рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ТИПЫ ВНЕХРАМОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМОЛЕНСКОЙ ЕПАРХИИ В ОККУПАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

ТИПЫ ВНЕХРАМОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМОЛЕНСКОЙ ЕПАРХИИ В ОККУПАЦИОННЫЙ ПЕРИОД - раздел Искусство, Смоленская епархия в годы Великой Отечественной войны Типы Внехрамовой Деятельности Смоленской Епархии В Оккупационный Период. Деят...

ТИПЫ ВНЕХРАМОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМОЛЕНСКОЙ ЕПАРХИИ В ОККУПАЦИОННЫЙ ПЕРИОД. Деятельность Смоленской епархии во время оккупации далеко не ограничивалась только лишь стенами храма.

Но, напротив, духовенство и верующие, используя возможность, позволявшую им так или иначе свободно действовать, старались войти во все сферы жизни, прилагая все усилия к возрождению духовности в сердцах людей. Особенно важную роль во внехрамовой работе сыграл кружок интеллигентов, группировавшихся вокруг Успенского собора.

В сентябре 1942 г. Благодаря согласию германского командования появилась возможность организовать передачу по радио докладов на религиозные темы. Составление таких докладов и взял на себя этот кружок. За октябрь-февраль 1942г. Было передано 9 религиозных докладов на такие темы Вера и знание , Религиозные мотивы в русской поэзии 4 доклада , Природа доказывает бытие Бога , До чего довело нас безбожие и другие. Новый путь 26 148 от 01.04.1942 г. л.51 об. Новый путь 11 133 от 07.02.1943 г. л.21 об. С течение времени кружок начал вести работу по религиозно-нравственному просвещению и в других формах.

В октябре 1942 г. в количестве 15 тысяч был издан молитвослов, распространявшийся в церквах и школах Смоленска. Члены кружка дали свои статьи в составленный протоиереем Николаем Шиловским Церковный календарь, в котором были также помещены богослужебные указания и пасхалия. Протоиереем Шиловским был также издана в июне 1943 г. брошюра О таинствах Святой Православной Церкви, в которой излагались история происхождения таинств и значение их в жизни христианина.

Членами кружка также было помещено 11 статей в газетах на религиозно-нравственные темы. Кроме этого, ими также было прочитано 8 докладов в церквах после богослужений по объяснению верующим богослужений, евангельских чтений и религиозных праздников. Так, например, 20 и 27 декабря 1942 г. при содействии настоятеля Спасо-Окопной церкви г. Смоленска протоиерея Николая Домуховского в этом храме профессором богословия Д.И. Абрамовичем были прочитаны лекции о Божественной литургии. А 3 января 1943 г. в этом же храме профессором А.И. Колесниковым была проведена лекция о Рождестве Господа Бога и Спас нашего Иисуса Христа.

Новый путь 26 148 от 01.04.1942 г. л.51 об. 49 171 от 24.06.1943 г. л.99 об. 100 121 от 20.12.1942 г. л.237 Было приступлено к организации двух передвижных библиотек религиозной литературы, которые постепенно переезжали из одной церкви в другую, и духовных концертов по радио и на эстраде.

Одним из членов кружка был сделан доклад Диаконисы в древней Церкви. Кружком принимались подготовительные работы к организации религиозно-просветительской работы среди детей. Организация вышеупомянутых передвижных библиотек была завершена в конце июня - начале июля 1943 г. Такие библиотеки были открыты при Успенском соборе, Спасо-Окопной, Всехсвятской, Гурьевской и Тихвинской церквах. Как отмечала смоленская писательница Е.В. Домбровская, член кружка, читатели особенно охотно брали жития святых и повести из жизни древних подвижников.

Большой популярностью пользовались Троицкие листки и приложения к журналу Русский паломник. Среди молодежи усиливались стремления познакомиться с Новым Заветом, с книгами, объясняющими богослужения. Более пожилые интересовались святоотеческими творениями и Добротолюбием. Нередко прихожане Гурьевской и Тихвинской церквей, будучи жителями окраин города и близлежащих деревень, брали книги не только для себя, но и для своих детей, которые, по их словам, как слепые росли и хороших книг не видели. Больше всего молодых читателей было в Спасо-Окопной церкви, во Всехсвятской - преимущественно читатели средних лет, среди них много учителей.

Новый путь 26 148 от 01.04.1942 г. л.51 об. 53 175 от 08.07.1943 г. л.107 об. 68 190 от 29.08.1943 г. л.139 об. 25 марта 1943 г. вышеупомянутый кружок интеллигенции епископом Смоленским и Брянским Стефаном был преобразован в Смоленский Епархиальный комитет по религиозно-нравственному просвещению под председательством самого Преосвященного Стефана.

В состав комитета вошли представители смоленского духовенства и интеллигенции Д.И. Абрамович, профессор А.Н. Мариинский, профессор Д.П. Сошальский, писательница Е.В. Домбровская, инженер Виноградов и другие. В задачи комитета входило проведение членами комитета религиозно-просветительской работы во всех вышеперечисленных формах, руководство работой и всемерное содействие организации при храмах епархии под председательством членов Церковно-приходских правлений по религиозно-просветительской части Церковно-приходских комиссий по религиозно-нравственному просвещению, которые должны были вести работу в тех же перечисленных выше формах радио, газеты, проповеди, концерты, работа среди детей, издательство, библиотеки и т.д Новый путь 26 148 от 01.04.1942 г. л.51 об. Все это сразу же начало воплощаться в жизнь.

Так, 2 июля 1943 г. при Успенском соборе начались занятия по Закону Божию с детьми школьного возраста и взрослыми, которые проводил протоиерей Петр Беляев.

Новый путь 53 175 от 08.07.1943 г. л.107 об. А с апреля 1943 г. в средних школах Смоленска началось преподавание Закона Божиего. О том, как проходили эти занятия и каково было к ним отношение со стороны учеников, их родителей и учителей подробно описывает Е.В. Домбровская в газете Новый путь в своей статье На руке Закона Божиего Недавно одна верующая женщина рассказала, что знакомый ей мальчик двенадцати лет почувствовал непреодолимое стремление креститься после беседы настоятеля Гурьевской церкви о. Евгения Лызлова, проведенной в школе 3. Поглощенная этим рассказом, я шла по улице и неожиданно встретила самого о. Евгения в сопровождении какого-то молодого человека. Я горячо поздравила о. Евгения со столь большим успехом на первых же шагах его преподавания, а он, приветливо улыбаясь, познакомил меня со своим спутником - директором 3-й школы В.Н. Гришиным.

Оба пригласили меня в эту школу послушать беседы о. Евгения с ребятами, познакомиться с ними, посмотреть классы.

Я с удовольствием согласилась и 21 мая ранним утром направилась в школу, находящуюся на окраине города - в Ямщине. Мы пришли в 5 класс. Начался урок Закона Божия. Собственно это был еще не урок, а продолжение той вступительной беседы, которой о. Евгений начал свое знакомство с детьми и, в свою очередь ознакомление их с новым предметом, известным детям только понаслышке, да и то в искаженном виде! Беседа содержала в себе краткие сведения о начатках нашей религии - понятие о сотворении мира, блаженство первых людей, их грехопадение и Обетованном Искупителе - Христе.

Я внимательно наблюдала лица юных слушателей они были сосредоточены и серьезны. После беседы о. Евгений спросил у некоторых учеников, как относятся их родители к введению Закона Божия в курс школьного преподавания? Ответ последовал единодушный - Наши родители считают, что это очень хорошо! В 6 классе беседа велась на ту же тему, но применительно к более старшему возрасту.

Когда занятия окончились, я рассказала школьникам о русских ученых, с которыми я, будучи научным сотрудником зоологического института Академии наук, близко соприкасалась, о великом академике И.П. Павлове - верующих православных людях, принимавших религию не только отвлеченно, но и любивших и обряды родной Русской Церкви. Когда о. Евгений и я вернулись в учительскую, В.Н. Гришин рассказал мне, что учащиеся обратились к нему с просьбой организованно посетить церковь во время праздничной обедни, к чему он отнесся весьма сочувственно.

В.Н. Гришин недавно достал для школы пианино он намеревался пригласить учительницу пения и организовать хоровой кружок, который будет участвовать в церковном пении. Посещение школы 3 оставило самое отрадное впечатление молодое поколение, видимо, попало в хорошие руки, духовные потребности подростков найдут удовлетворение в здоровой атмосфере тесного единения руководителя школы, представителя Церкви, родителей и детей. Новый путь 42 164 от 30.05.1943 г. л.86 об. Чувствуя острую необходимость в образованных священнослужителях, благодаря активной деятельности епископа Стефана и епархиального комитета по религиозно-нравственному просвещению, в 1943 г как уже упоминалось об этом в предыдущей главе, были открыты пастырские курсы для подготовки священно- и церковнослужителей из мирян, а также для лиц уже имеющих сан, но желающих обновить свои знания после долгого вынужденного перерыва пастырской деятельности.

После литургии в Успенском соборе Преосвященный Стефан обратился к слушателям курсов с кратким приветственным словом и выразил радость, что настал, наконец, день, в который осуществились давнишние ожидания верующих, казавшиеся еще год тому назад несбыточной мечтой.

По окончании молебна присутствовавшие перешли в помещение, отведенное для курсов в квартире епископа. После пения молитвы Днесь благодать Святого Духа нас собра с благословения епископа Стефана профессор А.Н. Мариинский открыл курсы краткой речью, в которой обрисовал их важное значение, столь необходимых в настоящий момент, и выразил твердую уверенность, что Бог поможет нам преодолеть все трудности этого великого ответственного дела. Данные курсы были рассчитаны на три месяца июнь, июль, август, в порядке постепенности преподавались Священная история Ветхого и Нового Завета преподаватель прот. Н. Шиловский, церковнославянский язык проф. Д.И. Абрамович, церковное пение прот. Е. Лызлов, литургика и катехизис прот. П. Беляев , История Церкви проф. Д.П. Сошальский и Б.Г. Меньшагин, основное богословие проф. А.Н. Мариинский, нравственное богословие епископ Стефан. Число учащихся составило 40 человек, среди которых кроме духовных лиц были учителя и учащиеся старших классов средних школ. Новый путь 46 168 от 13.06.1943 г. л.93 об. Данные курсы просуществовали только запланированные три месяца - до освобождения Смоленска в сентябре 1943 г. Наряду с духовно-просветительской работой Смоленская епархия вела также активную благотворительную деятельность.

В марте 1943 г. епископом Стефаном было сделано распоряжение, по которому в состав приходского правления каждого храма должен был быть избран особый член по делам церковной благотворительности, который должен был объединить вокруг себя прихожан для оказания помощи всем нуждающимся.

Новый путь 29 151 от 11.04.1943 г. л.57 об. С этой же целью 2 марта 1943 г. при Свято-Успенском кафедральном соборе г. Смоленска был учрежден женский комитет во главе с писательницей Е.В. Домбровской, в который вошло более двадцати женщин.

Данный комитет помогал нуждающимся собранными вещами, деньгами, продуктами, осуществлял погребение одиноких мирян, ходатайствовал за людей перед городской администрацией, опекал находящихся на лечении в больницах и пр. За первый месяц своего существования ими была оказана материальная помощь 16 лицам, находившимся в состоянии тяжелой нужды или болезни.

Из них в особенности следует отметить В.Л. Машкину, беженку из Калинина, потерявшую семью и взявшую на воспитание полугодовалую девочку, круглую сироту.

Комитет оказал ей помощь выдачей муки и денег. Кроме дел благотворительности женский комитет взял на себя задачи по обслуживанию кафедрального собора и шитья облачений для него. Там же. За июнь 1943 г. данным комитетом было передано Смоленскому детскому дому свыше 1000 руб собранных по благословению епископа Стефана за богослужениями в соборе, Спасо-Окопной и Тихвинской церквах.

Новый путь 53 175 от 08.07.1943 г. л.107 об. Сам же Владыка Стефан пожертвовал детскому дому 30 яиц, другие продукты и полотенца, а протоиерей Петр Беляев - 73 отреза крестьянского полотна. Новый путь 53 175 от 08.07.1943 г. л.107 об. В августе 1943 г. настоятель храма села Ольши священник В. Городецкий передал через женский комитет Успенского собора Смоленскому детскому дому 1000 руб. и 11 метров холста. Новый путь 68 190 от 29.08.1943 г. л.139 об. В свою очередь, сам женский комитет передал окружному финансовому отделу 1109 руб собранных для Волковского детского дома за богослужениями в Успенском соборе и Спасо-Окопной церкви.

Там же. Подобный комитет по делам благотворительности был организован в июле 1943 г. и при Спасо-Окопной церкви г. Смоленска во главе с К.Г. Игельстром. В него вошли настоятель протоиерей Николай Домуховский, архимандрит Феодосий, все члены причта, старшина Шейновской волости А.М. Румакин и 12 женщин. Деятельность этого комитета охватывала Рачевку и близлежащие деревни.

Новый путь 53 175 от 08.07.1943 г. л.107 об. По мере возможности оказывалась помощь советским военнопленным. В недавно изданном жизнеописании настоятеля церкви Святых Гурия, Самона и Авива протоиерея Евгения Лызлова говорится В немецкой комендатуре Смоленска он выхлопотал разрешение посещать лагеря военнопленных для духовного окормления. Благодаря его стараниям немецкая администрация отпустила из лагеря всех смоленских солдат и позволила населению крестьянам приносить военнопленным продукты питания - это разрешение касалось одного большого лагеря в предместьях Смоленска.

Отец Евгений сам собирал одежду и обувь для наших солдат и на санках отвозил собранное в лагерь. Протоиерею Евгению дважды удалось избежать угрозы немецкого расстрела. А то, что она была вполне реальна, подтверждает хотя бы факт расстрела 13 сентября 1942 г. священника Покровской церкви Ржева, прямо на паперти, на глазах у диакона. Корнилов А.А. Жизнь и служение о. Евгения Лызлова , Нижний Новгород, 1998 г, стр. 22-23. Подводя итог данной главы нужно сказать, что внехрамовая деятельность, а вместе с ней и открытие церквей, во многом имели место благодаря содействию начальника бургомистра Смоленска Бориса Георгиевича Меньшагина, стоявшего во главе Смоленской городской управы, организованной фашистами.

Меньшагин был глубоко верующим человеком, сделавшим много для блага народа и Церкви на оккупированной Смоленщине. Борис Георгиевич очень часто сам принимал участие в открытии церквей, в работе приходских собраний, а на открывшихся в июле 1943 г. пастырских курсах, как уже отмечалось, был преподавателем Истории Церкви.

Его нельзя ни в коем случае назвать предателем, изменником родины, перешедшим на сторону немцев. За все время своей работы в качестве начальника Смоленска Меньшагин не совершил каких-либо злодеяний по отношению к населению, но, напротив, он всеми силами действовал для благополучия своего народа. Борис Георгиевич Меньшагин родился 26 апреля 9 мая 1902 г. в Смоленске так по документам сам же он говорил, что родился на юге, в Ростове-на-Дону, а крестили его уже в Смоленске, куда переехала семья после его рождения. Отец был адвокатом он очень рано оставил семью, и они жили после этого на одну только пенсию.

Работать Меньшагин начал с пятнадцати лет. По завершении гимназического образования Борис Георгиевич добровольно вступил в красную армию, где служил с 19 июля 1919 г. по 17 мая 1927 г. В армии он был переписчиком, делопроизводителем, заведующим технической частью служил в автомастерских 16-й армии, в авиаэскадрилье, в авиапарке и т.д. Из армии его демобилизовали за религиозные убеждения и регулярное посещение церкви.

После демобилизации Меньшагин заочно окончил юридический факультет в Москве. По ответам, полученным из различных архивов, можно установить, что в 1928-1931 гг. он работал в коллегии адвокатов при облсуде Центрально-Черноземной области, в 1931 г на заводе АРЕМЗ Москва в 1931-37 гг во втором парке Мосавтогруза.

Точные даты и должности его в соответствующих учреждениях неизвестны, поскольку документы Меньшагина в учрежденческих архивах отсутствуют. С 1937 г. Меньшагин работает в облколлегии адвокатов в Смоленске вплоть до оккупации города немецкими войсками. Во время оккупации Меньшагин, как уже говорилось, стал начальником города, т.е. бургомистром Смоленска, а после отступления немцев сентябрь 1943 г. недолго занимал такую же должность в Бобруйске. Конец войны застал его с семьей в Карловых Варах, где его интернировали американские войска.

Освободившись из лагеря через несколько недель, Меньшагин вернулся в Карловы Вары, уже занятые советскими частями. Но семьи там не нашел. Ошибочно полагая, что его родные арестованы, Меньшагин добровольно явился в советскую комендатуру 28 мая 1945 г. Его отправили этапом в Москву с небольшой задержкой на пересылке во Львове. Потом - одиночка во внутренней тюрьме на Лубянке. В процессе следствия, длившегося шесть лет с небольшим, его возили в Смоленск, но и там держали в одиночке.

Постановлением ОСО при МГБ СССР от 12 сентября 1951 г. он был осужден по части 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 г. к 25 годам лишения свободы. Его отправили во Владимирскую тюрьму, где он и отбыл весь свой срок. В течение двух с половиной лет с ним сидел сначала заместитель Берии Мамулов, а потом - сотрудник Разведупра Штейнберг. Остальное время он провел в одиночном заключении. По окончании срока Меньшагина с провожатыми отправили в инвалидный дом в поселке Княжная Губа на Белом море. Последние несколько лет он провел в таком же доме в Кировске близ города Апатиты.

Что же определило, главным образом, тюремную судьбу Бориса Георгиевича? Когда в 1943 г. политическому руководству СССР понадобилось опровергнуть немецкую версию убийства польских военнопленных в Катыни, органы госбезопасности стали на скорую руку разрабатывать, а затем инкрустировать деталями сценарий советской контрверсии.

Для этого, в частности, использовали смоленского профессора астрономии Б.В. Базилевского, бывшего некоторое время заместителем Меньшагина. Он не ушел с немцами и оказался в руках советских властей. Меньшагин же не был пойман. По сценарию Базилевскому отводилась небольшая роль он-де в конце сентября 1941 г. узнал от Меньшагина, который в сценарии был определен как доверенное лицо немцев, что недавно ими уничтожены военнопленные поляки, не вывезенные из близлежащих лагерей.

Поскольку Меньшагин был в то время недостижим, то сгодилось его имя. Советская версия с распределением ролей для Базилевского и Меньшагина была опубликована в январе 1944 г. Это значило, что она была высочайше утверждена и после этого ни одного слова в ней менять было невозможно. Арест Меньшагина в мае 1945 г. Был как нельзя кстати для сценария - теперь уже некому было его опровергнуть. Оставалось только спрятать Меньшагина получше но не убивать его - вдруг пригодиться? Этим, может, и была вызвана отсидка Меньшагина от звонка до звонка его 25-летнего, проведенного почти в абсолютном одиночестве тюремного срока.

Борис Георгиевич в высшей степени соответствовал своему назначению он был адвокатом, защитником. И первый естественный импульс в любых условиях и обстоятельствах для него заключался в том, что надо защищать людей. Он старался выполнить эту задачу в период массовых репрессий тридцатых годов, он принял на себя эту миссию, когда пришли немцы, он ухитрился давать юридические советы сокамернику уже в шестидесятых.

Скончался Борис Георгиевич Меньшагин 25 мая 1984 г. в Кировске и похоронен там на кладбище. Меньшагин Б.Г. Воспоминания. Смоленск Катынь Владимирская тюрьма YMCA-PRESS, Париж, 1988 г, стр. 5-11. 4. СМОЛЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ ПЕРЕД ОКОНЧАНИЕМ ОККУПАЦИИ Непрепятствование со стороны оккупационной администрации возрождению церковной жизни с целью тем самым привлечь на свою сторону симпатии местного населения, привело к тому, что смоляне, измученные десятилетиями безбожного режима, начали повсеместно восстанавливать храмы и создавать новые приходы.

Таким образом, в годы оккупации Смоленская епархия была вновь возрождена. В этот период на территории Смоленщины было открыто более шестидесяти церквей, открыты пастырские курсы, подготовлены за три месяца своего существования 40 человек для церковного служения. Активную работу в деле духовно-нравственного воспитания вел епархиальный комитет по религиозно-нравственному просвещению, занимавшийся чтением докладов религиозного характера по радио, печатанием статей на подобные темы в газетах, преподаванием Закона Божиего в средних школах, церковным издательством, организацией передвижных библиотек и многое другое.

Довольно плодотворной была деятельность Смоленской епархии в делах благотворительности, которой самоотверженно себя отдавали два специально созданных для этого комитета - при Успенском соборе и Спасо-Окопной церкви. Все это еще раз подтверждало, что, несмотря ни на какие гонения, вера в народе не угасла и не ослабела, но, напротив, стала движущей силой к возрождению церковной жизни на Смоленщине и ростом национального самосознания.

Однако, взаимоотношения между Православной Церковью и немецкими оккупантами были далеко не безоблачными, как может показаться на первый взгляд. В связи с этим нужно отметить тот факт, что еще в августе 1941 г. после первых богослужений в Успенском соборе Смоленска, Гитлер, узнав о них, издал приказ, запрещающий помощь вермахта Церкви на оккупированных территориях.

А осенью 1941 г. группа офицеров немецкой армии и СС направила из Смоленска письмо шефу германской службы безопасности СД Р. Гейдриху, в котором выражалась озабоченность по поводу того, что церковное возрождение на захваченных территориях ведет неизбежно и к возрождению национального духа. Авторы послания, в частности, требовали снова закрыть Успенский собор. К счастью, этому письму не был дан ход, и оно осталось без последствий. Нередки были случаи, когда немецкие солдаты издевались над православными священниками, грабили и оскверняли храмы.

Некоторые священнослужители подвергались преследованиям за помощь, которую они оказывали партизанам и подпольщикам. По личному архиву доктора Р. Буша, г. Хаген. Так, по сообщению Чрезвычайной государственной военной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР в брошюре О разрушениях города Смоленска и злодеяниях, совершенных немецко-фашистских захватчиками над советскими гражданами говорится о сожжении ими деревянных частей и перекрытий в Архангельской Свирской 12 в Петропавловской 12 в Иоанно-Богословской 12 в Спасской 18 в Духовской 18 в Покровской 18 в Нижне-Никольской 18 в Георгиевской 18 в Нижне-Благовещенской 18 в. церквах, а также в Троицком монастыре.

Кроме этого, немцами было взорвано большое число храмов, среди которых Введенская церковь Авраамиевского монастыря, Верхне-Георгиевская церковь, колокольня Иоанно-Богословской церкви 18 в храмы и постройки Свято-Троицкого Болдина монастыря и др. О разрушениях города Смоленска и злодеяниях, совершенных немецко-фашистскими захватчиками над советскими гражданами , ОГИЗ, госполитиздат, Смоленск, 1943, стр. 72 В Батуринском районе Смоленской области уничтожено 4 церкви.

ГАСО, ф.р-1630 оп.2 д.29 л.172-174. В Вязьме были взорваны Духовская и Троицкая церкви, многие другие сожжены и осквернены.

ГАСО, ф.р-1630 оп.2 д.29 л.182-213. Но нужно отметить, что все эти вышеперечисленные храмы и монастыри в саму оккупацию и до нее уже были недействующими, а также и то, что уничтожались они оккупантами при отступлении. Однако, немцы взрывали и жгли и те храмы, в которых проводились богослужения. Так, ими был сожжен и частично разрушен малый Богоявленский собор, а также подготовлен к взрыву Успенский собор, но который, к счастью, солдаты Красной армии вовремя успели разминировать.

Были случаи расстрела фашистами многих священников. Так, например, ими был расстрелян священник церкви села Ярлыково Смоленской области Василий Лоскутов священник Одигитриевской церкви села Богородицкое Вяземского района Смоленской области Иаков Алексеевич Львов приговорен к повешению священник одной из церквей г. Демидова Александр Полканов, который покинул свою церковь после того, как немцы устроили в ней кабак, и ушел в село Покровское, в котором служил и громогласно молился о даровании победы православному воинству и полководцу его Иосифу, однако, он был спасен партизанами.

Логунова Т. В лесах Смоленщины , ОГИЗ, Смоленск, 1947 г стр. 224-229. Даниил Сычев иеромонах. Вязьма. Очерки истории. Москва, 1997 г стр. 279. Подобные случаи имели место во многих районах Смоленской области. В книге свящ. Андрея Голикова и Сергея Фомина Кровью убеленные приводится интересный случай, рассказанный А.Б. Свенцицким, племянником Московского священника Валентина Свенцицкого, о том, что произошло в г. Ельне сразу после ее освобождения Один из протоиереев Смоленского Успенского собора, смеясь рассказывал мне любопытный эпизод.

Декабрь 1941 г. началось отступление гитлеровцев и наступление Советской армии И вот из штаба дивизии поступает телеграмма в Ельню, только что освобожденную нашими войсками, к командующему частью полковнику, освободившему город срочно открыть храм, найти священника и служить благодарственный молебен о победе и произнести многолетие Великому Вождю народов - товарищу Сталину.

На молебне лично присутствовать. Полковник растерялся и решил, что в штабе измена. Никаких действий не производил. Снова телеграмма Открыть храм, найти священника, возгласить многолетие Сталину. О совершении молебна доложить в штаб. За неповиновение - полевой суд. Что поделаешь, придется искать попа, решил полковник. Но где? Стал наводить справки. Попов нигде нет, все храмы в Ельне давно закрыты и разрушены.

Оставался один на окраине и то без окон. Вдруг одна из жительниц сказала Да есть тут, на улице Урицкого, вроде бы жил поп, но ведь очень старый. Срочно и лично едет полковник, торжественно на виллисе на ул. Урицкого к попу. Заходит в дом, а священник, которому уже было за восемьдесят, окаменел совсем. Решил, что раз приехали военные, то немедленно повезут его расстреливать. За что и сам не знаю признавался он потом с немцами вроде бы не сотрудничал, да и не служил лет двадцать так, плотничал помалу, пока мог. Батюшка сказал полковник нужно срочно церковь открыть и служить завтра благодарственный молебен и произнести многолетие товарищу Сталину. А священник смотрит на полковника, не мигая, и невольной щупает себя за руку не сон ли Да вы что, онемели начинает сердиться полковник завтра служить надо, уже и листовки развесили! А священник запинаясь, говорит Мне что, я отслужу! А потом не расстреляете меня Да вы что, с ума, что ли спятили, к награде представим Отец наш ельнинский, покойный Василий, мальчишкой его помню закончил свой рассказ протоиерей смоленского собора где-то отыскал старенькое облачение, скуфью, кадило отслужил и молебен водосвятный, и многолетие Первоверховному Вождю Иосифу громогласно произнес, и даже отслужил панихиду по павшим воинам. Народу собралось множество.

Все пели Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивная православному воинству даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство, а моя бабушка тихо сказала Благолепно-то как, прямо как при Царе Я сам видел, что полковник-коммунист дважды перекрестился, когда возглашал о. Василий многолетие Сталину! А отец Василий потом получил и награду - Орден Красной Звезды, которым очень гордился и всегда его носил и завещал похоронить себя с орденом Голиков А свящ Фомин С Кровью убеленные Москва, 1999 г стр. СХ-CXI. Такого рода молебны о даровании победы нашей армии имели место во многих местах Смоленской области в моменты освобождения, например, в Гжатске, Вязьме и др. Возрождение церковной жизни в оккупационный период, восстановление вообще Смоленской епархии как таковой имело очень важное значение в последующие годы. Всплеск религиозного чувства среди населения Смоленской области, выразившийся в этом возрождении, не допустил впоследствии, в 60-е годы, когда по Церкви прокатилась новая волна гонений, вновь уничтожить или нанести тяжелейший урон Смоленской епархии.

Как уже говорилось, в годы оккупации действовало более шестидесяти церквей, а к началу 1970-х годов их оставалось только 35. Трудно представить, что могло бы быть, если бы не оккупация, в которую Смоленская епархия заново родилась и сумела набрать силы для дальнейшего существования.

В сентябре 1943 г. Смоленщина была освобождена от нацистских захватчиков.

Все духовенство Смоленска вместе с епископом Стефаном вынуждено было эвакуироваться, так как, оставшись в городе, они неизбежно могли быть подвергнуты репрессиям со стороны советской власти, расценивавшей их как предателей и пособников немцев.

Как уже отмечалось, Владыка Стефан уехал в Борисов, где нес архипастырское служение до освобождения этого города Красной армией, после чего уехал в Германию, где в 1946 г. вошел в юрисдикцию РПЦЗ и назначен архиепископом Венским и Австрийским, проживая в Зальцбурге, где и скончался 25 января 1965 г. Шкаровский М.В. Нацистская Германия и Православная Церковь Москва, 2002 г, стр. 520. Однако, в Смоленске все же остался один священник - протоиерей Тимофей Глебов, продолжавший совершать богослужения в Успенском соборе и Спасо-Окопной церкви.

В своем рапорте от 30 апреля 1945 г. на имя уполномоченного по делам Русской Православной Церкви по Смоленской области Митина подробно он описал ситуацию, которая была во время отступления германской армии и освобождения Смоленска.

В нем протоиерей Тимофей сообщает, что эвакуация духовенства вместе с другими гражданами производилась немцами 19 сентября 1943 г. Он же, не желая покидать Смоленск, остался в нем и охранял Успенский собор от разграбления, которое предпринималось два раза, а также следил за целостностью областного архива, находящегося рядом. В его присутствии после освобождения Смоленска 25 сентября, Успенский собор посетили генерал Бурденко и Жуков, последний во время служения протоиереем Тимофеем молебна апостолу Иоанну Богослову. 29-30 сентября протоиерей Глебов вместе с солдатами Красной армии ходил по домам граждан, живших близ собора и собирал похищенные 27 сентября мебель и вещи из архиерейской квартиры.

Также протоиерей Тимофей Глебов присутствовал при работе четырех военных комиссий по отыскиванию заложенных немцами мин в Успенском соборе и областном архиве.

ГАСО, ф.1620 оп.1 д.6 л.30-32. Таким образом, к моменту освобождения в Смоленске оставался только один священник, временно отсутствовал епископ и аппарат епархиального управления. II. СМОЛЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ В КОНЦЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1944-1945 гг. С освобождение смоленской земли начался и новый этап в истории местной епархии.

Он был связан с изменениями в церковной политике советского государства, прекращении активных гонений и предоставлении некоторой религиозной свободы. 1. АДМИНИСТРАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ, В КОТОРЫХ НАХОДИЛАСЬ СМОЛЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ С 1943 Г. Правовое положение Русской Православной Церкви в предвоенные годы и в период Великой Отечественной войны определялось постановлением ВЦИК СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. О религиозных объединениях, которое, хотя и подвергалось в дальнейшем уточнению, редактированию и дополнению, в целом сохраняло свою силу вплоть до конца 1980-х гг. Оно законодательно закрепило ставшее к тому времени господствующим мнение о том, что религиозные общества не вправе заниматься какой-либо иной деятельностью, кроме удовлетворения религиозных потребностей верующих преимущественно в пределах молитвенного здания, и что следует вытеснить религиозные объединения из всех сфер жизни общества.

По сути дела, религиозные общества превращались в некие резервации для граждан, исповедующие те или иные религиозные убеждения.

Одновременно деятельность религиозных организаций и по части удовлетворения чисто духовных потребностей населения была обставленная множеством ограничительных и регламентирующих ее условий. Якунин В.Н. Укрепление положения Русской Православной Церкви и структура ее управления в 1941-1945 годы Отечественная история журнал , 4, 2003 г стр. 84. С началом Великой Отечественной войны положение Церкви в советском обществе изменилось.

Уже первые слова обращения И. Сталина к народу 3 июня 1941 г. Дорогие соотечественники! Братья и сестры! были подсказаны не марксистко-ленинской идеологией, а скорее церковной проповедью. По свидетельству советского религиоведа Э.И. Лисавцева, первая краткая встреча председателя Совнаркома с Патриаршим Местоблюстителем состоялась в июне 1941 г. и оба остались ею довольны. Реальная действительность заставляла И.Сталина, руководство ВКП б начать просмотр своей религиозной политики, перейти к диалогу во имя единства верующих и атеистов в борьбе с общим врагом России. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве Москва, 2000 г стр. 196. Опасаясь возможного успеха немецкого наступления на Москву, правительство в начале октября 1941 г. приняло решение об эвакуации руководителей церковных центров в Чкалов Оренбург. Сделано это было с единственной целью - не допустить возможности захвата церковных иерархов немецкими войсками в случае падения столицы и дальнейшего использования их немцами. Якунин В.Н. Укрепление положения Русской Православной Церкви и структура ее управления в 1941-1945 годы Отечественная история журнал , 4, 2003 г стр. 85. Но по просьбе митрополита Сергия Страгородского эвакуация была произведена не в Оренбург, а в Ульяновск.

Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве Москва, 2000 г стр. 197. Здесь с 19 октября 1941 г. до конца лета 1943 г. и проживал Патриарший Местоблюститель вместе с сотрудниками канцелярии патриархии. Там же. Первой заметной уступкой Церкви было последовавшее в 1942 г. разрешение по крайней мере, в Москве совершать пасхальный крестный ход вокруг церкви с зажженными свечами, несмотря на опасность немецкого воздушного налета на эту ночь был отменен комендантский час. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке Москва, 1995 г стр. 186. Однако, серьезные изменения в религиозной политике советского государства произошли после встречи митрополитов Сергия, Страгородского , Алексия Симанского и Николая Ярушевича с И.В. Сталиным, которая состоялась 4 сентября 1943 г. в Кремле.

Именно на ней было решено созвать Архиерейский собор для избрания патриарха.

Якунин В.Н. Укрепление положения Русской Православной Церкви и структура ее управления в 1941-1945 годы Отечественная история журнал , 4, 2003 г стр. 86. Кроме этого Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий поднял ряд важных для жизни Церкви вопросов о подготовке кадров священнослужителей, о необходимости издания ежемесячного церковного журнала, открытия новых приходов, об освобождении из ссылок, лагерей и тюрем архиереев и духовенства и о представлении возможности священнослужения и свободного передвижения по стране клирикам, отбывшим наказания в местах лишения свободы.

Реакция Сталина на все эти просьбы была положительной. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке Москва, 1995 г стр. 189. Однако, впоследствии целый ряд обещаний выполнен не был. Для И. Сталина оказалось важным прежде всего создать видимость благополучия в религиозном вопросе, а за этой ширмой поставить Церковь под жесткий контроль, встроить ее в систему режима своей власти.

Неслучайно данную работу он поручил наркому госбезопасности. Для осуществления контролирующей роли по постановлению СЧК от 14 сентября 1943 г. был создан специальный орган - Совет по делам Русской Православной Церкви при правительстве СССР во главе с полковником госбезопасности Г.Г. Карповым.

Решение ключевых проблем государственной религиозной политики И. Сталин оставил за собой. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве Москва, 2000 г стр. 204-205. 8 сентября в Москве состоялся Архиерейский собор, на котором 19 епископов единогласно избрали патриархом Московским и всея Руси Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия.

Собор также призвал христиан всего мира объединиться в борьбе против фашизма. 12 сентября в Богоявленском соборе состоялась интронизация патриарха Сергия, в это же день вышел первый номер Журнала Московской Патриархии. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке Москва, 1995 г стр. 191-192 Якунин В.Н. Укрепление положения Русской Православной Церкви и структура ее управления в 1941-1945 гг. Отечественная история журнал , 4, 2003, стр. 86-87 Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве Москва, 2000 г стр. 206. В ВКП б существовала мощная оппозиция новому примиренческому курсу религиозной политики.

Согласно информационным запискам в ЦК 1944-1945 гг партийные агитаторы на местах нередко заявляли Это решено сейчас, во время войны, потому что союзники нам предложили, а после войны изменится отношение к церкви РЦХИДНИ, ф.17, оп. 88, д. 351, л. 51 . И уже 27 сентября 1944 г когда исчезли сомнения в победе, появилось постановление ЦК ВКП б Об организации научно-просветительской пропаганды. Оно было сформулировано очень осторожно, говорило о вреде суеверий, предрассудков, о необходимости борьбы с пережитками прошлого, но совершенно не упоминало о задачах антирелигиозной работы. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве Москва, 2000 г стр. 211. Важные изменения произошли в последний год войны. 15 мая 1944 г. умер патриарх Сергий.

В этот же день Священный Синод, в согласии с волей почившего, утвердил в должности Патриаршего местоблюстителя митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия Симанского. На повестку дня вновь встал вопрос о выборах нового патриарха.

Сталину было важно показать всему миру, что Церковь в СССР действует в условиях свободы, что между государством и Церковью не существует антагонизма.

В связи с этим избрание нового патриарха решено было провести в 1945 г. на Поместном соборе, а не на Архиерейском, как в 1943 г. Поспеловский Д.В. Русская Православная церковь в XX веке Москва, 1995 г, стр. 197-198. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве Москва, 2000 г, стр. 212-213. Якунин В.Н. Укрепление положения Русской Православной Церкви и структура ее управления в 1941-1945 годы. Отечественная история журнал , 4, 2003 г. 21-23 ноября 1944 г. в Москве состоялся Собор епископов, на котором был обсужден проект положения об управлении в Церкви и определен порядок избрания Патриарха.

При обсуждении последнего вопроса архиепископ Лука Войно-Ясенецкий напомнил постановление Поместного Собора 1917-1918 гг. о том, что Патриарх должен избираться тайным голосованием и жребием из нескольких кандидатов.

Это предложение не встретило поддержки, был выдвинут единственный кандидат - митрополит Алексий. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве Москва, 2000 г, стр. 212-213. Поместный Собор открылся 31 января 1945 г. в Москве в храме Воскресения в Сокольниках. В его работе приняли участие 46 архиепископов, 87 клириков, 38 мирян. Такого полномочного собрания духовенства и мирян Русской Православной Церкви не было с 1918 г. На Соборе также присутствовали Александрийский, Антиохийский, Грузинский патриархи и представители Константинопольской, Сербской, Болгарской, Румынской Православных Церквей.

В первый же день заседаний было обсуждено и принято Положение об управлении Русской Православной Церковью, которое составлялось при активном участии работников Совета по делам Русской Православной Церкви, а 2 февраля митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий открытым голосование был избран Патриархом Московским и всея Руси. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве Москва, 2000 г, стр. 213. Согласно принятому положению Церковь становилась сплоченной иерархически, на всех уровнях соподчиненной организацией.

Внешняя власть принадлежала Поместному Собору, который при необходимости созывал Патриарх. Последний управлял Церковью вместе со Священным Синодом из 6 членов, в том числе 3 постоянных - митрополитов Киевского, Ленинградского и Крутицкого.

По вопросам, требующих согласования с правительством, Патриарх сносился с Советом по делам Русской Православной Церкви. Круг этих вопросов не очерчивался, что давало Совету возможность неограниченного вмешательства в церковную жизнь. При Синоде могли существовать учебный комитет, издательский отдел, хозяйственной управление, отдел Внешних Церковных Сношений и т.п которые вскоре и были образованы. Епархии управлялись епископами, назначаемыми епархиальными архиереями, были непременными членами приходской общины и представителями ее исполнительного органа - церковного совета.

Положение значительно расходилось с существовавшей ранее практикой, например, строгим разграничением функций в приходе - богослужебные для пастырей, хозяйственно-финансовые для мирян, и санкция на его принятие была серьезной уступкой со стороны государства. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве Москва, 2000 г, стр. 213-214. Однако уступки государства по отношению к Церкви оказались не такими значительными, как представлялись первоначально.

Несмотря на желание И. Сталина сделать Русскую Церковь послушной частью советского режима, полностью ему этого добиться не удалось, хотя иерархам приходилось идти на многие компромиссы. Но тем не менее, Русская Православная Церковь, претерпев жестокие гонения первых двадцати лет советской власти, начала вновь возрождаться во время тяжелых испытаний всего русского народа. 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Смоленская епархия в годы Великой Отечественной войны

Но, как правило, в этих исследованиях вопрос о положении Церкви в оккупации освещается только на примере крупных территориальных единиц - на … Однако, изучая данную тему на примере Смоленской области можно более ясно… Именно тяжкие годы Великой Отечественной войны стали переломным этапом в истории Русской Православной Церкви, когда…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ТИПЫ ВНЕХРАМОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМОЛЕНСКОЙ ЕПАРХИИ В ОККУПАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

АДМИНИСТРАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕРКВИ НА ТЕРРИТОРИИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ВО ВРЕМЯ ОККУПАЦИИ
АДМИНИСТРАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕРКВИ НА ТЕРРИТОРИИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ВО ВРЕМЯ ОККУПАЦИИ. Нацистская церковная политика в оккупированных областях определялась общим отношение

ВОЗРОЖДЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ И ДУХОВЕНСТВА
ВОЗРОЖДЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ И ДУХОВЕНСТВА. С первых же дней оккупации возрождение церковной жизни на территории Смоленской области шло стремительно и быстро. Прежде чем приступить к описанию открытия право

СОСТОЯНИЕ СМОЛЕНСКОЙ ЕПАРХИИ В
СОСТОЯНИЕ СМОЛЕНСКОЙ ЕПАРХИИ В. ГГ. В сентябре 1943 г сразу после оккупации, Смоленская епархия была соединена с Калининской Тверской, которые возглавил архиепископ Калининский и Смоленский Василий

ИСТОЧНИКИ
ИСТОЧНИКИ. Государственный архив Смоленской области Фонд 1620 - Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Смоленской области 1943-1989 гг. Опись 1 Дело

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги