Реферат Курсовая Конспект
Работа сделанна в 2001 году
Труды по религиоведению - Реферат, раздел История, - 2001 год - Биография С.А. Токарева (советского этнографа) Труды По Религиоведению. Вопросами Религии Учный Занялся Достаточно Рано. Уже...
|
Труды по религиоведению. Вопросами религии учный занялся достаточно рано. Уже в 32 года исследователя привлекают к написанию многотомной книги Религии народностей СССР . Там он пишет главы о верованиях народов Сибири чукчи, коряки, юкагиры, буряты, якуты, остяки и вогулы. Постоянно С.А. Токарев пишет статьи в БСЭ. Также публикуются статьи в СЭ и ВДИ. В них прослеживаются глубокие знания учного по различным регионам Земли. Он пишет о современной религиозной ситуации в США и о традиционных верованиях хакасов, о религиозных верованиях восточнославянских народов и о сектанстве наших дней. С середины 50-х годов начинают появляться обобщающие исследования по проблемам религии. В журнале Вопросы философии в 1956 году опубликована статья Проблема происхождения и ранних форм религии. Эта статья состоит из 9 разделов.
В первом автор ставит задачу решить задачу научной классификации религиозных явлений. Подчркивается основной принцип марксистское понимание религии и широкое использование фактического материала и уже существующих исследований.
В последующих главах автор рассматривает существующие концепции, критикует их, объясняет вводимые им термины, степень их условности например термин форма религии. В четвртом разделе исследователь выражает сво отношение к вопросу о древности той или иной религии. Токарев подчркивает, что нельзя ставить вопрос таким образом, мы можем говорить только об относительном историческом возрасте каждой отдельной формы религии. В следующем разделе идт разговор о тотемизме.
Подчркивается социальная сущность верования, его ярко выраженная социальная база. Однако автор критикует мнение, что тотемизм форма общественного строя. К религиозным формам относится и вредоносная и лечебная магия. Учный спорит с буржуазными специалистами, которые магию и знахарство вообще противопоставляют религии. Также отмечается устойчивость в веру во вредоносную магии и е связь с верой в злых духов. В 8 и 9 разделах автор выделяет ещ восемь форм религии, отмечая важность их изучения. Эта область изучения истории религий оказалась востребованной и С.А. Токарев развивает и расширяет подобную тематику.
В сборнике Наука и религия в 1957 году публикуется статья О происхождении и ранних формах религии в ТИЭ т.51 статья Сущность и происхождение магии в Ереване выходит монография Происхождение религии в Сборнике научного атеизма статья Возникновение религии. Важна книга Религии у разных народов в прошлом и настоящем Москва, 1961 это прообраз одной из самых востребованных книг Религии в истории народов мира, которая выйдет в 1964 году. См. ниже. В этом же году публикуется обобщающая монография Ранние формы религии и их развитие. Книга состоит из вступления и 15 глав. Во введении излагаются принципы морфологической классификации религий.
Здесь подтверждаются марксистские принципы, критикуются буржуазные концепции. Автор выделяет религии доклассовых и классовых обществ. Упоминаются национальные и наднациональные религии. Оговаривается невозможность классификации по содержанию верований и объекту поклонения, также и фетишизм, анимизм, магия не могут быть положены в основу классификации.
Токарев говорит, что нужно искать существенные признаки религии, те черты, которые наиболее наглядны, легче поддаются объективному наблюдению и анализу. Классификация не должна быть чисто формальной, нужно подходить к религии как к явлению общественной жизни, исторически. Эти принципы автор реализует в следующих главах.
В каждой главе есть обширные историографические сведения, конкретный этнографический материал. В первой главе Тотемизм автор показывает развитие взглядов историков всего мира включая советских на проблему тотемизма. Важнейшими вопросами здесь являются генезис верования, социальное основание, связь с мифологией. Также автор пытается проследить развитие этой формы религии от палеолита до наших дней. Рассматриваются отдельные аспекты племенной тотемизм, тотемы фратрий, вера в тотемических предков и перевоплощение.
Глава 2 посвящена ведовству, или вредоносным обрядам. Здесь на историческом материале С.А. Токарев рассматривает не только психологическую основу, но и динамику развития этого явления, его связь с анимизмом и представлениями о душе. Подобным образом построена и следующая глава о знахарстве. Автор отмечает происхождение знахарства от народной медицины с большой долей разных суеверий. Следующая глава Эротические обряды и культы - одна из самых объмных в монографии.
В ней мы можем найти исчерпывающую информацию о данной форме религии. Автор подробно описывает половую магию, половой тотемизм и табу. Также рассматривается проблема связи экзо- и эндогамии с религией, религиозного освящения брака, целомудрия и аскетизма. Учный показывает корни суеверных представлений о нечистоте женщины. По его мнению, это явление родилось на двойственной основе биологической и социальной. Говоря о половой связи человека со сверхъестественными существами, исследователь умалчивает о фактах гомосексуализма и травестизма, ссылаясь на их единичный характер.
Вообще же в этой главе автор пытался показать, что все описанные верования и ритуалы имеют то или иное отношение к половой жизни человека, а именно выросли на этой основе. На мой взгляд, нельзя объединять столь непохожие вещи в одну общую группу, т.к. такой подход является чисто формальным. О погребальном культе идт речь в следующей главе. Термином погребальный культ С.А. Токарев обозначает совокупность религиозных обрядов, относящихся к умершим, и связанные с этими обрядами верования. Исследователь сразу разделяет обычай и обряд, подчркивая, что не всякий обычай может иметь отношение к религии.
Рассматриваются психологические, практические, мифологические аспекты погребального культа. Немало внимания уделено формам погребения, похоронным обычаям, представлениям различных народов о загробном мире. В главе Раннеплеменной культ инициации автор показывает целый комплекс явлений на примере народов Тихого океана и Африки.
Говорится об исторической судьбе этой формы религии. К различным сторонам т.н. промыслового культа исследователь обращается в следующей главе. Отмечается, что именно тотемизм произошл от промыслового культа, а не наоборот что эта форма сыграла большую роль и в формировании анимистических представлений. Культам материнского и патриархального рода посвящены главы 8 и 9. В динамике рассматриваются шаманизм и нагуализм. Отдельные главы повествуют о культе тайных союзов, культе вождей, культе племенного бога и аграрных культах.
Важнейшая работа С.А. Токарева Религия в истории народов мира выдержала 4 издания. Библиотечное исследование показало, что все экземпляры зачитаны буквально до дыр. Книга состоит из введения, трх разделов и заключения. Каждый раздел разбит на главы, которых всего 24. Во введении дан краткий очерк истории изучения религии и е происхождения в домарксистской и буржуазной науке, а также отдельным параграфом прописано марксистско-ленинское понимание религии.
Подчркивается важность изучения и борьбы с извращнной формой общественного сознания. Раздел Религия доклассового общества и переходного периода к классовому обществу племенные культы состоит 12 глав. В главе 1 описывается эпоха до раннего металла включительно, отмечается зарождение солярного культа, особенности неандертальских погребений, тесная связь веры и искусства в ту пору. Каждая следующая глава повествует о религиях распространнных в различных регионах Австралия и Тасмания, Океания, Южная, Юго-Восточная и Восточная Азия, Америка, Африка, Северная Азия, Кавказ, Поволжье особняком стоят главы Религия древних славян , Религия древних германцев и Религия древних кельтов. Исследователь приводит литературу в виде сносок, рассказывает о современном религиозном состоянии некоторых народов, детально рассматривает мифологию.
Характеризуется религиозный синкретизм и пережитки. Следующий раздел посвящн религиям классового общества и национально-государственным религиям.
Рассматриваются религии цивилизаций Мезоамерики, Китая, Японии, Кореи, Индии, Древнего Египта, Шумеров, Вавилона, Ассирии, хеттов, халдов, финикийцев, Ирана, евреев, древних греков и римлян. Подробно рассматривается социальная сущность религии, е корни. Мировые религии описываются в порядке их возникновения буддизм, христианство, ислам. Токарев называет источники, историографию раскрывает динамику развития, современную ситуацию и историческую оценку.
В заключении говорится, о перспективах религии, отмечается упадок е авторитета и влияния. Отрицается какая-либо польза религии Религия зло народов. У С.А. Токарева есть также работы по религиям отдельных регионов например, монография Религиозные верования восточнославянских народов XIX начала XX в С середины 60-х годов происходит переориентация интересов учного, и он более глубоко начинает заниматься историей науки.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Любопытно, что в детстве Сергей Токарев жил рядом со Львом Николаевичем Толстым дача его бабушки по материнской линии Александры Яковлевны Дарской,… Как сообщает вдова Сергея Александровича О.В. Токарева, дети бывали в имении… Сначала аспирантура Института истории РАНИИОН позже Коммунистическая академия, затем преподавательская деятельность в …
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Труды по религиоведению
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов