рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Понятие процесса формирования разносторонне развитой личности

Понятие процесса формирования разносторонне развитой личности - раздел Педагогика, Культурологическое развитие дошкольников посредством пейзажной живописи Понятие Процесса Формирования Разносторонне Развитой Личности. Человек Как Ча...

Понятие процесса формирования разносторонне развитой личности. Человек как часть природы, как высшее звено эволюции наделен естественными жизненными силами.

Однако главное в человеке - это его личность. Говоря о развитии, воспитании и формировании личности, необходимо учитывать, что понятия эти взаимосвязаны, дополняют друг друга. Под развитием личности понимаются качественные изменения ее свойств, переход от одного качественного состояния к другому. Воспитание есть процесс целенаправленного формирования личности.

В свою очередь формирование личности - это действие совокупности факторов объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних. Как видим, хотя воспитание и занимается формированием личности, но формирование личности может происходить и помимо воспитательного процесса. Воспитание не может устранить или отменить действие многих факторов становления личности, которые становятся движущей силой развития человека. Биологические, природные факторы влияют на физический облик ребенка, его телосложение, конструкцию мозга, способность ощущений, эмоций.

Среди биологических факторов определяющим является наследственность. Наследственность как фактор формирования свойств личности находится в существенной зависимости от социальных условий жизни человека. Социальные факторы. Ребенок развивается как личность под воздействием окружающей среды. В понятие среда входит сложная система внешних обстоятельств, необходимых для жизни и развития человеческого индивида.

К этим обстоятельствам относятся как естественные, так и общественные условия его жизни. Во взаимодействии личности и среды надо учитывать два решающих момента 1 характер воздействия обстоятельств жизни, отражаемых личностью 2 активность личности, воздействующей на обстоятельства с целью подчинения их своим нуждам и интересам. Личность формируется не только усваивая влияния окружающей среды, но и сопротивляясь им. В связи с этим возникает важная социально-педагогическая проблема воспитывая у ребенка готовность к правильному разрешению внутренних конфликтов, сопротивляемость внешним отрицательным воздействиям, необходимо регулировать и корректировать поддающиеся контролю влияния среды.

Условия развития оказывают или не оказывают влияния на формирование личности в зависимости от того, в каком отношении к ним стоит сам ребенок, как складываются его личные отношения в этих условиях. Отношения, в которые вступает ребенок со средой, всегда опосредованы взрослыми.

Всякая новая ступень в развитии личности есть одновременно новая форма связи ребенка со взрослыми, подготовлена взрослыми, направляется взрослыми. Вот почему воспитание выступает как ведущий, исключительно глубокий и действенный фактор формирования личности, как организованное, направленное развитие. Развитие личности идет через собственную деятельность ребенка по освоению действительности. Поэтому воспитание предполагает организацию жизни и деятельности детей.

В процессе игровой, учебно-познавательной, трудовой, спортивной, художественной, технической и других видов деятельности, по мере постоянного их обогащения и преобразования, на основе общения с людьми ребенок совершает переход от подражания как самого простого проявления активности к самостоятельным способам деятельности, к творческой активности, к самовоспитанию. Воспитание определяет развитие человека и в то же время зависит от развития, исходит из него. Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь.

На каждом уровне своего развития, ребенок, занимая определенное место в системе доступных ему общественных отношений выполняет определенные функции, обязанности. Овладевая необходимыми для их выполнения знаниями, общественно выработанными нормами и правилами поведения, ребенок формируется как общественное существо, как личность. Формирование личности есть расширение круга отношений ребенка с действительностью, постепенное усложнение форм деятельности и общения с людьми.

Во взаимодействии ребенка со все более усложняющимися условиями его существования внешние требования постепенно становятся внутренними детерминантами его деятельности и поведения. Через отношения к другим людям человек становится личностью. Осознавая внешние требования общества, коллектива, принимая их, он делает их внутренними требованиями к самому себе, к своему поведению. Иначе говоря, на определенном этапе развития личности вступает в силу закономерность, которая обозначается как саморегуляция, самосознание, самовоспитание. 2. Понятие культурологического развития детей, его связь с другими сторонами воспитания.

Обращенность современного общества к культуре, человеку, его духовному миру становится доминантой цивилизованного развития. В образовании как явлении цивилизации происходит также ориентация на индивида, на развитие личности, что превращает культуру в важнейший фактор духовного обновления как общества в целом, так и отдельной личности. Древом, питающим творчество, духовной ценностью называл культуру Н.К.Рерих, который видел назначение культуры в сохранении основ образования, называя ее священным оплотом человечества, и мечтал о том, что она войдет в каждодневный обиход хижины и дворца. Он писал Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку.

Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель.

Культура есть сердце. Если соберем все определения культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты. В современных условиях одна из причин дефицита духовности видится в отчуждении культуры от личности, когда культура перестает оказывать эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность перестает испытывать потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями. По справедливому замечанию М.С. Кагана, педагогика оперирует понятиями образование, воспитание, обучение, а понятие культуры не используется в качестве категории формирования человека в детстве.

Индивидуально-творческое развитие личности невозможно вне связи понятий ребенок и культура. Именно культура выступает связующим фактором между социальным и генетическим в личности, делает человека членом цивилизованного общества. Для того чтобы образование в современной цивилизации предстало как явление культуры, педагогической науке следует осмыслить понятие культуры. Термин культура своими корнями уходит в древний Рим, в частности Марк Цицерон определял понятие культуры как возделывание, обработка, что делает ее изначально сходной с педагогикой по своей функции.

В различные исторические эпохи и цивилизации философы осмысливали понятие культуры. В немецкой философии XVIII в. ученые подходили к трактовке культуры с различных сторон, выделяя, однако, два ярко выраженных оттенка материальное достояние и внутреннее духовное богатство личности, обозначенное словом образование.

И. Нидерман отмечает, что культура - это возделывание чего-либо- души, ума, развития, а И.Гердер напрямую связывает культуру с просвещением и видит в ней силу, которая заключена в сплачивании людей. Культура, по Канту, является деянием, созиданием через свободу, силой, дисциплинирующей разум. Культура, по Фихте, выражает человеческое стремление к свободе, свободному созиданию. Культура есть совокупность упорядоченности и нравов, это цель человеческого рода, стремящегося стать выше природы с помощью науки, искусства, труда и досуга посредством расшифровки знаково - символической системы как средства их создания.

Для Шиллера культура - условие бытия и совершенствования человека. Культура представляет человеку условия для реализации его желаний, а регулятором гармонии человека и культуры выступает искусство. В. Вундт связывает первоначальный смысл слова культура с заботой, направленной на облагораживание и очищение жизни. Американский культуролог Л.Уайт понимает культуру как особое общественное явление, оперирующее символами.

Способность человека понимать эти символы создает возможность закреплять, увеличивать, передавать от поколения к поколению человеческий опыт. Интерес вызывает мысль Л.Уайта о том, что речь, сознание, поведение, взаимоотношения людей регулируются культурой. М.С.Каган понимает культуру как целостный системный взгляд на вещи, способность видеть в разнообразии множества взаимосвязанных элементов специфические образования, а также как способ деятельности человека, состоящей из двух граней и трех слоев материальная, духовная и художественная культура. Характеризуя строение духовной культуры, М.С.Каган отмечает наличие в ней продуктов познавательной и ценностноориентационной деятельности.

Выделение художественной культуры он обосновывает тем, что искусство обладает уникальной культурогенной способностью образовывать вокруг себя относительно автономную сферу всех видов человеческой деятельности преобразовательной, познавательной, коммуникативной и ценностно-ориентационной, что представляет для нас научный интерес.

На этих же позициях стоит и Г.Н.Волков культура - это то созданное и накопленное человечеством богатство материальное и духовное, которое служит дальнейшему развитию культивированию приумножению созидательных, творческих возможностей, способностей общества и личности или, иначе говоря, экономическому, социальному, политическому. Понимание культуры как формирование и реализация сущностных сил человека в процессе его социальной деятельности, как изменение человека, становление его творческой самодеятельности отражено в работах В.Е.Давидовича, Ю.А.Жданова и В.М. Межуева.

Культуру В.М. Межуев определяет как деятельность и саморазвитие человека Культура представляет собой деятельностно - практическое единство человека с природой и обществом, определенный способ его природно и социально детерминированного деятельного существования. Ю.Б. Борев трактует культуру во взаимосвязи с понятиями цивилизация, искусство, где культуру определяет как деятельность, а ее продукт считает социальной памятью человека, сохраненной посредством знаков и символов.

Культура - вторая природа, рукотворная природа и процесс ее производства. Культура - средство организации социума, способ производства человеком самого себя как духовного существа, способ развития сущностных сил человека. Существует взгляд на культуру как ценность, выполняющую межпоколенную трансмиссию.

Согласно точке зрения Э.А.Орловой, культура фиксирует человечески - содержательный аспект общественных отношений, представленный в процессе производства предметами, знаниями, символическими системами, набором ценностей, способов деятельности и взаимодействий индивидов, механизмами организации и регуляции их связей с окружением. При таком подходе культура понимается как процесс, результат. Культура содержит человеческие ценности нравственные, эстетические.

В них в концентрированном виде проявляется опыт народа, поэтому ценности культуры определяют образ и стиль жизни людей, характер восприятия жизни, составляют своеобразную мотивационную основу человеческого поведения. В концепции культуры как специфического способа человеческой деятельности система ценностей рассматривается как очень важный компонент той универсальной технологии, благодаря которой осуществляется активность людей в процессе функционирования и развития их общественной жизни.

Э.В.Соколов отмечает и личную значимость культурных ценностей, направляющих духовную и практическую деятельность человека экспрессивную, адаптивную, защитную, познавательную и внутренней координации. Л.С. Сысоева, изучая механизм взаимодействия личности с культурой, выделяет три, на ее взгляд, важных отношения во-первых, личность усваивает культуру, являясь объектом культурного воздействия во-вторых, она функционирует в культурной среде как носитель и выразитель культурных ценностей и, в-третьих, создает культуру, будучи субъектом культурного творчества.

В зависимости от того, какую культуру усваивает ребенок, и какие ценности он выражает, происходит и становление его личности. Феномен культуры, в понимании В.С. Библера, представлен как всеобщность духовного образа жизни. Понятие культуры трактуется в трех, переходящих друг в друга и обосновывающих друг друга, всеобщих определениях. 1. Культура есть форма одновременного бытия и общения людей различных прошлых, настоящих и будущих культур, форма диалога и взаимопорождения этих культур. 2. Культура - это форма самодетерминации индивида в горизонте личностей, самодетерминации жизни, сознания, мышления, форма свободного решения и перерешения своей судьбы в сознании ее исторической и всеобщей ответственности. 3. Культура - это изобретение мира впервые, она как бы порождает мир, бытие предметов, людей, свое собственное бытие.

Определение культуры как особой формы общения культур - это грань всеобщей логической идеи диалога логик.

Определение культуры как феномена самодетерминации - это грань всеобщей идеи и трансдукции взаимоперехода и взаимообоснование логик. Идея культуры как мира впервые - это грань коренной всеобщей логической идеи логики парадоксов, идея логики начала логики отмечает В.С. Библер. Исходными теоретическими положениями в создании программ и технологий развития дошкольников явилась взаимосвязь образование - культура - искусство - личность. В.С. Библер утверждает, что бытие в культуре, общение в культуре есть общение и бытие на основе произведения, в идее произведения, что Только в произведениях культуры индивид может жить и развиваться и изменяться через общение разумение актуализацию всеобщего бытия бытия мира, бытия людей, собственного бытия собственного события с миром и людьми. Общение через произведение является характерной чертой для культуры, где она реализует себя как культура, осуществляет общение индивидов как личностей.

Развивая концепцию диалогики культуры, В.С. Библер опирается на принципы дополнительности и соответствия, суть которых заключена в единстве взаимоисключения и взаимопредполагания, взаимообратимости, единстве субъекта, переводящего одну ипостась в другую, одно определение - в другое. В контексте единой диалогики сосуществуют, взаимоотрицают и взаимодопол-няют друг друга две логики.

Это позволило В.С. Библеру выделить интегрально очерченное сосредоточение различных духовных спектров, духовных все-общностей горизонтальных - смещение и сближение современных культур и вертикальных - европейская линия культурного восхождения.

Это взаимопритяжение и взаимоисключение есть современная черта культуры. Воспитание в культурологическом смысле есть путь обретения некоторой ценностной системы и ее аксессуаров. Таким образом, мы можем рассматривать воспитание как формирование определенной ценностной системы, обретение подходящей для данной личности эмоционально-ценностной ориентации. Процесс воспитания - один из важнейших в любой культуре, потому что именно в нем ребенок усваивает культурные навыки, приобщается к определенному социуму, осознает свое место в мире, понимает, что такое хорошо и что такое плохо.

Культурологическое развитие состоит в том, что со временем культура личности начинает играть все более важную роль и все более индивидуализируется. 3. Изучение культурологического развития разными педагогическими средствами в педагогической литературе. Культура же, сферой которой является искусство, образовывает не по схеме восходящей лестницы, а по схеме драматического произведения - воспроизведение слагающих феноменов, полифонизм, общение различных форм понимания, стремление к всеобщности, формируя гуманитарное мышление. В.С. Библер указывает, что наука также может быть и должна быть понята и развиваема как феномен культуры, т.е. как взаимопереход, одновременность, разномысленность различных научных парадигм, как формы общения, ставя тот же культурологический подход.

В.С. Семенов утверждает, что культура - это определенный способ и поле деятельности человека и результат реализации его сущности, выражает синтетическую характеристику развития человека, выступает показателем развития человека и прогресса человеческого общества. Человек и в педагогике и в культуре представлен как субъектная ценность и результат своей собственной деятельности.

М. Мид утверждает, что развитие ребенка определяется формой той культуры, в которой он был взращен, где воспитанию отводится особая роль Хотя воспитание и не может изменить тот факт, что личность ребенка в самых ее существенных чертах всегда отражает культуру, в которой он был воспитан, все же методы воспитания могут иметь далеко идущие последствия для развития той совокупности, темперамента, мировоззрения, устойчивых предпочтений, которые мы и называем личностью. Современное образование не может ограничиваться рационализацией образовательного процесса, поиском отдельных технологий.

Оно начинает свое развитие путем взаимообогащения различных культур.

Это побудило нас интегрировать содержание программ и педагогических технологий, обусловливающих развитие всех сфер ребенка. Несмотря на различные точки зрения в трактовке термина культура, позиции многих ученых совпадают в том, что культура создана человеком и существует для человека, для его развития и самовыражения. Мир культуры - это мир человека. Человек в культуре есть ее цель и результат. В связи с тем, что наши программы и технологии ориентированы на формирование внутреннего мира ребенка, его целостности и гармоничности, перед нами встала необходимость обратиться к понятию мир. Мир не случайно означает и вселенную, и мирность писал Н.К.Рерих Не случайно эти два великих понятия объединены в одном звучании. И далее он отмечает Не удивительно ли, по-русски слово мир единозвучно и для мирности, и для вселенной.

Единозвучны эти понятия не по бедности языка. Единозвучны они по существу. Вселенная и мирное творчество нераздельны.

Всеми иероглифами хотели древние дать понять это целебное, спасительное единозначие. Мир - вселенная и мир - труд мирный вселенский, посев - творящий, красота мира - победительница. Мир вселенной и мир человека неотделимы в своем существовании. Н.К.Рерих призывал объединяться вокруг знака культуры, чтобы избежать разложения, разрушения мира вокруг и в себе. Защита и утверждение культуры, знания, красоты - вот путь к неразделимости, гармонии мира вселенной и человека, дающий плоды созревания и творчества.

На этой позиции стояли многие представители искусства, педагогики, психологии. С.Л. Рубинштейн отмечал, что созревание неразрывно связано с освоением знакового содержания человеческой культуры, в процессе постижения которого происходят качественные изменения основных свойств личности. О значимости соприкосновения с миром культуры, создающей уникальное первоначальное образование и направляющей развитие внутреннего мира ребенка, говорили Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Н.В. Гусева, Э.Н. Гусинский, А.В. Запорожец, Э.В. Ильенков, А.Н. Леонтьев, В.М. Рбзин и др. Анализ точек зрения ученых на трактовку понятия внутренний мир человека позволил обнаружить сходство и различие в толковании.

Так, внутренний мир человека понимается как совокупность свойств личности Б.Г.Ананьев взаимосвязанные структурные элементы духовного мира рациональной, эмоционально-чувственной, волевой сфер Н.Е.Андрюшина субъективные свойства, определяющие меру ее свободы, гуманности, духовности, жизнетворчества Е.В. Бондаревская отстранение от собственного Я и его слияние с миром ценностей Ю.Г. Волков, В.С. Поликарпов возникновение осмысленной картины мира Л.С. Выготский мир культуры, превращенный в мир вещных форм, охватывающий и формы духовной жизни - нравственные, эстетические, интеллектуальные, религиозные Н.В. Гусева, В.С. Семенов индивидуальная система моделей мира Р.Н. Гусинский плоды познавательной, проективной, ценностно-ориентационной деятельности и духовного общения людей создание всеобщих идеальных образцов предметной деятельности и норм общения не личностная культура, представляющая целостность культуры, познания, культуры деятельности, культуры отношений, духовно-нравственных волевых качеств и свойств базис личностной культуры, вобравший ценности познания, преобразования, переживания выражение в личности моментов культуры объективности, самосознания, дисциплины, коммуникации, творчества, духовной свободы.

Таким образом, обращенность образования к культуре - это поиск путей выхода из духовного кризиса.

Культура как сосредоточие человеческих ценностей, передаваемых в знаках и символах, остается понимаемой всеми людьми независимо от цвета кожи, места рождения и принадлежности к той или иной нации или социальной группы.

Она во все века несла свет и поднимала человечество, и спасало его, и возрождала из пепла. Дети наиболее чувственны к миру культуры и миссия взрослых - сохранить эту эмоциональную откликаемость и доверчивость ребенка к нам, безболезненно и без страха ввести его во взрослый мир посредством понимаемых и тайных знаков и символов культуры. 4. Культурологические технологии реализации программ образовательно- воспитательной работы в ДОУ. Современное содержание дошкольного образования ориентирует педагогов на осуществление культурологического развития и формирование личности ребенка.

Культурологический подход предполагает отношение педагога, направленное не только на усвоение детьми знаний, но и на способы этого усвоения, на образы и способы мышления и деятельности на развитие и воспитание культурологи и творческого потенциала ребенка.

Источником формировании содержания образования стали основные нормы жизненного самоопределения личности человек, общество, культура, природа, человеческая деятельность, в том числе и нравственная деятельность. То есть человек в современном мире живет и действует в нескольких важных для него сферах. К первой группе относятся космическая, производственно-экономическая, экологическая, культурологическая технология, которые в совокупности Вернадский обозначил словом ноосфера. Воспитанник, узнавая о космосе, его связях с земными процессами, о производственной и культурологической деятельности человека, постепенно осознает себя в качестве разумного существа вселенной. Как субъект социальной жизни, он стремится обеспечить и продлить существование человеческих поколений, добиться гармонии взаимодействия между космосом, культурологическим воспитанием ребенка.

Вторая группа сфер взаимодействия людей включает в себя все системы общественных отношений - производственных, правовых, нравственных, культурологических, регулируемых общественным сознанием - это социосфера.

Познавая социосферу, ребенок стремится достичь для себя комфортного положения в общественных, экономических, национальных, культурно-личностных отношениях, нравственных, имущественных отношениях. Третья группа сфер образуется в самом человеке - психосфера.

В нее входят сфера разума, культуры, рационального регулирования поведения, сфера подсознательных, интуитивных механизмов мышления сфера бессознательного, эмоционально - иррационального регулирования поведения, враждебных механизмов реагирования сфера спонтанного проявления заложенных природой сущностных сил, культурологических способностей, механизмов приспособления к жизни. Познавая самого себя, ребенок осознает свою индивидуальность, культурологические, личностные особенности и качества, сущностные силы, таланты и культурологические способности.

Осознание процессов психосферы открывает ребенку путь к саморегуляции, достижению гармонии в самом себе. Итак, первичное осмысление ребенком основ трех областей знания ноосферы, социосферы и психосферы дает возможность гармонизировать культурологическое воспитание и развитие детей, его отношение с миром планеты Земля и космосом. Таким образом, современное дошкольное образование, направленное на культурологическое воспитание и развитие человека, призвано объединять, интегрировать материал, необходимый для будущей специальной подготовки человека, стремящегося к духовной внутренней жизни, к управлению своим поведением.

Эту задачу способна решать нынешняя вариативная образовательная система, единая по международному базисному компоненту образования и вместе с тем разнообразная по формам, по воспитанию и развитию культурологии, обогащению индивидуальности. Дошкольное образование в современных условиях приобретает свои индивидуальные черты за счет национальной специфики.

Усиление внимания к раннему изучению детьми культуры родного языка, истории, культуры, культурологического обучения, воспитания и развития детей, интернациональных связей, дифференциация и профильность в структурно-образовательной системе ведет к альтернативному подбору технологий содержания дошкольного образования. Таким образом, в понимании сущности содержания, назначения современного дошкольного образования четко обнаружилась новая тенденция от обыденного, практико-прагматического толкования проблем образования к их гуманистическому осмыслению формирования детской личности и развитию, обучению и воспитанию культурологии как целостного и гармонического человеческого существа в единстве его внутренней духовности и внешнего воплощения.

Дошкольное образование выполняет образовательную, развивающую, воспитательную функции. Образовательная функция - это обеспечение детей богатством доступных научных общечеловеческих и культурных ценностей, выработка умения самостоятельно добывать знания и использовать их в жизни.

Развивающая функция дошкольного образования выражается в том, что оно должно опережать культурологическое развитие, воспитание, идти впереди него и служить источником нового развития. Воспитательная функция образования заключается в том, что знания помогают ребенку самоопределиться как личности путем освоения культуры, духовных и нравственных ценностей. Глава II. Пейзажная живопись как средство культурологического развития детей дошкольного возраста. 1.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культурологическое развитие дошкольников посредством пейзажной живописи

Заключение Литература Приложение Введение Система воспитания и обучения дошкольников, построенная на основе мировой культуры, позволяет ребенку… Осваивая культуру, ребенок делает открытие в самом себе и переживает… Культурное развитие ребенка строится на исторических фактах, но главным в пласте содержания программы обучения и…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Понятие процесса формирования разносторонне развитой личности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Использование живописи в педагогическом процессе
Использование живописи в педагогическом процессе. Об эстетическом восприятии дошкольников написано много интересных и ценных в методическом отношении книг и статей. Но сегодня возникла необх

Пейзажная живопись как источник формирования духовного мира человека
Пейзажная живопись как источник формирования духовного мира человека. Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого картины, фрески, росписи отражают действительность, ока

Функции пейзажной живописи в педагогическом процессе
Функции пейзажной живописи в педагогическом процессе. Пейзажная живопись является активным педагогическим средством формирования всесторонне развитой личности и осуществляет специфические функции.

Особенности и этапы формирования восприятия картин пейзажной живописи у детей старшего дошкольного возраста
Особенности и этапы формирования восприятия картин пейзажной живописи у детей старшего дошкольного возраста. Восприятие представляет собой процесс непосредственного контакта с окружающей средой, пр

Методика применения пейзажной живописи в педагогическом процессе
Методика применения пейзажной живописи в педагогическом процессе. Начиная со старшей группы, в работе с детьми для ознакомления с пейзажной живописью применяются разнообразные формы и методы работы

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги