рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ЛЕКЦИЯ № 8: ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА

ЛЕКЦИЯ № 8: ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА - раздел Образование, Задание по ИИАГ №1. План описания объекта Вопросы К Семинару:   1. Отличительные Особенности Рим...

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

 

1. Отличительные особенности римского искусства в сравнении с искусством Древней Греции и эллинистических государств. Влияние искусства этрусков на развитие искусства Рима.

2. Искусство периода Республики. Сложение римского стиля, основные жанры. Римский скульптцрный портрет. Стили помпейских росписей.

3. Искусство периода Империи. Изменения в характере пластики и харктере скульптуры. Римская статуарная скульптура и скульптурный портрет. Исторический рельеф. Мозаимка. Файюмские портреты.

 

 

1. В общем контексте рационалистической культуры Древнего Рима искусство являлось одним из средств разумной организации жизни. Римский писатель Лукиан устами одного из своих героев говорил: “Искусство есть совокупность навыков, приобретённых упражнением для некоей полезной в делах житейских цели”. В римском искусстве в целом существовали два направления: официальное, способствовавшее утверждению римской идеологии на всём обширном пространстве империи и потребительское, обслуживавшее эстетические запросы различных социальных групп. В сравнении с культурой Древней Греции и эллинистического мира для Рима характерно более трезвое понимание, “прозаичность”, точность и историзм мышления, в то время, как культура Греции была более романтичной, возвышенной и мифологичной. Эта конкретность мышления и деловой подход к жизни отразились во всех видах искусства Рима. Академик А.Ф. Лосев в своей книге “Элинистически-римская эстетика” пишет: “Римское искусство рассчитано на широкое движение, на мощный размах, на могущественное развёртывание силы. Это соединяется со страстной привязанностью ко всему роскошному, декоративному и блестящему… Рим хочет удивить, поразить”.

Захват огромных территорий, по-существу всемирное господство Рима периода Империи породили в сознании тот специфически римскмй социальный универсум, который создал новые архитектурные формы и, прежде всего, купольный свод, как символ этого мирового господства. Но в римском искусстве сила и мощь соединяются с пестротой и многообразием форм, в особенности в интерьере. Эклектизм римского искусства обусловлен, с одной стороны, отсутствием глубоких национальных традиций и восприимчивостью к элементам чужих, более развитых культур, с другой стороны – тем самым желанием поразить, удивить зрителя роскошью и богатством. Греки говорили: «Мастер не сумел сделать красиво, поэтому сделал богато». Для римлян же богатство и красота были понятиями тождественными. Категории меры и гармонии, основные для искусства Греции, в Риме были утрачены.

Римское искусство складывалось на основе взаимодействия искусства местных племён с наследием Греции. Заметно также влияние более древней этрусской кульутры. Сохранились памятники этрусского искусства VI – V вв до н.э., в основном - это предметы заупокойного культа: скульптурно оформленные саркофаги, урны, рельефы и росписи из гробниц, а также бронзовые статуи божеств и воинов, в которых ясно прослеживаются архаически-героические черты (своеобразная улыбка, стремление к анатомической достоверности строения тела, элементы греческого орнамента). Наиболее известные скульптуры этрусского периода: статуя Аполлона и Вэй, бронзовая химера, саркофаг со скульптурным изображением супружеской пары на пиршественном ложе, Капитолийская волчица – бронзовая статуя, которая была установлена в центре Рима в V в до н.э., рельеф бронзовой колесницы «Львы, раздирающие Горгону». Этруски – племя неизвестного происхождения. Их язык до сих пор не расшифрован. Они не были народом, родственным италикам, но благодаря более высокоразвитой культуре до V в до н.э. влияние её на территории Италии было ведущим, многие элементы этрусской культуры органически вошли в культуру Древнего Рима.

 

2. Во II-I вв. до н.э. в основном уже сложился собственно римский стиль в архитектуре и искусстве. Сложение достаточно строгого и типизированного языка архитектурных форм заставляет перенести акцент в интерьеры зданий, которые становятся всё более изысканными и пышно декорированными. Роспись стен строится кначале на основе греческих традиций. Завоевательные походы римлян способствуют распространению образцов греческого искусства: создаются специальные коллекции живописи. скульптуры, керамики, размножаются копии греческих памятников. Наиболее любимым становится жанр скульптурного портрета. В раннереспубликанский период был распространён греческий тип портрета, для которого характерна некоторая идеализация героя, «облагораживание» формы. Очевидно, портреты республиканской эпохи часто выполнялись греческими мастерами. Но наряду с портретами этого типа появляются уже и чисто римские работы: здесь всё подчинено передаче индивидуального образа портретируемого, неповторимости его личности. Развитие скульптурного портрета всё больше идёт по пути реализма. Личность у римлян всегда социальна и исторична. Портрет создаёт образ участников ожесточённой общественно-политической борьбы, в лицах чувствуется напряжённость мысли и сила страстей.

Эти различия греческого и римского скульптурного портрета обусловлены тем, что зарождение римского портретного жанра связано с древним этрусским обычаем делать заупокойные портреты знатных предков с использованием восковых масок. Вначале восковые маски, снятые с лиц умерших родственников, украшали атриумы, выставлялись на семейных торжествах. Позже знатные граждане на основе этих масок заказывали изготовление бюстов предков. Каждый знатный римлянин собирал коллекцию таких бюстов в доказательство древнего происхождения своего рода и знатности фамилии. Портретам республиканской эпохи свойственно некоторое упрощение и резкость форм, сухая моделировка, и в то же время их отличает высокий реализм. Наиболее ранние портреты - это портреты стариков (очевидно, мемориальные), статуи ораторов и известных деятелей республики: Авла Метелла, Помпея, Юлия Цезаря. Иногда бюст отливался из бронзы, а глаза инкрустировались слоновой костью и цветными полудрагоценными камнями, создавая эффект «живого взгляда».

Развитие искусства оформления интерьера лучше всего прослеживается в Помпеях – городе, погибшем в 79 г. н.э. при извержении вулкана Везувий. Пепел, засыпавший город, как бы «законсервировал» в первозданном виде жилые дома и их убранство. Вот почему стили оформления парадных комнат названы помпейскими, хотя в других городах интерьеры богатых домов оформлялись подобным же образом. Во II в. до н.э. был распространён «инкрустационный стиль». Он базируется на греческой традиции и имитирует в росписи кладку стен из блоков камня различных пород: мрамора, яшмы, особенно в нижних частях стен. В I в. до н.э. появляется «архитектурно-перспективный стиль» - на стенах изображаются различные архитектурные элементы: рустованный цоколь, арки, колонны, окна с различными видами природы, портики с элементами перспективы и светотенью. Перспективные приёмы изображения как бы «ломают» стену, зрительно расширяя и изменяя реальное пространство. Часто между колоннами помещались картины, изображающие перспективы улиц, ландшафты. Третий стиль – орнаментальный или ориентализующий – появляется в конце I в. до н.э. Это строгий, изящный стиль, строящийся на основе уравновешенных композиций на пласкости стены с применением линейного орнамента на ярком фоне. Иногда выделяется центральное поле, на котором помещается картина. Четвёртый стиль – декоративный или театральный – распространяется в I –II вв. н.э. В плоскости стены появляются фантастические динамичные перспективные композиции, зрительно разрушающие плоскость стены. Этому способствуют также насыщенные яркие цвета.

 

3. В период правления Октавиана Августа появились изменения в характере пластики. Усиливается идеологическая функция искусства, его официальный характер, что приводит к идеализации и стилизации черт в портретном искусстве. Множество статуй Августа устанавливается по всей империи. Часто он изображается в виде Юпитера со фигуркой богини победы Виктории и жезлом в руках. Скульптура прерващается в ремесло, нивелируются авторские черты, но средний уровень мастерство художников был высоким.

В период расцвета империи новой разновидностью скульптуры стали конные статуи императоров, которые устанавливались на площадях на специальных пьедесталах. Статуарная скульптура из бронзы и мрамора применялась для оформления императорских форумов. Театров, интерьеров храмов. Она несколько оживляла однообразные, строгие фасады римских общественных зданий, служила целям композиционной организации пространства форумов, одновременно увековечивая память императоров и известных исторических деятелей эпохи.

Скульптурный портрет приобретал более официальные черты. В период расцвета империи искусство римского скульптурного портрета достигает высшего совершенства. Главной чертой становится реализм в изображении характера человека, наиболее ярких черт его личности. Сохранилось множество бюстов римских императоров и членов их семей. Наиболее известные из них: скульптурные портреты Веспасиана Флавия, Каракаллы и его жены, Нерона и его матери, Агриппы, Траяна. Коммода. В период правления императора Адриана, почитателя греческой классики, в скульптуре появились вновь черты идеализации натуры. Особенно известные памятники того времени – скульптурные портреты Антиноя – любимца Адриана, греческого юноши, погибшего в молодом возрасте. Эти портреты стали символом классической юношеской красоты. В период упадка империи искусство скульптурного портрета переживает глубокий кризис жанра. Приход к власти «солдатских императоров» – людей простого происхождения, часто выходцев из провинций, отразился в их портретах: черты лиц огрублены, во взгляде чувствуется презрение и усталость. Таковы портреты Филиппа Аравитянина, Максимина Фракийца, воплотившие образ «варварского» Рима.

Христианство с его отрицанием плоти, идеализацией духа, очевидно оказало влияние на изменение характера пластики и иконографии портрета6 преувеличиваются глаза. Лицо становится схематичным, массы укрупняются, образ «отрывается» от реального объекта изображения очень значительно, превращая портрет в некое подобие идола. Таковы портреты императоров диоклетиана м константина. Наблюдается общее падение уровня художественного мастерства.

Походы римских полководцев, их победы и триумфы увековечивались в жанре исторического рельефа, часто заполнявшего свободные плоскости стен мемориальных сооружений: триумфальных арок, пьедесталов памятников и фризы мавзолеев. Триумфальная колонна Траяна снизу доверху опоясана спиралевидной лентой рельефа, общая длина которого составляет 200 м. В основу сюжетов положена история победоносных походов римлян в Дакию. Рельеф внутри проёма арки Тита - удачно найденное решение как бы увековечивающее триумфальное шествие императора после победы над восставшей Иудеей.

Римская мозаика является продолжением уже выработанных ранее в эллинистическом искусстве приёмов декоративного оформления интерьеров. Мозаика, служившая, в основном, для украшения полов, развивалась от несложных геометрических узоров, выложенных галькой или набором чёрно-белых камней. Поверхность выложенной в слое извести мозаики шлифовалась, в результате чего возникал ровный блеск поверхности. В период расцвета империи появляются целые мозаичные панно. Сюжетная композиция, занимающая центральный прямоугольник, или квадрат, обрамляется орнаментальными декоративными поясами и элементами. В целом, композиция центрально-симметрична. Другие мозаики воспроизводят живописные произведения греческих авторов. Например, мозаика «битва Александра Македонского с Дарием» выполнена по картине известного мастера Апеллеса. В доме древнеримского поэта Вергилия найдена мозаика, изображающая его с аллегорическими фигурами муз истории (Клио) и трагедии (Мельпомены). Римская мозаика как особый вид монументального искусства, благодаря своей долговечности и удачному синтезу с архитектурными формами и отделочными материалами в интерьере общественных зданий получила дальнейшее развитие в христианской культуре Византии и стран Восточной европы.

Портрет в римском искусстве получает распространение не только в скульптуре, но и в живописи, однако, живописных портретов сохранилось немного. Наиболее известны так называемые «файюмские портркты» I – II вв., найденные в Египте в некрополе оазиса Эль Файюм. Эти портреты представляют собой своеобразный сплав египетского заупокойного портрета и эллинистически-римской традиции. Исполнялись они на тонкой дереаянной дощечке или холсте при жизни человека, а после его смерти помещались на его мумии. По сравнению с египетским каноническим изображением эти портреты теряют скованность и фронтальность композиции. Лицо часто изображается с поворотом в три четверти на нейтральном фоне с живописной моделировкой светотени. Выполнялись портреты в технике энкаустики (земляные краски в соединениис воском и смолой) или восковой темперы. Воск способствует длительной сохранности поверхности и создаёт глянцевую фактуру. Фаюмские портреты, в отличие от древнеегипетских, подчёркивают индивидуальные особенности личности человека, выявляют их возраст и этнические черты. В период упадка империи в этих портретах также появляется схематизм, усиливается воздействие египетских традиций: фронтальная композиция, чёткий графический контур, плоскостная трактовка форм, локальные цвета. Энкаустика заменяется темперой. В напряжённом взгляде больших глаз чувствуется предвосхищение византийской иконописи.

 

 

 

Арки и своды — конструкции криволинейного очертания, перекрывающие пролет между опорами, которые могут быть в виде столбов, стен или балок. Арки и своды выкладывают из клинообразных камней, грани которых, как правило, соответствуют направлению радиуса, образующего кривизну арки или свода. Число камней по всей дуге должно быть нечетным, чтобы центральный камень (замковый) замыкал, расклинивал всю конструкцию и передавал усилия распора и собственный вес камней и вышележащей нагрузки на опоры (пяты арок). Возникающее на опорах усилие называется распором. Каменную кладку арочных конструкций; выполняли по опалубке (обшивке), настилаемой на специальные жесткие конструкции, называемые кружалами. Внешний контур-кружал делали соответствующим будущей форме свода или арки. Возведение кружал и. опалубок было трудоемким и требовало большого расхода дорогостоящей тесаной древесины.

 

Первые прототипы сводчатых конструкций использовались египтянами при устройстве погребальных камер в пирамидах. Их перекрывали парами наклонных блоков (в виде карточных домиков), и они передавали распор от вышележащей кладки на свои опоры. В инженерных сооружениях Греции употребляли цилиндрический свод, называвшийся камара. До нас дошли перекрытия афинского водосточного канала и тоннель, ведущий, к стадиону в Олимпии. То, что конструкции арок и сводов не нашли широкого применения в период расцвета греческой архитектуры, теоретики объясняют частыми землетрясениями, разрушительному действию которых арочные конструкции больше подвержены, чем стоечно-балочные.

 

Римское зодчество отразило историческое развитие Римской державы, превратившейся к началу нашей эры в обширную рабовладельческую империю. Завоевательная деятельность Рима вызвала потребность в строительстве хороших дорог по сложному рельефу. Дороги обеспечивали вывоз богатств из покоренных владений, переброску войск в районы новых завоеваний, карательных отрядов в районы волнений на ранее захваченных территориях. В результате был разработан метод многослойного монолитного покрытия дорог, прочных и износоустойчивых, с толщиной полотна покрытия около 1 м и шириной до 20 м. Научились перебрасывать мосты через водные преграды — виадуки, позже строить системы водоснабжения — акведуки (водовод).

 

 

Акведук, Древний Рим ( I в. до н.э.)

 

Строительство, виадуков, особенно сложность возведения их опор, заставило работать инженерно-строительную мысль над увеличением пролетов, чтобы сократить число опор, над упрощением методов кладки, укреплением подводных оснований, изобретением вяжущих, твердеющих в мокром состоянии и в воде. Важнейшими инженерными открытиями римской эпохи были создание арки и изобретение бетона.

 

Элементарная санитария, выдвинула потребность строительства закрытых резервуаров для воды, так называемых цистерн, и каналов для отведения сточных вод, обогативших римских строителей умением возводить своды. Уникальным сооружением с применением свода была клоака Максима, построенная в начале II в. до н.э. — сборный коллектор сточных вод.

 

Новый строительный опыт римские зодчие стали распространять со строительства утилитарных сооружений на монументальные общественные здания с огромным внутренним пространством. Это в свою очередь повлекло за собой разработку новых систем конструкций и приемов декорировки зданий, например расчленение конструкции стены на несущее ядро из бетона и облицовку из туфа, травертина или мрамора, служившую одновременно опалубкой при возведении бетонных стен. При возведении куполов и сводов из бетона стали использовать кессоны для конструктивного усиления и облегчения купольной оболочки. Кессоны-ящики, которые закладывали в тело бетона, — создавали пустоты, а между ними образовывались ребра жесткости.

 

На рубеже новой эры, когда римляне завоевали. Египет, в строительную технику Рима внедряется новый материал – кирпич. С появлением кирпича изменились технические приемы возведения сводов и куполов. Вместо сложной конструкции дефицитных деревянных опалубок начали выкладывать кирпичные арочные каркасы, которые заменили кружальные фермы для укладки бетона в опалубку.

 

Можно считать, что римскими зодчими были разработаны все принципиальные конструктивные решения, связанные с использованием арок и сводов. Сначала они погашали распор за счет толщины массива стены. Позже стали применять в тех же целях распалубки или крестовые своды, которые располагали перпендикулярно оси основного пролета над смежными помещениями, как это выполнено в термах Каракаллы (III в.) или в базилике Максенция и Константина (первая половина IV в.). Кроме того, распалубки и крестовые своды позволяли устраивать в цилиндрических сводах световые проемы, не ослабляя их несущей способности. Крестовые своды при ограниченной протяженности замыкали апсидой.

 

 

Схемы основных типов цилиндрических сводов (а-ж) и сферического (з):

а - незамкнутый, б - сомкнутый, в - замкнутый, г - замкнутый апсидой с опущенной конхой, д - распалубленный, е- крестовый, ж - парусно-сомкнутый, з - парусный сферический;

1 - апсида, 2 - конха, 3 - распалубки, 4 - паруса, 5- скуфья, 6- шелыга

 

Вместе с развитием конструктивных решений арок и сводов совершенствовались и приемы их художественной обработки: органическое сочетание декора с конструкцией, наложение лепного декора и применение живописи.

 

Простейшие формы декора зародились при использовании цилиндрического свода в конструкциях общественных зданий. Если свод опирался на стену, выделяли пяту пояском, если на колоннаду — вместо пояска устраивали архитравную балку, передающую нагрузку от свода к колоннам.

 

 

Средний зал базилики Максенция и Константина (реконструкция).

 

При большой протяженности цилиндрического свода для сокращения количества кружал возводили подпружные арки, по которым укладывали покрытия. Этот конструктивный прием стал элементом структурного декора. С развитием технологии возведения сводов из бетонов подпружные арки оказались в теле бетона, но мотив подпружных арок сохранился как декоративный лепной рельеф, часто сочетающийся с живописью.

 

Другой декоративный прием, привнесенный из ордерных традиций в сводчатые конструкции, — кессон. Разработанный греками кессон был единственным конструктивно возможным для детого времени решением перекрытия. Рисунок конструктивной схемы был однотипным и монотонным, но греки сумели оживить это техническое решение декоративным приемом. Кессоны — пространство между пересекающимися балками — перекрывали плитами с декоративными углублениями. Тем самым уменьшали массу плиты и снимали часть нагрузки с балок.

 

 

Кессонные перекрытия в Парфеноне.

 

Это в свою очередь позволило уменьшить сечение последних, а художественное решение углублений с порезками создало впечатление невесомости потолка.

 

Римляне, владея значительным разнообразием кладочных систем из камней различных геометрических очертаний, кессон обращают в декоративный прием. Причиной тому стало отделение простых каменных работ по возведению конструкций от тонких скульптурных. Кессон вырубали уже по готовой кладке свода с учетом контура швов, потом даже перестали считаться и с этим обстоятельством. Кессон в римских каменных сводах утратил свою конструктивную структуру — осталась декоративная крышка, а ребра, образующие ящик, исчезли.

 

 

 

 

Примеры римских типов кладки сводов с разрезкой их на кессоны.

 

В литых бетонных сводах при использовании деревянных ящиков для формовки ребер жесткости, усиливающих несущую способность сводов и куполов и облегчающих всю конструкцию, восстанавливается конструктивная структура кессонов. Грубый бетонный остов отделывали лепниной, а кессоны римского Пантеона были обрамлены бронзой с серебряными розетками в середине. Одновременно развивались чисто декоративные традиции, и тогда кессоны выполняли, сочетая лепные работы со штукатурными.

 

 

Краткий справочник художественных терминов

 

Здесь дается краткое истолкование наиболее употребительных специальных терминов, названий и выражений, встречающихся в литературе об изобразительном искусстве, в каталогах художественных выставок, в программах, методических и учебных пособиях факультета.

 

 

Слова в справочнике располагаются в алфавитном порядке. Если в тексте, поясняющем тот или иной термин, встречается слово, набранное в разрядку, — это значит, что его разъяснение вы найдете на соответствующую букву алфавита. После иностранных слов в скобках указывается язык (в сокращенном виде, напр.: нем. — немецкий, фр. — французский, лат. — латинский и т. д.), от которого они происходят.

 

АБРИС (нем. — чертеж) — линейные очертания изображаемой фигуры или предмета. То же, что контур.

 

АВТОПОРТРЕТ (греч. — сам) — портрет, в котором художник изображает самого себя. В этом случае создатель произведения и модель (см.) совмещаются в одном лице (см. Портрет).

 

АКЦЕНТ (лат. — ударение) — в изобразительном искусстве прием подчеркивания цветом, светом, линией или расположением в пространстве какой-нибудь фигуры, лица, предмета, детали изображения, на которую нужно обратить особое внимание зрителя.

 

АЛЛА ПРИМА (лат. — с первого раза) — художественный прием в живописи, состоящий в том, что картина пишется без предварительных прописок и подмалевка.

 

АНАТОМИЯ ПЛАСТИЧЕСКАЯ — раздел анатомии, изучающий пропорции человеческого тела, зависимость внешних форм тела от их внутреннего строения и изменений, которые возникают в результате движения. Основное внимание в А. п. обращается на строение скелета и мускулатуры тела, на особенности соединения костей и мышц.

 

АНИМАЛИЗМ (лат. — животное) — изображение животных в искусстве.

 

АНИМАЛИСТ — художник, работающий в этом жанре.

 

АНФАС — см. Фас.

 

АППЛИКАЦИЯ (лат. — прикладывание) — изображение, составленное из разноцветных кусков бумаги или ткани, приклеенных или пришитых к бумаге, холсту и т. д. А. называется и сам способ исполнения этих произведений.

 

АСИММЕТРИЯ — см. Симметрия.

 

АХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА — см. Хроматические цвета.

 

БЛИК (нем. — взгляд) — элемент светотени (см.). Наиболее светлое место на освещенной, главным образом, глянцевитой или блестящей поверхности. Обычно это пятно по своей яркости чрезвычайно резко отличается от общего тона предмета.

 

ВАЛЕР (фр. — ценность, достоинство) — понятие, связанное в живописи со светосилой (см.) цвета. Этим термином обычно обозначают тончайшие переходы светотени (полутона), которые определяются конкретными условиями освещения и воздушной средой.

 

ВАРИАНТ (лат. — изменяющийся) — авторское повторение произведения или каких-либо его частей (деталей) с некоторыми изменениями. В том числе: изменения, внесенные в композиционное или цветовое решение картины, или в жесты и позы изображенных людей; в постановку живой модели или предметов; изменение точки зрения на тот или иной объект и т. д. В сюжетной композиции встречается и полное изменение изображения при сохранении того же содержания. При всех условиях вариант предполагает наличие сходства с оригиналом (см.) в какой-либо мере.

 

ВИТРАЖ (фр. — стекло). Живопись на стекле прозрачными красками или картина (композиция, орнамент), составленная из кусков разноцветного стекла, скрепленного металлическим (чаще свинцовым) переплетом. Витражи — один из видов монументально-декоративного искусства — прежде всего служат для заполнения оконных и дверных проемов.

 

Художественный эффект создается световыми лучами, проникающими сквозь стекло. Они придают повышенную яркость цветам и вызывают игру цветовых и световых рефлексов в интерьере. Эти декоративные свойства витражей ценились еще в средние века главным образом в оформлении готических соборов. Большое место искусство витражей заняло в советской архитектуре в первую очередь в Прибалтике. В современном искусстве используются не только сочетания цветов, но и фактура стекла.

 

ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА — см. Перспектива.

 

ГАММА ЦВЕТОВ — основные отношения цветовых тонов (см.), преобладающие в данном произведении и определяющие характер его живописного решения (напр., картина написана в холодной гамме и т. д.).

 

ГАРМОНИЯ (греч. — стройность, единство, согласованность частей) — в изобразительном искусстве: сочетания форм или цветов, или взаимосвязь частей изображения, обладающие наибольшей согласованностью и в связи с этим наиболее благоприятные для зрительного восприятия.

 

ГЛАВНЯ ТОЧКА СХОДА — см. Перспектива.

 

ГОРИЗОНТ — см. Перспектива.

 

ГРАВЮРА (фр. — вырезать). Один из видов графики (см.), позволяющий получать печатные оттиски художественных произведений, выполненных на твердом материале (дереве, металле, линолеуме и т. д.). Существует много разновидностей гравюры. Эстамп — гравюра, в которой весь процесс ее изготовления производится художником от начала до конца собственноручно. Наряду с этим существуют гравюры, в которых рисунок и его оттиски делают разные мастера. Различают гравюру станковую и книжную. Два основных вида гравюры — выпуклая и углубленная. В выпуклой гравюре поверхность гравировальной доски вокруг рисунка, покрываемого краской, срезается. Вырезаются места, которые яа оттиске остаются незакрашенными. В углубленной гравюре краской заполняются углубления в доске, сделанные различными способами (процарапыванием, вырезанием, травлением). В технике гравирования применяются специальные резцы.

 

Виды выпуклой гравюры.

 

- 1) Гравюра на дереве (ксилография). Различают продольную и торцовую гравюры по направлению волокон дерева. Торцовая гравюра дает большие возможности, более удобна для граверной техники. 2) Гравюра на линолеуме (линогравюра) по технике исполнения близка к ксилографии, но больше, чем последняя, использует выразительность больших пятен. Виды углубленной гравюры: 1) Резцовая гравюра — одна из самых распространенных. Выполняется стальными резцами чаще всего на меди. Дает возможность передавать переходы светотени. Чаще других используется для репродуцирования. 3) Офорт (фр. — крепкая водка). Оттиск художественного произведения, выполненного на доске, покрытой специальным лаком. Изображение получается путем процарапывания лака и травления кислотой. Техника офорта позволяет достичь большой легкости и свободы штриха в рисунке. Цветная гравюра выполняется с нескольких досок, на каждую из которых наносится одна определенная краска.

 

Гравюрой называется и отдельное произведение, выполненное в одной из подобных указанных техник.

 

ГРАФИКА (греч. — начертательный) — вид изобразительного искусства. Для него характерно преобладание линий и штрихов, применение контрастов белого и черного и меньшее, чем в живописи, использование цвета. К Г. относятся собственно рисунок и различные виды его печатных воспроизведений (гравюра (см.), литография (см.) и т. д.).

 

В зависимости от содержания и назначения Г. подразделяется на: станковую (не связанную с литературным текстом) — станковый рисунок, эстамп (см.), лубок; подготовительную-эскиз (см.), набросок зарисовки; книжную и журнально-газетную иллюстрацию; прикладную — грамоты, марки, этикетки, рекламы и т. д.; техническую-Г. промышленная, связанная с работой художников-конструкторов.

 

ГРИЗАЙЛЬ (фр.) — техника исполнения и произведение, выполненное кистью одной краской (преимущественно черной или коричневой); изображение создается на основе тональных отношений (тонов различной степени светлоты).

 

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО — вид изобразительного искусства. Художественные средства и Д. п. и. обычно подчинены практическому назначению предмета и обусловлены особенностями материала и техники. Этому искусству присуща большая условность, чем, например, станковой живописи. Д. п. и. тесно связано с бытом народа, поэтому для него характерно использование народных традиций.

 

ДЕТАЛИЗАЦИЯ — тщательная проработка деталей (см.) изображения. В зависимости от задачи, которую перед собой ставит художник, и его творческой манеры, степень детализации может быть различной.

 

ДЕТАЛЬ (фр. — подробность): 1) элемент; 2) подробность, уточняющая характеристику образа; 3) менее значительная часть произведения; 4) фрагмент (см.).

 

ДЕФОРМАЦИЯ (лат.) — изменение видимой формы в изображении. Д. в искусстве нередко используется как художественный прием, усиливающий выразительность образа. Она широко применяется в карикатуре (см.), но встречается также и в станковой живописи и скульптуре.

 

ДИЗАЙН (дизайнер) — см. Техническая эстетика.

 

ДИНАМИЧНОСТЬ (греч. — силовой) — в изобразительном искусстве: движение, отсутствие покоя. Здесь это не всегда изображение движения - физического действия, являющегося перемещением в пространстве, но и внутренняя динамика (динамичность) образа, как у живых существ, так и неодушевленных предметов. Д. достигается композиционным решением, трактовкой форм и манерой исполнения (характером мазка, штриха и т. д.).

 

ЖАНР (фр. — род) — понятие, объединяющее произведения по признаку сходства тематики. Произведения одного Ж. отражают определенную область жизни человека или природы. В изобразительном искусстве (в основном в живописи) различают Ж.: натюрморта, интерьера, пейзажа, портрета, сюжетной картины (Ж. бытовой, исторический, батальный и т. д.).

 

ЖИВОПИСЬ — один из главных видов изобразительного искусства. Произведения Ж. выполняются на плоскости холста, картона, па бумаге и т. д. различными красочными материалами. Решающую роль в Ж. как художественное средство играет цвет, позволяющий дать наиболее полно, по сравнению с другими видами изобразительного искусства, образное отражение предметного мира.

 

По применяемым красочным материалам Ж. подразделяется на: акварель - водяные краски; масляную Ж.; темперу; энкаустику — восковые краски; пастель — сухая краска; клеевую живопись, гуашь и т. д.

 

По назначению различают Ж. станковую (см.), монументальную (см. Фреска) и декоративно-прикладную (см. Панно).

 

ЖУХЛОСТЬ — в живописи — изменения в красочном слое, вследствие которых часть поверхности картины или этюда делается матовой, теряет блеск и звучность красок. Ж. Возникает от недостатка в краске связующего вещества — масла, впитавшегося в грунт, или от чрезмерного разведения красок растворителем, а также от нанесения красок на не вполне просохший красочный слой.

 

ЗАКОНЧЕННОСТЬ — такая стадия в работе над произведением, когда достигнута наибольшая полнота воплощения творческого замысла или, в более узком смысле, когда выполнена определенная изобразительная задача.

 

ИДЕЯ (греч. — понятие, представление) — основная мысль произведения, определяющая его содержание и образный строй, выраженный в соответствующей форме.

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА — живопись, графика (см.), скульптура. К ним относят также и декоративно-прикладное искусство (см.). Все они отражают действительность в зрительных наглядных образах. И. и. иногда называют пространственными, так как они воссоздают видимые формы в реальном или условном пространстве. В отличие от искусств временных (музыки, театра, кино), в которых действие развивается во времени, в произведениях И. и. в каждом конкретном случае возможно изображение лишь одного определенного момента. Еще начиная с древности художники стремятся преодолеть ограниченность И. и. в этом отношении (например, изображая в одной картине одновременно несколько эпизодов из жизни какого-либо лица). Сюда же относятся «клейма» в иконах, триптихи, показ различных моментов одного движения у нескольких фигур или динамичность (см.) композиционного построения. При достаточном мастерстве художнику удается, даже передавая один момент, дать представление о том, что было раньше и что произойдет позже. В каждом из видов И. и. имеются присущие только ему одному художественные средства (см.).

 

ИЛЛЮЗОРНОСТЬ (лат. — заблуждение) — сходство изображения с натурой, граничащее с обманом зрения. Иногда используется как художественный прием. Например, в монументальных росписях потолков и стен для создания впечатления большей глубины пространства или более значительных размеров помещения. Нередко иллюзорность проявляется в необычайно точной передаче материальных качеств предметов. Вследствие иллюзорности может быть утрачена художественная выразительность произведения и глубина его содержания. Это бывает в тех случаях, когда в произведении, достаточно серьезном и глубоком по замыслу, стремление к внешнему сходству заслоняет главное.

 

ИЛЛЮСТРАТИВНОСТЬ (лат.) — неглубокое, поверхностное или одностороннее отражение действительности в искусстве, передача чисто внешних черт явления без проникновения в его суть. И. возникает и в том случае, когда особенности выбранного художником сюжета не могут быть полноценно переданы средствами изобразительного искусства, или данные художественные средства и приемы недостаточно соответствуют раскрытию темы.

 

ИЛЛЮСТРАЦИЯ КНИЖНАЯ — разновидность искусства графики (см.), воплощающая образы литературного произведения, его содержание. И. к. является также частью книжного оформления, поэтому ее особенности обусловливаются не только содержанием книги, но и внешними качествами: форматом страницы, характером шрифта и т. п.

 

КАРИКАТУРА (итал. — преувеличивать) — преднамеренно преувеличенное или искаженное изображение каких-либо характерных черт человека, предмета или события. К. служит для осмеяния и разоблачения отрицательных явлений действительности. Являясь мощным оружием критики, она имеет большое общественно-политическое значение.

 

КАРТИНА — живописное произведение, самостоятельное по назначению. К. бывают различных жанров (см.). В отличие от этюда (см.), картина может отразить действительность с наибольшей глубиной, в законченной и продуманной в целом и в деталях форме.

 

КЕРАМИКА (греч. — глиняный, гончарный). Произведения декоративно-прикладного искусства, скульптуры и изделия утилитарного назначения, выполненные из обожженной глины разных сортов и различной обработки. Глина — основной материал керамики — обладает высокими пластическими качествами, благодаря которым она находит применение в станковой скульптуре и мелкой пластике. К керамике относятся фарфор, фаянс, терракота и т. д. Майолика — изделия из глины, покрытые глазурью.

 

Керамика обливная, раскрашенная, расписная (подглазурной и надглазурной росписью) отличается большими декоративными достоинствами и великолепными колористическими возможностями.

 

Керамика служит не только украшению интерьеров, она — незаменимый архитектурно-строительный материал и средство декоративного оформления здании. В последние десятилетия она находит все большее применение в советской архитектуре.

 

КОЛОРИТ (лат. — цвет) — особенность цветового и тонального строя произведения. В К. находят отражение цветовые свойства реального мира, но при этом отбираются только те из них, которые отвечают определенному художественному образу. К. в произведении представляет собой обычно сочетание цветов, обладающее известным единством. В более узком смысле под К. понимают гармонию и красоту цветовых сочетаний, а также богатство цветовых оттенков. В зависимости от преобладающей в нем цветовой гаммы, он может быть холодным, теплым, светлым, красноватым, зеленоватым и т. д. К. воздействует на чувства зрителя, создает настроение в картине и служит важным средством образной и психологической характеристики.

 

КОМПОЗИЦИЯ (лат. — сочинение, соединение) — построение произведения, согласованность его частей, отвечающая его содержанию. В композиционном решении произведения имеют большое значение выбор наилучшей точки зрения на изображаемое, подбор и постановка живой модели или предметов.

 

Композиционное построение включает размещение изображения в пространстве (трехмерном в скульптуре, на плоскости — в живописи и графике).

 

Работа над композицией продолжается от первоначального замысла до завершения произведения. Это — поиски путей и средств создания художественного образа, поиски наилучшего воплощения замысла художника.

 

Сюда входят: выяснение центра, узла К. и подчинение ему других, более второстепенных частей произведения; объединение отдельных частей произведения в гармоническом единстве; соподчинение и группировка с целью достичь выразительности и пластической целостности произведения.

 

Работа над К. заключается также в выборе темы, разработке сюжета, в нахождении формата, и размера произведения, в построении перспективы, согласовании масштабов и пропорций, в тональном и цветовом решении произведения.

 

КОНСТРУКЦИЯ (лат.) — в изобразительном искусстве: сущность, характерная особенность строения любой формы в натуре и в изображении, предполагающая взаимосвязь частей в целом и их соотношение.

 

КОНТРАСТ (фр. — резкое различие, противоположность) — в изобразительном искусстве широко распространенный художественный прием, представляющий собой сопоставление каких-либо противоположных качеств, способствующее их усилению. Наибольшее значение имеет цветовой и тональный К. Цветовой К. обычно состоит в сопоставлении дополнительных цветов или цветов, отличающихся друг от друга по светлоте.

 

Тональный К. — сопоставление светлого и темного. В композиционном построении К. служит приемом, благодаря которому сильнее выделяется главное и достигается большая выразительность и острота характеристики образов.

 

КОНТУР — см. Абрис.

 

КОРПУСНАЯ ЖИВОПИСЬ — живопись, выполненная плотными, густыми мазками: ее красочные слои непрозрачны и часто имеют рельефную фактуру (см.).

 

ЛЕПКА ФОРМЫ — см. Моделировка.

 

ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА — см. Перспектива.

 

ЛИТОГРАФИЯ — способ печати, при котором оттиски с плоской (нерельефной) печатной формы (камень — известняк) переносятся под давлением на бумагу. Рисунок наносится жирной тушью (кистью, пером) или литографским карандашом и перед печатью подвергается химической обработке, покрывается водой и краской.

 

Л. Изобретена в Германии А. Зенефельдером в 1798 г. В технике Л., привлекающей простотой и свободой исполнения, много работали Э. Делакруа, О. Домье, В. Серов и советские графики — Г. Верейский, В. Лебедев, Е. Кибрик.

 

ЛОКАЛЬНЫЙ ЦВЕТ (фр. — местный) — 1) цвет, характерный для окраски данного предмета. Л. ц. постоянно несколько изменяется под воздействием освещения, воздушной среды, окружающих цветов и т. д.; 2) цвет в живописи, взятый в основных больших отношениях к соседним цветам, без детального выявления цветовых оттенков.

 

МАЗОК — след кисти с краской, оставляемый на основе (холсте, картоне и т. д.). Техника живописи мазками очень разнообразна и зависит от индивидуальной манеры художника, от задачи, которую он перед собой ставит, от особенностей и свойств материала, в котором он работает.

 

МОДЕЛИРОВКА (итал. — лечить) — в художественной практике: передача рельефа (см.), формы изображаемых предметов и фигур в условиях того или иного освещения. В рисунке М. осуществляется тоном (светотенью) (см.), при этом учитывается и перспективное изменение форм. В живописи форма моделируется цветом, так как здесь тональная и цветовая сторона неразрывно связаны между собой. В скульптуре под М. понимается сам процесс лепки и обработки трехмерных форм.

 

Степень М. обусловлена содержанием произведения и замыслом художника.

 

МОДЕЛЬ (фр. — объект, предмет изображения) — большей частью живая натура, главным образом человек.

 

МОЗАИКА (фр.) — один из видов монументальной живописи. Изображение составляется из множества разноцветных кусочков естественных камней, цветного стекла (смальты), керамических плиток и других твердых материалов, плотно пригнанных друг к другу и прикрепленных к основе (стене, потолку и т. д.) с помощью специальной мастики, цемента и других связующих веществ.

 

Частицы мозаики подбираются по цвету и тону в соответствии с замыслом (эскизом) художника. В мозаике учитываются эффекты, возникающие на расстоянии из-за оптического смешения цветов отдельных частиц и положения кубиков мозаики под наклоном по отношению к источнику света и друг к другу.

 

Кроме мозаики, составляемой из мелких преимущественно одинаковых по размеру частиц — мозаики византийской, существует другой ее вид — флорентийская мозаика. В ней изображение обычно составляется из более крупных кусков, чаще всего естественных камней. Эти куски вырезаются в соответствии с частями рисунка, по которому делается произведение, и имеют разную форму и размер.

 

Мозаикой называется и отдельное произведение, выполненное в этой технике.

 

Важным качеством мозаики являются не только ее декоративные возможности, но н то, что она не теряет первоначальной силы цвета в течение веков. Широко распространенная еще в античные времена (в Древней Греции и Риме) и в средние века (в Византии) техника мозаики приобретает все большее значение и в современном искусстве при оформлении зданий.

 

МОНОХРОМНЫЙ (греч.) — одноцветный. См. Гризайль.

 

МОТИВ (фр.): 1) объект натуры, выбранный художником для изображения, чаще всего пейзаж. М. — завязка, определяющий момент, цветового и живописно-пластического решения картины или этюда; 2) в декоративно-прикладном искусстве — основной элемент орнаментальной композиции, который может многократно повторяться.

 

МУЛЯЖ (фр.) — точный слепок, снятый непосредственно с натуры или с какого-либо скульптурного произведения. Раскрашенные восковые (или из папье-маше) М. фруктов, овощей и других предметов иногда используются в качестве наглядных пособий.

 

НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА — см. Перспектива.

 

НЕЙТРАЛЬНЫЙ ФОН — см. Фон.

 

НЮАНС (фр.) — очень тонкий оттенок цвета или очень легки переход от света к тени и т. п.; см. Оттенок.

 

ОБРАЗ (художественный) — форма отражения явлений действительности в искусстве, форма художественного воспроизведения действительности. В изобразительном искусстве О. является чувственно-конкретным, наглядным выражением идеи (см.).

 

Реалистический художественный образ всегда предполагает обобщение, выделение наиболее существенных сторон жизни. Посредством этой типизации художник раскрывает правду и смысл, внутреннюю закономерность жизненных явлений.

 

ОРИГИНАЛ (лат. — то же, что и подлинник) — 1) в изобразительном искусстве: произведение, представляющее собой творческое создание художника; 2) любое произведение искусства, с которого сделана копия.

 

ОРНАМЕНТ (лат. — украшение) — узор, обычно отличающийся ритмическим расположением (см. Ритм) одних н тех же декоративных мотивов (см.), который создается путем переработки и стилизации изображений всевозможных предметов реального мира или из сочетаний геометрических форм. О. может быть выполнен в различной технике. Он всегда служит украшением предметов, интерьеров и т. д.

 

ОТНОШЕНИЯ — взаимосвязь элементов изображения, существующая в натуре и используемая при создании произведений. Например, О. цветов и оттенков (в живописи), тонов различной светлоты (тональные О. в рисунке), О. размеров и форм предметов (пропорции), пространственные О. и т. д. О., передаваемые в произведениях искусства, определяются метолом сравнения.

 

Тональные и цветовые О. могут быть контрастными, резкими или легкими, нюансными. Причем те или иные элементы, взятые в О., всегда в известной степени оказываются влияющими друг на друга, так как воспринимаются в зависимости один от другого. Например, практически особенности цвета и тона воспринимаются лишь тогда, когда рассматриваются в О. к другим цветам или тонам, а не изолированно от окружения.

 

Все многообразие особенностей и свойств предметного мира передается в изобразительном искусстве с помощью О. Однако художник не имеет возможности достичь в цветовых и тональных О. полного соответствия натуре, передать ее адекватно, буквально, так как его художественные средства более ограниченны, чем явления натуры. Например, белила и белая бумага никогда не смогут точно передать силу солнечного света. Но, соблюдая верные, пропорциональные соотношения в доступных пределах, удается сделать изображение достаточно убедительным и жизненно достоверным.

 

ОТТЕНОК — 1) изменение, иногда мало заметное, цвета натуры под воздействием окружающей его среды; 2) небольшое различие в красках по светосиле, насыщенности, цветовому тону (см.). Например, красный цвет краплака имеет более холодный, а киновари — более теплый оттенок, и т. д.; 3) различие в каком-либо цвете при его переходе от холодного к теплому и наоборот.

 

ПАЛИТРА (итал.) — 1) доска, чаще всего деревянная, на которой художник раскладывает и смешивает краски; 2) характер цветовых сочетаний, типичных для данной картины, для произведений данного художника или художественной школы. Говорят: богатая палитра, блеклая палитра, однообразная палитра.

 

ПАННО (фр.) — 1) Произведение живописи или скульптуры (барельеф) декоративного характера. Оно предназначается для определенного и постоянного места в интерьере или на фасаде здания. Панно обычно служит для украшения стен, потолка и т. д. Тесная связь с архитектурой сближает панно с монументальной живописью. Но в отличие от последней панно пишется на холсте, прикрепленном к подрамнику подобно обычной станковой картине. Форма панно подчиняется форме выбранного для него места. 2) Панно называют также лишенный изображения плоский участок стены, отграниченный от остальной ее поверхности и обрамленный бордюром (скульптурным или живописным). 3) Создаются панно и временные, служащие для украшения улиц города в праздничные дни.

 

ПАСТОЗНОСТЬ (итал. — тестообразность) — прием живописного письма, когда краска наносится густыми, рельефными мазками. Используется в масляной и темперной живописи.

 

ПЕРСПЕКТИВА (фр.) — 1) кажущееся изменение форм и размеров предметов и их окраски на расстоянии; 2) наука, исследующая особенности и закономерности восприятия человеческим глазом форм, находящихся в пространстве, и устанавливающая законы изображения этих форм на плоскости. Использование законов П. помогает изображать предметы такими, какими мы их видим в реальном пространстве. В зависимости от задачи, которую ставит перед собой художник, возможно различное применение перспективы. Она может быть использована творчески как одно из художественных средств (см.), усиливающих выразительность образов (ракурсы (см.), деформации (см.) и т. д.).

 

П. линейная определяет оптические искажения форм предметов, их размеров и пропорций, вызываемые их перспективным сокращением. В художественной практике распространена так называемая П. Наблюдательная, т. е. изображение «на глаз» всевозможных изменений форм предметов.

 

К основным, наиболее важным терминам П. относятся: линия горизонта - воображаемая прямая, условно находящаяся в пространстве на уровне глаз наблюдателя; точка зрения — место, на котором находится глаз рисующего; центральная точка схода — точка, расположенная на линии горизонта прямо против глаз наблюдателя; угол зрения (см. «Перспектива» в приложении).

 

П. воздушная — определяет изменение цвета, очертания и степени освещенности предметов, возникающее по мере удаления натуры от глаз наблюдателя, вследствие увеличения световоздушной прослойки между наблюдателем и предметом.

 

ПЛАНЫ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ — 1) при наблюдении натуры условно разделенные участки пространства, находящиеся на разном расстоянии от наблюдателя; 2) части картины, различные по степени удаленности в глубину изображаемого в ней пространства. Обычно различают несколько планов: первый, второй, третий или передний, средний, дальний. Их количество может быть различным и зависит от объекта, который изображают, и от творческого замысла; 3) при моделировке (см.) формы, планами называют части формы, по-разному расположенные в пространстве.

 

ПЛАСТИКА (греч. — ваяние) -1) искусство лепки форм в рисунке, живописи и скульптуре; 2) выразительность живописных приемов, артистичность, свобода и легкость в работе кистью в живописи; 3) выразительность формы в скульптуре и в графических и живописных изображениях; 4) то же, что скульптура. К П. чаще всего относят произведения скульптуры, выполненные из мягких пластических материалов — глины, воска, пластилина и т. д. П. называют также технику работы в этих материалах.

 

ПЛАСТИЧНОСТЬ — в произведениях разных видов искусства: особая красота, целостность, тонкость и выразительность моделировки и цветового решения форм, богатство цветовых и тональных переходов, а также гармоническая взаимосвязь и выразительность масс, форм, их линий и силуэтов (см.) в композиции.

 

ПЛЕНЭР (фр. — полный воздух) — работа на открытом воздухе, в естественных условиях, а не в стенах мастерской. Термин П. обычно употребляется в применении к пейзажу, а также для обозначения произведений любого рода живописи, отличающихся многообразием и сложностью цветовых и тональных отношений и хорошо передающих световоздушную среду.

 

ПОЛУТЕНЬ — один из элементов светотени (см.). П. как в натуре, так и в произведениях искусства — это градация светотени на поверхности предмета, промежуточная между светом и глубокой тенью.

 

ПОЛУТОН — тон переходный между двумя соседними малоконтрастными тонами в освещенной части предмета, В произведениях искусства: средство выразительности художественного образа. Использование П. способствует большей тонкости моделировки (см.) форм, большей мягкости переходов тона в тон.

 

ПОРТРЕТ (фр.) — жанр изобразительного искусства, а также произведение, посвященное изображению определенного человека или нескольких людей (парный, групповой П. и т. д.).

 

ПРОПОРЦИЯ (лат.) — мера частей, соотношение размеров частей друг к другу и к целому. В изобразительном искусстве П. многообразны. Художник имеет дело с различными видами П. Они определяют не только построение форм фигур и предметов, но и композиционное построение произведений. К нему относятся нахождение соответствующего формата плоскости листа, отношение размеров изображений к фону, отношение масс, группировок, форм друг к другу и т. д.

 

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИСКУССТВА — см. Изобразительные искусства.

 

ПРОФИЛЬ (фр.) — в широком смысле: вид всякого живого существа или предмета при боковом положении.

 

РАКУРС (фр.) — перспективное сокращение живых и предметных форм, значительно изменяющее их внешний вид. Р. обусловлен точкой зрения на натуру (вид сверху, снизу, на близком расстоянии и т. п.), а также самим положением натуры в пространстве.

 

РЕЛЬЕФ (фр.) — вид скульптуры. В отличие от круглой скульптуры объем Р. частично выступает над плоскостью. Существуют различные виды Р.: барельеф («ба» по-французски — низкий), в котором фигуры выступают за пределы плоскости не более, чем на половину своего объема; горельеф («го» по-французски — высокий), в котором фигуры могут почти полностью выступать над плоскостью; углубленный, или анкре, в котором изображение врезано вглубь плоскости, ниже его поверхности.

 

Рельефное изображение — энергичная лепка объемной формы тоном или цветом. См. Моделировка.

 

РЕФЛЕКС (лат. — отражение) — 1) в живописи — оттенок цвета более сильно освещенного предмета на поверхности, соседней с ним. Цветовые Р. возникают в результате отражения лучей света от окружающих предметов. Напр., красная драпировка может дать красноватый рефлекс на поверхности коричневого кувшина, находящегося рядом с ней; 2) в рисунке — отражение света от поверхности одного предмета в затененной части другого.

 

РИТМ (греч.) — одна из особенностей композиционного построения произведений. Простейший вид Р. представляет собой равномерное чередование или повторение каких-либо частей (предметов, форм, элементов узора, цветов и т. д.); чаще всего проявляется в монументальном, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре.

 

В произведениях живописи, графики и скульптуры проявление Р. бывает более сложным. Здесь он часто способствует созданию определенного настроения в картине, благодаря ему достигается большая целостность и согласованность частей композиции и усиливается ее воздействие на зрителя.

 

Р. нередко проявляется в вариантах (см.) жестов, движений и композиционных группировок фигур, в повторах и вариантах световых и цветовых пятен, а также в чередовании при размещении в пространстве более крупных частей изображения, являющихся значительными элементами композиции.

 

СВЕТ — в изобразительном искусстве элемент светотени (см.). Как в натуре, так и в произведениях искусства, термин служит для обозначения наиболее освещенных частей поверхности.

 

СВЕТОСИЛА — термин, имеющий отношение к светотени (см.). В живописи — степень насыщенности цвета светом, сравнительная степень светлоты цвета по отношению к другим соседним цветовым тонам. В графике — степень светлоты одного тона по отношению к другому, находящемуся рядом с ним.

 

СВЕТОТЕНЬ — градации светлого и темного, соотношение света и тени на форме. С. является одним из средств композиционного построения и выражения замысла произведения. Благодаря С. воспринимаются зрительно и передаются в произведении пластические особенности натуры. В натуре характер С. зависит от особенностей, формы и материала предмета. В произведениях искусства С. подчиняется общему тональному решению.

 

Градации светотени: свет, тень, полутень, рефлекс, блик (см.).

 

СЕАНС (фр.) — время, проводимое за каким-либо занятием, период непрерывной работы художника над одним произведением. Эта работа может проходить в различные отрезки времени, занимать разное количество часов. На выполнение произведения художник может затратить один, два или более сеансов.

 

СИЛУЭТ (фр.) — общие очертания фигуры или предмета в натуре. В произведениях искусства: такой вид фигур или предметов, при котором их форма воспринимается без деталей и резко выраженной объемности или даже выглядит совсем плоской (сплошным пятном на темном или светлом фоне). Так, силуэтность приобретает фигура, поставленная против света. С. называются также все профильные темные изображения в графике.

 

СИММЕТРИЯ (греч. — соразмерность) — такое строение предмета или композиции произведения, при котором однородные части (или предметы) располагаются параллельно друг другу, на одинаковом расстоянии от центральной оси любого объекта, занимающего центральное положение по отношению к ним.

 

Подобная композиция часто встречается в декоративно-прикладном искусстве. В живописи же и скульптуре иногда слишком строгая (не соответствующая живому характеру изображения) С. может сделать произведения сухими и скучными.

 

Нарушение симметрического строения у объектов, которым свойственно наличие С., называется асимметрией.

 

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА — в искусстве взаимно обусловленные категории. Из них С. указывает на то, что изображено и выражено в произведении искусства, а Ф.- какими средствами это может быть достигнуто. В произведении искусства С. не может быть выражено вне образной Ф.

 

СТАНКОВОЕ ИСКУССТВО — название происходит от станка, на котором создаются произведения (станок у скульптора, мольберт у живописца). Произведения С.и. всегда имеют самостоятельное значение. Их идейно-художественные особенности не зависят от окружения, в котором они находятся. В отличие от произведений монументального и декоративно-прикладного искусства, они не предназначены для определенного места (в помещении, в пространстве) или декоративных целей. В связи с этим при их создании используются несколько иные художественные средства. Например, нередко дается более тонкая и обстоятельная передача цветовых и тональных отношений (см.) и более сложная и подробнее разработанная психологическая характеристика персонажей.

 

СТАТИЧНОСТЬ (греч. — стоящий) — в противоположность динамичности (см.) — состояние покоя, неподвижность. С. может соответствовать замыслу образного решения произведения. Но иногда С. вызвана неумением художника передать движение, дать более выразительное изображение. В произведениях изобразительного искусства С. не всегда застылость. Напр., статичная сама по себе поза, характерная для стоящей фигуры: наклон плеч и бедер (верхней и нижней частей туловища) в противоположных направлениях (так называемый — контрапост), — не придает фигуре человека скованности и обладает не менее богатым линейным ритмом, чем фигура, изображенная в движении.

 

СТИЛЬ (фр.) — 1) общность идейно-художественных особенностей произведений разных видов искусства определенной эпохи. Возникновение и смена С. определяются ходом исторического развития человеческого общества, но в одно и то же время может существовать несколько разнородных или даже противоположных по своему характеру стилей (напр., классицизм и барокко); 2) национальная особенность искусства (китайский стиль, мавританский стиль и т. д.); 3) понятием С. иногда определяют отдельные специфически художественные признаки произведений искусства или памятников материальной культуры (напр., чернофигурный С. в греческой живописи); 4) говорят также о С. группы художников или одного художника, если их творчество отличается яркими, индивидуальными чертами.

 

СЮЖЕТ (фр.) — 1) в сюжетной картине: конкретное событие или явление, изображенное в произведении. Одна и та же тема может быть передана во множестве С. В изобразительном искусстве сюжетными в первую очередь являются произведения бытового, исторического и батального жанров; 2) в более широком смысле под С. понимают любой объект живой натуры или предметного мира, взятый для изображения, в том числе единичный предмет. Нередко С. заменяет понятие мотив (см.), положенный в основу произведения (особенно пейзажа).

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (творчество) — процесс создания художественного произведения, начиная от зарождения образного замысла до его воплощения, процесс претворения наблюдений действительности в художественный образ. В изобразительном искусстве творчество художника всегда заключается в создании произведения в непосредственно зримых формах. В работе каждого художника есть много индивидуального, свойственного только ему одному. Однако здесь есть и некоторые общие закономерности. Обычно работа начинается с композиционных поисков изобразительного решения и подбора материала. После этого подготовительного периода художник завершает работу над произведением. Бывает, что художник и на заключительном этапе работы вносит в произведение значительные изменения и поправки или даже снова начинает искать более удачное воплощение творческого замысла.

 

ТЕМА (греч.) — круг явлений, выбранных художником для изображения и раскрытия идеи его произведения.

 

ТЕНЬ — элемент светотени (см.), наиболее слабо освещенные участки в натуре и в изображении. Различают Т. собственные и падающие. Собственными называют Т., принадлежащие самому предмету. Размещение этих Т. на его поверхности обусловлено формой данного предмета и направлением источника света. Падающие — это Т., отбрасываемые телом на окружающие предметы.

 

ТЕПЛЫЙ ЦВЕТ — см. Цвет.

 

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА (СМ. ЭСТЕТИКА) — область художественного творчества, связанная с конструированием и выпуском промышленной продукции. В этом творческом процессе художники-конструкторы (см. Дизайнеры) соавторствуют с инженерами-конструкторами и технологами.

 

ТОН (фр.) — степень светлоты, присущая цвету предмета в натуре и в произведении искусства. Тон зависит от интенсивности цвета и его светосилы (см.).

 

1) Т. в рисунке — рисунок обычно одноцветен (монохромен), поэтому Т. в нем является одним из ведущих художественных средств. При помощи отношений различных Т. передается объемность формы, положение в пространстве и освещение предметов. Т. также передается то различие предметов по светлоте, которое обусловлено в натуре разнообразием их цвета и материала.

 

2) Т. в живописи — под этим понятием подразумевается светосила (см.) цвета, а также насыщенность цвета (см.). В живописи цветовые и светотеневые отношения неразрывно связаны. Не следует смешивать понятие Т. с понятием оттенок (см.) и цветовой тон (см.), определяющие другие качества цвета. Разные по Т. (светлоте) цвета могут иметь один и тот же цветовой оттенок, напр., сине-зеленый цвет может быть более темным или более светлым, но оттенок его при этом остается одинаковым.

 

3) Цветовой Т. — одно из качеств цвета (см.).

 

4) Общий цветовой Т. произведения — этот термин совпадает по значению с понятиями цветовая гамма (см.) и тональность (см.).

 

5) Общий светотеневой Т. произведения — см. Тональность.

 

6) В обиходе Т. употребляют для обозначения цвета красок (синий Т., краска зеленого Т. и т. д.).

 

7) В более широком смысле в обиходной речи тон нередко заменяет понятия цвет (см.), оттенок (см.), цветовая гамма (см.), колорит (см.).

 

ТОНАЛЬНОСТЬ — определенное соотношение цвето

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Задание по ИИАГ №1. План описания объекта

Выполняется на листах формата А На первой странице внизу подпись... План описания объекта Название памятника постройки Время сооружения и...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЛЕКЦИЯ № 8: ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Перечень объектов по модулю 2
Храм Афины Афайи на о. Эгина Храм «С» в Селинунте Храм Артемиды в Эфесе (Артемисион) Храм Геры в Олимпии Храм Зевса в Олимпии Пропилеи Акрополя в

Перечень объектов по модулю 3
Форум Романум в Риме. Период Республики. Форум Романум в Риме. Период Империи. Храм Фортуны Вирилис на Бычьем рынке в Риме. Храм Весты на Бычьем рынке в Риме.

ЛЕКЦИЯ № 1: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ФУНКЦИИ ИСКУССТВА. ПЕРВОБЫТНЫЙ КУЛЬТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС
  ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ: 1.Характер социальной жизни в первобытную эпоху. Диалектика взаимо­связи общественного производства, социальной жизни, материальной и духов­ной культуры

ЛЕКЦИЯ N2: ВОЗНИКНОВЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДРЕВНЕЙШИЕ ТИПЫ ПОСТРОЕК И СООРУЖЕНИЙ..
  ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ: 1. Древнейшие жилые постройки. Эволюция первобытного жилища. 2. Типы древнейших человеческих поселений. 3. Мегалитические сооружения

ЛЕКЦИЯ N 1: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
  ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ 1. Государственное устройство и политическая история Древнего Египта. Мировоззрение, мифология, религия. 2. Специфика древнеегипетского художест

ЛЕКЦИЯ N2: АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО ЕГИПТА ПЕРИОДОВ ДРЕВНЕГО И СРЕДНЕГО ЦАРСТВ
  ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ: 1. Древнейшие памятники искусства Египта. Палетта Нармера. 2. Специфика градостроительства Египта периодов Древнего и среднего царств.

ЛЕКЦИЯ N 3: АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА ПЕРИОДА НОВОГО ЦАРСТВА
  ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ: 1.Основные исторические события эпохи Нового царства и их влияние на развитие искусства и архитектуры Древнего Египта. 2.Время Хатшепсут: основ

ЛЕКЦИЯ № 1: ДРЕВНЕЙШИЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ МЕСОПОТАМИИ, ОСОБЕННОСТИ ИХ ИСКУССТВА, АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА.
  ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ: 1. Географическое положение региона, экономика и политическая история Междуречья в древности. Историческая периодизация. 2. Культура Шумера. Пе

ЛЕКЦИЯ № 2: АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО ИРАНА ЭПОХИ АХЕМЕНИДОВ
  ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ: 1. Истоки и особенности культуры Ирана эпохи Ахеменидов; 2. Города. Пасаргады, Персеполь: особенности планировки и архитектурных решений дворцо

ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ: АНТИЧНЫЙ МИР. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
. ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:   1. Место и роль античности в истории мировой художественной культуры. Антропоцентризм древнегреческой культуры и обусловившие его причины.

ЛЕКЦИЯ N 2: АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО КРИТО-МИКЕНСКОГО (ЭГЕЙСКОГО) ПЕРИОДА
  ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:   1. Географическое положение региона. Истоки крито-микенской (Эгейской) культуры. Политическая история Эгейского мира. Историческая перио

ПЕРИОДА И АРХАИКИ
  ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:   1. Особенности архитектуры и искусства Гомеровского периода. 2. Архитектура Архаики. Дорический ордер. Его формирование и разви

Капитель
26. Эхин 27. Абак (абака) 28. Антаблемент 29. Архитрав 30. Фриз (триглифон) 31. Карниз 32. Метопы 33. Триглифы 34. Мутулы

ПЕРИОДА
  ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:   1. Аттика и Афины в V в. до н.э. Время правления Перикла. Строительство ансамбля Афинского Акрополя. 2. Основные сооружения анс

ЛЕКЦИЯ № 7: АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА ЭПОХИ ИМПЕРИИ
  ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:   1. Своеобразие римской архитектуры и градостроительства эпохи Империи. Архитектура города Рима, императорские форумы. 2. Римски

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги