Реферат Курсовая Конспект
ОБЩЕНИЕ КАК НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ: СУЩНОСТЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ - раздел Культура, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА В СИСТЕМЕ ПРИКЛАДНОГО ЭТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ Все Моральные Проблемы — Профессиональные И Общечеловеческие...
|
Все моральные проблемы — профессиональные и общечеловеческие, «открытые» и «закрытые» — возникают, проявляют себя и решаются (или не решаются) в общении людей друг с другом, выступающем важнейшей потребностью личности и общества. Характерные для нашего времени демократизация и гуманизация общественных отношений привели к смещению акцентов в системе межличностного общения, которое все более становится самостоятельной нравственной ценностью в духовной жизни общества. Изменились содержание и форма общения людей, особенно в молодежной среде. Оно стало более свободным: сегодня нет тем, запретных для обсуждения. Молодые люди почувствовали вкус свободы самовыражения, проявляющейся и в раскованности, с которой они общаются друг с другом, и в расширении сферы общения. Вместе с тем все это выявило несовершенство нашего общения, его недостатки и определенные трудности: неумение и нежелание людей услышать и понять друг друга, их нетерпимость, а зачастую — агрессивность, эгоизм, жестокость. В значительной степени это является следствием низкой культуры общения, формирование которой у новых поколений людей, вступающих в жизнь, а значит и в поле межличностного общения, — одна из важнейших профессиональных функций педагога независимо от его «предметной» принадлежности и предрасположенности. Необходимость формирования культуры общения у молодого поколения и вместе с тем сложности в общении и взаимопонимании с ним требуют и от самого педагога достаточно высокой культуры общения. Поэтому педагогическая этика ждет от него обращения к изучению и осмыслению данного феномена в его теоретическом и практическом наполнении.
В начале третьего тысячелетия уже можно утверждать, что общение как ценность и первая жизненная необходимость находится в центре внимания философии, этики, психологии, педагогики, культурологии, которые пытаются с разных точек зрения определить сущность этого феномена.
Так, психологи определяют общение как информационное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются и формируются межличностные взаимоотношения (Я.Л. Коломинский). И это определение верно, поскольку в нем, в частности, отражается деятельностный характер общения как формы человеческих взаимоотношений. Такими же справедливыми будут суждения об общении как особого рода искусстве, требующем таланта; как о науке, имеющей свои закономерности; как своде технологий и правил поведения и др. Иными словами, не следует ждать однозначного определения общения: здесь возможна такая же поливариантность, как и в формах проявления самого общения.
Наиболее полно сущность общения выражается в том, что оно — важнейшая сторона человеческой деятельности, заключающаяся в субъект-субъектном отношении одного человека к другому на основе взаимного признания «самости» и самоценности. Такое понимание общения с позиций гуманистической этики требует от педагога обратить внимание на следующие его основные черты и свойства:
• общение предстает как деятельность, что предполагает его активно-процессуальный характер; содержанием этой деятельности является установление отношения одного человека к другому;
• межличностные отношения — независимо от положения вступающих в них людей - должны носить субъект-субъектный характер, иными словами, предполагается, что в них вступают равные субъекты; «Я» и «Ты» здесь цель друг для друга и никогда — не средство (по крайней мере, так должно быть);
• непременным условием продуктивного общения выступает признание за другим (и учителем - за учеником) его уникальности и неповторимости, его права быть самим собой и ожидание того же от него;
• при общении должен проявляться его творчески-импровизационный характер, способствующий выявлению глубинных качеств субъекта — его свободной активности, способности порождать новые смыслы, преодолевать стереотипы поведения.
Таким образом, общение — это взаимодеятельность, базирующаяся на потребности человека в человеке, поэтому это не только (и не столько) роскошь, как говорил А. де Сент-Экзюпери, сколько необходимость, первичное условие бытия человека как человека и его включенности в социум и культуру. Общение — это деятельность, заключающаяся в установлении коммуникации, связи между людьми, предполагающей двусторонний обмен информацией. Вместе с тем общение отличается от простого информационного взаимодействия. Основные параметры этого отличия заключаются в следующем:
• общение предполагает не только информационную, но и личностно-экзистенциальную, субъективную связь между людьми при сохранении индивидуальности общающихся сторон;
• общение симметрично, ибо предполагает функциональное равенство участвующих в нем лиц как субъектов единой совместной деятельности; информационный процесс асимметричен, ибо роли отправителя сообщения и его получателя различны, поэтому первый обозначается как субъект, а второй как объект;
• структура информационного сообщения, как правило, монологи ч на", а общения — диалогична.
Таким образом, диалогичность — важнейшая отличительная черта общения. При этом под диалогом понимается информативное и личностно-субъективное взаимодействие между общающимися сторонами, цель которого — установление понимания между ними. Педагогу следует иметь в виду, что для квалифицированного ведения диалога недостаточно авторитета или превосходства в служебном положении. Необходимы широкая эрудиция, навыки доказательного рассуждения, умение слушать и быть услышанным, знание традиций мировой и отечественной культуры. Продуктивное ведение диалога предполагает соблюдение следующих условий:
• принципиальное равенство, автономность, независимость партнеров;
• признание партнерами уникальности, «инаковости» друг друга;
• различие и оригинальность точек зрения, готовность услышать от партнера нечто, не входящее в наши представления или планы;
• ориентированность каждого на понимание и интерпретацию его точки зрения партнером;
• ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимодополняемость позиций участников;
• способность воспринимать другого как личность такого же уровня, как я сам.
Очевидно, что все перечисленные параметры в общении педагога и учащихся являются самыми уязвимыми местами, так как делают диалог между ними порой попросту невозможным. Профессиональная этика предполагает серьезную работу педагога над собой в этом направлении, поскольку именно от знания, понимания и принятия им этих условий зависит диалогичность общения между ним и учащимися, а в конечном счете — и между поколениями.
Нравственный смысл процесса общения связан в первую очередь с его ценностными ориентирами — морально значимыми факторами, которые определяют его основные содержательные характеристики. В педагогической этике общение неотделимо от таких моральных ценностей, как свобода, справедливость, равенство, любовь. При этом равенство в общении — это прежде всего равенство человеческого достоинства субъектов общения, ориентация на поддержание чести и достоинства любого человека, в том числе и ребенка. Общение, ориентированное на эти ценности, можно назвать гуманистическим. Гуманистическая этика общения отличается также доверием, доброжелательностью и уважением, причем не только к другому субъекту, но и ко всему, что с ним связано (его друзьям, интересам, даже его одежде и вещам).
Признание ценности человека неотделимо от конкретных оценок людей, вступающих в общение. Педагогу следует помнить, что многие сложности, возникающие в процессе общения с учащимися, порождаются несоответствием их самооценки и оценки их окружающими (как правило, самооценка всегда выше, чем оценка окружающих, хотя иногда бывает и заниженной). Искусство общения педагога в том и состоит, чтобы поставить человека выше его отдельных недостатков и несовершенств, увидеть и оценить в нем индивидуальные, неповторимые личностные черты, понять, что ценность личности ребенка не должна зависеть от его отдельных неприятных свойств.
Формирование у молодежи культуры межличностного общения неразрывно связано с осознанием ею ценности общения, которая, в свою очередь, определяется его полифункциональностью и глобальной значимостью в жизни человека и общества. Целесообразно выделить и раскрыть перед учащимися основные ролевые функции общения.
1. Общение есть условие формирования и существования человека. Филогенез человечества и онтогенез каждого человека подтверждают, что формирование человека невозможно без общения, выступающего «уникальным условием человеческого бытия» (К. Ясперс). Иными словами, человеческое существо, лишенное по каким-то причинам возможности общения, не становится личностью или перестает быть таковой, причем педагог может предложить учащимся самим подтвердить это научными фактами и художественными примерами.
2. Общение есть способ самовыражения человеческого «Я». Впервые обоснование этого феномена было дано JI.Фейербахом, показавшим, что человеческая сущность проявляется лишь в общении, которое дает возможность человеку выявить все грани своей личности, сделать их значимыми для других, самоутвердиться в собственной ценности. «Дефицит» общения порождает различные комплексы, сомнения, делает жизнь неполноценной.
3. Общение — основное средство коммуникации. Это проявляется в информативном характере общения, благодаря которому в процессе общения, во-первых, передаются накопленные знания и тем самым осуществляется социальное наследование. Во- вторых, коммуникативность общения проявляется в генерировании новых идей, что выявляет его творческий характер, и, в- третьих, в обмене идеями, что обусловливает праксеологическую (практическую) ценность общения.
4. Общение выступает основным средством управления людьми. В настоящее время эта функция используется целенаправленно — как средство манипуляции сознанием и действиями людей, причем как в негативном, так и в позитивном плане, что явственно прослеживается в сферах экономики, политики, а также в межличностном общении. Действительно, именно благодаря общению мы добиваемся от другого желаемого результата — убеждая, уговаривая или заставляя его подчиниться нашим интересам.
5. Общение есть жизненная потребность и условие человеческого счастья. Эта функция наиболее значима для самоощущения личности, ибо она раскрывает интимный характер общения, выступающего внутренней, часто неосознаваемой потребностью каждого человека, скрытым мотивом его действий и поступков. При этом на первый план по значимости выступают такие черты общения, как избирательность и направленность на определенный объект, наличие обратной связи, взаимность выбора, взаимопонимание. Эта потребность полнее всего реализуется в таких высших формах человеческого общения, как дружба и любовь, представляющих особую ценность для молодого человека (позже мы остановимся на них отдельно).
Таким образом, выявленные ролевые функции общения позволяют рассматривать его ценность по меньшей мере в двух аспектах:
• как утилитарно-прагматическую, ориентированную на достижение социально-значимых объективных результатов;
• как самоценность — общение ради общения, смыслом которого является самовыражение и духовное сопряжение людей, приобщающихся к духовным ценностям партнера и тем самым умножающих собственные.
Это дает основание выделить и показать учащимся уровни значимости общения:
• для себя — Я-значимость,
• для другого — Ты-значимость,
• для группы или общества в целом — Мы-значимость.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Этика педагога феномен на наш взгляд совершенно осо бый И все же ее сущность и содержание как и любой профес сиональной этики наиболее полно... Во первых это этика отношения педагога к своему труду к предмету своей... Во вторых это этика отношений по вертикали в системе педагог учащийся которая рассматривает основные...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ОБЩЕНИЕ КАК НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ: СУЩНОСТЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов