рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Орнамент печатных книг

Работа сделанна в 2003 году

Орнамент печатных книг - Реферат, раздел Культура, - 2003 год - Специфика народного орнамента русских Орнамент Печатных Книг. Как Известно, В Половине Xvi В. Появились Первые Моск...

Орнамент печатных книг. Как известно, в половине XVI в. появились первые московские печатные издания.

Они во всем следуют рукописям, кроме орнамента.

Их заставки гравюры на дереве, исполненные по итальянским образцам обыкновенно состоят из белых с черными жилками довольно крупных листьев, ягод и плодов в роде желудей на черном фоне. Подражания печатным заставкам появляются, в рукописях рано из датированных старшая нам известная Устав церковный 1587 г. собрания Щукина. Краски разнообразны и живы золото не редкость.

Заставки и инициалы лучших рукописей прекрасно сохранились до нашего времени и производят отличное впечатление. В русских рукописях XVII в. орнамент XVI в. получает дальнейшее развитие с значительным разнообразием в деталях. Если мы возьмем богатые орнаментацией рукописи половины XVII в. и поздние, то увидим много нового. Мелкие цветы внутри заставок XVI в. заменены более крупными цветами, листьями, ягодами, в изящных плетениях и гирляндах, в стиле западно-европейского возрождения.

Мелкие цветы сверху заставок превращены или в три букета из цветов и листьев иногда в вазах, с более крупным букетом по середине, или в три какие-нибудь фигуры. Цветки при заставках переделаны в бордюр из цветов и листьев, занимающий правое поле страницы с верху до низу. В соответствие с ним под текстом помещен новый бордюр. Одни инициалы состоят из тех же элементов, которые находятся в заставках. Инициалы более простые, обыкновенной формы, имеют более длинный и кудрявый завиток, чем прежде, иногда из цветов и листьев.

Гравюры. Так как работа над сложным орнаментом была под силу лишь немногим и стоила дорого, то в конце XVII в. в Москве появляются гравюры на меди, разной работы, для употребления в качестве начальных листов в рукописях вероятно, они продавались по недорогой цене. Писцу стоило только вписать в рамку гравюры нужный текст, чтобы орнаментированный начальный лист был готов. Гравюр для рукописей в лист мало, но не мене двух гравюр же для рукописей в четвертку около 20, различающихся друг от друга как деталями орнамента, так особенно медальонами внутри заставок одни медальоны с изображением Христа, другие Богородицы, третьи Распятия, четвертые Блоговещения и т.д Большая часть изготовлены одним гравером Вас. Андреевым они отличной работы.

Из них гравюра в лист находится, между прочим, в Хрисмологионе 1693 г а гравюра в четвертку в Слове Игнатия Корсакова 1687 г. употребление этих гравюр в рукописях приходится на последние 15 лет XVII в. и первое десятилетие XVIII в. Если мы возьмем рукописи половины XVII в. и позднее с более простым орнаментом, то, между прочим, в них встретим подражания печатным заставкам, иногда близкие к этим последним, иногда представляющие дальнейшее их развитие листья более крупны и сами заставки более высоки, исполненные то чернилами, то киноварью.

Между черными или киноварными инициалами мы найдем такие, которых завитки тянутся длинными узорами возле текста, по левому полю страницы.

Они переходят в ХVIII в. и обычны в старообрядческих поморских книгах. Об орнаменте тех немногих рукописей второй половины ХVII в которые изготовлены или по царскому приказу, или для поднесения царю и особам его семейства, в виду его своеобразности и разнообразия, мы затрудняемся говорить. Краски русского орнамента XVII в. разнообразны и живы золото встречается часто. Они по большей части сохранились хорошо и производят отличное впечатление. Юго-западно-русские рукописи XVI в вообще бедные орнаментацией из них датированных очень мало, обыкновенно сохраняют византийский геометрический орнамент.

Многие южно-русские очень близки к рукописям молдавского происхождения в некоторых тоже южно-русских встречаются инициалы значительной величины, исполненные чернилами и киноварью, близкие к узловатым инициалам XV в но более богатые орнаментацией. Одна южно-русская рукопись Пересопницкое Ев. 1561 г. написанное на Волыни имеет особенные инициалы они представляют подражание инициалам западно-европейских и юго-эападно-русских печатных книг буква заключена как бы в футляр той или другой окраски.

В южно-русских рукописях XVII в вообще также 6едных орнаментациею, заставки нередко заключают в себе изображения Христа, Святых и т.п а первые страницы представляют подражания тем рамкам с изображениями святых, которые обычны в южно-русских печатных книгах XVII века. В них также, как в северно-русских рукописях, встречаются гравированные начальные листы а иногда и гравированные заглавные листы.

Старшие из них относятся к началу XVII в. и напечатаны, по-видимому, в Киеве. Их известно мало. Один гравированный начальный лист можно видеть в Печерском Патерике с южно-русским полууставом нач. XVII в. это небольшая гравюра на дереве, грубой работы она дает заставку с изображением свв. Антония и Феодосия Печерских, в медальоне, поддерживаемом двумя ангелами. Младшие исполнены в конце XVII в. Ряд гравированных заглавных и начальпых листов специально сделаннпых для Ирмолоя, плохой работы, находится в южно-русском Ирмолое 1695 г. Уваров Миниатюры.

Кроме орнамента, южно-славянские и русские рукописи имеют миниатюры, иллюстрации к тексту, отчасти заимствованные целиком из греческих рукописей в книге Козмы Индикоплова, в Псалтыри, вероятно, в Хронографе Георгия Амартола, отчасти составленные славянскими иллюстраторами. Если не считать изображений апостолов в евангелиях, царя Давида в псалтырях и т.п. и иметь в виду только иллюстрированные рукописи в собственном смысле этого слова, то их окажется не мало. Южно-славянских иллюстрированных рукописей XIV в. известно не менее четырех Евангелие 1356 г две Псалтыри и Хронограф Манассии русских того же столетия не менее пяти Киевская Псалтырь 1397 г Хлудовская Псалтырь, новгородская, Евангелие Музея кн. Чарторыского, Сильвестровский Сборник, Хронограф Амартола.

Миниатюры в рукописях до XVI в. занимают немного места. Обыкновенно они находятся или на полях в псалтырях, или внутри текста, в связи с последним.

В конце XVI и в первой половине XVII в. они увеличиваются на счет текста, и в листовой рукописи иллюстрированной Царственной книги помещаются на большей части страницы. Во второй половине ХVП в. они занимают уже целую страницу, так что относящийся к ним текст находится уже на соседней странице когда рукопись раскрыта. Любопытно сравнить два иллюстрированных списка Жития Николая Чудотворца, один первой половины ХVП в другой второй половины того же века, вклад царя Алексея Михайловича в Николо-Угрешский монастырь.

Они имеют один и тот же текст, одни и те же миниатюры, но расположение текста и миниатюр различно. В первом из них текст и миниатюра к нему помещаются на одной странице во втором текст находится на левой странице раскрытой рукописи, а миниатюра рядом на правой. Впрочем, есть иллюстрированные рукописи конца XVII в. со старым расположением текста и миниатюр. Многие рукописи XVII в особенно второй половины этого столетия и начала XVIII в по преимуществу северно-русские, имеют наклеенные заставки, вырезанные из русских и южно-славянских печатных книг, заглавные листы без середины, где помещается заглавие и миниатюры из южно-русских, польских и западпо-европейских печатных книг. Например, Зерцало духовное 1658 г. имеет гравированный заглавный лист, вырезанный из какой-то книги киевской печати, середина которого для написания нового заглавия вклеена новая.

В Геометрии в переводе первой половины XVII в. заглавный лист вырезан из латинского оригинала английского издания 1625 г середина которого также вклеена новая в список Хроники М. Бельского XVII в. вклеены вырезанные из польского издания мелкие гравюры, иллюстрирующие текст и т.п.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Специфика народного орнамента русских

Выполняя задачу декоративного значения, он часто играет роль социальной, половозрастной отметки, этнической принадлежности, является средством… Уместно вспомнить о социальной функции орнамента у разных народов. Например,… Слово орнамент образовано от латинского слова ornamentum, которое переводится как украшение. Он не является…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Орнамент печатных книг

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Особенности книжного орнамента
Особенности книжного орнамента. Южно-славянские и русские книги, за очень редкими исключениями, имеют орнамент. Это заставки, находящиеся перед началом книги, перед отдельными ее главами или статья

Орнамент грамот
Орнамент грамот. Древние грамоты не имеют орнамента. Грамоты болгарских царей XIII XIV вв сербских кралей XIV в. и молдаво-валашских воевод, и то наиболее важные, имеют лишь инициал большой

Ажурная резьба
Ажурная резьба. по дереву. Ажурная сквозная резьба по дереву - разновидность художественной обработки дерева, при которой фон полностью выбирается, а остается лишь само изображение, что роднит ее с

Сюжеты и мотивы орнамента русской вышивки
Сюжеты и мотивы орнамента русской вышивки. Сюжеты узоров разнообразны. Сюжет и мотив нередко совпадают друг с другом. Мотив, ограниченный конструкцией, размерами предмета, не повторяется например,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги