Реферат Курсовая Конспект
Мировосприятие и религиозные верования - раздел Культура, Культура Древнего Китая Мировосприятие И Религиозные Верования. Перемены В Общественном Сознании И Со...
|
Мировосприятие и религиозные верования. Перемены в общественном сознании и соответствующее их осмысление в политичесеких, философских и религиозных учениях Древнего Китая подобно другим восточным учениям этого периода отражали все стадии развития общества от разложения родовой общины с ее культом архаических божеств до появления единого всемогущего божества эпохи империй, однако имели ряд особенностей.
Во-первых, для Древнего Китая характерна незначительная роль духовенства, приоритет человеческого начала над богами во-вторых, преобладание рационального осмысления жизненных ситуаций обусловили выдвижение на первый план этических норм в-третьих, приоритет этики над религией привел к вытеснению собственно религиозных функций духовенства соблюдение ритуалов и церемоний чиновничье-бюрократической администрацией в-четвертых, поскольку основные философские школы складывались в Древнем Китае в период ожесточенной борьбы воюющих царств, то первостепенны в них оказались преимущественно социально-политические вопросы.
Не проблема человек-мир и тем более человек-космос были в центре внимания древних мыслителей, а проблема человек-общество. Таким образом религия превращалась в этику, а Небо олицетворяло собой всеобщий порядок космический и нравственный.
Подобная религиозная картина позволила создать своеобразную картину мира, согласно которой последний изначально совершенен, гармоничен и его не надо переделывать, преобразовывать. Творчество принадлежит Небу, оно делает возможным произрастание всего сущего и жизнь всех вещей. Поэтому необходимо самоустраниться, уподобиться природе и не мешать осуществление гармонии. Таким образом, древнекитайская религиозно-этическая традиция не ориентирована на деятельное отношение к миру, а приказывала жить в согласии с природой.
Более подробно такие идеи развивались в даосизме и конфуцианстве учениях, составивших духовный стержень китайской культуры, определивших менталитет китайцев на долгие годы. Философия Китайская философия, как и китайская культура в целом, в период своего возникновения и развития не испытала существенного влияния никаких иных, не китайских, духовных традиций. Это вполне автохтонная философия, в наибольшей степени отличная от европейской. Далее, я приведу тексты, характеризующие китайскую классическую философию, которая представляет собой оригинальные, самостоятельно возникшие в Китае философские учения, не включающие иностранные источник например, буддизм и не опирающиеся на него. Уже в древних памятниках письменности Шу цзине Каноне писаний, Ши цзине Каноне стихов, сложившихся в первой половине 1 тыс. д. э. содержалась философская терминология и значительная часть ее проблематики.
Первым философом Китая и по значимости учения, и по исторической достоверности был Конфуций 551 479 гг. до н.э По сложившийся традиции другого крупного китайского философа Лао-Цзы, основателя даосизма, считают старшим современником Конфуция.
Однако, это спорно, так как первые подлинно даосские тексты написаны позже конфуцианских. Само Конфуцианство во II в д.э, уже обладая превалирующим влиянием на духовную жизнь Китая, добилось официального статуса господствующей идеологии. Отношение к конфуцианству было гранью определяющей той или иной философской школы в истории всекитайской философии.
Последнее можно отнести к одной из специфических черт развития китайской философии. Прежде, нежели указать и на другие, следует отметить одну из ее основополагающих это иероглифический характер китайской культуры в целом, в отличие от алфавитной культуры греческого типа. Здесь истоки тотального натурализма, определяющего специфику китайской классической философии, и своеобразие эквивалента европейской науки логики китайской нумерологии. Последняя согласно определению известного российского синолога А. Кобзева, есть форматизированная, теоретическая система, элементами которой являются математические или математико-образные объекты, связанные, однако между собой главным образом не по законам математики, а как-то иначе символически, ассоциативно, фактуально, эстетически, мнемонически, суггестивно и т.д Классифицирование, составление таблиц, разложение по группам без обязательной логической обоснованности для китайской классической философии это знак достаточной познавательной оформленности.
Получаются устойчивые числовые комплексы феноменов окружающего мира пять свойств, семь занятий, два очищения и т.д которые пронизывают текстовую ткань китайской мысли и представляют собой ее отличительную черту.
Встречающаяся в текстах практика вводит в состав таких комплексов феноменов макрокосмоса социальные понятия, что указывает на невыделенность человеческого плана из общекосмического в сфере древнекитайского теоретического мышления.
С другой стороны, в чисто социальных моделях управления, созданных, по преданию, мифическими культурными героями Китая, в ряд равнозначных объектов поставлены и народ, и природа, и божества. Таким образом, соблюдается некая коррелятивная согласованность природных и социальных явлений. На представлении об этой согласованности основывается концепция гармонического устройства мира, а главным принципом древнекитайской космологии устанавливается гармония. Космическая гармония, достигнутая в результате усилий культурных героев, связывала различные аспекты бытия и служила источником покоя порядкаи в природе, и в обществе.
Согласно древним, гармония основывалась на постоянстве двух космических начал земли и неба, рождающая образы, уподобления которым обеспечивает народу третьей космической сущности покой порядок. Принцип, регулировавший поведение народа в этой триаде, именовался в древнекитайских текстах ли. Таким образом, первоначально ли выступает как категория космической гармонии, соразмерность функционирования третьего космического начала народадвум другим небу и земле.
Благодаря своему статусу, категория ли приобретает регулирующее значение и в повседневной практики китайского общества, выступая здесь в роли нормы социальной жизни. Такая историко-социальная протяженность философских категорий и понятий повлияла в известной степени и на форму подачи новой философской мысли. Специфичным для Китая является традиционная обернутость новой идеи, когда последняя только тогда может получить известное признание или право на достойное внимание, если будет истолкованием или восстановлением старинной концепции будет введена в ареал одного из устойчивых числовых комплексов.
Конфуцианство Имя Конфуций - латинизированная форма китайского имени Кун-цзы Учитель Кун. Вопросы веры занимали самое незначительное место в мировоззрении Конфуция, однако его имя очень часто упоминается в одном ряду с именами Будды, Заратустры, пророка Мухаммеда.
Не был он и умозрительным философом теория познания и загадки бытия также оставались вне его поля зрения. Несмотря на вс это Конфуций оставил широкий и неизгладимый след в духовном развитии целого культурного региона. Сверх того, его общественные и нравственные идеалы стали впоследствии предметом повышенного внимания ина Западе и в России. Этого мыслителя древности, в отличии от многих других, не скрывает завеса, сотканная воображением последователей. Наоборот - благодаря им мы можем узнать о его привычках, характере, манрах, о событиях его жизни, услышать его подлинные слова.
Оказывается, в его облике нет ничего сверхчеловеческого, он удивительно прост, даже прозаичен. Однако Конфуций не оставил цельного письменного изложения своих идей. Ему приписывают составление и редактирование знаменитого Пятикнижия, которое издавна рассматривалось в Китае как исходный пункт всей китайской литературы. Особое место среди этих источников занимает книга Лунь-юй Изречения, составленная учениками Конфуция уже после его смерти. Она состоит главным образом из отдельных афоризмов, которые начинаются словами Учитель сказал В этих афоризмах мы можем найти мысли сходные с мыслями античных философов, например мысли об идеальном правителе и идеальном государстве какими они должны быть 2.1 Кто правит согласно добродетели, Подобен северной звезде Стоит на своем месте В кругу других созвездий. 4.10 Благородный муж Ничего не разрешает И не запрещает в Поднебесной А соизмеряется со справедливостью Правление это 12.11 когда будет государем государь, Слугой слуга, Отцом отец, И сыном сын. 12.17 есть исправление.
Кто же посмеет не исправиться, Когда исправитесь вы сами 13.6 Когда ведешь себя ты правильно, То за тобой пойдут и без приказа Когда же ты ведешь себя неправильно, То не послушают, хоть и прикажут. 13.10 Когда бы власть в стране принадлежала добрым людям, Они в течении ста лет могли бы победить жестоких И отменить казни.
Т.е. идеальный правитель должен быть справедливым, стремиться к добру, тогда и народ пойдет за ним, как склоняется трава вслед ветру . .По словам Конфуция, на месте государя должен стоять человек, которому от рождения положено править.
Правитель должен быть такой, чтобы были рады те, что близко, и приходили те, что далеко. Также мы можем встретить мысли об идеальном государстве Если богатство распределить равномерно, то не будет бедных, если в стране установить гармонию, то население не будет казаться малочисленным. Если же народ будет находиться в состоянии покоя, то государству не будут грозить никакие опасности. Но самое главное, по мнению Конфуция, это то, что народ должен верить своим управляющим, иначе государству не устоять.
Большая часть афоризмов, приведенная в хрестоматии, относится к очень интересным жизненным поучениям и правилам 8.13 Всегда будь искренним, люби учиться, Стой насмерть, совершенствуй путь Стыдись быть бедным и убогим, когда в стране есть путь Стыдись быть знатным и богатым, когда в ней нет пути. 4.14 Не печалься о том, что нет места, А заботься о том, чем себя утвердить Не печалься о том, что никто не знает тебя , А стремись быть тем, кого могут знать. 15.29 Человек может сделать путь великим , Не путь делает великим человека.
Представляют большой интерес некоторые философские афоризмы Конфуция, которые имеют жизненную ценность вплоть до настоящего времени 15.28 Что ненавидят все, то требует проверки. Что любят все, то требует проверки. 15.30 Лишь та - ошибка, что не исправляется. 17.3 Не происходит изменений лишь с высшей мудростью, И низшей глупостью.
Все эти афоризмы дают некоторое представление о характере мировосприятия Конфуция, становиться ясно, почему его учение нашло столько много последователей. Однако они не могут дать полное представление об этом, влиятельнейшем учении древности.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Лишь с конца III тыс. до н.э. определяется ведущая роль в этом синтезе ханьской народности, давшей название народу, создавшему величайшую… Название хайнцы, или ханьжень так называют себя китайцы происходит от названия… В середине II тыс. до н.э. в Северном Китае по берегам поселения раннегородского типа, охватывающие одну или…
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Мировосприятие и религиозные верования
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов