Реферат Курсовая Конспект
Признание за человеком статуса морального существа. - раздел Науковедение, Понятие и структура антропологии. Антропология как наука о человеке 2. Идея Совершенства И Блага. Труд « Я И Ты»....
|
2. идея совершенства и блага.
Труд « Я и ТЫ».
Отношения Я-ТЫ и Я-ОНО и противопоставление их.
Я-ТЫ: любовный диалог, живое межличностное отношение. Предполагают ценностные отношения. Сопричастность к Другому. Предполагает отношение к миру как к другу. Разрушаются причинно-следственные связи. Мир – живое существо и в нем не принимаются категории полезности. Такое отношение разбивает повседневность, происходит выход из одиночества т.к. одиночество возможно только в обыденной жизни.
Сфера ТЫ - бунт против повседневности. Всегда присутствует взаимность, а значит и равноценность и равноправие. В отношениях Я-ТЫ всегда присутствует любовь и нет ненависти и равнодушия.
ТЫ всегда направленно на кого-то. Это всегда отношение, предполагающее встречу и понимание. ТЫ всегда имманентно присутствует в Я. «Переживаемые отношения суть реализации врожденного Ты в том Ты, которое обретено через встречу; то, что встреченное Ты может быть постигнуто как предстоящее, воспринято в исключительности и, наконец, то, что к нему может быть обращено основное слово, укоренено в априори отношения.»
Я-ОНО: повседневные, утилитарные отношения. Такое отношение необходимо т.к. это пространство повседневной жизни человека. Всегда необходим выход собственного бытия как бытия ОНО. Мир – инструмент, средство, способ удовлетворения своих желаний и стремлений. Отношение функционального, практического х-ра. Такое отношение может обхватывать и отношение к Богу в трансцендентной сфере, и оно тогда означает повседневитизацию на уровне полезности. Такое отношение не является отношением к диалогу.
Познание: аспект познания - диалог равных Субъекта и Объекта. При таком подходе Суб. И Об. Растворяются друг в друге. Познание – свободный и взаимный процесс. Все бытие и сам процесс бытия – сплошной непрекращающийся диалог твари т творца (процесс познания друг друга) – возможно только в сфере Я-ТЫ. Я и ТЫ не могут существовать сами по себе.
Общество нужно рассм. через призму ТЫ, как то, что состоит из индивидуальностей.
Выделяет 3 вида диалога:
1. ТЕХНИЧ. (вызван. Функционал. необходимостью. вступаем на работе, в транспорте)
2. ЗАМАСКИРОВ. ПОД ДИОЛОГ МОНОЛОГ ( чел. Говорит сам с собой . В ДРУГОМ он имеет лишь иллюзию спасения от одиночества.
3. ПОДЛИННЫЙ( может быть и в словах и в молчании. Стремление к созданию живого взаимодействия).
21. Культура как диалог: концепции М. Бахтина и В. Библера
М.М. Бахтин понимает культуру как:
1. форму общения людей разных культур, форму диалога; для него «культура есть там, где есть две (как минимум) культуры, и что самосознание культуры есть форма её бытия на грани с иной культурой»;
2. как механизм самодетерминации (самоопределения) личности, с присущей ей историчностью и социальностью;
3. как форма обретения, восприятия мира впервые.
Эти три определения взаимосвязаны и переходят одно в другое.
Когда мы говорим о культуре как общении людей различных культур, то подразумеваем культуры прошлые, настоящие и будущие, которые встречаются (общаются) в настоящем времени.
Человек появляется на свет – воплощает родовую принадлежность. Во взаимодействии со средой, в общении с другими людьми индивид приобретает качественные характеристики, становится личностью. Понятие «Другой» (Собеседник, противник самого себя) - ключевое для Бахтина, т.к. личность становится личностью и познает себя как таковую только в соотнесенности с Другим. Для личности культура выступает как «форма самодетерминации, форма самодетер. нашей жизни, сознания, мышления». Свобода, определяющая самодетерм. личности, реализующая ее жизнедеятельность, - основание поступков.Самодетерм. индивида в культурном контекстевозможна лишь в диалоге, который базируется на трех смыслах:
1. диалог есть всеобщая основа человеческого взаимопонимания; «Где начинается сознание, там начинается и диалог»;
2. диалог как всеобщая основа всех речевых жанров. «Жанр есть не что иное, как кристализованная в знаке историческая память перешедших на уровень автоматизма значений и смыслов»;
3. несводимость диалога к общению; диалог и общение не тождественны, но общение включает в себя диалог, как форму общения.
Диалогическое понимание культуры предполагает наличие общения с самим собой как с другим (внутренниймикродиалог).
М.М. Бахтин «Эстетике словесного творчества»- человекаможно изучать только через тексты, созданные им. Текст может быть в разных формах:
1. как живая речь человека;
2. как речь, запечатлённая на бумаге или любом другом носителе (плоскости);
3. как любая знаковая система (иконографическая, вещная, деятельностная и т.д.)
Каждый текст опирается на предшествующие и последующие ему тексты, созданные авторами, имеющими своё миропонимание, свою картину или образ мира, поэтому текст несет смысл прошлых и последующих культур. И эта особенность текста указывает на его контекстное окружение, которое делает текстпроизведением. В произведении воплощено целостное бытие автора, которое может быть смыслом только при наличии адресата. По выражению В.С. Библера, текст, понимаемый как произведение, «живет контекстами».
Текст-произведение понимается как диалогическая встреча двух субъектов, погруженных в бесконечный культурный контекст;основной метод познания в конц ДК – понимание.
Понимание произведения = текст + контекст, базируется на 3 контекстах:
o контексте описываемого;
o контексте автора;
o контексте интерпретатора.
М.М. Бахтин трактовал понимание как:
o взаимопонимание;
o как общение (не само по себе познание, хотя без него не обойтись);
o как самосознание (общение с самим собой).
Концепция творчества, одна из центральных по М.М. Бахтину, -«концепция человека как субъекта культуры: категорией творчества обозначается способ жизни человека в культуре». Творчество, возникающее в социокультурном общении, в контексте исторического движения культур, можно представить как сознание (производство) текстов, которые несут в себе смыслы, являются продуктом деятельности человека, его духовной активности. Ключевая роль в конц. творчества – смысл как ответ на духовный запрос личности.
В.С. Библер предлагает переход от идеи «образованного человека» к идее «человека культуры» на основе диалогичности искусства.Эксперимент «Школа диалога культур», под его руководством с 1989 года.
Школа, построенная на идее диалога культур, строится на формировании художественно-эстетического сознания через погружение в эпоху, через общение с произведением искусства. «Осваивать культуру нужно, исходя из идеи произведения. Предметом, который мы осваиваем, является не тот или иной уровень знания, но произведения культуры». Человек овладевает формой общения, продуцируемой каким-либо произведением искусства.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Выделяются фундаментальные свойства и характеристики человека и в качестве основополагающих рассматриваются разум и сознание Отсылка к Декарту... Социологизаторская стратегия... Объясняет человека в аспекте его соц связей и отношений Чел продукт не столько биологич сколько соц Сущность...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Признание за человеком статуса морального существа.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов