рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

СОН И РЕАЛЬНОСТЬ В ИЗОБРАЖЕНИИ Ф. М. ДОСТОЕВСКИМ

Работа сделанна в 2005 году

СОН И РЕАЛЬНОСТЬ В ИЗОБРАЖЕНИИ Ф. М. ДОСТОЕВСКИМ - раздел Литература, - 2005 год - Система главных героев и конфликт в повести Ф. М. Достоевского "Дядюшкин сон" Сон И Реальность В Изображении Ф. М. Достоевским. Слова "сон", "сновидение" П...

СОН И РЕАЛЬНОСТЬ В ИЗОБРАЖЕНИИ Ф. М. ДОСТОЕВСКИМ. Слова "сон", "сновидение" попадают в название трех произведений Достоевского ("Дядюшкин сон", "Петербургские сновидения в стихах и прозе", "Сон смешного человека"), но герои многих его романов и повестей видят особенные сны, которые подробно описывает автор.

В повести «Дядюшкин сон» как такового сна нет. Мотив сна пародийно обыгран и травестирован: сном объявлена идея неравного брака, на который мать толкает свою дочь. Можно утверждать, что мотив сновидения имеет в раннем творчестве Достоевского скорее негативный смысл. «Дядюшкин сон» создан в традиции гоголевской школы.

Главная тема повести – губительное влияние среды на характер человека.

Жизнь обитателей города Мордасова, и прежде всего главной героини повести Марьи Александровны Москалевой пустая, безнравственная, пошлая всеми, однако, принимается за настоящую, истинную жизнь.

Какая-нибудь неожиданная выходка воспринимается окружающими как явление необыкновенное, своего рода героизм.

Таково пошлое сознание обывателя, в котором смешиваются планы высокого и низкого, обыденная житейская суета, состоящая из сплетен, интрижек и тому подобных «значительных» дел, подменяет подлинно человеческие интересы. Здесь самое сильное чувство – страсть к богатству и знатности.

Поэтому князь К. – дряхлая развалина, «полукомпозиция», «полупокойник» - закономерно становится в этом обществе и центром внимания и предметом поклонения. Достоевский не раз возвращается к описанию внешности князя (сцены одевания), все это нужно, чтобы подчеркнуть главную тему «Дядюшкина сна» – искусственность жизни дворянского общества, его духовное убожество. Конфликт завязывается с идеи женить князя, которую предлагает сам Мозгляков Павел Александрович: «Знаете ли что? Его надо женить, Марья Александровна!» Водевильная идея разворачивается в скандал, основным поводом которого стало слабоумие князя К. и его убеждение Мозгляковым, что все случившееся – не более чем сон, в результате чего расстроена не только женитьба князя, но и отношения самого Мозглякова с Зинаидой.

У дядюшки стирается грань между сном и действительностью: «Сначала мне приснился какой-то престрашный бык с рогами; а потом приснился какой-то прокурор, тоже как будто с рогами…А потом Наполеона Бонапарте видел», и предложение он делал «непременно во сне». Столкновение реальности и сна происходит на глазах собравшихся врагов Москалевой.

Л. П. Гроссман в работе «Достоевский-художник» пишет, что «для композиций Достоевского характерны многолюдные и бурные сцены, как бы сотрясающие все построение сборища, сборы, скандалы, истерики, пощечины, припадки. <…> В наиболее простом виде прием этот выступает в повести «Дядюшкин сон» : коварные намеки и язвительные обиняки накаляют атмосферу.

Пахнет заговором. Первая сплетница и скандалистка города обрушивается с вульгарными обвинениями на хозяйку дома к всеобщему наслаждению всех посетительниц. Появляется Мозгляков: «Она вздрогнула, как будто что-то кольнуло ее». Затем вышел и князь. С этого момента персонажи живут по разным представлениям о действительности: для дядюшки – бывшая реальность – теперь сон; для Марьи Александровны – аллегория в словах князя о женитьбе; для гостей – путаница и изумление.

Выдуманный сон играет особую композиционную роль в повести: он дает возможность реализации столкновения между Москалевой и мордасовским обществом, князем; приводит к откровению не выдержавшей обмана Зинаиды, тем самым и к развязке действия. Марья Александровна опозорена, собравшиеся дамы довольны разыгравшейся перед ними комедией, Мозгляков увозит князя в гостиницу, где тот и умирает. Но повесть еще не завершена. Читатель только сейчас знакомится с романтическим героем – учителем, возлюбленным Зины Васей. Противопоставляя мордасовскому обществу своих добродетельных героев, Достоевский не разрешает конфликт моралистически.

Он слишком хорошо чувствует силу обстоятельств, чтобы надеяться легко побороть их резонерскими речами учителя и сентиментальностью Зины. Противостояние сна и действительности и рожденная идея Марьи Александровны выдать дочь за князя К а после его смерти еще более выгодно, приводит в последней главе именно к ее осуществлению. Определенное жанровое значение (повесть) имеет завершение этой водевильной истории.

В ее финале петербургский франт Мозгляков, по «ветрености своего характера» оказавшийся в одном из «отдаленных краев», развязно появился на балу у генерал-губернатора, но от его столичного «форса» не осталось и следа: в жене «старого воина, израненного в сражениях», он изумленно признает Зину, в которую был некогда влюблен. Возникает сюжетная парафраза «Евгений Онегин» Пушкина, не раз отмеченная исследователями.

Пошлый и ничтожный Мозгляков, игравший в жизни «чужие роли», и на этот раз пытался произвести впечатление на Зину, разыгрывая сразу несколько «ролей», в том числе Онегина, узнавшего в светском рауте Татьяну, однако напрасно, «Зина совершенно не замечала его». Но он же, после своего фиаско на балу, оказывается способным к духовному очищению. На следующее утро представилась «какая-то командировка, и Мозгляков с наслаждением выпросил ее себе: Он даже освежился душой, выехав из города, с другими мыслями» . Итак, мы рассмотрели проблему соотнесения сна и реальности в повести «Дядюшкин сон», где сон пародийно обыгран и выполняет определенную композиционную функцию связи сюжетных частей. §3. Смысл названия повести Достоевского «Дядюшкин сон» Название рассказа Достоевского — «Дядюшкин сон» напоминает нам названия водевилей: «Дядюшка на трех но¬гах» Каратыгина, «Дядюшкина тайна» Ленского, «Комедия с дядюшкой» П. Григорьева, «Еще комедия с дядюшкой, или Водевиль с племянником» (его же) . Во всех этих названиях присутствует слово «дядюшка», таким образом мы видим продолжение Достоевским водевильной традиции, в основу которой положена идея выдать главную героиню замуж за престарелого князя К. – дядюшку.

Не случайно он именно дядюшка, это такое наименование родства, показывающее уважение и близость.

Тем самым герои так обращаясь к нему искали расположения. Кроме того дядюшка является лицом новым в городе Мордасове, каждый пытается завладеть его вниманием. В образе князя К. Достоевский сатирически изображает ту сторону дворянской культуры, которая характеризовалась чисто внешним усвоением европеизма.

Князь провел большую часть своей жизни в Париже, Вене, на модных европейских курортах. Однако Байрон или Бетховен для него только модные имена, вызывающие в памяти какие-то сомнительные анекдоты. Совершенно незнакома ему русская жизнь, а крепостнические отношения воспринимаются в виде сентиментальной идиллии, восходящей к литературе конца XVIII в. Князь богат, что и становится предметом внимания Москалевой Марьи Александровны.

Но ее планам не суждено осуществиться, и причиной тому явился сон дядюшки. В названии повести указана именно кульминация сюжета как самая значимая часть, разворачивающаяся в скандал, столь свойственный для композиций Достоевского. Это, очевидно, композиционная школа Гоголя. История Москалевой напоминает судьбу городничего: в момент объявления блестящего замужества своей дочери властный градоправитель переживает крушение всех своих тщеславных планов на глазах у целого сборища врагов.

Названия произведения раскрывает ограниченность и пошлость, провинциальное одичание и нравственный распад правящего сословия, его паразитизм по отношению к эксплуатируемому крестьянству, труд которого, например, для бездельника, волокиты и болтуна князя К промотавшего за свою жизнь не одну сотню душ, служил лишь средством для веселых и бездумных развлечений. Смысл в том, что сон легко заменяет действительность, а жизнь легка, как сон, но только для тех, в чьих руках деньги.

И последнему превосходно противопоставлен Достоевским образ учителя Васи. Также на поверхности идея о влиянии среды на человека: Зинаида – ее жертва. Следовательно, затронутые в повести проблемы глубоки и актуальны; они мастерски раскрыты писателем через конфликт и систему героев.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Система главных героев и конфликт в повести Ф. М. Достоевского "Дядюшкин сон"

Объясняется это, конечно, глубочайшими противоречиями миропонимания Достоевского и вытекающей отсюда слож¬ностью и разносторонностью содержания и… Но такая сложность и противоречивость не была просто личным, прирожденным… Если уж говорить о тех характерных сторонах гения Достоевского, в которых дей¬ствительно отражается русская душа,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СОН И РЕАЛЬНОСТЬ В ИЗОБРАЖЕНИИ Ф. М. ДОСТОЕВСКИМ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эта работа не имеет других тем.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги