рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Творчество поэта

Творчество поэта - раздел Искусство, Г. Свиридов анализ концерта «Пушкинский венок» Творчество Поэта. Поэт Родился 26 Мая 6 Июня Нов. Ст. 1799 Года В Старинной Д...

Творчество поэта. Поэт родился 26 мая 6 июня нов. ст. 1799 года в старинной дворянской семье мятежного рода Пушкиных. Его отец, не чуждый вольнолюбивых веяний своего времени, увлекался стихами, сочинял каламбуры, любил декламировать Мольера.

Его дядя В. Л. Пушкин был известным поэтом. Нередкими гостями родителей поэта были писатели, среди них Державин, Карамзин, Жуковский, Херасков, Дмитриев, Козлов, Батюшков. Пушкин рано увлекся чтением художественной литературы. В восемь лет он под воздействием атмосферы, царившей в доме, уже сочинял и читал свои стихотворные опыты на французском языке. В 1811 году Пушкин поступил в Царскосельский лицей - привилегированное закрытое учебное заведение, созданное по проекту либерально мыслившего М. М. Сперанского.

При шестилетнем курсе лицей давал высшее образование, готовя своих воспитанников к административно-политической, дипломатической и военной карьере. Во главе лицея в пору пребывания в нем Пушкина стояли люди более В. Ф. Малиновский или менее Ё, А. Энгельгардт прогрессивных убеждений. Они видели свою задачу в воспитании деятелей новой, конституционно-монархической России. Благодаря им в лицее торжествовал дух либерализма. Лучшие преподаватели А. П. Куницын, И. К. Кайданов могли пропагандировать здесь идеи конституционализма и атеизма.

Именно в лицее Пушкин окончательно стал питомцем Аполлона Мое завещание. Друзьям. Из сохранившихся стихотворений, сочиненных им в отрочестве, три написаны в 1813 году, более двадцати в 1814 году, из них одно тогда же и напечатано в июльском номере журнала Вестник Европы. Знаменательно, что первое печатное произведение Пушкина программное послание К Другу стихотворцу 1814 об учительной роли поэзии.

Пушкину-лицеисту чужд образ казенного угрюмого рифмотворца К Галичу , 1815 , скучного пропооведника Моему Аристарху , 1815 и мил образ вольнолюбивого поэта-мыслителя, огненно-сурового обличителя пороков. На первых стихотворных опытах Пушкина сказалось влияние литературных образцов и традиций. Они не самостоятельны, а подражательны. Их лирический герой условный. Начальные стихи Пушкина хранят несомненную печать классицизма. Его прямые приметы удаленная от житейской повседневности традиционно-парнасская тематика отвлеченный образ любимой, называемой каким-либо античным именем Хлои, Дориды, Делиа Блаженство , 1814 Рассудок и любовь , 1814 абстрактный, условно-декоративный пейзаж частое обращение к мифологизмам Вакх, Венера, Эрмий, Купидон обилие славянизмов, вроде вотще, россы, внемли, но стогнам На возвращение государя императора из Парижа в 1815 году , 1815 краткие прилагательные священну, унылы, в темну, причастные рифмы, риторические обращения и штампы О , Увы , Но это я зрю Не сель и т. п. Воспоминания в Царском селе , 1814 . Но определяющее влияние на раннего Пушкина оказал все же не классицизм в его устоявшихся поэтических нормах, а романтизм Батюшкова и Жуковского.

Чаще через их посредство поэт подражает Анакреонту.

Тибуллу, Парни, Мильвуа и другим западноевропейским поэтам. В лицейских стихах Пушкина, отражая его программные заявления, возникают и непрерывно растут обличительные мотивы К Лицинию , 1815 . С каждым годом все громче звучат в них темы дружбы как идейного единства, мотивы преданности родине, свободолюбия, поэзии и поэта.

Именно в лицее возникает культ дружбы, так свойственный Пушкину. Пламенно-патриотические чувства Пушкина-лицеиста, возбужденные Отечественной войной 1812 года, отразились в стихотворениях Воспоминания в Царском селе , Наполеон на Эльбе 1815 , На возвращение государя императора из Парижа в 1815 году и Принцу Оранскому 1816 . Лучшее из них Воспоминания в Царском селе В этом стихотворении отстаиваются идеи гуманности и мира. Кроме посланий, оды, элегии, баллады, романса, песни, альбомных стихов, им осваивается эпиграмма, надпись, мадригал, даже кантата.

Но наибольшую склонность поэт проявляет к главенствующим жанрам той поры посланиям, согревая их теплотой интимности, к элегиям, подражаниям древним, романсам и одам. По окончании лицея Пушкин 13 июня 1817 года был зачислен коллежским секретарем в Коллегию иностранных дел и переселился в Петербург.

Поэт начинает тяготиться важным бездельем Всеволожскому , 1819 , чадом большого света Послание к кн. Горчакову , 1819 . В его сознании исчезают заблуждения и возникают виденья первоначальных чистых дней Возрождение , 1819 . Он ищет общества людей с душою благородной, возвышенной и пламенно свободной Краев чужих неопытный любитель , 1817 и все плотнее сближается с самыми прогрессивными людьми Н. И. Тургеневым, П. Я. Чаадаевым, П. А. Катениным и многими другими. В поэзии Пушкина этой поры, приобретая все большую естественность, искренность, сердечность, продолжают звучать эпикурейские мотивы, то вакхические Веселый пир , 1819 , то шутливо-эротические Старик , 1815 Платоническая любовь , 1819 Русалка , 1819 , иногда принимающие черты напускной фривольно-грубой, даже цинической бравады 27 мая , 1819 Юрьеву , 1819 Мансурову , 1819 . В петербургский период Пушкин создал вереницу чудесных вольнолюбивых произведений, но самые значительные из них Вольность , Деревня , Руслан и Людмила. Ода Вольность, написанная, вероятно, в декабре 1817 года, обозначила собой новый этап творчества Пушкина, связанный с окончательным подчинением его музы революционно-освободительному движению.

Поэма Руслан и Людмила окончательно закрепила славу Пушкина как первостепенного русского поэта.

Она породила многочисленные подражания Восточная лютня А. А. Шишкова 1824 , Илья Муромец М. П. Загорского 1825 и т. д. Об историко-литературном значении поэмы великолепно сказал Белинский Выход в свет Руслана и Людмилы и возбужденные этою поэмою толки и споры о классицизме и романтизме были эпохою обновления русской литературы. Особенное недовольство вызвала ода Вольность. Кроме того, придворная клика была озлоблена и поведением Пушкина, дерзкого на язык. Так, в начале апреля 1820 года он, находясь в театре, показывал литографированный портрет Лувеля убийцы наследника французского престола, герцога Беррийского с своей надписью Урок царям. С поэтом решили расправиться.

Ему угрожали Сибирью и Соловками, но по ходатайству Жуковского, Карамзина и других влиятельных лиц его в начале мая 1820 года отправили в ссылку на юг. По прибытии на юг Пушкин был зачислен чиновником вначале у генерала И. Н. Инзова, наместника Бессарабии, в Кишиневе, а потом с июля 1823 года у графа М. С. Воронцова, новороссийского генерал-губернатора и наместника Бессарабии, в Одессе.

Ссылка не укротила и не смирила Пушкина. Она укрепила его в правоте своих убеждений, придала им еще большую твердость. В лирике Пушкина этих лет заметно уменьшаются фривольно-эротические мотивы.

Их вытесняют стихи, отличающиеся чистотой и глубиной переживаний, благоговейным преклонением перед любимой. Романтическая окраска этих стихотворений ясно сказывается, кроме устремленности к идеальному образу любимой, в крайне острых, гиперболизированных сюжетных ситуациях и преувеличенных изобразительных средствах Черная шаль , 1820 , сильных страстях Мой друг, забыты мной следы минувших лет , 1821 , подчеркнутых горечью душевных страданий Умолкну скоро я , 1821 Простишь ли мне ревнивые мечты , 1823 . В стихах этого времени отчетливы мотивы неудовлетворенности, одиночества, тоски, печали, определяемые положением поэта-изгнанника Погасло дневное светило , 1820 Я пережил свои желанья , 1821 К Овидию , 1821 . Но горечь переживаний Пушкина как изгнанника не переходит в отчаяние, и элегическая тема обнаруживает тенденцию к угасанию.

Главной социальной темой этого периода остается свобода.

В послании Дельвигу 1821 Пушкин подтверждает Одна свобода мой кумир. Охваченный идеями свободы, поэт, как романтик, устремлен к необычному, к героическому, к мечте Дочери Карагеоргия , 1820 Гречанка верная! не плачь, он пал героем , 1821 . В последующих поэмах, написанных им на юге, в ссылке, он обратился к средствам не героического, а гражданско-психологического романтизма. Это Кавказский пленник 1820 1821 , Братья разбойники 1821 1822 и Бахчисарайский фонтан 1821 1823 . Братья разбойники дошли до нас в виде небольшого отрывка из незавершенной и сожженной Пушкиным поэмы, вероятно, из-за ее социальной остроты, в предвидении цензурного запрета.

Оставаясь верным идеям свободы, Пушкин в 1823 году пишет стихотворения Кто, волны, вас остановил , Демон , Свободы сеятель пустынный , Недвижный страж дремал на царственном пороге. От гражданского романтизма, от культа героической личности, противопоставляемой толпе, народу Вадим , 1821 1822 Зачем ты послан был и кто тебя послал 1824 , поэт обращается к более объективному осознанию противоречий действительности, к признанию правоты. 19 августа 1824 года Пушкин прибыл в село Михайловское имение своего отца. Попав в глушь северной деревни, поэт первое время живет неостывшими впечатлениями юга, откуда он был так внезапно вырван.

Здесь в 1824 году им пишутся стихи, навеянные морем К морю, крымскими легендами Фонтану Бахчисарайского дворца, природой Виноград , Ночной зефир и настроениями покинутого знойного края О дева роза, я в оковах. Среди жемчужин любовной лирики, поднявшейся до общечеловеческого смысла, какими являются Ненастный день потух 1824 , Сожженное письмо 1825 , Желание славы 1825 , наиболее ярко выделяется послание К 1825 . Многие исследователи, начиная с А. И. Незеленова и Н. Ф. Сумцова, явно упрощая, вульгаризируя его смысл, видят в нем выражение отношений Пушкина к А. П. Керн. В поэзии Пушкина Михайловского периода нашли свое отражение философские раздумья Сцена из Фауста , 1825 , и его пристальный интерес к народному творчеству Жених , 1825 , Но при всей пестроте откликов ведущей темой Пушкина в Михайловском заточении остается свобода.

Эта тема в самых разных вариациях проявляется в стихотворениях Зачем ты послан был и кто тебя послал К Языкову Издревле сладостный союз , 1824 , Разговор книгопродавца с поэтом , К морю , Второе послание цензору , Заступники кнута и плети 1825 и иных, Стремление к свободе, как подтекст, ощутимо и в тех стихотворениях, в которых само олово свобода не упоминается.

Тема одиночества, изгнанничества, настойчиво звучащая в лирике этих лет Храни меня, мой талисман , 1825 Зимний вечер, особенно в стихотворении 19 октября, служит выражением страстного желания свободы.

Но еще более отчетливо эта тема проявилась в стихотворении Андрей Шенье , Внутренняя сосредоточенность поэта в невольном Михайловском уединении не ограничилась созданием лирических шедевров мирового значения. Он продолжал здесь работу над крупными произведениями, начатыми в Одессе над поэмой Цыганы и романом Евгений Онегин. У него возникали и новые замыслы, из которых окончательную отделку приобрела трагедия Борис Годунов. Значение трагедии как поворотного этапа в развитии отечественной драматургии было осознано лишь позднейшими читателями, критиками и театральными деятелями.

И чем дальше, тем выше поднималась ее оценка. Своим реализмом трагедия Борис Годунов оказала могучее воздействие на все последующее развитие русской драматургии.

Особенную печать она наложила на исторические пьесы А. Н. Островского и драматическую трилогию А. К. Толстого. Трагедия вдохновила М. П. Мусоргского на создание одного из вершинных своих произведений -одноименной оперы 1868 1872 . М. Горький назвал Пушкина автором лучшей нашей исторической драмы Борис Годунов. Поражение декабристов на Сенатской площади отозвалось и на судьбе Пушкина. В июле 1828 года по приговору Сената и Государственного совета, рассматривавших дело о распространении стихотворения Андрей Шенье, поэт был отдан под секретный надзор полиции.

Но и в короткое время обманчивых надежд, возлагавшихся на Николая I, несмотря на некоторые вынужденные компромиссы, Пушкин оставался верным вольномыслию. Поражение декабристов укрепило его разочарование в их методе борьбы за свободу, но не подорвало преданности самой свободе. Пушкин не скрывает своей духовной связи с декабристским движением Нас было много на челне Пловцам я пел. Он признается в верности свободомыслию Я гимны прежние пою Арион , 1827 И тайные стихи обдумывать люблю Близ мест, где царствует Венеция златая , 1827 . Поэт открыто и смело сочувствует рыцарям 14 декабря и после их поражения.

Он мыслит себя их соратником 19 октября 1827 . Его послание, направленное в 1827 году в каторжные норы Сибири, исполнено уверенности в торжество свободы. Преданность свободе, ненависть к тирании, поэтизация участников освободительной борьбы звучат и в ряде других лирических откликов Пушкина этих лет Так море, древний душегубец 1826 , Песни о Стеньке Разине 1826 , И. И. Пущину 1826 , В. С. Филимонову при получении поэмы его Дурацкий колпак 1828 , но ярче всего в стихотворении Анчар 1828 . Великий гуманист негодующе протестует в нем против жестокого порабощения человека человеком и гневно осуждает деспотизм, умерщвляющий любые проявления вольномыслия. Тревожная последекабристская атмосфера, полоса расправы над рыцарями свободы, над вольнолюбивой мыслью, над просвещением наложила на лирику Пушкина неизгладимую печать драматизма и даже в какой-то мере духовного кризиса.

Трагичны философские раздумья поэта о смысле и цели существования, о жизни и смерти Три ключа 1827 , Дар напрасный, дар случайный 1828 . Во втором стихотворении он горестно признается Цели нет передо мною. Мрачная окраска привнесена в его пейзажные стихи Кавказ 1829 , Обвал 1829 , Бесы 1830 . Грусть, разлука, страданье, безнадежность сопутствуют самым лучшим его любовным стихам, достигшим вершин сердечности, поэтичности и вошедшим в созвездие бессмертных творений мировой интимной лирики Не пой, красавица, при мне 1828 , Я вас любил 1829 , Что в имени тебе моем? 1830 , В последний раз твой образ милый 1830 , Для берегов отчизны дальной 1830 . Только что названные и другие любовные стихи Пушкина чаруют переливами подлинно человеческих чувств безмолвных и безнадежных, отвергнутых, взаимных и торжествующих, но всегда безмерно нежных и чистых.

В них особенно отчетливо проступает мысль, что любовь, даже безответная, неразделенная, огромное благо, духовно, морально обогащающее, облагораживающее человека. Главными его произведениями этого времени стали Евгений Онегин , Полтава и драматические сцены.

В 30-е годы, чрезвычайно тяжелые для поэта, им не раз овладевали скорбно-тревожные раздумья, его охватывала тоска, он приходил к сознанию своей обреченности Поредели, побелели , 1835, Странник , 1835 От меня вечор Леила , 1836 Отцы пустынники и жены непорочны , 1836 . Эти переживания определялись его одиночеством, глубокими обидами со стороны правящей клики, травлей со стороны светского общества, политическими сомнениями, неразрешимыми социальными противоречиями, несбывшимися ожиданиями.

Горьким разочарованием в западноевропейских буржуазных революциях, обманувших его мечты о свободе, оставивших человеческую личность под гнетом деспотизма, проникнуть стихотворение Из Пиндемонти 1836 . Пушкин продолжает бичевать ханжество, казнокрадство, подлость вельможной знати, новой карьеристической аристократии На выздоровление Лукулла , 1835 . Остро ощущая непроницаемую мглу своей эпохи и противоречивость собственного положения человека, ненавидящего придворные сферы, но принужденного вращаться в них, поэт рвется к свободе Не дай мне Бог сойти с ума , 1833 Пора, мой друг, пора 1834 , к жизни, полной радостей, воспевая ее в антологических стихах Бог веселый винограда , 1833 . Поэт мыслит и чувствует себя полпредом простого народа Мирская власть , 1836 Д.В. Давыдову , 1836 и всей нации Клеветникам России , 1831 Бородинская годовщина , 1831 Перед гробницею святой , 1831 . Призывая власть имущих к гуманности, Пушкин ставит им в образец Петра I, который с подданными мирится, Виноватому вину, Отпуская, веселится Пир Петра Первого , 1835 . В программном стихотворении Эхо 1831 поэт видит сущность поэзии в активном отклике На всякий звук действительности и с горечью отмечает отсутствие в ту мрачную пору ответного отзыва читателей.

Но он убежден в том, что его поэзия, всегда внутренне независимая, руководствовавшаяся самыми высшими требованиями своего назначения, пробуждавшая добрые, гуманные, истинно человеческие чувства, найдет отзыв в сердцах благодарных почитателей и к ней не зарастет народная тропа Я памятник воздвиг себе нерукотворный , 1836 . Укрепляясь в мыслях об определяющей роли народа в истории и все более проникаясь благоговейным уважением к его духовному облику, обычаям, поэзии, преодолевая разрыв между литературой и фольклором, сближая их, Пушкин пишет на последнем этапе своей жизни 6 сказок, из которых завершает 5 Сказка о попе и работнике его Балде 1830 , Сказка о царе Салтане 1831 , Сказка о рыбаке и рыбке 1833 , Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях 1833 , Сказка о золотом петушке 1834 . Ко времени их написания поэт свободно ориентировался в русской фольклористике.

Источниками пушкинских сказок явились прежде всего записи русских сказок в передаче Арины Родионовны О попе и работнике его Балде , О царе Салтане, сказка Рыбак и его жена братьев Гримм Сказка о рыбаке и рыбке, фантастическая Легенда об арабском звездочете В.Ирвинга и другие фольклорные и книжные материалы.

Всегда чутко вслушивавшийся в голоса своего времени, Пушкин откликался на них вереницей творческих замыслов.

Одни из них выразились в планах Планы повести о стрельце , Криспин приезжает в губернию, другие проявились в связных набросках Египетские ночи , 1835 Повесть из римской жизни , 1833 1835 Русский Пелам , 1834 1835 Марья Шонинг , 1834 1835 В 179 году возвращался я , 1835 , третьи оказались оконченными Пиковая дама , Кирджали , Путешествие в Арзрум. Закончив Пиковую даму и очерк Путешествие в Арзрум , Пушкин вернулся к роману Капитанская дочка, задуманному еще в январе 1833 года. Пушкин с начала своего поэтического пути проявлял обостренный интерес к наиболее актуальной проблематике.

Даже в исторических произведениях, в особенности в трагедии Борис Годунов и романе Капитанская дочка, он откликался на злободневные вопросы взаимоотношений власти и народа, дворян и крестьян, общественного развития родины.

Трудно назвать иного мирообъемлющего Белинский, всемирно отзывчивого Достоевский поэта, который обладал бы такой способностью перевоплощения и с такой объективностью воссоздавал дух самых различных национальных культур древнеевропейской Вертоград моей сестры , 1825 В крови горит огонь желанья , 1825 , восточно-мусульманской Подражания Корану , 1824 , испанской Ночной зефир , 1824 и т.п. Творчество Пушкина, величайшего мастера поэтического искусства, стало образцом реалистического метода и стиля.

Пушкин, лирик, драматург и прозаик, оказал такое мощное влияние на развитие русской литературы, которое не поддается никакому описанию. 1.3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Г. Свиридов анализ концерта «Пушкинский венок»

Стихи становились романсами, поэмы и повести операми. Эта традиция, естественно, жива и поныне, так что в самом факте обращения композитора к… В творчестве замечательного советского композитора Георгия Свиридова восхищает… Даже и у Пушкина берется не то, что обычно лежит ближе всего и что взять легче, доступнее. Надо отметить еще, что…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Творчество поэта

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Творчество композитора
Творчество композитора. Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в маленьком городке Фатеже, расположенном в степной Курской губернии. Отец Свиридова был крестьянином. В начале револ

Анализ концерта
Анализ концерта. Готовясь к выходу на новые рубежи истории, Россия с особенной пытливостью вслушивается в голос своего Поэта. Он ее эхо, и тайна его неисчерпаемости кроется в ее бесконечных

Музыкально-теоретический анализ
Музыкально-теоретический анализ. Характеристика мелодии, голосоведения, фактура Мелодии Свиридова напевны, удивительно естественны, они очень в голосе, в природе пения. Это главный стержень, главна

Диапазон хора и хоровых партий
Диапазон хора и хоровых партий. Диапазон хора от соль малой октавы до ля второй октавы. Диапазон хоровых партий. Сопрано I до первой октавы ля второй октавы. Сопрано II до первой октавы фа в

Особенности ансамбля и строя
Особенности ансамбля и строя. Для создания ансамбля в хоре, нужны точные дирижерские жесты. Точность движений должна выражаться во-первых, в математически равной длительности по времени всех взмахо

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги