Реферат Курсовая Конспект
Средства архитектурной композиции. - раздел Образование, Объемно-пространственная композиция 2.3.1. “Архитектурная Тектоника”. Понятие Тектоники...
|
2.3.1. “Архитектурная тектоника”.
Понятие тектоники в архитектуре возникло как результат совместной деятельности архитектора и инженера, взаимосвязью художественного и технологического способов мышления и деятельности в материале; пластически разработанная и художественно осмысленная конструкция сооружения.
Выделяют три варианта представления о тектонике:
1) Конструктивная тектоника – непосредственная демонстрация конструктивной структуры;
2) Художественная тектоника – пластическая форма отражает принципиальные особенности работы конструкции;
3) Ложная тектоника или атектоника – декоративные формы искажают представление о несущих способностях и напряжениях конструктивных элементов.
2.3.2. Архитектурно-тектонические системы:
1) стоечно-балочная;
2) стеновая;
3) каркасно-сводчатая.
Стоечно-балочная система возникла в эпоху неолита, когда люди, жившие в пещерах и ямах, научились покрывать свои землянки естественными материалами – листьями и глиной, возводя каркас из стоек, для которых использовались стволы деревьев и “балок”, роль которых играли ветки деревьев. В геологическом понимании тектоники эти сооружения можно было назвать тектоническими, но с точки зрения архитектуры – нет, потому что сооружения не являлись архитектурой как результатом художественного осмысления действительности.
Стеновая тектоническая система – это древнейший комплекс сооружений включает в себя эстетически обработанную (выглаженную) стену, и чёткую пространственную структуру, и образ монументальной крепости.
Стоечно-балочная система, сохраняя свою конструктивную суть и логику, претерпевала пластические эволюции в течение веков.
В Древнем Египте храмовая архитектура создавалась специально для поддержания культа божества. Основным композиционным средством был масштаб (немасштабность здания человеку, сверхчеловеческий масштаб). Художественно-тектоническая выразительность храмового пространства достигалась не только разделением её элементов на несущие и несомые, но и пропорциями огромных столбов-колонн и их пластической обработки. Также большую роль играл ритм колонн. В результате пристроек, совершавшихся в разные периоды и при разных фараонах, ритм колонн изменялся, а колонны имели различные пропорции.
В Древней Греции появился ордер как развитая конструктивно-эстетическая система в архитектуре. Особая упорядоченность частей постройки, сообщавшая сооружению гармоничность, уравновешенность, устойчивость и имевшая определённую систему значений, была закономерным результатом, следствием и частью системы взглядов, философии, обычаев и всей жизни Древней Эллады. Было найдено соответствие между строением колонны и человеческим телом.
В Древнем Риме появилась стоечно-арочная конструкция. “Изобретение свода породило совершенно новую архитектурную форму – прямая, чистая выхоленная линия греков перегнута Римом в плавную дугу”.
В эпоху Древнего Рима были созданы образцы безупречных в тектоническом отношении сооружений – мосты (акведуки, виадуки), в которых единство материала (камня), формы, конструкции и окружения достигнуты в полной мере.
В постройках романской архитектуры доминировала масса стены. Каменная балка не могла обеспечить перекрытия больших пролётов, необходимых для зальных помещений, возникли и стали развиваться различные формы сводов, распор которых поглощался массивной стеной.
В эпоху готики происходит перерождение стоечно-балочной системы в каркасную для облегчения веса здания. Стена несущей способностью не обладала, а отделяла внешнее пространство от внутреннего. Тектоническая способность формы имеет эмоционально-эстетическую силу воздействия на человека. Сверх масштабность не подавляет человека, а возвышает и приближает к богу.
Архитектура Возрождения – стремление идеализировать и канонизировать ордерные системы, найти рецепты “вечной красоты”.
Стиль барокко – атектоничен, пластика зданий существовала независимо от конструкций.
Классицизм – роль ордера – накладные декорации на фасаде ввиде пилястр и полуколонн, идея выражения ордерных композиций, показать порядок, абсолютизм.
Новые материалы и конструкции:
1) пространственно-решётчатая конструкция;
2) складчатая конструкция;
3) оболочки;
4) конструкции из пространственно искривлённых поверхностей;
5) висячие покрытия;
6) конструкции из тросов, ткани или тонких листов металла.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ижевский монтажный техникум...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Средства архитектурной композиции.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов