Реферат Курсовая Конспект
Работа сделанна в 2007 году
Скрипичное и камерно-ансамблевое творчество - раздел Искусство, - 2007 год - Скрипичное искусство в России конца XIX–начала XX веков Скрипичное И Камерно-Ансамблевое Творчество. Гг. А.к. Глазунов, С.и. Танеев Т...
|
Скрипичное и камерно-ансамблевое творчество. гг. А.К. Глазунов, С.И. Танеев Традиции русской классики XIX века получили одно из са¬мых органичных преломлений в творчестве А. Глазунова.
Несмотря на приверженность к традициям, Глазунов не ос¬тался в стороне оттого, что внесла в русское искусство новая эпоха. Укажем, прежде всего, на элементы эстетизма; о них свидетельствует пластичность, рафинированность, изыскан¬ность его мелоса. С XX веком связывают Глазунова и тенден¬ции универсализма, сказавшиеся в стремлении охватить явления русской и инонациональных музыкальных культур.
Не¬обычайно широко представлены в его творчестве национальные темы разных народов: испанская, венгерская, славянская те¬матика (польская, чешская, сербская и др.). И хотя здесь можно говорить о давних русских традициях (Глинка), но следует отметить и принципиально новое, привнесенное музы¬кально-общественной атмосферой конца века. Глазунова притягивал Восток, в чем он продолжал харак¬терную линию русского ориентализма — традиции Глинки, Бо¬родина, Римского-Корсакова.
С XX веком Глазунова связы¬вает стилистический синтетизм его музыки, выразившийся в соединении классического и романтического начал кучкистских традиций с традициями Чайковского и т. д. У этого столь «объективного» композитора было очень сильно романтическое начало. Романтизм Глазунова проявлялся во влечении к ста¬рине, рыцарской тематике, темам романского средневековья, мавританского Востока, сказывался в балладно-повествовательных темах его сочинений.
Даже народно-русская тематика приобретала у него подчас романтическую окраску. Не менее показательны в смысле близости Глазунова к течениям XX века появление в его творчестве «архаической» и «баховской» ли¬нии. Музыка Глазунова величаво-эпична, повествовательна, картинка. Вместе с тем она и лирична, причем лирическое преломление у него получает подчас даже эпос и жанровая тематика. Разнообраз¬ные стилевые истоки музыки Глазунова сказались и в его Скрипичном концерте.
Концерт Глазунова имеет лиро-эпиче¬ский характер, но с сильно выраженными элементами роман¬тической повествовательности, «балладности» в I части и на¬родно-жанровой «карнавальной» картинностью в финале. Не только в Скрипичном, но и в фортепианных концертах Глазу¬нов перекомпоновывал классическую форму, приближая ее к поэмным формам романтиков. В Скрипичном концерте трехчастный цикл сведен к двухчастному, свободно при этом трактованному. Концерт для скрипки с оркестром написан в 1903-1904 гг. и посвящен Л. Ауэру. Главенствующее значение в камерно-инструментальном творчестве Глазунова приобрел жанр смычкового квартета, явившийся как бы «младшей ветвью» его симфонизма.
В этом жанре отразилась вся худо¬жественно-стилевая эволюция композитора. До 90-х годов у Глазунова преобладали влияния кучкистов и на первый план выдвигалась народно-жанровая (в духе Рим-ского-Корсакова) и лиро-эпическая (в духе Бородина) тема¬тика. Высшее выражение «кучкизм» Глазунова находит в Тре¬тьем квартете («Славянском») с галереей жанровых народных образов.
Глазунов обращался также к жанру квартетной сюиты («Но¬веллетты», «Сюита»). В этом жанре обращает на себя внима¬ние стилевой синтез—соединение пьес разных эпох, разных на¬родов и жанров («Интерлюдия в античном стиле», а среди жанрово-танцевальных пьес — испанская, ориентальная, венгерская, вальс в «Новеллеттах», «Интродукция и Фуга», открывающие цикл в «Сюите», и т. д.). Камерный стиль Глазунова полифоничен, богат подголосочно-имитационными и орнаментальными приемами, но не¬сколько вязок вследствие преобладания тесного расположения голосов.
Скрипичные партии в ансамблях Глазунова разнооб¬разны. Эпическая сторона его музыки породила мелодизм; тре¬бующий широкого, плотного смычка, а характеристические жанровые образы — соответствующих штриховых приемов («ис¬панская» и «восточная» ритмика в «Новеллеттах», быстрое, плотное detache в украинском финале Третьего квартета и т.д.). [7; 124] Творчество одного из самых крупных русских композиторов С. И. Танеева живет до сих пор, привлекая глубиной содержания и великолепным полифоническим мастер¬ством.
Танеев был крепко связан в своих художественных устремлениях с новыми тенденциями, рождавшимися в музыке XX столетия. Стилевой ком¬плекс музыки Танеева оказался сконцентрированным в его Кон¬цертной сюите для скрипки с оркестром. Пожалуй, ни в одном другом инструментальном произведении композитор не дал та¬кого яркого сопоставления характерных для своего творчества образных сфер — «неоклассицистской» (представленной двумя первыми частями — Прелюдией и Гавотом), «русской» (объеди¬нившей традиции Н. А. Римского- Коре а ков а и П. И. Чайков¬ского в Сказке и Теме с вариациями) и «романтической» (в об¬разах той же Сказки и Тарантеллы). Подобное сопоставление не приводит к разностильности.
Наоборот, Танеев мастерски объединяет названные элементы единой художественной концеп¬цией. Богатство образов и разносторонность содержания Сюиты делает ее одним из самых ярких и художественно полноценных п-роизведений русской классической скрипичной музыки. Сюита написана в 1908 году, посвящена Л. С. Ауэру и в 1910 году она была удостоена Глинкинской премии. [7; 125] Камерно-инструментальные ансамбли заняли в творчестве Танеева главенствующее место.
Музыкальная ткань ансамблей Танеева полифонична, с очень сложной контрапунктической вязью голосов. Однако композитор вовсе не стремился перенести в свое творчество ин¬тонационный строй музыки Баха, хотя широко использовал при¬емы, принципы и даже фактуру великих мастеров западноевро¬пейской полифонии.
Еще Асафьев заметил, что «классическое» у Танеева всегда сочетается с современным интонационным ма¬териалом — «с наследием романтиков, претворенным в творче¬стве Чайковского». Технически скрипичные партии квартетов и трио очень сложны. Типовые приемы техники — то же, что и в Сюите: это различного рода фигуративные движения на изменчивых рит¬мах; многочисленные образцы орнаментальной «кружевной» фактуры, пассажей с прихотливой сменой legato и staccato и т.д. [7; 250] Танеевские Скрипичная сюита и ансамбли – огромный своеобразный мир музыкального искусства, богатый разнообразным содержанием.
Танееву удалось остаться в сфере высоких помыслов и объединить философский интеллектуализм со свежей романтикой чувств и переживаний. Танеев представляет в ансамблях как мыслитель-философ и как глубоко разносторонне чувствующий художник. Его ансамбли по настоящее время остаются одной из вершин русской камерно-инструментальной музыки. [7; 127-129] Вывод: На рубеже XIX – XX вв. русская интеллигенция достигает замечательных высот культуры и многосторонней образованности.
Знамением времени в начале века сделался «универсализм», определивший весьма многое в мировоззрении, философии, идеологии и эстетике отдельных групп и течений. В XX веке с универсализмом оказалась связанной широта и многогранность содержание музыкальной жизни. В концертах тех лет охватываются все эпохи, все стили и жанры музыкального искусства.
Заметно меняются взаимоотношения русской музыкальной культуры с культурой мирового значения.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Изобретенная в глубокой древности, скрипка, приобрела огромную популярность и стала во многих странах народным инструментом. В результате многовековой эволюции к концу XVI века была выработана… Приемы игры на ней совершенствовались вместе и искусством отдельных виртуозов. Вторая половина XIX века оказалась…
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Скрипичное и камерно-ансамблевое творчество
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов