Реферат Курсовая Конспект
Историческая справка - раздел Культура, КАЗАЧЬИ ДЕТСКИЕ ПОТЕШКИ Обычно Масленицу (Марену) Представляли В Образе Огромной Женоподобной Фи...
|
Обычно Масленицу (Марену) представляли в образе огромной женоподобной фигуры, которую делали из соломы,
наряжали нелепым образом, сажали в сани и возили по селам.
Карнавальный поезд мог состоять из десятка саней, в которых разъезжали ряженые.
После завершения праздничного ритуала куклу сжигали, прощаясь с ней:
“Ты прощай, прощай,
Наша Масленица.
Ты прощай, прощай,
Наша широкая...”
Образ Масленицы соединял в себе смертоносное (зима) и животворящее (весна) начала:
люди словно бы вступали в новую жизнь, прощались со старой.
С принятием христианства образ Масленицы претерпел значительные изменения,
хотя и не утратил до конца языческих черт.
Живой дух праздника не заменит ни что. Не многим в наше время удавалось вот так лихо прокатиться на тройке под гармошку
После этого шли “будить медведя” (“пробуди”). В яме-берлоге, укрывшись валежником, лежал ряженый,
изображавший спящего медведя. Вокруг берлоги водили хоровод, криками стараясь разбудить косолапого.
Затем начинали бросать в него ветки, снежки, прутья. “Медведь” не просыпался до тех пор,
пока одна из девушек не садилась ему на спину и не подпрыгивала на ней.
Затем девушка убегала, унося с собой кусок медвежьего наряда.
Ряженый вставал и начинал плясать, подражая пробуждению медведя, и шел искать свою потерю, опираясь на костыль:
“Скрипи нога, скрипи липовая!
И вода-то спит, и земля-то спит.
И по сёлам спят, по деревням спят.
Одна баба не спит, на моей коже сидит.
Мою шёрстку прядёт, моё мясо варит.
Мою кожу сушит”.
Поймав свою обидчицу, “медведь” пытался “задушить” её в своих объятиях.
После “пробудей” наставал черед остальных масленичных игрищ:
городка, кулачек, коняшек, катания на качелях и лошадях и лазания на столб за подарком.
Масленичный столб.На площади устанавливали высокий, абсолютно гладкий столб вдобавок еще и натертый маслом или салом.
На верхушке столба подвешивали какой-либо приз (например – пару сапог) и любой желающий мог попытать счастья снять приз.
Задача была не из легких – зачастую смельчаки соскальзывали по столбу обратно вниз под хохот собравшегося народа, едва одолев половину пути.
Часто на верхушке столба устанавливали колесо, с прикрепленными к нему веревками или цепями – прообраз современных “гигантских шагов”.
Не перевелись еще богатыри…? Или масла на столб пожалели…? Хотя и без масла не каждому осилить такой столб
Коляда(Святки)начинается 29 декабря – в пору, когда день понемногу начинает прибывать, “поворачивая на весну”.
Перед празднеством кудесник выл волком, прогоняя злых духов – еще один элемент языческой природной магии.
На Коляду существовал обычай рядиться в звериное платье и с песнями ходить по дворам,
выпрашивая у хозяев продукты – колядовать.
Вот такая проказливая коза и ходила колядовать на Святки
Главой ряженых была коза, за которой шла ее свита - кот, лисица, журавль, свинья:
“Ой, пляшу, пляшу для дорогого
Может даст ползолотого.
Ой, мало, мало, на том не стало!
Ой, скачу, скачу, серебра хочу!
Раз имеешь сына, дай головку сыра
Раз имеешь дочку, дай мне мёда бочку
Если не богатый, выгони из хаты
Хоть поленом, хоть метлою, хоть кривою кочергою”
“Звери” подпевали:
”Наша коза - стара дереза
С Киева шла, всю Русь обошла”….
Люди бросали колядующим в мешок гостинцы: колбасу, сало, пряники, печенье – кто, чем богат.
Собрав полный мешок гостинцев отправлялись пировать.
Праздник заканчивался игрищами - нужно вкатить горящее колесо в гору со словами:
“В гору катись, с весной воротись”.
Солнце – главный символ языческой веры. Природной мощью, полученной от Солнца, веет от этого славянского волхва. Картина В. Королькова, “Волхв”
Тризна. С появлением в обряде захоронения нового мемориально-культового элемента –
насыпного кургана возник и новый поминальный обряд – тризна. Тризна – традиция воинская,
состоявшая из жертвоприношения, поминального обряда, пира и воинских игрищ в честь усопших (павших) воинов.
В такие игрища у славян входили состязания в стрельбе из лука, метания ножей, топоров и сулиц в цель, скачек и единоборств.
“Бойцы вспоминали минувшие дни…”. Много таких курганов на Руси и поныне
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
КАЗАЧЬИ ДЕТСКИЕ ПОТЕШКИ С 8 лет до 12 лет (примерно)...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Историческая справка
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов