рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

После конца. Мемориальная фаза

После конца. Мемориальная фаза - раздел История, ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ В СВЕТЕ ПАССИОНАРНОЙ ТЕОРИИ Как Уже...

Как уже было сказано, этногенез – процесс, закономерно проходящий несколько фаз. Но если этнос при всех испытаниях не распадается, то он продолжает существовать не развиваясь. Это гомеостаз. Люди в этой фазе подобны большинству гармоничных людей инерционной фазы. Они честные, доброжелательные, дисциплинированные консерваторы. «Их не терзают страсти и не соблазняют пороки». Это старички. «Они выбрасывают из своей системы и гениев, и авантюристов и преступников», поскольку с ними слишком много хлопот, в то время как хочется жить тихо и спокойно. Такая этническая система, писал Гумилёв, успешно сопротивляется неорганизованным пассионарным захватчикам и может наносить удары субпассионарным сообществам, ибо нулевая пассионарность выше отрицательной. Однако эта гомеостатическая система может быть легко уничтожена высокопассионарными и организованными соседями или пришельцами. Именно это произошло с большинством индейских племён Северной Америки, многими аборигенами Африки, Австралии, Океании. (Только добрые русские люди, столкнувшись с реликтовыми этносами Сибири – эвенками, алтайцами, чукчами и многими другими, – не только не стали убивать их, но даже включили в состав своего суперэтноса.)

Человек этой фазы, писал Гумилёв, «умеет ценить подвиги и творческие взлёты, на которые он сам не способен. Особенно нравятся ему герои и гении времён минувших, так как покойники не могут принести никакого беспокойства. И он вспоминает о них с искренним благоговением, что даёт право называть описываемую фазу «мемориальной»… Но и это ещё не предел упрощения этнической системы… если этнос-изолят доживает до глубокой старости, то его члены не хотят ничего вспоминать, любить и жалеть». Вместе с потерей памяти о прошлом люди последней фазы теряют ощущение времени. Например, чукчи, до появления паспортов, не знали ни года своего рождения, ни календаря как такового. Они ограничивались сменой времён года.

Если этнос находится в полной изоляции, и вблизи его местообитания не происходит никаких пассионарных толчков, то рано или поздно наступает неизбежный конец. Гумилёв приводит такой пример. На одном из субтропических островов в чудесном климате живёт небольшое негроидное племя онгхи. «Никто их никогда не обижал. Там устроен заповедник, и даже туристов не пускают. Кормятся они собирательством и рыбной ловлей.… Казалось бы, рай, а население сокращается. Они попросту ленятся жить. Иной раз предпочитают поголодать, чем искать пищу; женщины не хотят рожать, детей учат одному – плавать…. Жизненный тонус онгхи понижен. Четвёртая часть молодых женщин бесплодны».

На этом уровне пассионарности кончаются этногенезы. Однако такая судьба уготована тем, кому удалось дожить до глубокой старости. Большинство же этносов, как уже говорилось, исчезает, не дожив до своего «реликтового» конца.

Интересно, что местные антропологи считают, что онгхи живут так, как жило всё человечество 20 тысяч лет назад. На что Гумилёв возражает: «Вот сила гипноза некритически воспринятой эволюционной теории этногенеза. А как попали на Андаманские острова предки онгхи? Ведь они должны были знать не только каботажное плавание; да и вряд ли они плыли по Индийскому, очень бурному океану наобум. Луки и стрелы тоже надо было изобрести или позаимствовать у соседей».

Добавим от себя еще один пример. Ученые всего мира до сих пор спорят, почему погибла маленькая цивилизация острова Пасхи. Кто-то видит причины в искусственном изменении кормящего ландшафта и исчерпании природных ресурсов Кто-то сводит все к жестоким межплеменным войнам, приведшим к самоуничтожению населения. Другие считают, что всему виной была какая-то природная катастрофа. Но никто, насколько нам известно, не видит причины в том, все кончилось потому, что должно было рано или поздно кончиться. Просто этнос-изолят прожил весь отпущенный природой срок и наступил естественный конец. И если даже незадолго до этого произошли какие-то неблагоприятные изменения природной среды, то это могло лишь ускорить неизбежную смерть этих глубоких старичков.

Вообще, надо заметить, все эти споры на тему: «Почему все закончилось?» ведутся западными и не западными учеными уже давно, и касаются практически всех исчезнувших цивилизаций, от шумеров до майя. Большинство объяснений сводятся, как правило, к довольно поверхностным вещам. Ну, например, – «правительство было плохое», «враги напали», или просто – «не хватило еды». Остается недоумевать: неужели почтенные ученые до сих пор не знакомы с пассионарной теорией этногенеза Льва Гумилёва?

«Уроки Льва Гумилёва». Или для чего необходимо изучать и

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ В СВЕТЕ ПАССИОНАРНОЙ ТЕОРИИ

ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ В СВЕТЕ ПАССИОНАРНОЙ ТЕОРИИ... ЭТНОГЕНЕЗА Л Н ГУМИЛ ВА...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: После конца. Мемориальная фаза

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Евтушенко Е. А.
Понимание истории в свете пассионарной теории этногенеза Л. Н. Гумилёва: Учебное пособие / Красноярск.: Красноярский филиал МПСУ, 2013. – 172 с.   ISBN 978-5-904896-72-0

Краткая биография Л. Н. Гумилёва
    Лев Николаевич Гумилёв родился 1 октября 1912 года в семье двух поэтов – Николая Степановича Гумилёва и Анны Андреевны Ахматовой в городе Царское Село. С младенческо

Л. Н. Гумилёв
Этногенез – это процесс рождения, расцвета, старения и умирания народов (этносов). Первым открыл и описал законы этногенеза выдающийся русский историк и этнолог Лев Николаевич Гумилёв (1912-1992гг.

Стереотип поведения
Каждый человек, если его спросить кто он, не задумываясь, скажет: русский, француз, поляк, армянин, японец. А потом уже добавит, что он рабочий, бизнесмен или студент. «Вне этноса нет ни одного чел

Комплиментарность
  Зададимся вопросом: почему одни народы могут уживаться друг с другом и даже дружить, а другие не могут, и им лучше жить отдельно? Например, китайцы до такой степени ненавидели кочев

Пассионарность.
    Пассионарность (от лат. Passio – страсть) – это сверхэнергичность. То есть, избыток биохимической энергии человека, который определяет способность к сверхнапряжению.

Субпассионарии
Это люди с отрицательной пассионарностью, их поступками управляют импульсы противоположные пассионарности – инстинкты. Это бомжи, бродяги, мелкие преступники («украл, выпил – в тюрьму…»), пр

Возрасты этноса
  Итак, этносы, как и люди, рождаются и умирают. Срок жизни этноса, суперэтноса, составляет 1200-1500 лет. После этого этнос исчезает или превращается в реликт – малый народ с нулевой

А. С. Пушкин
Каждая фаза определяется преобладанием поколения людей сновым стереотипом поведения. Для молодого динамичного этноса главную роль играет категория долга перед коллективом. Императив: «Ты

А. С. Пушкин
Акматическая фаза или фаза перегрева, характеризуется наивысшим подъёмом пассионарного напряжения. Количество пассионариев достигает пика. (Гумилёв не высчитывал процентное соотношение пассионариев

Фаза надлома
    История учит, что она ничему не учит… (народная мудрость) После бурной акматической фазы, котора

Вследствие резкого снижения пассионарности, снижается и сопротивляемость этнической системы. Иммунитет падает, национальный организм болеет.
Фаза надлома самый тяжёлый период в жизни этноса. Хуже – только в обскурации. Это эпоха кризисов, гражданских войн, революций. Самое неприятное, что в этой фазе этнос теряет внутреннее единство, те

Моя хата с краю, ничего не знаю!
(Народная мудрость) В начале этой фазы этническая система восстанавливается и вновь обретает устойчивость. Энергии в этот период сравните

Развивать теорию этногенеза
Гумилёв говорил: «Я давно знаю, что такое пассионарность, и что в исторических категориях возможно применять работающие пассионарные подходы. И что решаются исторические проблемы с помощью моей кон

Развенчание мифов
До сих пор в нашем общественном сознании сохраняется множество разнообразных мифов и ложных представлений об истории России, её настоящем и будущем. Например, миф о том, что наша история, в отличие

О глобализации
  В связи с этим, заслуживает особого внимания вопрос о глобализации и о том, как этот процесс совместить с этногенезом. Сегодня под страшный каток глобализации уже попали многие стра

О мировом кризисе
  В последнее время многих ученых волнует вопрос о причинах мирового кризиса, острая фаза которого пришлась на 2008 – 2009 гг.. Чаще всего наблюдатели рассматривают только один, финан

О мере влияния людей на историю
А теперь от глобальных проблем вернемся к истории. Познакомившись с концепцией Гумилёва, читатель может задать вопрос. Так что же, если этногенез – это природный процесс, и все «идет само», выходит

О патриотизме и антипатриотизме. Маятник истории
  Гумилёв учил глядеть на историю «с высоты полета орла». Если, используя его метод, посмотреть на весь период надлома не только шире, но и под определенным углом зрения, мы увидим оч

Что впереди? Фазовый переход – процесс болезненный
Сегодня, судя по всему, российский суперэтнос переживает фазовый переход от надлома к фазе инерции. А смена фаз, как мы знаем, всегда протекает очень болезненно. Особенно если это фаза над

Библиографический список
1. Ачкасов В. А. Этнополитология – СПб.: Издательство С. – Петерб.ун-та, 2005. – 337 с. 2. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М.: Наука, 1990. – 224 с. 3. Горький

Словарь терминов
  1. Аберрация близости – преувеличение грандиозности недавних событий сравнительно с более ранними. 2. Антисистема – системная целостность людей с негативным

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги