Реферат Курсовая Конспект
Школьный педагог как субъект воспитания - раздел Педагогика, Учебное пособие подготовленно в соответствии с государственным стандартом базового педагогического образования Искусство И Мастерство Педагога Как Раз И Заключается В Умении Сочетать Сер...
|
Искусство и мастерство педагога как раз и заключается в умении сочетать сердечность и мудрость.
В.А. Сухашинский
Есть некий час,
как сброшенная клажа,
Когда в себе гордыню укротим,
Час ученичества — он в жизни каждой
Торжественно неотвратим.
А/. Цветаева
СТАТУС ПЕДАГОГА И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Говорят: учитель — это не профессия, педагогика — это не наука, это образ жизни.И действительно так. Ни в одной другой профессии нет такого единения жизненной и професси-
'Т'
58 _ Глава I. Воспитание как педагогическое явление
ональной позиции человека. Школьный педагог(учитель, классный руководитель, воспитатель, администратор разного ранга и уровня...) -- центральная фигура воспита-тельного^процесса, субъект воспитания: он по статусу (!) является носителем ценностных ориентации культуры, он — организатор воспитывающей деятельности (выдвигает цель; определяет стратегические и тактические задачи воспитания, планирует воспитательную работу, отбирает содержание, средства, методы и приемы, организационные формы воспитания). Он — носитель ценностных отношений к миру — отношений, оцениваемых с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ. Он - непосредственный участник и организатор взаимодействия «учитель о ученик» в учебно-воспитательном процессе. Более того, он для своих воспитанников — своеобразный «проводник» ценностного отношения к ЖИЗНИ (в самом высоком понимании этого слова)*.
Педагогическая деятельность многолика и многообразна; она может быть:
1) диагностическая (изучение, определение уровня вос
питанности, внедрение результатов в практику);
2) ориентировочно-прогностическая (определение цели и
задач, планирование, прогнозирование результатов);
3) конструктивно-проектировочная (создание идеальной
модели, определение путей ее реализации);
4) организаторская (деятельность по созданию воспиты
вающей среды и организации процесса воспитания);
5) информционно-объяснительная (передача знаний, уме
ний и навыков, формирование отношения к ним, вы
разительность собственной позции);
* О работе учителя написано немало книг. Вот некоторые из них. раскрывающие, на наш взгляд, сущность учительства:Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М., 1989; Блага К., Шебек М- Я — твой ученик, ты — мой учитель. М., 1991; Зюзько М.В. Психологические консультации для начинающего учителя. М., 1995; Крупенин A-JJ-, Крохина И.М. Эффективный учитель Практическая" психология для педагоге. Ростов-на-Дону, 1995; Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979; Лещинский В.М., Кудьпевич С.Б. Учимся управлять собой и детьми. Педагогический практикум. М., 1995; Львова Ю.П, Творческая лаборатория учителя. М., 1992; Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994; Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. М., 1989; Учитель: Статьи. Документы. Педагогический поиск, воспоминания. Страницы литературы. М., 1991.
1.4. Школьный педагог как субъект воспитания ____________ 59
6) коммуникативно-стимулирующая (реализуется через
общение в системе отношений к детям, работе, окру
жающим жизненным явлениям);
7) аналитико-оценочная (ее цель — установление обрат
ной связи и педагогическое стимулирование воспитан
ников);
8) исследовательско-творческая (у нее есть как бы две сто
роны: применение идей педагогической теории и ос
мысление, развитие и внедрение в собственную прак
тику НОВОГО, выходящего за рамки известного, из
жившего себя, консервативного...).
Из этого перечня видно, что педагогическая деятельность — наиболее сложный, универсально-синтетический вид человеческой деятельности. Вот почему в обществе всегда было, есть и будет идеализированное отношение к личности Учителя иего миссии. А. Дистервег: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым главным примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания».
Когда говорят об интеллигентномчеловеке, то в первую очередь называют врача (исцеляет тело) и учителя (взращивает и исцеляет душу). А к интеллигентности требования высоки.
ПЕДАГОГ - ЭТО ИНТЕЛЛИГЕНТ |
В этике интеллигентность (от лат. in-teligens — понимающий, мыслящий) определяется как «совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым передовой частью общества преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте -к людям, которые считаются носителями культуры -высокой нравственности»*.
В художественной форме это хорошо выразил В.М. Шукшин: «Интеллигентный человек... Это так глубоко и серьезно, что стоило бы почаще думать именно об ответственности за это слово. Начнем с того, что явление это -
См. : Российский энциклопедический словарь: В 2 т. М., 2001. Кн. 1.
С. 581.
Глава I. Воспитание как педагогическое явление
интеллигентный человек — редкое. Это"— неспокойная совесть, ум, полное отсутствие голоса, когда требуется -для созвучия — «подпеть» могучему басу сильного мира сего, горький разлад с самим собой из-за проклятого вопроса «Что есть правда?», гордость... И — сострадание судьбе народа. Неизбежное, мучительное. Если все это -- в одном человеке, — он интеллигент. Но это не все. Интеллигент знает, что это — не самоцель»*.
Интеллигентность педагога — во всем: в его жизненной, позиции, в каждой мелочи профессиональной деятельности, в отношении к людям, во внешнем облике, в открытости... Дети любят жизнерадостных, открытых, «светящихся» изнутри.., и не любят закрытых.
Я спрашиваю:
Зачем люди носят черные очки?
И отвечаю:
Они боятся показать другим
свои глаза.
Ольга Бабаченко, 14 лет
И совсем другое отношение ~ как в воспоминаниях A.M. Горького об А.П. Чехове: «Хороши у него бывали глаза, когда он смеялся -- какие-то женские ласковые и нежно мягкие. И смех его, почти беззвучный, был как-то особенно хогзош. Смеясь, он именно наслаждался смехом, ликовал; я не знаю, кто бы еще мог смеяться так — скажу — «духовно».
ПЕДАГОГИ И ДЕТИ: ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ |
Наиглавнейшая задача избравшего стезю школьного педагога — научиться входить в это особое состояние: у спортсменов -- второе дыхание, у поэтов -- вдохновение, у верующих православных — благодать, у музыкантов, танцоров — экстаз... У учителя — это вдохновенное состояние...Оно залог успеха.
Всем хорошо известно, что детям далеко не безразлично, кто у них — учитель. Они попросту делят своих учителей на «хороших» и «плохих», интуитивно ощущая
* Из книги «Монолог на лестнице — Культура чувств». М., 1968. С. 114-115.
1.4. Школьный педагог как субъект воспитания_____ 61
продуктивность этих взаимоотношений, специфику жизненной и педагогической позиции.
П.П. Блонский, отвечая на вопрос, чем хороший учитель отличается от плохого, если знание предмета и методики его преподавания у обоих примерно одинаково, говорил, что для хорошего учителя все ученики разные, одинаковых нет, а для плохого учителя все ученики одинаковы. «Чтобы воспитать учителя, нужно научить его видеть индивидуальные особенности учеников, замечать, чем каждый из них отличается от всех остальных».
Я. Корчак категоричен: «Хороший учитель отличается от плохого количеством сделанных ошибок и причиненного детям вреда».
Как это ни грустно, в условиях массовогоучебно-воспитательного процесса учитель, не видящий и не ценящий индивидуальностьсвоих воспитанников, ошибочно впадает в состояние борьбысо злом, пытаясь «укрощать дикую резвость ребенка», втискивать его в некие «рамки приличия», заказанные обществом и интерпретированные им самим как более удобные для «управления воспитательным процессом», для «формирования определенных (?!) качеств личности».
И тогда детям бывает плохо в школе, они утрачивают желаемую позицию «ученика», «благодарного воспитанника», а педагоги — позицию эффективного воспитателя.
«...У нас была очень злая преподавательница, никто ее не любил, все дети боялись ее, если ребенок в чем-то провинился, она так сильно кричала, что, когда я приходила в школу, я старалась сидеть тихо-тихо, чтобы она меня не заметила» (Наташа 3., студентка).
Из размышлений первоклассника: «В первые две недели в школе я чувствовал себя как муха, которую убили, но не добили. Потом это прошло».
Мнение о девяти годах, проведенных в школе: «Жили, честно говоря, как пауки в банке, хотя есть очень хорошие, добрые, мудрые учителя».
Десятиклассница: «Каждое утро просыпаюсь с мыслью: не могу переступить порог школы -- чувствую себя некомфортно».
Исходя из непреложной истины, что педагогическая категория «отношение (суть и цель воспитания) по свое-
Глава I. Воспитание как педагогическое явление
му характеру избирательная,нельзя забывать, что воспитанник сам выбираетпринимать или отторгать воспитательные воздействия конкретных школьных педагогов или школы как воспитательной системы в целом. Поэтому столь ценна оценка, в том числе и позитивная, детьми школьных педагогов:
«Мне очень нравится учиться в школе. У нас добрая учительница. Я хочу, чтобы А.С. была моей мамой» (Таня Л., 3 класс).
Из дневника выпускницы Лены Б.: «Мне очень нравится новая воспитательница Н.Ф. В последнее время я часто удивляюсь тому, что есть еще взрослые люди, способные понять ребенка или молодое поколение... Уже в 10-м классе я поняла, как много она мне дала. Она научила меня не бояться проблем, делать правильные выводы и различать хороших и плохих людей... Н.Ф. стала мне настоящей советчицей в трудных ситуациях».
«Это была строгая (в хорошем .смысле слова) шкода, с повышенными требованиями; к укладу жизни, к урокам, к системе ценностей. О многих (почти обо всех) учителях в этой школе хочется говорить и говорить. Они оставили неизгладимый след в моей жизни, научили думать, философствовать, говорить...» (Константин П.).
СЛАГАЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА |
Успешность либо неспешность воздействий в процессе воспитания определяется степенью педагогического мастерства воспитателя, которое проявляется в высоком уровне развития знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих успех.
Раскрывая сущность школьного педагога как субъекта воспитания необходимо вести речь о слагаемых педагогического мастерства. В педагогике принято рассматривать три основных элемента его. Первый — знания:прежде всего своего предмета и смежных с ним дисциплин (тезаурус учителя должен быть значительно выше тезауруса учащихся, что особенно актуально в специализированных школах); широкая общая эрудиция (школьники любят общаться с интересными педагогами, в своих знаниях выходящими за пределы преподаваемого предмета), в области
1.4. Школьный педагог как субъект воспитания
своего и ученических «хобби», то есть творческого занятия, котороё-то и порождает состояние одухотворенности, вдохновения. «Горю стремлением внушать всем людям разумные и бодрящие мысли» (К.Э. Циолковский).
Подобный подход к уровню знаний школьного педагога рождает и творческий подход к методическим основам обучения и воспитания: «Посредственный преподаватель излагает, хороший — объясняет, выдающийся -показывает, великий — вдохновляет»*.
Второйэлемент педагогического мастерства — это профессионально-педагогические знания, умения и навыки:развитое педагогическое мышление, позволяющее дать педагогическую оценку любым явлениям жизни, спроецировать и -осуществить наиболее эффективные педагогические способности (дидактические, организаторские, коммуникативные, речевые, перцептивные, авторитарные, распределительные и т.д.); овладение педагогической технологией организации воспитательного процесса и педагогической техникой воздействия на учащихся, навыки изучения учащихся и классного коллектива; создание «педагогической копилки» (картотеки форм воспитательной работы, методической литературы, содержательного материала, интересного и оригинального опыта воспитания школьников, авторские концепции и т.д.), развитие «искусства любить детей».
Так, Ш.А. Амонашвили**, обобщая опыт коллег-учителей и собственный педагогический опыт, сформулировал «основные установки учителя гуманного педагогического процесса». Он вывел своеобразные «Законы учителя»: любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку. Руководящие принципы учителя: очеловечивания среды вокруг ребенка, уважения личности ребенка, терпения в становлении ребенка. Заповеди учителя: верить в безграничность ребенка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку. Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе. Личностные качества учи-
* Из кн.: Ирхин Ю.В. «Психология успеха». М., 1993. С. 9. ** Амонашвияи Ш.А. Размышления о гуманной педагогике, М., 1996. С. 476-477.
Глава f. Воспитание как педагогическое явление
1.4. Школьный педагог как субъект воспитания
теля: доброта, откровенность и искренность, преданность».
. Мастерски и тонко охарактеризовала специфику методического мастерства М.О. Кнебель в своей книге «Поэзия педагогики»: «Как же происходит таинственное превращение «чужой» группы людей в «своих», «родных», «любимых»? Экзюпери сказал об этом поразительно верно... о силе приручения. И об ответе за тех, кого мы приручаем. Педагогика и есть приручение. И ответственность за это приручение.
Приручая, ты привязываешь к себе и привязываешься сам. «Неприрученные» ученики остаются чужими, и тебе не удается вложить в их души самое существенное и дорогое для тебя».
И наконец, третьимэлементом педагогического мастерства являются личностные качествашкольного педагога. Основные группы их: качества, связанные с личной жизненной и педагогической позицией; отношение к жизни, к людям вообще, к детям, к коллегам, к своей работе, к ценностям культуры; принципиальная и выразительная нравственная позиция (критерий ее — добро); эстетическая выразительность (лицо, прическа, физиогномическая маска, одежда, интерьер дома и в классе, осанка, манеры поведения), при этом важно, что 'люблю в поэзии, музыке, живописи, архитектуре, театре.., как отстаивать свою позицию. К личностным качествам относится исповедование педагогом здорового образа жизни, т.е. постоянное усовершенствование и развитие триединства «тело + душа + разум»; владение темпераментом и постоянное, систематическое развитие своего характера, т.е. активное самоусовершенствование:«Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было» (Л.Н. Толстой). Причем речь должна идти о собственной программесамопознания и самовоспитания, в которой очень важно обратить внимание на развитие педагогического мышления, речевой культуры, умения ходить, реагировать на трудные ситуации, кокетство (умение нравиться детям и заинтересовать собой...), выразительность, проявление великодушия, педагогическое счастье...
Интересен прием, описанный психотерапевтом В. Ле-ви — новая педагогическая категория: «Свечение — прием, заимствованный из «психотехники гениев коммуникабельности. Известно: «его лицо осветилось улыбкой», «весь светится», «лучистые глаза», «солнечные натуры».
Учитель должен уметь включать «внутренний свет». Вы можете излучать тепло. Внушайте себе, что внутри у вас горит очаг, свеча, костер, печка, солнце, звезда (образ любой, слова не имеют значение) -- горит и сияет некий источник тепла и света. Вы сами этот источник... Вспоминайте чаще состояние интереса, дружеского расположения, симпатии, радости и любви к кому-то... И включайте их чаше. Наступит момент, когда эти состояния будут приходить к вам сами... легко, естественно, непринужденно... Заранее, навстречу, опережая события... Уверенно, свободно и просто...
Если хотите успеха, запомните: I) свечение должно быть рефлексом на человека.., на жизнь... Оно не должно гаснуть даже в полном одиночестве; 2} каким бы ни был жанр или исход того или иного общения (взаимопонимание, конфликт, даже драка), рефлекс Свечения не должен вас покидать или вызывать сомнение...; 3) не за--ботьтесь о результате... Не давайте в долг, а дарите. Вы окажетесь богачом общения»*.
СПОСОБНОСТЬ К ТВОРЧЕСТВУ |
Существенной характеристикой педагогического мастерства воспитателя считается способность к творчеству. Эрих Фромм так определяем творчество (креативность): «это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Современная психология считает, что к числу творческих умений педагога-вое питателя следует отнести такие:
1) анализировать проблемные ситуации (разрешение
противоречий);
2) формулировать гипотезы;
3) ставить цель (близкие и более дальние цели);
* Леей В. Исповедь гипнотизера. Кн. 2. Кот в мешке. М, 1994. С. 271—273.
3. Заказ № 1233.
Глава I. Воспитание как педагогическое явление
1.4. Школьный педагог как субъект воспитания
4) корректно ставить задачу;
5) самостоятельно сделать обобщающие выводы, вы
делить главное в прочитанном;
6) установить на основе частных способов общие спо
собы решения задач;
7) самостоятельно конструировать объект из известных
элементов на основе общих ориентирующих указаний;
8) видеть и находить нестандартные способы решения
задач;
9) решать нестандартные задачи, алгоритмы решения
которых не изучались;
10) ставить задачу, решение которой предполагает ис
пользование нестандартных способов и приемов;
11) видеть и формулировать проблему (поставить не
стандартный вопрос);
12) оценить, подходит ли то, что известно в общем
виде, к имеющимся условиям;
13) формулировать задачу и цель;
14) быстро отыскивать нужную информацию;
15) видеть конкретные ситуации;
16) анализировать .и решать конкретные ситуации;
17) не придерживаться однажды избранной позиции на
проблему;
18) решать задачи, в которых нет ни конечной цели,
ни путей ее достижения;
19) владеть полярной обратимостью точек зрения на
предмет и явление;
20) выделить задачу из фона;
21) осуществлять разумное перспективное планирова
ние;
22) принимать решение;
23) прогнозировать и предвидеть.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСЕРВАТИЗМ И НОВАТОРСТВО |
С особой актуальностью в современной педагогической теории и школьной практике стоит вопрос о соотношении педагогического консерватизма и новаторства,работы начинающего учителя по образцу и его творчества. Предоставленная школьным педагогам в современной школе возможность выбирать концепции воспитания, авторские методики, право на экс-
перимент и опытную работу... породили как позитивные, так и негативные процессы в творчестве учителей. Остановимся здесь на некоторых идеях, подтвержденных теоретически .и практически. Они могут стать ориентиром в соотношении названных педагогических явлений.
1. Консерватизм (в хорошем смысле слова), традици
онность, передовой опыт... в современной школе созда
ют ту первооснову,на которой зиждется педагогическое
творчество, Как, впрочем, и всякое другое: «Не бойся со
вершенства: тебе никогда не достичь его... Перво-напер
во научись писать и рисовать, как старые мастера. Потом
ты можешь писать так, как ты хочешь» {Сальвадор Дали).
2. Есть и другая крайность — своеобразная «зашорен-
ность» отдельных педагогов, их стремление сохранить
старую систему, которая «работала», но... в других ус
ловиях. В условиях гуманистического воспитания это яв
ление пагубно как для педагогов, так и для воспитан
ников. «Одним из самых обычных и ведущих к самым
большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами: «Все
так делают» (Л.Н. Толстой). «Те, кто надел на глаза шоры,
должны помнить, что в комплект входят еще узда и кнут»
(С. Ленц).
3. Педагогическое творчество в практике школы дол
жно быть построено на глубокой научной основе. Об этом
писал еще Леонардо да Винчи: «Увлекающиеся практи
кой без науки — словно кормчий, ступающий на корабль
без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плы
вет. Всегда практика должна быть воздвигнута на хоро
шей теории, коей вождь и врата — перспектива, и без нее
ничего хорошего не делается...» К сожалению, в школь
ной практике есть педагоги, кичащиеся своим творчес
ким подходом, а на самом деле работающие на уровне
ремесленничества.
4. Критерием истинности авторских методик, новых
концепций и технологий воспитания является сама прак
тика, ее результативность. В противном случае вводимое
и отстаиваемое (иногда до конфликтных отношений с
администрацией школы и коллегами) новшество не имеет
смысла: «Когда нововведение слишком трудно установить,
это служит доказательством, что в нем нет необходимос
ти» (Л. Вовенарг).
68_____________ Глава 1. Воспитание как педагогическое явление
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ: КАКОВ ВЫХОД? |
5. Школьные педагоги, работающие творчески, — нео
быкновенные люди. А.Е.Браун (американский менеджер)
так описал их: «...они проявляют любознательность и по
стоянно допытываются «почему?», «а что если?»; прояв
ляют гибкость и открытость к восприятию новой инфор
мации (никогда не отклоняют идею на том основании,
что «это мы уже пробовали — не получается»); способны
увидеть проблему там, где другие ее не видят, и отчетли
во ее сформулировать; проявляют высокую чувствитель
ность к нуждам и потребностям, замечая их раньше, чем
другие люди; способны связывать и объединять различ
ную информацию самым неожиданным образом; неор
тодоксальны и настроены против авторитарности, смело
ставят под сомнение привычные и общепринятые пред-
ставления; проявляют умственную «непоседливость»,
сильную мотивацию и эмоциональную вовлеченность в
то, чем занимаются; более склонны решать проблемы, а
не осваивать новые факты и явления; ориентированы на
достижение цели, а не на применение той или иной ме
тодики... Творческие личности — нонконформисты, они
насмешливы и мало уважают авторитеты их, как прави
ло, не волнуют соображение престижа и мнение окружа
ющих, они не разделяют общепринятых точек зрения.
Поэтому могут доставлять немало беспокойства руково-.
дителями»*.
6. Особенностью творчества в современной педагоги
ческой практике является то, что оно, как правило, но
сит ярко выраженный коллективный характер. Для реа
лизации новых концепций и технологий, идеи авторских
школ и программ, поисковой экспериментальной рабо
ты нужен коллектив единомышленников,в котором, по
данным психолога Н.П. Аникеевой, наиболее популярны
ми оказались позиции: «интеллектуала», «душевного че
ловека», «оптимиста», «организатора», «делового человека».
Нетрудно догадаться, что один человек не в состоянии
охватить все позиции. И еще: объектом опытно-экспери
ментальной работы является процесс воспитания (а зна
чит -- ребенок, дети) -- требуется четкость и слажен
ность общей работы, чтобы «не навредить».
1.4. Школьный педагог как субъект воспитания |
И еще. Особого внимания требует анализ сущности педагогических ошибок и способов выхода из них при рассмотрении проблем школьного педагога как субъекта воспитания. Конечно, они индивидуальны; конечно, не у всех проявляются. Это так. Но есть и общие. К примеру, возможно разное видениеодних и тех же проблем учителями и учащимися. Так, 73% учителей утверждают, что у них есть контакт с учениками, и только 18% учеников отмечают то же самое. У них разные представления о контакте. Ученики мечтают об эмоциональном тепле и психологической близости с учителями. А учителя имеют в виду «нормальные» отношения для учебно-воспитательного процесса. Поданным психолога М.В. Зязько 82% начинающих учителей в качестве основной проблемы отмечают проблему дисциплины, причем почти все считают, что виноваты дети, что учитель — страдающее лицо.
М.В. Зязько выделяет четыре типа ошибок и в соответствии с ними четыре типа учителей*:
1. «Любящий тиран».Осуществляет дисциплину посред
ством обиды и создания у класса чувства вины («Я вас
так люблю, а вы...»; «Я от души хотел, а вы...»; «Вы сво
им отношение доводите меня до отчаяния»; «Я прямо рас
цветаю, ели вы...»). Такой учитель становится «мамочкой»,
«отцом». Сковывает любую инициативу учащихся созда
нием у них постоянного страха оказаться виноватыми в
страданиях (иногда любимого, иногда презираемого) учи
теля, любящего их. У учителя нет прямого выражения не
довольства поведением учеников, лишь демострируется
то обида, то любовь. И класс в ответ тоже старается де
монстрировать, но, конечно, не успевает. Возникают хаос,
неразбериха, теряется понимание и дисциплина.
2. «Потакатель».«Беззаботное, снисходительное по
творство». Такой учитель уверен, что чем мягче и снисхо
дительнее он относится к ученикам, тем он лучше выг
лядит в их глазах, тем быстрее добро откликается на доб
ро, т.е. ученики становятся лучше. Но... Очень часто ученики
В кн.: Воробьев А. Тренинг интеллекта. М-, 1989. С. 116—117.
* Зязько М.В. Психологические консультации для начинающего учителя. М., 1995. С. 30-32.
Глава I. Воспитание как педагогическое явление
1.4. Школьный педагог как субъект воспитания
расценивают снисходительность и покладистость учителя как признак бесхарактерности и слабости. Противоречивое сочетание недостатка контроля и теплого отношения создает у учеников неразрешимое противоречие; каждый начинает методом проб и ошибок выяснять истинное «четкое» отношение. В классе возникает неразбериха. Необходимо с самого начала утвердить те правила и нормы, которые необходимо соблюдать ученикам.
3. «Стекло. Холодное равнодушие».Такие начинающие
учителя стремятся избегать дружеских контактов с уче
никами. Этот тип поведения может быть реакцией на про
фессиональные трудности. Дети очень хорошо чувствуют
эмоциональное отвержение, холодность. Одни (живые и
общительные) начинают отвлекаться, становятся неусид
чивыми, начинают ловко пользоваться безнаказанностью,
наглеют и «садятся на шею». Другие начинают добивать
ся внимания учителя любой ценой. А так как нет четких
правил, то они вступают в споры и борьбу по любому
поводу. В классе хаос. Учитель еле-еле поддерживает фор
мальную видимость учебно-воспитательного процесса.
4. «Холодный деспот».Он без особого труда поддержи
вает дисциплину, так как ученики быстро понимают, что
с ним лучше не связываться. В классе страх, напряжение,
обида. На уроках тревожная атмосфера. Ученики чувству
ют себя дискомфортно. Еше хуже, когда учитель в подоб
ных условиях раздает много угроз, которые нередко не
решается выполнять. Взрывы в таких условиях неминуе
мы. Жертвами может быть как учитель, так и ученики.
В реальной жизненной практике нередко встречаются сочетания разных типов. Возможны и другие варианты. Главное, чтобы школьный педагог сумел их осознать и планомерно работал над их искоренением.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Введение... Только наука может изменить мир Наука в широком смысле и как расщепить атом... Н М Амосов...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Школьный педагог как субъект воспитания
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов