рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

МЕЧ, ШПАГА И КИНЖАЛ (ДАГА)

МЕЧ, ШПАГА И КИНЖАЛ (ДАГА) - раздел История, История оружия человечества   В Xvi Столетии Меч Достигает Высшей Ступени Совершенства. Он ...

 

В XVI столетии меч достигает высшей ступени совершенства. Он становится неразлучным спутником каждого, особенно по мере прибли­жения к тем тревожным временам, когда всякий признавал за собой право быть вооруженным.

 

Рис. 256. Седельный меч (венецианской работы).

 

Простая рукоять в форме креста клонится к уничтожению; едва на­ходим мы в длинных седельных20 мечах (ех10с) конницы. Венецианский меч в Клюни (рис. 256) может служить образцом таких мечей. Рукоять его стальная, украшенная чеканкой и позолотой. Две, расширенные и изогнутые к лезвиям клинка, дужки имеют спиралевидные украшения, образуя на каждой оконечности треугольную выемку. Боковое кольцо, дополняя защиту руки, утолщается по середине и образует два треуголь­ных отверстия, разделенных двойным завитком, который находится также и на головке рукоятки. Смелые изгибы дужки, чеканка прекрас­ного стиля, исполненная уверенной и смелой рукой, все обнаруживает в этом оружии прекрасную работу. Клинок его, утолщенный и затуплен­ный на сторонах при соединении с рукоятью, указывает, что этот меч управлялся одной рукой. Трубка охватывалась четырьмя пальцами, между тем как указательный захватывал дужки; таким образом, было необходимо, чтобы клинок был тупым в том месте, где палец приходил с ним в соприкосновение. Впрочем, короткая рукоятка неизбежна, когда оружие держится вышеупомянутым способом, и все мечи эпохи основа­ны на этом принципе. Клинок меча, длиной около метра, усиливается посередине отлогим ребром, откосы которого образуют лезвия, так что в разрезе получается очень сплюснутый косоугольник.

Рис. 257. Рукоять ручного ме­ча.

 

Ручной меч конных воинов такого же типа, но с более сложной руко­ятью, еще однако настолько простои, чтобы не стеснять руку, одетую рукавицей, если бы пришлось действовать оружием при быстрой езде. Рукоять его имеет следующее устройство (рис. 257). Головка ее А всегда достаточно тяжелая, чтобы уравновешивать клинок, удлиняет­ся обыкновенно в виде груши, сосновой шишки, оливы и пр.; она имеет шейку А1' опирающуюся на трубку В, а наверху снабжена пуговкой А, которая иногда на­зывается каплей (goutte) и служит для за-клепывания стержня, не трогая таким способом поверхности головки. Трубка В делается обыкновенно короткой, в форме круглой, витой или желобчатой колонны, иногда суживающейся на оконечностях; выпуклости, которые на ней делаются, имеют целью дать пальцам более удобную рукоятку. Иногда сторона, обращенная к ладони, более выпукла, чем противоположная. Из различ­ных материалов, употреблявшихся на ее изготовление, чаще встречает­ся дерево, потому что его обработка легче; для прочности оно покрывается железной или медной сетью филигранной работы. Эта оп­рава на оконечности трубки укрепляется плетеными или цельными ме­таллическими кольцами. Гард состоит из двух дужек К, выходящих из щитка Т; с дужками соприкасается боковое кольцо 5. Второе боковое кольцо образовано двумя сходящими двойными дужками (pas d'ane).

Часть клинка, заключенная между боковыми кольцами, сужена и притуплена на лезвиях; ее называют ricasso М (как говорят испанцы) и на этой части, часто выпуклой, оружейные мастера клали свое клеймо. Боковые выемки облегчали проход пальцев в pas d'ane.

Клинок меча (рис. 258) имеет стержень 5, верхний конец которого заклепывается в головке А11, а нижний переходит в ricasso, где образу­ется первый заплечик, служащий опорой щитку. Ricasso R образует выемку, в которую кладется клеймо; затем идет клинок F с двумя дола­ми, придающими легкость и гибкость; долы эти идут от середины клинка Т.

Клинки бывают иногда чрезвычайно длинны; нередко встречаются до четырех футов от ricasso до острия.

В венецианских мечах (рис. 259) рукоять, кроме бокового кольца, усложняется железной чашкой в форме раковины, в которую вклады­вался большой палец, если держать оружие правильно (рис. 260).

В продолжение всей первой половины XVI столетия немецкие пехо­тинцы употребляли менее длинные, но зато еще более тонкие мечи. Их можно держать двумя руками, что видно по длине и форме рукоятки, образующей две выемки: одну к стороне головки рукоятки, другую – к клинку (рис. 261), так что трубка образует посередине утолщение. Де­ревянная трубка обтягивалась совершенно темной кожей и плотно обвивалась тонкой проволокой. Клинок с треугольным сечением образует на каждой из своих трех сторон вогнутую грань, что уменьшает его вес, не нарушая сурового характера, каким отличается это оружие; длина его 1 метр 15 см, а всего оружия - 1 метр 41 см.

 

Рис. 258-261. Клинок меча. Венецианский ручной меч. Немецкий меч пехотинца (Луврский музей).

 

Такие мечи были пригодны только для укола, почему их правильнее называть шпагами; шпаги употреблялись чаще воинами, чем пехотин­цами. К этому же типу принадлежит и первобытный шотландский па­лаш (с1аушоге), основанный на том же принципе, но у которого дужки загибаются к лезвиям, образуя с клинком угол в 45 градусов. Палаш был в употреблении в XV столетии. Позднее, в царствование Елизаветы, в Англии стал распространяться итальянский палаш (schiavone), у кото­рого гард в виде корзины или колыбели.

французских

Рис. 262-263. Саксонский меч (Луврский музей).

 

Самым употребительным оружием среди немецких и конных воинов был боевой меч без соединительной дуги, которого мно­гие несправедливо называют побочным мечом (batarde). В мечах этих головка рукояти очень массивна для того, чтобы уравновешивать кли­нок; как она, так и гард сделаны из вычерненной стали. Гард состоит из двух дужек, расширенных наподобие железка топора, со скошенными лезвиями и имеет pas d'ane и два боковых кольца, которые утолщаются посередине в виде косоугольника. Контр-гард, начинаясь от основания одного из разветвлений, образующих pas d'ane, идет к вершине другого. Короткая трубка указывает способ, как держалось оружие (рис. 262); она покрыта шагреневой кожей, укрепляющейся четырьмя стальными прутьями, концы которых входят в широкие и зубчатые с наружной стороны кольца. Род футляра из вычеканенной листовой стали покры­вает основание клинка, образуя нижний очень выпуклый отворот, от щитка до начала гарда. Не говоря уже о том, что подобный чехол предо­храняет пальцы от опасного для них соприкосновения с лезвиями, он, кроме того, предохраняет и внутренность ножен от дождя, покрывая воронку ножен своим отворотом.

Клинок треугольный с выемчатыми гранями; длина его 1 м 15 см. Прямой и крепкий, он должен был наносить страшные уколы.

 

 

Рис. 264-265. Схема гарда и контр-гарда.

 

Но далеко не все мечи отличаются такой простотой гарда, и рисун­ки 264 и 265 дают начертание его самого обыкновенного типа. Все основные части неизбежно встречаются во всех рапирах, estocad-ax, мечах и шпагах этой эпохи. Число разветвлений может изменяться, они могут искривляться, прерываться, пересекаться, но главный остов остается тот же самый.

Будут ли дужки А прямыми или изогнутыми, щиток В более или менее удлиненным, pas d'ane Н, более или менее открытым, будут ли боковые кольца Н' мало - или многочисленны, пусть они даже переме­шиваются с разветвлениями Н - основное строение остается то же самое.

Восходящая ветвь С, или соединительная дуга, идет от дужки гарда к головке рукояти, всегда достигая до ее середины; в XVIII столетии эту дугу будут припаивать к головке. Она образует более или менее много­численные разветвления, совокупность которых вместе с боковыми кольцами и pas d'ane окружает руку подобно колыбели. Оттененные на рисунке части обозначают контр-гарды V, которые состоят из разветв­лений, идущих по другую сторону гарда и защищающих пальцы, при­гнутые к ладони, к которой всегда обращен гард. Гарды защищают верх руки, контр-гарды - низ. У шпаги, привешенной сбоку в горизонтальном положении, соединительная дуга обращена к земле, гарды и кольца смотрят наружу, а контр-гарды выходят внутрь, касаясь бедра; но, так как, вследствии этого шпага очень отставляется от тела, то во многих городских шпагах контр-гарды, как мы увидим, совершенно уничтожаются. Дужкой гарда называется джка, находящаяся на одной стороне с соединительной дугой А (рис. 25); она называется так потому что у некоторых шпаг она заменяет соединительную дугу и поднимается до головки. Другая дужка называется "дужкой отражения", потому что часто она опускается к клинку и может отражать удар, скользящий по клинку к пальцам, и даже зацепить неприятельскую шпагу. Если обе дужки имеют одинаковое расположение, то их называют chevauches (бродячими).

 

Рис. 266-268. Немецкая, испанская и итальянская рапиры (музей Клюни).

 

Лезвие, обращенное к соединительной дуге, есть настоящее лезвие, между тем, как то, к которому склоняется дужка, представляет собой только ложное; оно у некоторых сабель затуплено, а у других даже утолщается в широкий обух, как, например, у современной кривой сабли.

Музей Клюни обладает великолепными образцами оружия этого вре­мени. На рисунке 266 изображена испанская шпага, так называемого валансиенского типа, неизвестного мастера, но превосходной работы. Оружие это одинаково пригодно рубить и колоть.

Трудно найти оружие более чистого стиля и воинственного характе­ра, чем прекрасная рапира (рис. 267), клинок которой помечен знаме­нитым толедским мастером Севастьяном Хернандецем (Hernandez); оправа же оружия принадлежит немецким мастерам, но имена их неиз­вестны. Гард из вычерненной стали состоит из разветвлений и дужек, разрез которых представляет шестиугольник. Все оружие кажется боль­ше вследствие длинных дужек, оканчивающихся рубчатыми оливками смаленькою пуговицей. Впрочем, головка, середина разветвлений коль­ца и соединительная дуга представляют совершенно однородное укра­шение. Головка имеет форму шара, а утолщения гарда представляют оливки с вычерненными сегментами на матовой позолоте. Длина клин­ка не превышает 95 см, но очень возможно, что первоначально он был длиннее, а впоследствии был укорочен по желанию одного из своих владельцев.

Итальянская рапира (рис. 268), принадлежащая тому же музею, лег­че и длиннее предыдущей. Очень простой гард, состоящий из двух ду­жек, одного pas d'ane и кривого бокового кольца, сделан из позолоченной стали и украшен, подобно удлиненной головке, спираль­ными желобками. Так как клинок не образует псахходля предохранения пальцев от пореза, то пожеланию владельца часть наконечника, заклю­ченная в нижнем гарде, покрыта бархатом, который 300 лет тому назад был красного цвета, а теперь принял бледно-розовый оттенок. Длинный клинок (1 м 10 см) с косоугольным сечением отличается большой про­стотой; острие образуется косвенным уклонением лезвий, которые, вступая в последнюю треть длины, перестают быть параллельными.

Такие шпаги и рапиры были неоценимым оружием по своей легкости, и носились, преимущественно, в городе, так как отличались изяществом и красотой форм. Зато, такая шпага не давала достаточной защиты для руки, хотя и служила столько же рубящим, как и колющим оружием.

Ножны обыкновенно делались из дерева, тщательно оклеенного пер­гаментом или бумагой, на которую сверху клали материю; для послед­ней цели употреблялись полотно, шелк, сукно, камлот и другие более дорогие ткани. Медные ножны делались только для широких и коротких шпаг оружия левой руки.

На конце ножен прилаживался железный наконечник. Входное от­верстие ножен редко снабжалось коронкой, которую приходилось рас-щеливать на обеих сторонах, чтобы дать ей возможность покрыть ricasso и подниматься, несмотря на концы pas d'ane, часто очень близкого к клинку.

Обыкновенно, в верхней части внешней стороны приделывался род клещей, благодаря которым ножны не могли ни соскользнуть, ни вы­пасть из ремней при вынимании шпаги. Но на дуэлях было принято далеко отбрасывать ножны размахом еще вложенной в них шпаги, так что они описывали своим полетом параболу.

Рис. 269. Французская перевязь для шпаги (музей Клюни).

 

Портупея и подвязки делались обыкновенно из кожи, покрывавшейся материей, богатство и шитье которой менялось согласно лично фантазии каждого. Образцом подобной полной перевязи может служить имеюща­яся в музее Клюни и составляющая часть завещанного Бомоном имуще­ства (рис. 269); кожа в этой перевязи совершенно исчезает под покрышкой черного сукна, ткань которого напоминает шевиот. Витые застежки и пряжки (Ьоис1епе) сделаны из стали, покрытой чернью; подвески того же металла вычеканены в форме овальных пальмовых листьев. Этот тип портупеи был самый употребительный. Впоследствии подвязки в большинстве случаев пристегиваются к перевязи, проходя­щей в широкий ремень, стягивавшийся над выступом бедер, потому что шпага была так длинна, что гард должен был приходиться на высоте локтя, так как клинок носился в горизонтальном положении.

Число подвязок все увеличивается, представляя широкую плоскость привешивания, пока, наконец, в царствование Людовика XIV они обра­зуют широкие четырехугольные щитки, которыми оканчивается пере­вязь.

Рис. 270. Испанская перевязь для шпаги (музей Клюни)

 

Итальянцы предпочитали более тонкую перевязь с узкими подвязка­ми. У одной перевязи (patelette) той же коллекции, с шестью подвязка­ми, кожа обтянута черной шелковой парчой с нашивкой из золотого галуна. Отвер­стия, через которые проходят шпильки пряжек, окружены позолоченной петелькой. Привески, кольца, крючок перевязи, имеющий форму сумки, сделаны из позоло­ченного железа.

До XVIII столетия испан­цы носили свои рапиры со сквозным гардом на высоте бедер, в горизонтальном положении, Пристегивая ИХ не на подвязках, а посредством пояса, как, например, у этого образчика коллекции Бомона, принадлежащего музею Клюни (рис. 270).

Излюбленное обыкновение XV столетия приделывать на верху шпажных ножен маленькие лагалища для ножей и шил не прекращается и теперь.

Двойные шпаги (epees jumelles) вкладывались в одни ножны. Два клинка соединяются своими внутренними поверхностями, а их внешние стороны образуют грань. Две половины шпажных головок, двух трубок, двух гардов составляют каждая прибор двух шпаг, которые, будучи соединены в одном общем лагалище, образуют одно целое. Такое оружие много употреблялось дуэлистами в конце XVI столетия, особенно в Ан­глии. Но это делалось не для того, чтобы дуэлисты сражались на совер­шенно одинаковых условиях, получая каждый совершенно подобное оружие, но тогда фехтовались двумя руками: одной рапирой отражали, а другой наносили удары, хотя такой способ фехтования совсем не был таким общераспространенным, как фехтование при помощи шпаги и кинжала, а также шпаги и щита.

Последний все уменьшает и уменьшает свои размеры и отличается большим разнообразием форм. Сильное распространение получает боче или кулачный щит (также брокель - broquels).

Меньшего размера, чем тарчи, употреблявшиеся на войне и особенно в траншеях, они отличаются своим довольно большим навершьем, в углубление которого входит кулак, держа щит за рукоятку, заменяю­щую ремни и энармы. Главное достоинство этих щитов состоит в легкости, потому что они делались иногда из дерева или вощеной кожи со стальным навершьем; вся же внешняя поверхность обтягивалась бархатом, на который накладывался стальной диск, украшенный сквозными рисунками, гравировкой и чеканкой.

 

Рис. 271. Итальянский брокель (Луврский музей).

 

Брокель Луврского музея (рис.271) имеет широкое и очень выпуклое навершье, которое имеет вначале цилиндрическую форму, а затем пе­реходит в несколько выпуклый колпак; длина диаметра равняется 35 см. Внутри (рис. 272) через вогнутость навершья, куда помещается левая рука, переброшена рукоятка. Итальянский художник, работе которого принадлежит этот щит, высек из цельного железа фигуры воинов в героическом вкусе.

В этом прекрасном оборонительном оружии по стилю, по смелости и уверенности фигур, выступающих полурельефом на матовом, некогда позолоченном поле, виден отпечаток школы Юлия Романа. Подобные щиты, конечно, не были в обыденном употреблении, но более простые их образцы встречаются на каждом шагу. Средний диаметр равнялся одному, редко двум футам. При ходьбе их привешивали сбоку подвязок портупеи посредством крючка, и дуэлисты никогда не разлучаются с ними, равно как и со своей шпагой.

 

Рис. 272- Итальянский брокель (внут­ренняя сторона) (Луврский музей).

 

Но не все брокели имеют круглую форму. В Германии и Италии они часто принимают форму древнего тарча и образуют искривления: для того, чтобы щит лучше облегал выпуклости руки; такое направление заметно на рисунках, иллюстрирующих сочинение Viggiane. Дуэльный тарч коллекции Бомона (музея Клюни) основан на том же принципе (рис. 273). Поле щита представля­ет трапецию, на каждой стороне которой проходит рубчик, при­крепленный заклепками; посере­дине помещается овальный круг из шнурка, тоже прибитый заклепка­ми; цветок лилии в рамке из шнур­ка выступает в центре и обнаруживает немецкое проис­хождение щита. Весь доспех сде­лан из листовой стали аис1а1г, толщина которой повсюду одина­кова. Металл кован на огне (горя­чим способом). Через отверстия вдоль выпуклого бортика края проходит проволока внутренней оправы. Крючок, выступающий посередине, служит как для привешивания, так и для захватывания клинка неприятельской шпаги при отражении поперечных ударов; некоторые предполагают, что на этот крючок привешивался еще фонарь.

 

Рис. 273. Немецкий брокель

 

Рис. 274. Итальянский дуэльный щит.

 

В Италии употреблялся дуэльный, но очень узкий щит, длиною в 60 см. Щит этот (рис. 274) деревянный с железным острием. Изображен­ный на рисунке - деревянный, крытый раскрашенным пергаментом 1542 года.

Очень возможно, что употребление этих маленьких щитов, именно этих broquels, не превышающих в диаметре 20 см, навело сначала итальянцев, а затем испанцев на изобретение тех совершенных шпаг, упот­ребление которых начинается впервые в конце XVI и продолжается до XVIII столетия.

Рис.275.Бретта(испанской ра­боты) .

 

У этих рапир или бретт (brettes), как называют их некоторые, гард совершенно покрывает руку (рис. 275); он состоит из двух длинных прямых дужек, соединительной дуги и одного pas d'ane, концы которого привинчиваются на дне полукруглой чашки; вследствие малой длины трубки, рука должна опуститься в чашку, пропу­ская два пальца, или один указательный в pas d'ane. Головка сплюснута в виде лу­ковицы, а весь гард стремится опуститься в чашечку, на края которой опираются дужки, если нет для них глубоких зару­бок. Первые итальянские рапиры этого типа отличаются очень глубокой чашеч­кой, имеющей форму почти половины яйца; верхний край окаймляется простым выпуклым шнурком, между тем как у ис­панских шпаг края отгибаются, опускаясь более или менее книзу (рис.275). Пре­имущество такого устройства, кроме того, что увеличивает круг защиты, получаю­щейся от чашечки, состоит в том, что ото­гнутый край может задержать острие неприятельского удара.

Эти чашечки очень скоро стали прока­лываться множеством отверстий, образо­вавших ажурные части выгравированного и вычеканенного рисунка, так что некото­рые гарды кажутся просто стальным кру­жевом. Италия оставила немало этих прекрасных шпаг, представляющих собою истинное чудо искусства, и так как это оружие находилось в повседневном употреблении в городе и на войне, то в музеях и частных коллекциях нет недостатка в его образ­цах. Длинные такие клинки предназначаются обыкновенно для укола, т.е. они имеют прямоугольное или косоугольное и редко треугольное сечение; часто снабжаются двумя лезвиями с острым концом, но никогда не достигают длины длинных шпаг (ехтосайех).

Подобные рапиры или бретты всегда употреблялись вместе с оружием для левой руки, гард которого копирует формы гарда шпаги правой руки. Это обыкновенно дага23, чашечка которой представляет часто треуголь­ную, полусферическую бляху (рис. 276); основание треугольника лежит на дужках, а вершина упирается в головку, имеющую вид луковицы и оканчивающуюся пуговицей. На ажурной стали чашечки, между витым шнурком края и небольшим средним полем, выступают арабески, окаймляя его своими завитками. Крепкий и плоский клинок с одним лезвием образует очень широкое основание с поперечными желобками и круг­лым отверстием; одна сторона его прямая и, подобно обуху клинка, усеяна множеством отверстий; другая сторона образует выпуклую линию. Большой палец опирается в основание клинка на противоположной стороне чашечки, потому что кинжал всегда держался так же, как и шпага,т.е. головка никогда не упиралась в большой палец, но всегда в мизинец, обхватывавший верх рукоятки. Очень длинные дужки могли отражать удары противника.

 

Рис. 276-277. Дага для левой руки XVII столетия.. Вердюн или фламберж (Париж­ский артиллерийский музей).

 

Это прекрасное оружие принадлежит испанской работе и имеет во всю длину 52 см. Надо заметить, что вообще шпаги левой руки редко достигают двух футов длины.

Рис. 278. Двойной pas d'ane.

 

Рапиры для правой руки очень длинны. Они достигают почти 1.5 м длины, как, например, изображенная на рис. 277 - тип знаменитых вердюн (verdum), пользовавшихся громкою славою среди дуэлистов XVIII столе­тия, иногда называемых также флам-бержами (flamberges). Они появляются в конце XVI столетия.

 

Рис. 279-280, Немецкие шпаги (музей Клюни).

 

Некоторые из этих шпаг имеют чрезмерно длинные волнистые клин­ки (подобно малайским кинжалам "крисам"); другие же вырезаны пра­вильными выемками, идущими вдоль их толстого обуха, и такое устройство обязано своим происхождением желанию лишить противника возмож­ности схватить клинок левой рукой, как это часто практиковалось. У многих из этих verduns или flamberges гард обра­зует pas d'ane; иногда встречается с двойным pas d'ane. В этом случае четы­ре разветвления поднимаются в гори­зонтальном направлении и припаиваются на окраине чашечки в четырех точках, отстоящих друг от дру­га на равном расстоянии; концы развет-влений украшены иногда вычеканенными головками (рис. 278). Есть даже шпаги, снабженные соедини­тельной дугой.

Образчики оружия, употреблявше­гося на войне, обыкновенно менее рос­кошны. Во Франции пехота совсем не носила рапир; испанские же пехотинцы долго оставались верными ее употреб­лению; французские пехотинцы держа­лись употребления шпаги типа е81осаДе, с упрощенным гардом, состоя­щим иногда только из двух дужек, из которых одна поднимается к головке, а другая к острию, и из одного бокового кольца, обращенного к внешней сторо­не. Германцы тоже носили оружие та­кого же типа, и некоторые образчики имеют обильные украшения.

В немецкой шпаге музея Клюни, принадлежащей первоначально коллекции Бомона, особенно бросается в глаза ее чрезвычайная простота. Устройство гарда упрощается до того, что он состоит только из двух дужек, из которых та, которая называется дужкой гарда, поднимается к головке, заменяя соединительную дугу, а другая - дужка отражения -спускается к обуху клинка. Боковое кольцо дополняет этот несложный гард (рис. 279). Эти простые шпаги составляют обыкновенно оружие мушкетеров. Вероятно, что более сложное устройство гарда (напри­мер, на рис. 280) не было во всеобщем употреблении. Здесь на гарде шпаги имеется вилка для мушкета.

От головки идут две дужки, на ко-торых утверждается ложе огне­стрельного оружия. Очень возможно, что оружейный мастер, работе которого принадлежит это своеобразное оружие, подражал ка­кому-нибудь бронзовому скандинав­скому мечу или индийской сабле. Гард состоит из двух дужек, загну­тых в противоположные стороны и pas d'ane, нижние оконечности кото­рого образуют два боковые кольца.

Рис. 281. Валлонская шпага (Париж­ский артиллерийский музей).

 

Французская конница Людови­ка XIII носила преимущественно валлонскую шпагу (рис. 281).

Это оружие представляет особен­ный интерес, потому что от него, на­до полагать, произошли современные кавалерийские сабли, являющие­ся его грубым и неумелым видоизменением. Часть длинного и плоского клинка нередко образует толстый обух; уклонение двух лезвий дает острый конец. Гард состоит из плоской чашечки с неправильно закруг­ленными контурами и образует разветвления, составляющие соедини­тельную дугу, скрепленную с круглой головкой посредством винта с плоской верхушкой. Трубка средней величины; чашечка гарда часто просверлена отверстиями. Следует заметить отсутствие дужек и в осо­бенности pas d'ane.

Таким образом, эта шпага держалась всей рукой за рукоять, причем пальцы не проходили в pas d'ane; немцы всегда делали на верхней части чашечки кольцо для большого пальца; этому правилу, впрочем, они верны во всех своих шпагах.

Итальянцы и испанцы неизменно делают гарды с pas d'ane и продол­жают носить чиавоны (schiavones и lattes) с корзиновидными рукоятка­ми, представляющими не что иное, как видоизменение рапир.

Различие, замечаемое в приемах фехтования у отдельных народов, все более и более отражается с этого времени на различии форм гардов. Тогда как французы, доходя до преувеличения в своем стремлении иметь свободные пальцы, действуя шпагой или саблей, начинают откры­вать трубку и удлиняют ее в ущерб гарда и головки - немцы стремятся найти опору для большого пальца и распределить с большою точностью вес, перенося центр тяжести на основание оружия. Итальянский способ фехто­вания требует, чтобы пальцы проходили под попе­речины и работала преимущественно локтевая часть руки. Испанцы должны пропускать пальцы в pas d'ane и действовать плечом. И эти характер­ные отличия живут очень долго.

 

Рис. 282. Чиавона (Парижский ар­тиллерийский музей).

рис. 283. Албанский ба-делер (Парижский артиллерийский му­зеи).

 

В испанской рапире типа а coquille или panier, отверстие чашечки лежит на горизонтальной пло­скости, к которой пер­пендикулярны линии трубки и клинка; в чиа-воне (chiovone), напро­тив, отверстие гарда рас­положено вкось, почти вертикально и находится сбоку, как у сабель; в этом-то и состоит отличительная черта гардов типа "колыбель" (en berceau).

Чиавона (корень- esclavona, шпага жителей Славонии) по своему происхождению оружие итальянское; такой шпагой были вооружены славонцы, составлявшие Стражу венецианских дожей. Ее сложные более или менее сжатые гарды опускаются косыми, параллельными по­лосами от головки под дужки, покрывая осно­вание клинка(рис. 282). Первоначально у гарда делали pas d'ane и длинные дужки, но вскоре pas d'ane был совершенно уничтожен, а дужки укорочены до того, что они совсем не выходили наружу чашечки (berceau).

Английская, итальянская и немецкая кон­ницы были вооружены в XVII столетии сабля­ми такого же типа, и ушки, выступающие под гардом, представляют собою последние следы pas d'ane, совершенно бесполезного для ору­жия, предназначавшегося исключительно для укола. Но в Испании кавалерийские шпаги происходят скорее от рапиры типа с раковиной (a coquille) и отличаются широким клинком с острым концом; последний образуется незаметным уклонением лезвий. Двойная чашечка высоко поднимается по обеим сторонам, чтобы лучше покрыть руку и далеко переходит линию дужек, имеющих соединительную дугу и pas d'ane. В Англии эти эспадоны употреблялись "круглого­ловыми" , хотя им и предпочитали чиавону нового типа с более открытым гардом и без pas d'ane, которую называли неправильно клеймором (claymore).

 

Рис. 284-285. Дюсак и ланск-нетта (парижский артилле­рийский музей).

 

Клинки редко делались кривыми; та­кая форма клинков, зародившаяся на Во­стоке, мало распространялась на Западе. Одни только наемные воины из Албании или Далмации, называвшиеся страдиота-ми, носили различные широкие кривые сабли, отлично гармонировавшие с их ос­тальным костюмом, напоминавшим кос­тюм турецких наездников. Такое оружие называлось баделером (badelaire) (рис. 283); клинок его с одним лезвием несколько изогнут и со стороны обуха вы­резан выемчатыми отделениями; основа­ние и нижняя часть клинка украшены по вычерненному фону арабесками. Гард, имеющий маленькое боковое кольцо, со­стоит из pas d'ane и кольца, поднимающе­гося настолько, чтобы быть параллельным первому.

К саблям или оружию с кривым клинком следует отнести dusak, употреблявшийся в XVI веке в Богемии и Германии. Начало его возник­новения следует искать в Венгрии. Это оружие представляет довольно широкий и короткий, несколько изогнутый клинок, с лезвием на выгну­той стороне, постепенно уклоняющимся к обуху, при соединении с ко­торым оно образует острый конец. Стержень, отгибаясь по плоскости клинка, образует длинное, овальное кольцо, в которое пропускаются пальцы, и эта простая рукоятка не имеет ни гарда, ни какой-либо другой защиты (рис. 284). Двойной изгиб, вытекающий из такого устройства, был удобен для рубки.

Это оружие, которым сражались в длинных рукавицах из толстой кожи, употреблялось преимущественно людьми низшего сословия, ре­месленниками, крестьянами и т.п.

Изменение того же основного начала дало новое оружие малкус (malchus), которое совсем не отличается от большого кортика, употреб­лявшегося во Франции жандармами, для того чтобы перерубать коль­чужные рукава пехотинцев и воинов легкой конницы, конных аркебузников, аргулетов и пищальников. (Аргулеты были такое же вой­ско, как и страдиоты, имели для той же цели тупое, довольно опасное оружие, которое называлось ronge-maile и представлявшее собою род палицы из ирги или чашкового дерева.)

Характерным оружием немецкой пехоты была короткая шпага-лан-скнетта24 (рис. 285) с широким клинком, по середине которого проходит выпуклое ребро с двумя лезвиями и острием со скошенными краями, образующими малоотлогие откосы. Короткая трубка, расширяясь от гарда в виде конуса, отсечена горизонтально в основании головки, кото­рая часто состоит из железной пуговицы или яблочка. Гард образован двумя дужками, которые изогнуты в форме двух боковых колец, напо­миная своим расположением гард современной фехтовальной рапиры. Во всю свою длину оружие не превышало 70 см; широкие ножны, с наконечником, разделенным на доли, делались из кожи или цветной материи.

Ланскнетту носили на поясе горизонтально, направляя рукоять впра­во, так что все оружие лежало поперек живота.

Швейцарцы носили шпагу большого размера, полуэспадон или ерее batarde. Широкий, длинный и плоский клинок с двумя лезвиями обра­зует круглое или стрельчатое острие; гард состоит из широкой и плоской чашки или раковины в форме закругленного косоугольника, окаймлен выпуклым шнурком и прорезан отверстиями для придания ему легкости. Дужки образуются концами шнурков и составляют продолжение чашки. Вследствие длинной трубки, оканчивающейся тяжелой головкой, ору­жие может быть управляемо двумя руками. Средняя величина этих шпаг (schwerdt, montante, epee batarde, demi-espadon, sword) составляет 1,25м.

Рис. 286. Швейцарский дву­ручный меч или спадон.

 

Это оружие не следует смешивать с большой шпагой или двуручным мечом (zweihander, spadon), которую де­ржали двумя руками и которая была в употреблении в Германии и в особенности в Швейцарии от XV до XVII столетия. Спадон (рис. 286) достигал иногда огром­ных размеров, даже до человеческого рос­та; клинок его, всегда с круглым концом и двумя лезвиями, бывает иногда волни­стым, или пламенеющим; при основании клинка имеются две выпуклости, два ушка или выступа, которые помещаются при­близительно на расстоянии фута от гарда; последний состоит из двух длинных и очень массивных дужек, усложненных иногда боковыми кольцами и в большинст­ве случаев спускающихся к лезвиям. Очень длинная трубка покрывается мате­рией или кожей и оканчивается головкой; впрочем, последней может и не быть.

Двуручные мечи употреблялись только небольшим числом очень опытных вои­нов, рост и сила которых должны превышать средний уровень, и которые не имели другого назначения как быть "jouer d'epee a deus mains". Эти воины, находясь во главе отряда, ломают древки пик и прокладывают дорогу, опрокидывая передовые ряды неприятельского войска; вслед за ними по расчищенной дороге идут другие пешие воины. Кроме того, jouers d'epee сопровождали в стычке знатных лиц, главнокомандующих, начальников; они прокладывали им дорогу, а в случае падения послед­них, охраняли их страшными размахами шпаги, пока те не подымались при помощи пажей. Ушки наконечника заменяют второй гард и служат как для отражения ударов, так и для того, чтобы можно было держать шпагу ниже при известных движениях, которые предписываются труд­ным фехтовальным искусством этого оружия. При ходьбе эта шпага носилась на спине на перевязи, при помощи широкого ремня, подобно тому, как музыканты носят виолончель.

Мечи правосудия, представляющие не что иное, как шпаги для двух рук с клинком, усеченным на конце под прямым углом, вошли в упот­ребление при казнях, довольно поздно, в особенности в Германии. На клинках выгравированы гербы городов, государей, девизы и эмблемы. Их ножны обыкновенно делаются из дерева, покрытого бархатом, а иногда также из тисненной кожи.

Охотничьи шпаги, называющиеся шпагами fourrees, имеют длинный и крепкий клинок, который входит в железные ножны, и последние, в случае надобности могут немедленно сделаться его рукояткой, увеличи­вая вдвое длину оружия, причем клинок никак не может выпасть, так как существует выступ, при помощи которого наконечник клинка при­крепляется к кольцу отверстия ножен. В Парижском артиллерийском музее есть одна охотничья итальянская шпага начала XVII столетия, у которой клинок, снабженный двумя шалнерами, складывается втрое и может носиться на поясе; в выпрямленном же положении он держится посредством системы подвижных колец; выступы, изогнутые в виде буквы 5, украшены двумя пуговицами, изображающими человеческие головы; человеческие же лица вычеканены на чашечке гарда и на труб­ке.

У многих из этих охотничьих шпаг, особенно немецкой работы, ост­рие клинка расширяется в виде лопаточки, образуя железко охотничьего копья. Над острием делается четырехугольное отверстие, через которое проходит чека, образующая преграду и предохраняющая охотника от нападения пронзенного охотником кабана. (Так называемые "свиные мечи".) Острие в форме лопаточки встречается у многих рапир.

Употребление фехтовальной рапиры (fleuret) начинается с конца XVII столетия; до нее употребляли учебную шпагу с тупым острием и гардом, обыкновенно, в форме простого креста. На руки надевали перчатки (grants de prise). Последние делались из холста, на который нашивались стальные кольца; правая кисть защищалась, кроме того, тремя пластинками железа. Маски совсем не употреблялись.

Хотя никогда в другую эпоху оружие для левой руки не пользовалось такой славой, как в XVI столетии, но оно все-таки начинает сводиться к одной форме, так как благодаря успехам фехтовального искусства раз­личие между шпагой и кинжалом, или шпагой правой и левой руки определяется вполне точно и переходные формы исчезают мало-помалу. Все средневековые короткие шпаги, длинные кинжалы, короткие и раз­личных наименований ножи - выходят теперь из употребления. Боевая шпага, рапира, кинжал - вот единственное оружие как на войне, так и в городах.

 

Рис. 287-288. Даги французской работы (Луврский музей).

 

По этому кинжалу или даге времен Генриха II (рис. 287) можно со­ставить себе понятие об оружии этого рода. Весь гард, головка и трубка сделаны из вороненой стали; общий характер чеканных украшении об­ наруживает французскую работу. Несколько выдвинутые вперед дужки загибаются к лезвиям; щиток образует боковое кольцо. Основание клин­ка или ricasso покрыто позолотой, украшено листьями и ветвями и имеет прямоугольное сечение, затем клинок принимает форму шила и окан­чивается острым концом; длина клинка рав­няется 26 см, а все оружие - 39 см. Деревян­ные ножны его покрыты черной кожей, а наконечник и коронка сделаны из вычека­ненной стали. Коронка, оставляя бока кин­жала открытыми, образует выступ, обнимающий ricasso; рычаг, посредством которого оружие держится на поясе в гори­зонтальном положении, прикрепляется к этому выступу. Спереди, несколько ниже, находится отверстие второго влагалища, куда вкладывается нож с рукояткой также из вычеканенной стали и с витой головкой. Этот маленький нож или батардо имеет одно лезвие.

 

Рис. 289. Дага итальяцской работы (из собрания Эду­арда Бомона).

Рис. 290. Саксонская дага с раздвоенным клинком (springklinge) (Дрез­денский королевский музей).

 

Некоторые ножны меньшего размера еще бо­лее совершенны. Например, нож­ны той же кол­лекции и, без сомнения, работы сьенского мастера, сделан­ные из черного бархата, с коронкой и нако­нечником из вороненой стали, покрытой позолотой, заключают в себе: маленькую да-гу, два небольших ножа и вилку, рукоятки которых из слоновой кости, оправленные по­золоченной сталью, поднимаются на разную высоту (рис. 288). Такое оружие носилось на поясе как мужчинами, так и женщинами, в городе и на охоте; женщины пристегивали их к длинным ремням, идущим от пояса, где привешивались ключи и ножницы.

Маленькая дага для левой руки, принадле­жащая музею Клюни, не превышает в длину одного фута (рис. 289). Гард, трубка и голо­вка сделаны из позолоченной и вычеканен­ной стали ажурной работы, в виде цепочек из прямоугольных колец; крепкий клинок с от­точенным острием представляет косоуголь­ное сечение; ricasso, имеющее форму длинного четырехугольника, может служить опорой для большого пальца. На концах дужек находятся украшения в виде нескольких листьев. Этот кинжал, несомненно, итальянской работы.

 

Рис. 291. Держание даги в левой ру­ке.

 

Оружие левой руки, работавшееся в Германии, пользовалось боль­шой известностью (таким оружием некоторые считают кинжалы Francs- Juges); и в XVI и XVII столетии испанцы и итальянцы охотно брали его за образец для своих произведе­ний.

Такое оружие саксонской работы изображено на рисунке 290. Весь гард сделан из темной стали; трубка покры­та черным шагренем и обтянута кольцами и прутьями из стали; головка, трубка и оконечности дужек сходны между собой в форме. Дужки опуска­ются к лезвиям. Кольцо гарда окаймляет ажурную преграду из стали, образующую маленькую плоскую чашечку, с которой соприкасается верхняя часть кисти, между тем как большой палец опирается в ricasso клинка.

Клинок представляет особенное ус­ тройство, состоящее в том, что как только большой палец нажимает пу­ говку пружины, клинок разделяется на три части, из которых среднее окан­ чивается острием в виде железка копья, составляющим продолжение лезвий двух внешних клинков, когда все они соединены вместе. Каждый из боковых клинков снабжен с внутрен­ней стороны маленьким выступом, по­средством которого они взаимно прикрепляются к среднему.

Благодаря такому замысловатому устройству можно было совершен­но неожиданно нарушить план неприятельского удара, остановив его шпагу, как в трезубце, не говоря уже о том, что такое развертывание трех клинков, несомненно, должно смешать противника. Вследствие такого раздвоения средний клинок становится четырехугольным, а каж­дый из боковых - треугольным, и острие неприятельской шпаги, попав между ними, могло сломаться между опущенными дужками и отстав­ленными клинками.

Шпаги левой руки с опущенными дужками обыкновенно предпочи­тались, потому что при удачном отражении горизонтального удара та­кой шпагой можно было задержать, сломать или изогнуть неприятельское оружие. Но вскоре стали охотнее покрывать рукоятку высокой чашечкой (en berceau), которая давала руке такую же хорошую защиту, как и прекрасные испанские кинжалы (рис. 276), появляющи­еся вместе с рапирой a panier. У некоторых же шпаг чашечки опускаются к клинку, чтобы захватывать оружие противника. Но каково бы ни было устройство гарда, наконечник клинка почти всегда образует более или менее глубокую выемку, помещающуюся на противоположной стороне кольца гарда, в которую упирается большой палец, потому что оружие левой руки никогда не держалось так, как ручка весла, т.е. большим пальцем на головке рукояти, направленным вниз, когда вся рука и кисть вытягивались по прямой линии; напротив, большой палец всегда поме­щался на наконечнике клинка, а рукоятка держалась так, как обыкно­венно держится шпага (рис. 291). По рисункам, встречающимся в сочинениях о фехтовальном искусстве данной эпохи, можно убедиться, что кинжал всегда держался именно этим способом.

 

Рис. 292-293. Итальянские стилеты.

 

Под именем стилетов, для которых Италия представляет нечто вро­де монополии, следует подразумевать теперь маленькие городские кин­жалы, носившиеся в сапогах, пристегиваясь к подвязкам, в рукавах или под курткой. Треугольный клинок этого оружия утончался постепенно, подобно острию циркуля, и делался таким образом крайне острым. Такие кинжалы были положительно самыми смертельными; их тонкое острие проникало через толстую одежду, и человек, сваленный и подмя­тый под колена своего противника, мог вытащить из сапога свои стилет и всадить его в живот врага (рис. 292 и 293).

Рис. 294. Швейцарская дага (Парижский ар­тиллерийский музей).

 

Швейцарские пехотинцы долго носили короткие кинжа­лы с широким и крепким клинком о двух лезвиях и кон­цом, отточенным в острие. Очень удобная рукоятка тако­го оружия (рис. 294) состоит из головки и гарда, форма ко­торых соответствует форме трубки; она сделана из крас­ного дерева и стальных полос и пластинок, покрытых совер­шенно позолотой. Деревян­ные ножны, обтянутые черным бархатом, покрыты сверху медью, где на фоне бар­хата, сквозящегося через ажур, выделяются семь очень выпуклых фигур солдат, бью­щих людей в городском платье; затем фигуры медведя и льва, служащих символами Швейцарии, хищнические и жестокие нравы которой вы­ставлены здесь как предуп­реждение для побежденных. Такие швейцарские кинжалы - описание относится к 1561 году - совсем не редкость в коллекциях; они выбиваются штампами, которые, как мож­но судить, принадлежат рабо­те людей большого таланта и напоминают прекрасные тра­диции нюрнбергских мастеров, традиции, которые мы снова находим в наконечнике ножен и которые возвращают нас к головкам прекрасных итальянских и немецких мечей эпохи Возрождения. Ножны этих кин­жалов всегда снабжены, кроме того, маленьким ножом и шилом.

Прекрасный кинжал немецкого пехотинца, принадлежащий Лувр­скому музею, сделан весь из стали. Трубка в форме усеченного конуса покрыта филиграном (плетеная золотая и серебряная работа) и поддер­живается четырьмя продольными витыми шнурками; наверху трубки возвышается ребристый колпак, образующий головку. Гард состоит из двух дужек и чашечки, опущенной к клинку; последний имеет сначала четырехугольную форму, а затем суживается в виде шила с острым концом. Стальные, вычеканенные ножны имеют полуцилиндрическую форму с плоской внутренней стороной, на которой находится рычаг (bielle) для привешивания их к поясу. Наконечник представляет шар, окруженный плоским обручем (colleretle), и оканчивается внизу пугов­кой в виде жемчужины (рис. 295). Другой кинжал (дага) тоже немец­кий, принадлежащий тому же музею, имеет трубку витой работы, конусообразной формы; дужки идут наискось в противоположных на­правлениях; бороздчатый клинок имеет посередине желобок, который пресекается несколько ранее острия. Ножны из вычерненной стали, обильно украшенные, устроены так же, как и предыдущие, и оканчиваются большой, очень выпуклой оливкой, с четырьмя срезанными сторо­нами, которые окаймлены выпуклыми шнурками и покрыты украшени­ями. Полные ножны дают место двум ножам и шилам (рис. 296).

 

Рис. 295-296. Немецкие даги (Луврский музей).

 

Все эти кинжалы носились за спиной в горизонтальном положении, пристегиваясь к портупее шпаги и имея рукоятку, обращенную в левую сторону.

Солдаты перестают употреблять кинжал около середины XVII столе­тия, и в это же время окончательно забрасывается оружие левой руки, хотя испанцы и итальянцы употребляют его еще гораздо позднее.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История оружия человечества

В книге рассказано о истории оружия человечества: Каменный век, Бронзовый век, Греко-римский период...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: МЕЧ, ШПАГА И КИНЖАЛ (ДАГА)

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Средние века
Глава. 7. Германцы Глава 8. Появление и развитие рыцарства Глава 9. XIV и XV столетия Глава 10. XVI столетие Глава 11. XVII и XVIII столетия Глава 12. И

Тесанный камень
Люди палеолитического периода делали свое оружие из кремня, иногда также из кварца, кварцита и песчаника. Выбор материала не был произвольным, а находился в зависимости от местных условии; везде, г

Шлифованный камень
Неолитический период отличается более искусной и изящной от­делкой каменных орудий, большим разнообразием их форм, а главное - тщательной их шлифовкой или полировкой. Человек этого периода бросает

Бронзовый век
На Востоке металлическое дело, а в особенности обработка меди и бронзы, было известноуже с незапамятных времен у египтян, ассирийцев, евреев, персов, а также финикийцев и стояло на высокой степени

Египтяне
Долее чем за 3000 лет до Рождества Христова, в то время, когда Египет переживал еще период тесанного камня, являются из Азии металлы и, указывая свое преимущество перед камнем, заставляют египтян о

Кельты или Галлы
Не следует думать, что употребление металлов было совершенно неизвестно человеку неолитического периода,так как в мегалити­ческих памятниках рядом с каменными топорами находили и бронзовое оружие.

Римляне
Римляне, подобно грекам, получили свое первое оружие от этру­сков. Но они не замедлили воспользоваться лучшими образцами, какие приходилось встречать им у других народов, и в короткое время римское

Германцы
В начале IV столетия гунны разрушительным потоком ворвались в Италию; под их натиском двинулись и германцы, исполненные старинной ненавистью к римлянам и жадные до их богатств. Римская культура, не

Появление и развитие рыцарства
  Под управлением Карла Великого Германо-франкское государство достигает высшей степени своего могущества. Делая в своем ог­ромном государстве всесторонние преобразования согласно тре

XIV и XV столетия
К началу XIV столетия вооружение рыцаря становится уже доволь­но совершенным. Кольчуга, покрывающая его стан, усилена на­плечниками и наколенниками; голова защищена шлемом, а за плечами носится дли

XVI столетие
С конца XV столетия начинается эпоха постоянного войска, а вслед­ствие этого и вооружение принимает более однородный характер. В кавалерию вводится новый элемент - жандармы; в Германии предс

ОРУЖИЕ С ДРЕВКОМ И МЕТАТЕЛЬНОЕ.
  Для конницы главным оружием неизменно остается копье, снабжен­ное щитком для защиты и противовесом на конце. Большое копье жан­дарма XVI столетия почти не отличается от копья конных

XVII и XVIII столетия
Успех огнестрельного оружия произнес смертный приговор всему средневековому вооружению. Как только стало очевидным, что железные доспехи не в силах уже предохранить от смертельного пора­жения пулею

Искусство и техника оружейного дела на Западе
От хорошего клинка требуется не только хорошее качество железа, но острота и правильность лезвия и его тонкая полировка. Техни­ка шлифовки, без сомнения, перешла к нам с Востока; но уже с VIII стол

Восточное оружие
Восток был колыбелью оружейного производства. За два столетия до Р.Хр. с высот Гималаев пришли первые кузнецы в Пенджаб и там, в долинах, быстро развивалось железное дело, а отсюда распрост­ранилос

I. Доспех
Чеканка и резьба по металлу составляют одну из отраслей искусст­ва, в которых японцы не имеют соперников, а среди металлов железо занимает почетнейшее место, и в течение многих столетий ху­дожестве

II. Клинки
До революции 1868 года самым прекрасным предметом искусства был в глазах истинного японца клинок его сабли. Издавна народ придавал чрезвычайное значение достоинству и совершенству этого оружия, по­

Русское оружие
Изучая историю русского древнего вооружения, мы различаем в нем три периода,существенно отличающиеся один от другого. Древнейший - нормандский, период характеризуется кольчатыми доспе­хами,

I. Доспех
По свидетельству арабского писателя Х века Ибн Даста, у славян князья имели предохранительное вооружение, состоящее, между про­чим, из драгоценных кольчуг. В княжение Святослава кольчатый доспех и

II. Холодное (белое) оружие
Рис.382. Меч.   По свидетельству арабского писа­теля Х века Ибн-Даста, славяне в ег

III. Метательное и огнестрельное оружие
  Метательное оружие состояло: из луков, со стрелами с принадлежно­стями составляя саадак, самострелы, джиды и джериды. Лук и стрелы были известны еще с древней

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги