Реферат Курсовая Конспект
Современные теории и модели демократии. - раздел Науковедение, Политология как наука и учебная дисциплина. Объект и предмет политологии В Зависимости От Того, Кто Имеет Приоритет Среди Источников Власти (Индивид,...
|
В зависимости от того, кто имеет приоритет среди источников власти (индивид, социальная группа или в целом народ), теории и реальные модели демократии делятся на индивидуалистические, плюралистические (групповые) и коллективистские.
Индивидуалистические, или либеральные, демократии базируются на приоритете личности, индивида над обществом, над государством. Личность первична, она составляет основу гражданского общества и государства, является в конечном счете источником власти.
Существенная черта классической либеральной теории — представительная демократия. Сторонники либеральной демократии особую роль отводят представительным органам. Воля народа, по их мнению, выражается не прямо, а через представителей, избираемых народом. В такой интерпретации демократия представляет собой конкуренцию равноправных по отношению к власти политических сил с неопределенными заранее результатами. Массам, как подчеркивал М.Вебер, предоставляется возможность выбирать между конкурирующими элитами, оказывать им поддержку. Что касается государства, то его деятельность заключается в охране общественного порядка, обеспечении безопасности и юридической защите прав граждан. Еще одна главная идея этой концепции — разделение властей, создание сдержек и противовесов как условие эффективного контроля граждан над государством, способ исключения злоупотреблений власти. Особое место в либеральной демократии отведено ограничению власти большинства над меньшинством, которое вправе иметь свое мнение и отстаивать его в рамках закона.
Исходная идея плюралистической концепции — главная движущая сила политики в современном демократическом государстве не личность, не народ, а группа. Только в группе (семейной, профессиональной, этнической,религиозной и т.д.), а также в межгрупповых отношениях формируются интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности. С помощью группы личность может выразить и политически защитить свои интересы. Народ же рассматривается как сложное, внутренне противоречивое образование, и поэтому он не может выступать главным субъектом политики. Плюралистическая демократия представляет собой в некотором роде механизм урегулирования возникающих в обществе конфликтов. В плюралистической модели политическая система — сложный механизм, в котором участвуют группы, взаимно сдерживающие и уравновешивающие друг друга в процессе реализации своих интересов. Она предполагает наличие в обществе множества центров власти, вступающих в конфликты, соглашения, компромиссы, которые ведут к принятию взаимоприемлемых решений.
Существует несколько вариантов концепции плюралистической демократии, но все они при всей их специфичности обладают следующими общими чертами:
1) центральным элементом демократической политической системы признаются интересы группы, которая гарантирует их реализацию, а также права и свобода личности. Сама личность оттесняется на второй план, хотя и не отрицается ее статус как первичного субъекта власти;
2) социальной основой демократической власти, ее динамики является соперничество и баланс интересов различных групп;
3) значительное расширение сферы деятельности государства, рассмотрение его как арбитра, сохраняющего равновесие соперничающих интересов и обеспечивающего саморегулирование всего общества;
4) забота о формировании демократической политической культуры, которая рассматривается как условие цивилизованного характера борьбы интересов и относительно безболезненного разрешения конфликтов;
5) поддержка государством социально ущемленных групп и индивидов с целью повышения их жизненных шансов и укрепления социальной справедливости.
Плюралистическая демократия весьма популярна в мире, но и она имеет ряд недостатков, мешающих ей вплотную приблизиться к идеалу прямого народовластия. Скажем, в западных странах с плюралистической демократией политическое управление все больше зависит от лоббистских объединений и бюрократии и все меньше — от парламентов и партий.
Сторонники коллективистских демократий, или идентитарных (идентичность, тождество), основой политической власти считают народ в целом или его часть — большие социальные группы. Идентитарная демократия характеризуется господством единой, общенародной государственной воли над волей отдельных граждан. При этом исключается соревновательность интересов и ценностей, отвергается легитимность конфликта интересов, отрицается автономность личности. В итоге подрывается свобода выбора и политического самоопределения личности, а стало быть, основная предпосылка демократии.
Наиболее характерным выражением коллективистской демократии явилась теория "социалистической демократии", реализация которой не увенчалась успехом. В действительности "социалистическое народовластие" с его политическими институтами оказалось ширмой для прикрытия тоталитарных структур общества, появления нового господствующего класса — номенклатуры. Абсолютизация общей воли народа и вытекающее отсюда подавление индивидуальных воль — прямой путь к "тирании" большинства, к диктатуре политических сил, которые практически узурпируют общую волю и подменяют ее своей бюрократической. Все известные диктаторы XX в. выступали от имени народа и как бы по его поручению. И все же, несмотря на неудачность своих практических попыток, социалистическая концепция сделала шаг вперед, увязав политическую демократию с социальной. Речь идет о популярной в 90-е гг. идее демократического социального государства.
Современные теории демократии различаются в зависимости от того, какая форма демократии преобладает — прямая (плебисцитарная) или представительная (репрезентативная).
Прямая, или непосредственная, демократия — это такая форма организации и управления общественной жизнью, при которой народ непосредственно участвует в осуществлении государственно-властных функций (вече, референдумы, выборы на осйове всеобщего избирательного права). Представительные же органы сводятся к минимуму и являются полностью подконтрольными гражданам. Такими были афинская демократия и народные самоуправления в древних Новгороде и Полоцке.
Достоинство непосредственной демократии заключается главным образом в том, что она обеспечивает наиболее полное участие членов данного сообщества в управлении своей общественной жизнью; сводит к минимуму отчуждение народа от институтов власти, упрочивает легитимность последних, наконец преграждает путь для бюрократизации управления.
Есть, однако, и существенные недостатки прямой демократии. Это ее невысокая эффективность и недостаточная компетентность, поскольку важнейшие решения принимаются широким кругом никем не контролируемых и не несущих за это ответственности непрофессионалов; повышение опасности тоталитаризма или популистского авторитаризма вследствие подверженности масс идеологическому влиянию и их склонности к уравнительности, ущемлению свободы за счет равенства; невозможность привлечь большинство граждан к систематическому участию в управлении без принуждения, нарушения личной свободы, так как основная масса населения не желает добровольно заниматься политикой.
Представительная (репрезентативная) демократия предполагает компетентное и ответственное перед народом представительное управление и является самой распространенной формой. Представительство, полномочия, образование промежуточных властных структур, конституционность, политические партии, выборы — таковы элементы современной представительной демократии. Еще в конце 20-х гг. известный социалист К.Каутский отмечал: "Пресса, партии и парламент, включая сюда ответственное перед парламентом правительство, — эти три "П" суть основные органы современной демократии".
Главным элементом является ответственность на всех уровнях власти и государственного управления, в то время как принцип Соучастия граждан оттесняется на второй план, хотя в целом и не отвергается, ибо без признания народа источником и высшим контролером власти демократия невозможна уже по своему определению ("народовластие"). Поэтому воля народа не отождествляется здесь с его прямым участием. Она выражается как непосредственно на выборах, так и делегируется депутатам и представительным органам власти, которые в пределах своих полномочий самостоятельно формируют народную волю, а порой действуют вопреки ей под свою ответственность. Интересно в этом отношении определение, данное немецким политологом Р. Дарендорфом: "Демократия — не "правление народа", такого на свете просто не бывает. Демократия — это правительство, избираемое народом, а если необходимо, то народом и смещаемое; кроме того, демократия — это правительство со своим собственным курсом".
Отношения между народом и его представителями строятся на основе контроля, доверия, конституционного ограничения компетенций органов власти, должностных лиц и их полной независимости в пределах закона.
Политическая практика показывает, что абсолютно совершенных форм демократии не бывает, поэтому и представительная демократия имеет ряд недостатков. Самый существенный из них — народ может влиять на политику только во время выборов. В промежутках (несколько лет) между ними он фактически отстранен от власти. Налицо также и неизбежная бюрократизация, отрыв депутатов и чиновников от рядовых граждан, приоритетное влияние на политику наиболее сильных групп, прежде всего обладающих капиталом, и т.д.
И все же по сравнению с непосредственной представительная демократия обладает более высокой эффективностью, рациональной организацией политической системы, компетентностью и ответственностью лиц, принимающих решения.
Теория представительной демократии близка к концепции элитарной демократии. Сторонники последней утверждают, что в реальности, даже в условиях достижения господства демократического большинства, политические решения принимаются преимущественно меньшинством, демократической элитой. Демократия в этом случае состоит в открытости формирования элит и подконтрольности их деятельности по осуществлению власти и управления.
В мировой политической практике концепции демократии были реализованы в основном в американской и западноевропейской моделях.
В основе американской модели демократии лежат три принципа: 1) равенство людей (все созданы равными); 2) свобода их самовыражения; 3) признание способности индивида и общества в целом к совершенствованию.
Американская демократия плюралистична. Она связана с многообразием групп интересов, пестрой мозаикой религиозных, профессиональных, семейных и локальных ассоциаций гражданского общества и обусловленной этим обстоятельством необходимостью компромиссов. Она носит и элитарный характер. Правящий слой состоит из нескольких элит: промышленной, бюрократической, военной. Политическая элита в Америке в большинстве своем состоит из представителей делового мира, профессиональные политики составляют меньшинство. В эту ограниченную элиту входят представители различных доминирующих в американском обществе групп интересов. Такую модель американский политолог Р.Даль называет полиархией.
Особое место в американской модели отведено системе сдержек и противовесов, включающей следующие элементы:
1) различные пути формирования высших органов государственной власти, в частности Конгресс избирается путем прямых выборов по избирательным округам, а президент — косвенным путем, коллегией выборщиков, которых избирают на всеобщих выборах;
2) различные сроки полномочий у каждого органа государственной власти: у членов нижней палаты — 2 года, у сенаторов — 5 лет, у президента — 4 года, членов Верховного суда назначают пожизненно;
3) ограничение каждой ветви власти при всей своей независимости полномочиями других властей. Президент при принятии законодательных актов использует право "вето"; Конгресс выполняет исполнительную функцию, поскольку назначает ряд высокопоставленных чиновников и ратифицирует договоры. Кроме того, он выполняет судебную функцию — за Конгрессом закреплено право на импичмент. И наконец, американская система демократии жестко ограничена двухпартийностью.
В Европе современная демократия представлена., британской и французской моделями. Британская демократия носит плюралистическо-элитистский характер. Правящие элиты, как правило, формируются из родовых кланов, высших чиновников и финансовой олигархии, а также профессиональных политиков. В этой модели особое место отведено институту парламентаризма и его верховенству над правительством. В полномочия парламента входят: а) легитимация существующей политической системы и деятельности правительства; б) контроль за политикой правительства; в) политическая интеграция граждан.
Особенностью британской демократии является высокая легитимность политических институтов, политической власти, признание большинством населения обязанности подчиняться правительству, закону. Господство права — существенная сторона демократических отношений и институтов в Англии. И это при отсутствии писанной конституции. В Англии доминирует гражданская политическая культура (антиэтатистское сознание, постепенный характер развития общественной жизни, терпимость к различным взглядам и позициям, признание роли традиций и т.д.).
В отличие от англосаксонской демократии французскую модель можно охарактеризовать как популярную демократию, которая предполагает не только выборы всех институтов политической власти, но и референдумы по важнейшим проблемам, включая внесение изменений в Конституцию. Прежде всего необходимо подчеркнуть высокую легитимность и президента и парламента, ибо они избираются всенародно. Президент является гарантом стабильности государственных институтов. Он обладает правом роспуска парламента и назначения внеочередных выборов. В свою очередь парламент, кроме законотворчества, имеет право отправить в отставку правительство. Правительство же, являясь коллегиальным и солидарным органом, назначается президентом и вместе с ним составляет исполнительную власть в республике. Конституция гарантирует основные социальные и политические права.
Из множества коллективистских теорий и моделей современной демократии следует выделить социал-демократическую, которая под воздействием современных реалий эволюционировала в либеральную демократию, сохранив в себе и элементы коллективизма. Отсюда совмещение в ней либеральной ценности — свободы, и социалистических ценностей — справедливости и солидарности. О комплексном характере этой модели свидетельствуют следующие ее составляющие: 1) свобода во всех ее формах (индивидуальная и коллективная), защита прав и свобод человека; 2) распространение демократии на политическую, социальную и экономическую сферы; 3) солидарность, означающая, что индивид связан с судьбой человечества; 4) самостоятельность в сочетании с ответственностью; 5) приоритет права;
6) социальная защита граждан со стороны государства;
7) деятельность, направленная на защиту мира и окружающей среды.
Кроме основных ценностей социал-демократической модели нельзя не отметить и ряд важных признаков:
1) признание гражданского общества в качестве основы демократии, упор на роль государства в осуществлении и защите демократических прав и свобод;
2) признание идеологического и политического плюрализма, отрицание государственной идеологии;
3) использование фундаментальных принципов и институтов демократии таких, как всеобщее и равное избирательное право, парламентаризм, разделение властей, федерализм, социальное, правовое государство, сочетание государственного управления с самоуправлением граждан.
В мировой политической мысли существуют ценностное и рационально-утилитарное обоснования демократии. В первом случае демократия рассматривается как ценность сама по себе, как реализация в государственном устройстве важнейших общечеловеческих ценностей: свободы, равенства, социальной справедливости, народовластия. При этом следует иметь в виду, что демократические ценности часто трактуются различными слоями населения по-разному. Например, свобода многими воспринимается как тяжелое бремя, связанное с риском, ответственностью, психологическим дискомфортом. Ей предпочитаются покой, порядок и материальное благосостояние. В недемократических политических системах многие люди, не раздумывая, променяют и личную и политическую свободу на безопасность и вкусную "чечевичную похлебку". Весьма неоднозначно истолковываются и другие ценности демократии. Все это свидетельствует о несовершенстве ценностных обоснований демократии. На практике их навязывание без учета особенностей политической культуры и исторического наследия приводит к экономическим и политическим кризисам.
Во втором случае демократия рассматривается как наиболее полезная и рациональная для общества и граждан форма организации, повышающая вероятность нахождения оптимальных решений. Демократия вместе с конкурентными рыночными структурами делает общество открытым для любой идеи и варианта развития, обеспечивает политической системе лучшую приспосабливае-мость к изменяющимся условиям.
Предпосылки и пути переходак демократии.Для утверждения и нормального функционирования демократии необходимы определенные условия: каждый народ должен созреть для организации соответствующих форм и механизмов демократии. Важно, чтобы он осознал не только пределы своих прав, но и ответственность, обладая способностью к самоограничению, что приобретается в результате длительного исторического опыта. Речь идет о совокупности экономических, социальных, политических, внешнеполитических предпосылок демократии.
Экономические предпосылки демократии предполагают высокий уровень развития экономики в целом, причем экономики, базирующейся на многообразных формах собственности и конкуренции товаропроизводителей. Благодаря этому создаются препятствия для концентрации экономической и, как следствие, политической власти в руках какой-либо социальной общности. Более того, рыночная экономика гарантирует автономию личности, создает среду, которая предохраняет ее от тотального государственного контроля, воспитывает у индивида стремление к свободе, ответственность, инициативность. Исходя из этого вполне логично сделать вывод, что без рынка невозможно гражданское общество, являющееся основой демократии. В то же время, отдавая приоритет конкуренции, демократия вполне приемлет государственный сектор и социальное обеспечение. Необходимо отметить также, что индустриальное развитие предполагает высокую степень урбанизации, а городское население легче и быстрее воспринимает демократические ценности, чем жители сельской местности, отличающиеся консерватизмом, склонностью к традиционным формам правления.
Социальные предпосылки демократии тесно связаны с экономическими и являются как бы их следствием. В первую очередь это относительно высокий уровень благосостояния граждан, что способствует сглаживанию социального неравенства, ибо вопиющая поляризация общества на богатых и бедных порождает неразрешимые политические конфликты, несовместимые с демократией.
Существенной предпосылкой демократии является развитое гражданское общество, представленное множеством групп со своими специфическими интересами (профессиональные, региональные, религиозные, культурные, этнические и др.). Все это препятствует концентрации государственной власти, создает возможность установления эффективного контроля над ней и создания механизма обратной связи между властью и обществом.
Невозможна демократия и без многочисленного и влиятельного среднего класса' Так, по западным стандартам средний класс (с доходом от 25 до 60 тыс. дол. в год) составляет 2/3 всех граждан в этих странах Он разнороден по своим политическим и идеологическом пристрастиям, но при этом отвергает радикальные позиции и точки зрения, всегда выступает за политическую стабильность.
Важнейшей предпосылкой демократии является грамотность населения, его высокий образовательный уровень. Вне всякого сомнения, что необразованный человек далек от демократических ценностей и является объектом бессовестного манипулирования политиками.
Экономические и социальные предпосылки только тогда результативны, когда их связывает соответствующая политическая культура. Демократии более всего соответствует гражданская культура, основанная на активном политическом участии и общественном плюрализме и высоко ценящая права человека, его свободу и ответственность, способность к самоограничению и компромиссам. Чтобы стать действительным демократом, необходимо, чтобы человек социализировался в демократической социокультурной среде.
Безусловно, что для становления и развития демократии важны в первую очередь внутренние предпосылки. Однако в современном мире растущее влияние оказывают и внешнеполитические факторы: политический, экономический, информационный, не исключен и военный. Примером могут служить демократические процессы в ряде бывших колониальных стран (Латинская Америка, Африка и даже ФРГ после второй мировой войны). Однако насильно привнесенная извне демократия без естественных внутренних предпосылок обречена на поражение.
Переход к демократии — не разовый акт, а достаточно долговременный процесс. В различных странах он имеет свою специфику,.хотя можно выделить и некоторые его общие черты и закономерности.
Демократические процессы, как правило, начинаются с обширного политического кризиса. Так было в Испании, Чили, Греции, СССР. В ситуации кризиса формируется желание большинства к политическим переменам, выкристаллизовывается воля большинства к изменениям в направлении к демократии. Одновременно формируется новая политическая элита, приобретающая весомую поддержку общества. Теряют свое значение и роль старые политические и идеологические ценности, и развертывается поиск иных опорных ценностей — гражданских и политических.
Следующая закономерность — это способность большинства общества, его элит к социально-политическим изменениям в направлении демократии, их стремление к компромиссам, которые необходимы для демократических преобразований.
Переход общества к демократии несовместим с революционным насилием. Жизнеспособная демократия формируется только эволюционным путем. Данная закономерность исходит из преобразований через соглашение элит. При этом успех возможен только в случае, если народные массы не слишком идеологизированы и радикализированы. Весь переходный процесс должен проходить в рамках политических институтов и под контролем элит. В противном случае спонтанные выступления масс приведут к разрушениям и анархии.
Становлению демократии способствует развитие партийного плюрализма. И вне всякого сомнения, важнейшим общим условием успеха демократизации является политическая стабильность, основанная на уважении к законам.
Все проанализированные закономерности перехода к демократии определяются особенностями общественно-политической ситуации, характерной для той или иной страны. В этом отношении страны СНГ существенно отличаются от других государств, перешедших к демократии. Следует подчеркнуть, что первая попытка такого перехода, длящаяся более 10 лет, оказалась неудачной. Причин тому множество. Выделим некоторые из них. Прежде всего это фактическое отсутствие в большинстве стран СНГ самих предпосылок перехода к демократии. Поэтому стремление внедрить западные модели путем либерализации привело эти страны к тяжелым, разрушительным последствиям и сильно скомпрометировало демократические ценности в массовом сознании. Преграды на пути становления демократии на просторах бывшего СССР связаны с низким уровнем политической культуры, в частности с отсутствием у большинства населения реакции отторжения авторитаризма и тоталитаризма, осознанной необходимости и потребности постоянно защищать свои права и свободы и не допускать попрания конституционных основ государства. Авторитаризм всегда был доминирующим фактором в политической жизни этого региона.
Следующая немаловажная причина заключается в радикализации идеологической и экономической деятельности элит, в их неумении, а главное, в нежелании найти срединный путь преобразований, пойти на согласие, на уступки ради всеобщего блага.
Опыт истории учит, что переход к демократии — не самоцель, а путь создания цивилизованной современной системы, стабильной, способной к саморазвитию и создающей все необходимые условия для нормальной жизни человека. Проблема демократии для наших стран — это проблема формирования такой политической системы, которая бы обеспечивала управляемость обществом при участии народа, предполагала бы возможность смены элит без насилия, гарантировала бы соблюдение и защиту прав и свобод человека.
Проблема демократии — это проблема формы государственного и социального устройства общества, базирующегося на экономических и политических реалиях.
Демократия должна быть реальной. То, что провозглашено в Конституции Республики Беларусь, предстоит осуществлять в политической практике: принципы правового государства, его демократические основы, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью и обязанностью государства, их соблюдение и защита; утверждение о народе Беларуси как о носителе и единственном источнике власти; принцип действительного (и не на словах) разделения властей, а также другие конституционные нормы, без которых общество не может обрести свободу и ощутить преимущество демократии.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Классификация политических режимов... Уже с тех давних пор стало очевидным что в любом управляемом сообществе в... Наиболее распространенной является классификация согласно которой все режимы делятся на...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Современные теории и модели демократии.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов