Реферат Курсовая Конспект
Функции искусства - раздел Культура, РОЛЬ ИСКУССТВА В ПОЗНАНИИ МИРА: НОВАТОРСТВО И ТРАДИЦИИ КУЛЬТУРЫ Искусство, Как Все Феномены Культуры, Духовной Жизни Людей Весьма Многогранно...
|
Искусство, как все феномены культуры, духовной жизни людей весьма многогранно и полифункционально. Основные функции, которые выполняет искусство в качестве специфической формы культуры, следующие:
· Общественно-преобразующая функция (искусство как деятельность).Она проявляется 1) в идейно-эстетическом воздействии на людей; 2) через включение их в ценностно ориентированную деятельность (тем самым искусство участвует в социальных преобразованиях); 3) сам процесс художественного творчества есть преобразование с помощью воображения впечатлений от действительности (автор перерабатывает жизненный материал в образы, строя новую реальность – художественный мир); 4) художник обрабатывает строительный материал образа (он всегда преобразует мрамор, краски, слова или интонации, создавая скульптуру, картину, поэму или симфонию).
Общественно-преобразующее влияние искусства особенно ощутимо в переходные эпохи истории. Эта функция, спящая внутри искусства особо привлекательна для пассионарных и революционно настроенных слоёв общества, которые ставят её во главу угла своей эстетики.
· Компенсаторная функция (искусство как утешение). Французский эстетик М. Дюфрен полагает, что искусство обладает утешительно-компенсаторной функцией и призвано иллюзорно восстановить гармонию в сфере духа, утраченную в реальности. Французский социолог Э. Морен считает, что воспринимая художественное произведение, люди разряжают внутреннее напряжение и волнение, порождённые реальной жизнью, и хотя бы частично компенсируют монотонность повседневности. Компенсаторная функция искусства имеет три основных аспекта: 1) отвлекающий (гедонистически-игровой и развлекательный); 2) утешающий; 3) собственно компенсаторный (способствующий духовной гармонии человека). Искусство своей гармонией влияет на внутреннюю гармонию личности, способствуя сохранению и восстановлению психического равновесия. При этом характер психического аффекта, возникающего в результате восприятия произведения, зависит и от характера произведения, и от жизненного опыта, культурного уровня и духовного состояния личности.
· Функция предвосхищения («кассандровское начало», или искусство как предсказание). В искусстве всегда присутствует способность предвосхищать будущее. Интеллект человека способен совершать прыжок через разрыв информации, обнажать сущность современных и даже грядущих явлений при очевидной неполноте исходных данных. При этом учёный способен делать умозаключения о будущем, а художник – его образно представить. Так литература часто предвосхищала будущее. Это и научно-фантастические проекты будущего, и социальные утопии и антиутопии (своеобразная социальная фантастика предупреждения – Е. Замятин «Мы» и др.)
· Коммуникативная функция (искусство как общение). Искусство – средство художественного общения и его родство с языком неоднократно подчёркивалось в истории эстетики (Лессинг, Гердер, Потебня, Кроче). На коммуникативности искусства основывается его современное семиотическое рассмотрение как знаковой системы. Как всякая знаковая система, искусство имеет свой исторически и национально обусловленный код, свои условности. Восприятие произведения происходит по законам общения, другими словами, это коммуникация с обратной связью. Навстречу опыту художника, зафиксированному в произведении, реципиент бросает свой опыт, осовременивающий, проявляющий и даже обогащающий смысл произведения. Художественное общение позволяет людям обмениваться мыслями, даёт возможность человеку приобщаться к историческому и национальному опыту, далеко отстоящему от него эпохально и географически. Тем самым искусство повышает духовный потенциал и общность человечества.
· Информационная функция (искусство как сообщение).Искусство несёт информацию, оно – специфический канал связи и служит обобществлению индивидуального опыта отношений и личному присвоению общественного опыта. Ещё Аристотель подчёркивал вероятностный характер информации, содержащейся в художественном произведении. Он считал, что искусство изображает то, что могло бы произойти (вероятное). Основатель кибернетики Норберт Винер утверждал, что сообщение о действительно произошедшем. Информация, переданная на языке танца, живописи, архитектуры, скульптуры, прикладного и декоративного искусства, легче усваивается другими народами, чем словесная. Она не нуждается в переводе. Информативные возможности художественного языка шире и качественно выше, так как язык искусства и понятнее, и образнее, и гибче. Художественная информация всегда оригинальна, эмоционально насыщенна, парадоксальна, эстетически богата, её язык аллегоричен, аллюзионен и более выразителен, чем естественный разговорный язык.
· Воспитательная функция (искусство как катарсис).Если воспитательное значение других форм общественного сознания носит частный характер: мораль формирует нравственные нормы, политика – политические взгляды, философия – мировоззрение, наука готовит из человека специалиста, то искусство готовит из человека человека (воздействует комплексно на ум и сердце). Искусство формирует целостную личность. Катарсическая (очищающая) функция является важнейшим аспектом воспитательного воздействия искусства на личность. Воздействие искусства ничего общего не имеет с дидактическим нравоучительством и идёт через эстетический идеал, который проявляется и в положительных, и в отрицательных образах
· Внушающая функция (Искусство как суггестия). Искусство – внушение определённого строя мыслей и чувств, почти гипнотическое воздействие на подсознание и на всю человеческую психику. Часто произведение буквально завораживает. Суггестия (внушающее действие) была присуща уже первобытному искусству и сохранилась и по сей день. Внушение – функция искусства, близкая к воспитательной, но не совпадающая с ней: воспитание – длительный процесс, внушение – одномоментный. Суггестивная функция в напряжённые периоды истории играет большую, иногда даже ведущую роль в общей системе функций искусства.
· Эстетическая функция (Искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций).Эстетическая функция – ничем незаменимая специфическая способность искусства: 1) формировать художественные вкусы, способности и потребности человека; 2) тем самым ценностно ориентировать его в мире; 3) пробуждать творческий дух, творческое начало личности, желание и умение творить по законам красоты.
· Гедонистическая функция (Искусство как наслаждение).Искусство доставляет людям наслаждение и создаёт глаз, способный наслаждаться красотой красок и форм, ухо, улавливающее гармонию звуков. Художественное творчество доставляет людям радость постижения красоты и художественной правды. Гедонистическая функция искусства опирается на идею самоценного значения личности. Искусство доставляет человеку бескорыстную радость эстетического наслаждения.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
План... Искусство как феномен... Функции искусства...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Функции искусства
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов