рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Политика партии в области искусства в годы НЭПа

Политика партии в области искусства в годы НЭПа - Дипломная Работа, раздел Литература, Политика Сталина в области литературы в 20-30-е годы Политика Партии В Области Искусства В Годы Нэпа. В 1922 Году Были Предприняты...

Политика партии в области искусства в годы НЭПа. В 1922 году были предприняты весьма решительные шаги, которые круто меняли всю атмосферу общественной, духовной жизни в обществе.

Основными вехами на этом пути стали следующие главные события - введение нэпа, в условиях которого резко сократилось финансирование культуры, а безработица среди творческой интеллигенции приняла огромные масштабы - создание политической цензуры в лице Главлита и Главреперткома - издание первого законодательного акта от 3 августа 1922 года об обществах и союзах, регламентировавшего все стороны их возникновения, формирования и деятельности, и определившего их место в политической системе общества - решения состоявшейся в августе 1922 года XII Всероссийской конференции РКП б, определившие новый подход к вопросам о взаимоотношениях с интеллигенцией - вторая волна эмиграции как следствие этой политики резкое возрастание потока добровольно отъезжающих и насильственно высылаемых из России представителей интеллигенции, в том числе поэтов, прозаиков, драматургов См. Коржихина Т.П. Извольте быть благонадежны М 1997 С.109 Новая экономическая политика, открывшая возможности для частного книгоиздания, вызвала необходимость создания специального государственного института цензуры, лишь формально находившегося в подчинении Наркомпроса, а на самом деле бывшего прямым проводником указаний аппарата ЦК. Это видно из указанных нами выше и цитируемых Г.В. Жирковым документов Политбюро Жирков Г. В. История цензуры в России XIX - XX вв М, 2001 - С.257-259 Образование Главлита объяснялось тем, что в связи с переходом к нэпу и введением хозрасчета были ликвидированы местные отделения Госиздата.

Местные политотделы вначале заменили губернскими Комиссиями Главполитпросвета в них входили представители ГПП, ОГПУ и губкома, но они оказались малоэффективными, о чем и говорилось на созванном Агитпропом ЦК совещании О борьбе с мелкобуржуазной идеологией в области литературно-издательской февраль 1922 г участники которого решили восстановить цензуру как государственный институт.

Постепенно вызревала позиция о необходимости классовой борьбы и в области искусства.

Вся предшествующая культура была объявлена буржуазной, контрреволюционной, антинародной и тому подобное.

Труды классиков марксизма в это время считаются вместилищем абсолютной истины, с которой должны согласовываться любые теоретические построения и направления в литературе. Произведения, выглядевшие несовместимыми с догмами марксизма, объявлялись буржуазными.

Не прошло и нескольких лет, как проблема внутренней свободы художника приобрела небывалую остроту.

В 1924 году группа писателей обратилась в ЦК РКП б с просьбой оградить их от давления извне. Подчеркивая, что пути их литературы связаны с путями Советской, послеоктябрьской России, они настаивали, что литература должна быть отразителем той новой жизни, которая окружает нас, в которой мы живем и работаем а с другой стороны, созданием индивидуального писательского лица, по своему воспринимающего мир и по своему его отражающего. Мы полагаем писали они что талант писателя и его соответствие эпохе - две основные ценности писателя К вопросу о политике РКП б в художественной литературе М 1924 С.106-107 Под письмом стояли подписи Б. Пильняка и С. Клычкова, С. Есенина и О. Мандельштама, И. Бабеля и А. Толстого, М. Волошина и О. Форш, М. Зощенко и Вс. Иванова, А. Чапыгина и многих других.

Тон таких журналов, как На посту, и их критика, выдаваемые притом за мнение РКП в целом писали они подходят к нашей литературной работе заведомо предвзято и неверно. Мы считаем нужным заявить, что такое отношение к литературе не достойно ни литературы, ни революции и деморализует писательские и читательские массы К вопросу о политике РКП б в художественной литературе М 1924 С.106-107 По точному замечанию Г.А. Белой, это письмо важно как свидетельство того, что уже к 1924 году в обществе сформировались два типа отношения к искусству, две его модели оно трактовалось либо как придаток к идеологии, либо как особый, специфический, художественный способ познания жизни Белая Г.А. Дон-Кихоты 20-х годов Перевал и судьба его идей М 1989 С.5 Несомненно, что в условиях меняющейся социальной реальности времен нэпа у этих представлений об искусстве были неравные шансы.

В абсолютизации классового подхода в художественной культуре в послереволюционный период преуспели две творческие организации - Пролеткульт и РАПП. Пролеткульт возник накануне Октябрьской революции как культурно-просветительская и литературно-художественная организация и был распушен в 1920 г. Видными теоретиками ее были А.А. Богданов, А. Гастев, Е.Ф. Плетнев.

Они утверждали, что после революции должна быть создана культура нового типа, пролетарская по своему классовому характеру, и что такая культура может быть создана представителями только рабочего класса.

Пролеткультовцы, как называли тогда сторонников этого движения, отрицали все классическое культурное наследие за исключением тех художественных произведений, в которых была видна связь с национально-освободительным движением.

Они считали, что культура борющегося пролетариата есть культура резко обособленная, классовая Цит.по Боголюбова А.С. Очерк художественной культуры советского периода Арзамас, 1998 С.16 Такова была точка зрения литературных деятелей в журналах Пролеткульта На посту , На литературном посту , Леф , Новый леф и др. В Очерках по истории русской культуры П.Н. Милюков писал, что тогда Пролеткульт хотел взять в свои руки бесконтрольно руководство всеми отраслями пролетарского искусства литературы, изобразительных искусств, музыки, театра так же как и вообще всей культурно-просветительной деятельностью, воспитанием комсомола и т.д. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры М 1994 С.363 Для пролеткультовских поэтов и писателей характерна машинная эстетика люди-гвозди, люди-ножи. Они воспевают завод, революцию и даже жестокость во имя революции.

Эстетическими принципами, соответствующими психологии рабочего класса, были объявлены коллективно-трудовая точка зрения на мир, идея одухотворенного единства с машиной машинизм. К этому же времени относится и созревание в среде футуристов и пролеткультовцев доктрины о новой социальной роли искусства.

Пролетарский поэт А. Гастев ввел термин социальная инженерия, имея в виду, что средствами искусства можно перестроить не только социальную жизнь, но и психику человека. Всю область человеческих эмоций по мысли Гастева следовало подвергнуть математизации коэффициенты настроения и строгому контролю. Всю прежнюю эстетику предлагается отбросить, поскольку учение об искусстве должно состоять из методов эмоционально-организующего влияния на психику человека в связи с задачами классовой борьбы. Футурист С. Третьяков предлагал работника искусства превратить в психо-инженера, в психо-конструктора, наряду с человеком науки.

Впоследствии И. Сталин почти буквально повторит эти слова, определяя суть писателя соцреализма Писатель - инженер человеческих душ. Деятельность Пролеткульта была подвергнута резкой критике В.И.Лениным в письме ЦК РКП б О пролеткультах, и в начале 20-х годов эта организация была ликвидирована в административном порядке.

Перекинуть временный мост между революцией и миром русской интеллигенции в 20-е годы удалось блестящему оратору и эрудированному интеллигенту А.В. Луначарскому, который стал первым советским наркомом просвещения и служил на этом министерском посту до 1929 года. Литературоведческие дискуссии велись в основном на страницах периодических изданий и особенно журналов, ставших не только местом публикаций художественных произведений, но и своеобразными центрами обсуждений.

На страницах журналов Красная новь , Печать и революция , Книга и революция , Литературные записки , Начала , Мысль , Жизнь искусства в эти годы публикуют свои статьи, заметки, рецензии А.Воронский, В. Шкловский, Ю. Тынянов, Б. Эйхенбаум, Б. Арватов, П.Сакулин, В. Фриче, А. Луначарский. А Лежнев, В. Переверзев и многие другие теоретики 20-х годов. В ходе дискуссий были обозначены основные характеристики новой прозы сюжетоспособность и художественная незавершенность произведения соотношение психологического и психопатологического в современной литературе традиция модернизма в произведениях советской литературы намечающаяся тематическая дифференциация прозы сатирическое, экзотическое, социальное, социально-бытовое, злободневное проблематика отщепенчества, ставшая художественным выражением отчуждения человека, прекращения его диалога с миром и разрыва с ним тяготение малых прозаических форм к роману.

Так, например, формалисты, в их науке о литературе оказываются достаточно точными в определении основных тенденций, которые актуальны для литературы 20-х годов осмысление эпохи, включенной в общее русло течения истории всплеск исторического и биографического романа, биографической хроники, ставших художественной формой выражения этого осмысления связанная с этим явно наметившаяся тенденция от малой к большой литературно-художественной форме установка на биографичность попытка создания фабулы и построения сюжета в повествовании романного типа человеческая судьба, путь героя как главный и еще не решенный вопрос современного романа, в центр которого он должен быть поставлен автором.

Иную систему детерминации литературы прелагают представители формально-социологического и социологического методов.

Прослеживая эволюцию так называемого социалистического романа, Б.Арватов проводит мысль об искусстве как системе приемов, в изобразительно-выдуманных жанрах восполняющей реально неорганизованные тенденции жизни, системе, вопреки формальной школе, целиком детерминированной общественной практикой Арватов Б.И. О формально-социологическом методе Печать и революция, 1927, 3 С.16 По мнению же представителей социологического метода, новый роман должен представлять собой изображение класса-гегемона как органического единства разнообразных типов. На их взгляд, необходима замена интроспективного, пассивного, психологического описания активным отношением к миру, подлежащему изменению, и процессом изменения в этой активной борьбе человеческого материала, человеческого субстрата социалистического строительства Фриче В. К вопросу о повествовательных жанрах пролетлитературы Печать и революция, 1929, 6 - С.24 Таким образом, литературоведческие дискуссии 20-х годов охватили глубочайший пласт наиболее актуальных вопросов современной литературы - ее типологии, динамико-стилевых доминант, концептуально-проективных моделей нового человека, исторического и историософского комплекса идей новой прозы.

Отсюда актуальность образа трагического героя в русской прозе 20-х годов Жизнь Клима Самгина М. Горького, Хождение по мукам А.Толстого, Города и годы К.Федина, Белая гвардия М.Булгакова, Вор Л. Леонова, которая во многом обусловлена особым состоянием окружающей реальности - атмосферой хаоса и ужаса перед близкой, неотвратимо надвигающейся катастрофой гражданской и первой мировой войн. Внутренняя смятенность, спутанность, катастрофичность сознания становятся основными характеристиками трагического героя романа 20-х годов.

В это время возникает множество различных литературных групп, возникающих на основе разных художественных пристрастий и идейного размежевания.

Как отмечала Н.Дикушина, хотя руководство партии с самого начала пыталось подчинить себе всю идеологическую жизнь страны, но в 20-е годы еще не была выработана и отработана методика такого подчинения.

Борьба партии за превращение искусства в инструмент политической системы еще не обрела свои четкие формы в 20-е годы. 18 июня 1925 года ЦК РКП б принимает резолюцию О политике партии в области художественной литературы Постановление Политбюро ЦК РКП б О политике партии в области художественной литературы 18 июня 1925 г. Власть и художественная интеллигенция.

Документы ЦК РКП б - ВКП б , ВЧК - ОГПУ - НКВД о культурной политике. 1917-1953 Под ред. А.Н.Яковлева М. Международный фонд Демократия , 1999 С.53-57. В ней говорилось, что партия в целом не может связывать себя приверженностью к какому-либо направлению в области литературной формы. Естественно, что такое попустительство со стороны партии в сфере искусства не могло не сказаться на его содержании и направлениях.

Н.И. Бухарин, выступая на совещании О политике партии в художественной литературе, созванном ЦК РКП б в мае 1924 года говорил о необходимости перенести ленинскую идею сотрудничества с другими классами и на литературу. Впоследствии эта точка зрения была расценена Сталиным как классовое капитулянство Бухарина.

Однако, несмотря на художественные и идейные разногласия многие литературные группы 20-х годов исподволь подготавливали становление литературы социалистического реализма и диктат партии в литературе. Во многом это было обусловлено и тем, что свобода тут же ограничивалась соревнование между литературными группами должно было проходить на основе пролетарской идеологии. Так, члены Левого фронта искусства группа ЛЕФ , куда входили В.Маяковский, Б.Арватов, В.Каменский, Б.Пастернак, Н.Асеев, В.Шкловский, О.Брик, С.Кирсанов, С.Третьяков, Н.Чужак и др выдвинули теорию социального заказа, идею производственного искусства. Эта группа афишировала себя как гегемона революционной литературы и нетерпимо относилась к другим группам.

Они пришли к отрицанию художественной условности, а из литературных жанров признавали только очерк, репортаж, лозунг отрицали вымысел в литературе, противопоставляя ему литературу факта.

Конструктивисты К.Л.Зелинский, И.Л. Сельвинский, А.Н.Чичерин, В.А.Луговской, В.М.Инбер, Э.Г.Багрицкий и др. в своих программных сборниках именовали себя выразителями умонастроения нашей переходной эпохи, сторонниками техницизма, игнорирующими национальную природу искусства, а свой метод определяли как итог мирового масштаба. Из распущенного в 1920 году по указанию Ленина Пролеткульта вышла группа поэтов - В.Александровский, Г.Санников, М.Герасимов, В.Казин, С.Обрадович, С.Родов и др. и образовала свою группу Кузница. Кузница фактически стала органом независимого от Пролеткульта Всероссийского Союза пролетарских писателей.

Этот Союз был учрежден на I Всероссийском съезде пролетарских писателей в Москве в октябре 1920г. В программе съезда читаем С переходом страны на мирное строительство Первый Всероссийский Съезд пролетарских писателей будет первым организационным начинанием писателей- рабочих. Работающее в настоящее время организационное бюро по созыву съезда в составе председателя бюро, тов. В. Кириллова, секретаря С. Обрадовича и членов тт. Самобытника, Герасимова, Сивачева, Волкова, Санникова, Казина и Александровского к предстоящему Съезду наметило следующие вопросы, разрешение которых имеет первостепенное значение 1. Текущий момент и задачи пролетарской литературы. 2. Пролетарская литература и ее отношение к прошлым и современным течениям в искусстве. 3. Пути пролетарской литературы. 4. Отношение к Пролеткультам. 5. Издательское дело. 6. Образование Союза пролетарских писателей. Начиная со второй половины 1921г Союз получил название Всероссийская Ассоциация пролетарских писателей ВАПП . Именно с творчеством входивших в пролетарские организации писателей связана та тенденция в литературе, которая получила потом определение литературы социалистического реализма.

Кузнецы вели, с одной стороны, ожесточенную полемику с напоставцами и РАПП, не приемля их командно-бюракратических методов руководства литературой, с другой - часто объединялись с ними в своем высокомерном отношении к писателям- попутчикам, в узкоклассовом понимании литературы и стремлении к созданию чисто пролетарского искусства путем решительно преодоления классиков, революционной переоценки понятия реализм Примочкина Н. Писатель и власть.

М. Горький в литературном процессе 20-х годов М 1998 С.157 Самой мощной литературной организацией 20-х годов была Российская ассоциация пролетарских писателей РАПП , официально оформившаяся в январе 1925 года в рамках ВАПП. Активную роль в жизни РАПП играли А.Фадеев, Ю.Либединский, В.Ставский и критики Л.Авербах, И.Гроссман-Рощин, А.Селивановский, В.Ермилов, Г.Лелевич.

В период до 1928 года РАПП остается лишь одной из многочисленных литературных групп, но уже в это время рапповцы выступают за партийное руководство литературой.

В статье Г. Лелевича Партийная политика в искусстве читаем Совершенно верно, что партия не призвана командовать в области искусств. Разберемся, однако, в том, что подразумевается под ограждением, содействием и косвенным руководством.

Партия может при помощи критических выступлений в органах печати популяризовать определенные литературные течения, писателей и произведения или, наоборот, бичевать либо замалчивать их. Партия может предоставлять в распоряжение тех или иных литературных течений и писателей свои а равно находящиеся под влиянием партии журналы и издательства. Наконец, партия может оказывать мощную материальную поддержку тем или иным литературным течениям и писателям, давая им таким путем возможность творить и распространять продукты своего творчества.

Та или иная ориентация партии при разрешении всех этих практических вопросов в огромной степени определяет собой характер воздействия художественной литературы на пролетарского читателя, в первую очередь на пролетарский молодняк Лелевич Г. Партийная политика в искусстве Советская литература С.43 Члены РАППа вопрос о партийной политике в искусстве рассматривают с точки зрения служения делу пролетарской революции. Они требуют поставить в центре внимания при помощи соответствующей линии партийно-советских редакций, издательств и критиков тех писателей, которые организуют психику читателя в сторону коммунизма использовать ближайших попутчиков, перетягивая их постепенно в ряды пролетарской литературы неуклонно бороться при помощи цензуры, а главным образом, тех же партийно-советских редакций, издательств и критиков с реакционной и мнимо-попутнической литературой Лелевич Г. Партийная политика в искусстве Советская литература С.49 РАПП унаследовала и даже усилила вульгарно-социологические нигилистические тенденции Пролеткульта.

Она заявила о себе не только как о пролетарской писательской организации, но и как о представителе партии в литературе и выступления против своей платформы рассматривала как выступление против партии.

К концу 20-х г.г. фактически исчезли все непролетарские писательские группы, а попытки реанимировать 1929 всероссийский Союз писателей, объединяющий попутчиков, или создать Федерацию - Федеральное объединение советских писателей ФОСП , куда наряду с ВАПП и Кузницей вошли ВСП, ВОКП, Перевал , ЛЕФ, конструктивисты, эффекта не дали. Первый Всесоюзный съезд пролетарских писателей 1928 реорганизовал Всероссийскую ассоциацию.

Пролетарские ассоциации всех национальных республик были объединены в ВОАПП и во главе этого Всесоюзного объединения стала РАПП. Именно она была призвана объединить все творческие силы рабочего класса и повести за собою всю литературу, воспитывая также писателей из интеллигенции и крестьян в духе коммунистического мировоззрения и мироощущения Трофимов В. Казачий вопрос Дон 1990 N 2 С.140 Таким образом, 1920-е гг переходный период в истории русской литературы.

Формула партийной политики в области культуры культурный в том числе эстетический, художественный, стилевой плюрализм при политической диктатуре Коммунистической партии и советской власти. 1.3. Политика Сталина в области литературы в 1928-1932 годах Проблема власть и искусство в каждую эпоху ставится и решается по-своему.

Особенно актуальной она становится в эпохи крутых социальных преобразований. Власть может способствовать развитию искусства, а может мешать этому процессу, искажать его. Здесь уместно вспомнить слова М. Булгакова о том, что писатель всегда должен быть в оппозиции к власти, пока власть будет в оппозиции к культуре, к общечеловеческим ценностям Цит. по Коржихина Т.П. Извольте быть благонадежны М 1997 С.6 Период конца 20-х - начала - 30-х годов можно обозначить как период, когда культурная революция означает воинствующее преодоление остатков буржуазной старой, традиционной культуры с активной заменой ее материалистической революционной идеологией со строго выраженным коммунистическим содержанием. В это время - на рубеже 20-х и 30-х годов - искусство в Советском Союзе переживало переходное и неопределенное время.

По воспоминаниям Ю. Елагина В стране началась грандиозная ломка всего строя жизни и быта, но до искусства все это еще не дошло или, вернее, начинало доходить постепенно и как всегда с некоторым опозданием Елагин Ю. Укрощение искусств 1988 В искусстве к 1930 году еще не вполне исчезла либеральная и толерантная атмосфера времен нэпа, которая продолжалась во всей стране с 1922 по 1928 год. Этап Сталинского периода, примерно совпадающий с первым пятилетним планом 1928 - 1932 гг это время массового разорения деревни, организации колхозов и ареста крестьян якобы кулаков, перемещения сельского населения в города и начала огромных строек.

Вместе с первой пятилеткой началась мощнейшая идеологическая акция по выковке нового человека. Огромное впечатление, произведенное размахом этих стоек, отразилось в романах рубежа 20-х - 30-х годов Время, вперед! Валентина Катаева, Гидроцентраль Мариэтты Шагинян, День второй Ильи Эренбурга. С большой остротой запечатлелись радостные и драматические ситуации ломающейся жизни и в лирической поэзии Бориса Пастернака, Осипа Мандельштама, Бориса Корнилова.

Отметим, что именно в это время Алексей Толстой начал писать роман Петр I , Михаил Шолохов - Поднятую целину. В целом это было время трудного, но несомненного подъема советской культуры.

В июле 1928 года была обнародована сталинская теория усиления классовой борьбы. С началом сталинского наступления на классового врага в конце 1928 года положение стало медленно, но верно меняться. Творческая свобода начала подвергаться все более сильному зажиму со стороны партийной цензуры, все более и более грубой и безжалостной критике с классовых пролетарских позиций. Писатель стал ресурсом власти, и поэтому Сталин относился к художественной литературе совершенно так же, как и к промышленности, и к экономике, и к военным вооружениям, и к тайной полиции.

Советский тип художника начинал размышлять не о жизни как таковой, а об её социально-историческом аспекте. Литература в переходный период должна была играть едва ли не основную роль. Идеология большевизма начала наступление на искусство, пожалуй, впервые за все время существования советской власти.

При этом социальная реакция в обществе была поразительной. Все считают, что в утрате достоинства состоит стиль эпохи, что надо слушаться. Мы должны окончательно перестать думать. За нас подумают Перхин В.В. Русская литературная критика 1930-х годов Критика и общественное сознание эпохи СПб 1997 С.15 это письменное суждение принадлежит К.А. Федину.

Оно фиксирует почти мгновенную реакцию литераторов в 1929 году на действия по уничтожению писательских свобод. Второе взято из дневника А.Н. Толстого 1930 года Новое устройство человеческого общества - в политическом, экономическом, социальном - сталинизм. Коллективизация - освобождение огромных запасов энергии рабочих рук на колонизацию севера, строительство дорог, разработку руд, угля, торфа. Новая военная система Перхин В.В. Русская литературная критика 1930-х годов Критика и общественное сознание эпохи СПб 1997 С.15 В это время М. Горький был просто вытребован из заграницы на родину для некоей миссии.

После возвращения на родину Горький оказался под неусыпным вниманием Сталина. Это объяснялось не только его желанием поставить авторитет писателя на службу тоталитарной власти. Был у вождя и свой, сугубо личный расчет. Создавая его культ, ближайшее окружение Сталина отводило Горькому роль придворного биографа, который мог бы написать очерк, подобный В.И. Ленину. Однако очерк Горького не появился.

Какова бы ни была судьба книги, она высветила бесспорную истину Сталину не удалось использовать талант Горького для восхваления своего имени. Вынужденный считаться с реальностью, Горький все свои силы прикладывал к тому, чтобы очеловечивать, либерализовать режим, облегчить участь и условия труда интеллигенции и прежде всего писателей. Бесценными являются суждения Е. Замятина 1936 , опубликованные во Франции 1936 . Он регулярно встречался с Горьким в пору, когда тот хлопотал перед вождем о разрешении на выезд опального писателя за границу отъезд произошел в 1931 г В очерке Е. Замятина читаем Для всех советских писателей не коммунистов, а только попутчиков самым тяжелым периодом были годы 1927-1932. Советская литература попала под команду - иного выражения нельзя подобрать - организации пролетарских писателей на языке советского кода - РАПП . Их главным талантом был партийный билет и чисто военная решительность.

Эти энергичные молодые люди взяли на себя задачу немедленного перевоспитания всех прочих писателей. Ничего хорошего, разумеется, из этого не получилось Цит.по Баранов В. Трагедия Горького глазами эмигрантов Известия, 14.08.1997 . Руководство страны взяло курс на поддержку Российской ассоциации пролетарских писателей РАПП , противопоставляя их основной массе советских писателей.

Идеологи пролетарской литературы Пролеткульт, РАПП много сделали для внедрения в сознание художников новых канонов искусства. Требование политизировать литературу, исходившее от них, с течением времени приобретало все более императивный характер.

Ю. Либединский, характеризуя деятелей пролетарского литературного движения, назвал их неистовыми ревнителями пролетарской чистоты, которые защищали ее с такой яростью, что дай им волю - и нежные ростки будущего советского искусства были бы выполоты начисто! Либединский Ю. Современники. Воспоминания М 1961 С.42. С. Шешуков отмечал, что пролеткультовцы стояли за создание пролетарской культуры.

Но их теория оказалась реакционной, ибо не только пролетарской, но и вообще никакой культуры по их рецептам нельзя было построить. Они пытались создать чисто классовую культуру на голом месте, они не понимали, что без овладения запасами знаний, выработанных человечеством на протяжении тысячелетий, никакой культуры построить нельзя Шешуков С. Неистовые ревнители. Из истории литературной борьбы 20-х годов М 1984 С. 31 Пролеткультовская поэзия и литература безошибочно попадала в цель. Члены Пролеткульта оберегали чистого пролетарского писателя от чужеродных для него влияний интеллигенции и крестьянства, как буржуазных идеологов.

Этой исключительностью был продиктован и нигилизм по отношению к русской и мировой литературе. Вместе с классикой, утверждавшей идеалы свободы и красоты, Пролеткульт отвергал гуманизм, духовно богатую личность, народную нравственность. На место этих ценностей он ставил коллективизм, машинизм, принцип полезности. Рапповцы, в отличие от членов Пролеткульта, призывали к учебе у классиков, особенно у Л. Толстого, в этом проявилась ориентация группы именно на реалистическую традицию.

Но в остальном рапповцы не зря аттестовали себя как неистовых ревнителей пролетарской чистоты. Это подтверждают известные выступления Ю.Либединского Художественная платформа РАПП 1928 , А.Фадеева Долой Шиллера! 1929 . Они полагали себя создателями лучших творений пролетарского литературного творчества, не хотели видеть, что и вне РАПП развивается литература.

Налитпостовцы проводили шумные дискуссии, выдвигая программы-лозунги Союзник или враг , За живого человека , За одемьянивание поэзии и др. На протяжении многих лет РАПП считалась проводником партийной линии в литературе, причем сама партия поставила эту организацию в исключительное, командное положение. С самого начала своего существования РАПП имела одно принципиальное отличие от своего предшественника - Пролеткульта. Пролеткультовцы боролись за автономию от государства, за полную самостоятельность и независимость от каких бы то ни было властных структур, находились в явной оппозиции к советскому правительству и Наркомпроссу, за что и были разгромлены.

Рапповцы учли их печальный опыт и громогласно провозгласили главным принципом своей деятельности строгое следование партийной линии, борьбу за партийность литературы, за внедрение партийной идеологии в массы Прокопов П. Сумасшедший корабль серапионов Книжное обозрение 1997 8 июля С.5 В 1929-1930 годах в литературе возникает кризис.

Возникновение этого кризиса было во многом обусловлено развитием политических и культурных процессов в стране. С одной стороны, в апреле 1929 года был принят новый пятилетний план и взят курс на коллективизацию деревни. С другой - усиление внутрипартийной борьбы, закончившееся поражением Н.И. Бухарина и его сторонников. Очередная чистка в партии совпала с ужесточением культурной политики Академия наук подверглась публичному осуждению за аполитизм, была окончательно разгромлена формальная школа в литературоведении, реорганизована Академия художественных наук, сменено правление Московского Художественного театра Примочкина Н. Писатель и власть.

М. Горький в литературном процессе 20-х годов М 1998 С.117 Все эти процессы не могли не отразиться на положении в литературе. К концу 20-х годов авторитарная власть ужесточала давление на художника, идея свободы становилась все более опасной. Летом-осенью 1929 года активизировалось левое крыло пролетарского литературного движения, началась организованная травля руководителей Московского и Ленинградского отделений Всероссийского союза писателей Б. Пильняка и Е. Замятина, которую возглавили представители РАПП и Лефа. Одной из фигур, на которую рапповские критики предлагали ориентироваться советской литературе, был объявлен А. Безыменский.

Так же настойчиво они выдвигали поэзию Д. Бедного. Но в произведениях этих поэтов сильны были риторика, иллюстративность, резонерство. Творчество Безыменского явно не могло заинтересовать читателя.

Писатели сопротивлялись. В литературной среде широко ходила эпиграмма, сочиненная И. Сельвинским Литература не парад С его равнением дотошным. Я б одемьяниваться рад, Да обеднячиваться тошно Цит.по Белая Г.А. Дон-Кихоты 20-х годов Перевал и судьба его идей М 1989 С.264 Сложно обстояло дело и с самим левым искусством. Пережив внутренний кризис, левые литераторы признали, что противопоставление формул искусство есть познание жизни и искусство есть строительство жизни - глубоко ошибочно.

Время настоятельно требовало ответа на вопросы о художественной ценности и о художественной личности как носителе универсальной человечности. Ответа у Лефа и РАППа на эти вопросы не было. Объяснить кризис рапповские критики не могли. Но сетовать - сетовали. А. Селивановский писал в поэзии мы встречаемся именно с кризисом, а не с застоем, попытка двигать развитие поэзии в частности, пролетарской дальше наталкивается на серьезные препятствия На литературном посту. 1930 С.4 В попытке разрешить возникший кризис, в критике конца 20-х годов формулируется мысль о неоспоримой связи советской литературы с литературы предшествующей Пролетарское искусство не может мыслить процесс рождения своего стиля по аналогии с рождением Афродиты Пролетариату незачем ставить себя в положение голого человека на голой земле, с великолепным презрением дикаря или стилизующегося интеллигента сбрасывающего с корабля весь груз. Как известно, корабль без груза - тонет Ермилов В. За живого человека в литературе М 1928 С.25 Сильно преувеличивая роль РАППа в развитии советской литературы 20-х годов, А. Фадеев, уже в середине 30-х годов не мог не признать, что рапповские попытки приблизиться к пониманию специфики искусства были искажены недостатком знаний, догматизмом и групповой борьбой Новый мир. 1961. 12 С.191 На днях я перелистал писал в 1966 году писатель В.А. Каверин трехлетний комплект журнала На литературном посту 1928-1930 . В наше время - это изысканное по остроте и изумляющее чтение.

Все дышит угрозой.

Литература срезается, как по дуге, внутри которой утверждается и превозносится другая, мнимая рапповская литература.

Одни заняты лепкой врагов, другие - оглаживанием друзей. Но вчерашний друг мгновенно превращается в смертельного врага, если он преступает волшебную дугу, границы которой по временам стираются и снова нарезаются с новыми доказательствами ее непреложности Цит. по Р.А. Медведев. О Сталине и сталинизме М 1990 С.275 Незадолго до падения РАПП, в феврале 1932 года, М. Пришвин писал в дневнике о сути и методах этой организации Если бы я, например, пришел в РАПП, повинился и сказал, что все свое пересмотрел, раскаялся и готов работать только в РАПП, то меня бы в клочки разорвали так было, например, с Полонским и многими другими. Причина этому та, что весь РАПП держится войной и существует врагом, разоблачает и тем самоутверждается свое ничто, если оно кого- нибудь уничтожает, превращается в нечто Цит. по Примочкина Н. Писатель и власть.

М. Горький в литературном процессе 20-х годов М 1998 С.143 24 марта 1932 Горький пишет Сталину из Сорренто Начинающих писателей нужно убеждать учитесь! И вовсе не следует угождать их слишком легкому отношению к литературной работе. Бесконечные групповые споры и склоки в среде РАППа, на мой взгляд, крайне вредны, тем более что мне кажется в основе их лежат не идеологические, а, главным образом, личные мотивы.

Вот что я думаю Цит. по Спиридонова Л. Очень сожалею, что дело развалилось.

Как не был написан очерк Горького о Сталине Независимая газета, 27 марта 1998 г В апреле 1932 года, неожиданно для всех, произошел подлинный литературный переворот правительственным декретом деятельность РАППа была признана препятствующей развитию советской литературы, тормозящей серьезный размах художественного творчества, организация эта была объявлена распущенной Постановление Политбюро ЦК ВКП б О перестройке литературно-художественных организаций 23 апреля 1932 г. Власть и художественная интеллигенция.

Документы ЦК РКП б - ВКП б , ВЧК - ОГПУ - НКВД о культурной политике. 1917-1953 Под ред. А.Н.Яковлева М. Международный фонд Демократия , 1999 С.172-173 Подводя итоги анализа политики Сталина в области литературы в переходный период, отметим, что, несмотря на все свое могущество, РАПП, выражавшая политику партии по вопросам искусства, все-таки не являлась единственной литературной организацией, куда должны были входить и подчиняться ее решениям писатели. Помимо РАПП существовало множество других литературных групп и общественных писательских организаций.

Достойной альтернативой РАПП был Всероссийский союз писателей, возглавляемый Б. Пильняком, Е. Замятиным, Л. Леоновым, К. Фединым и объединявший большинство беспартийных писателей - попутчиков. Теперь, после закрытия РАПП, у всех писателей не осталось никакой альтернативы вступлению в единый Союз писателей СССР. Глава 2. Политика Сталина в области литературы в 30-е гг. 2.1. Постановление ЦК ВКП б О перестройке литературно-художественных организаций В 1932 году постановление ЦК ВКП б распустило все существовавшие в стране объединения и заменило их едиными творческими союзами писателей, художников, архитекторов, композиторов, при каждом творческом союзе были учреждены соответствующие фонды, что передало заботу о деятелях культуры в руки государства.

Лидером советской культуры стал Максим Горький. Лидеры РАПП были поражены внезапностью своего падения и не хотели в него верить.

По словам Авербаха, разъяснявшего на заседании правления РАПП суть партийного постановления, речь идет не о прекращении классовой борьбы в литературе, а о том чтобы решение ЦК использовать для усиления борьбы с классово-враждебными влияниями, и что это постановление будто бы ничего не меняет в деятельности РАПП, сохраняя ее руководящую роль в литературе Примочкина Н. Писатель и власть. М. Горький в литературном процессе 20-х годов М 1998 С.132 Однако вскоре после публикации Постановления на РАПП и ее руководство со страниц печати обрушилась сокрушительная критика, были закрыты все рапповские органы печати.

Фадеев с удивлением вопрошал на страницах Литературной газеты восемь лет существовала с согласия партии и на глазах всего рабочего класса РАПП, и вдруг выясняется, вся ее деятельность была роковой ошибкой. Не бывает таких чудес в Стране Советов Там же Однако такие чудеса довольно часто случались в истории страны, и вскоре стало ясно, что прежней гегемонии у РАПП уже не будет.

В этой ситуации Авербаху ничего не оставалось, как понять и принять решение партии. Но, несмотря на жестокую критику, он не смог изменить своих взглядов, продолжая отстаивать свою главную идею о революции в литературе, совершаемой в процессе классовой борьбы. После падения РАПП был создан Оргкомитет Союза советских писателей. Главную роль в создании Союза писателей играет Горький, Л.Флейшман пишет даже о его неограниченном могуществе в 1932 - 1934 годах Громов Е.С. Сталин власть и искусство. М 1998 С.96 Высшие идеологические чиновники обращаются к нему за указаниями.

Уже в это время попасть на прием к М. Горькому довольно сложно. Основание нового Союза писателей представляло собой, по существу, создание еще одного приводного камня в типично сталинском понимании этого термина. К тому же эта трансмиссия, оформленная в виде профессиональной корпорации, функционировала в такой отрасли, где никогда прежде не предполагалась возможность ее существования Боффа Дж. История Советского Союза. Т.1 М 1994 С.426-427 Союз писателей стал инструментом тотального контроля власти над творческим процессом.

Не быть членом Союза было нельзя, так как в таком случае писатель лишался возможности публиковать свои произведения и, более того, мог быть привлечен к уголовной ответственности за тунеядство. Апрель 1932 года, когда вышло Постановление ЦК ВКП б, ликвидировавшее литературные группы и принявшее решение о создании единого Союза советских писателей, стал окончательным рубежом между относительно свободной и уже несвободной литературой.

Большинство советских писателей восприняло Постановление ЦК от 23 апреля 1932 года как долгожданное освобождение от диктатуры рапповцев. В годы сталинского перелома командные позиции в литературном мире были в руках пролетарских писателей и их ассоциаций РАПП, ВОАПП , они имели почти официальную власть. Выступая на XVI съезде партии, их лидеры откровенно взывали к усилению цензурных строгостей против писателей других направлений.

Однако крайнее сектантство в сочетании с довольно жалким художественным уровнем их произведений делали их политическую активность бесплодной или почти бесплодной. Многие писатели, в том числе и Горький, не без оснований считали, что дух групповщины, насаждаемой РАПП, мешает нормальному развитию литературы. Не осознавая истинных причин падения всесильной группы, принимая его за торжество справедливости, они считали создание единого творческого союза благом.

Однако наиболее проницательные из них в общем верно поняли суть либерализации литературной политики партии и предугадали дальнейшее развитие событий. 29 мая 1932 года К. Федин писал по поводу Постановления ЦК в своем дневнике Прогноз мой, думаю, верен ядро собственно писательских сил из упраздненной ассоциации, которым предстоит составить в будущем союзе писателей коммунист ическую фракцию, только выиграет во влиянии на советскую литературу. Смысл всей помпезной реформы в том, что на некоторое время нам, писателям, разрешено делать ошибки, т.е. в большей или меньшей мере отступать от канонов ортодоксально-воинствующей идеологии Те, кто - на радостях - примутся слишком усердно ошибаться, со временем сильно раскаются в этом. Перемена тактики по отношению к работникам искусства а не к самому искусству отличное испытание искренности перехода некоторых литераторов на социалистические позиции пролетариата.

Это все - прямая выгода пролетарских литераторов.

Но, слава богу и то, что некоторое время можно будет снова писать о людях, а не о деревянных болванах, и не в одной плакатной манере Примочкина Н. Писатель и власть. М. Горький в литературном процессе 20-х годов М 1998 С.141-142 Сам М. Горький, ставший председателем вновь созданного Союза писателей, в отличие от многих, также Постановления не одобрял и никогда на него не ссылался, видя в его редакции грубое административное вмешательство в дела литературы. 2.2. Первый Всесоюзный съезд советских писателей В 1934 году всеобщее внимание привлек первый съезд писателей.

Творческим методом советской литературы и советского искусства был объявлен социалистический реализм. Сам по себе факт создания нового художественного метода не может быть предосудительным. Беда состояло в том, что принципы этого метода, как пишет И.Н. Голомшток вызревали где-то в верхах советского партийного аппарата, доводились до сведения избранной части творческой интеллигенции на закрытых встречах, собраниях, инструктажах, а затем рассчитанными дозами спускались в печать.

Впервые термин социалистический реализм появился 25 мая 1932 года на страницах Литературной газеты, а несколько месяцев спустя принципы его были предложены в качестве основополагающих для всего советского искусства на таинственной встрече Сталина с советскими писателями на квартире у Горького, состоявшейся 26 октября 1932 года. Встреча эта тоже как и аналогичные перфомансы Гитлера было окружена атмосферой мрачной символики во вкусе ее главного организатора Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство М. Галарт, 1984 С. 85 На этой встрече были также заложены основы будущей организации писателей.

Первый всесоюзный съезд советских писателей проходил в Москве с 17 по 31 августа 1934 года стал той трибуной, с которой был провозглашен социалистический реализм как метод, который вскоре стал универсальным для всей советской культуры Товарищ Сталин назвал вас инженерами человеческих душ. Какие обязанности накладывает на вас это звание.

Это, во-первых, знать жизнь, что бы уметь ее правдиво изобразить в художественных произведениях, изобразить не схоластически, не мертво, не просто как объективную реальность, а изобразить действительность в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения должна сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе соцреализма выступление Жданова Там же Литературе, да и искусству вообще отводилась тем самым подчиненная роль инструмента воспитания, и только.

Как можно видеть, такая постановка вопроса была весьма далека от предпосылок, на основе которых вопросы литературы обсуждались десятью годами раньше, в разгар нэпа Боффа Дж. История Советского Союза. Т.1 М 1994 С.427 На съезде были продемонстрированы два принципа будущего тоталитаризма в культуре культ вождя и единодушное одобрение всех решений. Принципы соцреализма оказались вне обсуждения. Все решения съезда были заранее написаны и делегатам предоставлялось право проголосовать за них. Ни один из 600 делегатов не проголосовал против.

Все ораторы, в основном, говорили о великой роли Сталина во всех сферах жизни страны его величали архитектором и кормчим и в том числе в литературе и искусстве. В итоге на съезде была сформулирована художественная идеология, а не художественный метод. Всю предшествующую художественную деятельность человечества посчитали предысторией к культуре нового типа, культуре высшего этапа, то есть социалистического.

В основу важнейшего критерия художественной деятельности - принципа гуманизма - по предложению Горького включили любовь - ненависть любовь к народу, партии, Сталину и ненависть к врагам родины. Такой гуманизм был назван социалистическим гуманизмом. Из такого понимания гуманизма логически следовал принцип партийности искусства и его обратная сторона - принцип классового подхода ко всем явлениям общественной жизни. Очевидно, что социалистический реализм, имеющий свои художественные достижения и оказавший определенное влияние на литературу ХХ в. все же является течением гораздо более узким, чем вообще реализм ХХ века. Отражавшая идейные настроения советского общества литература, руководствуясь лозунгом Сталина об усилении классовой борьбы в ходе строительства социализма, все более втягивалась в поиски врагов. Абрам Терц А. Синявский в статье Что такое социалистический реализм 1957 определил суть его так Теологическая специфика марксистского образа мысли толкает к тому, чтобы все без исключения понятия и предметы подвести к Цели, соотнести с Целью, определить через Цель Произведения социалистического реализма весьма разнообразны по стилю и содержанию. Но в каждом из них присутствует понятие цели в прямом или косвенном значении, в открытом или завуалированном выражении.

Это либо панегирик коммунизму и всему, что с ним связано, либо сатира на его многочисленных врагов Цит. по Егорова Л.П Чекалов П.К. История русской литературы ХХ века С.10 Действительно, характерной особенностью литературы социалистического реализма, социально-педагогической, по определению Горького, является ее ярко выраженное сращение с идеологией, сакральность, а также то, что эта литература фактически была особой разновидностью массовой литературы, во всяком случае, выполняла ее функции.

Это были функции агитационно социалистические.

Ярко выраженная агитационность литературы соцреализма проявлялась в заметной заданности сюжета, композиции, часто альтернативной свои враги, в явной заботе автора о доступности его художественной проповеди, то есть некоторой прагматичности.

Принцип идеализации реальности, лежащий в основе метода, был главной установкой Сталина. Литература должна была поднимать дух людей, создавать атмосферу ожидания счастливой жизни. Сама по себе устремленность писателя соцреализма к звездам - к идеальному образцу, которому уподобляется действительность - не порок, она могла бы нормально восприниматься в ряду альтернативных принципов изображения человека, но превращенная в непререкаемую догму, стала тормозом искусства.

Но в литературе этих лет звучали и другие голоса - раздумья о жизни и предвиденье ее будущих сложностей и потрясений - в поэзии Александра Твардовского и Константина Симонова, в прозе Андрея Платонова и.д. Большую роль в литературе тех лет играло обращение к прошлому и его горьким урокам исторические романы Алексея Толстого. Таким образом, съезд пробудил у поэтов и писателей немало надежд.

Многие восприняли его как момент противопоставления нового социалистического гуманизма, встающего из крови и праха только что отгремевших сражений, звериному лику фашизма, который наступал в Европе. В голосах депутатов звучали разные интонации, порой не лишенные критических акцентов Делегаты радовались тому, что благодаря преобразованию общества поднимались бесчисленные шеренги новых читателей Боффа Дж. История Советского Союза. Т.1 М 1994 С.427 Совершенно новыми методами в культуре стали коллективные поездки писателей, художников и музыкантов на стройки, в республики, что придавало характер кампании сугубо индивидуальному творчеству поэта, композитора или живописца.

К. Симонов в своей книге Глазами человека моего поколения вспоминает И строительство Беломорканала и строительство канала Москва-Волга, начавшееся сразу же после окончания первого строительства, были тогда в общем и в моем тоже восприятии не только строительством, но и гуманною школою перековки людей из плохих в хороших, из уголовников в строителей пятилеток.

И через газетные статьи, и через ту книгу, которую создали писатели после большой коллективной поездки в 33-м году по только что построенному каналу, проходила главным образом как раз эта тема - перековки уголовников. все это подавалось как нечто - в масштабах общества - весьма оптимистическое, как сдвиги в сознании людей, как возможность забвения прошлого, перехода на новые пути. Звучит наивно, но так оно и было Симонов К. Глазами человека моего поколения Размышления о Сталине М 1988 С.39 Одновременно усиливался контроль над творческой деятельностью всего Союза и отдельных его членов.

Возрастала роль цензора и редактора во всех областях культуры. Многие крупнейшие явления русской литературы оставались скрытыми от народа, в том числе романы Михаила Булгакова и Василия Гроссмана, произведения писателей зарубежья - Ивана Бунина, В. Ходасевича, и творчество репрессированных писателей - Николая Гумилева, Осипа Мандельштама.

Еще в начале 1930-х годов Сталин назвал пьесу М.Булгакова Бег антисоветским явлением, попыткой оправдать или полуоправдать белогвардейское дело Сталин И.В. Соч т.11 С.327 грубые и оскорбительные отзывы Сталин позволил себе и в адрес такого, казалось бы, тесно связанного с партией и всей истории революции и гражданской войны поэта, как Демьян Бедный. Однако в 1930-1931 годах Сталин назвал его перетрусившим интеллигентом, который плохо знает большевиков Сталин И.В. Соч т.13 с.26-27 и этого оказалось достаточно, чтобы перед Д. Бедным закрылись двери большинства редакций и издательств.

В эти же годы наступает расцвет советской детской литературы. Этому в немалой степени способствовало то, что именно в детскую литературу ушли многие художники и писатели, чье творчество не вписывалось в жесткие рамки социалистического реализма. Детская литература рассказывала об общечеловеческих ценностях о доброте и благородстве, о честности и милосердии, о семейных радостях.

Несколько поколений советских людей выросло на книгах К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, А.П. Гайдара, С.В. Михалкова, А.Л. Барто, В.А. Каверина, Л.А. Кассиля, В.П. Катаева. Таким образом, период с 1932-го по 1934-ый в СССР явился решающим поворотом в сторону тоталитарной культуры 1. Был окончательно отстроен аппарат управления искусством и контроля над ним. 2. Обрела окончательную формулировку догма тоталитарного искусства - социалистический реализм. 3. Была объявлена война на уничтожение всем художественным стилям, формам, тенденциям, отличающимся от официальной догмы.

Иначе говоря, в художественную жизнь вошли и полностью определили её три специфических феномена, как главные признаки тоталитаризма организация, идеология и террор. 2.3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Политика Сталина в области литературы в 20-30-е годы

Собственно советская культура также имела взаимоотрицающие этапы своего развития, как, например, этап процветания искусства авангарда в 20-е годы и… В этой связи актуальным является выделение основных черт, достижений и проблем… Сталин уделял культуре необычно большое, пристальное внимание. После Петра I и Екатерины II никто из русских…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Политика партии в области искусства в годы НЭПа

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Политика партии в области искусства в первые годы Советской власти
Политика партии в области искусства в первые годы Советской власти. После 1917 года основными элементами перехода от старого нравственно-религиозного жизнеустроения к материалистическому мировоззре

Политика Сталина в области литературы во второй половине
Политика Сталина в области литературы во второй половине. х годов Многие надеялись, что ликвидация РАПП и некоторых других группировок и образование единого Союза писателей создаст новую атмосферу

Сравнительный анализ политики Сталина в области литературы в
Сравнительный анализ политики Сталина в области литературы в. е годы Организация управления культурой Как мы неоднократно отмечали в своей работе, в первые десятилетия после Октябрьской революции л

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги