рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Айки-до - это принцип и путь, который объединяет человечество с Универсальным Сознанием.

Айки-до - это принцип и путь, который объединяет человечество с Универсальным Сознанием. - раздел Искусство, АЙКИ-ДО - ПУТЬ К МИРУ И ГАРМОНИИ 4. Айки-До Придёт К Своему Завершению, Когда Каждый, Кто Следовал Сво...

4. Айки-до придёт к своему завершению, когда каждый, кто следовал своему истинному пути, станет одним целым со Вселенной,

5. Айки-до - это путь силы и сострадания, который ведет к бесконечному совершенству и вечно растущей славе Бога.

5.2 Психологические основы Айки-до.

 

В данной главе мы рассмотрим психоаналитическое обоснование возникновения такого искусства как Айки-до.

Ни один человек не в может постоянно жить в состоянии "полной боевой готовности". Ведь мы всё время находимся в гуще энергий и информации, положительной и отрицательной (по отношению к нам). Значит, мы все, в той или иной степени, подвержены воздействию, и не обязательно со стороны хулиганствующих элементов, но и со стороны ближайшего окружения. В магазине толкнули, в транспорте неловко встали на дороге, ткнули кого-то портфелем и т. д. Это жизнь. От всего этого надо защищаться или просто всё это терпеть. Возникает вопрос: как и где ставить защиту и ставить ли её вообще?

Говорить об абсолютной защите достаточно сложно. Во-первых: мы, как правило, не знаем, когда, во сколько и как на нас нападут. Во-вторых: защита, ставящаяся "на всякий случай", с упреждением, или провоцирует нападение (теория виктимности - когда жертва провоцирует преступника) или само по себе ожидание нападения воздействует на человека не хуже самого изощрённого удара.

Теперь рассмотрим концепцию защиты в аспекте единоборств. Если рассматривать все известные нам единоборства, то можно увидеть, что все техники легко классифицируются на четыре большие группы: удары, болевые захваты, броски, удушения. Первые три группы основаны на теории физической травмы: после нанесения удара, применения броска или ломающего захвата противник, как правило, теряет сознание от болевого шока или, получив серьёзное повреждение тела, теряет способность активно двигаться. Удушения делятся на две группы: дыхательные (когда противнику не дают возможности дышать) и кровяные (когда перекрывают доступ свежей крови в мозг противника). Разнообразие стилей и направлений единоборств является ни чем иным, как всевозможными комбинациями выше перечисленных методов воздействия на человека, точнее, на его физическое тело.

Теперь обратимся к вопросу о последствиях применения таких "защитных" средств, какие нам предлагает Каратэ, Дзю-до, Дзю-Дзюцу, бокс и т. д. Во-первых: нанося ответный удар (бросок, удушение, болевой захват), человек берёт на себя не только ответственность за последствия нанесённых травм, но и несвойственную ему функцию "бича Божьего". Во-вторых: нанося ответный удар, защищающийся подвигает противника "на соревнование" - ристалище, но не по типу рыцарского турнира, а скорее по образу гладиаторского турнира или "уличной драки из-за угла" с ударами сзади или в пах, кастетом или кирпичом. В-третьих: вступая в драку или поединок, каждый регламентирует свои действия своим внутренним укладом и правилами ведения поединка, о которых противник может не знать, применяя свои, на взгляд защищающегося, подлые и нечестные методы. В-четвёртых: нанося ответный удар, защищающийся лишает себя возможности простить нападающего, понять, а это главное, что в нём такого, что притянуло удар, какие были ущемлены "любимые мозоли", какие комплексы поведения были нарушены и т. д. И в-пятых: после получения ответного удара нападающий строит свои действия уже не как агрессор, а как защищающийся, причём действия его слабо контролируются из-за болевого шока, который ему причинил объект нападения.

Давайте также обсудим следующий вопрос: какой силы должно быть ответное действие на нападение? Если удар или захват будет смертельным (т. е. противник после действий защищающегося умирает), то вопрос о последствиях ясен: гнев родственников, друзей погибшего, законы страны, в которой он проживает, вполне ясно и наглядно представляют его будущее. Если он своими действиями нанесёт противнику травму, то в зависимости от её тяжести его будущее также вполне предсказуемо. Если его удары и захваты будут слабы, то он рискуете своими действиями привести противника в такую ярость, которую укротить он будет не в силах, даже при очень большом желании. Как видите, есть над чем подумать.

Согласно многим философским течениям, нападающего надо простить. "Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его; ибо, делая сиё, ты соберёшь ему на голову горящие уголья" (ап. Павел, Римл. 12.20). Но тогда остаётся возможность развития ситуации по следующим сценарию: не получив должного отпора от защищающегося, противник возомнит себя суперменом, поверит в свою безнаказанность и будет искать следующую жертву, на которой он бы смог ещё раз проверить свои силы.

Вопрос остаётся открытым: что делать, если на вас всё-таки совершено нападение (физическое или психологическое)? Ответ на этот вопрос даёт Айки-до. О-сэнсэй говорил: "Айки-до - это не техника, с помощью которой борются с врагами. Это путь для всеобщего примирения и для объединения всех людей в единую семью. Секрет Айки-до заключается в том, чтобы мы могли прийти к гармонии со вселенной и достичь согласия со всем миром".

Для того, чтобы понять принципы Айки-до, которое, как говорил О-сэнсэй, основано на законах природы, надо сначала эти законы изучить и понять. Для начала мы рассмотрим законы психического мира.

Сейчас, пожалуй, уже никто не будет отрицать наличие у человека так называемой психической энергии. Хотя для Востока эта тема далеко не нова, Запад только открывает для себя всю глубину и мощь этого типа энергии. Мы не будем говорить здесь о гипнозе или подобным ему вещам. Нас интересует наша повседневная жизнь, с её бешеным темпом, со стрессами и т. д.

Первое, что мы рассмотрим - это мысль. Каждый человек каждую минуту и каждую секунду пропускает через своё сознание сотни и тысячи мыслей. Из них запоминаются лишь некоторые, которые прошли через какие-то яркие эмоции: страх, гнев, смех и т. д. И никогда человек не задумывается, что каждая, мы повторяем - каждая мысль так просто не улетучилась без следа. Каждая мысль, имея свою силу и свою цель, должна выполнить волю того, кто её создал. Мы говорим именно "создал", потому что, рассмотрев законы обращения мыслей или, как говорят на Западе, "психической энергии", мы поймём всю важность и необходимость культуры мыслей, их силу и выработаем методику наилучшей и самой совершенной защиты.

Вначале нам необходимо рассмотреть законы, по которым действует рождённая мысль. Обратимся к книге Ю. М. Иванова "Йога и психотренинг".

"Мысль подобна электричеству и управляется она если не теми же, то тождественными законами. Каждая созданная нашим умом мысль есть сила большей или меньшей напряжённости. Степень силы мысли зависит от того, как она создаётся нами. Когда человек думает, то от него исходит, как лучи света от солнца, неуловимый, невидимый поток энергии, который и производит большее или меньшее воздействие, влияние на окружающих. Если мы думаем слабо, вяло, нерешительно, то и сила нашей мысли будет такой же почти ничтожной. Если же мы думаем сосредоточенно, не уклоняясь в сторону, твёрдо, энергично, настойчиво, то сила нашей мысли будет могущественной и исполнит своё назначение, достигнет цели. Поэтому развивайте в себе сильные, мощные мысли. Вложите в ваши дела, в речь всю душу, твёрдую волю, и вас поймут, на каком бы языке вы ни говорили, вам будут повиноваться, идти за вами. Слова в речи играют второстепенную роль; главное - мысль, сила мысли и воли, напряжение, вложение души в вашу речь. Такая речь творит чудеса; она как бы сковывает слабо мыслящих людей и подчиняет их сильной воле.

Согласно йоговской теории, всё пространство Вселенной наполнено тончайшей всепроницающей материей, называемой аказой, или эфиром. Когда человек думает, то в определённых комплексах мозговых клеток происходит движение, которое производит вибрации, колебания эфира. Эти колебания эфира волнообразно распространяются в пространстве. Они касаются мозга окружающих и производят в мозговых клетках те же движения, которые происходили в мозгу создателя мысли. А одинаковые движения одинаковых мозговых клеток производят и одинаковые мысли."

Далее Ю. И. Иванов приводит пять свойств мыслей.

1-е свойство.Мысль есть сила (энергия), подобная электромагнитному излучению (но более тонкая), и, как электромагнитное излучение, передаётся от источника к приёмнику (от одного человека к другому) через какое угодно пространство. Таким образом, один человек может мысленно влиять, воздействовать на другого.

2-е свойство.Мысль производит волны эфира, или так называемые мыслительные волны; последние создают в окружающих те же мысли, которые родятся в нашем мозгу. Поэтому, как думаете вы о себе и других, так будут думать о вас и окружающие.

3-е свойство.Мысль обладает свойством притягивать другие подобные мысли. Боязливая мысль притягивает к себе такие же мысли боязливых людей, и запас силы её увеличивается; смелые мысли притягивают к себе такие же и т. д. Вы идёте тёмной ночью в глухой незнакомой местности, идёте смело. Вдруг явилась у вас маленькая боязливая мысль. Через некоторое время вам уже страшно, вы не можете преодолеть этого страха. Почему? Потому что лишь только у вас появилась мысль страха, к ней устремились мыслительные волны всех боязливых людей. Поэтому всегда отгоняйте от себя страх, не запасайте силы боязливых мыслей.

Рассмотрим ещё пример. Вы подумали о ком-либо с ненавистью и не отогнали этой мысли. Ваша мысль вместе с чувством ненависти стала быстро разрастаться и отравлять вашу душу. Почему? Потому что ваша мысль ненависти притянула мысли других ненавидящих людей, через это она значительно усилилась, затем достигла того, о ком вы так дурно думали, и произвела в нём такую же мысль; он к вам относится теперь уже с ненавистью, если не умеет искоренять таких мыслей. Его мысли влияют уже на вас и ещё более усиливают вашу ненависть, которая снова воздействует на него, и т. д. Ненависть возрастает всё больше и больше. Искореняйте же мысли ненависти.

Так же обстоит дело и с другими мыслями. Любовь вызывает любовь, печаль возбуждает печаль; на обман отзываются недоверием. Поэтому всячески отгоняйте от себя дурные, вредные мысли.

4-е свойство.Мысль обладает свойством привлекать и отталкивать окружающих, как и магнетизм, и по тем же законам, только с большей силой: добрые, полезные мысли привлекают к нам ближних, а злые, вредные отталкивают. Поэтому воспитывайте в себе добрые, полезные мысли и искореняйте злые, вредные. "Выпалывайте" чаще ваш духовный мыслительный сад.

5-е свойство.Мысль влияет не только на окружающих, но и на нас самих. Всякая мысль оставляет более или менее глубокий след не только в духовном строе человека, но и на его физическом облике. Если вы задумаетесь, это сейчас же отразится на вашем лице; рассердитесь - то же самое; при весёлых мыслях у вас и соответствующее выражение лица.

Если вы часто сердитесь, бываете "не в духе", то на вашем лице всё чаще появляется неприятное, злое выражение; в конце концов это выражение становится уже привычкой. Вот почему по физиономии человека всегда можно определить его характер, о чём он чаще всего думает, как смотрит на жизнь и окружающих. Наружность человека соответствует его внутреннему содержанию.

Великий Будда также упреждал своих учеников о чистоте мыслей.

"Из трёх видов действия, - говорил Будда, - наиболее губительное не слово, не телесный поступок, но мысль". С момента возникновения решения зла человек уже виновен - выявлено ли оно или нет.

"Главный элемент во всём есть мысль. Превыше всего - мысль. Всё совершается мыслью. Если человек говорит или действует со злобной мыслью, страдание сопутствует ему, как колесо следует за копытом животного, которое тащит повозку".

"Если человек говорит или действует с благою мыслью, счастье следует за ним, как никогда не покидающая тень его".

"Враг наносит зло врагу, ненавидящий ненавидящему, но хуже всего зло, нанесённое ложно направленным умом".

Также и бдительность над своими мыслями особенно настойчиво указывалась Учителем, ибо если ученик, слишком уверенный в достигнутых им результатах, ослабит свою бдительность, он дорого заплатит за малейшее упущение. Этот совет преподан притчей: "Человек был ранен отравленной стрелой. Доктор, вынув стрелу, предписал раненному внимательно следить за раной. Но больной вообразил, что ему более нечего опасаться. Лишённая ухода, рана воспалилась и причинила смерть и тяжкие страдания".

"Бдительность есть путь к бессмертию. Нерадивость - путь к смерти. Тот, кто бдителен, не умирает. Тот, кто нерадив, уподобляется мёртвому".

"Тот, кто непостоянен в мыслях, кто не ведает истинного закона, кто шаток в доверии, тот не познаёт полноту мудрости".

"Как лучник выпрямляет свою стрелу, так мудрый человек выправляет свой изменчивый и шаткий ум, который трудно охранить, которым трудно руководить".

"Как дождь протекает в дом через плохо крытую крышу, так и вожделение проникает в плохо обузданный ум".

"Большие и малые оковы у бикшу, любящего бдительность и страшащегося нерадивости, - сожжены. Он движется подобно огню".

Указывая, как безумно, с точки зрения полезности, уступать низким наклонностям, Будда говорил: "Чувство, ради которого вы унизили себя, скоро будет для вас лишь воспоминанием, подобно удовольствию, испытанному во сне. Но то, что останется постоянным, живым укором, - это поступок, содеянный ради этого удовольствия".

"Чистая нравственность, как надутый кожаный мешок, повреди её однажды - погибнет. Подобно тому, если однажды удовлетворить порочные наклонности, уже ничто не остановит стремление страстей, и человек представленный самому себе, безвозвратно погибнет".

"Орошатели отводят воду, куда хотят; лучники выправляют стрелу; плотники сгибают дерево по своему усмотрению; мудрые гнут самих себя!".

В Приложении читателю представлен один из трудов Анни Безант (Президента Теософического общества) “О некоторых затруднениях во внутренней жизни”, в котором рассмотрены некоторые проблемы духовного роста человека.

Подведём итог. В человеке важно всё: и его тело, и его дух, и его мысли. Если человек, который хочет изучить Айки-до, будет тренировать только тело - его успехи будут незначительны и неустойчивы. Это в особенности касается тех, кто приходит в Айки-до из других видов единоборств. Если этот переход не плод долгих тренировок и раздумий, а только лишь дань моде, очередное средство для достижения его эгоистических стремлений, то человек вскоре разочаруется и может больше никогда не вернуться в до-дзё. Но если человек стремиться познать себя, стремиться к гармонии в себе и гармонии в отношении с окружающими - то его путь только через тот путь, который показал нам О-сэнсэй. И даже если человек не стремиться изучать техники, а более глубоко концентрирует своё внимание на изучении философии Айки-до, его духовного наследия - этого человека нечем упрекнуть.

5.3 Физические основы Айки-до.

 

Как мы уже отмечали, техники Айки-до носят щадящий, неразрушающий характер. Они направлены на защиту как от нападения, так и на защиту самого агрессора от возможных травм. В этой главе мы рассмотрим эту систему.

Первое, что сделал О-сэнсэй - это отказался от тех техник, которые могут принести травмы. В первую очередь в Айки-до отсутствуют удары по телу противника. Хотя в Айки-до и есть раздел техник "атэми" (удары), но смысл этой техники в корне отличается от того, который в него вкладывают в каратэ, боксе или дзю-дзюцу. Атэми в Айки-до - это техника рассеивания концентрации противника. Если выразиться словами западного человека, то “атэми - это техника перенесения внимания противника путём имитации удара по его телу”. А если выразиться словами Коити Тохэя, то атэми - это способ рассеивания потока Ки противника. Коити Тохэй в своей книге "Айки-до" пишет, что, если поток Ки противника сильнее вашего, то можно рассеять этот поток просто быстро направив руку к лицу противника без прикосновения. Такие "условные удары" наносятся как в лицо, так и в пах. Кисть руки при таком "ударе", как правило, в кулак не сжимается, а сохраняет своё естественное раскрытое положение. Этим достигается свободное истечение Ки из руки, а следовательно эффект от "удара" лучше, чем при сжатой в кулак кисти.

Следующее, от чего отказалось Айки-до - сгибание суставов в противоестественное положение. Про это мы можем прочитать в книге А. Уэстбрук и О. Ратти "Айки-до и динамическая сфера":

"Стратегия защиты Айки-до определяется по следующим параметрам:

1. Теория физического повреждения, которая, подчиняясь этическим принципам искусства, требует от ученика уважения к природному единству анатомии человека.

2. Теория физического страдания, которая придаёт лишь второстепенное и временное значение причинению боли в процессе нейтрализации нападения, что делает самозащиту более совершенной, исключительно в манере айки.

Теория физического повреждения основывается на очевидных структурных ограничениях человеческого тела. Рука может сгибаться до определённого предела, иначе она сломается. Позвоночник тоже может выдержать только определённое давление. Нанесение серьёзного повреждения кому-либо, в том числе нападающему, считается "не-айки", показателем недостаточного контроля и мастерства, т. к. стратегия более высокого уровня может привести к желаемому результату, т. е. нейтрализации любого нападения и эффективной самозащиты без использования таких сравнительно примитивных средств.

Теория физического страдания идёт дальше в этом направлении и настаивает на том, что любая боль, ощущаемая при применении техники Айки-до, если эта техника выполнена правильно, должна быть кратковременной. Лучшие учителя Айки-до постоянно убеждают учеников никогда не оказывать давление на суставы, а только слегка превысить нормальное растяжение. Любая ощущаемая боль кратковременна и предназначается только для содействия выполнению техники нейтрализации. Практичность этой стратегии очевидна: боль действует как предупреждающий сигнал, в результате чего человек становится неподвижным или пытается как-то избежать болевых ощущений. На высшем уровне Айки-до действует так быстро и чётко, что нападающий даже не осознаёт, что произошло.

Даже в древних боевых искусствах обыкновенная самозащита ценилась не так высоко, как способность защитить себя эффективно, но с таким контролем, что нападающему не наносится вреда. Эти искусства называются "чрезвычайно сложными", "утончёнными", "тайными", и со временем они стали принадлежать не так к боевым искусствам, как к религии, философии и высшим сферам существования человека.”

Коити Тохэй в своей книге "Айки-до" пишет: "Когда мы видим, что кто-то выворачивает руку другому, то обычно это называют "Суаки Гяку". Но в Айки-до это не принято. "Гяку" обозначает то, что противоречит принципам естества, тогда как "Дзю" означает следовать этим принципам. Айки-до следует законам Природы, сгибает там, где природа направляет противника в направлении его Ки. Поэтому в Айки-до нет "Гяку", есть "Дзю". Если сгибать сустав с силой против естественного положения, то это "Гяку", и это насилие над телом. Всякая техника Айки-до приносит пользу здоровью и все ученики должны это осознать. Вообще говоря, изучение "Гяку" в целях нанесения увечий есть проявление нехорошего отношения. Айки-до есть изучение принципов природы и их открытое применение."

Следующее, чему в Айки-до уделяется внимание - это контроль при падениях. В Айки-до есть термин "укэми" - "искусство страховки". Тони Теленанс в своей книге "Айки-до. Кэн-до." пишет:

"Слово "укэми" содержит идею обороны. Действительно, речь идёт об обороне, предназначенной смягчить падение в результате броска. В Айки-до используют в основном два типа страховки: усиро укэми (страховка назад) и мае укэми (страховка вперёд). Заметим, что в противовес дзю-до, в Айки-до падают не ударяя рукой о ковёр. Чтобы смягчить падение, ограничиваются спокойным катанием вперёд или назад, исходя из обстоятельств."

Так как Айки-до защищает анатомическую целостность всех участников поединка, то укэми применяется к противникам тоже. Для этого из Айки-до исключены все типы техник, которые могут привести к травме противника в результате его неконтролируемого падения. Истинные техники Айки-до не бросают противника, а проводят противника к такой ситуации, при которой он сам опрокидывает или улаживает своё практически неконтролируемое тело (как правило в положение лёжа лицом вниз, которое практически исключает дальнейшие агрессивные действия). А, исходя из искусства укэми, термин "нагэ" (бросок) в Айки-до используется в другом ракурсе, а не так, как в дзю-до или дзю-дзюцу. Если в других единоборствах броски выполняются с применением силы для отрыва противника от земли с дальнейшим его опусканием на землю (иногда с дополнительным разгоном), то броски в Айки-до - это, в основном, результат действий самого нападающего, его попытка уйти от нейтрализации, которую ему проводит айкидока. Так как противник зла себе не желает, его падения на землю есть результат подсознательной попытки выхода из нейтрализации. А подсознание противника (на базе инстинкта самосохранения и накопленного опыта из всей прожитой жизни) всегда выбирает наиболее безопасный путь.

Читатель может задать вопрос: как же тогда воздействовать на тело противника и надо ли на его воздействовать вообще?

Отвечать на этот вопрос будем последовательно.

Во-первых, чтобы противник упал, воздействовать на его тело необязательно. Это подтверждает сам Морихэй Уэсиба. В последние годы своей жизни его техники были легки и воздушны. А на документальных лентах, которые запечатлели его техники в этот период, мы видим, что руки О-сэнсэя во многих техниках вообще не прикасаются к укэ. Это лишний раз доказывает, что принципы Айки-до в корне отличаются от принципов других единоборств. Более подробно этот момент мы рассмотрим в следующей части этого пособия.

Во-вторых, в Айки-до присутствуют техники, при которых контакт необходим (в частности при техниках нейтрализации). Но воздействие на тело противника при непосредственном контакте также отличается от других единоборств. Следует обратить особое внимание на следующее: если человек будет применять техники Айки-до, но мыслить при этом критериями другого единоборства, например дзю-до, то, как правило, эти техники не будут ни эффективны, ни легки, ни быстры, а тот, кто их применяет, убедившись на некотором опыте в неработоспособности таких техник, будет всё больше тяготеть к какому-то стилю дзю-дзюцу или тому подобное.

А теперь, в свете вышеизложенного, автор хотел бы обратить внимание на такой важный момент, как выбор стойки нагэ.

Все, кто хоть бегло знакомился с Айки-до, заметили одно существенное отличие Айки-до от других единоборств, а именно - отсутствие разнообразных стоек. В Айки-до применяется только одна стойка, которая называется "ханми-камае". Эту стойку можно рассматривать как производную от естественной стойки сизэн-но-камае (от яп. "сизэн" - природа). Вот как Морихэй Уэсиба описывает положение тела айкидоки:

"Правильная поза тела отражает правильное состояние ума. Ключ к хорошей технике - в том, чтобы держать кисти рук, стопы и бёдра прямыми и центрированными. Если ты центрирован, то можешь двигаться свободно. Физический центр - это твой живот; если там же сосредоточишь свой ум, тебе обеспечен успех в любом предприятии. Тело должно быть треугольным, сознание - круглым. Треугольник означает генерирование энергии и является самой устойчивой физической формой. Круг символизирует безмятежность и совершенство, неисчерпаемый источник технических приёмов. Квадрат - это прочность, основа всякой власти.

Когда тебя атакуют, объединяй верхнюю, среднюю и нижнюю части своего тела. Входи, поворачивайся и сливайся со своим противником спереди и сзади, справа и слева."

Давайте теперь рассмотрим слова О-сэнсэя в свете тех принципов, в которых работает человеческое тело.

“Правильная поза отражает правильное состояние ума”. Когда человек спокоен и его ум находится в спокойном состоянии, то и поза человека отображает его внутреннее состояние. Как правило, руки человека в такой позе свободно опущены, ступни ног расположены довольно близко друг к другу, спина прямая и ненапряжённа. Именно в такой позе О-сэнсэй и демонстрировал своё искусство. (Сравните с позами, которые мы часто видим в пособиях по Айки-до: руки подняты перед грудью, пальцы напряжены и растопырены, ноги расставлены для обеспечения мнимой устойчивости. Такая поза отражает только напряжение ума человека, но не его спокойствие).

“Ключ к хорошей технике - в том, чтобы держать кисти рук, стопы и бёдра прямыми и центрированными.”. Для того, чтобы человек смог свободно двинуться в любом направлении, проекция его центра тяжести должна находиться в центре площади фигуры, образованной его стопами. Если человек находится в такой стойке, когда проекция центра тяжести смещена к какой-либо ноге, стойка теряет свободу передвижения: если, например, человек переносит центр тяжести на ногу, которая стоит спереди, то двигаться назад будет довольно тяжело, так как возникает необходимость к перегруппировке тела, на что в некоторых ситуациях попросту нет времени. Чем ниже стойка человека - тем выше его устойчивость, но ниже подвижность; чем выше стойка - тем ниже устойчивость, но выше подвижность (человек, у которого ступни ног поставлены вместе вообще лишён и подвижности и устойчивости). Те низкие стойки, которые мы привыкли наблюдать во многих единоборствах - это результат работы с грубой физической силой. Например, в момент удара рукой, человеку просто необходимо стать в широкую стойку, в противном случае он будет отброшен назад своей же силой (по закону сохранения импульса). В Айки-до же нет противодействия силе противника, как и нет передачи усилия, так как в Айки-до не работают с весом противника. Когда нагэ проводит техники, он работает максимум с весом руки укэ, а всем остальным телом укэ управляет сам. Поэтому и стойка у нагэ естественная, ненапряжённая и высокая. Ноги в такой стойке не сгибаются, а лишь слегка пружинят в коленях для обеспечения плавности передвижений. Руки в стойке также прямые, но не протянуты перед собой, а свободно опущены. Изначальная расслабленность даёт возможность практически мгновенно выполнить любое движение, что так важно для немедленного реагирования на атаку.

“Когда тебя атакуют, объединяй верхнюю, среднюю и нижнюю части своего тела. Входи, поворачивайся и сливайся со своим противником спереди и сзади, справа и слева”.

В Айки-до важным фактором является согласованность движений всех частей тела. Если выразиться терминами ки, в Айки-до требуется наполненность энергией ки всех частей тела, причём источником этой силы всегда должна быть хара (центр) . Если айкидока не наполнит энергией ноги или руки, или теряет центр, то его стойка при проведении техники будет крайне неустойчива, а самому айкидоке для восстановления своей позиции придётся применить грубую физическую силу, которая выразиться в напряжении мышц, а это в свою очередь будет сковывать его движения. Но даже если айкидока будет выливать свою ки мощно и постоянно, но применит её не в мягкой, а в жёсткой форме, то это уже не будет Айки-до. Применение жёсткой ки может привести к тяжёлой травме или даже к смерти нападающего, что абсолютно не приемлемо в Айки-до, целью которого является защита всего сущего на Земле.

И последний момент, на котором мы хотели бы подробно остановиться – это сферичность всех движений.

"Если ты центрирован, то можешь двигаться свободно. Физический центр - это твой живот; если там же сосредоточишь свой ум, тебе обеспечен успех в любом предприятии”. Человеческое тело имеет множество осей и центров вращения. В некоторых суставах (плечевых, кистевых, бедренных) человек может совершать сферические движения, а центром такого движения является точка. Но в основном человек совершает вращательные движения вдоль осевых линий (при сгибании в пояснице, при поворотах туловища, при сгибании в локтевых и коленных суставах). А если мы рассмотрим человеческое тело с точки зрения непрерывности навивки мышечных волокон на его скелет, то увидим чётко обозначенный общий центр - в районе пупка. Как показывает практика, люди, у которых слабые мышцы живота, не могут совершать сильных и энергичных движений (даже если у них развиты другие отдельные мышцы). Но если у человека мышцы живота сильные и упругие, то люди могут проявлять впечатляющие способности (несмотря, иногда, на их кажущуюся внешнюю неразвитость всего тела). Практически все религиозные и философские учения Востока связывают с животом свои методики повышения как физической, так и духовной силы человека. В Китае - это “море ци”, в Японии - это “хара”, в Индии - это третья чакра. Айки-до, являясь восточной системой, взяло на вооружение эти методики. (В следующей главе мы рассмотрим методы развития и совершенствования тела человека через развитие центральной точки, как называет этот центр Коити Тохэй.)

Свободное непроизвольное сферическое движение характерно для базовой техники Айки-до. Рассматривая движения корпуса, основанные на вращении и поворотах (таи-сабаки) следует помнить, что сферическое движение и вращение - это альфа и омега тренировки. Эта установка на динамическую сферу получила интересные продолжения в разных направлениях.

Хотя Айки-до учит жёсткой технике, такой как прямые удары (атэми) и болевые захваты кисти, взятой из древних боевых искусств, упор на круговое движение создаёт визуальное впечатление плавного балетного танца, тонкого и деликатного. Более того, хотя рисунок многих приёмов имеет вид широкой арки, как например, при броске противника, опускании его на землю или следовании его движениям, приёмы Айки-до можно проводить и в ограниченном пространстве. Это достигается за счёт того что движения в Айки-до круговые, в отличие от прямолинейных движений, характерных для других видов боевых искусств, в которых прямые удары, направленные вперед или назад, дают ощущение большой силы и требуют значительно большего пространства при их выполнении.

По существу, то, что было раньше жёсткой грубой техникой, сгладилось и очистилось на основе кругового движения, и техника, требовавшая большого пространства, уместилась в небольшую сферу. Это, возможно, одно из оснований, позволяющих рассматривать Айки-до как утончённое искусство.

Нужно обязательно отметить, что сферическое движение в Айки-до развивалось не для очищения искусства и не для создания пассивной системы защиты. Реальная цель была позитивной и агрессивной: превзойти и подавить силу противника. Айки-до родилось из споров по поводу ответов на такие жизненно важные вопросы как: "Что мне делать при нападении кого-то физически более сильного, чем я? Как я могу победить противника не используя никакого оружия? Не возвращаясь к жестким силовым или психологическим методам и сохраняя верность основам бу-до, что можно считать наиболее рациональным путём достижения превосходства над противником? Короче, как мы можем организовать защиту от того, кто превосходит нас по массе, силе и опыту?"

Принцип и использование кругового вращения как базы Айки-до были найдены Учителем Уэсиба в ответ на эти вопросы и были разработаны им как современный вызов традиционным боевым искусствам. Основатель занимался разными видами дзю-дзюцу, такими как школы Кито и Дайто, и учился древнему искусству владения мечом в школе Синкагэ.

Неудовлетворённый тем, чему научился, он на основе интенсивной тренировки на базе философии нэн добился свободного непроизвольного проявления личности в круговом движении. Принцип классического дзю-дзюцу, по которому мягкий побеждает грубого, а гибкий – жёсткого, был использован Учителем Уэсиба в его понимании Айки-до, но с существенным отличием. В древнем дзю-дзюцу учили: "Когда вас толкают - тяните, когда тянут - толкайте вперёд". С учётом сферичности движений в Айки-до это звучит: "Когда вас толкают - разворачивайтесь и двигайтесь по кругу, когда тянут - делайте вход круговым движением". Это значит, что в ответ на движения противника нужно двигаться по кругу, а движение по кругу позволяет сохранить и стабилизировать центр тяжести, создавая устойчивую ось вращения. Одновременно, центр тяжести противника смещается ,и, теряя центр, он теряет и свою силу. Тогда над ним возможна быстрая и полная победа.

На языке Айки-до этот момент связывают в основном с движениями корпуса, включающими вращение и повороты, известными как таи-сабаки, базовая техника которых - это вход, или, точнее ирими-иссоку - "вход одним шагом", основанный на принципе кругового движения. Из положения ханми лицом к лицу с противником, при его движении вперёд, нужно уклониться от прямой атаки и войти в просвет, находящийся вне его поля зрения - так называемый "мертвый угол" - сикаку. Ключевой момент здесь - быстрая уверенная работа ног, за счёт которой собственный центр подавляет центр противника. Базовая техника входа предусматривает удар в незащищённую точку тела противника (атэми), но при достаточно высоком уровне подготовки могут выполняться и различные другие движения (такие, как ирими-нагэ, ирими-тэнкан, ирими-отоси).

Как я уже отметил, ирими - это базовый элемент кругового движения, основное значение в котором имеет сохранение устойчивого положения собственного центра тяжести. В реальной ситуации, чтобы изменить соотношение сил в свою пользу, нужно выполнять вход, полностью используя энергию ки для смещения центра противника. Любой ценой следует избегать малейших колебаний при входе в момент прямого удара. Здесь есть и другие важные моменты, но поскольку в этой книге не предусмотрено детальное объяснение техники, мы отошлем вас к соответствующим учебникам.

Если ирими представляет собой выражение в технике боевых искусств характерных особенностей бу-до, то правильные движения корпуса, таи-сабаки, символизируют воплощение основных черт Айки-до в движении, ведущим к гармонии динамической сферы. Безусловно, техника движений корпуса основывается на духовном единстве с системой космоса и динамическом единстве с постоянно меняющейся Вселенной.

Как мы уже сказали, движения корпуса в Айки-до основаны на принципе кругового движения. Точно так же, как в случае сферы, центр устойчив и движение исходит из этой неподвижной точки. Это сферическое движение может преодолеть любую противоположно направленную силу за счёт техники идущей от центра - изящной, но наполненной бесконечной энергией. Для объяснения движений Айки-до можно привлечь законы физики, например, понятия центробежной и центростремительной силы, но присущая им красота достигается на основе единства ки, разума и тела. Поскольку они связаны с проявлениями личности как целого, анализ отдельных компонентов не внесёт ничего нового в наше понимания и, тем более, не повысит мастерство.

Занимающийся Айки-до на тренировках основное внимание уделяет отработке и совершенствованию техники кругового вращения, включая в свою работу базовый принцип Айки-до путём постоянной тренировки. При движении он или она становится подобен крутящемуся волчку, имеющему устойчивый центр, никогда не теряющему равновесия. Когда подобное состояние достигнуто, то можно считать, хотя, возможно, ученик этого полностью не осознает, что достигнуто соединение системы "ки-разум-тело" и Вселенной.

На этом мы перейдём к другим важным вопросам, связанными с постижением Айки-до, но в последующем мы ещё неоднократно будем возвращаться к философии Айки-до, к философии единоборств, а также к вопросам тренировки сознания и ума человека в практиках единоборств.

 

 

Глава 6.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

АЙКИ-ДО - ПУТЬ К МИРУ И ГАРМОНИИ

На сайте allrefs.net читайте: "АЙКИ-ДО - ПУТЬ К МИРУ И ГАРМОНИИ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Айки-до - это принцип и путь, который объединяет человечество с Универсальным Сознанием.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Таков Путь Будды.
    С О Д Е Р Ж А Н И Е стр. Введение. ____________________________________________________________________________

И, наконец, желания освободится от этих болезней.
  Безусловно, физическое, психологическое и духовное мастерство едины. Освобождённое от личности сознание открыто, изменчиво, гибко, текуче и динамично для тела, разума и духа. Будучи

О Б И С ТО Ч Н И К А Х
Работая над этим пособием, автор использовал мысли и идеи философов, исследователей и практиков Айки-до, тот богатый материал, который они предоставили для анализа, раздумий и сопоставлений.

УПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ЭНЕРГИЕЙ ЧЕЛОВЕКА.
  Так как само слово "Айки-до" содержит понятие "ки" (энергия, духовная сила), мы решили уделить особое внимание рассмотрению вопроса: "Что же т

КОНЦЕПЦИЯ ЗАЩИТЫ АЙКИ-ДО.
  В этой главе мы рассмотрим Айки-до как систему самообороны и проведём сравнительную характеристику методов воздействия Айки-до на противника по отношению к другим един

Использование помещений необязательно.
Спортивный зал создаёт уйму условных рефлексов: поверхность пола, равномерная освещённость, постоянная температура окружающей Среды. Даже запахи спортивного зала - это то, что способно мобилизовать

Отсутствие специальной физической подготовки.
Как правило, физическое развитие чемпионов в восточных единоборствах превышает средний физический уровень человека, необходимый для его нормальной повседневной жизни. Айки-до же не ст

Деление на ступени мастерства.
Во всех современных восточных единоборствах разработана система градаций мастерства. Все они имеют 6-10 ученических ступеней и 10 мастерских. Разница между этими ступенями подчёркивается постоянно.

Низкие психологические нагрузки.
Система идей и образов, которой вы пользуетесь, не должнауводить вас в сторону от реальной боеспособности. Одно дело наносить удары по чучелу человека или разбивать всевозможные предметы, а другое

ОСНОВЫ АЙКИ-ДО.
  Сущность Айки-до, единство ки, разума и тела, должна быть постигнута человеком как целое. Если мы воспримем только её духовный аспект, то можем впасть в доктринерство

На пути отражения всего сущего.
В этом выразилась сущность и центральная концепция Айки-до, на основе которой Основатель развил свои мысли о любви и гармонии.   5.1 Философские основы

Джара (старость, смерть).
Итак, источник и первопричина всех бедствий человечества в омрачённости, в невежестве. Отсюда яркие определения и осуждения Готамою именно невежества. Он утверждал, что невежество есть велич

Правильное сосредоточение.
Человек, проводящий в жизни эти положения, освобождается от страданий земного бытия, являющихся следствием невежества, желаний и вожделений. Когда это освобождение осуществлено, достигается Нирв

О. Невежество.
Для достижения высшего знания необходимо порвать все эти оковы. В буддизме разработаны до мельчайших деталей подразделения чувств и побуждений умственного процесса, как препятствий

САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.
  В этой главе мы рассмотрим Айки-до как систему, которая позволяет скоординировать работу нашего тела и ума. Эта тема практически не обговаривалась в пособиях по единоборствам

Четыре основных принципа объединения ума и тела
  Каждый из нас прекрасно осознаёт разницу между состоянием разделённых ума и тела и состоянием, когда они согласованны. И эта разница огромна. Например, участники марафонских забегов

Успокоение ума.
  Водная гладь - суть поверхность массы воды. В своём естественном состоянии она не имеет ряби. Зачерпните немного воды ковшом, не потревожив её, и вода останется спокойной. Если же,

Поддерживайте вес в нижней части живота.
4. Расширьте свою Ки.   1. Держите внимание на единой точке. Ещё будучи студентом колледжа в Киото, К. Тохэй с

Полностью расслабьтесь.
Последние данные медицины свидетельствуют о том, что от 70 до 80 процентов всех заболеваний вызваны проблемами, связанными с нервной системой. Врачи убеждают своих пациентов расслабиться, но сами м

Поддерживайте вес в нижней части тела.
Вес любого предмета естественным образом опускается в нижнюю часть. Единственное исключение составляет человеческое тело, когда оно находится в состоянии напряжения. Когда вы спокойны, вес каждой ч

Связь между четырьмя принципами.
  Хотя для согласования ума и тела существует четыре принципа, нет необходимости использовать все четыре одновременно. Скептик может сказать: "Я не могу держать своё сознание бес

Как стать сильным.
Разумеется, самым важным в боевых искусствах является правильное использование своего сознания. Но согласитесь - бессмысленно класть хорошую пищу на выщербленную тарелку. Человек со слабым телом бу

Как расслабиться.
  Если тетива лука всё время натянута, им не удастся воспользоваться в случае опасности. Точно так же человек не сможет воспользоваться своей энергией тогда, когда ему будет нужно, ес

Как укрепить ум.
  Люди старших поколений часто обвиняют современных молодых людей в отсутствии духовного стержня. Они сдаются при столкновении с малейшей трудностью, отступая перед лицом всего, что п

Объедините свой ум.
  Рассеянные солнечные лучи, сконцентрированные с помощью линзы, могут вызвать пламя. Даже самый сильный свет, рассеянный исследователем, становится слабым. Сила в концентрации. Ум не

Используйте свой ум положительно.
  Положительное использование ума К. Тохэй называет "расширением Ки". Та сторона предмета, на которую падает свет, всегда светлая. Противоположная сторона - тё

Как развить умственные способности.
  Людей часто называют словом "блестящий". Такого рода похвалу зарабатывают люди, получившие высокие оценки на школьных экзаменах. То же говорят о человеке, преуспевшем в на

Понимание.
  Понять любую книгу. Осознать десятку, едва услышав об единице. Понять всё, что другой хочет сказать, как только он начнёт говорить. Эти качества демонстрируют умственные способности

Здравый смысл.
  Хорошие умственные способности не принесут никакой пользы при отсутствии здравого смысла. Ничто не заменит способности отделять хорошее от плохого. Когда поверхность воды возмущена,

Память.
  Если объектив фотоаппарата сфокусирован правильно, он даст хорошее, точное изображение. То же самое можно сказать и о мозге. Глаза работают подобно объективу фотоаппарата. Если вы н

Как обеспечить крепкий сон.
  Человек в основном расходует Ки когда он бодрствует и пополняет её запасы из Вселенной во время сна. Для того, чтобы выжить, человеку необходима одежда, пища, крыша над голов

Как справиться с болезнью.
  Человеческое тело - это часть общего поля Вселенной, фрагмент вселенской Ки, заключённой в тело. Поэ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИРОВОК.
Легче учиться, чем учить. Довольно легко просто объяснить что-то, не заботясь о том, понимает ли вас ученик. Но если вы действительно осуществляете правильное руководство и учите беспристрастно, им

При подаче материала ставьте перед учениками такие задачи, чтобы иметь реальную возможность их выполнить.
Практически это означает, что когда вы постоянно увеличиваете требования к своим ученикам, вы должны это делать в пределах, доступных в данный момент ученику. Как правило, для оценки действий учени

В конкретный промежуток времени отрабатывайте что-нибудь одно, не пытайтесь формировать поведение по двум критериям одновременно.
Под этим не подразумевается, что вы не можете работать над многими различными типами поведения в один и тот же период времени. Во время любого занятия можно сначала немного поработать над качеством

Вводя новый критерий, временно ослабьте старые.
Допустим, отрабатывая какую-нибудь технику, ученик успешно выполняет её медленно. Но при попытке выполнить в естественном темпе атаки, ученик может терять равновесие, чем сводит на нет саму технику

Ведите ученика за собой.
Планируйте программу тренировок так, что, если ученик совершит в обучении неожиданный скачок вперёд, вы должны знать, что отрабатывать дальше. Такого рода "рывок" выработки поведения може

Не меняйте тренеров на полпути.
В процессе выработки поведения вы рискуете значительным регрессом, если перепоручаете своего ученика другому преподавателю. Не важно, сколь скрупулёзно обсуждены критерии перед передачей дела, поск

Не кончайте урок без положительного подкрепления, это равносильно наказанию.
Тренер должен уделять своё внимание ученикам до конца тренировки. Это более, чем хорошие манеры или хорошая самодисциплина. Это - хорошее обучение. Когда ученик старается заработать подкре

Если выученное поведение ухудшается, то пересмотрите методику тренировки.
Иногда навык или поведение портятся, а иногда создаётся видимость их полной потери. Нам всем знакомо это чувство. Иногда внешние обстоятельства временно полностью уничтожают хорошо выученное поведе

Прекращая работу, оставляйте за собой лидирующее положение.
Сколько должна продолжаться каждая тренировка? Частично это зависит от промежутка времени, в течении которого субъект сохраняет внимание. Например, дети до 12 лет сохраняют хорошее внимание не боль

Совместный рост.
Иногда в мы сталкиваемся с людьми, занимающимися прилежно, но заинтересованных только в собственном прогрессе, и выглядящих раздражённо, когда им задают вопрос, куда они ведут своих учеников. Дисци

Инструктор должен быть скромным.
Иногда инструктора хотят немного поважничать. Дело в том, что не все те, кто обучает, обязательно овладели теми принципами Вселенной, которым нужно обучать. Такой человек может быть на шаг впереди,

Ученики и учительское зеркало.
Когда учитель и ученики являются спутниками на дороге Вселенной, они являются также и двойным зеркалом, в котором каждый отражает другого. Добродетели и грехи учителя просматриваются в ученике и на

Прав не тот, у кого больше прав.
Хотя это и хорошо, когда учитель учит своих учеников становиться более сильными, сила не должна быть единственной целью. Позиция "прав тот, кто сильнее" - явно не похвальна. По мере увели

Отсутствие.
Существует мнение, что никто не может научить, начать учить до тех пор, пока сам не станет сильным. Некоторые люди с большим опытом отказываются инструктировать юниоров, потому что чувствуют, что с

Будьте честны и справедливы.
Учитель должен быть совершенно беспристрастен, дружелюбен, честен и справедлив по отношению ко всем ученикам. Поскольку учение - это самообучение, и если вы в глубине своего сердца эгоистичны, то в

Инструктора должны работать вместе.
Инструктора не должны пререкаться между собой по поводу техник и методов обучения. Для одной и той же техники существует много методов. И техника меняется в зависимости от того, как противник прила

Занимайтесь с чувством приятного радостного настроения.
4. Учение Великого Наставника составляет лишь малую часть того, что вы изучаете. Овладение каждым движением будет целиком зависеть от ваших старательных тренировок.

При многолюдном скоплении, когда несколько хулиганов ведут себя плохо, беспокоят или подвергают опасности окружающих людей.
Но надо всегда помнить, что даже в тех случаях, когда применение Айки-до правомерно, надо всеми силами стараться уладить дело мирным путём. И лишь только тогда, когда эти попытки окажутся бе

Основателя Айки-до)
Искусство Мира начинается с тебя самого. Над собой и над поставленными перед тобой задачами работай с Искусством Мира. У каждого есть дух, который можно

Гармония любви
  Айки-до - это ни что иное, как проявление любви в работе. Любовь дает форму Вселенной и очищает всё в ней. Вселенная разбрасывает семена, из которых вырастает всё в этом мире; он

Путь истины
  Во все века бесчисленные религиозные проповедники и философы несли людям истину и говорили о бесконечной силе гармонии. Но почему тогда победоносно поднимали головы те, кто шёл п

Принцип круга
Техника Айки-до построена на круговых движениях, поскольку дух круга приносит гармонию и разрешает все конфликты. Реакции тела, разума и духа на принцип круга жизненно важны для техники.

МОРИХЭЙ УЭСИБА
“А Й К И - ДО -- И С Т И Н О Е Б У - Д О”   Поскольку слово "гармония" (ай) созвучно слову "любовь"

Невнимательность и небрежность приводит к неудачам.
Большинство несчастных случаев в жизни происходит из-за недостаточной наблюдательности или из-за лени. Поэтому занимающийся Каратэ должен быть бдительным. Фунакоси рекомендовал развив

Каратэ занимаются всю жизнь.
К концу своей жизни восьмидесятилетний Фунакоси сказал, что совершенствовал некоторые движения Каратэ в течении шестидесяти лет: "И только тогда мне наконец-то удалось уловить

Кин-катсу. От удара в пах.
Удары в пахдостаточно часто могут вызвать шокопод

Сей-катсу.
  Располагаем пострадавшего в положении сидя, приставив к его позвоночнику где-то в районе 6-го и 7-го грудных позвонков своё правое колено. Свои ладони кладём на грудь пациента. Выпо

Сей-катсу.
  В случаях тяжёлых удуший или при сильных ударах в область желудка или почек рекомендовано применять сей-

Со-катсу - общее оживление.
  Если пострадавший находится в глубоком нокауте или после достаточного длительного удушья, его необходимо ос

Рождение Эмоции.
Эмоция - это не простое или первичное состояние соз­нания, а сложное, образуемое взаимодействием двух аспектов "Я" - Желания и Интеллекта. Воздействие Интеллекта на Желание порождает Эмоц

Действие Эмоции в семье.
Человека называют "общественным животным". Это биологический способ выражения того, что лучше всего чело­век развивается не изолированно, а в контакте со своими собратьями. Его определенн

Рождение добродетелей.
Мы видели, что когда члены семьи выходят за рамки узкого круга родственников и соприкасаются с людьми, инте­ресы которых либо безграничны, либо противостоят им, между ними и этими другими людьми не

Добро и зло.
Теперь давайте на некоторое время обратимся к вопросу Добра и Зла и посмотрим, какое отношение они имеют к счастью и горю. Ибо существует довольно широко распростра­ненная точка зрения, заключающая

Добродетель и блаженство.
Совершенство, гармония с божественной Волей, неотделимо от блаженства. Добродетель - это путь к блаженству и все, что к нему не ведет, не является добродетелью. Совершенство божественной природы вы

Превращение Эмоции в Добродетели и Пороки.
Теперь мы должны более полно познать истинность того, что было сказано выше, что добродетель вырастает из эмоции и насколько верно то, что добродетель или порок являются всего лишь постоянными проя

Применение теории на практике.
Когда будет постигнута природа добродетели и порока, станет очевидным, что самым кратчайшим путем укрепления добродетели и искоренения пороков является работа над эмоциональной стороной характера М

Предназначение эмоции.
Предназначение эмоции любви настолько очевидно, что, вероятно, вряд ли необходимо останавливаться на этом. И все же следует подчеркнуть тот факт, что любовь является конструктивной силой вселенной.

Тренировка эмоции.
Эмоция, как мы видели, является движущей силой чело­века; она активирует мысль, она побуждает к действию, она является паром для двигателя, без нее человек будет безде­ятельным, пассивным. Но сущес

Искажающая сила Эмоции.
Одним из моментов, который чаще всего склонен не заме­чать эмоциональный человек. - то, каким образом эмоция заполняет окружающую его атмосферу своими колебаниями и вследствие этого воздействует на

Методы управления эмоциями.
Первым и самым действенным способом достижения гос­подства над эмоциями - как и над всем тем, что касается сознания - является Медитация. К Медитации следует обратиться прежде, чем контакт с внешни

Использование эмоции.
Только тот может использовать эмоцию, кто стал ее гос­подином и знает, что эмоции - это не он сам, а всего лишь игра в оболочках, в которых он обитает, обусловленная взаимодействием между "Я&q

Значение эмоции в эволюции.
Мы видели, что эмоция является движущей силой человека, и чтобы превратить ее в помощника эволюции, мы долж­ны использовать ее для возвышения и не позволять ей разлагаться. "Я" в своей эв

Анни Безант
“О некоторых затруднениях во внутренней жизни” (Печатается из сборника статей по теософии "Вопросы Теософии"(вып. 1)

Звено в цепи эволюции
  В эволюции человека имеется стадия, которая непосредственно предшествует цели человеческих усилий, и когда эта стадия пройдена, к человеку, как к таковому, уже нечего добавить. Он с

Первое посвящение
  В эту стадию жизни Христа или жизни Будды вступают посредством первого посвящения, в котором посвящаемый - "малое дитя", иногда "маленький ребёнок, трёх лет". Че

Второе посвящение
  Сознание развивается, пока первая стадия пути не пройдена, и ученик не увидит перед собой вторые врата посвящения, символизируемые в христианском писании крещением Христа. В то врем

Третье посвящение
  Третьи врата перед ним, которые допускают его к следующей стадии его прогресса, и он переживает короткий момент мира, великолепия и сияния, символизируемый в христианских писаниях П

Слава совершенства
  Христос-триумфатор, Христос воскресший и вознесшийся пережил горечь смерти, узнал все человеческие страдания и поднялся над ними силой своей собственной божественности. Что сможет т

Вдохновляющий идеал
  В этом лежит стимул для каждого из нас, кто в самые благородные минуты чувствовал притяжение жизни, проистекающей для любви к людям. Давайте подумаем о страданиях мира, который не з

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА
“Карма, или закон причин и последствий” (Рига "ВИЕДА", 1991)   Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что пос

Мысль строит характер человека.
  Нигде человек не является так ясно и непреложно создателем своей судьбы, как в области умственной. В силу большой подвижности и быстроты умственных вибраций, мыслитель, сознательно

Желание связывает человека с предметом желания
  Желание и его высший вид, воля, являются самыми могучими созидающими силами Вселенной. Желания притягивают нас к тем или другим предметам внешнего мира, они образуют наши с

Последующего воплощения
Если поступки человека послужили причиной страдания для других, он в такой же мере будет страдать и сам; если же они приносили радость или благосостояние окружающим, это отразится на его последующе

Зрелая Карма
Она уже готова для жатвы, а потому - неизбежна. Свобода выбора в прошлом; выбор был сделан, в настоящем остается только уплатить свой долг. Причины, которые мы зарождаем непрерывно нашими

Скрытая Карма
  Каждая причина стремится произвести свое действие непосредственно; осуществить это стремление мешает сопротивление среды. Тот же закон относится и к причинам, создаваемым человеком.

Зарождающаяся Карма
  Этот вид Кармы создается непрестанно нашими мыслями, желаниями и поступками; это - тот посев, плоды которого мы будем пожинать в будущем. Именно эта Карма и представляет собой созид

БРАТСТВО
… 15. Из одной искры познали мощную энергию. Также из вспышки нервной силы можно установить постоянный приток сил. Люди давно признавали, что натиск нервной энергии гораздо мощнее, нежели

НАДЗЕМНОЕ
… 88. Урусвати негодует, когда слышит о войне. О том же ужасается и Сестра О., и Мы все печалимся уявлениям дикости человечества. Самое дикое проявление свободной воли заключается в войне.

ЧАСТЬ 1
… 121. Насилие есть бич человечества, оно происходит от невежества; ибо даже немного мыслящий человек чувствует в сердце явление ужаса, когда перед ним черта неестественного. От в

ЧАСТЬ 2
… 20. Много причин, отчего люди боятся Тонкого Мира и световых излучений. Они в сущности своей чуют, что в Тонком Мире каждое побуждение сопровождается явным излучением, но сам человек не

Г. Куэрнавака, Мексика, август, 1957 г.)
  ………………………………….   Противоречия, с которыми сталкивается и от которых страдает сегодня Запад: 1. Личность и машина противостоят друг другу, а потому За

Храм Айки в городе Ивама
  Чтобы в полной мере принять введение названия "Айки-до" и понять некоторые основания для этого, включая изменения в мыслях Основателя, мы должны обратить вни

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги