Реферат Курсовая Конспект
Художественного знака - раздел Культура, СЕМИОТИКА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА 1. Художественный Образ Тут Семиотика Имеет С...
|
1. Художественный образ
Тут семиотика имеет свой аспект, вытекающий и согласующийся с основным определением искусства: содержание искусства есть красота, творимая фантазией художника и существующая в фантазии, но выраженная также и вовне словами, звуком, красками, пространственными формами, движениями, мимикой, т.е. в той же форме, в которой существует язык. На этом основании искусство можно трактовать как знаковую систему, видеть в искусстве средство общения.
Искусство существует не для искусства, а для осуществления той полноты жизни, которая необходимо включает в себя и особый элемент искусства - красоту, но включает не как отдельное и самодовлеющее начало, а в существенной и внутренней связи со всем остальным содержанием жизни. То есть, в искусстве в качестве его предмета отображается все содержание жизни. А это, в свою очередь, предполагает сложность его как семиотической системы, сложность знака отображающего жизнь. В этой сложности нам предстоит разобраться.
Еще раз подчеркнем: нас интересует вопрос восприятия, интерпретации художественного текста. Нас интересует знаковый аспект искусства. Вопрос о том, как конкретное содержание, рожденное в сознании автора произведения искусства, становится фактом сознания потребителя. Т.е. становится знаковой системой, текстом, интерпретация которого возможна. Поэтому мы начинаем с осмысления характера этого содержания.
Основное понятие, которое используется в науке об искусстве - художественный образ. Искусство суть образное отображение мира. Выражение его содержания в чувственно конкретной форме. В форме, которую можно толковать как иконический знак, точнее, как символ, но, как уже подчеркивалось - сложный символ. Для уяснение вопроса мысленно разделим то жизненное содержание, которое отражается в искусстве на три относительно самостоятельные части:
Во-первых, в едином искусстве ясно выявляется пласт, который обычно называют "предметным содержание";
Во-вторых, искусство насыщенно эмоциями, поэтому уместно вспомнить об эмоциональном, оценочном содержании;
И, наконец, в-третьих, существеннейшую роль в искусстве играет красота, поэтому эстетический аспект также выявляется всеми авторами.
Рассмотрим каждый аспект конкретно.
2. Предметно-событийное содержание художественного образа
Для уяснения вопроса о специфике предметного содержания полезно сопоставить искусство с наукой. Искусство, как и наука, суть познание мира. Т.е. познание сущности, которая скрывается за явлениями действительности. Наука, отображая мир, выявляя сущность реальности, идет от единичного к общему, от конкретного к абстрактному и формулирует свои знания в абстрактной форме закона. Искусство, выявляя закономерное в образной форме (доступной для эстетического, чувственного познания содержания), формулирует общее, существенное знание о ней в форме единичного, как живой жизнеподобный образ - этот человек, это дерево и проч. Искусство, таким образом, соединяет общее и единичное. Философы пишут о результате такого осмысления как об особенном, типическом.
Впрочем, не трудно заметить, что каждый реальный предмет (событие) также является особенным, соединяющим единичные и общие черты. А в чем же тогда специфика искусства? Да, это так. И определение специфики предмета искусства только через понятие "особенное" будет ущербным, логически ошибочным, будет "ошибкой широкого определения". Поэтому точнее говорить - художественный образ по сути особенное, полученное в результате выборки; особенное, в котором "стерты случайные черты"; особенное, в котором, с одной стороны, благодаря выборке ярко выявлен значительный смысл, значительное содержание, а с другой - подчеркнут момент индивидуальный, причем в качестве существеннейшего. М.Б., точнее, индивидуальное содержание выявлено в качестве значительного, ценностно осуществленного.
3. Эмоционально-оценочное содержание
Многие искусствоведы недооценивают эстетическое содержание искусства, но крайне высоко оценивают именно эмоциональную его значимость. Впрочем, не ценностный аспект как таковой составляет специфику художественной деятельности. Ибо наука тоже оценивает реальность - правда, она не ищет целей в природе, но оценивает ее с точки зрения практического использования, выявляет некий прагматический, утилитарный смысл различных природных явлений. Поэтому только эстетические эмоции, эмоциональная оценка действительности специфична для искусства.
Однако нельзя не учитывать то, что эмоции бывают разными. Психологи различают два основных типа эмоциональной оценки:
Во-первых, это обыденные эмоции, вплетенные в жизненную реальность, которые суть оценки спонтанные, субъективные. Их также часто характеризуют как обыденные и как случайные.
Вот кто-то поскользнулся и едва не упал - все смеются (оценка!) вместе с «неупавшим». Вот кто-то, не расслышав, неудачно ответил на вопрос - тот же смех-оценка.
Над многообразием обыденных эмоций возвышаются художественные эмоциональные оценки. Они отличаются тем, что касаются существенных элементов бытия. Правда, некоторые теоретики полагают, что художественные эмоции суть всегда оценки типического, повторяющегося явления. Я бы так не говорил. Данное представление (в духе Платона) явно недооценивает индивидуально-личностный аспект жизни, ставит его ниже общего, типического. Я вовсе не отрицаю того, что общие идеи могут вызывать эмоциональное отношение, но не они составляют главный элемент художественного содержания. Искусство суть выражение содержания индивидуального бытия, отражение индивидуального содержания. Еще раз подчеркнем - индивидуальное бытие не тождественно несущественному, случайному. Индивидуальное бытие имеет самое богатое содержание. Другое дело, что в жизни даже выдающейся личности легко обнаружить моменты несущественные, рутинные, неэстетичны (по общему правилу именно они - общие для многих). Искусство, благодаря выборке, именно эти моменты опускает.
Впрочем, нельзя не отметить, что иногда влияние общих идей и чувств-настроений столь существенно, что они приобретают эстетически значимые черты. Вот самый известный и, как считают некоторые искусствоведы, убедительнейший пример:
Великий немецкий писатель, поэт и философ Гете, будучи молодым человеком, был отправлен в служебную командировку. Ездить в командировку - дело обычное для мужчин, особенно молодых, - начальство предпочитает посылать именно молодых (значит, отражено типическое).
В командировке он влюбился, что является делом вполне обычным и типичным для командировочных. Влюбился он в чужую жену - опять же все знают, что именно в чужих жен обычно влюбляются и молодые и видавшие виды ветераны. Барышня повела себя так, как поступают почти все на ее месте: приятно иметь рядом с собою молодого и талантливого поклонника, но и от мужа уходить она не торопилась. Т.е. вела себя по-обычному сценарию - "не сказала нет, но… не сказала да". Таким образом Гете попал в неприятную ситуацию, также весьма типичную для неопытных романтичных молодых людей (вспомним хотя бы Тургенева). Но он смог пересилить себя - разорвал отношения и написал самый знаменитый роман о страданиях молодого Вертера, в котором изложил историю своих приключений. Правда, главный герой романа закончил историю плохо - застрелился.
История имела продолжение. После того, как роман вышел в свет, в Европе началась "эпидемия самоубийств". История Вертера имела столь широкий общественный резонанс, что Гете пришлось написать некий разъясняющий текст, в котором он попытался объяснить поведение своего героя, уникальностью его личности и соответственно уговорить молодых людей "так не делать". Разговоры о самоубийствах притихли, впрочем, начало наполеоновских войн сделали эти разговоры неактуальными.
Но историю Вертера не забыли. А искусствоведы дали ей свое объяснение. Гете де выразил то общее настроение, которое господствовало в Европе в данный исторический период, в период Великой Французской революции. Он в индивидуальной форме выразил дух эпохи, основное эмоциональное состояние, господствующее в передовых умах. То есть индивидуальное (застрелился) суть выражение типического настроения. Индивидуальное - выражение социальных эмоций, которые суть отражение конкретно исторической ситуации.
Данная трактовка событий излишне концептуальна, искусственна. Реалистичней выглядит следующее представление. У одного любовь сильна, а у другого есть желание подражать, сыграть красивую роль. Это странное влияние искусства на жизнь заметил еще Ф.М. Достоевский (Братья Карамазовы!). Несомненно, искусство и создает дух эпохи и отражает его. Но зачем так явно преувеличивать роль общего? И Гете прав, когда он подчеркивал роль индивидуальных обстоятельств в жизни его героя, роль индивидуальности. И ценность Вертера связана именно с этой уникальностью. Стоит только указать, что молодой человек, который подражает Вертеру, больше похож на обезьяну, чем на романтического героя (и, вообще, смешно подражать литературному герою), как желание столь безответственно поступать со своей жизнью пропадет.
Итак, искусство акцентирует индивидуальный аспект бытия. Искусство, как уже отмечалось, по своей сути есть не обобщение, а выборка, позволяющая сконцентрироваться на главном, не упустить главного, и что важно для верного уяснения разбираемой проблемы - эмоционально оценить главное, выявить ценностный смысл его. Но это главное обнаруживается, прежде всего, в индивидуальном бытии - творчески неповторимом, а потому бесценном.
4. Эстетическое содержание
Разъясняя вопрос об эстетическом содержании художественного образа, ссылаясь на Пифагора и Шеллинга, ученые говорят: "произведение искусства, о чем бы оно ни повествовало, есть всегда образ Космоса, образ универсума, причем этот образ прекрасен". Произведение искусства добавляет к значительному духовному содержанию еще и эстетический момент. Однако, иногда эстетическое содержание трактуют упрощенно, односторонне - лишь с формалистической точки зрения: прекрасное есть гармоническое соотношение частей в целом, которое достигнуто художником благодаря мастерству, следовательно, является проявлением мастерства, его знаком.
В данной трактовке упущено тот очевидный факт, что эстетическое содержание органично связано с эмоциональной, духовной сферой бытия. В произведении искусства нужно различать: 1) эстетические чувства автора (отношение его к героям, событиям), которые он может прямо и непосредственно не высказывать; 2) чувства героев - их переживания по поводу событий, отображенных в романе; наконец, 3) эстетические чувства не связанные непосредственно с миром человеческой душевности.
Кроме того, нельзя забывать, что художественный взгляд на мир - это всегда обнаружение в нем эстетического аспекта, а также тот факт, что, воплощая сюжет в материале, художник стремится сделать это совершенно, т.е. воплотить в произведении искусства свое представление о красоте, о совершенстве бытия. Но и сам процесс творчество эстетичен, прекрасен. Ведь в момент творчества личность выражает свое самое существенное содержание. Это тот момент, который доставляет наслаждение и самому творящему и зрителю. Поэтому столь эстетически ценным представляется игра актера, которая, по сути, есть творчество, импровизация на глазах у зрителей.
Таким образом, эстетическое содержание является не только существенным, но и специфическим свойством, отличающим искусство от других форм человеческой деятельности. Не существуя автономно от других ценностей, эстетическое содержание является сутью искусства.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
В Б Храмов... СЕМИОТИКА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА Учебно методическое пособие...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Художественного знака
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов