Решение проблемы специфики человеческого бытия в философской антропологии
Решение проблемы специфики человеческого бытия в философской антропологии - раздел Образование, ОСНОВЫ ФИЛИСОФИИ Проблема Человека – Одна Из Основных, Практически Цен...
Проблема человека – одна из основных, практически центральная в философской мысли. В отличие от частных наук (психология, социология, биология) философия выражает отношение человека к миру и стремится к постижению его целостности. Философия исследует не мир как таковой, а смысл бытия человека в мире. Человек рассматривается не просто как вещь среди вещей, а как субъект, способный к изменению мира и самого себя.
И. Кант в своих размышлениях пришёл к выводу, что в философии существуют всего три вопроса, на которые она призвана ответить: Что я могу знать? На что я могу надеяться? Что я должен делать? Все они сводятся к одному: Что такое человек?
В Древнем Китае человек занимает срединное положение в мире, соединяя в себе тёмное и светлое, мужское и женское, активное и пассивное начала, покой и движение. Мир создан не ради человека, он – лишь последнее звено саморазвития мира, движения времени по кругу.
В античной философии человек космоцентричен. Он является микрокосмом, подчинённым высшему началу – судьбе. Человек не только познаёт себя, но и выступает мерой всех вещей природных и социальных.
В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором неразрывно и противоречиво связаны два начала: душа и тело. Образ человека становится теоцентричным.
Философия Нового времени смещает «божественное» на периферию человеческой жизни. Образ человека становится антропоцентричен, человек начинает верить в себя.
Философия XIX – начала XX веков гипертрофировала духовное начало в человеке, сводя в одних случаях его сущность к рациональному началу, а в других – к иррациональному. Со временем человек становится в центр философского знания. Возникает деятельностная парадигма, согласно которой человек рассматривается как предметное существо, которое способно к опредмечиванию и распредмечиванию. Опредмечивание есть превращение деятельностных способностей человека в свойства предмета. Распредмечивание – это превращение характеристик предмета в деятельностные способности человека.
Помимо предметного человек является и общественным существом. Общественно-предметный мир, с одной стороны, создаётся человеком, с другой стороны, формирует человека, социализируя его. Каждый общественный предмет – посредник между людьми и является средством коммуникации, соединяя человека с человеком.
В рамках деятельностной парадигмы сформулированы критерии, отличающие его от животного:
- Животное не производит, человек производит
- Животное строит сообразно мерке и потребности своего вида, человек строит по мерке любого вида (не только дома, но и скворечники и т.п.)
- Животное действует в соответствии с физической потребностью, человек действует по-человечески, когда свободен от такой потребности
- Животное действует узко утилитарно, человек способен действовать универсально
- Животное непосредственно тождественно своей жизнедеятельности, человек делает свою жизнедеятельность своим предметом.
Поскольку собственная жизнь человека является для него предметом, его деятельность является свободной, т.е. достигает высшей формы деятельности - самодеятельности.
В конце ХХ века произошла трансформация принципа антропоцентризма. В самом общем виде суть современной интерпретации антропоцентризма можно выразить так: человек является эндогенным образованием, т.е. возникшим в результате внутренних причин, по отношению к миру в целом и той его части, которую называют природой.
Одной из форм антропоцентризма выступает антропный принцип в космологии: мир таков, потому что существует человек. Это доказывается тем, что основные параметры нашей Вселенной соответствуют появлению и развитию разумной жизни. Исходя из этого, человек не есть случайное явление, а результат направленного мирового процесса самоорганизации.
Однако в современных условиях цивилизационного кризиса на первый план выходит обратная сторона антропоцентризма: существование человека во Вселенной возможно потому, что она такая, какая есть. Это означает, что есть предел способов и степени преобразования человеком окружающего его мира, что выражается в экологических проблемах современности.
В связи с вышесказанным, принцип антропоцентризма приобретает новое содержание. Человек занимает одно из центральных мест в мире не потому, что он есть «вершина» эволюционного процесса, а потому, что человек может стать фактором направляемости или управляемости развития, при этом направляя последнее в сторону повышения стабильности глобальной системы «общество – природа».
Философия, ее предмет и роль в обществе.
Философия – наука. Существует огромное множество определений философии как науки. Слово «Философия» переводится с древнегреческого языка как «любовь к мудрости». Если отталкиваться от перевода,
Основные категории и понятия философии.
Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия или философия истории), учение
Проблема основного вопроса философии.
Когда-то философия была матерью всех наук. Собственной, никаких наук еще не было, а была одна философия как основа познания мира, и первые философы назывались мудрецами. Они очень много, по тем вре
Методы философии
Исходя из того, что предметом исследования философии являются наиболее универсальные принципы мышления и познания, можно сделать вывод о методологичности философии, т.е. она является всеобщим
АНТИЧНОСТЬ.
1.Зарождение философии.
2.Философия Древнего Востока.
3.Философия Античности. Космоцентризм. Первые философы и проблема начала
Зарождение философии.
Изучая исторические типы философии, необходимо иметь в виду, что история философии, в отличие от истории других наук, является органической частью философии. Так как философские проблемы относитель
Философия Древнего Востока.
Начало философской традиции в Древней Индии обусловливается появлением структур классового общества, ставших впоследствии кастами– брахманы (жр
Антропологический материализм Л. Фейербаха
Несмотря на подавляющий авторитет учения Гегеля, в Германии появляется философ, который с позиции материализма даёт резкую критику идеалистической диалектике Гегеля. Это Фейербах Людвиг
Современная западная философия
1. Общая характеристика современной западной философии. Сциентистское (рационалистическое) направление: неопозитивизм, структурализм, герменевтика.
3. Антропологич
Инструментальная концепция.
Сознание рассматривается как «личный компьютер», раскрывающий операционно-вычислительные способности человека. Корни такого подхода – в механистических традициях Нового времени, когда сознан
Интенциональная концепция.
Интенциональные свойства сознания стали систематически изучаться с начала ХХ века в феноменологической философии и психологии. За понятием «интенциональность»закрепилось значени
Кондиционалистская концепция.
Акцентируется на зависимости сознания от телесной организации, от строения и функций психики, бессознательного, факторов общения, социального окружения, культуры и истории человека. Эти факторы зам
Формы знания и познавательной деятельности
Как уже рассматривалось нами, сознание – это всегда осознанное бытие, выражение отношения человека к своему бытию. Знание – это объективная реальность, данная в сознании
Чувственное и рационалистическое познание
В процессе познания задействованы практически все способности человека, среди которых важнейшими являются чувства и разум.
Чувственное знание
Понятие истины. Истина и заблуждение
Непосредственной целью познания в любой его форме является истина. Категории истины и заблуждения – ключевые в теории познания, выражающие две противоположные, но неразрывно связанные
Понятие общества. Основные концепции общественного развития.
Общество понимается как продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших социальных групп людей, объединённых не на основе общности, а совместных интересов
Человек, индивид, индивидуальность, личность.
Человек как родовое существо конкретизируется в реальных индивидах. Понятие «индивид» указывает, во-первых, на отдельную особь как представителя высшего биологического вида Homo
Смысл и назначение человеческого бытия
Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначении человека. Не почему?, а для чего? живёт человек. Среди многих подходов к решению этой проблемы
Сущность исторического процесса. Философия истории.
Сущность исторического процесса изучает философия истории, которая представляет собой один из тематических разделов философского знания. Термин «философия истории» появился в истории европей
Проблема периодизации исторического процесса.
В современной философии истории существует два основных подхода к историческому процессу.
Первый подход предполагает существование отдельных обществ и стран, и их групп или систе
Учение Данилевского о культурно-исторических типах.
Николай Яковлевич Данилевский (1822 - 1885) в исследовании "Россия и Европа" предложил новую формулу "построения истории": история не есть прогресс некоего общего разума, нек
Техногенный характер глобальных проблем современности.
Начиная с 70-х г.г. ХХ века со всей очевидностью определились не только планетарные масштабы индустриального общества, но и его всеобщий кризис, проявившийся в возникновении гло
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов