рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия как мировоззрение, ее роль и место в культуре.

Философия как мировоззрение, ее роль и место в культуре. - раздел Культура, Лекция 1. Философия, ее предмет и место в культуре Одновременно С Религией Возникает Философия Как Новый, Высший Тип Мировоззрен...

Одновременно с религией возникает философия как новый, высший тип мировоззрения. Главное сходство религии и философии состоит в том, что они ставят на предельно абстрактном уровне метафизические вопросы бытия мира и человека; различие их состоит в том, что религия при решении этих вопросов опирается на веру, а философия – на теоретическое мышление.

Философия возникает в VII – V вв. до н.э. этого процесса – развитая мифология и формирующиеся начала научных знаний. Однако в формирова­нии философии участвуют и обыденный опыт, и здравый смысл, и социаль­ные процессы. В частности, атмосфера соревновательности, необходимость доказывать свое мнение в античном полисе оказала значительное влияние на генезис древнегреческой философии как базовой основы западного мышле­ния.

Философия, как было сказано выше, имеет свою специфику. Одна из ее особенностей состоит в плюралистичности философского знания. С древ­ности философы видели в ней и способы достижения истины (Пифагор, Ге­раклит), и научение мудрости (софисты), и освобождение человека от страха перед будущим и страданий, достижение душевного здоровья (Эпи­кур). Особенно яркой эта плюралистичность стала в современной филосо­фии, начиная со второй половины ХIХ века. Философия оказывается несво­димой к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной, философской традиции. Чем философия отличается от других типов мировоззрения, рас­смотрен­ных выше? Если основой мифологии является образ, основой рели­гии - вера, то основой философии является мышление, но мышление особого рода. Оно не тождественно научному, хотя имеет с ним точки соприкоснове­ния и об­щие черты. Обычно подчеркивается рационализированный и систе­матизиро­ванный характер философского мышления, стремление к логиче­ской доказа­тельности и аргументированности. Но этимология слова «фило­софия» пока­зывает, что ценностное содержание неотделимо от нее. В пере­воде с грече­ского философия - это «любовь к мудрости», а мудрость - это знание, и жи­тейский опыт, и умение предвидеть последствия поступков, и, конечно, мо­ральная ответственность.

Существенной чертой философии, отличающей ее от науки, является плю­рализм. В история научного сообщества бывают периоды, когда конку­риру­ют разные гипотезы, но все же постепенно оно приходит к однозначным вы­водам, общепринятым решениям, доказанным экспериментально. Поэтому наука не подвергает сомнению таблицу умножения, не изобретает велосипе­дов, она накапливает, аккумулирует свои достижения и, продвигаясь вперед, расширяет свой горизонты. Философия же вращается в кругу одних и тех же, часто «проклятых» вопросов. Она больше спрашивает, чем отвечает. А если отвечает, то ответы бывают разные, чаще всего прямо противоположные, ло­гически не совместимые друг с другом. История философии - это история не­скончаемых дискуссий. Парменид, один из первых греческих философов, за­являл, что мир — это лед; его современник Гераклит утверждал, что мир -это огонь. Аристотель, ученик Платона, опровергал основополагающие идеи своего учителя, повторяя, что истина ему дороже дружбы. И сейчас, когда на авансцену общественной жиз­ни выдвигаются религия, державность и нация, именно философия предосте­регает об опасности превращения этих ценно­стей в идолов, требующих чело­веческой крови. И критикует религию за дог­матизм, национальную идею - за возможность превращения законной нацио­нальной гордости в оголтелый на­ционализм, а идею державы - в тоталитар­ный беспредел.

Вместе с тем различным философским концепциям присуще нечто общее. Можно выделить следующие моменты, свойственные философскому знанию вообще.

1.Исследование наиболее общих вопросов бытия. Этим занимается он­тология (от греч. ontos – бытие, сущее, logos – учение).

2. Анализ наиболее общих вопросов познания, который осуществляет гносеология, теория познания (от греч. gnosis – знание, logos- учение).

3.Исследование наиболее общих и существенных вопросов человека, производимое философской антропологией.

4. Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества, осуществляемое социальной философией.

5. Учение о ценностях, признанных обществом, - аксиология.

Исходя из вышесказанного, можно дать самое общее определение.

Философия – учение об общих принципах бытия, познания и отноше­ний человека и мира.

Философия как исторический тип мировоззрения является самым высшим из всех, поскольку она способна вскрыть закономерности и сущ­ность явлений и процессов.

Философия – теоретически оформленное, системно-рациональное ми­ровоззрение. По самой своей сути она призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и чело­века.

Среди философских учений существуют самые разные, предполагаю­щие в качестве главного вопроса свой.

Для античных философов физиса это вопрос о первооснове всего суще­ствующего, для Сократа – «Познай самого себя», для философии Нового времени – как возможно познание, для логического позитивизма – в чем суть «логики научного открытия» и т.д.

Существуют вопросы, которые претендуют на роль основных для всех философских учений. Это прежде всего вопрос о субстанции, то есть такой основе мира, которая определяет его единство и без которой он не сущест­вует. Этот вопрос был сформулирован Ф.Энгельсом как «основной вопрос философии»: «Что первично: дух или материя, идеальное или материаль­ное?» От решения этого вопроса зависит общее понимание бытия.

В зависимости от решения этого вопроса философские учения разде­ляются на такие крупные направления, как материализм и идеализм. Мате­риализм признает в качестве субстанции материю, а идеализм – дух, созна­ние. Определение материализма и идеализма давалось еще в XVII веке. Вот как определяет эти направления в XIX веке немецкий философ-романтик Ф.Шлегель: «Материализм все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей. Идеализм все выво­дит из одного духа, объясняет возникновение материи их духа или же подчи­няет ему материю».

Существует достаточно много исторических разновидностей материа­лизма, среди которых можно выделить первоначальный материализм Древ­него Востока и Древней Греции, механистический материализм Нового вре­мени, диалектический материализм Маркса и Энгельса, вульгарный и естест­веннонаучный материализм.

Идеализм разделяется на объективный, субстанцией в котором явля­ется не зависящее от человека сверхъестественное сознание, дух (Платон, Фома Аквинский, Гегель) и субъективный, полагающий в качестве субстан­ции человеческое сознание (Дж. Беркли, Д.Юм). Субъективный идеализм ут­верждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека. Д.Беркли выразил эту его особенность словами «Существовать - значит быть воспринимаемым». Крайняя форма субъективного идеализма – солипсизм (solus –один, единственный, ipse – сам). Он состоит в том , что с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений.

Материализм и идеализм находились в разных взаимоотношениях. С одной стороны, борьба между направлениями существовала, но с другой – она не была абсолютной и непримиримой. Существовали течения в филосо­фии, сочетавшие материализм и идеализм, например, деизм. Познаваемость мира признавалась как материалистами, так и многими идеалистами, в част­ности, Гегелем.

Философские учения подразделяются также, исходя из количества суб­станций, на монизм, дуализм и плюрализм.

Монизм (от греч. monos – один, единственный) – философское направ­ление, в котором признается одно начало мира – материальное или идеаль­ное. Примером материалистического монизма является диалектический ма­териализм К. Маркса, идеалистического монизма – абсолютный идеализм Г.В.Ф.Гегеля.

Дуализм (от лат. dualis – двойственный) – философское учение, при­знающее наличие двух самостоятельных субстанций – материальной и иде­альной (Р.Декарт, Аристотель).

Плюрализм (от лат. pluralis – множественный) предполагает несколько или множество субстанций, материальных или идеальных (Демокрит, Г.В. Лейбниц).

К вопросу о субстанции примыкает и вопрос о познаваемости мира. Мыслители, считающие, что мир в целом или его часть принципиально непо­знаваемы, получили название агностиков, а их учение – агностицизм (от греч. agnostos – непознаваемый). Направление в философии, настаивающее на возможности адекватного познания мира человеком следует называть гносеологическим реализмом или гносеологическим оптимизмом.

Предметом философии является мир в целом, рассматриваемый в са­мых общих аспектах при особом выделении отношений «человек – мир». В разные эпохи на первый план выходили рассмотрение мира в целом без каче­ственных различений элементов его структуры (античный космоцентризм); Бог и его проявления в мире (средневековый теоцентризм); человек как при­родное существо (ренессансный антропоцентризм), природа как объект на­учного исследования (философия Нового времени); отдельное человеческое сознание, язык, культурные структуры и пр. в современной философии.

Философия выступает в качестве всеобщей методологии.

Философский метод – система наиболее общих принципов теоретиче­ского и практического освоения действительности, а также способ построе­ния и обоснования системы самого философского знания. Плюрализму фи­лософских концепций соответствует и плюрализм методов. Общее, что свой­ственно им, - теоретическое мышление, отраженное в философских катего­риях, принципах и законах.

Среди философских методов обычно выделяют диалектику и метафи­зику. Диалектика – учение о закономерностях развития бытия и познания на основе противоречий. Метафизика – противоположный метод, склонный к созданию однозначной, статичной картины мира. Кроме того, в качестве фи­лософского метода выступает сенсуализм, в котором за основу познания бе­рутся данные органов чувств; рационализм, считающий основой познания разум; иррационализм, отрицающий или ограничивающий роль разума в по­знании.

Все названные философские методы находятся между собой в диалек­тической взаимосвязи и образуют единую систему, благодаря чему филосо­фия выступает как общая методология познания.

Специфика философии проявляется и в ее функциях, среди которых выделяют, как правило, следующие:

1. Мировоззренческая, дающая картину мира и основные формы отноше­ния к миру.

2. Гносеологическая, определяющая основные принципы познания, в ча­стности, решающая вопрос о самой возможности адекватного познания мира.

3. Методологическая, отражающая роль философии как общего учения о методе.

4. Прогностическая, заключающаяся в формулировке гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира.

5. Критическая, состоящая в рефлексии над основаниями культуры.

6. Праксеологическая, дающая глубинное базовое обоснование практики.

Все функции философии диалектически взаимосвязаны и дают пред­ставление о ее интегрирующей роли в культуре.

Соотношение философии и науки толкуется по-разному. Большинство современных исследователей склоняются к мысли о том что философия не является наукой. Это связано и с тем, что философия решает вопросы, не ре­шаемые конкретными науками в силу недостаточности исходной базы дан­ных, и с включением в нее проблем, связанных с выражением отношения че­ловека к миру. Основная задача философии – ставить проблемы, которые, как правило, не имеют однозначного решения. Философские проблемы часто называют «вечными» в силу того, что каждое новое поколение вынуждено решать их заново, поскольку в ходе развития человечества выделяются все новые аспекты его взаимодействия с миром.

Философия связана и с ненаучными формами познания, а также с ве­рой, которую не следует понимать как только религиозную. Карл Ясперс в своей работе «Философская вера» сказал: «Признаком философской веры, веры мыслящего человека, служит всегда то, что она существует лишь в союзе со знанием. Она хочет знать то, что доступно знанию, и понять самое себя».

Вера - необходимая предпосылка и условие познания. Развитие челове­ческого знания есть результат веры, наличие веры и ее укрепление есть ре­зультат достижений человеческого познания.

Таким образом, философия – сложное явление духовной жизни челове­чества, позволяющее ему наиболее адекватно осознать себя и обосновать все сферы жизни и деятельности.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекция 1. Философия, ее предмет и место в культуре

Проблема генезиса философии... Философия Древней Индии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия как мировоззрение, ее роль и место в культуре.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Лекция 1. Философия, ее предмет и место в культуре
1. Сущность и структура мировоззрения. 2. Исторические типы мировоззрения. 3. Философия как мировоззрение, ее место в культуре.   *** Философия в п

Сущность и структура мировоззрения.
Под мировоззрением понимается совокупность общих взглядов на мир и место в нем человека. Мировоззрение может складываться стихийно, под воздействием обы­денного жизненного

Исторические типы мировоззрения.
Мировоззрение возникает одновременно с выделением человека из жи­вотного мира. Как считают многие современные психологи, в частности, А.Маслоу, одной из основных потребностей человека является необ

Проблема генезиса философии
Философия возникает в VII-V вв. до н.э. одновременно в Древней Гре­ции, Древней Индии и Древнем Китае. Феномен возникновения этой формы духовного самоопределения человечества одновременно в трех та

Философия Древней Индии
Культура Древней Индии складывалась под влиянием пришедших в долину Инда во II тыс. до н. э. арийских племен, которые принесли сюда де­ление на замкнутые сословные группировки – варны (брахманы, кш

Философия Древнего Китая
Древнекитайская философия, развитие которой приходится на середину первого тысячелетия до н.э., сформировалась одновременно с возникновением индийской философии. С момента своего возникновения она

Ранняя греческая философия
Античная философия – это философия Древней Греции и Древнего Рима. Она сформировалась в VII-VI вв. до н. э. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования, она отл

Философия эллинизма
Эллинистический период длился от начала походов Александра Великого до овладения римлян Египтом. Основные школы эллинистической философии – эпикуреизм, стоицизм, скептицизм. Эпикур

Лекция 4. Средневековая философия
1. Период патристики 2. Возникновение схоластической философии в Западной Европе 3. Арабская и еврейская философия средневековья 4. Период расцвета схоластики 5.

Период патристики
Христианская философия формировалась как синтез основных догматов религии и достижений античной философии, в особенности неоплатонизма. Первая фаза формирования христианской философии отно

Возникновение схоластической философии в Западной Европе
В конце VIII - начале IX в. центр философской мысли перемещается на запад и север Европы. Главным центром тогдашней средневековой культуры становится франкское царство Карла Великого, которое прост

Арабская и еврейская философия средневековья
Арабская философия стала связующим звеном между греческой философией, традиции которой арабы переняли и сохранили, и последующей ступенью европейской философии - схоластикой. Поэтому проблематика,

Период расцвета схоластики
Начиная с XII в. Европа главным образом через арабское и еврейское посредничество знакомилась с наследием Аристотеля, в частности с неизвестными до того времени его метафизическими и физическими тр

Поздняя схоластика
Если XIII столетие было столетием образования больших философских и теологических систем, то XIV и начало XV столетия знаменуются их разложением и упадком. В XIII столетии постоянно происх

Основные особенности эпохи Возрождения
Начиная с XIV-XV веков в странах Западной Европы происходит целый ряд изменений, знаменующих начало новой эпохи, которая вошла в историю под именем Возрождения. Эти перемены были связаны прежде все

Гуманизм в Италии
Духовное и культурное преобразование Западной Европы, проходящее в различных условиях, имеет свои характерные черты и периоды. В первом, раннем периоде, т. е. в XIV-XV вв., новая культура имеет пре

Северный гуманизм
На переломе XV и XVI столетий гуманистическое мышление Ренессанса не ограничивалось лишь итальянской почвой, но захватило и заальпийские страны - от Англии и Нидерландов до Германии и Швейцарии, от

Натурфилософия Ренессанса и новое естествознание
В середине XVI столетия гуманизм платоновской школы в Италии перешел свой зенит, его основное время ушло. Во второй половине XVI и в начале XVII в. на сцену выходит специфическая философская област

Социальные теории
Поворот Ренессанса к человеку и его культуре, освободившейся от диктата теологии, был заметен и в области социальных и политических теорий. Новые концепции государства и права исходили из

Лекция 6. Философия Нового времени
1. Формирование нового метода познания: эмпиризм и рационализм 2. Развитие эмпиризма в Англии 3. Европейский рационализм XVII века 4.Субъективно-идеалистическое завершени

Развитие эмпиризма в Англии
В противоположность рационалистической метафизике Декарта принципы эмпиризма, провозглашенные Бэконом, получили свое дальнейшее развитие у английского философа Томаса Гоббса (1588-

Европейский рационализм XVII века
Слабым пунктом учения Декарта был неопределенный статус субстанций: с одной стороны, подлинным бытием обладала только бесконечная субстанция - Бог, а конечные, то есть сотворенные, субстанции наход

Субъективно-идеалистическое завершение сенсуалистской философии
Философия Локка, как уже отмечалось, могла предполагать материалистическое (деистическое) либо субъективно-идеалистическое толкование. Выводы субъективно-идеалистического характера были сделаны анг

Французская философия XVIII в.
XVIII век в истории мысли не случайно называют эпохой Просвещения: научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь распространяется вширь, выходя за пределы университетов и лабо

Философия И.Канта
Онтологическое обоснование теории познания впервые преодолевается только в XVIII веке. Наиболее последовательно и продуманно это проводит родоначальник немецкого идеализма Иммануил Кант

Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770- 1831), не принявший Шеллингова учения об интеллектуальной интуиции как высшей форме философского постижения, напротив, пытался показать, что происхождение мног

Петровские реформы и просветительская философия в России
С реформами Петра I начинается новый период в истории отечественной философии. Происходит процесс размежевания философии и теологии. Развивается светская, прежде всего политическая мысль.

Русская философия ХIХ века.
Начало XIX в. - это период, связанный с формированием самосознания русской нации и, как следствие этого, оформлением первых оригинальных философских течений России: западников и славянофилов. Разли

Русская религиозная философия начала ХХ века. Метафизика всеединства и русский религиозный ренессанс.
Русская религиозная философия начала ХХ века представляла собой оригинальное развитие основных идей оригинальной религиозной философии конца предыдущего столетия, выполненное с использованием важне

Русский марксизм. Философия советского периода
Религиозное возрождение в России обострило споры философов идеалистического и материалистического направлений. Последнее представлено в первую очередь марксизмом, в распространении которого в Росси

Иррационализм в западной философии ХIX-XX веков
Наряду с учениями, ориентированными на науку и рациональные методы познания, в философии Новейшего времени заметно усиливается иррационалистическая тенденция. Уже в первой половине XIX века возника

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги