Реферат Курсовая Конспект
КУЛЬТУРА РАННИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ - раздел Культура, История мировой художественной культуры ...
|
озникновение ранних цивилизации - результат качественных изменений в социально-экономической структуре неолитического общества. Условием возникновения ранних цивилизаций стала практика поливного земледелия, а родиной их - долины великих рек: Ганга и Инда (Мохенджо-Даро, Хараппа), Тигра и Евфрата (Шумерское царство, Вавилонское царство и т. д.), Нила (Египет), Хуанхэ (Китай). Эффективное земледелие имело последствия в культурно-бытовой сфере и организации общества: в традиции капитального строительства, появлении разнообразных предметов быта (возрастает роль глиняной посуды и керамики); усовершенствование очага создало условия для зарождения металлургии. Прибавочный продукт, улучшение питания привели кдемографическому взрыву, а ирригационные и мелиоративные работы требовали больших групп общинников. Поселения ранних земледельцев постепенно перерастали в города, где сосредотачивались богатства, ремесленные специализированные производства, играющие огромную роль в налаживании зарождающейся торговли. В свою очередь обмен, связь с городом, выступающим какхозяйственный, культовый и политический центр, требуют развития средств связи: зарождаются колесный транспорт и кораблестроение. Отмеченные изменения в жизни общества создают условия для значительной социальной дифференциации, а задачи войны, обороны, организации общественных работ, в том числе и строительства культовых монументальных комплексов, приводят к усилению власти верховного правителя. Кроме своих социальных, хозяйственных и военных функций, он по традиции выполняет или узурпирует функции верховного жреца, превращаясь не только в главу возникшего государства, но и в главу культа. Так, в Китае Небо осуществляет свое господство через императора, в Японии важнейшая функция императора, родословная которого восходит к солнечной богине Аматерасу, - совершение синтоистских церемоний. В Египте фараон имеет божественное происхождение, обожествляется; шумерийские и вавилонские правители были не только жрецами богов, но их ставленниками, преемниками, правили от их имени. Сакрализация персоны верховного правителя требовала и соответствующих ритуальных обрядов, сопровождающих его правление. Одним из этих обрядов становится погребальный культ (подобные обряды мы находим у шумерийцев, вавилонян, египтян и в Китае).
Дифференциация общества ведет к возникновению элитарной культуры знати, в предметном мире которой, созданномуже ремесленниками-профессионалами, заключена не только утилитарная, но и эстетическая функция.
Еще одна принадлежность элиты - письменность, которая получила особое развитие в ранних цивилизациях, отвечая на хозяйственные, политические и идеологические потребности общества (учет продукции, землемерческие и строительные работы, обслуживание усложненного культового комплекса, передача накопленного практического опыта). Сложность письменных систем ранних цивилизаций, требующих длительного обучения, породила прослойку писцов-чиновников, отчужденность от образования простых общинников-земледельцев. Культовые комплексы со школами писцов становятся центром регулярных наблюдений заявлениями природы, связанными с земледелием и скотоводством, разливом рек, сменой времен года и т. д. Именно в храмах возникают первые календари и летоисчисление, зачатки астрономии и астрологии и т. д., а культовые обряды в традициях первобытного синкретизма рассматриваются как составная частьтрудового процесса.
Повторяемость явлений культуры в цивилизациях, значительно удаленных друг от друга, позволяет предположить, что вызвана она сходными процессами и образомжизни; эта повторяемость наблюдается также в ментальнос-ти общества, в отношении к миру. Здесь мы можем выделить мировоззренческие традиции, корни которыхуходят в эпоху первобытного синкретизма. Нет в религиях ранних цивилизаций и личного, индивидуального начала. Верующий здесь - представитель рода, общины, общества, а его общение с богами опосредовано культовым обрядом, жертвоприношением ижрецами. Здесь вера остается частью коллективного мышления, традиции (и хотя в более позднее время в египетской литературе, например, встречаются некоторые высказывания, предшествующие свободомыслию, правило остается). Человек ранних цивилизаций представляет себя и общество включенными в мир, который он воспринимает как целое, живое, действующее, доброе и злое. Это целое, космос, обладает своей собственной ритмикой и закономерностью, проявляющимися в природе, в жизни растений, смене времен года, движении звезд и т. д. Человек стремится этузакономерность осознать, понять свое место в ней. Так, вавилонские жрецы приписывали сакральность числам 3,7,12,60 (5x12) и т. д. Сакральные числа мы находим в Египте - их соблюдают при строительстве пирамид и храмов, в скульптуре и т. д. (золотое сечение). В Китае и Индии выделяются священные числа вещественных стихий. Календари, отражающие закономерность, цикличность природных явлений также у всех народов ранних цивилизаций связаны с культом и сакра-лизованы. В китайской традиции календарь связан с пятью священными стихиями (воды, огня, дерева, металла, земли).
Из представлений о ритмике космоса, выраженной в священных числах, рождается обязательность религиозного канона в искусстве. Несомненно, что происхождение канона в искусстве ранних цивилизаций уходит также в первобытную древность, где творческая индивидуальность тонула в "коллективных представлениях рода" и была закреплена в традиции. Ритмика и закономерность целого противостоят хаосу: отсюда мифология древних полна историй о борьбе богов, воплощающих гармонию и порядок, с древнейшими богами стихий, воплощающих хаос (в Вавилоне Мардук побеждает четвероногое чудовище богиню Тиамат, в Индии Индра - страшного дракона Вритру, в Греции Зевс низвергает Крона в Тартар и побеждает чудовище Тифона). Утвержденный в битве богов порядок космоса приводит к идее о предопределенности всего существующего, отсюда такое значение манти-ки (гадания) в культурах ранних цивилизаций; роль жрецов, способных на пророчества и предвидения. Предметы обрядов мантики были различны: черепашьи панцири и кости, внутренности животных выступали в этой роли в Китае, по полету птиц, по внутренностям животных, по форме масляных пятен на воде и т. д. гадали в Вавилоне, потемже предметам и еще по глиняным черепкам гадали в Египте. Распространены были инструкции и руководства к процедуре гадания, бронзовые модели печени животных и человека, которые археологи находят не только в Междуречье, Египте, Индии, но и в европейской части Средиземноморья, в Малой Азии, на Ближнем Востоке. Предопределены не только смерть, судьба, но и бессмертие, ибо вечность космоса предполагает и вечность всех его составляющих. Человек, природа включены в водоворот бессмертного целого. Отсюда так велика роль обряди проводов в инобытие, загробный мир. Загробный культ втой или иной стадии развития мы встречаем в культурах ранних цивилизаций (так, египетская куль-
тура почти полностью ориентирована на загробный культ, в Китае культ предков и умершего императора играет большое значение). Но в Индии существовало представление (очевидно, наследованное от создателей культур Мо-хенджо-Даро и Хараппа), что смерть не исключает человека из зримого мира живого, а приводит лишь в новое состояние (перевоплощение), подчиняясь закону кармы. Жизнь включена в вечное колесо сансары.
Единство государств ранних цивилизаций завоевывалось в междоусобных войнах, поэтому формирование их пантеонов происходило при подчинении богов-покровителей побежденных племен более сильным богам победителей, или путем объединения богов, ихассимиляции, как это происходило и стеми, кому они покровительствовали. Отсюда политеизм культур ранних цивилизаций с преобладанием ведущего бога (Индры в Индии, Мардука в Вавилоне, Амона-Ра в Египте). Культурные начинания приписывались некоему божественному или обожествленному впоследствии демиургу, который научил людей земледелию и ремеслу, изобрел календарь и письменность, научил врачевать или жить в общежитии (дал моральный закон). Поэтому моральные законы носят сакральный характер, они вне воли человека. А мораль и право совпадают как гражданская и сакральная функции правителя. Подобныхдемиургов мы встречаем в преданиях Египта (Имхотеп и Менес); Фу-си и Шэн-нун в Китае; Бхарата - создатель театра в Индии; Эа в Шумерском царстве и т. д. Народы ранних цивилизаций создали высокоразвитые культуры, отмеченные как чисто национальными чертами, так и сходными принципами ментальности, быта, социальной структуры, материального производства, но облеченными в неповторимые традиции и обычаи, представления, мифологию именно этого народа, что и позволило многим исследователям (Н. Я. Данилевскому, А. Тойнби и др.) говорить о локальности этих культур.
7
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
На сайте allrefs.net читайте: " История мировой художественной культуры"
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: КУЛЬТУРА РАННИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов