рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Культура как форма трансляции социального опыта

Культура как форма трансляции социального опыта - раздел Культура, Основные функции культуры Культура Как Форма Трансляции Социального Опыта. Итак, Культура Доносит До На...

Культура как форма трансляции социального опыта. Итак, культура доносит до нас голоса прошлого, она сама представляет собой прошлое, но унаследованное, освоенное. И в этом смысле она всегда находится в настоящем. Меняются времена, меняются люди, и чтобы понять смысл их поведения, нужно изучить их культуру, которая оставаясь в настоящем, актуализирует прошлое и формирует будущее.

Понимаемая таким образом социальная система является всего лишь одним из трех аспектов сложной структуры конкретной системы действия, Два других аспекта представляют собой системы личности отдельных действующих лиц и культурную систему, на основе которой строится их действие. Каждая из этих систем должна рассматриваться как независимая ось организации элементов системы действий в том смысле, что ни одна из них не может быть сведена к другой или к их комбинации. Каждая из систем необходимо предполагает существование других, ибо без личностей и культуры не может быть социальной системы.

И проблема в конечном счете сводится к следующему каким образом вполне устойчивая культурная система может быть связана с характеристиками как личности, так и социальной системы, чтобы обеспечивалось полное соответствие между стандартами культурной системы и мотивацией отдельных действующих лиц данной системы. В социальном измерении культура это, в первую очередь, мир окружающих нас вещей, несущих на себе отпечаток человеческого труда.

Этот мир дает нам представление как о социальной системе в целом, так и о входящих в систему социального взаимодействия индивидах. В этом случае тип общественной и индивидуальной культуры воплощается в определенных культурных образцах, которые обозначаются как заученное поведение, комплекс образцов поведения, совокупность образцов, определяющих жизнь, и т.д. Следовательно, в результатах человеческой деятельности, в форме завершенных ее материальных и духовных образований находят свое воплощение особенности индивидуальной деятельности в различных типах культуры, типах человеческого общества, на определенных этапах его исторического развития.

И это как характеризует прежде всего способ освоения действительности, технологический опыт, приемы и способы получения информации и передачи их от поколения к поколению. Видимо, культура в этом плане это уровень отношении, сложившихся в коллективе, те нормы и образцы поведения, которые освящены традицией, обязательны для представителя данного этноса и различных его социальных слоев.

Культура предстает формой трансляции передачи социального опыта через освоение каждым поколением не только предметного в первую очередь, предметы производства мира культуры, навыков и приемов технологического отношения к природе, но и культурных ценностей, образцов поведения, причем эта, регулирующая социальный опыт, роль культуры такова, что она формирует устойчивые художественные и познавательные каноны, представление о прекрасном, видение природы во всех его этнических особенностях и колорите.

Во взаимодействии человека с природой культура играет особую роль, не сводимую к социальной общественной. Социальная организация может быть одинаковой у различных народов, но невозможно спутать их художественные вкусы, обычаи, традиции. Национальный мир это единый космос, в котором слиты человек и исторически окружающая его природа, которая влияет на социальную психологию этноса, формирует национальный характер и детерминирует направленность его практической деятельности.

Природа это, таким образом, не только окружающие человека поля, леса и рощи, это и то, что человек получает при родах, от рода. Культура связывает человека с природой, объединяет в единый космос природный ландшафт, жилище, способ добывания пищи и самого человека во всех его этнических проявлениях. Вот в этом изначальном культурном космосе находится человек, здесь формируются его ценностные установки, способы ориентации, формируются его вкусы и жизненные идеалы.

Этот культурный фундамент, в котором вызревают архетипы основные типы поведения, коренящиеся в глубинах психики, первоначально не выражен на понятийном уровне, он присутствует в массовой психологии и определяет всю человеческую деятельность, ее цель, средства и результат Человек как наследник культуры осваивает, таким образом, национальное достояние, опыт взаимодействия человека с природой. Традиция конкретизирует социальный опыт и уровень развития, которого достигло общество во взаимоотношениях с природой, что может проявляться и в наличии конкретных традиций в традиционных ремесленных промыслах, художественном творчестве, поэтическом народном творчестве и т. д. Общество в целом и объединяющую его культуру характеризует не только традиция, но и новация способ обновления культуры.

Тип культуры отражает своеобразие способа обновления и накопления опыта, принятого в данном обществе. Культура как способ социализации личности.

Культура как устойчивая традиция социальной деятельности индивида позволяет переносить образцы социального поведения от поколения к поколению. Индивид, личность здесь полностью поглощается культурными нормами и образцами, он их носитель. В этом смысле культура и продукт, и детерминанта социального взаимодействия. Но уже вопрос о традиции и новации предполагает различение систем личности и культуры, культуры и общества. Если культура это традиции, нормы и обычаи, перенесенные на предметный мир из духовной жизни общества, включая и его коллективное бессознательное, и тем самым организующие социальный опыт, то чем же культура отличается от общества Обычно ее рассматривают как часть общества, наряду с производством, политикой и т.д. Но если культура это система, обеспечивающая способ перенесения духовности человека на весь уклад его жизнедеятельности, то культура определенного типа проявляется и в политике, и в экономике, и в искусстве.

Это не значит, что культура и общество могут быть отождествлены друг с другом содержанием культурного процесса выступает, по сути, развитие самого человека в качестве общественного субъекта деятельности.

Рассматривая эту проблему в ее итоговых вариантах, следует отметить, что общество это система отношений и институтов, т.е. способов и средств социального воздействия на человека. Среди них прежде всего необходимо указать на законы и правовую систему в целом, систему образования и воспитания и т. д Основное различие состоит, по нашему мнению, в том, что социальные институты не требуют выбора осмысления индивидом своего отношения к социальным нормам и институтам, они принимаются как данность, как правила игры, которым необходимо следовать и отступление от которых карается обществом.

Достигаемые реальные результаты человеческой деятельности оцениваются по принятой в обществе шкале ценностей слава, почести, богатство и т.д. Если же мы обращаемся не к социальному, а к индивидуальному миру человека, то обнаруживаем, что эти результаты обретают ценность не сами по себе, а как собственные внутренние качества и условия дальнейшего развития индивида.

И личные свойства человека, и достигнутое им материальное положение это внутренние физические и духовные его качества, характеризующие способ отношения к миру, т. е. его культуру. Индивид со своими потребностями и интересами не разрушает систему культуры, оставаясь в рамках традиции. Здесь культурные нормы и образцы этнического поведения, построенные на их основе типы социальных связей и внутренние качества личности совпадают.

Иная картина культурного развития характеризует общества, где преобладает новация как способ отношения к социальному опыту. М.К. Петрову принадлежит и интересная классификация межтиповых различий культуры, принимающая во внимание индивидуальную деятельность в социальном взаимодействии к личностную систему вхождения индивида в социальное це-1ое Основываясь на ключевых структурах распределения деятельности по индивидам и интеграции различений в целостность, можно различить три типа лично-именной охотничье, первобытное общество профессионально-именной традиционное земледельческое общество, развивающееся общество универсально-понятийный общество европейской культурной традиции.

Начало нетрадиционного типа культуры характеризует срыв традиции, вступление в имя т.е. получение вместе с именем всего комплекса социальных нагрузок перестает быть как впоследствии и обретение наследуемого профессионального знания единственной формой социализации личности.

Мотивация индивидуального действия и система социальных оценок не совпадают, их опосредует индивидуальная рефлексия, выбор. Культура в этом случае позволяет человеку развивать внутренний мир, творчески реагируя на социальные требования, осознавать их моральный, политический и эстетический смысл, принимать решения и делать нравственный выбор. Ведь никакие социальные требования не могут полностью регулировать поведение человека.

Поступки, выбор человека говорят о его внутренней, да и внешней культуре, поскольку внутренняя реализуется в его поведении и действиях. Мотивируя собственные поступки или же опираясь на избранную им культурную традицию осознанно или нет, человек ориентируется на присущие ему потребности природные и социальные. Природные биологические потребности регулируют его жизнедеятельность их удовлетворение еда, питье, жилище позволяет продлевать жизнь человеческого рода. Социальные потребности формируются у человека, поскольку он с детства вращается в человеческом обществе, находящемся на определенной стадии своего развития и формирующем у него определенные потребности в общении, досуге и т.д. Надо заметить, что различные способы удовлетворения природных потребностей человека характеризуют тип культуры.

Без труда мы установим культурный уровень развития общества собирателей, охотников, скотоводов и индивида по способу приготовления и употреблен пищи, Еще в большей степени о культуре народа а в индивидуальном случае и отдельного человека говорит жилье.

Юртаа скотовода и чум эскимоса, русская изба. Это разные жилища но это и разные миры, впитавшие в себя своеобразие бескрайней степи в одном случае, заснеженной тундры в другом и могучих русских лесов в третьем. Важно отметить, что удовлетворение потребностей, далее самых простых, поскольку это происходит в обществе, ведет к появлению культуры, поскольку человек делает это не непосредственно, а опосредованно, руководствуясь социальными табу запретами и социальным контролем, воспроизводя нормы, образцы поведения, как и способы их передачи от поколения к поколению, т.е. мир культуры.

Конечно, нетрадиционного типа культуры отличает высокий уровень технического развития, что обычно и связывают с понятием цивилизация. Этот термин, часто употребляется для обозначения ступени, уровня развития культуры. Таково, собственно говоря, его исходное значение римляне термином цивилизация осознавали гражданский городской уровень жизни, подчеркивающий их превосходство в бытовом и политическом отношении и отличающий их от примитивных, по их мнению, окружающих племен. Утвердившиеся во второй половине XVIII начале XIX в три подхода к пониманию слова цивилизация продолжают существовать и в настоящее время.

Это унитарный подход цивилизация как идеал прогрессивного развития человечества, представляющего собой единое целое стадиальный подход цивилизации, являющиеся этапом прогрессивного развития человечества как единого целого локально-исторический подход цивилизации как качественно различные уникальные этнические или исторические общественные образования.

Цивилизация, считал Гизо, состоит из двух элементов социального, внешнего по отношению к человеку и всеобщего, и интеллектуального, внутреннего, определяющего его личную природу. Взаимное воздействие этих двух явлений, социальных и интеллектуальных, является основой развития цивилизации. .Итак, цивилизация во-первых, это особое состояние групповой жизни, которое может быть охарактеризовано с разных сторон особая форма организации коллективности людей, метод устройства коллективной жизни, т. е. цивилизация -это социальная целостность во-вторых, внутренняя жизнь цивилизации определяется двумя фундаментальными категориями блага морали и истины а внешняя, или телесная, категориями здоровья и благополучия. Кроме них, жизнь цивилизации основана на категории красоты.

Эти пять категорий, или факторов, устанавливают строй жизни и своеобразие цивилизаций, а неограниченности методов как способов связи факторов жизни соответствует неограниченное количество цивилизаций.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Основные функции культуры

Объектом культурологи являются живые люди, творцы и носители культуры, а также культурные явления, процессы и учреждения. Культура тесно связана с… Слово культура является одним из наиболее употребляемых в современном языке.… Предназначение культуры, е обязанность или роль, которую она играет в человеческой жизни, выражены в е функциях. Речь…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Культура как форма трансляции социального опыта

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Защитная функция
Защитная функция. Первой универсальной функцией надо считать защитную. Она состоит в том, что при помощи искусственно созданных орудий и приспособлений орудий труда, лекарств, оружия, транспортных

Креативная функция
Креативная функция. Вторая фундаментальная функция культуры преобразование и освоение мира. Ее еще называют креативной функцией от лат. creatio созидание. Исследуя и каталогизируя виды растений и ж

Коммуникативная функция и культура общения
Коммуникативная функция и культура общения. Третья функция культуры коммуникативная. Она включает передачу информации в любом виде устное и письменное сообщение, общение людей, групп, народов, испо

Релаксационная функция
Релаксационная функция. Следующая функция культуры релаксационная. Релаксация от лат. relaxatio ослабление искусство физического и психического расслабления, разрядки. Естественные средства разрядк

Культура как тип социальной памяти
Культура как тип социальной памяти. В современной культурологии можно выделить несколько конкурирующих научно-исследовательских программ, различающихся между собой разным пониманием того, что такое

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги