Греции. Пе

От космоса к человеку: софисты, Сократ.
Во 2-й половине V в. до н.э. в Древней Греции появляются софисты (от древнегреч. «софистэс» - знаток, мастер, мудрец). Но софисты были мудрецами особого рода. Они учили не тому, как познать истину,

Эллинистическая философия.
В III в. до н.э. в античном обществе разразился кризис, охвативший экономическую, политическую, социальную сферы. Кризис в обществе нашел свое отражение и в философии, которая все больше утрачивала

Философия средневековья.
Становление средневековой философии охватывает период с I по IV в. н.э и проходило в ожесточенной борьбе между различными течениями и школами античной философии, с одной стороны, и формирующимся хр

Философия Возрождения.
Николай Кузанский (1401-1464) родился в семье крестьянина, но получил хорошее образование, стал кардиналом и вторым лицом в римской церковной иерархии. Основные работы: «Об ученом незнании», «О быт

Эмпирический материализм XVII в.
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) является родоначальником английского эмпирического материализма. Основные работы: «Новый Органон», «Опыты нравственные и политические», «Новая Атлантида». Бэкон считал, чт

Рационалистическая философия XVII в.
Рене Декарт (1596-1650) родился в семье дворянина. Основные работы: «Рассуждения о методе», «Метафизические размышления», «Начала философии». Он решительно выступал против схоластики как оторванной

Субъектный идеализм Д. Беркли и скептицизм Д. Юма.
Джордж Беркли (1684-1753) родился в дворянской семье. В 1710 г. вышел его главный труд «Трактат о принципах человеческого знания», в котором он излагает основные положения субъективного идеализма.

Деистическое направление во Французской философии
Шарль-Луи Монтескье (1689-1755) происходил из знатного феодального рода Основные работы: «Персидские письма», «О духе законов». Он был прежде всего социологом и стремился вывести принципы исследова

И. Кант
Иммануил Кант (1724-1804) родился в Кенигсберге, в семье богатого ремесленника. Окончил Кенигсбергский университет. В философии Канта принято различать два периода – докритический и критический.

Философия природы
Абсолютная идея, по Гегелю, познав свое содержание, решает отпустить себя в качестве природы. «Природа есть идея в форме инобытия». Здесь идея становится реальностью. Ценность философии природы, по

Философия духа
Философия духа Гегеля представляет собой идеалистическое учение об общественной жизни, о различных видах человеческой деятельности, о формах общественного сознания. Реальные связи людей, все многоо

Феноменология рассматривает три формы индивидуального сознания: сознание, самосознание и разум.
Сознание на начальном этапе своего развития имеет предметный характер, поэтому здесь речь идет об отношении сознания к объекту как чему-то такому, что не зависит от сознания. Это – чувственное созн

Л. Фейербах
Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872) родился в семье выдающегося криминалиста Ансельма Фейербаха. Закончил Берлинский университет. Основные работы: «Сущность христианства», «Основы философии будущег

Лекция 7. Философия марксизма
  Сейчас некоторые отечественные критики марксизма говорят о том, что теория марксизма возникла только благодаря гениальности К. Маркса и Ф. Энгельса и не имела под собой никакого объ

Материалистическое понимание истории
К апрелю 1846 г. Маркс и Энгельс завершили совместный труд «Немецкая идеология», где излагается сущность материалистического понимания истории. Предпосылками построения этой теории для ее авторов б

Материалистическая диалектика
Маркс и Энгельс, высоко оценивая диалектику Гегеля, отмечали ее не способность понять и исследовать природные и социальные процессы. Они критически преобразовали гегелевскую диалектику и показали,

Обоснование коммунизма
Идея коммунизма связана с упразднением частной собственности, поэтому Маркс, прежде всего, должен был выяснить происхождение этой собственности. Исследование частной собственности – это исследовани

Историческая судьба марксизма
Создавая свою теорию, Маркс не избежал целого ряда серьезных ошибок в своих выводах относительно перспектив развития социальной действительности. Однако отдельные ошибочные выводы с лихвой перекрыв

Философия жизни.
Философия «жизни» как одно из наиболее влиятельных философских течений на Западе складывалось во второй половине XIX в., но своими корнями она уходит в философию А. Шопенгауэра. В «философии жизни»

Позитивизм.
Одним из наиболее влиятельных течений западноевропейской философии является позитивизм, сформировавшийся в 30-е гг. XIX в. Основателем позитивизма является французский философ Огюст Конт (1798-1857

Экзистенциализм.
Экзистенциализм возникает в 20-е гг. XX в. в Германии. Его основателями были М. Хайдеггер (1889-1976), К. Ясперс (1883-1969). В 40-е гг. он распространяется во Франции. Наиболее видными представите

Психоанализ.
ПсихоаналитическаяфилософияоснованаавстрийскимврачомЗигмундомФрейдом(1856-1939). Психоанализ нацелен прежде всего на выявление основ человеческого бытия, структурных элементов псих

Борьба идей в русской философии в середине XIX в.
Своими истоками русская философия уходит в XI в., когда шел процесс становления древнерусского государства и формирования общерусского общественного сознания. На формирование и развитие русской фил

Религиозная философия России
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) - сын выдающегося историка С.М. Соловьева. В юности пережил религиозный кризис, стал атеистом, последователем материалиста Бюхнера и нигилиста Д.И. Писарева.

Народническая философия
Петр Лаврович Лавров (1823-1900) родился в помещичьей семье, окончил Михайловское артиллерийское училище. В 50-е гг. у него появился интерес к социально-политической проблематике. В 1862 г. он вход

Судьба марксистской философии в России.
Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918) родился в семье мелкопоместного дворянина. Участвовал в движении народников, состоял в обществе «Земля и воля». После ее раскола был одним из организаторов

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги