СТУПЕНИ САМОВОЗДВИЖЕНИЯ. - раздел Психология, ЯМР ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
1. Психология Огня.
Сэй Ис, Рэ-Ис....
1. ПСИХОЛОГИЯ ОГНЯ.
Сэй ис, Рэ-ис.
Рэ-ис, сэй ис.
Рэис ул!
Больной, смуглый кряжистый парень, прыгал на раскаленных углях от самовара, как карп на сковородке, и отчаянно причитал вслед за старцем. Рядом пес Раис! С упоением лакает из пиалы. Если он завыл, значит, хворь от больного желтобрюхой блохой перескочила к нему. Отсюда приказ псу - умереть, чтобы снес болезнь на кладбище недугов. Потом ему дается приказ воскреснуть. Так и засела в памяти эта картинка, как рыболовный крючок на сорочке: зеленый дворик в сумерках, поблеивание козлят в сарайчике, запах дыма можжевельника и гости нежданные - загадочный старик-колдун со своим не менее загадочным четвероногим другом.
«Не колдун он вовсе, - говорила мне бабушка, - а один из твоих родичей, от седьмого колена Севидовых. Когда-то твои прадеды, правоверные сбежали от Ивана-Кахармана(Грозного) в леса прибельские, другие же пошли на службу к царю, обрусели, больших чинов домогались, а теперь, видишь, скрываются от большевиков».
Не знаю, много ли правды в этом, но снова, как и тогда, всплывает доска с родовой Тамгой, ибанайским ромбиком с рогами, как голова уральского лося [1], и этот парень с упрямыми смоляными волосами. Пробуждение памяти Рода - главное условие целения. Человек без рода и без племени обречен! Духовный инвалид, он обязательно станет инвалидом физическим. Для спасения ему следует пройти ступени самовоздвижения.
Об этих ступенях я расскажу позже. А пока, какие же болезни лечили пиротерапевты? То, что я видел и понимаю нынешним умом: неврозы, радикулиты (теперь остеохондрозы), язвенная болезнь, заикание, недержание мочи, порчи, сглазы (в медицине - фобии, истерия). Психологическая поддержка при стрессах и опухолях.
Лечились независимо от национальности: башкиры, мишари, русские, украинцы, удмурты. Помню, один тракторист, из немцев, с потрескавшимися ладонями (псориаз), обращаясь к псу, скакал на углях и кричал:
При мне пей чай,
При-ми пе-чаль!
Пес-пес, сдох!
Больше в жизни я не видал такого, но тот пес здорово чай хлебал, только свежей заварки, ароматный, грузинский. А старик мне обьяснял: огонь, как человек. У него есть ум и характер. Одним словом, своя психология. Потому что, сам знаешь, пламя бывает, как царь, как мурза, бушующим, безумным, или, как волхв, как табиб, спокойным, умиротворяющим. В огне человек гибнет, но огнем может исцелиться. Может, если пройдет ступени самовоздвижения.
2. ПОМНИ РОД СВОЙ!
«В огне человек гибнет, но огнем может исцелиться. Может, если пройдет ступени самовоздвижения», - наставлял меня приезжий дед азам пиропсихологии, сидя во дворе на бревне. То был духовный мулат, с приличной примесью печенежской крови, но воспитанный, как он признался, на борщах украинской, славянской культуры. Помните, Володя Высоцкий пел о птице Гамаюн, а дед еще задолго до него любил вирши о ней, и сейчас по прошествии многих лет я в состоянии воспроизвести их в точности только по древне-русским ведам: «Тут ударил Сварог тяжким молотом по горючему камню Алатырю, и рассыпались искры по небу. Так создал Сварог силы светлые и свое небесное воинство» [2].
- Первая ступень самовоздвижения, - умозаключал старик, - память Рода, своего воинства.
Дремавший дотоле пес поднял голову, навострил уши.
Ворота скрипуче пропели, появились две женщины, поставили на крыльцо нехитрые приношения: кринку сливок, огурцы солененькие с вареной картошкой, прикрытой лопухом. Дед:
- У доктора были? Бюллетень брали?
Одна:
- Была, не дал, окаянный. Объясняю, голова раскалывается. Не верит. Голова - не дрова, говорит, раскалываться не может.
Дед:
- Соберем тебе голову, матушка. А ты, - обращаясь к другой, - иди сначала на прием. Не хочу я срок схлопотать через тебя. Пользую только тех, кому врачи отказали.
А дальше как в немом кино, быстро шустро. Усадил дед «матушку» на табуретку, приказал подышать, покрутил голову вправо-влево: хруст-хруст! Потянул вверх: хруст-хруст! Пересадил на травку, на паласик, велел сцепить пальцы на темечке, вдыхать-вдыхать и на каждом выдохе склонять голову все ниже и ниже к грудине. При этом читать молитву, пока пальцы не склеятся.
Погладил волосы на лбу, провел от затылка до пяток:
- Прошла головка?
- Прошла!
-А теперь еще раз прочитай молитву, и помяни семь прапрабабушек.
- Да как же помяну, - смутилась женщина, - коли не знаю?
- Обязана знать, - строго отвечал старик, - если издохнуть не хочешь. Потому как хворушка твоя в наказание, а деткам в назидание за твою щербатую память. Слыхала древнюю заповедь: чти отца и мать?
- Да-да.
- А почему так сказано?
- Потому что они родили меня.
- Не потому, - осерчал дед окончательно. - Вон гусак тоже родит гусят, да век короткий, до осени. А ты человек, мыслить обязана. Нынче многие мнят себя образованными да культурными, а на деле тупогляды, потребители духовные. Вот и ты нахваталась, а мудрости нет.
- Да где же ее взять? - обиделась женщина.
- Грех так-то спрашивать. Загляни в Книгу Ветхого Завета, в «Исход», 20-12: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле...». Теперь соображаешь, отчего родителей чтить надобно?
- Да, чтобы жить дольше.
- Верно, - подхватил старик, успокоившись, - чтобы жить дольше, не хворать, не страдать, близким не досаждать. И, наоборот, если воистину ты исцелиться надумал, начинай с воскрешения Рода. Потому как всякий, кто захоронил в памяти Род свой, прежде времени захоронит себя.
Пес неожиданно рявкнул, и все мы вздрогнули, а старик невозмутимо продолжал:
- Произвожу тебя в духовные поручики, и поручаю немедля обойти родню, выведать все о семи прабабушках, кем были, где схоронены. Вместе с детками написать слова ласковые, могилкам поклониться.
- А если ничего не вызнаю, и могилы затерялись?
- О, это худо, - закряхтел дед. - Худо оттого, что попрали вы великий Закон человеков: память Рода! И все вы за это ответите! Беги же скорей: делай, что в силах. Не в силах - придешь!
Старик понимал великий Закон как целостность Рода, как биоинформационную связь поколений:
- Над тобой двое, над ними четверо и так далее. Тысяча предков твоих пополам плюс десять породили тебя, и хотя бы один из них не родись, вовек этих яблонь тебе б не дышать!
И только тогда до меня дошло: этот странник здесь, чтобы воскресить свои семь колен, спасти наш Род, и меня в том числе. Послушайте песню девяностолетнего башкирского поэта-сэсэна [3]:
Земля, где отец мой стал женихом,
Где невестою стала мать,
Где пуповину взрезали мою,
Где мог я сладость вод испытать!
Ведь правда, это превосходно жить на этой Земле? А желаешь жить дольше - помни Род свой! Первая ступень самовоздвижения.
3. ПРОБУЖДЕНИЕ АРХЕТИПА.
- «Memento mori! Помни о смерти!» - наставляли древние римляне. «Желаешь жить дольше - помни Род свой!» - учили булгары в старинных суварских медресе, - убежденно повторял старик, как будто сам прослушал проповеди великого Сулеймана ибн Дауда ас Саксини-Сувари и принес с 12 века «Свет лучей - правдивость Тайн».
- А ну-ка, «цветок сада, порадующий больные души», пройдите сюда, - говорил дед женщине.
Он был в хорошем настроении. Еще бы: она восемь лет страдала параличом век (блефароспазм). Была инвалидом второй группы, а уже сегодня смотрела на нас большими сияющими, как две яшмы, глазами. Но немного жаловалась на сердце.
И снова кино:
- Шустро-быстро марш на табуретку, дышим-дышим!
Руки согнул в локтях, отвел назад:
- Вдох - тянем вперед, выдох - назад!
Покрутил торс вправо-влево: хруст-хруст!
- Боль ушла?
-Ушла, ушла, - заторопилась сообщить благодарная пациентка.
И опять, как вчера, пересадил на паласик: «дышать-дышать!» Склеил руки на темечке:
- Дышать-дышать! Успокоилась! Представила лунную степь. Ржанье коней вдалеке. Холод собачий в ногах, тепло от костра на щеке. Вглядись туда, где луна и холмы. Над холмами предков тени плывут! Мерцают: ясней, то бледней. А лики блаженны, источают любовь.
Приятная улыбка озарила женщину, щеки зардели. И вдруг мне стало не по себе: меня тоже охватил восторг. Голос деда гулко доносился с небес: «Память Рода! Память Рода!» И сверкая, как бумажный змей, всплыл предо мной архетип Рода моего, Тамга степных племен, и в запахе трав, сквозь рев баранов послышались знакомые ритмы:
Пьет джигит из касэ, - вина!
Азиатскую супит бровь,
На бедре его скакуна
Вырезное его Тавро [4].
Голова приятно кружилась. Очнулся, когда дед тормошил меня за плечо. Дал уголек, и я, и женщина принялись воспроизводить Тамгу на доске. Дед пояснил:
- Всякий раз, когда нервы сдают и вам потребна сила небес, зазывайте Тамгу. И весь ваш Род вам придет на подсобу!
И я верил ему, потому что Тамга, как доказал выдающийся врач и психолог К. Юнг[5], - это Архетип, сгусток коллективной бессознательной энергии.
Улыбнитесь себе - улыбнитесь миру. Вспомните: «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости» (Книга притчей Соломоновых, 17-22). Воссияние Тамги, пробуждение Архетипа Рода - вторая ступень самовоздвижения.
4. ТАНЦЫ НА УГЛЯХ.
«Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости» (Книга притчей Соломоновых, 17-22). Воссияние Тамги, пробуждение Архетипа Рода, как уже писалось, - вторая ступень самовоздвижения. Что же тогда третья ступень?
- Свято место не бывает пусто. Кто не помнит семи дедов своих, положенные им соты в памяти Рода займет Суетная рать. Вот ты, разухабая башка да постылая душонка, жалишься на язву, прострел, а то, что душу медовухе продал, память предков предал, утаиваешь, - зло выговаривал старик хромому мужичонке-пасечнику, который стоял на коленях, положив грудь на табуретку, свесив вперед голову и руки.
Старик усердно давил ему позвонки: хруст-хруст. Уложив на траву, скручивал как белье: хруст-хруст.
- Отпустило?
- Отпустило, - пялил глаза мужик.
Вдруг сильнейший шлепок по шее зашатал его. Не давая опомниться, дед вопил:
- Дышать-дышать, христопродавец! Сесть на траву, руки на главу. Дышать-дышать! Душу шмонать! Пальцы склеились - не оторвать!
Больной зашевелился. Но второй мощный удар оглушил его, а старик вновь накинулся, как шершень на муху:
- Дедов пропил - ведьм купил. Обернись - вон на Лысой горе костры жгут, зелья варят, тебя ждут.
Старик несколько раз покрутил пасечника на месте, решительно скомандовал: «Пошел, пошел!» и толкнул в раскаленные угли. Глаза мужичка уставились в незримую даль, и он запрыгал, как австралийский папуас, повторяя вслед за дедом гимн Нечистой силы:
Жунжан! Жунжан!
Мазитан, раухан, гуятун.
Жунжан.
Яндра, кулайнеми, яндра,
Яндра! [1]
Наконец, угли затоптаны. Больной блаженно опускается на траву. Старик гладит его по голове и дает жесткие команды: «Пить - детей загубить».
Итак, технология огнехождения:
1) присядьте на коврик, подышите, сцепите руки на темени.
2) представьте Родовую Тамгу! Степь и собачий холод в ногах! Руки расклеить.
3) еще раз подышите. Взгляд в одну точку и вперед по углям!
4) команды: память прочная, как канат! стрессы нипочем, как штормы скале! Можно лечебные: пить - бросил! курить забыл!
5) скажите мысленно: «Чувствую себя превосходно!»
Естественно, что костер должен быть заранее разожжен. Беговая дорожка из углей - ширина 0.5 м, длина - произвольная. Соблюдать технику безопасности: в дровах, в досках, из которых готовятся угли, не допустимы гвозди! Перед дорожкой расстелить мешок холщовый, смоченный, для протирания ног. И все же, хотя технологию мы описали полностью, без профессионального медицинского психолога лучше эти опыты не проводить.
В чем же секрет?
Мне пришли письма. Некоторые утверждают, что между подошвой и углями биоплазма, другие - лептонный газ, третьи - выход в астрал, четвертые - вакуум, пятые - пары пота, шестые - подошвы смазаны особой глиной. Нет, нет и еще много раз нет! Дело в хорошо известном нейрофизиологам законе Гоорвега-Вейсса: для возбуждения биосистем необходимо пороговое время. Вспомните: едешь поездом - промелькнувшие названия станций не поспеваешь прочесть. Слушаешь радио - скороговорку диктора не разберешь. Так и здесь. Попробуйте поджечь кусок кожаного ремня. Увидите, как долго он не затлеет. Выходит, время для ожога исчисляется секундой, а для болевой реакции - десятой долей! Вот и весь сказ: если отключить боль, то человек может запросто побежать по раскаленным углям. Для этого следует немного подышать, отравить мозг кислородом, вызвать спазм сосудов ног (отсюда холод, онемение) или вызвать самогипноз. После этого, пожалуйста, спокойно можете танцевать, как булгарские огнеходцы. С каждым последующим разом процедура упрощается, вырабатывается условный рефлекс, и уже с первым вдохом вы способны спорить с огнем.
Иные пессимисты не верят. Говорят, дело в магическом заклинании «Жунжан!» Ссылаются на выдающегося этнографа И. Сахарова [6]: якобы Жунжан - это «какая-то смесь разнородных звуков языка, никому не известного, и, может быть, никогда нигде бывалого!»
Старик-колдун как неожиданно приехал, так неожиданно уехал, как он сказал, в Пензу. Но на прощанье я не выдержал и тоже спросил у него про Жунжан. Расхихикался дед, и продекламировал с восточно-татарским акцентом: «Слушай, елдаш! Джэннэ-джан, Джэннэ-джан! Мэджит, Райхан! Кая тунгу? Яндыра! Калай мени, яндыра! Яндыра!» И сразу стало ясно, о чем пели ведьмы у костра на Лысой горе, полтора века назад, когда И. Сахаров собирал фольклор, а хмельной казак «подслушал» их голоса: «Бесова душа! Бесова душа! Мазит, Райхан (мужское и женское имя)! Как тут замерзнешь? Жгет! Как (раскаленным) железом жгет! Жгет!» Они, эти ведьмы, еще помнили тогда средние века - костры инквизиции.
В заключение, обращаю внимание: ступеней самовоздвижения не 3, не 33, и не 99! Это для хождения по углям понадобилось немного. Считаю также крайне важным подчеркнуть: долг ученых освещать подлинные научные и духовные знания, не отрицать необычные факты, проникать в их сущность, создать демистификационные творческие программы, показывать людям, что они сильны и что они сами творят свою судьбу и историю.
Литература.
[1] КузеевР.Г. Происхождение башкирского народа. М.: Наука, 1974. - с. 84.
[2] Русские веды. Песни птицы Гамаюн. Велесова книга. Реставрация Б. Кресеня. - М.: Наука и религия, 1992. - С. 13.
[3] Башкирские богатырские сказки. Под ред. Л.Г. Барага и Н.Т. Зарипова. - Уфа: Башкнигоиздат, 1981. - С. 25.
[4] Васильев П.Стихотворения и поэмы. - Уфа: Башкнигоиздат, 1976. - с. 20.
[5] ЮнгК.Г. Проблемы души нашего времени. - М.: Прогресс, Универс, 1994. - 336 с.
[6] Сахаров И.П.Русское народное чернокнижие. - М.: Эврика, 1991. - С. 175.
Г.А.: Все возможно, ибо, как говорили древние, «прежнее небо и земля миновали» (Откровение, 21-1), а нового неба и новой земли я еще не видел.
Все темы данного раздела:
ЯМР ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
(Под. ред. проф. АминеваГ.А., к.пс.н. Аминева Э.Г.)
Материалы итоговой научно-практической конференции (Уфа, ноябрь, 1999 г.), посвященной развитию образования на
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЯМР-ИЗМЕРЕНИЯМ В ПСИХОЛОГИИ Г.А. Аминев, Э.Г. Аминев, К.Р. Игбаев, Ван Цзинь(Пекин), Н.В. Шелепанова, З.М. Габидуллина
Ранее метод ЯМР-спектрометрии применялся нами для изучения самодиффузии молекул воды в мышцах лягушки в соотношении с электро-возбудимостью в ходе парабиоза (У.Ш. Ахмеров,Ф.М.
Требования к методике организации эксперимента.
Одним из источников ошибок является подкрепление экспериментатором своих экспектаций, о чем предупреждают видные психологи (см. ГодфруаЖ., 1992; ДружининВ.Н., 1995; и др.)
ЯМР - исслед
Методика.
В исследовании участвовали студенты - 68 чел., с каждым из которых проводилась компьютерная мнемодиагностика (Аминев Э.Г., 1996).
Замеры ЯМР 1Н спектров слюны осуществлялись на
Результаты.
Как видно из табл. 1, первый фактор образовали параметры шкалы оперативной памяти из теста Векслера (для суммарного балла F1= -0.966, P<0.01). Второй фактор представлял к ретроактивному торможе
Методика.
Обследовано две группы волонтеров - 68 чел. на базе нескольких НИИ и Первой уфимской политологической гимназии. Компьютерная психодиагностика производилась с помощью теста «Духовный дифференциал
Методика
Обследовались в процессе индивидуального консультирования 92 чел. с жалобами на неуверенность, повышенную тревожность, зависимость от матери. По заключениям невропатолога: практически здоров
Результаты.
Сначала несколько слов о характеристиках Я-развития (табл. 1 и 2). В таблице 1 приводим данные о корреляционной структуре различных компонентов Я-развития.
Как видим, наибольшее количеств
Методика.
В опытах участвовала группа волонтеров - 92 чел. (в компьютерном тестировании), в ЯМР - замерах ввиду отсутствия средств - 35 чел.
Компьютерная оценка доверия/недоверия правительству про
Результаты.
Конечные итоги корреляционно- факторного анализа приведены в табл. 1, из которого видно, что из 47 вопросов первичного опросника 27 объединились в пять гомогенных факторов, покрывавших 55.3 % о
Методика.
Обследовано 35 чел. студентов: в курсе экспериментальной психологии и нейрокриминологии проводились деловые игры, в которых участники выносили свой приговор в качестве судьи или присяжного. По
Результаты.
Связи ЯМР-показателей с жестокостью судебных решений представлены на рис. 1, согласно которому четыре точки из 14 статистически достоверны на уровне P<0.05, т.е. 28.6%, что намного превышает
Методика.
Обследовано 35 чел. студентов в рамках курса нейрокриминологии и экспериментальной психологии.
Путем компьютерного тестирования определяли индивидуальные различия зараженности воров
Результаты.
В табл.1 приводим статистически значимые (P<0.05) корреляции отдельных вопросов и шкал теста «воровская идея» с ЯМР - сигналом слюны.
Таблица 1.
Корреляции от
Методика.
Обследовано 35 чел. Склонность к трехзначным логикам изучалась методом компьютерной психодиагностики с помощью специального теста (Г. и Э. Аминевы, 1998).
Испытуемому предъявляется ря
Результаты.
Корреляции видов и типов отрицания в трехзначной логике представлены в табл. 1.
Таблица 1.
Корреляции видов и типов отрицания в трехзначной логике с сигналами ЯМР молекул воды в
ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ЯМР-ТОМОГРАФИЧЕСКИХ ИНДЕКСОВ СТВОЛА МОЗГА Г.А. Аминев, Э.Г. Аминев
Исследование лево/правополушарных отношений заняло прочные позиции в современной нейропсихологии (БалоновЛ.Я., ДеглинВ.Л., 1976; БрагинаН.Н., ДоброхотоваТ.А., 1981; СпрингерС.,
Методика.
Обследовано 12 чел., клиентов, обратившихся за психологической помощью, в анамнезе прошедших ЯМР-томографию.
Исследование личностных и темпераментальных тестов производилось в компью
Результаты.
В данном сообщении излагается первая часть исследования, связанная с изучением факторной структуры соотношений нейроанатомических соотношений структур, выявляемых на ЯМР-томограмме, сагиттальн
Методика.
Занятие состоит из следующих разделов:
1. В первом совместно со студентами составляется предварительный опросник социального поведения, связанного с верой в Бога.
2. Проводится
Результаты.
1. Общее количество вопросов, предлагаемых студентами, колеблется от 20 до 30. Пятнадцать наиболее часто упоминаемых конструктов включили в предварительный опросник социального поведен
Методика.
Занятие состоит из следующих разделов:
1. В первом разделе студенты оценивают отношение к вере в семье. Опрос ведется в косвенной или непосредственной форме (в зависимости от наличия уче
Результаты.
1. Связь семейных факторов с верой в Бога приведена в корреляционной табл. 1.
Таблица 1.
Интеркорреляции показателей социального поведения -теста «Вера в Бога» с отношени
Методика.
Занятие состоит из следующих разделов:
Первый этап. В теоретической части напоминаем строение мембран, аденилатциклазной системы, системы обеспечения энергетики (митохондрии) и особенн
Результаты.
Индивидуальные различия реактивности биомембран нервных окончаний при различных мембранотропных препаратов представлены в табл. 1.
Таблица 1.
Вариабельность пока
Методика.
Обследование велось в трех возрастных группах: студентах, учащихся среднего звена и начальных классов - 145 чел..
Измерялись характеристики биомембран нервных окончаний. Данные вводятся в
Результаты.
Корреляционно- факторная матрица реактивности различных компонентов представлена в табл. 2.
Самоорганизация сложных биомембранных механизмов на 73 % объяснялась регулирующим влиянием девя
Методиказанятий.
Так как приборная база стоила дорого (установки для ЯМР - до 440 тыс. долларов), то лабораторный практикум был организован следующим образом:
1. Ознакомление с теорией и с принципом работы
Философия механизма.
«Своеобразная «философия» организации биохимико- физиологического процесса сводится к тому, что энзиматический синтез и деградация пептида осуществляются «инструментами» более широкого назначе
Результаты.
Как принято в психодиагностике (БурлачукЛ.Ф., МорозовС.М., 1986; БодалевА.А., СтолинВ.В., 1987; АнастазиА., 1992; Клайн П., 1994; Аминев Г.А.,Аминев Э.Г.,СафроновВ.П., 1997; и др.), опросник Ф. и Р
Результаты.
В табл. 1 приводим матрицу корреляций компонентов рефлексии с микроэлементным обменом.
Таблица 1.
Матрица интеркорреляций рефлексии с гиполабильностью обмена микроэлементов.
Результаты.
Корреляции показателей памяти с ЭЭГ- индикаторами свойств нервной систем представлены в табл. 1.
Таблица 1.
Матрица интеркорреляций показателей памяти с ЭЭГ- индикаторами свойст
Результаты.
Коэффициенты корреляции компонентов зрительного ВП с отдельными вопросами и шкалами теста К. Хесса отношения к налогам представлены в табл. 1.
Первая закономерность состояла в том, что
Методика.
Обследовано 165 чел.
Энергетика индивидуальности определялась по методу НакатаниНеймана путем измерения электропроводимости точек системы Рио-до- Раку, репрезентирующих двенадцать меридиа
Результаты.
Исследование показало, что электропроводность аномальных точек системы Рио-до-Раку у каждого индивида представляет флуктуирующий процесс, имеющий нелинейную, стохастическую составляющую в котору
МИРОВОСПРИЯТИЕ И БИОМЕМБРАНЫ А.А. Муфозалов(г. Алматы), Г.А. Аминев, Э.Г. Аминев, А.В. Шарипова, З.З. Мурзаханов, М.Г. Шалухина
Проблема мировосприятия веками разрабатывается философами, предложены различные решения, создаются типологии мировосприятия (см. ЯсперсК., 1994).
Но в метафилософском и
Методика.
Обследовано 122 чел., приводим материалы одной группы, с которой провели полное обследование. В первой части испытуемые отвечали путем самоидентификации с суждениями древних авторов: Пифагор,Пла
Результаты.
В табл. 1 приводим материалы факторной структуры отношения к философским учениям древних авторов современных респондентов. Как видим, они все объединились древних философов, которые в воображе
Методика.
Обследовано 35 чел. студентов: в курсе нейрокриминологии и экспериментальной психологии проводились деловые игры, в которых участники выносили свой приговор в качестве судьи или присяжного. По
Результаты.
Связи свойств нервной системы со склонностью к строгим судебным решениям имели две четко выраженные закономерности.
Для демонстрации первой в табл. 1 приводим число статистически значим
Методика.
Обследовано 35 чел. студентов в рамках курса нейрокриминология и экспериментальная психология. При компьютерном тестировании зараженности воровской идеей определяли индивидуальные различия
Методика.
Обследован 101 чел, в том числе «Национальный банк РБ» .
В данной работе приводится материал группы студентов - волонтеров (35 чел). Производилось компьютерное тестирование «Преданности
Результаты.
Результаты естественного «Для себя» - тестирования не совпадали с результатами модельного «Для фирмы» - тестирования, т.е. вопросов, на которые на «сто процентов» даются искренние ответы, не сущ
ОТРАЖЕНИЕ В ЭЭГ- РИТМАХ ТИПОВ МНОГОЗНАЧНОГО МЫШЛЕНИЯ Л.П. Солодухина(г. Курск), Г.А. Аминев, Э.Г. Аминев, В.М. Егоров, Е.Ф. Власова, В.Ю. Селютин
Усилиями московской психофизиологической школы доказано, что ЭЭГ доставляет нам объективные и надежные индикаторы свойств нервной системы человека (НебылицынВ.Д., 1966; ИзюмоваС.А
Методика.
Обследовано 35 чел. Склонность к трехзначным логикам изучалась методом компьютерной психодиагностики с помощью специального теста (Г. и Э. Аминевы, 1998), как это описано в первом разделе сбор
Результаты.
Результаты корреляционного анализа представлены в табл. 1, из которой обращает внимание первая закономерность: наибольшее число статистически значимых (P<0.05) корреляций приходится на склонност
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МНОГОЗНАЧНОЙ ЛОГИКИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ Р.И. Аминева, Э.Г. Аминев, К.Р. Игбаев, Н.П. Некрасова, Е.С. Понькина, Н.В. Мельникова
Способность к принятию решений в неопределенной и многозначной среде важное качество в современном менеджменте (Тернер Дж.,1985; МелиховА.Н., БерштейнЛ.С., КоровинС.Я., 1990; МесконМ.Х
Методика.
Обследовано 35 чел. Склонность к трехзначным логикам изучалась методом компьютерной психодиагностики с помощью специального теста (Г. и Э. Аминевы, 1998).
Исследование личностных каче
Результаты.
Результаты корреляционного анализа представлены на рис.1. Как видим, практически все шкалы трехзначной логики коррелируют с данными личностного теста: количество значимых (P<0.05) корреляций
Методика.
В исследовании участвовали студенты - волонтеры, 35 чел., с каждым из которых проводилась бланковая процедура каузально- целевого анализа по А.А. Кронику в модификации Г. и Р. Аминевых (1996) на ос
Результаты.
Корреляции показателей жизненного пути с ЭЭГ- индикаторами свойств нервной систем представлены в табл. 1.
Таблица 1.
Корреляции спектра ЭЭГ с показателями жизненного пути по А.А.
Результаты.
На рис.1 представлена интенсивности корреляционных связей жизненных показателей с шкалами теста Р.Б. Кеттелла, которая показывает не равнозначность отдельных личностных свойств как детерминантов
Результаты.
Из корреляционной табл.1 легко усматриваются следующие закономерности.
Первая: из облигатных микроорганизмов лактобактерии со всеми ритмами имеет отрицательные корреляции: значимо с основ
И.Ю. Тянутова, А.С. Байрамгулова, Э.Ю. Абзалова
Согласно иерархического принципа организации субъективной реальности (БрушлинскийА.В., 1991; СлободчиковВ.И., Исаев Е.И., 1995; АнаньевБ.Г., 1997; и др.) нижележащие слои обеспечивают функционир
Результаты.
Из корреляционной табл.1 легко усматриваются следующие закономерности.
Таблица 1.
Корреляции показателей концентрации компонентов микрофлоры кишечника с личностными свойствами п
Методика
В обследовании приняли участие 35 чел.
Компьютерное тестирование мышления производилось с помощью специальных опросников на развитие элементарных логических структур «Тест Пиаже- Инельде
Результаты.
Коэффициенты корреляции компонентов зрительного ВП с отдельными шкалами теста Пиаже-Инельдер представлены в табл. 1 (здесь не рассматриваются материалы по оператору включения).
Видим, что
Методика.
Обследовано 38 мужчин в возрасте 23-40 лет (подразделение регионального подразделения МЧС РФ).
Стрессовая неустойчивость определялась по снижению объема краткосрочной памяти ОП после за
Результаты.
Динамика неустойчивости памяти в пяти модельных ситуациях представлена на рис. 1.
Методика.
Обследовано 102 чел. студентов первого курса двух факультетов. Здесь приводится материал одной группы, наиболее полный и искренний (35 чел.).
Память тестировали на компьютере с помощью к
Результаты.
В табл. 1 приводим данные корреляционного анализа.
Таблица 1.
Корреляции показателей памяти с поведением
N= 35, r05 = 0.33, r01 = 0.
Результаты.
При сопоставлении внимания, памяти и мыслительных способностей воспитанников детских садов с максимальным и минимальным содержанием хлора в питьевой воде, обнаружено снижение интеллектуальных фу
СВЕРХСЛАБЫЕ ЭМП И СТРАТЕГИИ МЫШЛЕНИЯ В.И. Коростов, Г.А. Аминев, Э.Г. Аминев, И.К. Игбаев, О.Л. Рулева, Е.И. Самойловских, И.П. Таболина
В восточной психологии аура - ведущая характеристика индивида (см. Эзотерика, 1992; ГримакЛ.П., 1994; Санжаева РД, 1998; и др.). Ранее мы убедились в наличии статистически значи
Методика.
В данном сообщении приводим данные 35 испытуемых, принявших участие в исследовании.
Стратегии мышления по Брунеру - Гуднау- Остину - Олсону (1956; см. ОлсонД.Р., 1971; БрунерДж., 1977; )
Результаты.
На рис. 1 приводится динамика корреляций стратегии случайного перебора с активностью сверхслабых ЭМП.
Методика.
В опытах участвовали 37 чел. Внушаемость проверялась на базе стенфордской шкалы, дополненной приемами работы с модальностями (БульП.И., 1974, 1985; СлободяникА.П., 1982; Петров Н., 1986; ШертокЛ.,
Результаты.
Корреляционно- факторный анализ выявил дивергенцию различных приемов внушения в четыре фактора, которые были образованы семью пробами, покрывавшими 89.6 % общей дисперсии (остальные 11 проб н
Методика.
В опытах участвовали 35 чел, прошедших полную программу обследования- более 150 классических и новейших тестов. Тесты отбирались по принципу психофизиологической валидности.
ЭКГ регистри
Результаты.
Из рис. 1 видим, что шкалы теста Кеттелла не равнозначны по отношению к регуляторным процессам в сердечно-сосудистой системе. Некоторые шкалы имели значительное число статистически значимых связе
Методика.
Обследовано 35 чел.
ЭКГ регистрировали в I отведении на ЭЭГ-08 венгерского производства и на полиграфе НЕЙРОСОФТ (г. Иваново). Первичную обработку данных производили вручную с последу
Результаты.
В табл. 1 приводим корреляции корпоральных и аурикулярных БАТ с реактивностью ЧСС.
Таблица 1.
Корреляции БАТ с динамикой ЧСС при КВЧ-воздействии.
Примечание: N=35, r
Методика.
В исследовании участвовали 38 чел. спецконтингента (спасатели).
Личностные особенности изучали с помощью минимизированного опросника 16PF (Аминев Г.А., Аминев Э.Г., 1996).
Со
Результаты.
В табл. 1 приводим корреляции показателей состояния зубов с шкалами теста Р.Б. Кеттелла: семь статистически значимых (P<0.05) корреляций, или 10.3 %, что вдвое превышает случайно допустимый уров
Методика.
В обследовании приняли участие 42 чел.
Вытеснение изучали с помощью следующей процедуры (Г. и Э. Аминевы, 1997). Испытуемому дали задание припомнить 7 любых неприятных событий. Затем прор
Результаты.
Коэффициенты корреляции параметров ВП с показателями вытеснения неприятных событий даны в табл. 1.
Таблица 1.
Коэффициенты корреляции параметров ВП с показателями вытеснения неп
Методика.
Обследовано 165 чел студентов и учащихся старших классов гимназии. В сообщении приводятся данные 43 чел., прошедших полную программу обследования.
Акцентуации и ПМС изучались с помощью ми
Результаты.
Коэффициенты корреляции шкал ПМС с акцентуациями представлены в табл. 1.
Таблица 1.
Корреляции шкал ПМС с акцентуациями личности.
N = 43, F05= 0.30, F01
Методика.
Обследовано 38 чел. спасателей.
На основе данных о ретроактивном торможении и неустойчивости памяти к помехам (ИпполитовФ.В., МахлахЕ.С., СамохваловаВ.И., 1978) разработана серия про
Результаты.
Связь неустойчивости памяти со стрессовыми кольцами радужки представлена в табл. 1.
Таблица 1.
Корреляции неустойчивости памяти при воздействии специфических за
ПАМЯТЬ В МЕХАНИЗМАХ ОДАРЕННОСТИ Ф.С. Ганиева, Э.Г. Аминев, Р.И. Аминева, Н.А. Костенко, Е.Н. Дик, Р.А. Юнусова
В функциональных системах профессиональной одаренности определенное место отводится блокам организации опыта и знаний (ЛейтесН.С., 1971; КрутецкийВ.А., 1968; БогоявленскаяД.Б., 1979; HuntE., 19
Методика.
Обследовали 38 чел., в возрасте 18-19 лет.
Событийную репрезентацию мира как компонент одаренности изучали с помощью теста «Идеальный компьютер» (ГельфманЭ.Г., ХолоднаяМ.А., ДемидоваЛ.Н.
Результаты.
В табл.1 представлены корреляции показателей умственного кругозора по М.А. Холодной с характеристиками оперативной памяти.
Таблица 1.
Корреляции показателей умственного кругоз
Методика.
В опытах приняли участие группа комплексного обследования - 35 чел. и системного психоаналитического консультирования (19 чел) с чертами повышенной эмотивности.
Акцентуации определяли с
Результаты.
Корреляции порогов и коэффициентов асимметрии чувствительности со шкалами опросника Леонгарда-Шмишека в фоне и в условиях воздействия димексида представлена в табл.1. и 2.
Результаты
В табл 1. приводятся корреляции шкал теста организации личности с компонентами зрительного ВП.
Таблица 1.
Корреляции шкал теста организации личности с компонен
Методика.
В опытах участвовали: в клинической программе 74 чел, в программе комплексного экспериментального исследования 35 чел.
В основу психодиагностики был положен один из ранних признаков дези
Результаты.
В табл.1 приводим корреляции параметров дезинтеграции с акцентуациями личности.
Таблица 1.
Корреляции параметров дезинтеграции с акцентуациями личности.
ПРИТЧИ О ТАМЕРЛАНЕ
1.
От старческой дряхлости умер Тагир - верховный ученый при ханском сарае (дворце), и съехались претенденты на диспут, где тему визирь объявил:
- Великий Стагир (
ФИЛОСОФСКИЙ ПРАКТИКУМ
1.
Любил булгарский мулла повторять:
- Сказавший «только» ограничил Творца. Где тебе немыслимо - Ему мизинцем шевельнуть.
2.
Вычи
НАСТАВЛЕНИЯ СЕМИ ДЕДОВ
Седьмой дед.
Расспорились шакерты (ученики) о юности Тамерлана:
- Будущий правитель почитал сербедаров за их свободолюбивый гордый клич: "Аллаяр! Лучш
ГОСПОДЬ И НАУКА
1.
Сильный не тот, кто победил, а тот, кто выстоял в поражении.
2.
Нельзя говорить: «Бог един».
Кто дал тебе право ограничивать Е
МЫСЛИШКИ НОВЫХ ВРЕМЕН педагогические настрои
1.
Природа любит симметрию: «Если правда то, что от кровосмешения плодятся ублюдки, должно быть тогда правдой и то, что от кровосмешения родятся гении»
(Мыслишки
ГРЕЧИШИНКИ ИСТИНЫ
1.
Сказал булгарский мулла:
- Спросили соловья: «Почему ты так славно поешь?» Ответил соловей: «Потому что я ни у кого не учился».
2.
ИЗ БАБУШКИНЫХ СКАЗОК
1.
Родила Земля трех сыновей - три Горы, и стали они расти и под Луной, и на Солнце. Гул-гром стоял окрест. Обратились напуганные звери к Богу, и вопросил Господь: «Для чег
БУЛГАРСКИЙ МУЛЛА В ГОСТЯХ в г. Укбар
1.
Читал шакерт:
- Ибн Батта аль-Укбари поведал слова Пророка: «Кто вошел к мирскому человеку и унизился перед ним, вера того убыла».
Булгарский мулла доб
СЛОВАРЬ ВОСТОКА
Аль-Азхар - прославленный университет Каира (969 г.)
Вахи - откровение
Дервиш - странствующий нищий монах
Илхам - вдохновение,
ЯМР ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
Материалы итоговой научно-практической конференции
Редакторы – Аминев Г.А., Аминев Э.Г.
Корректор – Башарова Э.А.
Компьютерная верстка -
Новости и инфо для студентов