рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Деревянное и каменное зодчество Руси. Памятники Киева и Великого Новгорода

Деревянное и каменное зодчество Руси. Памятники Киева и Великого Новгорода - Контрольная Работа, раздел История, древнерусская культура IX-XII век Деревянное И Каменное Зодчество Руси. Памятники Киева И Великого Новгорода....

Деревянное и каменное зодчество Руси. Памятники Киева и Великого Новгорода.

Древнерусское зодчество развивалось на протяжении X – начала XIII вв. В этот период можно проследить эволюцию стилей и признаков, он замечателен развитием параллельных форм архитектуры: деревянной и каменной, причем преобладало деревянное строительство. Архитектура была связана с жизнью государства, и важнейшие этапы её развития в основном совпадают с периодизацией отечественной истории. Исторически обусловленный рост городов Киевской Руси предопределил в X – XI вв. быстрое развитие зодчества, в первую очередь деревянного.

Огромную роль в этот период играло оборонительное строительство, так как защита от внешних врагов и княжеские междоусобицы требовали создания защитных сооружений. В области жилищного строительства на Руси издавна сложились два типа построек. Русские жилища северного типа были наземные, с деревянным полом, срубленными стенами, двускатной кровлей и большой печью, сложенной из камней. Южный тип жилища условно называют полуземлянкой.

Пол таких домов несколько углублен по отношению к поверхности земли, стены – деревянные, часто присыпанные снаружи землей, печи – каменные или чаще глиняные. В руках мастеров плотничьего искусства сосредотачивалось все строительство – военное, гражданское и культовое, что способствовало общности технических и художественных приемов, пониманию тесной связи зодчества с ландшафтом и важнейших законов архитектурного ансамбля. Русское каменное зодчество было заимствовано нашими предками из Византии.

Оттуда пришла и символика храма – звездного неба. Основой плана является крест – символ христианства, символ спасения. Здание храма строго ориентировано с запада на восток. Именно к востоку обращено главное святилище – алтарь. Своды храма и его глава находятся на четырех столпах, символизирующие четыре Евангелия. Столпы членят внутреннее убранство на три нефа. Храм обычно имел три входа: западный, северный и южный. Русские зодчие по-своему переосмысляли византийскую архитектурную систему крестово-купольного храма и создавали новые архитектурные формы шатрового, столпообразного храма.

Новый этап в истории зодчества Киевской Руси связан со строительством Ярослава Мудрого в стольном граде Киеве. В конце 30-х – начале 50-х гг. XI столетия по указанию великого князя киевского был возведен самый величественный и знаменитый из всех русских храмов – собор Святой Софии (что значит Премудрости Божьей). Впрочем, это и самый грандиозный из всех известных в наше время соборов византийской художественной традиции.

Ярослав, посвящая храм Софии, как бы подчеркивал свое равенство с византийскими императорами. Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм, окруженный с юга, запада и севера обходами – галереями. Сочетание светского и духовного начал нашло отражение в художественных особенностях здания: бытовые сцены развлечений, изображенные на фресках башни, как бы противопоставлялись идеям смирения и отреченности от жизненных благ, групповые портреты княжеского семейства включались в церковные росписи; замкнутость церковного здания нарушалось открытыми арками галерей, вносившими в облик храма черты общедоступности.

Для архитектуры собора Святой Софии в Киеве характерны триумфальность и праздничность, связанные с утверждением авторитета князя и могущества молодого государства. Начало строительства в 1045 году собора Софии в Новгороде, втором по значению городе Древнерусского государства, следует рассматривать как продолжение политики укрепления государственности и упрочения авторитета великого князя.

Собор во многом подобен киевскому, однако он несколько проще и скромнее. Во внутреннем убранстве мозаика уступает место фреске, отсутствуют мрамор и шифер. Византийская архитектурная традиция, воспринятая русскими мастерами, с наибольшей полнотой отразилась в киевском соборе Святой Софии. Однако чем дальше от Южной Руси - Киева, Чернигова, Переславля – строился храм, тем больше в нем черт оригинального русского зодчества, тем больше собственных находок привносили в строительную практику местные мастера. «Младшие сестры» Софии Киевской – София Новгородская и София Полоцкая – возводились по образцу «старшей сестры», но северные зодчие творчески преобразили его до неузнаваемости.

При всей своей индивидуальности Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке в то же время были родственными по композиции, строительной технике, деталям и архитектурному образцу. В этом выражается стилистическое единство зодчества Киевской Руси X – первой половины XI вв. Высокое художественное совершенство и своеобразие этих памятников ставят их в первом ряду шедевров мировой архитектуры.

Таким образом, используя традиции византийской архитектуры, каменное русское зодчество в эпоху своего становления имело своеобразный характер и уже во второй половине XI века вырабатывало собственные традиции. Именно на них ориентировались ваятели следующих поколений. 6. Монументальная живопись Древнерусская монументальность живопись складывалась на основе византийских традиций.

Киев стал учеником Константинополя – столицы Византийской империи. Оттуда приезжали на Русь митрополиты, епископы, священники, а также архитекторы и живописцы, которые привозили иконы и украшенные миниатюрами церковные книги. На протяжении нескольких столетий русские мастера перенимали тонкое искусство «греков» - так называли на Руси всех подданных Василева вне зависимости от их национальности. Монументальная живопись была призвана не только украсить храм, но еще в большей степени должна была максимально просто и лаконично раскрыть перед молящимися основные положения христианского вероучения – о Боге как Творце и Судье мира, Христе как Спасителе человечества, пути спасения для людей, единстве небесной и земной церкви.

Мастера, оформляя древнерусские соборы, использовали два вида техники монументальной живописи: мозаику и фреску. Мозаика отличается наибольшей роскошью и нарядностью. Сложенная из смальты – небольших кусочков окрашенного стекла, она менее подвержена воздействию времени, чем фреска, и не теряет первоначальной свежести красок.

Смальта хорошо отражает солнечный свет, который наполняет храм цветовыми переливами, подобными мерцанию драгоценных камней. Для украшения киевских церквей мозаикой, была построена мастерская, где изготовляли смальту. Кубики смальты окрашивались в разные цвета: ученые насчитали в мозаичной палитре собора Святой Софии 177 оттенков.

В технике мозаики, как наиболее дорогой и сложной, выполнялись композиции в куполе и апсиде. Остальные части храма расписывались водяными красками по сырой штукатурке – фресками. Благодаря замечательным свойствам этой техники, а также мастерству живописцев, знавших все её тонкости, некоторые фресковые ансамбли, созданные много столетий назад, сохранились до наших дней. Конечно, произведения, исполненные в технике фрески, менее долговечны, чем мозаики, однако они также весьма устойчивы к разрушительному воздействию уходящих веков.

Рецепты составления красок хранились в секрете и передавались только от мастера к ученику – из поколения в поколение. Масляной живописи Русь не знала. Собор Святой Софии в Киеве – древнейший памятник, который сохранил монументальную живопись домонгольской Руси. Великолепное внутреннее убранство собора выполнили, соединив мозаику и фреску, греческие мастера, поэтому она в наибольшей степени соответствует византийской системе росписи.

На фресках изображались картины из Евангелия. Но также среди фресок Софийского собора сохранилось несколько изображений не церковного, светского, содержания. Например, два групповых портрета семьи великого князя киевского Ярослава Мудрого и несколько бытовых сценок – охота на медведя, выступления скоморохов и акробатов. 7.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

древнерусская культура IX-XII век

В древних вендских могилах были найдены многие глиняные урны, весьма хорошо сделанные, с изображением львов, медведей, орлов и покрытые лаком; также… Но все это было лишь предпосылками для образования настоящей, древнерусской… Глубокие изменения в социально-экономической и политической жизни, выразившиеся в разложении первобытнообщинного строя…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Деревянное и каменное зодчество Руси. Памятники Киева и Великого Новгорода

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Влияние художественных традиций Византии на древнерусскую культуру. Культурные связи Руси со странами Западной Европы
Влияние художественных традиций Византии на древнерусскую культуру. Культурные связи Руси со странами Западной Европы. Культура всякого народа складывается из суммы ценностей, унаследованных от про

Богатство фольклора. Возникновение героического былинного эпоса
Богатство фольклора. Возникновение героического былинного эпоса. Истоки мировой литературы – в героическом эпосе, сказках, легендах, песнях, пословицах, загадках, в том, что обычно называют фолькло

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги