Реферат Курсовая Конспект
Работа сделанна в 1996 году
Слушание музыки - Реферат, раздел Педагогика, - 1996 год - Развитие творческой личности ребенка на уроке музыки Слушание Музыки. Влияние Музыки На Детей Благодатно, И Чем Ранее Они Начнут И...
|
Слушание музыки. Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них. В.Г.Белинский Умение слышать музыку и размышлять о ней я воспитываю в ребятах с самого начала школьных занятий музыкой. Уже на первом уроке первого года обучения в классе должен быть установлен непреложный закон когда в классе звучит музыка, ни один из ребят не должен поднимать руки. При этом необходимо, чтобы ребята сразу же поняли, что они должны выполнять этот закон не потому, что того требует дисциплина, а потому, что когда звучит музыка, только внимательно следя за ее звучанием, можно глубоко воспринять ее и по-настоящему понять.
Учиться слышать музыку учащиеся должны непрерывно на протяжении всего урока и во время пения, и во время игры на инструментах, и в моменты, требующие наибольшего внимания, сосредоточенности и напряжения душевных сил, когда они выступают в роли собственно слушателя.
Понимая проблему развития музыкального восприятия, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда дети будут чувствовать и осознавать характер музыки, выражать его в своей творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию. Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок всегда слышит не только то, что в ней самой содержится, что заложено в ней композитором и, конечно, исполнителем, но и то, что под ее влиянием рождается в его душе, в его сознании, то есть то, что создает уже его собственное творческое воображение.
Так, прослушанное произведение рождает в нем сложный сплав объективного содержания музыки и субъективного ее восприятия. К творчеству композитора и к творчеству исполнителя присоединяется творчество слушателя Вот пример разбуженного музыкой творческого воображения.
Когда, в связи с темой урока в первом классе школы Марш, мне пришлось сыграть первые такты траурного марша Шопена, почти все ребята сразу же сказали, что это похоронный марш и что музыку эту они раньше уже слышали. Потом один мальчик стал рассказывать, как под эту музыку в деревне хоронили его дедушку. Для этого мальчишки шопеновская музыка была содержательнее, богаче, чем для тех, для кого она была просто похоронным маршем.
Для него это была не только музыка, но и частица его собственной жизни, поэтому волновала больше и в сознание входила глубже. Воображение у ребят, особенно младшего школьного возраста, как правило, яркое, живое, и музыкальные картинки они слушают с удовольствием, причем чаще всего я прошу их слушать с закрытыми глазами, чтобы не отвлекаться, а увидеть музыку в своем воображении. Мои наблюдения над ребятами заставляют меня сильно усомниться в правильности широко распространенного в музыкальной педагогике мнения, будто дети легче усваивают программную музыку, нежели музыку, не имеющую программных названий.
Я думаю, что они легко усваивают не программную музыку, а программные заглавия. В этих случаях программа не только не активизирует музыкальное восприятие детей, но зачастую парализует его. Вот почему для творческого развития детей, играя им программную музыку это, конечно, должна быть очень хорошая, ярко образная музыка, с очень точным авторским названием, я не сообщаю предварительно ее названия, с тем чтобы они сперва определили характер самой музыки, а уж потом попытались дать ей свое название, исходя из того, что ими было услышано, почувствовано и осмыслено.
Ответы ребят дают представление о степени развития их музыкального восприятия. Так, например, произошло с фрагментом из Утра Грига. Ребята по-разному называли его Весна, Восход солнца, Цветы распускаются, Утро в лесу. Я постепенно подвожу их к правильному названию. Нужно осторожно и ненавязчиво приблизить слушателей к музыке, а не увести их в мир далеких от музыки наивных фантазий.
Я прибегаю к подсказкам, полагая, что они помогают восприятию музыки. Нельзя навязывать слушателям в качестве программы сочинения свои собственные толкования, основанные на субъективных ассоциациях. А чуткая подсказка может оживить творческое воображение, интеллект и память ребенка и тем самым принести добрые плоды. Я часто практикую письменные работы, своего рода сочинения на музыкальные темы особенно в старших классах.
Самостоятельные размышления учащихся должны быть тщательно подготовлены их мыслями, творческому восприятию должно быть задано определенное направление, чтобы не стеснять воображение детей, не ограничивать их ассоциативное мышление. Приведу несколько интересных, глубоких рассуждений ребят о Лунной сонате Л.Бетховена 1 ч. Я думаю, что эта музыка обладает глубокими чувствами. Она проникает в меня, задевая каждую струну моей души. Реброва М. По-моему, эта соната рассказывает о том моменте в жизни композитора, когда любовь поступила сурово с ним. Он огорчен.
Но надеется, что все пройдет, и он встретит еще человека, с которым будет счастлив. Буракова М. Музыка переполнена грустью, печалью, несбыточными мечтами. Может быть в сонате рассказывается о безответной любви композитора В начале он еще питает какие-то надежды, но ближе к концу они постепенно угасают. И заканчивается 1 часть безысходностью. Ерохова Л. Разные ребята, разные высказывания. Сразу чувствуется индивидуальность автора каждой работы. Это только некоторые формы общения детей с музыкой, которые направлены на развитие творческого воображения, на развитие восприятия музыкального образа, а через него - на восприятие разных сторон жизни.
Желание высказать свои мысли и чувства не может появиться у ребят, если нет интереса к уроку и к музыке вообще. Учитель должен создать атмосферу доверия, доброжелательности - беседы и дискуссии по инициативе самих ребят возникают на уроках тогда, когда у них пробуждается желание высказаться, когда они чувствуют необходимость общения с учителем.
Как лишить скуки на уроке себя и своих учеников Как заразить их собственным творчеством Все дело в атмосфере урока. Не в моих навыках - в вокальных, пианистических, дирижерских, а в умении ладить с ребятами, уважать в них творческую личность, помочь раскрыть себя, даже в умении слушать их, улыбаться им и прощаться с ними в конце урока или учебного года. Хочу подчеркнуть мысль об атмосфере урока и тех методах, которые помогают планомерно и постепенно ввести ребенка в музыку, приобщить к ней Н.Л.Гродзенская.
Методы активизации, назовем их так, могут быть самыми различными - главное - будить детское внимание и воображение, способствовать зарождению любви к музыке и ее пониманию. Вызываемая учителем активность класса может служить одним из важнейших критериев его педагогического мастерства. Активность эта, конечно, не исчерпывается количеством, быстротой и даже содержательностью ответов на поставленный вопрос.
Все формы музыкальных занятий в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, т.е. вырабатывать в них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремление сделать что-то свое, новое, лучшее.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Б.Асафьев Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь… Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и… Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на…
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Слушание музыки
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов