рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ - раздел Психология, ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ Анализ[125] Если В Xix В. Психика ...

АНАЛИЗ[125]

Если в XIX в. психика отождествлялась с собственно созна­нием и ведущим методом исследования был метод интро­спекции, то открытие 3. Фрейдом бессознательных пластов психики значительно расширило рамки предмета психологи­ческой науки и породило новые психоаналитические методы исследования. Нечто подобное наблюдается в конце XX в., когда психотерапия, психофармакология, этнография, антро­пология и другие научные направления вскрывают огромный пласт новой феноменологии, условно называемой измененны­ми состояниями сознания (ИСС). Эта новая феноменология требует систематизации, осмысления и рефлексии с позиций академической науки, разработки собственных методов иссле­дования.

Измененные состояния сознания (altered states of conscious­ness) возникают при воздействии наличность человека, пребы­вающего в обычном состоянии сознания, различных факторов: стрессовых, аффектогенных ситуациий; сенсорной деприва-ции или длительной изоляции; интоксикации (психоделиче­ские феномены, галлюцинации на фоне высокой температуры и др.); гипервентиляции легких или, напротив, длительной задержки дыхания; острых невротических и психотических заболеваний; когнитивно-конфликтных ситуаций, выбиваю­щих сознание субъекта из привычных форм категоризации (например, необычное поведение наставника в чань-буддизме, применение коанов, т. е. парадоксальных изречений, исполь­зуемых буддизмом), парадоксальных инструкций, не выпол­нимых в логике обычного состояния сознания и при­обретающих осмысленность для субъекта лишь в «логике ИСС»; в гипнозе и медитации и др.

В литературе ИСС определяется как психическое состоя­ние, вызванное тем или иным физиологическим, психологи­ческим или фармакологическим агентом, субъективно описы­ваемое индивидом в терминах внутреннего опыта и при объективном наблюдении за ним характеризуемое как откло­нение от определенной нормы функционирования психики (Ф. Д. Гудман, 1983). Ч. Тарт (1972) определяет ИСС как ка­чественную перестройку в индивидуальном паттерне психи­ческого функционирования. Наиболее ранней формой фикса­ции и развития в человеческой культуре сознательного инду-цирования ИСС и их активного применения с различными целями является шаманизм. В этнографии описаны изменен­ные состояния, известные под названиями «шаманская бо­лезнь», «шаманский транс», состояния коллективного транса, например в процессе проведения шаманского обряда камла­ния и т. д. В дальнейшем ИСС и приемы их наведения нашли свое место как в различных религиях, так и в «народной» куль­туре: в знахарстве, гаданиях, деревенской магии, карнавалах и др. Привлечение внимания науки к феноменам ИСС и спо­собам их регуляции связывается с эпохой месмеризма, когда Ф. А. Месмером (1733-1815) были заложены основы гипноза и начато его активное терапевтическое использование.

В современной психологии разрабатываются различные модели, описывающие ИСС: дискретные, континуальные и дискретно-континуальные. Наиболее ярким представителем первого подхода является Ч. Тарт. Основываясь на представ­лении о сознании как о сложно организованной, системной конструкции, он развивает концепцию прерывных или дис­кретных состояний сознания. Под дискретным ИСС понима­ется новая по отношению к базисному дискретному состоя­нию (например, обычному бодрствованию) система, обладаю­щая присущими только ей характеристиками, своей хорошо упорядоченной, целостной совокупностью психологических функций, которые обеспечивают ее стабильность и устойчи­вость даже при значительных изменениях отдельных подси­стем или определенной перемене внешних условий. Переход от дискретного состояния сознания к дискретному измененно­му состоянию, называемый Ч. Тартом процессом наведения

дискретного ИСС, происходит скачкообразно, с полным разрывом специфических взаимосвязей психических подси­стем и их последующей перестройкой в новую, стабильную структуру сознания. Аналогично происходит переход к следу­ющему (например, к более глубокому) дискретному изменен­ному состоянию. Все дискретные ИСС, по Ч. Тарту, представ­ляют собой качественно различные динамические структуры, непрерывно изменяющиеся только внутри самих себя. К со­зданию теории дискретных состояний сознания Ч. Тарта при­вели исследования динамики изменения сознания при погру­жении индивида в гипнотический сон. Он обратил внимание на то, что переход от обычного бодрствования к гипнотическому состоянию происходит по типу «квантового скачка». Основ­ные подсистемы при этом резко перестраиваются и организу­ются в новую, стабильную системную конструкцию, характе­ризуемую, в отличие от прежней, относительной пассивностью большинства структур сознания, слабым функционированием ряда важнейших психических процессов.

Противоположной Ч. Тарту точки зрения придерживается К. Мартиндейл, являющийся представителем континуального подхода к моделированию ИСС. В своей теории непрерывных состояний сознания он основывается на предположении о том, что по мере постепенной регрессии сознания, происходящей при воздействии совершенно различных факторов, основные психологические показатели меняются плавно, без скачков, и ИСС непрерывно переходят одно в другое. Так, например, при приеме психоделических препаратов (например, ЛСД), при гипнотическом или медитативном воздействии, при сен­сорной депривации или постепенном засыпании индивид, по­гружаясь во все более глубокие состояния, плавно проходит не различные, а идентичные ИСС. При этом индуцирование ИСС при действии таких различных процессов происходит практически по одному и тому же механизму — постепенной регрессии от обычного, базового состояния сознания (бодр­ствования) к измененным состояниям, характеризующимся активизацией более древних, архаичных структур сознания. В подтверждение своего подхода К. Мартиндейл ссылается на психоанализ, в котором утверждается, что, например, при углублении психического заболевания происходит регрессия от обычного, «вторичного» способа мышления к пралогиче-скому, «первичному».

К. Мартиндейл предлагает одномерную ось: вторичный процесс — первичный процесс, являющуюся основным из­мерением, вдоль которого изменяется не только мышление, но и все другие аспекты сознания. Так как ось одномерная, то раз­личные ИСС отличаются только одним значимым парамет­ром — положением на оси регрессии, а разные воздействую­щие факторы, приводящие к одному и тому же состоянию со­знания, приравниваются друг к другу. Верхняя точка такого одномерного измерения соответствует обычному, исходному состоянию сознания, а все остальные точки прямой — всевоз­можным ИСС, непрерывно переходящим одно в другое. Ниже верхней точки по оси регрессии располагаются состояния, воз­никающие при сенсорной депривации или монотонии, дальше располагаются неврозы, еще ниже — уровень, достигаемый при применении медицинских препаратов или слабых психо­деликов, ниже — ИСС, индуцированные применением раз­личных техник трансперсональной психологии, еще ниже — сны, за ними — глубокие гипнотические состояния, дальше — психозы и ИСС, вызываемые действием сильных психодели­ческих препаратов типа ЛСД. Здесь обозначены только самые глубокие уровни ИСС, вызываемых тем или иным способом, но по мере постепенного углубления состояния от обычного к предельному индивид в той или иной степени может прохо­дить все остальные, менее глубокие ИСС. Например, с помо­щью медитативной практики, во всяком случае теоретически, может быть достигнуто любое ИСС, характеризующееся сво­ей точкой на оси регрессии. К. Мартиндейл ссылается также на новое, интенсивно развивающееся направление в психо­физиологии, в рамках которого для объяснения ИСС привле­кается межполушарная асимметрия и появляются работы, описывающие изменение состояния как следствие изменения степени асимметрии мозга, и показывающие, что любое откло­нение асимметрии от нормы приводит к регрессии мышления и языка к более древним структурам.

Представитель дискретно-континуального подхода А. Дит­рих в своей теории смежных состояний сознания опирается на работы В. Вундта, схематично описывавшего психику в виде круга, в центре которого бодрствующее сознание, на окружно­сти — бессознательное, а внутри круга — переходные структу­ры сознания, качественно различающиеся (разные радиусы), но сравниваемые друг с другом (принадлежащие одному концентрическому кольцу, т. е. равноудаленные от центра). С точки зрения В. Вундта, по мере удаления от центра к пери­ферии отдельные психические состояния постепенно теряют свойство сознательности. А. Дитрих описывает обычное, бодр­ствующее сознание как исходное, наиболее отчетливое состо­яние, существующее при заданных качественно различаю­щихся начальных условиях (например, состояние нормы и со­стояние патологии). В свою очередь, каждое из обычных состояний сознания является центром своего собственного круга (модель В. Вундта), внутри которого располагаются ИСС, выражающиеся в градациях, степени выраженности ис­ходного базового состояния. А. Дитрих показывает, что, хотя обычные состояния сознания бывают разные, наборы пере­менных, характеризующих ИСС различных кругов, часто ли­нейно коррелируют друг с другом и, следовательно, ИСС, различающиеся по интенсивности, глубине, средствам вызы­вания, принадлежности к тому или иному начальному обыч­ному состоянию сознания, имеют большую степень смежно­сти друг с другом. Таким образом, в соответствии с моделью А. Дитриха, состояния сознания прерывны, так как ими управ­ляют разные закономерности, но и одновременно в большой степени смежны, что устанавливается их корреляцией между собой. В связи с этим А. Дитрих предлагает новый взгляд на патологию: по данным эмпирических обследований влияния психофармакологии на больных шизофренией и на здоровых людей, измененные состояния патологии обнаруживают зна­чительную смежность с измененными состояниями нормы. Метафорически это можно представить следующим образом: у кругов патологии и здоровья центры различные, а перифе­рия соприкасается.

Применение этих теорий для осмысления современных исследований продемонстрируем на примере критического анализа трансперсональной психотерапии. В ИСС, индуци­рованных интенсивным дыханием, возникают разнообразные переживания, которые, по утверждению С. Грофа, аналогичны феноменам психоделического опыта и могут быть полностью описаны с помощью модели (расширенная картография пси­хики), построенной для объяснения результатов исследова­ний воздействия сильных наркотических препаратов на пси­хику человека. Каких-либо доказательств адекватности тако­го расширения объяснительного потенциала своей модели С. Гроф не приводит. Однако обращение к теории дискретных состояний сознания (СС) Ч. Тарта, теории непрерывных СС К. Мартиндейла, теории смежных СС А. Дитриха, показыва­ет, что такой подход возможен (по К. Мартиндейлу), неверен (по Ч. Тарту) и может привести к деструктивным послед­ствиям (по А. Дитриху). С точки зрения теории непрерывных СС одно и то же ИСС может вызываться воздействием совер­шенно различных факторов (например, дыханием и психоде­ликами). Анализируя способность различных технических приемов индуцировать ИСС той или иной глубины с точки зрения континуальной модели, можно отметить, что отсут­ствие качественных различий между разными формами трансовых состояний предполагает и отсутствие качествен­ных различий между существующими средствами их достиже­ния. В этом случае они представляют собой лишь различные пути, разные «входы» в мир ИСС. Например, воспроизведе­ние пережитых ранее ИСС возможно при использовании гипноза; феноменология состояний, возникающих в результа­те использования ЛСД (С. Гроф), при рассуждениях с пози­ций континуальной модели, полностью воспроизводится и при применении дыхательных техник и т. д.

Прямо противоположный результат дает анализ проблемы с позиции теории дискретных СС: состояния сознания, ин­дуцированные разными причинами, качественно отличаются друг от друга. Из теории дискретных состояний сознания сле­дует, что при использовании разных способов наведения ИСС будут обнаруживаться качественные различия между разными формами и ступенями индуцированных ИСС. Каждый прием имеет свой определенный «радиус действия», т. е. по­зволяет попасть лишь в определенную область сферы ИСС. Чтобы попасть в другую область, следует использовать другой технический прием. Поэтому описание ИСС, индуцирован­ных интенсивным дыханием, с помощью модели С. Грофа, по­строенной для объяснения результатов воздействия сильных наркотических препаратов на психику человека, с позиций дискретного подхода не совсем адекватно.

В соответствии с дискретно-континуальной моделью рабо­чая зона каждой психотехники определяется ее количествен­ными и качественными характеристиками. Качественная ха­рактеристика отражает направленность приема, его релевант­ность определенной области континуума ИСС, соответствие качественным характеристикам доступных ему видов или форм ИСС. Количественная характеристика — сфера охвата, размеры области континуума ИСС, доступной при использова­нии данной техники. Как мы уже отмечали, в соответствии с теорией смежных СС, измененные состояния патологии могут обнаруживать значительное сходство с измененными состоя­ниями нормы. Интересно, что подобный подход развивается в психиатрических исследованиях еще с 60-х гг. Например, счи­тается, что существует сильная корреляция между пережива­ниями здорового человека при действии различных психоде­ликов и симптоматологией шизофрении (теория «смоделиро­ванного психоза»). С этой точки зрения использование в холотропной терапии С. Грофа (основной метод трансперсо­нальной психотерапии, его другое название — пневмокатарсис, что означает достижение катарсиса посредством интенсивно­го дыхания) для интерпретации феноменов ИСС, полученных с помощью дыхательной техники, модели, описывающей ре­зультаты ЛСД-психотерапии, является проблематичным.

Изучение феноменологии ИСС позволяет переосмыслить проблему сознания, расширить границы традиционного пони­мания личности. Трансперсональными психологами предло­жен ряд классификаций, систематизирующих и описывающих необычные переживания личности в ИСС, и модели психики, на них основывающиеся (самые известные из них: спектр со-

знания К. Уилбера; картография внутренних пространств С. Грофа; модель холодвижения (Holomovement — от греч. hobs — цельный, movement — движение) Д. Бома(1980); осно­ванная на философии буддизма модель личности Р. Уолша и

Ф. Воган.

В отечественной психологии в рамках психосемантического подхода ИСС рассматриваются через изменения форм катего­ризации сознания субъекта, трансформации его семантических пространств. В результате исследований влияния эмоций на процессы категоризации при построении семантических про­странств в измененных состояниях сознания были выделены следующие критерии ИСС. В измененных состояниях созна­ния происходят изменения:

1) формы категоризации субъекта, сопровождающиеся пе­реходом от социально-нормированных культурой форм ка­тегоризации к иным «точкам сборки» (нестандартным спосо­бам упорядочения внутреннего опыта и переживаний); этот процесс включает переход от преимущественной опоры на вербально-логические, понятийные структуры, к отражению в форме наглядно-чувственных (до-вербальных) образов;

2) эмоциональной окраски отражаемого в сознании внут­реннего опыта (например, возникают интенсивные эмоцио­нальные переживания новизны, необычности, ирреальности, сопровождающие переход к новым формам категоризации);

3) процессов самоосознания, рефлексии, проявляющиеся в том, что некоторые элементы феноменологии измененных со­стояний сознания переживаются субъектом не как продукты собственной психической активности, а как нечто объектив­ное и независимое от него, например, интерпретация внутрен­него опыта как откровения свыше: «было мне видение», «слы­шал я голос» и т. п.;

4) восприятия времени, последовательности происходя­щих во внутренней реальности событий, частичная или пол­ная их амнезия, обусловленная трудностью, а иногда и невоз­можностью перевода внутреннего опыта, полученного в измененных состоящих, на язык социально-нормированных форм категоризации, например сложность воспроизведения

последовательности событий сновидения в бодрствующем со­стоянии.

Новый пласт психической реальности вскрывается при изучении осознаваемых сновидений и анализе взаимоотноше­ний сознательного Я и «сновидческого Я» в исследованиях, проводимых А. В. Брушлинским, А. В. Россохиным, М. В. Его­ровой. В настоящее время экспериментально показана воз­можность активизации рефлексивной способности в сновидно-измененных состояниях сознания, изучены некоторые условия ее формирования, проведен качественный анализ полученной в этих состояниях феноменологии и выделены типы рефлек­сивных (осознаваемых) сновидений.

Исследования ИСС не только дают богатую феноменоло­гию для психотерапии и клинической психологии и позво­ляют разрабатывать новые, высокоэффективные методы тера­пии, но и намечают пути к ответу на многие сложные вопросы теоретической психологии, например к выяснению механиз­мов функционирования творческого мышления на бессозна­тельном уровне. Тематика ИСС, являясь фундаментальной проблемой психологии сознания, в то же время имеет междис­циплинарный характер и представляет собой область науки, в которой тесно пересекаются интересы общей психологии, кли­нической психологии, психиатрии, области искусственного интеллекта, социальной психологии и др. Теоретические и эк­спериментальные исследования ИСС находят отражение в многочисленных обобщающих монографиях и в научных ста­тьях, печатающихся в,психологических журналах (основные из них: «Журнал ИСС» — «Journal of Altered States of Consci­ousness», издается с 1973 г., с 1981 г. название изменено на «Imagination, cognition and personality»; «Журнал трансперсо­нальной психологии» — «Journal of Transpersonal Psychology»; журнал «ReVision —Journal of Consciousness and Change»). Периодически проводятся симпозиумы и конференции по ИСС. На многих международных конгрессах по психологии есть секции ИСС. Осуществляются крупномасштабные про­граммы, направленные на изучение ИСС (проект ISASC, ряд проектов Эсаленского института, США, и др.).

Г. И. Ахмедов, М. Е. Жидко

ПСИХОТЕРАПИЯ В ОСОБЫХ СОСТОЯНИЯХ СОЗНАНИЯ[126]

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ

Предисловие... Раздел I Общее представление о сознании Сознание как психологический... У Джемс Поток сознания...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ
Серия «Хрестоматия по психологии» Составитель Л. В. Куликов   Главный редактор В. Усманов Зав. психологической редакцией А. Зайцев Зам. зав. психол

Чувственная ткань сознания
Развитое сознание индивидов характеризуется своей пси­хологической многомерностью. В явлениях сознания мы обнаруживаем прежде всего их чувственную ткань. Эта ткань и образует чувственный с

Значение как проблема психологии сознания
Чувственные образы представляют всеобщую форму пси­хического отражения, порождаемого предметной деятельно­стью субъекта. Однако у человека чувственные образы приоб­ретают новое качество а именно св

Личностный смысл
Психология издавна описывала субъективность, пристраст­ность человеческого сознания. Ее проявления видели в изби­рательности внимания, в эмоциональной окрашенности пред­ставлений, в зависимости поз

О терминах
Психологика стремится к строгой терминологии, а потому различает теоретические термины, включенные в логическое описание психического, и эмпирические термины, предназна­ченные для описания

Проблема сознания как логический парадокс
Среди всех загадок психологии наиболее таинственно вы­глядит проблема сознания. «Центральной тайной человече­ской психики.» называет сознание А. Н. Леонтьев (1975). «Ис­пытанием величайшей тайны» н

Структура сознания: характеристика компонентов
Одни из первых представлений о структуре сознания при­надлежат 3. Фрейду. Его иерархическая структура: подсозна­ние, сознание, сверхсознание,— видимо, уже исчерпала свой объяснительный потенциал. Н

Структура сознания: Общие свойства
Наблюдаемость компонентов структуры. Биодинамиче­ская ткань и значение доступны постороннему наблюдателю, различным формам регистрации и анализа. Чувственная ткань и смысл лишь частично доступны са

Самосознание в мире сознания
Обсуждение проблемы мира, или миров, сознания необхо­димо для того, чтобы обосновать необходимость и достаточ­ность выделенных в структуре сознания компонентов, его образующих. В классической парад

Теоретический анализ проблемы значения
Понятие «значение» является одним из основных понятий теоретического аппарата отечественной психологии. Практи­чески в любом разделе психологической науки исследователи так или иначе затрагивают пр

Формы существования значения в индивидуальном сознании
Исследование функционирования значения в человеческом сознании требует рассмотрения реальных психологических процессов, в форме которых существуют как индивидуальные значения, так и личностные смыс

Сознание и бессознательное
Я не собираюсь сказать в этом вводном отрывке что-либо новое и не могу избежать повторения того, что неоднократно высказывалось раньше. Деление психики на сознательное и бессознательное яв

СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ[67] Стадии жизни
<...> Как впервые появляется сознание? Никто не может ответить на этот вопрос с полной уверенностью, но у нас есть возможность наблюдать за тем, как маленькие дети становят­ся сознательными.

Структура души
<...> Психика как отражение мира и человека — это пред­мет такой безграничной сложности, что ее можно наблюдать и изучать с самых разных сторон. Душа ставит перед нами ту же проблему, что и м

Личное и коллективное бессознательное
Как известно, с точки зрения Фрейда содержание бессо­знательного сводится к инфантильным стремлениям, которые вытесняются из сознания вследствие их неприемлемого харак­тера. Вытеснение — это процес

Трансцендентная функция
В термине «трансцендентная функция» нет ничего таин­ственного или метафизического. Он служит для обозначения психологической функции, по своему характеру сопоставимой с тематической функцией того ж

Мгновенное целое: состояние сознания
...Впервые на протяжении нашего феноменологического исследования переживаний, мы затрагиваем идею целостно­сти, а именно — такой тип целостности, который проявляется в непосредственном, мгновенном

Внимание и флюктуации сознания
Внимание.Внимание определяет ясность наших пережи­ваний. Взяв за основу второй"из приведенных выше аспектов понятия «внимание» — т. е. внимание как ясность и отчетли­вость пси

О НЕКОТОРЫХ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ
«БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО»: УСТАНОВКА И ЗНАЧИМОСТЬ[75] <...> Оценивая ретроспективно работы Фрейда, мы не мо­жем не обратить внимания на одну их характерную черту. Десятилет

Общественная детерминация индивидуального сознания
Общественно-историческая обусловленность взаимосвя­зей между человеком и природой составляет важнейшее звено в цепи материальной детерминации сознания. Само собой ра­зумеется, в этой цепи особое ме

Стадиальность развития индивидуального сознания и труд
Сознание как высшая форма психики характеризуется ря­дом признаков. К числу их относится активный характер от­ражения, включающий не только моделирование свойств вне­шних воздействий, являющихся ис

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ — ГЛАВНЫЙ ФАКТОР
ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ[90] Исходя из традиционного марксистского политэкономи-ческого образа мысли, характерного для нашей страны в по­следние три четверги ве

Социокультурный миф как основа генезиса других форм мифологии
В социокультурном мифе в рамках единого целого с само­го начала объединяются как логико-рациональные, так и об­разно-эмоциональные компоненты, которые обычно оказыва­ются четко соотнесенными с опре

О двойственной функции мифа
Двоякая функция мифа в обществе в настоящее время уже не вызывает сомнений. В условиях взаимоисключающих тре­бований, неопределенности и нестабильности среды, неясно­сти целей развития, деформирова

Миф и нравственность
Мифологизация сознания становится особенно опасной, когда ослабевает влияние нравственных начал в жизни обще­ства. В этом случае мы имеем дело с культивированием сил зла. Наше время дает этому мног

Миф и идеология
Миф приобретает реальную силу, когда соединяется с иде­ологией. Поэтому непосредственную опасность для социума имеет не сам по себе миф, а миф идеологизированный. Миф по самому своему суще

О РОЛИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И КОЛЛЕКТИВНОГО СОЗНАНИЯ
В СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКЕ[99] Противоречия между индивидом и социумом сохранялись (с колеблющимися показателями напряженности) на протя­жении всей истории чел

Завоевание внутреннего рая
Начиная с древнейших времен, человек всегда искал и ис­пользовал всевозможные способы и средства, облегчающие его пребывание в естественной среде и позволяющие улуч­шить состояние здоровья или умен

К ВОПРОСУ О СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ
РАССТРОЙСТВ СОЗНАНИЯ[130] <...> Исследования последних лет убедительно показали значение для состояния сознания функциональных взаимоот­ношений разл

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Альфа-ритм— основной ритм электроэнцефалограммы в состоянии относительного покоя. Его частота у взрослых — 8-13 Гц, средняя амплитуда — 30-70 мкВ с характерным перио­дическим усиле

КРАТКИЕ БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ СТАТЕЙ
Аллахвердов Виктор Михайлович(род. 1946) — доктор психологических наук, профессор. Окончил факультет психо­логии ЛГУ (1971). С 1975 г. по 1997 г. преподавал в Ленин­градском инстит

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги