Статус философии в современной культуре - раздел Культура, ЧАСТЬ І. ПРОГРАММА КУРСА ЛЕКЦИЙ РАЗДЕЛ І. ФИЛОСОФИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ Отличительной Чертой Нашего Времени Является Его Трагичность. Ххі Век, В Кото...
Отличительной чертой нашего времени является его трагичность. ХХІ век, в который мы недавно вошли, только подчеркивает эту трагичность. А нарастающее осознание того, что это не просто хронологический переход, а рождение новой вселенной человческих судеб, вызывает отчаяние, растерянность, предчувствие кризиса оснований цивилизации, разрушения жизнесозидательных смыслов. Но кризис культуры – это еще не гибель культуры. Кризис ставит перед растерянным человечеством не вопрос о похоронах культуры, а проблему поиска новых максим ее. И задача философии – выявить и объяснить эти максимы, понять общность и специфические черты традиции и культурной новации и определить схемы и нормы поведения человека в сфере новой духовности. Какой же должна стать сама философия, чтобы быть способной решать эти главные проблемы?
Прежде всего, она должна освободиться от метафизики в отрицательном значении этого слова и стать философией человека и для человека. Философия должна занять такую позицию, с которой мир можно увидеть глазами личности и именно как мир этой личности, как значимый для личности мир, котрый приобретает смысл и может быть оправдан только в контексте жизни личности.
Философия должна преодолеть рационалистическую одномерность и однозначность классической традиции. Плюрализм для новой философии предстает в качестве того, чем для классической традиции был рационализм: максимой, которая определяет способ и стиль философствования. Единственно истинной и исчерпывающей интерпретации нет и быть не может. Тем более важной эта мысль становится тогда, когда объектом философствования выступает человек: никто не знает единственной и полной истины о человеке, ибо такой истины просто не существует. Задача философии – обосновать идею человека как универсального существа, рациональность которого выступает лишь в качестве одного из проявлений многомерной и разномерной сущности человека в мире, определить и обосновать права личности на самоосуществление в качестве личности.
Каждый раз, включенные в новую культурную ситуацию, мы вынуждены не просто переживать ее, а быть созидателями этой ситуации, а значит – быть созидателями исторического процесса, который благодаря этому предстает как избранная нами наша собственная судьба. И именно философия должна показать, какое место в этом процессе предстоит занять человеку, как и ради чего он будет участвовать в этом процессе.
Отмеченные выше факторы меняют статус философии в современном мире, ведут к новой ранжировке яе функций. На первый план выступают такие функции, как мировоззренческая, методологическая, социально-критическая, аксиологическая.
Мировоззренческая функция отражает способность и стремление философии к формированию ориентиров, которые обеспечивают сознательное поведение человека в мире и помогают осмыслить свое место в нем и жизненное предназначение. Эта функция также указывает на философию как основу научной картины мира.
Методологическая функция выявляет способность философии благодаря специфике своего предмета разрабатывать и рекомендовать науке фундаментальные принципы, формы и средства познавательной деятельности, на основе которых конкретные науки создают свои собственные дисциплинарные методы исследования. Методологическая функция философии проявляется и в том, что она обуславливает способ видения мира и таким образом влияет на выбор предмета конкретно-научного исследования и средств познания. Эта функция осуществляется посредством обощения научного опыта и формирования научной картины мира, разработку категориального аппарата мышления, с помощью которого осмысливается предмет, средства и способы конкретно-научного познания.
Социально-критическая функция проявляется в общественной ориентации философии, в том, что она выявляет и осмысливает законы общественной жизни и этим влияет на процесс ее организации, выбор стратегии социального развития. Философия предлагает людям идеалы и ценности, которые, с одной стороны, придают жизни смысл и значение, а с другой – служат оринтирами в созидательной деятельности. Философия критична по само своей природе. Она принципиально не признает неизменность данного, отвергает авторитет внешности. Она, как писал В.Соловьев, учит человека не признавать никаких границ, не склоняться ни перед какими авторитетами, не считаться ни с какими суждениями, если они навязваются человеку извне, не держаться ни за какие блага, если они не добыты самим человеком. Философия разрушает зависимость человека от природной внешности, освобождает от внешнего насилия, свергает чужих идолов и богов каждый раз, когда они начинают угрожать его свободе и лишают его собственной воли. И одновременно философия показывает человеку что и как он должен делать, чтобы стать человеком (Кант), открывает простор для поисков нового, дает надежду на достижение идеала.
В этом, кстати, следует искать ответ на вопрос: стоит ли изучать философию. Очевидно, что можно прожить и без нее. Как можно прожить без живописи, музыки, литературы. Как, в конечном итоге можно прожить и без науки. Но без всего этого человек не совсем человек, а точнее – и не человек вовсе. Сущность человека определяется не желудком: в этом мы ничем не отличаемся от животного. Только свободный дух делает человека человеком, только идея наполняет нашу жизнь смыслом и значением. А философия и есть дух, воплощенный в слове.
РАЗДЕЛ І ФИЛОСОФИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ... Тема ФИЛОСОФИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ Цель изучения темы усвоить и осмыслить причины и условия формирования философии ее структуру и статус в современной...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Статус философии в современной культуре
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Философия и мировоззрение
Так что же такое философия? Чтобы понять это, необходимо обратить внимание на те вопросы, которые с самого начала она ставит перед собой. Философия сориентирована не на исследование конкретных пред
Предмет философии в его исторической динамике
Ответ на вопрос о том, что изучает философия, необходимо искать в ее статусе теоретического типа мировоззрения. Мировоззрение же всегда обращеноь к основаниям мира и человека, к первичным условиям
Структура философии
Одновременно с процессом формирования и исторических модификаций предмета философии происходит и ее структуризация, те есть становление и развитие основных разделов философских знаний. Уже античная
Методы философского исследования
Своеобразие и специфика предмета философии подводит нас к выводу о том, что 1) этот предмет существенно отличается от предмета конкретных наук и 2) что познание этого предмета требует иных, чем кон
Философская мысль цивилизаций Древнего Востока
Предпосылки возникновения и развития философии формировались в период перехода древнего общества от века бронзы к веку железа.
По мнению Чанышева все древние сообщества века бронзы имеют р
Основные этапы развития античной философии
Предпосылки возникновения античной философии формировались в IX – VII вв. до н.э. в процессе становления и укрепления общества века железа. Этот процесс в европейском средиземноморье происходил зна
Периодизация античной философии
Традиционно в истории античной философии выделяют три основных этапа. Первый этапохватывает период с середины VII до середины V вв. до н.э. и называется натурфилософским или досократическим.
Философия европейского средневековья
Путь к пониманию средневековой философии проходит не через строго очерченные хронологические границы ее развития. Такое ограничение просто невозможно. Действительно, когда начинается средневековье?
Философия Возрождения: особенности и круг проблем
Пенессанс – это эпоха рождения новой цивилизации, которая принципиально отличалась от традиционного средневекового общества. Основой этой цивилизации является промышленность с широким разделением т
Новоевропейская философия
Основные черты философии XVII века и ее связь с исторической практикой
XVII век был периодом мощного подъема новой индустриальной цивилизации, основания которой формировались в э
Идеалы просветительской философии
Просвещение как эпоха и как интеллектуальное движение, в которое были втянуты все страны цивилизованной Европы,– явление такое сложное и многозначное, что его характеристику можно начинать с самых
Западноевропейская философия второй половины ХІХ века
Переосмысление классического философского наследия вообще и классической немецкой философии, в частности, начинается примерно в середине ххІ в. и осуществляется в двух направлениях
Основные этапы развития белорусской философской мысли
Ранний этап становления белорусской философской мысли связан с именами Ефросиньи Полоцкой, Кирилла Туровского, Климентия Смолятича. Этическая тематика здесь преобладает над всеми другими тем
Словарь основных терминов
Агностицизм– философское учение, сторонники которого отрицают способность человека к объективно-истинному познанию.
Аксиология– философское учение о проис
Философское учение о бытии
Мир образован бесконечным множеством разнообразных предметов, явлений и процессов, общей чертой которых является сам факт их существования. Эти предметы меняются, соединяются с другими предметами,
Проблема субстанции в философии
Первым и общим признаком бытия является существование. Но что выступает его первопричиной, адиной первоосновой? Для обозначения такой первоосновы в истории философии пользовались категорией субс
Философское учение о материи
Субстанциальные поиски философии привели к формированию понятия материи, которое в историко-философском процессенеоднократно меняло свое содержание. Первоначально под матеорией понимали опре
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов