Социальные факторы, мешающие творчеству - Конспект Лекций, раздел Психология, Конспект лекций 1. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества Феномен Конформного Поведения Играет Отрицательную Роль В Творчестве. Такое П...
Феномен конформного поведения играет отрицательную роль в творчестве. Такое поведение вызвано как индивидуальными свойствами личности, так и межличностными отношениями в творческом коллективе, более того, особенностями социальной среды в широком смысле слова.
В ряде художественных и философско-критических произведений социальная среда выступает в качестве враждебной силы по отношению к творчески одаренным людям. Враждебность общества к проявлению творческих способностей нашла отражение в словах главного героя произведения Дидро «Племянник Рамо», заявлявшего: «Гениальные люди отвратительны; и если какой-нибудь ребенок появляется на свет с характерными признаками этого опасного дара на лбу, его следует либо задушить, либо выбросить на съедение собакам». Аргентинский психолог Х.Инхениерос в книге «Посредственность» оправдывает такое отношение, характеризуя его как охранительное, а значит полезное для общества.
«Социальные помехи», на которые наталкивается творческая деятельность:
§ Хейманн – технизация: штампованные фильмы, стандартные передачи по телевидению, реклама и т.д.
§ Осборн – урбанизация, которая подавляет естественность и непосредственность.
§ Кюби – информационная перегрузка,
§ Лучинз – растущая механизация промышленности, специализация и разделение труда, вследствие которых многие действия, требовавшие ранее искусности и умения, сводятся к рутинным, повторяющимся заданиям
§ Роджерс – школа, традиционное обучение делает все возможное для воспитания конформистов.
§ Парнес – вся современная западная культура приучает человека к конвенционализму, т.е. к стандартным условностям.
Все эти психологи подчеркивают необходимость создания таких условий, которые обеспечили бы возможность борьбы со всеми формами социального подавления творческой активности.
На эффективность работы группы влияют следующие социальные факторы:
1. Руководство. Определяет качество работы коллектива.
2. Квалификация сотрудников. Коллектив должен состоять из таких членов, которые могут плодотворно работать вместе.
3. Микроклимат. Сплоченность заразительна.
4. Постановка целей. Четкость поставленных целей позволяет каждому вносить свой вклад в общее дело.
5. Результаты работы. Они должны удовлетворять работников и материально и морально.
6. Методы подготовки и принятия решений.
7. Свобода суждений, открытость, гласность. Члены коллектива не должны бояться столкновения взглядов и конфликтов, мести и насмешек.
8. Уровень индивидуальных способностей членов группы. Наибольшими возможностями обладает коллектив с высоким уровнем индивидуальных способностей его членов.
9. Творческие способности коллектива. Коллективное творчество предусматривает: определение задачи, зарождение идей, отбор и развитие наиболее ценных идей, их проверка, внедрение новшества. Для хорошего коллектива характерно постоянное пребывание в состоянии поиска новых знаний, идей, перспективных методов работы. Поиск становится в таком коллективе внутренней потребностью людей, стимулируя развитие индивидуальных творческих способностей каждого работника.
Конспект лекций Ст пр Гудзенко Лариса Геннадьевна Кафедра психологии и педагогики ауд...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Социальные факторы, мешающие творчеству
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
История психологии творчества
Оформлению психологии творчества как науки способствовали:
Ø Успехи общей психологии
Ø Концепция сознания и познания Э.Маха и Э.Гартмана
Ø Философско
Понятие творчества
Творить – это значит претворять внутренний опыт во внешнюю реальность. Р. Нусбаум
Первичное определение творчества:«Творчество – это деятельность, в результате кото
Ф.Д.Кондратенко
Сравните эти мнения и выскажите свое по вопросу о «прогрессивности» как признаке творчества:
V Главное в творчестве не внешняя активность, а внутренняя.
Суть творчества как психологического свойства сводится к интеллектуальной активности и чувствительности к побочным продуктам своей деятельности. Творческий человек видит побочные результаты, которы
Структурно-уровневая модель механизма творчества
(Я.А. Пономарев)
Представлена в виде двух проникающих одна в другую сфер. Их внешние границы – абстрактные пределы мышления. Снизу находится сфера интуити
Состояние вдохновения.
Вдохновение – это состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к возникновению или реализации замысла и идеи произведения науки, и
Строение мозга как основа творческих способностей
Изучение мозга одаренных людей показало, что существует связь между одаренностью в той или иной области деятельности и особенностями строения соответствующих мозговых структур. Например, у музыкант
Творчество как поиск
Вопрос о природе побуждения к творчеству, как считает В.С.Ротенберг, относится к числу самых главных. Он полагает, что творчество – это разновидность поисковой активности, под которой понимается ак
Творчество и сублимация
Если субъект вынужден отказаться от удовлетворения некоторых потребностей, и зона поисковой активности поневоле оказывается суженой, то компенсаторно может усилиться поиск в творчестве.
Со
Факторы формирования личности художника
Необходимые предпосылки становления гения по Н.В.Гончаренко:
1) врожденная одаренность; 2) собственные усилия;
3) ближайшее окружение; 4) ситуация в обществе в целом.
Эти
Возрастная динамика творческой продуктивности
§ Платон: «опыт больше уносит, чем прибавляет».
§ X.Андерсон: «творчество было в каждом из нас, когда мы были маленькими детьми, У детей творчество повсеместно. Среди взрослых творчество п
Креативность и интеллект
Подходы к проблеме творческих способностей.
1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает необходимым, но недостаточным условием, творческой акт
Особенности творческого мышления
Творческое мышление – это новообразование в самой познавательной деятельности. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Особенности творческого мышления описал Дж.Гилф
Воображение в творчестве
Обобщающая обработка представлений приводит к созданию художественного образа, соединяющего в себе индивидуальное и типическое. Определяющим здесь является не воспоминание, а преобразование, т.е. д
Восприятие произведений искусства
Крупник Е.П.: Восприятие произведения искусства осуществляется с помощью четырех основных механизмов:
· художественно-смыслового, результирующего процесс восприятия и создающего «ко
Коммуникативная функция общения в искусстве
Понимание произведения искусства определяется целым комплексом особенностей личности читателя, зрителя, слушателя. При этом активность воспринимающего заключается не только в понимании или сопережи
Интерактивная функция общения в искусстве
В процессе общения самостоятельные формы эстетической деятельности приобретают предметно-знаковый характер:
Ø художественное творчество – вид профессиональной деятельности и его тех
Перцептивная функция общения в искусстве
В настоящее время ведутся исследования восприятия художественных ценностей массовой аудиторией с привлечением методов различных наук. Изучаются запросы, установки и ценностные ориентации публики, р
Эффективная работа творческого коллектива
В любой организации существует динамичное распределение определенных деловых ролей. Этот феномен состоит в том, что каждый из членов организации играет двойную роль.
Первая роль – формальн
Художественное сотворчество как коллективное творчество
Многие психологи утверждают, что творческая деятельность малых групп и вообще коллективное творчество имеют большие преимущества перед индивидуальным. Так, создатель синектики Гордон категорически
Тематика семинарских занятий
СЕМИНАР 1. Феноменология художественного творчества
1. Методологические проблемы исследования художественного творчества. Этические проблемы творчества. Творчество как ценн
СЕМИНАР 3. Способности и творческая одаренность
1. Понятие и виды одаренности.
2. Методы диагностики и способы выявления «скрытой» одаренности.
3. Одаренность к искусству: общее и различное (на примере своей специальности).
Новости и инфо для студентов